Разработка учебных программ с помощью ИИ: какие плюсы и минусы выявили исследования / Skillbox Media
В проектировании обучения с помощью нейросетей есть и слабые, и сильные стороны, которые стоит учесть педагогическим дизайнерам и методистам.
Содержание:
Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO»
Узнать большеВ последние два года было проведено множество научных исследований, посвященных влиянию генеративного ИИ на образовательный процесс. Филиппа Хардман, бывшая научная сотрудница Кембриджского университета и создательница системы проектирования обучения DOMS™️, обобщила основные выводы этих исследований. Она выделила как объективные риски, так и преимущества, связанные с интеграцией ИИ в педагогический дизайн. Эти находки подчеркивают важность осознанного подхода к внедрению технологий в образовательные практики и необходимость их адаптации к современным требованиям.
В данной статье мы рассмотрим наблюдения из исследований, выбранных Филиппой, сосредоточившись на менее очевидных преимуществах и недостатках нейросетей в контексте проектирования образовательных программ и разработки учебных материалов. Мы не будем углубляться в известные проблемы, такие как галлюцинации, риски информационной безопасности при использовании открытых нейросетей, а также вопросы этики и юридического регулирования. Вместо этого наша цель — проанализировать, как нейросети могут влиять на образовательный процесс и какие аспекты следует учитывать при их внедрении.
С какими рисками связано использование ИИ в проектировании образовательных программ
Недавние исследования выявили уязвимости искусственного интеллекта, которые необходимо учитывать при разработке обучающих систем на основе нейросетей. Эти слабые места могут повлиять на эффективность обучения и качество работы AI. Применение нейросетей в образовательных целях требует тщательного анализа и оптимизации, чтобы минимизировать риски и повысить результативность. При проектировании таких систем важно уделять внимание как техническим аспектам, так и этическим вопросам, связанным с использованием искусственного интеллекта.
Использование ИИ-инструментов в образовательном процессе позволяет значительно повысить эффективность проектирования обучения и упрощает его масштабирование. Однако исследователи подчеркивают, что ИИ-инструменты, действующие на основе готовых шаблонов, существенно ограничивают педагогических дизайнеров в их способности принимать самостоятельные методические решения. Это ставит под сомнение гибкость и адаптивность образовательных программ, что может негативно сказаться на качестве обучения. Важно находить баланс между автоматизацией и индивидуальным подходом в педагогическом дизайне для достижения наилучших результатов.
Исследования, проведенные учеными из Норвегии и Великобритании, показали, что инструменты, основанные на жестких фреймворках, стандартизирующих процесс проектирования обучения, ограничивают свободу действия методистов. Это создает ощущение «зажатости в рамках» и усложняет адаптацию учебных материалов к потребностям целевой аудитории. В то же время на рынке существуют более гибкие решения, такие как iLUKS и ChatCLD. Эти инструменты предлагают структуру, которая служит ориентиром для педагогических дизайнеров, но при этом предоставляет возможность свободно дорабатывать, уточнять и дополнять различные элементы образовательной программы. Гибкость таких инструментов способствует более эффективному и целенаправленному созданию учебных материалов, что важно для успешного обучения.
Чтение является важной частью нашей жизни и развития. Оно не только развивает интеллект, но и улучшает навыки письма, расширяет кругозор и углубляет понимание окружающего мира. Книги, статьи и блоги предоставляют нам возможность познакомиться с разнообразными мнениями и идеями. Они обогащают наш внутренний мир и способствуют личностному росту.
Регулярное чтение может существенно повысить уровень грамотности и критического мышления. Оно помогает лучше воспринимать информацию и анализировать её, что крайне важно в современном мире, где доступно огромное количество данных. Не стоит забывать и о том, что чтение способствует развитию воображения и креативности.
Кроме того, чтение может быть отличным способом расслабиться и отвлечься от повседневной рутины. Погружение в увлекательную историю или изучение новой темы помогает снять стресс и улучшить общее психоэмоциональное состояние.
Не упускайте возможность читать каждый день. Это не только обогатит ваши знания, но и станет полезной привычкой, которая принесет вам множество преимуществ в будущем.
Сравнение подходов к разработке курсов: педдизайнер с нейросетью против педдизайнера без неё. В современном образовании использование нейросетевых технологий становится все более популярным. Вопрос в том, сможет ли педдизайнер, опираясь на возможности нейросети, создать более качественный и эффективный курс по сравнению с тем, кто работает без ее помощи? Нейросети могут ускорить процесс анализа данных, адаптации контента и персонализации обучения, что в свою очередь может привести к созданию более интерактивных и увлекательных образовательных материалов. Однако, человеческий фактор, креативность и интуиция педдизайнера остаются важными аспектами при разработке курсов. Каковы реальные преимущества и недостатки обоих подходов? Это позволит глубже понять, как оптимизировать процесс создания образовательного контента в условиях современных технологий.
Исследования показывают, что искусственный интеллект часто генерирует контент, не учитывая методические принципы и специфику контекста. Например, исследование из Китая продемонстрировало, что планы уроков по математике, разработанные с использованием модели GPT-4, в 78% случаев нуждались в значительной корректировке для соответствия образовательным стандартам и уровню учащихся. Это подчеркивает важность ручной доработки материалов, созданных с помощью ИИ, для обеспечения их качества и соответствия образовательным требованиям.
Бельгийские исследователи выявили, что инструменты искусственного интеллекта в области образовательного дизайна скорее имитируют его принципы, чем применяют их для глубокого анализа и проработки контента. По мнению ученых, многие специалисты по проектированию обучения следуют рекомендациям ИИ без критической оценки, что негативно влияет на качество конечного продукта. Это подчеркивает важность осознанного подхода к использованию ИИ в образовательных процессах и необходимость сочетания технологий с педагогическим опытом для достижения эффективных результатов.
С помощью нейросетей можно получить первоначальный контент, который необходимо тщательно проверить на соответствие принципам педагогического проектирования. Такой контент требует значительной доработки. Таким образом, экономия времени, которую предполагают пользователи, может оказаться сомнительной или не столь значительной, учитывая время, затрачиваемое на проверку и исправление материалов.
Филиппа Хардман отмечает, что исследования в области работы педдизайнеров демонстрируют разнообразие мнений о роли творческого аспекта в их деятельности. С одной стороны, инструменты на основе искусственного интеллекта могут значительно помочь в генерации идей. С другой — существует риск автоматизации и стандартизации всех процессов. Если специалисты начинают чрезмерно полагаться на нейросети при принятии творческих решений, это может негативно сказаться на качестве конечного результата. Важно найти баланс между использованием технологий и сохранением индивидуального подхода в творческой деятельности.
Исследования, проведенные в США, показали, что педдизайнеры, активно использующие искусственный интеллект в своей работе, реже создают оригинальные задания для учеников по сравнению с коллегами, менее увлеченными нейросетями. Аналогичные выводы были сделаны в исследовании из Бельгии, где также отмечалось, что некритическое отношение к предложениям ИИ приводит к созданию учебных материалов, которые становятся однообразными и банальными. Это подчеркивает важность критического мышления и креативного подхода в образовательном процессе, особенно в эпоху активного внедрения технологий в обучение.
Генерация контента с помощью нейросетей может быть подходящим решением для создания стандартных и шаблонных учебных заданий и материалов. Однако, если вы стремитесь к оригинальности, важно использовать нейросети разумно. Они могут служить хорошим подспорьем в процессе мозговых штурмов с вашей командой, но окончательные идеи и концепции следует дорабатывать самостоятельно. В дальнейшем мы подробнее рассмотрим, как эффективно интегрировать нейросети в процесс создания учебного контента.
Используя нейросети, можно получить начальный текст, который требует детальной проверки на соответствие принципам педагогического проектирования. Этот процесс требует значительных усилий по доработке, что ставит под сомнение реальную экономию времени. Учитывая необходимость проверки и редактирования, итоговая экономия может оказаться незначительной.
Какую пользу приносит ИИ в проектировании обучения
Недавние исследования выявили ключевые направления, где генеративный искусственный интеллект может значительно улучшить педагогический дизайн. Удивительно, но многие из этих областей также сопряжены с определенными рисками. Причины этого кроются либо в противоречивых выводах самих исследований, либо в способах использования данных инструментов. Важно понимать, что для достижения максимальной эффективности необходимо тщательно подходить к внедрению генеративного ИИ, учитывая как его преимущества, так и потенциальные недостатки.
Искусственный интеллект значительно ускоряет процесс разработки учебных материалов. Исследования, проведенные в Корее, показывают, что использование ChatGPT позволяет сократить время, затрачиваемое на планирование уроков, на 65%. В свою очередь, китайские исследователи разработали ИИ-платформу TreeQuestion, предназначенную для генерации тестовых вопросов с множественным выбором, которая уменьшает время на создание тестов на 95%. Эти достижения подчеркивают потенциал ИИ в образовательной сфере, делая процесс обучения более эффективным и доступным.
Мы осознаём указанные риски и понимаем, что сокращение времени на создание учебного контента может негативно сказаться на его качестве, если не проводить проверку и редактирование материалов, сгенерированных искусственным интеллектом. В случае, если мы уделяем время на проверку и корректировку, возникает вопрос о реальной эффективности процесса: насколько существенно сокращается время подготовки материалов с учётом этих дополнительных затрат.
Искусственный интеллект значительно упрощает и масштабирует процесс оценки знаний и навыков учащихся. Автоматизация создания тестов экономит время преподавателей и позволяет проводить оценочные мероприятия с большей регулярностью, что, согласно исследованию из Китая, не снижает точность результатов. Для генерации высококачественных тестов исследователи рекомендуют использовать таксономию Блума в промптах. Однако преподавателям важно помнить, что вопросы, созданные нейросетью, должны соответствовать уровню учащихся и адекватно измерять достижение конкретных учебных целей. Таким образом, сочетание технологий и педагогического контроля может значительно повысить эффективность оценки образовательных результатов.
Персонализированное обучение представляет собой подход, при котором образовательный процесс настраивается в соответствии с уровнем знаний, опытом, интересами и предпочтениями ученика в отношении темпа и методов усвоения информации. Контекстуализация обучения является актуальным трендом в сфере обучения и развития (L&D), который также подразумевает адаптацию учебных программ, но с акцентом на особенности профессиональной среды. Это означает, что материалы и методы обучения подбираются с учетом конкретного контекста работы учащихся, что позволяет повысить эффективность усвоения знаний и их практического применения.
Эксперты в области образования подчеркивают, что искусственный интеллект (ИИ) открывает новые возможности для адаптивного обучения, которое настраивается под индивидуальный уровень учащегося. Совсем недавно проведенные исследования подтверждают эту точку зрения. Например, использование чат-ботов, адаптированных для различных групп учеников с помощью метода персон, привело к увеличению учебных результатов на курсе по работе с информацией на 29%. Данный эффект специалисты объясняют тем, что адаптированные объяснения, подсказки и задания обеспечивают более эффективное усвоение материала, в отличие от стандартного учебного контента. Адаптивные технологии, основанные на ИИ, могут значительно улучшить качество образования, предлагая персонализированный подход к обучению и повышая вовлеченность студентов.
Читать также:
Персонализация с использованием нейросетей на сегодняшний день представляется сложной задачей. Однако уже через год эта технология станет доступной и значительно упростит процесс адаптации контента под нужды пользователей. Нейросети открывают новые возможности для улучшения пользовательского опыта, и их интеграция в систему персонализации поможет создать более целенаправленные и релевантные предложения. В ближайшем будущем мы увидим значительный прогресс в этой области, что позволит бизнесам эффективнее взаимодействовать с клиентами и повышать уровень удовлетворенности.
Существует распространенное мнение, что искусственный интеллект не способен адаптировать материалы под специфический контекст. Однако это утверждение не совсем верно и зависит от настроек и степени вовлеченности человека в процесс. Например, для проектирования ученикоцентричного адаптивного обучения группа исследователей из США разработала фреймворк ARCHED. Этот фреймворк включает два инструмента на базе ИИ: один из них генерирует учебный контент, а другой оценивает его с точки зрения соответствия принципам педагогического дизайна и учебным целям, определенным в таксономии Блума. Человек при этом управляет всем процессом, настраивает параметры и принимает методические решения для адаптации программы под различные группы учащихся. Таким образом, ИИ может эффективно поддерживать образовательный процесс, при этом оставаясь под контролем преподавателя.
Филиппа Хардман утверждает, что многочисленные исследования подтверждают способность ИИ-чат-ботов и адаптивных систем обучения адаптироваться к потребностям учащихся в реальном времени. Эти технологии могут анализировать действия студентов и их текущие результаты, предоставляя обратную связь и предлагая соответствующий учебный контент, а также задания, которые соответствуют уровню сложности, необходимому для эффективного обучения.
Вопрос о рисках внедрения нейросетей часто включает утверждение, что они могут ограничивать креативность. Однако Филипп Хардман подчеркивает, что всё зависит от способа использования ИИ-инструментов специалистами. При грамотном подходе нейросети могут стать эффективными креативными помощниками, способными генерировать идеи, которые человек сам, возможно, не смог бы придумать. Правильное использование технологий ИИ открывает новые горизонты для креативности и инноваций, позволяя специалистам расширять свои возможности и находить нестандартные решения.
Исследования, проведенные в США, показывают, что мозговой штурм с использованием искусственного интеллекта способствует генерации на 47% более разнообразных идей по сравнению с традиционным мозговым штурмом в человеческой команде. Дополнительно, исследование выявило, что ChatGPT может предложить педагогам широкий спектр методов доставки контента и форм учебной активности, что значительно обогащает образовательный процесс. Использование ИИ в образовательной сфере открывает новые горизонты для создания эффективных и инновационных подходов к обучению.
Важно помнить, что использование предложений нейросетей не должно быть прямым и неосмысленным. Это может негативно сказаться на глубине и разнообразии образовательного опыта учащихся. Искусственный интеллект оказывается особенно полезным на начальных этапах проектирования образовательных курсов. В этом контексте педдизайнеры могут использовать ИИ для генерации идей новых курсов, предложений по заданиям и набросков учебных материалов. Исследования показывают, что такие инструменты позволяют сэкономить время и освободить когнитивные ресурсы, что дает возможность более тщательно оценивать полученные идеи, отбирать наиболее подходящие, дорабатывать их, интегрировать в единую концепцию и адаптировать под конкретный контекст обучения. Использование ИИ в образовательном процессе открывает новые горизонты для создания качественного и эффективного обучения.
Что нужно учесть, внедряя ИИ в проектирование обучения
Филиппа Хардман утверждает, что современные исследования показывают, что ожидания о революционном влиянии искусственного интеллекта на педагогический дизайн часто преувеличены. Тем не менее, невозможно игнорировать преимущества, которые нейросети могут предоставить в этой области. Искусственный интеллект эффективно справляется с определенными задачами и демонстрирует значительные результаты, при этом подчеркивая важные аспекты, где человеческий вклад остается незаменимым. Это подчеркивает необходимость сбалансированного подхода к интеграции ИИ в образовательные процессы, учитывая как его возможности, так и ограничения.
Для эффективного использования преимуществ искусственного интеллекта в педагогическом дизайне и минимизации рисков, которые могут негативно сказаться на качестве обучения, Хардман предлагает следующие рекомендации. Прежде всего, важно интегрировать ИИ в учебный процесс, обеспечивая его поддержку и дополнение, а не замену традиционных методов обучения. Также необходимо внимательно следить за качеством данных, используемых ИИ, чтобы избежать искажений в результатах. Кроме того, следует проводить регулярные оценки и тестирования, чтобы убедиться, что внедрение ИИ действительно способствует улучшению образовательных результатов. Важно также обучать преподавателей и студентов основам работы с ИИ, чтобы максимально эффективно использовать его возможности и минимизировать возможные недостатки. Педагогическим дизайнерам необходимо оставаться в курсе новых тенденций и технологий в области ИИ, чтобы адаптировать свои методы и подходы к меняющимся условиям образовательной среды.
- Развивать цифровую грамотность и навык промпт-инжиниринга — правильно составленные промпты повышают качество генерации на 58% по сравнению с базовыми.
- Избегать ИИ-инструментов, жёстко ограничивающих самостоятельность педдизайнера. Вместо них стоит выбирать гибкие решения, позволяющие дорабатывать и адаптировать выданный нейросетью результат.
- Поручать ИИ генерацию черновиков и вариантов, анализ больших объёмов данных, масштабирование обратной связи, адаптацию контента под разные группы учащихся и прочие рутинные задачи, которые стоит автоматизировать. А сэкономленное время уделять принятию творческих, методических и стратегических решений, в которых нейросети, в отличие от человека, несильны.
- Тщательно контролировать качество сгенерированных материалов, никогда не использовать их «как есть». Важно убедиться не только в отсутствии «галлюцинаций», но и в том, что контент соответствует методическим принципам, учебным целям, характеристикам целевой аудитории и контексту обучения.
- Уделять внимание разнообразию учебного контента, избегать излишней стандартизации.
- 5 навыков педдизайнеров, которые уже меняются из-за применения нейросетей
- 5 ошибок при внедрении ИИ-инструментов в обучение и развитие сотрудников
- 8 идей, как преподавателям и методистам использовать нейросеть Perplexity
- Сильные и слабые стороны ChatGPT в разработке онлайн-курса
- Как создавать онлайн-курсы с помощью нейросетей: реальные кейсы
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки разработки учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее