EdTech #Статьи

3 октября, 2025

4 возражения против внедрения внешних онлайн-курсов в программы вузов / Skillbox Media

Разбираем типичные аргументы против — и что думают о них представители университетов, которые всё-таки используют курсы EdTech-платформ.

Содержание:

    Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO»

    Узнать больше

    Некоторые университеты активно интегрируют онлайн-курсы от крупных EdTech-платформ в свои образовательные программы, что позволяет им расширить доступ к знаниям и повысить гибкость обучения. Однако многие учебные заведения проявляют скептицизм по отношению к этой практике, считая, что традиционные методы обучения обеспечивают более качественный образовательный процесс. Это мнение разделяют и некоторые преподаватели, которые опасаются, что онлайн-формат может негативно сказаться на уровне усвоения материала студентами. Причины такого различия в подходах к онлайн-образованию могут быть связаны с различными аспектами, включая качество контента, уровень взаимодействия между преподавателями и студентами, а также необходимость адаптации учебных планов к новым форматам обучения. Важно учитывать, что современные тенденции в образовании требуют от университетов поиска оптимального баланса между традиционными и инновационными методами, чтобы обеспечить студентам максимально эффективное обучение.

    Отношение к использованию внешних курсов в образовательных программах может варьироваться и зависит не только от недоверия к онлайн-формату или продуктам EdTech-платформ, но и от различных убеждений и опасений. Эти вопросы хорошо известны менеджерам EdTech-компаний, которые часто сотрудничают с университетами. Мы собрали наиболее распространённые опасения и предложили комментарии от представителей вузов, которые интегрируют внешние онлайн-курсы в свои учебные планы. Важно отметить, что обоснованность этих опасений во многом зависит от тематики курсов, методов их интеграции в учебный процесс и имеющихся ресурсов университета. Использование внешних курсов может стать эффективным дополнением к традиционному обучению, если подходить к этому вопросу с учетом всех нюансов.

    Перед тем как рассмотреть возможные возражения, важно понять суть практики, о которой идет речь. Университет получает доступ к курсам на EdTech-платформе, иногда запрашивая их адаптацию под свои нужды, а иногда приобретая стандартные варианты. Эти курсы затем открываются для студентов, позволяя им изучать определенные предметные дисциплины или даже целые дисциплины. В последнем случае EdTech-платформа предлагает не только заранее записанные модули, но и организует синхронные занятия с преподавателями-экспертами, а также проводит аттестацию студентов. Таким образом, университеты могут эффективно интегрировать онлайн-обучение в свои образовательные программы, предоставляя студентам современные и гибкие возможности для освоения материала.

    Организация обучения с использованием электронных и дистанционных образовательных технологий имеет законную основу, предусмотренную статьёй 16 закона «Об образовании в РФ». Учебные заведения имеют право применять эти методы, что позволяет им эффективно использовать сетевую форму организации образовательных программ, согласно статье 15 указанного закона. Это открывает новые горизонты для образовательного процесса, позволяя студентам получать знания в удобном формате.

    Проблема потери нагрузки и оплаты действительно актуальна, отмечает Дмитрий Постельник, бывший руководитель Цифровой кафедры МИСиС. С опытом работы заведующим кафедрой в нескольких вузах и деканом факультета, он хорошо понимает внутренние тенденции. По его мнению, данная проблема возникает, когда онлайн-курсы заменяют массовые и простые для преподавания дисциплины, которые преподаватели уже имеют в готовом виде (лекции, презентации), и которые не требуют частого обновления. Преподаватели не хотят терять свою нагрузку, так как это напрямую влияет на их доход и профессиональную стабильность.

    Онлайн-курсы часто внедряются в программы высшего образования исключительно как дополнительные учебные материалы для самостоятельного изучения студентами, а не как полноценная замена обязательным компонентам, таким как лекции и лабораторные занятия. Это позволяет сохранить прежнюю преподавательскую нагрузку. Дмитрий отмечает, что это самый простой способ оформления учебного процесса. В программах высшего образования существуют строгие требования к количеству часов контактной работы. Понятно, что заранее записанные асинхронные лекции не могут быть засчитаны как контактные часы. Однако проблема заключается в том, что даже синхронные вебинары с преподавателями EdTech-платформ не всегда могут быть признаны проректорами по учебной работе в качестве контактных часов. Оптимизация интеграции онлайн-курсов в учебный процесс требует внимательного подхода к соблюдению всех образовательных стандартов.

    Фото: jacoblund / iStock

    Существуют обстоятельства, при которых замена традиционных лекций и практических занятий на внешние онлайн-курсы становится необходимой. Для преподавателей это может быть не только облегчением, но и преимуществом. Особенно это касается дисциплин, которые имеют низкий интерес среди преподавателей. Дмитрий Постельник отмечает, что такие ситуации возникают из-за сложности, специфики предмета или необходимости постоянного обновления учебной программы. В таких случаях внедрение онлайн-курса может стать эффективным решением для заведующих кафедрами, позволяя преподавателям сосредоточиться на более актуальных темах и не терять в качестве образовательного процесса.

    Сергей Кульпин, заместитель директора по образованию в Школе государственного управления и предпринимательства ИнЭУ УрФУ, выделил одну из ключевых причин для внедрения партнёрских онлайн-курсов. Эта причина заключается в том, что интеграция таких курсов не отвлекает преподавателей от их основной работы. Внедрение онлайн-курсов становится особенно актуальным при введении новых дисциплин, для которых в вузе еще не сформированы достаточные компетенции, отвечающие современным требованиям и новациям в различных отраслях экономики. Это позволяет образовательным учреждениям оперативно реагировать на изменения в рынке труда и предлагать актуальные и востребованные знания.

    Онлайн-курсы представляют собой эффективное решение, когда преподаватели перегружены, а учебным заведениям не хватает ресурсов для традиционного обучения. Это особенно актуально для крупных университетов с популярными направлениями. В таких условиях преподаватели могут избежать недовольства, так как онлайн-формат позволяет оптимизировать учебный процесс и обеспечить доступ к знаниям для всех студентов.

    Анастасия Пенязь, методист образовательных программ в Skillbox Holding и преподаватель ИОТ «Школа Икс» ДГТУ, подтверждает актуальность использования EdTech-платформ в высшем образовании. Она отмечает, что такие платформы предлагают разнообразные решения для интеграции онлайн-курсов в учебный процесс. Например, можно заменить часть программы дисциплины, используя только лекционные материалы, что позволяет преподавателю организовать занятия по принципу перевёрнутого класса. В то же время возможно заменить контактные часы синхронными вебинарами с экспертами из EdTech-платформ, что также способствует улучшению взаимодействия со студентами. Аттестация может быть организована в различных форматах, что предоставляет вузам гибкость в выборе наиболее подходящих методов. Основное внимание должно быть уделено потребностям и возможностям конкретного учебного заведения, что позволяет максимально эффективно интегрировать современные образовательные технологии в учебный процесс.

    В крупных университетах прием на популярные специальности зачастую превышает реальные возможности учебного заведения, кафедр и преподавателей. На цифровых кафедрах количество студентов, одновременно изучающих одну дисциплину, может достигать нескольких сотен. Это создает серьезные проблемы, так как преподавателей катастрофически не хватает для такой нагрузки, а университеты не имеют достаточного количества компьютерных аудиторий. В таких условиях онлайн-курсы становятся отличным решением, позволяя студентам получать качественное образование независимо от ограничений традиционного обучения.

    Дмитрий Постельник отмечает, что для преподавателей может быть выгоднее заменить традиционные живые лекции на онлайн-курсы в своих учебных дисциплинах, при условии правильной организации остальной нагрузки. Лекции представляют собой наименее выгодную форму занятий с точки зрения оплаты, поскольку они проводятся в поточном режиме, и лектору оплачивается только один час работы, независимо от количества студентов. Это делает онлайн-формат более привлекательным для преподавателей, позволяя им оптимизировать свое время и ресурсы.

    Фото: SeventyFour / iStock

    Проведение занятий для нескольких учебных групп более выгодно, чем работа с одной большой группой, так как это позволяет преподавателю увеличить количество аудиторных часов. Замена лекций на онлайн-курсы способствует увеличению объема практической работы преподавателя с группами. В результате, преподаватель сможет сохранить уровень своей оплаты.

    Светлана Калмыкова, директор Центра открытого образования Санкт-Петербургского политехнического университета (СПбПУ), подчеркивает, что мнение и опыт показывают: преподаватели не теряют свою учебную нагрузку, а в некоторых случаях она может даже увеличиться. Однако формат преподавания меняется. Преподавателям следует уделять меньше времени лекциям и теоретическим материалам, при этом увеличивая долю практических и интерактивных занятий. Это позволяет более эффективно вовлекать студентов в процесс обучения и способствует лучшему усвоению материала.

    Существуют и другие административные методы оптимизации преподавательской нагрузки, включая замену части занятий внешними онлайн-курсами. Несколько наших собеседников из различных университетов отметили, что преподавателя назначают куратором, который отвечает за сопровождение учебного процесса, консультирование студентов и взаимодействие с провайдером онлайн-курса. Эта роль является действительно важной и не носит формальный характер, что подчеркивает значимость поддержки студентов в их обучении.

    Внешние онлайн-курсы становятся незаменимым инструментом в условиях неравномерной преподавательской нагрузки в течение учебного года. Пример Дмитрия Постельника, бывшего декана одного из факультетов, иллюстрирует это. На его факультете обучалось несколько тысяч студентов-заочников, изучающих высшую математику. Эти студенты посещали университет всего дважды в год для сдачи экзаменов, что значительно увеличивало потребность в преподавателях в этот короткий период. «Если рассмотреть преподавательскую нагрузку, становится очевидным, что мне понадобилось бы много специалистов по математике, которые могли бы работать лишь два раза в году», — отмечает Постельник. В связи с этим, организация учебного процесса для заочников с помощью EdTech-платформы представляется более целесообразной. Эти платформы могут эффективно проводить как сам учебный курс, так и аттестацию, что позволяет оптимизировать ресурсы и улучшить качество образования.

    Многие люди считают, что онлайн-курс представляет собой лишь набор записанных лекций, которые можно просматривать в удобном темпе, что часто приводит к постоянному откладыванию обучения. Однако такое восприятие не отражает всей сути онлайн-курсов. На самом деле, качественные онлайн-курсы предлагают интерактивные элементы, задания и поддержку от преподавателей, что способствует более эффективному усвоению материала и повышает мотивацию обучающихся. Поэтому важно рассматривать онлайн-курсы как полноценный образовательный процесс, а не просто как возможность смотреть видео в любое время.

    Курсы обучения могут включать как теоретический материал, так и практические задания с установленными дедлайнами, которые подлежат проверке. Важно отметить, что в конце курса всегда проводится оценка знаний. Университеты, учитывая свои потребности и бюджет, интегрируют в учебные программы партнерские курсы, которые могут содержать задания, синхронные вебинары или итоговые практические проекты. Тем не менее, финальная проверка знаний является обязательным элементом. Современные системы управления обучением (LMS) позволяют эффективно отслеживать процесс обучения студентов, что способствует повышению качества образования и результативности курсов.

    Фото: Ridofranz / iStock

    На нашем портале доступна информация о вовлечённости студентов, включая данные о просмотренных материалах и частоте посещений. При выявлении низкой вовлечённости преподаватели информируют студентов об этом. Каждый месяц мы централизованно собираем и анализируем данные по всем дисциплинам, использующим онлайн-курсы, и публикуем результаты по успешности освоения курсов студентами для преподавателей. Это позволяет оптимизировать процесс обучения и повысить качество образовательного контента, что особенно важно для эффективного использования онлайн-обучения.

    Внедрение онлайн-курсов в образовательную программу требует организации систематического контроля и поддержки студентов. Просто предоставив доступ к курсу, можно столкнуться с низким уровнем вовлеченности, так как многие студенты не воспринимают это всерьез. Для эффективного онлайн-обучения необходимы мотивация, самодисциплина и навыки саморегулируемого обучения. Однако таких студентов не так много. Поэтому важно, чтобы кураторы отслеживали активность учащихся, напоминали о сроках выполнения заданий и стимулировали их к активному участию в учебном процессе. Это не только повысит уровень завершенности курсов, но и улучшит качество обучения в целом.

    Передавать студентам ответственность за содержание онлайн-курса, при этом сохраняя за университетом ответственность за формирование компетенций, нецелесообразно. Мы уже имели подобный опыт и заметили, что студенты теряют мотивацию, когда понимают, что со стороны университета нет контроля и проверки посещаемости. Поэтому, когда мы предлагаем курс, мы обязательно организуем поддержку, чтобы обеспечить эффективное обучение и вовлеченность студентов, — отмечает Елена Носкова, директор департамента менеджмента и предпринимательства Школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета.

    Организация сопровождения студентов, обучающихся на онлайн-курсах, зависит от подхода каждого университета. Это сопровождение может осуществляться как со стороны учебного заведения, так и через EdTech-платформы. В некоторых вузах для студентов назначают сопровождающих преподавателей, которые специализируются на соответствующих дисциплинах, или тьюторов, если такая роль предусмотрена. В ряде случаев кураторами выступают студенты старших курсов.

    Дмитрий Постельник подчеркивает, что уровень контроля кураторов, назначенных вузом, прямо зависит от качества оплаты их труда. Например, при ставке всего 165 рублей в месяц за одного студента куратор вряд ли будет уделять внимание каждому из них. В то же время, есть университеты, которые предлагают более высокую оплату и требуют от кураторов регулярной отчетности о достижениях студентов, включая данные о посещаемости и выполнении заданий. Эффективное сопровождение студентов в онлайн-обучении зависит от мотивации кураторов и системы вознаграждений, что в свою очередь влияет на успехи учащихся.

    Онлайн-школа получает списки студентов и их контактные данные от вуза, что упрощает процесс сопровождения учащихся, поясняет Анастасия Пенязь. После этого с учащимися устанавливается связь, их подключают к образовательной платформе и добавляют в учебные чаты. В этих чатах работают координаторы, готовые ответить на все возникшие вопросы студентов. Такой подход обеспечивает эффективное взаимодействие между учащимися и образовательным процессом, что способствует повышению качества обучения и удовлетворенности студентов.

    Полный цикл коммуникационного сопровождения включает в себя онбординг, предоставление инструкций, помощь при возникновении проблем, а также анонсирование всех активностей и дедлайнов. Особенно эффективно, когда в вузе есть аналогичный специалист, который работает в тесном сотрудничестве с другими участниками процесса. Это взаимодействие способствует повышению качества образовательного опыта и улучшению коммуникации между всеми сторонами.

    В Уральском федеральном университете, как сообщает Сергей Кульпин, если онлайн-курс полностью заменяет традиционные занятия по учебной дисциплине, университет предоставляет организационную поддержку для успешного прохождения курса. Студенты получают напоминания о сроках выполнения заданий через старост группы, а в случае необходимости содержательной консультации могут обратиться к руководителю образовательной программы или заведующему кафедрой. Это обеспечивает высокий уровень поддержки и помощи для студентов, обучающихся в дистанционном формате.

    Фото: fizkes / iStock

    При использовании смешанной модели обучения, которая сочетает занятия с преподавателем и онлайн-курсы, студенты имеют возможность получать консультации по курсу у преподавателя, ведущего дисциплину. Это позволяет обеспечить более глубокое понимание материала и повысить качество образовательного процесса. Смешанная модель предоставляет гибкость в обучении и поддерживает взаимодействие между студентами и преподавателями, что способствует более эффективному усвоению знаний.

    Успех интеграции онлайн-курсов в университетскую программу во многом зависит от подхода, который выбирает учебное заведение. По мнению Елены Носковой из Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), оптимальными являются два подхода. В первом варианте студенты просматривают лекции на онлайн-платформе, при этом ответственность за формирование необходимых компетенций полностью ложится на преподавателей университета. Во втором варианте курсы становятся дополнением к самостоятельной работе студентов: преподаватель проводит лекции и практические занятия, а онлайн-материалы используются для углубления знаний. На практике это позволяет студентам обсуждать с преподавателем те темы, которые им неясны, что способствует более глубокому усвоению материала. Такой подход к обучению способствует эффективному сочетанию традиционного и онлайн-образования, что является важным аспектом успешной подготовки специалистов в современном образовательном процессе.

    Елена привела пример успешной интеграции онлайн-образования в процесс обучения. Студенты изучают продакт-менеджмент через онлайн-курс, который включает записи лекций и вебинары с экспертами платформы. Вместе с теоретической частью они одновременно работают над практическим проектом, в котором решают реальные задачи от партнеров вуза. Проектная работа организована таким образом, чтобы соответствовать темам курса: к примеру, после урока, посвященного анализу аудитории, студенты проводят собственный анализ для своего проекта. В ходе выполнения проекта они получают поддержку от наставника — преподавателя, который глубоко разбирается в контенте. Как отмечает Елена, преподаватель активно участвует в процессе, но не выступает в роли «говорящей головы». Это место занимает EdTech-платформа, предоставляющая необходимые знания. В завершение студенты защищают свои проекты в вузе, приглашая внешних экспертов для оценки. Таким образом, интеграция теории и практики обеспечивает углубленное понимание предмета и развитие необходимых навыков.

    Для успешного освоения курса необходимо не только предоставить контент, но и обеспечить его сопровождение. Без обратной связи мы получаем лишь теоретические знания, но не развиваем реальные навыки. Поэтому поддержка со стороны преподавателей университета играет ключевую роль. Важно продумать, как интегрировать онлайн-курс в учебный процесс, определить его объем, организовать сбор обратной связи и обеспечить постоянное сопровождение студентов. Это позволит создать эффективную образовательную среду и развить необходимые компетенции.

    Данная точка зрения может быть обоснована негативным опытом, так как курсы могут значительно различаться по качеству, включая как высококлассные, так и неэффективные программы обучения.

    Евгения Вехтер, доцент отделения автоматизации и робототехники Томского политехнического университета и руководитель образовательных программ по направлению «Дизайн», отмечает, что качество образования зависит от содержания конкретной программы. Она утверждает: «Существуют высококачественные и достаточно сложные онлайн-курсы, которые нельзя назвать курсами с низким уровнем знаний. В настоящее время я удовлетворена тем, что мы интегрируем в нашу программу».

    Хороший онлайн-курс представляет собой сжатую версию материала, который преподаватель обычно излагает в классе. Чтобы создать интересное, информативное и качественное видео продолжительностью 5–7 минут, преподавателю необходимо потратить не менее 30 минут на подготовку материала для каждой минуты готового видео. Поэтому качественные курсы, разработанные экспертами в своих областях и опытными педагогами, обеспечивают высокий уровень усвоения знаний. Однако одной из проблем онлайн-курсов является сложность в развитии практических навыков, что может затруднять полноценное обучение в виртуальной среде.

    Согласно мнению Сергея Кульпина из УрФУ, студенты нередко отмечают, что изучение онлайн-курсов порой оказывается сложнее, чем традиционных дисциплин. Он подчеркивает, что в этом формате обучения также существуют курсы разной степени сложности: некоторые из них легче воспринимаются, в то время как другие требуют значительных усилий для успешного освоения. В целом, все курсы, применяемые в учебном процессе, отличаются высоким качеством методического и содержательного материала.

    Фото: simonapilolla / iStock

    Мнения о качестве IT-курсов могут сильно различаться, что подтверждается комментариями пользователей. Вузы все чаще приобретают курсы у EdTech-платформ для обучения современным цифровым навыкам и профессиям. Например, Анастасия Пенязь привела данные, согласно которым в 2024/25 учебном году в рамках проекта «Цифровые кафедры» с использованием платформы Lerna (Skillbox Holding) было реализовано 80 образовательных программ, в которых приняли участие почти 12 тысяч студентов. Наиболее востребованной темой стала аналитика данных, составившая 24% всех программ. Второе место заняли технологии веб-разработки с долей 20%, а третье — технологии искусственного интеллекта, включая принципы применения и разработку систем компьютерного зрения (15%). Программирование на языке Python заняло четвертое место с 11%. Эти данные подчеркивают актуальность и востребованность современных IT-обучающих курсов.

    Елена Сапрыкина, директор Дальневосточного центра цифровых компетенций (Цифровая кафедра) и временно исполняющая обязанности директора Института математики и компьютерных технологий ДВФУ, объясняет растущую популярность IT-курсов. Вузам зачастую сложно привлечь практиков к преподаванию из-за высоких затрат, что делает контент EdTech-платформ отличным решением. Он разработан с участием практиков и по качеству сопоставим с материалами, которые могли бы предоставить внешние специалисты. Таким образом, EdTech-платформы становятся важным инструментом для образовательных учреждений, обеспечивая доступ к актуальным знаниям и навыкам в области информационных технологий.

    Дмитрий Постельник подчеркивает, что курсы, предлагаемые на рынке, зачастую не основаны на уникальном опыте ведущих специалистов IT-индустрии. Из-за плотного графика топовые эксперты могут выделить лишь несколько часов для интервью с разработчиками курсов. Это приводит к тому, что большинство курсов представляет собой компиляцию различных материалов. По словам Постельника, качество такой компиляции может варьироваться: «Кто-то создает её более тщательно и методически выверенно». В результате, даже курсы с одинаковым названием и темой от разных EdTech-платформ могут значительно различаться по содержанию. Поэтому при выборе образовательных программ важно обращать внимание на методику их разработки и уровень экспертизы авторов.

    Анастасия Пенязь отмечает, что перед тем как предоставить студентам вуза доступ к курсу, представители платформы и университета проводят его верификацию. Этот процесс включает оценку курса на соответствие требованиям конкретного вуза. Университет получает тестовый доступ для внутренней оценки, и некоторые учреждения запрашивают доработку и кастомизацию курса, добавляя или убирая определенные темы и модули. Таким образом, студенты не сталкиваются с ситуацией, когда им предлагается неоправданный или неподходящий образовательный материал.

    Елена Сапрыкина подтверждает эффективность кастомизированного онлайн-обучения. Мы запрашиваем создание образовательных модулей, которые соответствуют нашим потребностям, и активно участвуем в разработке структуры и содержания курсов. Также мы выбираем лекторов и практиков-экспертов, которые будут представлять образовательный материал. Таким образом, я не согласна с мнением о том, что онлайн-обучение уступает традиционному университетскому образованию по качеству.

    По поводу данного возражения все опрошенные представители университетов отметили, что студенты отличаются друг от друга, и их ожидания от обучения также варьируются. Дмитрий Постельник подчеркнул, что встречал ситуации, когда студенты, оплачивающие обучение, выражали недовольство тем, что вместо живого преподавателя им предлагают онлайн-курс на платформе: «Мы могли бы и без вас его купить, а университету мы платим деньги для того, чтобы получить живое преподавание!» Однако большинство студентов, напротив, с удовольствием воспринимает возможность не посещать университет в определенные дни. Они также ценят, что на онлайн-курсе у них меньше шансов столкнуться с субъективным отношением преподавателя.

    Фото: shironosov / iStock

    Некоторым студентам больше нравится обучаться в аудитории, и они не всегда предпочитают онлайн-курсы. Другие, наоборот, ценят свободу управления своим временем и передвижениями. Сергей Кульпин из УРФУ отмечает, что университете стремятся учитывать потребности каждой группы студентов. Для этого используются индивидуальные образовательные траектории, которые позволяют выбирать формат изучения дисциплины: очный, онлайн или смешанный. Такой подход помогает создать более комфортные условия для обучения и повысить его эффективность.

    Елена Носкова из Дальневосточного федерального университета считает, что полная замена традиционной дисциплины онлайн-курсом без должного сопровождения приведет к негативным отзывам со стороны студентов. Изначально студенты могут обрадоваться возможности учиться удаленно, но вскоре осознают, что такие занятия не оправдали их ожиданий. Однако, если онлайн-курс грамотно интегрировать в учебный процесс, это может существенно повысить его восприимчивость и эффективность. Правильный подход к организации онлайн-обучения способствует более глубокому усвоению материала и удовлетворенности студентов.

    Светлана Калмыкова из Санкт-Петербургского политехнического университета (СПбПУ) утверждает, что соблюдение баланса между онлайн-обучением и традиционными аудиторными занятиями является оптимальным подходом. Она отмечает, что недовольные студенты всегда найдутся, однако многие из них выражают недовольство из-за необходимости учиться и соблюдать сроки выполнения заданий. В то же время, большинство студентов поддерживают формат онлайн-курсов, особенно когда они заменяют традиционные теоретические лекции. Молодое поколение ценит свое время и предпочитает гибкие формы обучения, которые позволяют эффективно управлять учебным процессом.

    Елена Сапрыкина привела убедительный аргумент в пользу положительного восприятия онлайн-курсов среди студентов. В Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ) множество студентов, завершивших обучение на цифровых кафедрах, возвращаются с просьбой предоставить им доступ к бесплатным материалам ранее изученных курсов на длительный срок, а также просят скидки на обучение новых курсов. Это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности студентов и их стремлении продолжать обучение, что маловероятно, если бы они были недовольны качеством предоставляемых онлайн-курсов.

    Читайте также:

    • Книжная полка: «Единственный навык, который имеет значение», Джонатан Леви
    • Как преподавать, поддерживая автономию учащихся: 7 советов
    • Как работают преподаватели вуза: стереотипы и реальность
    • Проектирование профессионального обучения: как создают большие курсы