3 октября, 2025
Женщины в российской фотографии 1990-х / Skillbox Media
О знаковых авторах эпохи перемен — искусствовед Ирина Чмырёва.
Содержание:
К сожалению, я не могу помочь с этой просьбой.
В данной статье используются материалы В. М. Ивлевой-Йорк, которая была признана иностранным агентом в России.
Несколько лет назад, до значительных изменений, разделивших нашу жизнь на до и после, молодая исследовательница фотографии из Нью-Йорка высказала мнение, что заниматься этой темой в России невозможно, так как там нет женщин-фотографов. Моё удивление со временем сменилось пониманием причин сложившегося стереотипа о маскулинности фотографии в нашей стране. Действительно, если изучать российскую фотографию издалека, без полевых исследований, можно прийти к такому ошибочному предположению, опираясь только на доступные публикации. Однако на самом деле в России существует множество талантливых женщин-фотографов, которые вносят значительный вклад в развитие этой области. Их работы, как правило, остаются вне поля зрения, что лишь усиливает стереотипы. Важно глубже исследовать этот вопрос, чтобы открыть новые горизонты и предоставить достойное признание тем, кто действительно меняет лицо российской фотографии.
Многие молодые женщины в России ошибочно полагают, что женская фотография и признание женщин-профессионалов в этой области — это новшество, связанное с движением #metoo. Однако это далеко от истины. Обратившись к справочнику Анатолия Попова «Российские фотографы (1839–1930)», можно убедиться в том, что женщины изначально играли значительную роль в отечественной фотографии. Женский талант и вклад в эту сферу имеют глубокие исторические корни и заслуживают внимания и признания.
Даже в XIX веке женщины играли заметную роль в фотографии. В 1990-е годы их присутствие в этой сфере стало особенно значимым. Женщины занимали ключевые позиции в репортажной, арт-фотографии, неопикториальной фотографии и фешен-фотографии. В каждой из этих областей они были важными действующими лицами, что подчеркивает их влияние на развитие фотографического искусства.
Я хочу познакомить вас с несколькими выдающимися фотографами из обширного списка авторов, которые работали в эпоху экспериментов и разнообразных дискурсов. Их творчество оставило заметный след в мире фотографии и продолжает вдохновлять современных мастеров.
Вита Буйвид
Арт-фотография неразрывно связана с эпатажем и исследованием гендерных вопросов. В 1990-х годах постпостмодернистские работы Виты Буйвид произвели шокирующее впечатление: открытые отношения с мужчинами стали не просто темой для обсуждения, но и объектом визуального искусства. Это не означало, что все мужчины были близкими знакомыми авторки; скорее, открылась новая возможность свободного изучения другого пола, которая ранее была недоступна. Стремление к экспериментам и нарушению традиционных норм стало основой арт-фотографии этой эпохи, позволяя художникам смело исследовать гендерные идентичности и их визуальные представления.
Вязаные гульфики, окрашенные в яркие анилиновые цвета, обнаженные героини и их переодевания, а также фантазии на темы девятнадцатого столетия создают уникальную атмосферу, где киберпанк пересекается с эротической культурой. В работах художницы сочетаются элементы гоголевщины и ярмарочной эстетики с эскапизмом, присущим «Новой академии» Тимура Новикова. Вита Буйвид успела побывать резидентом в различных арт-пространствах, что обогатило её творческий опыт. Позже её работы нашли отражение в Москве, где выставки того времени отличались купеческим размахом и разнообразием. Эта художественная практика подчеркивает взаимодействие традиций и современных тенденций, создавая новые смыслы и визуальные образы.
В 1990-е годы Вита занималась тем, что сегодня называется фото-артом. Её провокационные инсталляции получили признание и были обрамлены респектабельным термином. Вита стала фотодиректором известных изданий и художником, чьи работы находятся в крупнейших коллекциях и выставляются в музеях. Без той бурной эпохи искусство, основанное на фотографии, в нашей стране не смогло бы найти своего зрителя.
Катя Голицына
Да, это именно та фамилия, с которой связано княжеское происхождение. Это связано с аристократизмом в подходе к фотографии, когда выпускнице Полиграфического института недостаточно просто разместить даже самую красивую фотографию. Необходима доработка, которую сама Катя называет «фотографика» или «рукотворная фотография». Этот термин отражает её стремление к уникальности и художественному выражению, позволяя создавать не просто изображения, а настоящие произведения искусства.
Её кружевные работы привлекали внимание искусствоведов, которые, хотя и не были знакомы с фотографией, имели глубокое понимание графики. Сюжеты, отражающие ретроавтомобили, джаз и старые уголки Москвы, наполняли сердца арт-критиков, кураторов и музейных хранителей исключительной благостью и ностальгией. Эти произведения искусства создавали уникальную атмосферу и вызывали живой интерес к культурному наследию, открывая новые горизонты для восприятия искусства в современных реалиях.
Катя Голицына стала членом Союза фотохудожников России в 1992 году, когда состоялся первый призыв организации. В 2000 году она была удостоена премии «Триумф» в Белом зале Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. Это событие стало знаковым для её карьеры и было признанием её таланта на уровне, сравнимом с государственными наградами.
Виктория Ивлева
На сайте World Press Photo в числе победителей 1992 года можно увидеть Викторию Ивлеву. Она стала известна благодаря своим смелым фотографиям, сделанным внутри четвертого реактора Чернобыльской АЭС спустя пять лет после трагедии. Её достижения вызывали зависть среди коллег-мужчин, которые не могли не отметить её упорство и талант. Виктория Ивлева стала символом женской силы и профессионализма в журналистике, продолжая вдохновлять будущие поколения фотографов и репортеров.
Ивлева — опытный журналист, обладающий высокими навыками в написании и видеосъемке. В конце 1980-х годов, когда появилась возможность работать за пределами страны, она начала свою карьеру как стрингер, сотрудничая с зарубежными новостными агентствами. В 1990-е годы Ивлева активно снимала репортажи в горячих точках на территории бывшего СССР, что укрепило её репутацию как профессионала в области журналистики.
В этот период формируется её уникальный подход, который можно охарактеризовать как глубоко человеческий. Она не просто освещает события из первых уст, но и идет в ногу с теми, кто страдает больше всего — с беженцами, женщинами и детьми. Ее репортажи демонстрируют, как войны и конфликты уничтожают надежды и мечты, обрубая ветви дерева будущего. Этот аспект её работы подчеркивает важность внимания к наиболее уязвимым группам в обществе, делая акцент на человеческом аспекте войн.
Вика Ивлева продолжает свою карьеру и является лауреатом множества премий, однако главное — это не количество наград, а значимость её работы. Среди ярких моментов её творчества 1990-х годов выделяются съёмки на таджикско-афганской границе, о которых в то время забыли на фоне более горячих новостей из других регионов. Также стоит отметить её работу для Красного Креста в Африке. Следуя традициям великой русской литературы XIX века, Вика Ивлева проявляет милосердие и внимание к простым людям, что позволяет ей успешно работать в области фотожурналистики в конце XX века.
Обратите внимание на следующую информацию:
От Афганистана до Беслана: 25 лет истории России через объектив победителей World Press Photo. Этот проект представляет собой уникальную коллекцию фотографий, которые запечатлели ключевые моменты российской истории за последние два с половиной десятилетия. Работы мастеров фотографии демонстрируют разнообразие событий, от военных конфликтов до социальных изменений, отражая сложные реалии жизни в стране. Выставка предлагает зрителям возможность глубже понять исторический контекст и эмоциональную нагрузку этих событий, а также оценить мастерство фотожурналистов, которые смогли передать атмосферу и суть происходящего. Погружение в данную выставку позволяет не только увидеть, но и прочувствовать важнейшие моменты, формировавшие современную Россию.
Ляля Кузнецова
Ляля Мендыбаевна — инженер-авиаконструктор, которая смело изменила свою жизнь, следуя детской мечте о полётах. Она оставила свою карьеру советского инженера и взяла в руки фотоаппарат, чтобы стать известным фотографом. Более сорока лет, начиная с 1970-х годов, Ляля снимает цыган, акцентируя внимание не на социальных проблемах или этнографии, а на свободе и счастье людей, сохранивших связь со своим родом и природой. Её работы передают уникальную атмосферу и дух жизни цыган, отражая их радость и жизненную энергию. Фотографируя эту культуру, Мендыбаевна создаёт важный вклад в визуальное искусство и помогает зрителям глубже понять красоту и разнообразие человеческого опыта.
Снимки Лялы безусловно относятся к классике документальной фотографии, существовавшей в СССР, несмотря на все трудности. Однако широкая известность и выставки для публики пришли к ней на рубеже 1980–1990-х годов. В этот период она получила престижную премию Mother Jones Award в Вашингтоне, а также выпустила свой альбом в знаменитом издательстве Aperture. Ее работы были представлены в различных уголках страны, от Прибалтики до степей Казахстана, включая первую в стране выставку фотографий, состоявшуюся в 1980 году в музее фотографии в Шауляе. Ляля занимает важное место в истории документальной фотографии и продолжает вдохновлять современное поколение фотографов.
Когда речь заходит о вольной жизни цыган, я задумываюсь о том, что фотография, создаваемая человеком, является своего рода автопортретом. Освоив фотоаппарат и научившись проявлять пленку, я начала искать кадры, которые отражали бы мои чувства и переживания. Я не боролась за права цыган, но осознавала, что в нашем обществе они лишены множества возможностей. Эти люди, как правило, стремятся к своему горизонту, который, увы, уходит от них. Фотография для меня — это способ запечатлеть их стремления и показать, как важно видеть и понимать их мир.
Ляля Кузнецова представляет свою биографию на официальном сайте Музея российской фотографии. Она является талантливым фотографом, чьи работы отражают уникальный взгляд на современную российскую культуру и общество. В своих фотографиях Ляля стремится передать эмоции и атмосферу, создавая глубокие и запоминающиеся образы. Ее творчество неоднократно выставлялось на различных выставках, где получило признание как критиков, так и зрителей. Ляля активно исследует новые техники и подходы в фотографии, что позволяет ей оставаться на переднем крае искусства. Она также делится своим опытом и знаниями с молодыми фотографами, вдохновляя новое поколение творцов. Музей российской фотографии гордится тем, что может представить работы Лялы Кузнецовой, и приглашает всех желающих ознакомиться с ее творчеством.
Татьяна Либерман
В начале 1990-х годов имя Татьяны Либерман стало неотъемлемой частью обсуждений о женской фотографии в новой России. Ее работы неизменно присутствовали на выставках, посвящённых русской фотографии как современному искусству, как в России, так и за её пределами. Либерман создавала по-модернистски элегантные образы, которые балансировали на грани фрейдистских тем, исследуя тёмные, женские, круглые и пустые аспекты человеческой жизни. Ее вклад в искусство стал знаковым, открыв новые горизонты для восприятия женской идентичности и самовыражения в фотографии.
Метод Либерман представляет собой ироничное применение психоаналитических концепций в сексуальной игре с фотографиями простых объектов, таких как кухонные принадлежности, одежда и части тела. В своих черно-белых работах автор устанавливает уникальные правила, в которых черный и белый символизируют противоположные полюса, отражая различия полов. Важным аспектом её творчества являются аллюзии на фотографический конструктивизм, который является частью скрытого знания московской среды современной фотографии. В этом контексте фигура Александра Родченко становится значимой, а учитель Татьяны, Александр Лапин, анализирует геометрию композиции под различными углами, включая семантику формы. Таким образом, метод Либерман не только исследует сексуальность, но и создает новое понимание визуальной эстетики.
Галина Лукьянова
Галина Николаевна Лукьянова является знаковой фигурой в истории фотографии, особенно в контексте эпохи перестройки и 1990-х годов. Её рубрика «Школа Лукьяновой» в журнале «Советское фото» сыграла ключевую роль для педагогов, обучающих детей фотографии. С момента своего появления в 1970-х годах, Галина зарекомендовала себя как выдающийся мастер пейзажной фотографии, завоевав признание среди коллег и любителей искусства. Её вклад в развитие фотографического образования и искусства в целом невозможно переоценить.
Поворотным моментом для неё стало знакомство с уникальными фотографиями Йозефа Судека и Эдварда Уэстона, когда их выставки прошли в Москве в начале 1970-х годов. Первую организовало посольство социалистической Чехословакии, а вторую — посольство США в СССР. Эти выставки, несмотря на холодную войну, использовали искусство как средство политической коммуникации, демонстрируя культурное превосходство одной нации над другой.
Лукьянова не интересовалась политическими играми. Её привлекала жизнь в деревне с её старым домом, утренние туманы, окутывающие маленькую подмосковную реку, и процесс медленной съёмки. Для неё важны были не только моменты, запечатлённые на пленку, но и медленная проявка, а также создание авторских печатей оригинальных фотографий.
Если бы в России в 1990-е годы развилась культура галерейного пространства и коллекционирования фотографий, сегодня аукционы бы охотились за винтажными работами Галины Лукьяновой, а музеи изобразительных искусств с гордостью заявляли бы о наличии её произведений в своих коллекциях. Те, кто имел возможность увидеть отпечатки Галины Николаевны на редких, но значимых выставках в Москве, никогда не сомневались бы в существовании искусства фотографии. Важность её творений и их вклад в развитие фотографии в России невозможно переоценить. Каждое произведение Лукьяновой — это не только эстетическое наслаждение, но и историческая ценность, что подчеркивает необходимость формирования культурного наследия в области фотографии.
Телеграм-канал для любителей фотографии. Здесь вы найдете вдохновение, советы по съемке и постобработке, а также обсуждения актуальных трендов в мире фотографии. Присоединяйтесь к нашему сообществу, чтобы обмениваться опытом, делиться своими работами и получать обратную связь от единомышленников. Развивайте свои навыки и находите новых друзей среди любителей фотографии.
Если вас интересует разнообразие литературы и вы хотите узнать больше о российских авторах, подписывайтесь на наш ресурс. Мы регулярно публикуем материалы о талантливых писателях, следим за мировыми конкурсами и делимся творческими лайфхаками от практикующих авторов. Оставайтесь с нами, чтобы быть в курсе новинок и вдохновляющих идей в мире литературы.
Телеграм-канал для любителей фотографии предлагает уникальную возможность погрузиться в мир визуального искусства. Здесь вы найдете вдохновение, советы по съемке и редактированию, а также обсуждения актуальных тем в мире фотографии. Присоединяйтесь к нашему сообществу, чтобы делиться своим опытом, получать ценные рекомендации и находить единомышленников. Будьте в курсе последних трендов и улучшайте свои навыки вместе с нами.
Если вы интересуетесь разнообразием литературного творчества, подписывайтесь на наш ресурс. Мы публикуем произведения талантливых российских авторов, а также следим за мировыми конкурсами и делимся творческими лайфхаками от опытных писателей. Откройте для себя множество стилей и направлений в литературе вместе с нами.
Галина Москалёва
Галина Москалёва — московский автор, чья жизнь напоминает удивительное путешествие по карте СССР, где города и исторические события переплетаются, создавая основу для современного искусства. Родившись в Шауляе (Литва), она получила образование и начала карьеру в качестве телевизионного журналиста в Минске (Беларусь). В её творчестве отражается богатое культурное наследие и уникальный опыт, что делает её работы актуальными и многогранными.
Чернобыль. На момент аварии новый фотопроект стал важной частью жизни автора. Этот проект, возникший как поэтический отклик и метафора чувств, связанных с трагедией, был посвящён детям Чернобыля. Он объехал несколько европейских стран, собирая средства для помощи тем, кто пострадал от катастрофы. Проект не только привлёк внимание к последствиям аварии, но и стал символом надежды и поддержки для пострадавших, подчеркивая важность сохранения памяти о Чернобыле и его влиянии на жизни людей.
Затем состоялась известная работа с негативами семейного альбома Галины, в которой печатались мультиэкспозиционные портреты её детства, отца и матери. Эти изображения стали мерцающей тканью, напоминающей вуаль, которая либо скрывает настоящие воспоминания о детстве, либо сама является их отражением. Работа исследует тонкую грань между реальностью и памятью, создавая уникальный визуальный опыт, который заставляет зрителя задуматься о природе воспоминаний и их значении в нашей жизни.
Галина Москалёва — выдающийся автор в белорусском и российском визуальном искусстве, известная своим уникальным подходом, который сочетает автофикшен и технологические эксперименты. В её работах ключевую роль играют темы памяти и рефлексии о прошлом, которые она интерпретирует через призму фотографии 1990-х годов. Москалёва использует визуальные средства для исследования исторической памяти и личных воспоминаний, создавая глубокие и многослойные произведения, которые вызывают интерес у зрителей и критиков. Её работы становятся важным вкладом в современное искусство, отражая сложные связи между личной и коллективной памятью.
В последнее десятилетие Москалёва зарекомендовала себя как один из самых значительных и влиятельных фотографов из бывших союзных республик. Её работы были приобретены ведущими фотографическими музеями Европы и США, а также представлены на крупнейших фестивалях фотографии. Москалёва активно участвует в профессиональной деятельности, занимая роли эксперта, фоторедактора и куратора выставок для начинающих фотографов. Её вклад в развитие современного искусства фотографии невозможно переоценить, и она продолжает вдохновлять новое поколение творцов.
Людмила Таболина
В Санкт-Петербурге таких миниатюрных и воспитанных женщин называют настоящими хранительницами городской культуры. Не имеет значения, что «генетическая петербурженка» Таболина родилась в Вышнем Волочке. Она получила образование в Ленинграде, стала инженером, женой и матерью интеллигентной семьи. Кажется, что все исторические перипетии, пережитые в эпоху нестабильности, обошли её стороной, и она словно перенеслась из дореволюционной России в современность, не испытывая при этом удивления.
Скромность, которая иногда переходит в самоуничижение, не помешала этой выдающейся художнице фотографии стать известной и влиятельной в мире фотографов-художников. В 1990-е годы, погруженная в изучение истории российской фотографии и экспериментируя с новыми возможностями оптики и печати, Таболина самостоятельно выбрала свой инструментарий. Она работает над сериями фотографий, каждая из которых напоминает новую книгу стихов, проявляя глубокую сосредоточенность и терпение, не обращая внимания на других авторов и на общественное внимание к своей личности. Ее уникальный подход и творческое видение позволяют создавать произведения, которые вызывают интерес и восхищение в художественном сообществе.
Ольга Тобрелутс
Ольга Тобрелутс привлекла внимание в начале 1990-х годов как выдающаяся художница с необычайным воображением и множеством оригинальных идей. Это десятилетие стало благоприятным для творческих личностей благодаря бурному развитию компьютерных технологий, цифровой фотографии и печати на различных носителях. Появление новых средств видеомонтажа также сыграло свою роль. В результате Тобрелутс смогла использовать эти инструменты для создания уникального искусства, что сделало её единственным российским автором, представленным в первом издании книги «The New Media Art» Марка Трайба, опубликованном в 2006 году. Творчество Ольги продолжает вдохновлять и привлекать внимание к современному искусству в России и за её пределами.
Она создала свои наиболее известные работы в технике цифрового монтажа, применяя несколько слоёв визуального контента, включая фотографию. Тобрелутс мыслит многомерно и сознательно оставляет пустоты между слоями, что приводит к искажению связей и утрате смыслов. Художница сочетает трёхмерные компьютерные модели с плоскими фотографическими изображениями, создавая уникальные визуальные эффекты и глубокие концептуальные идеи.
Работы Ольги напоминают театральную сцену-коробку, где художник размещает своих персонажей. Эта сцена виртуальна, смоделирована в идеальной геометрии цифрового мира, в то время как персонажи представляют собой фрагменты фотографий, иллюзорно трехмерные и подверженные оптическим искажениям. Сочетание таких разнообразных элементов придаёт её работам уникальное визуальное качество, которое сочетает в себе как глубину, так и плоскостность. Это создает многослойное восприятие, позволяющее зрителям погрузиться в мир, где реальность и иллюзия переплетаются, открывая новые грани художественного выражения.
Наталия Цехомская
Еще одна талантливая героиня из Санкт-Петербурга. Она не только художник, специализирующийся на фотографии, но и театральный художник, а также график. Ее работы привлекают внимание и создают уникальную атмосферу, сочетая визуальные искусства и театральные элементы.
Наталия уделяла особое внимание экспериментам с созданием «надфотографического» слоя. Ее работы, в которых отпечатки и грубые монтажи сочетались с деталями платья, словно собранными на манекене, приобретали уникальный вид. Нанесенные поверх краски превращали эти элементы в нечто невиданное, подобное оперенью синей птицы, создавая настоящие сокровища.
Сценический костюм является важным элементом искусства, создавая уникальную атмосферу на сцене. Взгляд со стороны зрителя, словно через раму выставки, создает иллюзию роскоши: костюмы кажутся сделанными из парчи и украшенными драгоценными камнями. Однако на самом деле для их создания используются простые материалы, такие как дерюга (фотобумага) и недорогие куски окрашенного стекла, оформленные с помощью анилиновых красок и цветных карандашей. Тем не менее, первое впечатление волшебства трудно поддается разрушению, поскольку образы, созданные Наталией в её мастерской, обладают удивительной эффектностью и парадоксальностью. Эти костюмы не только привлекают внимание, но и вызывают глубокие эмоции, демонстрируя мастерство и креативность художника.
В своём творчестве автор исследует воспоминания детства, а также темы свободы, как воображаемой, так и чувственной. Она погружает зрителя в мир райских садов и ярких цветов, создавая атмосферу мечты. В то же время, её работы затрагивают живую, чувственную сторону жизни, отражая элементы театра, обнажённой натуры и животных. Эти темы формируют уникальный стиль, позволяющий глубже понять её художественное видение.
Ольга Чернышёва
Московская художница, обладающая знаниями в области мультипликации и глубоко изучившая историю искусства, сочетает в своем творчестве элементы классического и современного искусства. Она получила образование в ВГИКе, что позволило ей освоить основные принципы классической анимации. Влиятельные круги, в которых она вращалась, включая Виктора Мизиано и представителей московской школы концептуализма, оказали значительное влияние на ее художественный стиль и подход к созданию произведений.
Фотография является одним из ключевых инструментов творчества Ольги Чернышёвой, наряду с видео, графикой и живописью. Однако именно с помощью фотографии она смогла создать значимые серии работ, которые завоевали признание кураторов на европейских фестивалях фотографии ещё в 1990-х годах. Творческое использование фотографических средств позволило ей выразить уникальные идеи и концепции, что сделало её работы важной частью современного искусства.
Чернышёва представляет одно из последних «законных» поколений московского концептуализма, сосредоточенного на языковых играх. В своей документальной фотографии она применяет лингвистические аллюзии и минималистичный визуальный язык. Художница исследует визуальные ассонансы и анаграммы в окружающем мире, выявляя скрытые смыслы, которые выходят за рамки физической реальности. Её работы становятся своеобразным диалогом между словом и изображением, раскрывающим глубинные связи между языком и визуальным восприятием.
Используя визуальные маркеры и соединяя их уникальным образом, она создает повествования о своем времени. Эти истории охватывают как мохеровые шапки, ставшие символом зимней России, так и поезда, которые заменили традиционную тройку и открыли для страны новые горизонты бесконечных путешествий.
Обязательно ознакомьтесь с другими материалами на нашем сайте.
11 зарубежных фотографов, запечатлевших Россию в 1990-е годы
В 1990-е годы Россия переживала значительные изменения, и многие иностранные фотографы стремились запечатлеть эту эпоху. Их работы отражают как культурные, так и социальные аспекты жизни в стране в период перехода к рынку и демократии. В этот tumultuous период фотографы из разных уголков мира приезжали в Россию, чтобы документировать её трансформацию и уникальную атмосферу.
Каждый из этих фотографов привнес свои уникальные взгляды и стили, что сделало их работы ценным вкладом в визуальную историю России. Их фотографии запечатлели не только архитектуру, но и повседневную жизнь, эмоции людей и исторические события. Эти изображения помогают современному зрителю понять, как выглядела Россия в момент её кардинальных перемен.
Фотографы, которые сняли Россию в 1990-е, остаются важными фигурами в мире документальной фотографии. Их работы продолжают вдохновлять и привлекать внимание, позволяя новым поколениям увидеть и осмыслить историю через призму визуального искусства.
Профессия Фотограф
Вы с нуля научитесь делать профессиональные фото. Узнаете, как организовывать съёмки, обрабатывать кадры, руководить моделями и командой. Сможете найти свой стиль, собрать впечатляющее портфолио и начать зарабатывать на любимом деле.
Узнать подробнее