Корп обучение #Статьи

3 октября, 2025

Какие креативные решения помогают сделать обучение эффективнее / Skillbox Media

Добавление персонажей, мемов и прочих отсылок к поп-культуре далеко не всегда срабатывает эффективно — но это можно исправить.

17-18 сентября прошла онлайн-конференция «Солянка», организованная сообществом «HR-Кухня». В рамках мероприятия выступила Яна Адриановская, ведущий специалист по разработке учебных решений компании BTG Consult. Она обсудила, почему усилия по улучшению привлекательности и интересности обучения для сотрудников не всегда приводят к ожидаемым результатам. Яна также поделилась практическими рекомендациями по правильному внедрению креативных подходов в процесс обучения. Эти советы помогут компаниям эффективно развивать навыки сотрудников и повышать их вовлеченность в обучение.

Что обычно понимают под креативными решениями в обучении

В корпоративном обучении на основе опыта спикера часто используются креативные подходы. Эти методы помогают сделать процесс обучения более эффективным и увлекательным. Креативные решения включают в себя интерактивные тренинги, которые способствуют активному вовлечению участников. Также популярны игровые элементы, которые делают обучение более динамичным и запоминающимся. Важно применять разнообразные форматы, такие как видеоконтент, симуляции и групповые обсуждения, что позволяет удовлетворить различные стили обучения и повысить заинтересованность сотрудников. Эффективное корпоративное обучение требует не только инновационного подхода, но и адаптации к потребностям конкретной команды.

  • вводят персонажа, который объясняет теоретический материал, задаёт вопросы, подсказывает учащемуся при выполнении заданий;
  • обращаются к поп-культурной тематике (чаще всего это всем известные киноэпопеи) в качестве «упаковки» образовательного содержания;
  • используют мемы и прочий юмор.

Яна Адриановская отмечает, что предложенные варианты обучения не имеют серьезных недостатков. Они понятны и привычны как для разработчиков, так и для участников обучения. Однако креативные элементы иногда оказываются менее эффективными, чем ожидали создатели курсов. В некоторых случаях они могут даже негативно влиять на процесс и результаты обучения. Важно учитывать, что традиционные подходы могут быть более результативными в определенных ситуациях, и проектировщики должны тщательно анализировать, какие элементы действительно способствуют лучшему усвоению материала.

Методист разрабатывает курс по бережливому производству, ориентируясь на сотрудников производственной компании, в основном женщин старше 50 лет. Тема курса является специфической и сложной для восприятия, поэтому методист рассматривает возможность использования стилистики вселенной «Гарри Поттера» для подачи учебных материалов, полагая, что это привлечет внимание участников. Однако такая стратегия может оказаться неэффективной. Аудитория, вероятно, не поймет отсылок к истории о мальчике-волшебнике и проигнорирует их, или, что еще хуже, воспримет курс как «детский» и несерьезный. Важно учитывать интересы и восприятие целевой аудитории, чтобы обеспечить эффективное обучение и вовлечение сотрудников в процесс.

Изучите также:

Юмор в серьёзных курсах может принести значительную пользу. Он помогает создать более расслабленную атмосферу, способствует улучшению усвоения материала и повышает вовлеченность участников. Правильно подобранные шутки могут сделать обучение более запоминающимся, а также снизить уровень стресса у слушателей.

Методически правильный подход к юмору включает понимание аудитории и контекста. Шутки должны быть уместными, не оскорбительными и соответствовать теме курса. Использование юмора в правильных местах помогает сделать сложные темы более доступными и интересными. Важно помнить, что юмор должен служить поддержкой основной идеи, а не отвлекать от неё. Таким образом, умелое использование юмора может значительно повысить эффективность обучения и сделать курсы более привлекательными для участников.

Что важно учитывать, разрабатывая креативные решения

Для успешной реализации креативных элементов курса или тренинга спикер рекомендует учитывать три основных аспекта обучения. Эти составляющие помогут обеспечить максимальную эффективность и вовлеченность участников, а также способствовать достижению поставленных целей. Важно правильно интегрировать эти элементы, чтобы создать гармоничное и продуктивное обучающее пространство.

  • Учебные цели. Придумывая персонажей, историю или стиль оформления, важно помнить, что вы разрабатываете не рекламную кампанию (она в первую очередь должна привлекать внимание) и не развлекательный контент, а проектируете обучение. А в обучении все составляющие должны работать на достижение учебных целей (напомним: это следует из принципа согласованности Ричарда Майера). Если добавлять какие-то элементы лишь из соображений «Чтобы было повеселее и покрасивее», это не принесёт желаемого результата.
  • Характеристики целевой аудитории. Нужно понимать, что волнует обучающихся сотрудников, что их интересует, смешит, вызывает у них эмоциональный отклик. Социально-демографические характеристики тоже, разумеется, важно учитывать. Отсылки к миру «Гарри Поттера» вряд ли привлекут сотрудников старшего возраста, а вот для аудитории миллениалов и ранних зумеров вполне могут сработать. Но, как отмечает спикер, всегда существуют исключения, поэтому целевую аудиторию нужно тщательно изучать — иначе не получится сделать обучение эффективным и вовлекающим.
  • Специфика темы обучения. Придумывать персонажей или связывать учебный контент, например, с какой-нибудь фантастической вселенной вообще уместно не для каждой учебной темы. Вникнуть в историю, в которую разработчики упаковали учебный курс, или разобрать отсылки к произведениям поп-культуры тоже требует от учащегося некоторых мыслительных усилий. И если тема курса сложная, то лишние элементы могут вызвать когнитивную перегрузку и не поспособствовать пониманию материала, а помешать этому.

Читать также:

Создание и упаковка учебного контента для разновозрастной аудитории требует особого подхода. Чтобы достичь максимальной эффективности, необходимо учитывать несколько ключевых правил. Во-первых, важно адаптировать материал под разные уровни восприятия. Это можно сделать, используя разнообразные форматы и стили изложения. Во-вторых, учитывайте интересы и потребности различных возрастных групп, чтобы сделать контент актуальным и привлекательным. В-третьих, используйте визуальные элементы — графики, диаграммы и изображения, которые помогут лучше усвоить информацию. В-четвертых, создавайте интерактивные задания и упражнения, которые стимулируют активное участие и повышают мотивацию к обучению. Наконец, не забывайте о регулярной обратной связи, позволяющей оценить эффективность контента и внести необходимые коррективы. Следуя этим правилам, вы сможете создать качественный учебный материал, подходящий для разновозрастной аудитории.

По мнению Яны Адриановской, креативные решения в обучении — это не просто развлечения или визуальные эффекты, а эффективные методические инструменты, которые способствуют интересному и понятному представлению информации. Они мотивируют учащихся применять новые знания на практике. К таким креативным решениям можно отнести не только использование персонажей и отсылки к поп-культуре, но и инновационные учебные форматы, интерактивные механики, а также продуманную последовательность изложения материала. Эти элементы помогают создать увлекательную образовательную среду, которая способствует более глубокому усвоению знаний.

Как креативные решения способствуют обучению

Яна Адриановская утверждает, что эффективные креативные решения в обучении выполняют как минимум одну из трёх ключевых функций. Эти функции помогают улучшить образовательный процесс, способствуют вовлечению студентов и делают обучение более интерактивным. Разработка креативных подходов позволяет адаптировать материалы под разные стили восприятия, что повышает качество образования и заинтересованность учащихся.

Получаемая учащимися на курсе информация может сначала казаться абстрактной и трудной для понимания. Для того чтобы сделать новые понятия и концепции более понятными и доступными для целевой аудитории, важно связывать их с личным опытом студентов. Это поможет улучшить восприятие материала и повысить его усвоение.

Согласно когнитивной психологии, человеческий мозг структурирует информацию об окружающем мире через когнитивные схемы. Это означает, что он связывает различные факты, понятия, символы и образы, упорядочивая их в логическую систему. При получении новой информации мозг мгновенно классифицирует ее, интегрируя в уже существующие схемы. Этот процесс обеспечивает постоянное обновление и уточнение когнитивных структур, что способствует лучшему пониманию и запоминанию информации.

Когда человек сталкивается с совершенно незнакомой информацией, например, начиная изучать новую тему, его мозг испытывает значительную когнитивную нагрузку. В такой ситуации ему необходимо не только определить, как новые данные соотносятся с уже известными концепциями, но и, возможно, создать совершенно новую ментальную структуру для их обработки. Это процесс требует времени и усилий, так как человек стремится интегрировать новую информацию в существующие знания и навыки.

Чтение является важной частью нашей жизни, и оно способствует развитию мышления, расширению кругозора и улучшению навыков коммуникации. Книги, статьи и другие формы письменного контента обогатят ваш словарный запас и помогут глубже понять окружающий мир. Регулярное чтение также улучшает концентрацию и внимание, что положительно сказывается на всех аспектах жизни. Кроме того, чтение способствует эмоциональному развитию и позволяет лучше понимать чувства других людей. Важно выбирать разнообразные жанры и темы, чтобы сделать процесс чтения еще более увлекательным и полезным.

Когнитивные теории являются важным инструментом в обучении и обучении. Они помогают понять, как люди воспринимают, обрабатывают и хранят информацию. Рассмотрим четыре ключевых когнитивных теории, которые будут полезны для педагогов и тренеров.

Первая теория — конструктивизм. Она утверждает, что знания создаются учащимися через активное взаимодействие с окружающей средой и другими людьми. Преподаватели должны создавать условия для самостоятельного поиска информации и решения проблем, что способствует более глубокому пониманию материала.

Вторая теория — теория множественных интеллектов. Согласно этой теории, у каждого человека есть несколько типов интеллекта, таких как лингвистический, логико-математический, музыкальный и другие. Понимание этих различных интеллектов позволяет педагогам адаптировать свои методы обучения, чтобы удовлетворить потребности каждого ученика.

Третья теория — когнитивная нагрузка. Она фокусируется на том, как объем информации, представляемой учащимся, может влиять на их способность к обучению. Важно учитывать когнитивные ограничения и предоставлять информацию в удобном формате, чтобы облегчить процесс усвоения знаний.

Четвертая теория — социальное обучение. Эта теория подчеркивает значение взаимодействия и наблюдения за другими в процессе обучения. Педагоги могут использовать групповые занятия и совместные проекты, чтобы развивать навыки сотрудничества и обмена опытом среди учащихся.

Применение этих когнитивных теорий в обучении поможет повысить эффективность образовательного процесса и создать более комфортные условия для студентов. Понимание механизмов обучения позволяет преподавателям разрабатывать более эффективные методики и подходы, способствующие глубокому усвоению знаний.

Яна Адриановская утверждает, что решение данной задачи упростится, если в учебный процесс будут интегрированы конкретные примеры и наглядные аналогии, соответствующие контексту жизни и работы студентов. Спикер предлагает различные подходы для реализации этих идей.

  • Погружение учащихся в контекст. Например, тему защиты от фишинга можно подать не через стандартное объяснение, а через получение опыта: учащийся сотрудник получает серию писем, и ему нужно отличить безопасное содержимое от вредоносного, не попавшись на уловки мошенников. Таким образом, сотрудник будет учиться на своих ошибках, получая обратную связь. А когда после этого он получит теоретическую информацию, новые знания будут напрямую связаны с когнитивной схемой: «Вот что мне нужно запомнить, чтобы случайно не слить свои данные злоумышленникам».
  • Визуализация тоже поможет построить мост между новой информацией и существующим опытом. Например, можно оформить материалы курса по эффективной коммуникации в виде интерфейса электронной почты, мессенджера или другого приложения, с которым в работе часто взаимодействует учащийся. Благодаря узнаванию ему будет легче связать новые знания с той «полочкой», на которую их нужно положить.
  • Аудио иногда действует лучше, чем текст или визуальные образы. Спикер приводит в пример курс для продавцов по работе с возражениями клиентов. Конечно, диалоги между недовольными покупателями и продавцом можно подать текстом, но если подготовить аудиозаписи с фразами клиентов, то сотрудник уже по типичным интонациям распознает предложенные ситуации и гораздо быстрее сопоставит их со своим опытом.

В примере с курсом по бережливому производству для сотрудников предприятия Яна Адриановская предложила заменить отсылки к «Гарри Поттеру» на более понятную для женщин старше 50 лет метафору приготовления пищи. В этом контексте, как и в производстве, критически важны оптимизация процессов и эффективное использование ресурсов. Необходимо, чтобы все необходимые ингредиенты были под рукой, время, затрачиваемое на различные кулинарные операции, использовалось эффективно, а избыточные продукты не приходилось выбрасывать. Такой подход позволит создать более понятную и практическую связь между теорией и реалиями повседневной жизни, что сделает обучение более доступным и актуальным.

Как утверждает спикер, важно понимать, что креативность в методических задачах не заключается в поиске самой оригинальной идеи, которая еще не была озвучена. Ключевым аспектом является нахождение решения, которое соответствует учебным целям и тематике курса, а также будет восприниматься целевой аудиторией. Такой подход гарантирует, что контент будет актуальным и эффективным для обучения.

Читайте также:

Привлечение внимания учащихся и создание запоминающегося учебного контента — важные аспекты эффективного обучения. Существует несколько стратегий, которые помогут сделать процесс обучения более увлекательным и продуктивным.

Первый способ — использование интерактивных элементов. Включение опросов, викторин и игровых заданий в учебный процесс способствует активному вовлечению учащихся и повышает интерес к материалу. Такие элементы не только делают уроки живыми, но и помогают лучше усваивать информацию.

Второй способ — визуализация данных. Использование графиков, диаграмм и иллюстраций помогает учащимся лучше понять и запомнить информацию. Визуальные элементы способствуют созданию ассоциаций и облегчают восприятие сложных понятий.

Третий способ — интеграция реальных примеров. Применение практических ситуаций и кейсов из жизни делает учебный материал более актуальным и интересным. Учащиеся легче воспринимают информацию, когда видят ее применение в реальных условиях.

Четвертый способ — создание групповых заданий. Работа в командах способствует обмену идеями и мнениями, что не только развивает коммуникационные навыки, но и делает процесс обучения более динамичным. Групповые задания стимулируют учащихся к более глубокому анализу темы.

Пятый способ — применение технологий. Использование образовательных платформ, мобильных приложений и видеоматериалов позволяет разнообразить учебный процесс. Технологии значительно расширяют возможности для обучения и делают его более доступным и увлекательным.

Эти методы помогут повысить вовлеченность учащихся и сделать учебный контент более запоминающимся и эффективным.

После усвоения новой информации на курсе или тренинге важно закрепить знания в памяти. Для этого, как подчеркивает спикер, необходимы два ключевых элемента: визуальный образ или конкретное понятие, а также эмоциональный отклик. Эти компоненты способствуют более глубокому пониманию и долгосрочному запоминанию материала. Эмоции делают процесс обучения более эффективным, помогая связать новые знания с личным опытом, что в свою очередь усиливает их запоминание.

Когнитивные науки подчеркивают значимость визуальных и вербальных компонентов в процессе обучения. Согласно теории двойного кодирования Аллана Пайвио, информация запоминается более эффективно, когда она представлена как в словесной, так и в визуальной форме. Конкретные концепты, которые легко визуализировать, усваиваются гораздо быстрее по сравнению с абстрактными понятиями. Важно отметить, что визуальные и конкретные ассоциации с изучаемым материалом могут служить основой для его закрепления в памяти, а также облегчают последующее воспоминание. Использование таких ассоциаций в образовательных процессах может значительно повысить уровень усвоения информации и улучшить результаты обучения.

Эмоции играют ключевую роль в процессе обучения, придавая ему личную значимость. События и факты, которые вызывают эмоциональный отклик, запоминаются значительно лучше. Положительные эмоции способствуют повышению учебной вовлечённости, что, в свою очередь, напрямую влияет на успешность обучения. Формирование положительного эмоционального фона в образовательном процессе может значительно улучшить результаты и помочь учащимся достигать своих целей более эффективно.

Включение эмоционально насыщенного и образного компонента в курс способствует более глубокому вовлечению учащихся. Такой подход облегчает запоминание информации и помогает лучше усвоить материал. Эмоции и образы не только делают обучение более интересным, но и усиливают долговременное запоминание, что является ключевым фактором в образовательном процессе.

Читайте также:

При проектировании корпоративного обучения важно учитывать эмоции участников. Эмоциональный интеллект играет ключевую роль в процессе обучения, так как положительные эмоции способствуют лучшему усвоению материала, а негативные могут препятствовать обучению. Для создания эффективных обучающих программ необходимо учитывать эмоциональные потребности сотрудников.

Во-первых, важно создать безопасную и поддерживающую атмосферу, где участники смогут открыто выражать свои мысли и чувства. Это поможет установить доверие и повысить вовлеченность. Во-вторых, следует использовать разнообразные методы обучения, такие как интерактивные занятия, групповые обсуждения и ролевые игры, которые могут вызвать положительные эмоции и повысить интерес к материалу.

Также полезно включать элементы обратной связи, чтобы участники могли делиться своими эмоциями и реакциями на обучение. Это не только улучшит качество программы, но и позволит адаптировать обучение под конкретные потребности группы. Важно помнить, что эмоции влияют на мотивацию и восприятие информации, поэтому их учет в процессе проектирования корпоративного обучения является необходимым условием для достижения успешных результатов.

Яна Адриановская рекомендует использовать визуальный и ассоциативный язык, который будет близок вашей аудитории, на протяжении всего курса. Это касается оформления слайдов, элементов интерфейса, дополнительных материалов и образов персонажей, если они присутствуют. Применение единого стиля помогает создать гармоничное восприятие и повысить вовлеченность участников курса.

Спикер привела в пример курс «Страдающая методология», созданный командой методологов BTG Consult, который заимствовал стиль известного проекта «Страдающее Средневековье». Анализ показал, что визуальные образы и мемы, использованные в курсе, вызывают положительный отклик у аудитории. Это означает, что такие элементы могут эффективно служить «якорями» для запоминания учебного материала, способствуя лучшему усвоению информации.

Курс «Страдающая методология», разработанный BTG Consult Скриншот: Страдающая методология / Skillbox Media

Яна представила дополнительные идеи.

  • если целевая аудитория увлекается спортом, то образ «красных карточек» поможет запомнить, например, набор правил, которые нельзя нарушать;
  • если слушатели курса живут в большом городе и ездят в метро, то информацию о каком-либо последовательном процессе можно визуализировать как движение от станции к станции;
  • узнавание и эмоциональный отклик у сотрудников-миллениалов могут вызвать фразы и образы из рекламы 1990-х и 2000-х.

Важно пробудить у сотрудников мотивацию к обучению, так же как и помочь им усвоить новую информацию. Обучение сталкивается с конкуренцией за внимание, так как люди отвлекаются на контент из мессенджеров, социальных сетей и стриминговых сервисов. Спикеры подчеркивают необходимость создания приятного, комфортного и вовлекающего процесса обучения. Это позволяет учащимся с интересом взаимодействовать с учебными материалами и мотивирует их завершить курс. Эффективные методы обучения способствуют не только усвоению знаний, но и повышению общей продуктивности сотрудников.

Яна Адриановская предлагает три ключевых совета для разработчиков образовательных программ, направленных на сохранение и повышение мотивации учащихся. Во-первых, важно создавать интерактивные и увлекательные материалы, которые стимулируют интерес и активное участие студентов. Во-вторых, необходимо учитывать индивидуальные потребности и предпочтения обучающихся, адаптируя контент под разные стили обучения. В-третьих, регулярная обратная связь и поддержка со стороны преподавателей играют критическую роль в поддержании мотивации, помогая учащимся ощущать прогресс и достигать поставленных целей. Следуя этим рекомендациям, разработчики могут значительно улучшить образовательный процесс и повысить вовлеченность студентов.

  • Надо стремиться к тому, чтобы сам курс был интересным и лёгким для восприятия.
  • Стоит добавить элементы, которые вызывают эмоциональный отклик — тут как раз пригодится сторителлинг с персонажами, похожими на учащихся, решающими близкие им проблемы, истории, включающие интригу, вызов или чувство ностальгии. Если это уместно, то также можно включить элементы геймификации: баллы, бонусы, достижения и другие механики.
  • Важно регулировать когнитивную нагрузку учащихся в процессе обучения, особенно длительного — дозировать информацию, давать возможность немножко отдохнуть и расслабиться после сложных тематических блоков, чтобы они сохранили энергию до конца курса.

Чтение является важным аспектом нашей жизни, и оно открывает перед нами множество возможностей. Оно помогает развивать мышление, расширять кругозор и улучшать уровень грамотности. Кроме того, чтение способствует обогащению словарного запаса и помогает лучше понимать окружающий мир. Регулярное чтение книг, статей и других материалов может значительно повлиять на наше образование и личностное развитие. Чтобы получить максимальную пользу от чтения, выбирайте разнообразные жанры и темы, которые интересуют вас. Не забывайте делиться своими впечатлениями о прочитанном и обсуждать книги с другими, это поможет глубже понять содержание и развить критическое мышление.

  • 3 маркетинговых инструмента, которые помогут поддерживать вовлечённость в обучение
  • 7 условий, которые обеспечивают доходимость на курсе и применение новых навыков в работе
  • Как создавать вовлекающие учебные занятия с помощью октализа Ю‑Кай Чоу
  • SURE: формула для разработки учебного контента, который побуждает применять изученное