6 наблюдений из исследования о состоянии корпоративного обучения в России / Skillbox Media
Ключевые выводы из результатов опроса, в котором участвовали представители 200 российских компаний из разных индустрий.
Содержание:
- Объёмы обучения сотрудников растут, но умеренно
- Подходы к бюджетам на обучение неоднородны и различаются по отраслям
- Самая востребованная тема обучения — ИИ, но курсов по ней не хватает
- Треть компаний всё ещё не использует ИИ в рабочих процессах
- Самый популярный формат обучения — гибридный, и растёт спрос на бизнес-игры
- Эффективность обучения измеряют всё ещё по старинке, но уже есть и те, кто — по Киркпатрику
Недавно были опубликованы результаты исследования трендов корпоративного обучения под названием «Трансформация функции обучения и развития в новых реалиях». Это исследование было проведено «Академией бизнеса Б1» в сотрудничестве с журналом по управлению персоналом «Штат», рейтинговым агентством «Эксперт РА» и платформой HeadHunter, специализирующейся на поиске работы и подборе персонала. Результаты исследования подчеркивают изменения в подходах к обучению сотрудников, которые стали актуальными в условиях современных вызовов. Корпоративное обучение адаптируется к новым требованиям, что позволяет компаниям эффективно развивать свои команды и повышать конкурентоспособность на рынке.
В опросе участвовали 204 представителя компаний, представляющих различные отрасли экономики и обладающих разным числом сотрудников.
- до 100 человек — 18%;
- 101–500 человек — 27%;
- 501–1000 человек — 16%;
- больше 1000 человек — 39%.
Мы обратили внимание на несколько важных аспектов, выявленных в данном исследовании.
Объёмы обучения сотрудников растут, но умеренно
Согласно опросу, 38% респондентов сообщили, что в 2024 году обучение прошли все или почти все сотрудники их компании, составив не менее 81%. В 20% организаций обучение охватило большую часть персонала, от 61 до 80%. Эти данные подчеркивают важность постоянного обучения и повышения квалификации работников для успешного развития компаний.
В 2024 году наблюдается рост объема обучения в большинстве компаний, составивший 44%, хотя в большинстве случаев увеличение не превышает 20%. В то же время 33% опрошенных организаций сократили объем обучения, однако данные сокращения также в основном незначительны. В 23% компаний объем обучения остался на прежнем уровне.
Прогнозы на 2025 год показывают, что 52% респондентов ожидают увеличения объёмов обучения по сравнению с предыдущим годом. Однако около одной трети опрошенных заявили, что в их компаниях объёмы обучения будут снижены, в то время как 16% прогнозируют сохранение текущих уровней. Важно учитывать эти тенденции для адаптации стратегий обучения и развития сотрудников в организациях.
Елена Жанахова, управляющий директор по рейтингам устойчивого развития в «Эксперт РА», отмечает, что 2024 год стал для компаний временем экспериментов с новыми подходами в обучении. Это проявляется в разнообразных стратегиях, которые организации применяют в этой сфере. Однако, как подчеркивает Татьяна Суслова, партнёр «Б1» и руководитель «Академии бизнеса Б1», процент работодателей, которые радикально изменили объем обучения — увеличив или сократив его более чем на 40% — остается незначительным. Это свидетельствует о том, что большинство компаний предпочитают более умеренные изменения в своих образовательных программах, что может указывать на осторожный подход к внедрению новых методов обучения и развитию кадрового потенциала.
Согласно прогнозам на 2025 год, ожидается, что объем обучения в компаниях вырастет. Однако, несмотря на это, треть организаций продолжает сокращать программы развития сотрудников. Изменения в области корпоративного обучения будут умеренными, не превышающими 40%. Это свидетельствует о том, что многие компании остаются осторожными в вопросах инвестиций в обучение и развитие кадров, несмотря на необходимость адаптации к новым условиям рынка.
Подходы к бюджетам на обучение неоднородны и различаются по отраслям
В 2024 году подходы к инвестициям в развитие персонала демонстрируют резкое расхождение. Согласно проведённому опросу, 42% работодателей увеличили свои бюджеты на обучение сотрудников по сравнению с 2023 годом. В то же время 39% компаний уменьшили затраты на обучение. Эти данные свидетельствуют о неоднозначности в стратегии инвестиций в человеческий капитал, что подчеркивает важность адаптации к меняющимся условиям рынка и потребностям работников. Инвестиции в обучение остаются ключевым фактором для повышения конкурентоспособности и эффективности бизнеса.
По словам Татьяны Сусловой, наблюдается значительное различие в динамике бюджетов на обучение между отраслями. В частности, в IT-секторе, промышленности и сельском хозяйстве сокращение расходов на обучение составило от 40% до 60%. Также снижение инвестиций в развитие сотрудников фиксируется в автомобильной отрасли, профессиональных услугах, телекоммуникациях и строительстве. В отличие от этих секторов, такие отрасли, как здравоохранение, фармацевтика, нефтегазовая и энергетическая сферы, горнодобывающая промышленность и розничная торговля, чаще всего увеличивают свои бюджеты на обучение сотрудников. Эти тренды подчеркивают важность адаптации стратегий обучения к специфике каждой отрасли для повышения конкурентоспособности и эффективности бизнеса.
Переделать текст, сохраняя его суть, важно для повышения его видимости в поисковых системах. Оптимизируйте содержание, используя ключевые слова и фразы, которые соответствуют теме. Например, если текст касается путешествий, стоит использовать термины, такие как «лучшие направления», «путешествия по миру», «советы для туристов» и подобные. Это поможет повысить ранжирование страницы и привлечь целевую аудиторию. Убедитесь, что текст структурирован логично и читабельно, чтобы пользователи могли легко воспринимать информацию. Не забывайте о важности уникальности контента, который будет интересен и полезен читателям.
Читайте также:
Аналитика: объем инвестиций российских компаний в обучение топ-менеджеров
Российские компании продолжают активно инвестировать в обучение и развитие своих топ-менеджеров. Эксперты отмечают, что суммы вложений в программы повышения квалификации и развития лидерских навыков достигают миллиардов рублей. Эти инвестиции направлены на повышение конкурентоспособности организаций, улучшение управленческих практик и адаптацию к быстро меняющимся условиям рынка.
Обучение топ-менеджеров включает в себя как внутренние программы, так и курсы от ведущих бизнес-школ. Компании осознают важность постоянного обучения для поддержания инновационного подхода и эффективного управления.
Таким образом, анализ показывает, что российские компании вкладывают значительные средства в образование своих руководителей, что в дальнейшем способствует росту их бизнеса и улучшению показателей эффективности.
В 2025 году 35% компаний продолжают уменьшать инвестиции в развитие кадров, в то время как 49% организаций увеличивают свои вложения в обучение и развитие сотрудников. По мнению Татьяны Сусловой, эти прогнозы демонстрируют «сдержанный оптимизм». Многие компании, после периода экономии, вновь начинают осознавать важность инвестирования в обучение персонала, что способствует повышению их конкурентоспособности и адаптации на рынке. Таким образом, наблюдается явная тенденция к восстановлению интереса к обучению и развитию профессиональных навыков, что в долгосрочной перспективе может оказать положительное влияние на успешность бизнеса.
Самая востребованная тема обучения — ИИ, но курсов по ней не хватает
В 2024 году наиболее популярные темы обучения включали в себя: программирование, цифровой маркетинг, искусственный интеллект, веб-дизайн и управление проектами. Эти области продолжают привлекать внимание студентов и профессионалов, стремящихся улучшить свои навыки и повысить конкурентоспособность на рынке труда. Программирование остается ключевым направлением, учитывая растущий спрос на разработчиков в различных отраслях. Цифровой маркетинг привлекает специалистов, желающих освоить современные методы продвижения товаров и услуг в интернете. Искусственный интеллект и машинное обучение становятся все более актуальными, поскольку компании ищут способы автоматизации процессов и анализа данных. Веб-дизайн продолжает быть важным, так как качественный пользовательский интерфейс играет решающую роль в успехе онлайн-проектов. Управление проектами также остается востребованным навыком, необходимым для успешной реализации бизнес-инициатив. Эти направления обучения обеспечивают актуальные знания и навыки, способствующие карьерному росту в условиях постоянно меняющегося рынка.
- личная эффективность (36%);
- продажи и переговоры, искусственный интеллект (по 27%);
- анализ информации и принятие решений, лидерство в условиях неопределённости, управление командой и проектами (по 24%);
- операционная эффективность (23%);
- управление изменениями (19%).
В 2025 году наблюдается заметный рост интереса к обучению в области искусственного интеллекта, который отметили 51% опрошенных. Эта тема уверенно занимает лидирующие позиции, значительно опережая другие направления, представленные в рейтинге предыдущего года.
Компании сталкиваются с дефицитом курсов, посвященных искусственному интеллекту и обучению «жестким» навыкам. Это создает пробелы в квалификации сотрудников и замедляет развитие бизнеса. В условиях стремительных изменений на рынке труда важно акцентировать внимание на обучении в этих областях. Инвестирование в программы повышения квалификации позволит организациям не только адаптироваться к новым технологиям, но и повысить конкурентоспособность.
Согласно проведенному опросу, компании наиболее часто обращаются к внешним провайдерам обучения для получения курсов и программ по следующим темам:
- личная эффективность (41%);
- управление командой (30%);
- продажи и переговоры (29%);
- эффективная коммуникация и влияние (26%);
- управление изменениями (25%);
- анализ информации и принятие решений (25%).
Провайдеры образовательных услуг не всегда способны удовлетворить потребности компаний в специализированных темах обучения. Согласно опросам, 40% респондентов отмечают нехватку предложений в области искусственного интеллекта и узкоспециализированного технического обучения для сотрудников. В числе самых дефицитных направлений также выделяются развитие высокоуровневых экспертов и топ-менеджеров, кибербезопасность и защита данных. Елена Жанахова связывает эту ситуацию с нехваткой квалифицированных преподавателей, готовых вести специализированные курсы, а также с высокой стоимостью таких программ. Из-за значительных затрат фактический спрос на подобные обучения остается низким, что делает их разработку для провайдеров экономически нецелесообразной.
При выборе провайдера обучения ключевыми критериями, согласно опросу, являются качество контента, актуальные темы и доступные цены, что отметили более 40% респондентов. Хотя менее приоритетными, немаловажными остаются знания и опыт тренеров, которые ценят 29% компаний, а также готовность к совместной работе и понимание потребностей клиента (по 26%). Важными факторами также являются быстрота и гибкость в подходе (19%), а также возможность гибридного формата обучения (18%).
При выборе подходящего провайдера обучения многие компании опираются на предыдущий опыт заказа или покупки курсов. 44% организаций используют нетворкинг как основной инструмент поиска, тогда как 43% обращаются к профессиональным конференциям и выставкам. Рекомендации коллег играют важную роль для 41% компаний. Около трети (29%) самостоятельно исследуют предложения в интернете, 22% обращаются к специализированным профессиональным форумам, а 20% сразу же рассматривают варианты от лидеров рынка обучения. Этот подход позволяет компаниям находить наиболее релевантные и качественные образовательные ресурсы, соответствующие их нуждам и требованиям.
Читать также:
Джош Берсин: Провайдеры онлайн-обучения встретят трудности из-за внедрения искусственного интеллекта. В условиях стремительного развития технологий, особенно в области ИИ, провайдеры образовательных услуг должны адаптироваться к новым вызовам. Искусственный интеллект меняет подходы к обучению, что может привести к необходимости изменения традиционных методов преподавания и разработки курсов. Поскольку ИИ становится все более интегрированным в образовательные платформы, провайдеры должны будут учитывать влияние этой технологии на потребности студентов и рынок труда. Необходимо искать новые стратегии для повышения качества обучения и обеспечения конкурентоспособности в условиях быстро меняющегося цифрового мира.
Треть компаний всё ещё не использует ИИ в рабочих процессах
В ходе исследования участников спросили о проведении обучения для руководителей в их компаниях с целью внедрения искусственного интеллекта в рабочие процессы. Результаты показали, что почти половина опрошенных (44%) не принимает никаких специальных мер в этом направлении. Четверть респондентов (24%) отметила наличие обучающих семинаров и курсов по искусственному интеллекту, 20% рассказали о запуске пилотных проектов для интеграции ИИ, а 19% упомянули о сессиях обмена опытом между коллегами. Также 15% участников сообщили о получении консультаций от экспертов в области ИИ и о программах наставничества. Важно отметить, что обучение и обмен опытом являются ключевыми факторами для успешной интеграции ИИ в бизнес-процессы.
Вопрос использования искусственного интеллекта в бизнесе остается актуальным. Согласно опросам, 33% компаний еще не доверили ИИ выполнение каких-либо задач. Среди тех организаций, которые уже начали интегрировать ИИ-технологии в свои рабочие процессы, 27% используют их для обработки текстовой информации, а 26% — для работы с изображениями. Анализ данных является приоритетом для 25% респондентов. Кроме того, 20% компаний применяют ИИ-чат-ботов для оперативного ответа на часто задаваемые вопросы сотрудников, а 19% используют ИИ-помощников для создания презентаций. Внедрение ИИ в бизнес-процессы открывает новые возможности для повышения эффективности и оптимизации работы.
Татьяна Суслова отметила, что большинство компаний применяют инструменты искусственного интеллекта в основном для решения контентных задач и рутинной работы. Однако для трансформации подходов к обучению, аналитике и принятию решений ИИ используется крайне редко. По результатам опроса лишь 12% участников сообщили о применении ИИ для проектирования образовательных программ. Всего 9% компаний используют ИИ для онбординга и поддержки новых сотрудников, лишь 5% — для персонализации обучения и карьерных траекторий, а 4% — для моделирования карьерного роста сотрудников. Эксперт связывает это с низкой цифровой зрелостью организаций, недостатком знаний и опыта, а также отсутствием эффективных сценариев внедрения ИИ. Повышение осведомленности о возможностях ИИ и разработка успешных кейсов могут способствовать более широкому его применению в этих областях.
Результаты недавнего исследования участников сообщества Digital Learning демонстрируют интересные тенденции. В 2025 году 7% работодателей планируют систематически использовать искусственный интеллект в процессе обучения сотрудников, в то время как 13,5% намерены применять ИИ для разработки образовательного контента. Несмотря на то, что эти показатели все еще низкие, наблюдается заметный рост по сравнению с 2024 годом, когда соответствующие цифры составляли 2% и 3%. Такой тренд подчеркивает растущее значение технологий в сфере образования и необходимость их интеграции в современные подходы к обучению.
Переделанный текст:
Изучайте дополнительные материалы:
Создание онлайн-курсов с использованием нейросетей: практические примеры
В последние годы нейросети значительно изменили подход к образовательным технологиям. Они предоставляют новые возможности для разработки онлайн-курсов, позволяя создавать адаптивные и персонализированные учебные материалы.
Одним из эффективных методов применения нейросетей в обучении является автоматизация процесса создания контента. С помощью алгоритмов машинного обучения можно генерировать тексты, видеоматериалы и тестовые задания, что значительно ускоряет процесс разработки курсов.
Практические кейсы показывают, что использование нейросетей позволяет создавать интерактивные платформы, которые адаптируются к потребностям учащихся. Например, системы, анализирующие данные о прогрессе студентов, могут рекомендовать дополнительные материалы или изменять сложность заданий в зависимости от уровня знаний.
Кроме того, нейросети могут помочь в организации обратной связи. Автоматизированные системы оценки работ студентов могут быстро и точно оценивать задания, предоставляя обучающимся мгновенные результаты и рекомендации по улучшению.
Использование нейросетей в создании онлайн-курсов не только оптимизирует процесс разработки, но и улучшает качество обучения, делая его более персонализированным и адаптивным к потребностям каждого ученика.
Самый популярный формат обучения — гибридный, и растёт спрос на бизнес-игры
В 2024 году наиболее популярными форматами обучения сотрудников, исключая тренинги, стали: онлайн-курсы, вебинары, менторство и коучинг. Эти методы обеспечивают гибкость и доступность, что позволяет работникам учиться в удобное для них время и в комфортной обстановке. Онлайн-курсы предлагают разнообразие тем и форматов, что способствует углублению знаний и развитию профессиональных навыков. Вебинары позволяют взаимодействовать с экспертами и получать актуальную информацию в режиме реального времени. Менторство и коучинг обеспечивают индивидуальный подход к обучению, помогая сотрудникам достигать высоких результатов и развивать карьеру. Эти форматы обучения становятся важными инструментами для повышения квалификации и адаптации сотрудников к постоянно меняющимся требованиям рынка.
- вебинары — 50%;
- встречи с экспертами — 37%;
- видеокурсы — 28%;
- e-learning (в исследовании не расшифровывается, что под ним понимается, но, вероятно, все прочие форматы цифрового обучения, кроме видеокурсов) — 26%;
- бизнес-игры — 22%;
- групповой коучинг — 19%;
- стратегические сессии — 18%;
- мастер-классы — 17%;
- корпоративные конференции и форумы — 15%;
- микрообучение — 14%;
- выездные стажировки — 13%;
- бизнес-симуляции — 12%.
В ближайшие 2-3 года респонденты выделяют несколько ключевых форматов обучения и взаимодействия с экспертами. Наиболее популярными являются встречи с экспертами, которые занимают 35% предпочтений. Вебинары также пользуются высоким спросом, их выбирают 31% участников опроса. Программы e-learning привлекают внимание 29% респондентов, в то время как видеокурсы интересуют 22%. Наконец, бизнес-игры представляют собой актуальный формат для 21% опрошенных. Эти данные подчеркивают растущий интерес к разнообразным образовательным методам и формам взаимодействия в профессиональной среде.
Татьяна Суслова отметила, что компании продолжают проявлять интерес к цифровым форматам обучения благодаря их эффективности для географически распределённых команд. Цифровые решения легко масштабируются и экономически выгодны. В то же время наблюдается увеличение спроса на бизнес-игры, которые способствуют повышению вовлечённости сотрудников, улучшению командной динамики и развитию практических навыков. Такие методы обучения становятся всё более популярными, так как позволяют адаптироваться к современным требованиям рынка и усиливают командное взаимодействие.
Татьяна подчеркивает, что практический фокус в обучении играет ключевую роль в развитии сотрудников. Встречи с экспертами предоставляют уникальную возможность получить актуальные профессиональные знания «из первых уст». Эти мероприятия способствуют знакомству с реальными кейсами и позволяют учиться на ошибках более опытных коллег. Такой подход к обучению enhances навыки сотрудников и способствует их профессиональному росту.
Чтение является важной частью нашей жизни. Оно не только развивает умственные способности, но и позволяет нам получать новые знания и расширять кругозор. Благодаря чтению мы можем погружаться в разные миры, понимать различные точки зрения и находить вдохновение. Книги, статьи и другие источники информации обогащают наш опыт и помогают формировать критическое мышление. Чтение также способствует улучшению навыков письма и коммуникации. Инвестируйте время в чтение, и вы заметите, как это положительно скажется на вашей жизни и карьере.
Технологии и форматы корпоративного обучения претерпели значительные изменения за последние 10 лет. В первую очередь, цифровизация образования стала ключевым трендом. Онлайн-курсы, вебинары и виртуальные классы стали основными инструментами для обучения сотрудников. Это позволило компаниям сократить затраты на обучение и сделать его более доступным для всех сотрудников независимо от их местоположения.
Среди новых форматов обучения выделяются микролернинг и мобильное обучение. Микролернинг предполагает дробление учебного материала на небольшие блоки, что облегчает процесс усвоения информации. Мобильное обучение позволяет сотрудникам обучаться в любое время и в любом месте, что повышает гибкость и эффективность процесса обучения.
Также стоит отметить рост популярности адаптивного обучения, которое учитывает индивидуальные потребности и уровень знаний каждого сотрудника. Использование искусственного интеллекта и аналитики данных позволяет компаниям создавать персонализированные образовательные программы.
Кроме того, социальное обучение стало важной частью корпоративной культуры. Сотрудники теперь могут обмениваться знаниями и опытом через платформы социальных сетей, что способствует созданию более коллаборативной среды.
В целом, технологии и форматы корпоративного обучения значительно эволюционировали, что позволяет компаниям более эффективно развивать навыки своих сотрудников и адаптироваться к быстро меняющимся условиям рынка.
Большинство компаний, участвовавших в опросе, используют комбинацию очного и онлайн-обучения для своих сотрудников, что составляет 82%. При этом 16% организаций применяют полноценный гибридный формат, который включает равные доли очного и онлайн-обучения (50% на 50%). Лишь 9% компаний обучают свой персонал исключительно в очном формате, тогда как аналогичное количество организаций предпочитает полностью онлайн-обучение. Такой подход к обучению позволяет компаниям более эффективно адаптироваться к современным условиям и обеспечивать высокий уровень подготовки сотрудников.
Татьяна Суслова подчеркнула, что более 60% компаний, использующих исключительно очные форматы обучения, сокращают свои бюджеты на образовательные программы. В отличие от них, организации, применяющие смешанные форматы или полностью переходящие на онлайн-обучение, показывают противоположную тенденцию: их бюджеты на обучение остаются стабильными или даже увеличиваются. По мнению респондентов, очное обучение становится специализированным форматом, который в основном используется для развития ключевых сотрудников, формирования управленческих команд и реализации стратегически важных программ.
Эффективность обучения измеряют всё ещё по старинке, но уже есть и те, кто — по Киркпатрику
Для оценки эффективности обучения большинство организаций (71%) собирают обратную связь от сотрудников и их руководителей. В 42% компаний анализируют выполнение плана обучения, а в 38% измеряют уровень вовлечённости персонала. Анализ бизнес-показателей упоминается только в 34% случаев, а индекс удовлетворенности клиентов (NPS) используется в 30% компаний. Модель Киркпатрика применяется лишь в 12% случаев, в то время как индекс удовлетворенности сотрудников (CSAT) используется всего в 6% организаций.
Переделанный текст:
Изучите дополнительные материалы:
- ИИ и вовлечение зумеров: ключевые тенденции российского корпоративного обучения в 2025-м
- Новые ИИ-агенты могут превратить корпоративное онлайн-обучение в фикцию
- Руководители зарубежных IT-компаний назвали приоритетные направления обучения сотрудников
- Мнение: почему в корпоративном обучении главным стало удобство, а не эффективность
- Мнение: «Корпоративное обучение — чистой воды „инфобиз“»