Корп обучение #Статьи

3 октября, 2025

Как вовлекать в обучение студентов-зумеров, используя приёмы из соцсетей / Skillbox Media

Эти инструменты для привлечения и удержания внимания не требуют радикально перерабатывать учебные материалы и жертвовать академической глубиной.

Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO»

Узнать больше

В вузовской аудитории часто возникает распространенная ситуация: вскоре после начала лекции преподаватель замечает, как студенты отвлекаются от его слов и погружаются в свои смартфоны. Это явление становится проблемой для образовательного процесса, так как внимание студентов перераспределяется с лекционного материала на мобильные устройства. Чтобы повысить вовлеченность студентов и вернуть их интерес к учебе, необходимо искать новые подходы к подаче информации и использовать современные технологии в обучении.

Лекции часто проигрывают борьбу за внимание студентов контенту в социальных сетях, и причина этого явна. Однако возникает вопрос: возможно ли привлечь внимание студентов в условиях такой жесткой конкуренции?

Алексей Каруна, бизнес-тренер, методолог и автор телеграм-канала «Олды тут не в тренде», поделился своими идеями по обучению молодого поколения на вебинаре «Как удерживать внимание студентов: опыт Reels, Telegram и мемов», организованном «Директ-Академией». Спикер обсудил, почему традиционные методы обучения не способны удерживать внимание студентов, и предложил использовать инструменты из социальных сетей и мессенджеров для повышения вовлеченности. Несмотря на то что опыт Алексея сосредоточен на корпоративном обучении, его советы могут быть применены и в высшем образовании. В этом контексте стоит обратить внимание на несколько ключевых идей.

Как изменились принципы восприятия

По мнению Алексея Каруны, традиционный формат лекций часто вызывает у студентов скуку не из-за его устаревания, а из-за недостаточного учета особенностей внимания, характерных для поколения Z. Это поколение отличается коротким вниманием и предпочтением интерактивных форматов обучения. Чтобы сделать лекции более эффективными и интересными для студентов, необходимо адаптировать содержание и методику преподавания, используя современные технологии и активные методы вовлечения.

В современном обществе широко используется термин «клиповое мышление», который описывает кратковременное внимание и трудности в усвоении больших объемов информации. Однако Алексей считает более точным определение «фрагментированное внимание». Это явление связано с тем, как люди воспринимают и обрабатывают информацию в условиях активного взаимодействия с цифровой средой, особенно с социальными сетями и мессенджерами. Фрагментация внимания стала результатом постоянного потока информации, который окружает нас в онлайн-пространстве. Таким образом, изменение в способах восприятия информации требует от нас адаптации и развития новых стратегий для эффективного усвоения контента.

Мозг пользователей адаптируется к быстроменяющимся сигналам, которые вызывают эмоциональные реакции и побуждают к немедленным действиям. Такие действия могут включать лайки, пересылку информации друзьям, написание комментариев, переход по ссылкам и подписку на уведомления. Важно понимать, что частое взаимодействие с подобными сигналами формирует поведенческие паттерны, что делает контент более привлекательным и способным удерживать внимание аудитории. Эффективное использование этих сигналов в контенте может значительно увеличить вовлеченность пользователей и повысить общую активность на платформе.

Современные социальные сети, такие как TikTok, демонстрируют, как важно привлекать внимание зрителей с первых секунд. Популярные видео часто начинаются с яркого «крючка» – элемента, который выглядит необычно или вызывает провокационные эмоции. Если видео не заинтересует пользователя в первые три секунды, есть высокая вероятность, что он просто пролистнет контент дальше. Это подчеркивает необходимость создания захватывающего и оригинального контента, способного удержать внимание аудитории.

Алексей Каруна объясняет спрос на мобильное обучение и микрообучение через концепцию фрагментированного внимания. В частности, это касается курсов, доступных в Telegram, которые предлагают короткие и лаконичные фрагменты учебной информации. Учащийся получает контент непосредственно в мессенджер в виде push-уведомлений, что позволяет ему изучать материал в любое время и в любом месте, не требуя от него значительных временных затрат на глубокое погружение в тему. Такой подход делает обучение более доступным и эффективным в условиях современного ритма жизни.

Фото: stockphotodirectors / iStock

Культура мемов является важным аспектом восприятия и обработки информации в современном обществе. Для поколения Z мемы не просто источник юмора, а эффективный инструмент общения, который позволяет передавать сложные идеи и эмоции через короткие и яркие визуальные образы. Вместо длинных текстов, мемы предлагают лаконичные и запоминающиеся формулировки, что делает их особенно привлекательными в условиях быстрого обмена информацией. Мемы становятся средством самовыражения и способом формирования общественного мнения, отражая актуальные темы и тренды.

Алексей Каруна отмечает, что социальные сети и мессенджеры эффективно привлекают и удерживают внимание пользователей за счет использования «крючков», коротких форматов и визуальных образов, таких как мемы. Спикер считает, что эти элементы можно интегрировать в образовательный процесс, сохраняя при этом академическую глубину и не прибегая к значительным изменениям в учебных материалах. Это позволяет сделать обучение более привлекательным и доступным для студентов, улучшая их вовлеченность и усвоение информации.

Читайте также:

Цифровые технологии значительно изменили наше восприятие скучных задач. С развитием автоматизации и искусственного интеллекта, мы стали менее терпимыми к рутинной работе, которая требует значительных временных затрат и не приносит удовлетворения. Современные инновации упрощают выполнение однообразных задач, что позволяет нам быстрее достигать результатов и сосредоточиться на более творческих и интересных аспектах жизни. Однако эта зависимость от технологий также приводит к снижению терпимости к задачам, которые кажутся неэффективными или отнимают время. В итоге, мы ожидаем более быстрых решений и стремимся избегать рутинных процессов, что меняет наши рабочие привычки и отношение к выполнению повседневных обязанностей.

Как добавить в лекцию «крючки» для внимания

Алексей Каруна раскрывает эффективность «крючков» внимания, опираясь на физиологические основы, описанные академиком Иваном Павловым в первой половине XX века. Павлов ввёл понятие ориентировочного рефлекса, который объясняет непроизвольную реакцию животных на новые внешние раздражители. Например, при слышании незнакомого звука животное замирает и прислушивается, поскольку его нервная система фокусирует внимание на этом раздражителе, придавая ему первостепенное значение в процессе обработки информации. Понимание этих механизмов позволяет более эффективно привлекать и удерживать внимание аудитории в различных сферах, включая маркетинг и коммуникации.

У человека работает аналогичный механизм, при котором новые и неожиданные стимулы мгновенно привлекают внимание и отвлекают от текущей деятельности. Ресурсы рабочей памяти перераспределяются для быстрой обработки новой информации и оценки её значимости. Если стимул оказывается незначительным, непроизвольное внимание к нему быстро рассеивается. Однако, если стимул имеет высокую значимость, сознание переключает произвольное, целенаправленное внимание на него. Этот процесс играет ключевую роль в том, как мы воспринимаем окружающий мир и принимаем решения, что важно учитывать в контексте маркетинга и психологии восприятия.

Читать также:

Рабочая память человека: структура и объём

Рабочая память является ключевым компонентом когнитивных процессов, обеспечивая временное хранение и манипуляцию информацией. Она играет важную роль в выполнении различных задач, включая обучение, решение проблем и принятие решений. В отличие от долговременной памяти, рабочая память ограничена по объему и времени хранения информации.

Структура рабочей памяти состоит из нескольких компонентов. Основной из них — центральный исполнитель, который координирует действия других систем. Также выделяются два подхранилища: визуально-пространственное чертежное поле и фонологическая петля, отвечающие за обработку визуальной и слуховой информации соответственно. Эти элементы работают совместно, позволяя человеку эффективно управлять своим вниманием и ресурсами памяти.

Объем рабочей памяти ограничен и может варьироваться от 4 до 7 единиц информации одновременно. Это ограничение обуславливает необходимость использования стратегий, таких как группировка информации или ее упрощение для более эффективной обработки.

Понимание структуры и объема рабочей памяти имеет значительное значение для различных областей, включая образование и психологию. Оптимизация методов обучения с учетом особенностей рабочей памяти может повысить эффективность усвоения материала.

Структура классической лекции значительно отличается от формата видео в социальных сетях, так как не учитывает механизмы привлечения внимания. Обычно занятие начинается с вводной части, которая включает в себя контекст, обзор новой темы и определение ключевых понятий. Такой подход не создает «крючка», который мог бы захватить непроизвольное внимание студентов, что, в свою очередь, не способствует формированию произвольного (целенаправленного) внимания. Эффективная лекция должна быть сконструирована так, чтобы сразу привлекать интерес учащихся и создавать условия для активного вовлечения в процесс обучения.

Для того чтобы эффективно стимулировать и удерживать внимание студентов, Алексей предлагает изменить подход к проведению лекционных занятий. Важно создавать интерактивную и вовлекающую атмосферу, где студенты могут активно участвовать в обсуждении материала. Использование различных методов обучения, таких как групповые задания, обсуждения и практические примеры, поможет сделать лекции более интересными и информативными. Такой подход способствует более глубокому усвоению знаний и повышает мотивацию студентов к обучению.

  • Начать с вовлекающего элемента. Это может быть вопрос, вызывающий любопытство («Как вы считаете, почему 70% информации, которую вы услышите сегодня на лекции, забудется уже через сутки?»), неожиданный факт или популярный миф, история, связанная с изучаемой темой.
  • Разбить информацию на короткие блоки. В корпоративном обучении, как поделился спикер, он обычно делит лекционный материал на фрагменты продолжительностью 5–7 минут. Для академической среды такая фрагментация подходит не всегда, но Алексей советует по возможности разбить материал, предназначенный для целой пары, на несколько блоков покороче, пусть и не по 5–7 минут, а больше, — так, чтобы каждый из них раскрывал какую-либо подтему или отвечал на конкретный вопрос.
  • Добавить динамики. Между блоками теоретической информации стоит включить призывы к действию, которые тоже будут работать как «крючки», возвращая внимание аудитории. Например, задать студентам вопрос и предложить обсудить его в парах либо проголосовать за тот или иной вариант ответа. А ещё изложение теоретического материала хорошо бы разбавлять иллюстрациями или мемами по теме, короткими примерами из практики.

Читать также:

Создание и упаковка учебного контента для разновозрастной аудитории требует особого подхода. Важно учитывать различные уровни восприятия и интересы каждой возрастной группы. Вот пять ключевых правил, которые помогут вам разработать эффективный учебный материал.

Первое правило — учитывать уровень знаний и опыта. Разные возрастные группы имеют разные уровни подготовки, поэтому важно адаптировать контент так, чтобы он был понятен и доступен для всех. Используйте простые и понятные объяснения, избегая сложной терминологии.

Второе правило — разнообразие форматов. Разные люди воспринимают информацию по-разному, поэтому включение разнообразных форматов, таких как текст, видео, инфографика и интерактивные элементы, поможет удержать внимание и повысить интерес к материалу.

Третье правило — вовлечение аудитории. Задавайте вопросы, проводите опросы и используйте игровые элементы. Это не только делает обучение более увлекательным, но и способствует лучшему усвоению материала.

Четвертое правило — гибкость и адаптивность. Учебный контент должен быть легко изменяемым в зависимости от отзывов аудитории. Регулярно анализируйте эффективность вашего материала и вносите изменения, чтобы он оставался актуальным и полезным.

Пятое правило — четкая структура. Структурированный контент облегчает восприятие информации. Используйте заголовки, подзаголовки и списки для организации материала, чтобы аудитория могла легко ориентироваться в содержании.

Следуя этим правилам, вы сможете создать качественный учебный контент, который будет интересен и полезен для разновозрастной аудитории.

Как микроформаты могут поддерживать традиционное обучение

Микрообучение представляет собой методику, при которой обучающиеся получают информацию в небольших объемах и на регулярной основе. К таким микроформатам относятся короткие статьи, мини-упражнения, видео продолжительностью 5-10 минут, памятки и чек-листы. Этот метод стал популярным в сфере обучения сотрудников и самообразования, особенно с использованием мобильных приложений. Микрообучение позволяет усваивать знания более эффективно, адаптируясь к современному ритму жизни и предпочтениям пользователей.

Алексей Каруна предлагает рассмотреть возможность внедрения микрообучения через мессенджеры в академическую среду. Этот подход соответствует стилю потребления информации, характерному для поколения Z. Взаимодействие через мессенджеры создает эффект диалога на равных, что является важным аспектом для зумеров. Микрообучение способствует более эффективному усвоению материала и позволяет студентам получать знания в удобном формате.

Этот текст предназначен для привлечения внимания к важной информации. Мы рекомендуем ознакомиться с дополнительными материалами, которые могут быть полезны для более глубокого понимания темы. Чтение этих ресурсов поможет вам расширить свои знания и получить актуальные данные.

Вайбы и смыслы: как ценности поколения Z влияют на их профессиональную деятельность и образовательный процесс

Поколение Z, или зумеры, проявляет уникальные ценности и подходы, которые заметно отражаются как в их работе, так и в обучении. Эти молодые люди стремятся к осмысленности, социальной ответственности и инновациям. Они ценят гибкость и разнообразие, что находит выражение в их профессиональных выборах и учебных предпочтениях.

Зумеры активно ищут возможности для самовыражения и личностного роста. Это поколение предпочитает работу в командах, где ценится сотрудничество и креативность. Они ожидают от работодателей не только достойной оплаты труда, но и поддержки в развитии навыков и возможностей для профессионального роста.

В образовательной сфере зумеры отдают предпочтение современным методам обучения, таким как онлайн-курсы и интерактивные платформы. Они ценят доступность информации и возможность обучаться в удобное для себя время. Это стремление к гибкости и индивидуальному подходу способствует созданию новых форматов преподавания, которые соответствуют их потребностям.

Таким образом, ценности поколения Z являются важным фактором, который влияет на их выбор в работе и обучении. Понимание этих аспектов поможет работодателям и образовательным учреждениям адаптировать свои подходы для привлечения и поддержки талантов нового поколения.

Микроформаты могут быть эффективно применены в традиционном вузовском обучении. Алексей Каруна выделяет три основных подхода к их использованию. Во-первых, микроформаты позволяют структурировать информацию о курсах и учебных программах, что упрощает студентам поиск необходимых данных. Во-вторых, они могут помочь в организации мероприятий и лекций, облегчая доступ к расписанию и материалам. В-третьих, микроформаты могут быть использованы для улучшения взаимодействия между преподавателями и студентами, например, через интеграцию отзывов и рейтингов на образовательных платформах. Использование микроформатов в вузах не только повышает удобство учебного процесса, но и способствует улучшению видимости учебных заведений в поисковых системах.

  • Как уже упоминалось выше — делить учебный материал на мини-блоки и сочетать пассивное восприятие информации с активными действиями студентов. Этот метод применим не только к материалам лекций. Например, если курс содержит большой тест, можно разделить его на порции по 1–2 вопроса и отправлять их студентам в разные дни.
  • Рассылать студентам вопросы и материалы для повторения и закрепления. После занятия в чат со студентами полезно отправить вопрос для размышлений по пройденной теме, а также её саммари в формате памятки, карточки или чек-листа. К такому материалу студенты будут возвращаться охотнее, чем к конспекту лекции.
  • Включить в учебную среду регулярные напоминания. Для этого тоже нужен общий со студентами чат — в него можно, например, каждый день присылать вопрос или мем по теме курса. Продвинутый вариант — добавить чат-бота, который станет автоматически задавать студентам вопросы и задания, собирать и оценивать их ответы.

Как использовать мемы в обучении

Мемы основаны на ассоциациях и культурных кодах, и, по мнению экспертов, эффективный мем способен заменить целую страницу с подробными объяснениями. Например, при обучении студентов когнитивным искажениям можно использовать мем «Ожидания — реальность». В этом случае слушатели самостоятельно осмысливают и дополняют смысл концепции, что способствует лучшему пониманию и запоминанию материала. Применение мемов в образовательном процессе не только делает его более интерактивным, но и помогает привнести элемент юмора и вовлеченности, что значительно повышает интерес учащихся к предмету.

Мемы опираются на знакомые аудитории структуры и общий контекст, что позволяет студентам воспринимать информацию с легкостью и пониманием. Они ощущают, что преподаватель говорит на их языке, что способствует созданию культуры диалога в учебном процессе. Это делает обучение более живым и актуальным, увеличивая вовлеченность и интерес студентов. Использование мемов в образовательном контенте может значительно повысить эффективность коммуникации между преподавателем и аудиторией.

Каждый мем представляет собой миниатюрную историю, в которой присутствуют персонажи, конфликт и неожиданные повороты сюжета. Такие истории обладают большей способностью вовлекать и запоминаться, чем сухие рассуждения. Мемы служат визуальными образами, которые могут стать «якорями» для закрепления учебного материала в памяти. Исследования Аллана Пайвио, автора теории двойного кодирования, подтверждают: образы и конкретные понятия запоминаются более эффективно и помогают в припоминании абстрактной информации, с которой они связаны. Таким образом, использование мемов в образовательном процессе не только делает обучение более увлекательным, но и способствует лучшему усвоению материала.

Спикер представляет несколько эффективных методов интеграции мемов в образовательный процесс. Мемы могут стать мощным инструментом для повышения вовлеченности студентов и улучшения усвоения материала. Использование мемов в обучении позволяет создавать более расслабленную и дружелюбную атмосферу, что, в свою очередь, способствует лучшему пониманию и запоминанию информации. Применение юмора через мемы может облегчить сложные темы, делая их более доступными и интересными для учащихся. Кроме того, мемы могут стимулировать обсуждения и активное участие, побуждая студентов делиться своими мыслями и мнениями. Внедрение мемов в учебный процесс способствует не только образовательным целям, но и развитию креативного мышления у студентов.

  • Использовать мем как точку входа в тему обучения. Тематический блок можно начать с картинки или фразы, которые вызовут у студентов улыбку и обозначат, о чём пойдёт речь на занятии. Например, тему о пирамиде потребностей Маслоу можно проиллюстрировать картинкой, где в качестве базовой человеческой потребности изображён Wi-Fi.
  • Связать ключевые идеи материала с подходящими мемами. Абстрактные концепции и термины, связанные с яркими образами, студентам будет легче закрепить в памяти.
  • Предложить студентам самостоятельно создать мемы по теме обучения. Как считает Алексей Каруна, это очень действенный способ проверить, насколько глубоко студенты осмыслили материал, — потому что невозможно придумать хороший мем о том, чего не понимаешь. К тому же созданный студентом мем станет для него собственным «якорем» для закрепления и припоминания изученного.
  • Использовать мемы для сбора обратной связи. В конце занятия можно предложить студентам выбрать мем, который лучше всего отражает их впечатления и настроение. Конечно, удобнее всего это делать в онлайне, но Алексей Каруна применяет этот метод и на очных занятиях, используя карточки с мемами из настольных игр Memeclub и «Мемограм».
Фото: Dejan_Dundjerski / iStock

Преподавателям не стоит беспокоиться о том, что использование устаревших мемов вызовет негативную реакцию студентов. Алексей отмечает, что представителям поколения Z важнее не актуальность мема, а то, что преподаватель учитывает их интересы, уважает их культуру общения и стремится установить контакт на понятном им уровне. Это создает атмосферу доверия и открытости, что положительно сказывается на образовательном процессе.

При обсуждении использования юмора и мемов в учебных материалах эксперты рекомендуют осторожность. Важно учитывать, что шутки, понятные одной возрастной группе, могут быть недоступны другой, и даже восприниматься как неуместные. Преподаватели в высших учебных заведениях зачастую отмечают необходимость «фильтровать» свои высказывания при общении с молодежной аудиторией, чтобы избежать недопонимания. Это подчеркивает важность адаптации контента к специфике аудитории, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие и избежать неловких ситуаций. Использование юмора должно быть обоснованным и соответствовать уровню понимания слушателей, что способствует созданию комфортной образовательной среды.

Изучите также:

  • Какие инсайты о поколении зумеров дал опыт проекта «неУниверситет»
  • Эксперимент: мемы помогли старшеклассникам разобраться в биологии
  • Необычная практика: в качестве домашки преподаватель просит придумать мемы
  • Зумеры не в восторге от микрообучения и предпочитают учиться на полноценных онлайн-курсах
  • 11 ингредиентов вовлечённости в обучение: рецепт Аризонского университета