3 маркетинговых инструмента, которые помогут поддерживать вовлечённость в обучение / Skillbox Media
Актуальные инфоповоды, юмор и даже работу нейромедиаторов можно использовать, чтобы учащиеся не растеряли внимание и интерес.
Содержание:
Продуктовый директор компании True Education отвечает за стратегическое управление и развитие образовательных продуктов. Его задача заключается в анализе потребностей пользователей, создании и внедрении инновационных решений, а также в оптимизации процессов, связанных с продуктами. Важными аспектами работы продуктового директора являются исследование рынка, взаимодействие с командой разработчиков и маркетологов, а также постоянное совершенствование образовательных программ. Эффективное руководство и способность адаптироваться к изменениям в образовательной среде позволяют True Education оставаться конкурентоспособной и предлагать качественные решения для обучения.
Онлайн-обучение может многому научиться у маркетинга, поскольку обе области стремятся привлечь внимание пользователя и повлиять на его поведение. В то время как в маркетинге основной целью является совершение покупки, в сфере образования акцент делается на изменении поведения обучающегося. Основная задача заключается в том, чтобы не только довести человека до завершения курса, но и поддерживать его мотивацию и концентрацию на учебном процессе. Эффективные стратегии, используемые в маркетинге, такие как создание привлекательного контента, использование персонализированных подходов и анализ поведения пользователей, могут значительно повысить уровень вовлеченности и успешности онлайн-обучения.
Если механики вовлечения в курс на уровне образовательных методик оказываются недостаточными, имеет смысл дополнить их маркетинговыми инструментами. В этой статье я расскажу о трех таких инструментах, которые, по моему опыту, способствуют созданию вовлекающего обучения. Эти методы помогут не только повысить интерес к курсу, но и улучшить результаты обучения, сделав его более эффективным и запоминающимся.
Приёмы ситуационного маркетинга
На этапе разработки образовательной программы вы, вероятно, создаёте карту пути обучения — Learning Journey Map (LJM). Этот инструмент, заимствованный из маркетинга, известен как Customer Journey Map (CJM), что переводится как «карта пути клиента». С помощью LJM вы можете планировать способы вовлечения участников образовательной программы, а также отмечать ключевые моменты, связанные с изменениями мотивации учащихся. Такой подход позволяет более точно понимать потребности обучаемых и адаптировать содержание курса для повышения его эффективности.
LJM представляет собой только прогноз, и в любой момент ситуация может измениться. Участникам обучения может не понравиться какая-то активность, могут произойти непредвиденные события, такие как пандемия, военные конфликты или глобальные экономические кризисы. Также существует вероятность возникновения внеплановой нагрузки, из-за чего участники могут потерять интерес к вашему курсу. В таких случаях важно применять маркетинг и использовать ситуационный подход, который позволяет адаптироваться к изменяющимся условиям и сохранять интерес аудитории. Это поможет вам эффективно реагировать на вызовы и поддерживать актуальность вашего образовательного предложения.
Ситуационный маркетинг — это стратегия, основанная на использовании актуальных информационных поводов для привлечения внимания к продукту. Главное преимущество этого подхода заключается в том, что аудитория уже находится в контексте текущих событий, что значительно повышает вероятность её отклика на связанные с ними сообщения. Используя ситуативный маркетинг, бренды могут эффективно взаимодействовать с потребителями, не тратя время на предварительное «прогревание» аудитории. Это позволяет создавать актуальный и привлекательный контент, который вызывает интерес и способствует повышению продаж.
Оптимальное пространство для ситуативного вовлечения — это учебное сообщество в социальных сетях. Важно регулярно публиковать посты, которые ссылаются на актуальные события и информационные поводы. Это не только увеличивает интерес к контенту, но и способствует взаимодействию с участниками сообщества. Использование современных трендов и обсуждаемых тем помогает создать более живую и динамичную атмосферу, что в свою очередь может повысить вовлеченность и активность пользователей. Такой подход позволяет образовательному сообществу оставаться на волне актуальности и привлекать внимание новой аудитории.
- событиям, происходящим в мире (бал Met Gala, вручение «Оскара», первый коммерческий полёт в космос и так далее) и в компании (например, день рождения компании, переход на электронную систему документооборота или какие-нибудь другие заметные и позитивные новости);
- праздникам;
- резонансным событиям из мира поп-культуры;
- трендам из соцсетей.
В чате курса «Бизнес-академия HR» для МТС мы создали карточки, посвященные дню HR-менеджера. Это решение позволило нам установить более близкий контакт с аудиторией и отвлечь внимание от сложного экспертного контента, предложив что-то более легкое и понятное. В результате мы получили множество положительных реакций и комментариев, что подтвердило эффективность такого подхода в работе с участниками.
Для эффективного применения ситуативных приемов необходимо глубоко понимать свою аудиторию, улавливать её настроение, отслеживать актуальные тренды и уметь оперативно к ним адаптироваться. Углублённый анализ предпочтений целевой аудитории и постоянное наблюдение за изменениями в её интересах помогут создать контент, который будет резонировать с текущими потребностями и ожиданиями. Быстрая реакция на возникающие тренды позволит не только удерживать внимание, но и укреплять доверие к вашему бренду.
Признаки необходимости активизации аудитории с помощью ситуативного вовлечения включают в себя следующие моменты: отсутствие интереса со стороны участников, снижение активности в обсуждениях, монотонные ответы и недостаток вопросов. Если вы заметили, что ваша аудитория теряет интерес к контенту, это сигнал для применения методов вовлечения. Ситуативное вовлечение помогает создать динамику общения, пробуждает любопытство и способствует более глубокому взаимодействию. Используя этот подход, можно значительно повысить уровень вовлеченности и интереса к вашему материалу.
- Снизилась активность в образовательном сообществе. Если вы заметили, что количество реакций и комментариев в учебном чате начало снижаться, это повод разбавить учебный контент лёгкими форматами.
- Упало качество выполнения домашних заданий, как и их количество. Если с каждой неделей обучения вы получаете всё меньше заданий на проверку, а уровень результатов всё ниже, то, скорее всего, аудитория устала и нуждается в дополнительном вовлечении.
- Пришла негативная обратная связь от участников обучения. Самый лёгкий способ узнать, как себя чувствует аудитория, — спросить у неё об этом. Полезно запустить анкету обратной связи и выяснить, как участники воспринимают учебные материалы и уроки, чего им не хватает. Если не хватает мотивации и вовлечения — вы знаете, что делать.
Просто узнать мнение аудитории недостаточно; необходимо также на него реагировать. Это является примером ситуативного вовлечения, которое подразумевает оценку текущих настроений аудитории и соответствующие действия. Важно не только собирать информацию, но и адаптировать свою стратегию, основываясь на полученных данных, чтобы эффективно взаимодействовать с целевой аудиторией и повышать уровень ее удовлетворенности. Реакция на мнение аудитории способствует укреплению доверия и лояльности, что в конечном итоге способствует росту бизнеса.
В рамках курса для МТС после первых двух недель обучения мы начали получать разнообразные отзывы. Некоторые учащиеся считали, что теоретического материала слишком много, в то время как другим его не хватало. Мы не оставили это без внимания и разъяснили, как структурирована программа, а также какие изменения будут внесены на основе обратной связи от слушателей.
После внедрения запрошенных изменений мы получили положительный отклик от участников. Собирать обратную связь для улучшения программы и быть готовыми принимать решения на основе полученных отзывов крайне важно. Это позволяет участникам чувствовать себя услышанными, что, в свою очередь, значительно повышает их вовлечённость и итоговый показатель NPS. Активное взаимодействие с аудиторией и учет их мнений способствуют созданию более эффективной программы и укреплению доверия к ней.
Юмор, отсылки к поп-культуре и примеры из мира учащихся
Юмор в маркетинге демонстрирует свою высокую эффективность. Согласно данным компании Oracle, 91% потребителей предпочитают бренды, которые используют юмор в общении с аудиторией. Дополнительные исследования подтверждают, что юмористические элементы в маркетинговых кампаниях увеличивают внимание к бренду и способствуют улучшению его узнаваемости. Использование юмора может стать мощным инструментом для создания положительного имиджа и установления доверительных отношений с клиентами.
Юмор в обучении играет ключевую роль. Исследования показывают, что юмор, связанный с учебным процессом, значительно повышает мотивацию и интерес студентов. Он также помогает снизить уровень стресса и тревожности, создавая при этом позитивную атмосферу. Позитивные эмоции, вызванные юмором, способствуют лучшему запоминанию информации, поскольку люди легче усваивают эмоционально окрашенные события. Аналогичный эффект наблюдается и с примерами, которые близки к опыту учащихся. Использование юмора и релевантных примеров в обучении может значительно улучшить результаты и сделать процесс более увлекательным.
Переделанный текст:
Обязательно ознакомьтесь с дополнительными материалами:
Юмор в серьёзных курсах может приносить значительную пользу. Он способствует созданию более непринуждённой атмосферы, что помогает учащимся лучше воспринимать информацию. Введение юмора в образовательный процесс позволяет снизить уровень стресса и повысить мотивацию.
Чтобы использовать юмор методически правильно, необходимо учитывать контекст и аудиторию. Шутки должны быть уместными и соответствовать теме занятия. Эффективным способом является использование лёгких анекдотов или забавных примеров, которые иллюстрируют ключевые концепции.
Важно помнить, что юмор не должен отвлекать от основной темы курса, а, наоборот, должен усиливать восприятие материала. Правильный баланс между серьёзностью и лёгкостью помогает сделать обучение более интересным и запоминающимся.
При создании контента важно учитывать, что юмор не является универсальным инструментом. То, что вызывает смех у одного человека, может не вызвать такой же реакции у других. Неуместные шутки или ссылки на поп-культуру, которые не понятны участникам, могут негативно сказаться на вовлечённости аудитории и подорвать доверие к обучающему курсу. Поэтому важно тщательно подбирать шутки и humor, ориентируясь на целевую аудиторию и контекст.
Чтобы определить, какие шутки понравятся вашей аудитории, необходимо провести тщательное исследование. Анализ интересов и предпочтений вашей целевой группы поможет создать контент, который вызовет положительный отклик. Используйте опросы, изучайте отзывы и анализируйте популярные темы, чтобы понять, что именно вызывает смех и интерес. Это позволит вам адаптировать свой юмор и сделать его более привлекательным для зрителей.
Разработчики образовательных программ часто используют метод создания обобщённого портрета участника обучения, известного как персона-модель. В этот портрет включаются социально-демографические характеристики, профессия, ценности и демотиваторы, а также описание типичного дня из жизни участника. Этот метод полезен для понимания потребностей целевой аудитории, особенно в контексте выбора удобного формата для взаимодействия с продуктом. Однако важно помнить, что такой подход может не учитывать индивидуальные особенности каждого участника, что требует более глубокого анализа и дополнительной сегментации аудитории для повышения эффективности обучения.
Персона-модель может оказаться неэффективной для проектирования вовлекающего обучения. Она представляет собой обобщённый образ «среднего» участника, что делает невозможным установление эмоциональной связи с аудиторией. Для создания действительно вовлекающего контента необходимо видеть за стандартной моделью реальных людей с их уникальными потребностями и интересами. Это позволит разработать более персонализированный подход к обучению, способствующий лучшему вовлечению и усвоению материала.
Для успешного создания контента важно учитывать не только боли и потребности целевой аудитории, но и исследовать её образ жизни. Изучение увлечений, интересов и предпочтений в массовой культуре играет ключевую роль. Узнайте, что именно смотрит ваша аудитория, над чем они смеются, какие у них вкусы и особенности быта. Эти детали помогут адаптировать обучение под уникальные особенности участников, сделав его более вовлекающим и эффективным. Понимание стиля жизни вашей целевой аудитории позволит создать контент, который будет не только актуальным, но и близким каждому участнику.
Важно учитывать даже случайные комментарии. Например, в ходе предварительных интервью, проведенных при разработке курса для сотрудников ГК «Самолёт», участники упоминали свою кавер-группу, исполняющую песни «Короля и Шута», а один из сотрудников поделился, что у него есть домашняя лиса. Эти примеры органично вписались в тему курса о ценностях компании, одной из которых является свобода быть собой. В результате мы интегрировали эти элементы в сюжет, что позволило сделать материал более привлекательным и актуальным для слушателей.
В контент курса по «Яндекс Маркету» мы интегрировали мемы с персонажами популярных сериалов, любимых нашими сотрудниками. Эта идея возникла в процессе интервью, где мы выясняли предпочтения и интересы команды.
Переделайте текст, но оставайтесь в рамках темы. Не добавляйте ничего лишнего. Оптимизируйте текст для SEO и при необходимости дополните его содержимое. Избегайте смайлов и лишних символов. Не используйте разделы, такие как 1. 2. 3. и *. Просто предоставьте чистый текст.
Читайте также:
Постирония, метаирония и постироничные мемы — важные концепции в современном интернет-контенте. Постирония представляет собой стиль, в котором юмор и ирония используются с целью вызвать размышления, а не просто смех. Она часто включает в себя контекстуальные отсылки и многослойные значения, что делает ее актуальной в эпоху информационного перенасыщения.
Метаирония, в свою очередь, рассматривает ироничные высказывания, осознавая их ироничность. Этот подход позволяет создателям контента играть с ожиданиями аудитории, создавая глубокие и многозначные сообщения. Постироничные мемы, являясь продуктом этих стилей, часто используют визуальные и текстовые элементы, чтобы передать сложные идеи в легко усваиваемом формате.
Понимание этих понятий помогает лучше ориентироваться в современном медиа-пространстве и анализировать контент с разных сторон. Постирония и метаирония становятся важными инструментами для создания оригинального и запоминающегося контента, который резонирует с аудиторией и вызывает интерес.
Нейромаркетинг
Этот инструмент для маркетологов основан на принципах психологии и нейронаук. Он помогает анализировать, как мозг человека принимает решения о покупке и какие процессы происходят во время взаимодействия с брендом. Используя эти данные, специалисты разрабатывают эффективные маркетинговые стратегии, направленные на увеличение продаж и привлечение внимания к бренду. Понимание психологических аспектов потребительского поведения позволяет оптимизировать рекламные кампании и повысить их результативность.
Агентство Socialist в своем отчете описывает формирование культуры «маленьких радостей» среди поколения Z. В условиях глобальных кризисов молодежь начинает искать счастье в мелочах, приобретая различные приятные вещи и отмечая свои небольшие достижения. Эксперты утверждают, что это явление связано с влиянием социальных сетей, которые способствуют быстрому получению дофамина — гормона и нейромедиатора, отвечающего за чувство удовольствия и вознаграждения. Эта новая тенденция подчеркивает важность эмоционального благополучия и стремление молодежи находить радость в простых вещах.
Бренды активно используют концепцию небольших радостей для привлечения клиентов. Например, в приложении для доставки продуктов «Самокат» существует раздел под названием «Маленькие радости». В этом разделе собраны различные десерты, такие как пирожные и шоколадки, а также товары для ухода за собой. Такой подход позволяет брендам не только разнообразить ассортимент, но и создать положительные эмоции у покупателей, что способствует увеличению лояльности к продукту и бренду в целом.
Нейромаркетинг зарекомендовал себя как эффективный инструмент для разработки вовлекающего обучения. В нашем исследовании мы выделили пять ключевых гормонов и нейромедиаторов, которые можно использовать для стимуляции их действия. Эти биохимические вещества играют важную роль в формировании эмоций и мотивации, что делает их полезными в образовательных процессах. Используя нейромаркетинговые методы, можно значительно повысить уровень вовлеченности обучающихся, улучшить усвоение материала и создать более продуктивную учебную среду.
- Серотонин, который часто называют гормоном радости, связан с положительным социальным взаимодействием, ощущением признания и уважения со стороны окружающих. Чтобы активировать его выработку, полезно показывать человеку выгоды от прохождения курса и отмечать его успехи.
- Дофамин тоже отвечает за приятные ощущения и побуждает совершать действия, которые эти ощущения дарят (человек как бы предвкушает будущее удовольствие). Поэтому он мотивирует продолжать двигаться к цели и связан с ожиданием вознаграждения. Чтобы его задействовать, стоит добавлять в обучение элементы геймификации, регулярно «награждать» аудиторию позитивной обратной связью и внедрять яркий сторителлинг, чтобы учащиеся с интересом ожидали продолжения истории.
- Кортизол мобилизует ресурсы организма, чтобы справиться с опасной или стрессовой ситуацией. В обучении краткосрочный стресс (в отличие от длительного, хронического) может быть полезен — в первую очередь для запоминания информации. Поэтому время от времени можно стимулировать выработку кортизола, предлагая учащимся сложные задачи и строгие дедлайны.
- Окситоцин, наоборот, помогает расслабиться и снижает тревогу, а ещё благодаря ему люди формируют социальные привязанности. Чтобы задействовать этот гормон в обучении, стоит создавать условия для личного общения участников друг с другом, взаимообмена опытом, взаимной поддержки.
- Эндорфин тоже борется с последствиями стресса, создавая эмоциональный подъём, принося чувство удовольствия и эйфории. Его выработке в процессе обучения может способствовать юмор, живое неформальное общение.
Понимание функций гормонов и нейромедиаторов позволяет эффективно управлять вовлечением участников в образовательный процесс, а также задавать нужный ритм и динамику обучения. Это знание помогает создать более продуктивную и мотивирующую атмосферу, способствующую лучшему усвоению информации и повышению интереса к учебному материалу. Оптимизация этих процессов может значительно улучшить результаты обучения и развитие навыков участников.
Мы активно внедряем в наши курсы элемент «сериальности», подавая учебный материал в виде эпизодов. Используя сторителлинг в доступном и живом стиле, мы выбираем персонажей, которые отражают реальную жизнь учащихся. Этот подход способствует выработке дофамина и эндорфина, создавая у аудитории чувство ожидания и увлечения («Что же будет дальше?»). Таким образом, интерес к курсу сохраняется на протяжении всего обучения, что повышает его эффективность и вовлеченность участников.
Часто заказчики выражают потребность в создании сообщества профессионалов параллельно с обучением. Для достижения этой цели мы активируем окситоцин — гормон, который способствует укреплению социальных связей и формирует чувство привязанности. Эффективным способом реализации этой задачи является активность в учебных чатах, как это было сделано в курсе для МТС. В рамках данного курса мы применили несколько методов, способствующих взаимодействию между участниками, одним из которых стал «аукцион баллов». Суть этого подхода заключается в том, что участники зарабатывают баллы, задавая вопросы своим коллегам и отвечая на вопросы других участников. Такой формат общения помогает наладить взаимодействие, поддерживать друг друга и обмениваться опытом, что в свою очередь способствует созданию сплоченного сообщества профессионалов.
Несколько ключевых советов
- Маркетинг предлагает готовые инструменты для вовлечения, которые можно адаптировать для образовательной среды: от ситуативного вовлечения до работы с эмоциональным фоном участников. И их стоит использовать.
- Планируйте методы вовлечения в LJM заранее, но будьте готовы гибко адаптироваться к происходящему в процессе обучения, применив ситуативный подход.
- Используйте в обучении «культурный код» вашей аудитории, привычные им отсылки и юмор. Но очень важно делать это на основе конкретных данных, а не ориентироваться на обобщённые представления о «типичном учащемся».
- Слушайте и исследуйте свою аудиторию. Это главный источник идей для вовлечения.
- Полезно задействовать знания из нейромаркетинга: понимать, как действуют гормоны и нейромедиаторы в мозге, чтобы выстраивать динамику программы и точечно поддерживать мотивацию.
Читайте также:
- 6 вовлекающих микроформатов для обучения сотрудников
- Как учитывать эмоции при проектировании корпоративного обучения
- Подборка вовлекающих упражнений для взрослых участников онлайн-тренинга
- Как создавать вовлекающие учебные занятия с помощью октализа Ю‑Кай Чоу
- Названы самые популярные инструменты для вовлечения сотрудников в корпоративное обучение