Корп обучение #Статьи

3 октября, 2025

SURE: формула для разработки учебного контента, который побуждает применять изученное / Skillbox Media

Эти принципы создания учебных материалов основаны на том, как люди в действительности воспринимают и запоминают информацию.

При разработке учебных материалов для обучения сотрудников методисты, бизнес-тренеры и специалисты в области T&D и L&D стремятся сделать так, чтобы участники вебинаров и тренингов оставались вовлеченными, не закрывали лонгриды на первой странице и эффективно усваивали новую информацию. Ключевым аспектом является не только запоминание знаний, но и их применение на рабочем месте. Однако достичь этой цели удается не всегда. Важно использовать интерактивные методы обучения, разнообразные форматы контента и практические задания, чтобы повысить уровень вовлеченности и обеспечить реальное применение знаний в повседневной деятельности сотрудников.

Педагогический дизайнер и консультант по онлайн-обучению Майк Тейлор в статье для издания Learning Guild представил эффективную формулу, основанную на его опыте, которая помогает создавать учебный контент. Эта формула позволяет разрабатывать материалы, удерживающие внимание обучающихся, способствующие запоминанию информации и мотивирующие применять полученные знания на практике. Использование данных принципов в онлайн-обучении способствует более глубокому усвоению материала и повышает уровень вовлеченности студентов.

Формула SURE описывает четыре ключевые характеристики, которые делают учебный материал эффективным. Эти характеристики помогают обеспечить высокое качество обучения и способствуют лучшему усвоению информации. Эффективный учебный материал должен быть ясным, актуальным, релевантным и эмоционально вовлекающим. Ясность позволяет учащимся быстро понимать информацию, актуальность обеспечивает соответствие современным требованиям, релевантность гарантирует связь с реальными задачами, а эмоциональное вовлечение способствует повышению интереса к обучению. Использование этих характеристик в разработке учебных материалов помогает создать более продуктивную образовательную среду.

  • простой (англ. simple);
  • полезный (англ. useful);
  • вызывающий эмоциональный отклик (англ. resonant);
  • такой, который можно просмотреть бегло (англ. easy to skim).

Майк Тейлор в своей статье рассматривает принципы проектирования материалов, основанные на формуле SURE. Эти принципы представляют собой полезное руководство для начинающих педагогических дизайнеров. Важно отметить, что правильное применение этих принципов может значительно улучшить качество учебных материалов и повысить эффективность обучения. Основное внимание уделяется тому, как создать привлекательный и понятный контент, который будет легко восприниматься учащимися. Следуя рекомендациям Тейлора, педдизайнеры могут разработать более эффективные образовательные решения, которые помогут достичь поставленных учебных целей.

Не усложнять

Операционный менеджер Анна получает 45-страничный документ с новыми правилами безопасности на рабочем месте. Он начинается с фразы: «Для внедрения ключевых межведомственных принципов эксплуатационной безопасности требуется всестороннее участие всех заинтересованных лиц». Вероятнее всего, она вздохнёт и закроет документ, так как у неё нет времени и желания разбираться в сложной формулировке. Чтобы обеспечить эффективное восприятие таких важных материалов, необходимо использовать более понятный язык и четкую структуру. Это поможет не только сэкономить время, но и повысить уровень осведомлённости сотрудников о правилах безопасности.

Рабочая память человека представляет собой сложный механизм, который постоянно обрабатывает внешние стимулы и решает, какую информацию отфильтровать, а на чём сосредоточить внимание. Когда учебный материал слишком сложен или изложен неясно, это может привести к когнитивной перегрузке у учащегося. В результате перегруженная рабочая память не в состоянии справиться с потоком информации и отбрасывает её, следуя принципу: «Это слишком сложно, я не могу с этим справиться», что приводит к отвлечению на что-то более простое и понятное. Эффективное обучение требует ясного и доступного представления материала, что позволяет избежать перегрузки и улучшить усвоение информации.

Упрощение учебного контента не подразумевает его поверхностности. Это означает создание доступных и понятных материалов, которые сохраняют суть и глубину информации. Основная задача заключается в том, чтобы адаптировать сложные концепции и идеи, делая их более понятными для целевой аудитории, не теряя при этом их значимости. Такой подход помогает улучшить усвоение знаний и способствует более эффективному обучению. Упрощение может включать в себя использование ясного языка, структурирование информации и применение примеров, что делает обучение более интерактивным и увлекательным.

  • использовать короткие слова, когда это возможно;
  • составлять ёмкие предложения (стремиться к тому, чтобы они не превышали 15–20 слов);
  • разбивать объяснения сложных идей и концепций на несколько более простых компонентов;
  • избегать страдательного залога (пассивных конструкций);
  • не злоупотреблять жаргонизмами и сленгом.

Исследования демонстрируют, что большинство взрослых людей по всему миру достигает лишь второго или третьего уровня из пяти в тесте читательской грамотности PIAAC. В связи с этим, рекомендуется создать одностраничный документ, который начнется с фразы: «Вот как сделать работу вашей команды безопаснее». Такой подход значительно увеличивает вероятность того, что читатели усвоят и запомнят представленную информацию. Эффективное оформление и четкость изложения помогут повысить уровень понимания и грамотности аудитории, что в свою очередь способствует более безопасной и продуктивной работе команды.

Читайте также:

Создание понятного и вовлекающего текста для курса – ключевой аспект успешного обучения. Важно использовать ясный и доступный язык, избегая сложных терминов без необходимости. Структурируйте материал логично, разбивая его на небольшие разделы, чтобы облегчить восприятие. Применяйте активный стиль изложения, чтобы повысить интерес и вовлеченность слушателей.

Используйте примеры и практические задания, которые помогут закрепить полученные знания. Включайте вопросы для самопроверки, чтобы стимулировать активное участие. Не забывайте о визуальных элементах, таких как иллюстрации или схемы, которые могут сделать обучение более наглядным.

Важно учитывать целевую аудиторию и адаптировать текст под её потребности и уровень подготовки. Убедитесь, что каждая часть курса логически связана с предыдущей, создавая плавный переход от одной темы к другой. Уделяйте внимание качеству контента, чтобы он был не только информативным, но и вдохновляющим.

Подчеркнуть пользу

Обучение становится эффективным, когда информация соответствует потребностям и интересам обучающегося. Каждый человек оценивает контент с точки зрения его полезности и актуальности для себя. Поэтому важно предоставлять информацию, которая отвечает на вопросы и решает задачи, стоящие перед учениками. Это создает мотивацию и способствует более глубокому усвоению материала.

Менеджер по продажам Михаил остался разочарован тренингом по новой CRM-системе. В то время как инструктор углублялся в технические аспекты, Михаил задавался вопросом: «Как эта информация поможет мне увеличить количество сделок?» В конечном итоге он отвлёкся и пропустил важные моменты, которые могли бы повысить его показатели продаж на 15%. Эффективные тренинги должны сосредотачиваться на практическом применении инструментов, чтобы сотрудники могли быстро внедрять новые знания для достижения результатов.

Эффективный учебный материал должен в первую очередь предоставлять учащемуся ответы на ключевые вопросы, которые помогут ему лучше понять изучаемый материал. Важно, чтобы содержание было структурировано и ясно объясняло основные концепции. Учебный материал должен быть адаптирован под уровень знаний и потребности учащегося, что способствует его вовлеченности и мотивации к обучению. Также необходимо учитывать различные стили обучения, чтобы каждый учащийся мог найти наиболее подходящий для себя способ усвоения информации. Качественный учебный материал включает в себя примеры, практические задания и интерактивные элементы, что делает процесс обучения более увлекательным и продуктивным.

  • Как это поможет мне в решении проблем, с которыми я сталкиваюсь каждый день?
  • Почему это важно для меня именно сейчас?
  • Какие действия я могу предпринять сразу же?

Общая информация, не связанная с конкретными личными проблемами и задачами, зачастую остается без внимания. В отличие от этого, материалы, которые соответствуют актуальным потребностям и проблемам, запоминаются лучше и побуждают к действиям. Если бы инструктор в приведенном примере сразу акцентировал внимание на том, как новая CRM-система помогает выявлять перспективных клиентов и автоматизирует процесс последующих контактов, результаты тренинга могли бы быть значительно более успешными. Таким образом, ориентирование на реальные задачи пользователей является ключевым фактором для повышения эффективности обучения и внедрения новых технологий.

Переделанный текст:

Изучите дополнительные материалы:

Обучение с помощью сторителлинга становится все более популярным инструментом в образовательных процессах. Использование фреймворка SCQA (Situation, Complication, Question, Answer) позволяет эффективно передать ценность обучения.

Сначала определите ситуацию, в которой находится ваша аудитория. Это поможет установить контекст и привлечь внимание. Затем обозначьте проблему или сложность, с которой сталкиваются обучаемые. Это создаст необходимость в обучении и подчеркнет его важность.

Следующий шаг — сформулировать вопрос, который возникнет у аудитории в связи с обозначенной проблемой. Вопрос должен быть актуальным и вызывать интерес, чтобы слушатели задумались о необходимости получения новых знаний.

Наконец, дайте ответ, который не только решит проблему, но и продемонстрирует, как обучение может изменить ситуацию к лучшему. Используя фреймворк SCQA, вы сможете сделать обучение более увлекательным и эффективным, что позволит слушателям осознать его реальную ценность.

Таким образом, сторителлинг, структурированный по фреймворку SCQA, является мощным инструментом для передачи информации и мотивации к обучению.

Добавить эмоций

Нейробиолог Антонио Дамасио в своей книге «Ошибка Декарта: эмоция, разум и человеческий мозг» подчеркивает важность эмоций в процессе мышления. Он утверждает, что мы не просто рациональные существа с эмоциями, а именно эмоциональные машины, способные к мышлению. Это открытие меняет наше представление о взаимодействии разума и чувств, подчеркивая, что эмоции играют ключевую роль в принятии решений и формировании нашего опыта. Дамасио показывает, что понимание этой взаимосвязи может помочь глубже осознать человеческую природу и механизмы, управляющие нашим поведением.

Эмоции играют ключевую роль в процессе обучения. Когда информация сопровождается эмоциональной окраской, она запоминается значительно лучше. Это связано с тем, что человеческая память отдает предпочтение тем событиям и фактам, которые вызывают у нас эмоциональный отклик. Эмоционально насыщенные моменты способствуют более глубокому усвоению материала и улучшают его воспроизведение в будущем. Поэтому важно интегрировать эмоциональные элементы в образовательный процесс, чтобы повысить его эффективность и запоминаемость.

Специалист службы поддержки Елена прослушала аудиозапись отзыва клиента, в котором он делился, как служба поддержки помогла ему в сложной ситуации, быстро решив его проблему. Эта история глубоко тронула Елену и заставила её осознать значимость своей работы. Статистические данные и оценки клиентов не способны передать ту эмоциональную связь, которую создают реальные истории успеха.

Добавление эмоциональности в учебный материал может значительно повысить его эффективность и привлекательность для учащихся. Эмоции способствуют лучшему запоминанию и осмыслению информации. Для этого важно использовать истории, примеры из реальной жизни и визуальные элементы, которые вызывают эмоциональный отклик. Включение вопросов, стимулирующих размышления, может помочь учащимся глубже понять материал и установить личную связь с темой. Также стоит применять разнообразные форматы, такие как видео или интерактивные задания, чтобы создать более яркое и запоминающееся обучение. Эмоциональные компоненты не только делают учебный процесс более увлекательным, но и способствуют формированию положительного отношения к изучаемому материалу.

  • рассказывать искренние истории о реальных вызовах и их преодолении;
  • использовать яркие запоминающиеся примеры;
  • связывать учебную информацию с ключевыми ценностями и стремлениями аудитории;
  • по возможности проектировать моменты озарения («ага-моменты»), которые учащийся испытает в процессе обучения;
  • добавить поле для личной рефлексии учащегося.

Обучение, которое вызывает эмоции — такие как любопытство, вдохновение и конструктивный дискомфорт, — имеет большую вероятность побудить учащихся изменять свое поведение и подходы. Эмоциональная вовлеченность играет ключевую роль в процессе обучения, способствуя более глубокому осмыслению информации и стимулируя активные действия. Когда ученики испытывают положительные эмоции, они становятся более открытыми к новым идеям и готовы к экспериментам, что делает процесс обучения более эффективным и продуктивным.

Читать также:

Пять эффективных способов привлечь внимание учащихся и сделать учебный контент более запоминающимся. В условиях современного образования важно не только передавать знания, но и удерживать интерес студентов. Использование интерактивных методов обучения, таких как групповые обсуждения, ролевые игры или проекты, помогает создать активную атмосферу, способствующую лучшему усвоению материала. Визуальные элементы, такие как инфографика, видео и презентации, делают информацию более доступной и легко воспринимаемой. Практическое применение теории через кейс-стадии или реальные примеры из жизни помогает учащимся связать новый материал с их опытом, что значительно увеличивает запоминаемость. Регулярные проверки знаний и обратная связь также важны для поддержания интереса и мотивации учащихся. Эти подходы не только обогащают образовательный процесс, но и способствуют более глубокому пониманию и долгосрочному запоминанию учебного контента.

Структурировать для быстрого просмотра

Следует признать, что большинство пользователей не читают тексты внимательно. Вместо этого они быстро сканируют страницы, переходя от одного пункта к другому и обращая внимание лишь на выделенные элементы. Учитывая этот стиль восприятия информации, целесообразно адаптировать учебные материалы таким образом, чтобы они соответствовали привычкам читателей. Это повысит их эффективность и позволит донести ключевые идеи более успешно. Оптимизация текста для быстрого восприятия, использование заголовков, списков и выделений поможет удержать внимание и облегчить понимание информации.

В 1997 году известный эксперт по юзабилити Якоб Нильсен, вместе с коллегой Джоном Моркесом, провел исследование, которое показало, что пользователи интернета предпочитают тексты, позволяющие быстро просматривать информацию и выделять ключевые моменты. Когда пользователи сталкиваются с длинными и непрерывными текстами, им сложно усвоить важную информацию. Поэтому необходимо стремиться к созданию удобочитаемого контента. Оптимизация структуры текста, использование заголовков и подзаголовков, выделение ключевых фраз и использование списков помогут пользователям быстрее находить нужную информацию. Это не только улучшает восприятие текста, но и положительно сказывается на SEO-позициях сайта, поскольку поисковые системы учитывают удобство навигации и читаемость контента.

  • использовать подзаголовки для разделов и параграфов — понятные, отражающие содержание того или иного фрагмента, составляющие иерархическую структуру текста;
  • разбивать длинные абзацы на более короткие (не длиннее 3–4 предложений);
  • выделять ключевые тезисы жирным начертанием;
  • использовать маркированные или нумерованные перечни для любых перечислений;
  • добавить графические элементы, чтобы визуально «разбавить» текст и подчеркнуть самое важное, что следует запомнить.

Почему формула SURE работает и как её усилить

Принципы формулы SURE не предполагают компромисса между глубиной образовательного контента и его доступностью. Автор считает, что эти принципы способствуют созданию условий для естественного процесса обучения, позволяя обучающимся эффективно усваивать информацию.

Грамотно спроектированная кухня является отличной аналогией для эффективного пространства. В такой кухне все необходимые предметы расположены удобно, что позволяет легко их достать, а наиболее часто используемые элементы находятся под рукой. Это создает комфортные условия для готовки, где ничто не отвлекает и не мешает процессу. В такой обстановке приятно проводить время, что способствует не только качеству приготовления пищи, но и общей атмосфере дома.

При разработке учебного контента важно учитывать, как люди воспринимают информацию и принимают решения. Это подразумевает создание материалов, которые соответствуют реальным процессам обработки информации. Такой подход способствует более эффективному обучению, так как помогает адаптировать контент к потребностям и ожиданиям обучающихся. Учитывая психологические и когнитивные аспекты восприятия, можно значительно повысить усвоение знаний и навыков.

Освоив методику создания учебных материалов по формуле, можно значительно повысить эффективность контента. Правильная структура и продуманный подход к подаче информации помогут лучше усваивать знания и навыки. Уделяя внимание ключевым аспектам, таким как целевая аудитория, формат подачи и интерактивные элементы, можно обеспечить более глубокое вовлечение обучающихся. Использование визуальных средств и практических примеров также способствует лучшему запоминанию материала. Интеграция обратной связи и оценочных инструментов позволит адаптировать контент под потребности студентов, что повысит его актуальность и полезность.

  • добавлять визуальные компоненты, такие как иллюстрации, графики и схемы, дополняющие текст, но не перегружающие материал;
  • внедрять призывы к действию на подходящих для этого этапах;
  • разрабатывать материалы для многократного использования (например, чтобы к ним удобно было при необходимости возвращаться на рабочем месте), а не только для конкретных учебных мероприятий;
  • тестировать контент на учащихся и дорабатывать его с учётом обратной связи.

Раздел «Читайте также» может быть дополнен ссылками на другие статьи, которые помогут читателям углубиться в тему. Это улучшит внутреннюю перелинковку и повысит SEO-оптимизацию страницы. Убедитесь, что ссылки релевантны и соответствуют интересам вашей аудитории. Например, вы можете предложить статьи, которые раскрывают дополнительные аспекты обсуждаемой темы или представляют альтернативные точки зрения. Такой подход не только обогатит контент, но и удержит внимание читателей, что положительно скажется на показателях вовлеченности и времени, проведенном на сайте.

  • Чек-лист для проверки контента курса перед запуском
  • 7 условий, которые обеспечивают доходимость на курсе и применение новых навыков в работе
  • Как вовлечь сотрудников в синхронное корпоративное обучение: 4 совета эксперта
  • Как создать условия для формирования у сотрудников желаемого поведения