Код #Статьи

27 июня, 2023

Как Product Owner влияет на разработку софта

Если разработчики софта решили перейти к гибким методам разработки и отказаться от поэтапного развития проектов, то без этого специалиста не обойтись.

Связующее звено между заказчиком и разработчиками. Кто такой Product Owner

Product Owner (PO) переводится как «владелец продукта». Этот специалист представляет интересы заказчика при разработке приложения или сайта. Он понимает, какие функции должны быть у продукта, и помогает команде внедрить их. Иногда в качестве Product Owner выступает сам клиент или назначенный им представитель. Но в современных командах, которые придерживаются принципов гибкой разработки и работают по методологии Scrum, есть отдельный специалист, который берет на себя ответственность за результат. 

Узнайте, как управлять продуктами с помощью гибких подходов семейства Agile: Scrum и Kanban на курсе Agile: Scrum и Kanban в работе над продуктом

Узнать больше

i

Scrum — одно из направлений Agile-методологии или методики гибкой разработки. В традиционном подходе приложение или сайт разрабатываются целиком, после этого продукт тестируется. А при использовании гибких методов разработка делится на циклы. Тестирование проводится после каждого этапа, в нем участвуют заказчик и потенциальная аудитория. Если обнаруживаются ошибки, то могут измениться функции продукта или стратегия развития проекта. 

Вовлеченность заказчика — главная особенность гибких методов разработки, в том числе Scrum. Product Owner как раз выступает связующим звеном между заказчиком и разработчиками. На протяжении проекта он постоянно взаимодействует с клиентом и направляет команду. Одна из его задач — понять, как работает бизнес, какие возникают проблемы, и разобраться, какие задачи должен решать разрабатываемый продукт.

«Владелец продукта» отвечает за:

  • Ценность продукта для бизнеса. Ему нужно быть и маркетологом, и бизнес-аналитиком, чтобы понять ожидания аудитории и предпринимателя, разобраться, какие функции будут полезны в приложении или на сайте, а какие только усложнят интерфейс.
  • Единое видение проекта внутри команды. Продакт оунер совместно с разработчиками подбирает технические приемы и инструменты для реализации продукта в рамках бюджета и дедлайнов. Он синхронизирует работу всех специалистов: кодировщиков, верстальщиков, дизайнеров, тестировщиков.
  • «Дорожную карту» и бэклог (ред.: регулярно обновляемый список задач для разработчиков). Специалист распределяет задания, выделяет приоритетные задачи, определяет краткосрочные цели (Product Goal) и отслеживает их выполнение.

С одной стороны продакт оунер следит, чтобы выгоды от внедрения продукта были выше стоимости разработки. С другой — это генератор идей. Именно он выдвигает предложения, как развивать проект, помогает формировать задачи и распределять их между членами команды. Во многом от навыков специалиста зависит каким будет конечный продукт и насколько он будет успешным.

Чем занимается Product Owner 

Чтобы понять роль продакт оунера в команде, для начала предлагаем разобраться, в чем разница между ним и менеджером проектов. 

Project Manager — это руководитель. Он распределяет задачи, следит, чтобы команда придерживалась графика и отвечает за качество продукта, а именно — за исправную работу функций и отсутствие ошибок в коде.

i

Project Manager — это больше про дедлайны и соблюдение правил. Product Owner — про содержание. 

Product Owner — один из членов команды. «Чужой среди своих». Работник компании, который отстаивает интересы клиента. Как и менеджер проектов, он ответственен за сам продукт. Но это больше не про дедлайны и соблюдение правил, а про содержание. Product Owner должен быть на одной волне с заказчиком и конвертировать его видение в техническое задание, которое нужно донести до участников команды. При этом он должен понимать возможности разработчиков, знать используемые подходы, чтобы изначально ставить реалистичные задачи. 

i

Функции Product Owner схожи с Product Manager. Некоторые IT-компании даже ищут сотрудников, которые смогут совместить оба направления.

Больше сходства у владельца продукта и продакт менеджера. Product Manager следит, чтобы работа выполнялась строго по техническому заданию (ТЗ). Owner смотрит на процесс разработки как бизнесмен и следит не столько за точным соблюдением ТЗ, сколько за тем, чтобы на выходе получить необходимый набор функций и пользу для целевой аудитории и бизнеса. Кстати, некоторые IT-компании ищут сотрудников, который смогут совмещать оба направления. 

Выходит, что Product Owner:

  • Общается с заказчиком. Специалист должен полностью погрузиться в особенности бизнеса, понять боли и разобраться, какие проблемы должен решать разрабатываемый продукт.
  • Формирует видение продукта и планирует стратегию его развития. На основе полученной информации от заказчика и маркетинговых исследований, специалист должен определить, как будет выглядеть веб-приложение, какие у него будут функции и цели.
  • Создает презентации для пользователей и акционеров проекта, собирает от них обратную связь, вносит изменения в техническое задание.
  • Составляет дорожную карту. Определяет цели и функции, вместе с командой выбирает методы и инструменты для разработки, определяет план развития и список задач, расставляет их в порядке важности и распределяет между членами команды.
  • Управляет бэклогами. Именно владелец продукта определяет, какие функции появятся раньше, а какие можно добавить позже. Он распределяет текущие задачи между разработчиками, направляет команду с учетом обратной связи от заказчиков и тестов, если нужно, меняет приоритетность задач.
  • Разрабатывает техническую документацию: пользовательские гайды, спецификации, модель монетизации для отдела маркетинга заказчика (инструкцию по привлечению и удержанию клиентов).
  • Оценивает результаты. PO тестирует продукт на каждом этапе разработки и определяет, получается ли следовать общему видению продукта или нужно что-то поменять. Фактически он отвечает за прогресс.
  • Обеспечивает коммуникацию между членами команды. От того, насколько хорошо общается команда, и как хорошо разработчики понимают друг друга, напрямую зависит результат.

Какие навыки нужно развивать Product Owner

Продакт оунер — посредник между клиентом, у которого есть видение продукта, но нет понимания, как все работает, и разработчиками, техническими специалистами, которым нужно четко сформулировать задачу. Поэтому для «владельца продукта» одновременно важны и soft, и hard skills.

Среди «мягких» навыков нужно развивать:

  • Коммуникабельность. Недостаточно просто быть общительным. Нужно уметь выслушать собеседника, проникнуться его проблемой, понять чувства. Иногда заказчик не совсем правильно понимает, для чего ему сайт или мобильное приложение. Продакт оунер должен разговорить клиента, узнать истинные желания и тонкости работы бизнеса. 
  • Личная харизма. Часто возникают ситуации, когда приходится искать компромиссы. Клиент может заказывать продукт, бесполезный для конкретного бизнеса или наоборот, экономить на функциях, без которых не обойтись. Продакт оунер должен помочь заказчику разобраться в технических тонкостях и показать, что разработчики на его стороне.
  • Лидерские качества. Насколько качественным получится продукт, во многом зависит от Product Owner. Это тот, кто мотивирует технических специалистов, вдохновляет и поддерживает темп работы.
  • Стрессоустойчивость. Критика со стороны клиента, ограниченный дедлайн, конфликты внутри команды — подобные ситуации будут возникать. И от того, насколько продакт оунер умеет перестраиваться сам и дипломатично решать разногласия, зависит судьба проекта.

В технических навыках продакт оунера важны:

  • Понимание тонкостей разработки. Владельцу продукта не нужно быть программистом, дизайнером, веб-разработчиком. Но нужно понимать, как все работает, какие инструменты использует команда, чтобы правильно планировать время, бюджет, распределять задачи.  
  • Навыки управления проектами. Управлять проектом — значит распределять задачи, следить за сроками, отслеживать общий прогресс работы над продуктом. Все это обязанности владельца продукта.
    Для управления проектами современные команды используют облачные платформы. Нужно уметь пользоваться хотя бы некоторыми из них. Популярные сервисы: Jira, Trello, Azure, Asana, Worksection.
  • Знание Agile и Scrum. Специальность Product Owner появилась в основном благодаря внедрению принципов гибкой разработки, известной как Agile. Основная концепция подобного подхода: отдавать больше свободы разработчикам, упрощать все процессы, ставить во главу угла результат, а не слепо следовать правилам или технической документации. Самое главное при таком подходе — создать рабочее программное обеспечение, которое принесет пользу заказчику и решит его проблемы.

Как стать Product Owner

Сегодня спрос на Product Owner только растет. Поэтому работодатели готовы платить таким специалистам зарплату на уровне программистов и даже выше. По информации recruitment.by, продукт оунеры могут рассчитывать на зарплату от 1 000$ до 6 000$. Но чтобы освоить специальность, не нужно разбираться в языках программирования и зубрить матчасть. При этом здесь быстрый карьерный рост — хороший специалист может рассчитывать на ставку миддла всего после нескольких месяцев стажировки.

Самостоятельно освоить профессию весьма сложно. Потому что Product Owner — это больше про коммуникацию. Специалист большую часть времени общается с заказчиками, командой, занимается планированием и тестами. И этому можно научиться только на практике.

Профессия относительно новая, поэтому пока еще не появились полноценные образовательные программы в вузах. Лишь некоторые зарубежные университеты вроде Стенфорда или Университета Миннесоты предлагают курсы повышения квалификации по направлениям Agile и Scrum. Крупные компании, например, Adobe, самостоятельно обучают специалистов для себя. Чаще всего функции продакт оунера выполняют переквалифицированные менеджеры проектов и даже кодировщики, которые берут на себя обязанность по общению с клиентами и управлению командой.

В Беларуси быстрее всего освоить профессию помогут курсы, при их выборе нужно обращать внимание на актуальность программ и наличие практики. А познакомиться с профессией можно с помощью литературы. Редакция Skillbox.by делится несколькими изданиями по гибким методам разработки, которые будут полезны не только новичкам: 

  • Джефф Сазерленд «Scrum Революционный метод управления проектами».
  • Роман Пихлер «Управление продуктом в Scrum».
  • Роман Пихлер «Agile продукт-менеджмент с помощью Scrum».
  • Лисса Адкинс «Коучинг agile-команд».
  • Саймон Синек «Начните с «Зачем».
  • Эндрю Стеллман и Дженнифер Грин «Постигая Agile Ценности, принципы, методологии».
  • Синди Альварес «Как создать продукт, который купят. Метод Lean Customer Development».
  • Мелиса Перри «Product Management без ошибок».

А чтобы разобраться в основах Scrum и Agile, понять концепцию, рекомендуем обратить внимание на следующие материалы: 

Осваивайте профессию «Продакт-менеджер» со Skillbox

Вы научитесь оценивать рынок, тестировать гипотезы и считать юнит-экономику. Поймете, как создавать MVP и находить точки роста. Сможете начать карьеру продакт-менеджера и создадите трек своего профессионального развития.

Забрать доступ