Дизайн #Статьи

3 октября, 2025

«Читаем» фактуру. Отрывок из книги «Искусство типографики. Визуализация: тренды» / Skillbox Media

Как поверхность влияет на восприятие текста.

Попробуйте себя в 3D-дизайне Переходите в Telegram и пройдите бесплатный курс по 3D-моделированию в Blender для новичков. Создайте свои первые проекты для портфолио и получите полезные подарки.

Узнать больше

В издательстве АСТ вышла книга Екатерины Лаврентьевой «Искусство типографики. Визуализация: тренды». Мы рады представить отрывок из этой работы, в котором рассматривается материал, используемый для нанесения текста. Книга охватывает ключевые аспекты типографики и визуализации, а также актуальные тренды в этой области.

Материал и фактура в создании визуального образа текста. Материал как метафора

Графическая форма шрифта, композиционное размещение текста на странице, абрис и пропорции букв являются важными аспектами, на которые обращают внимание дизайнеры шрифта и историки графического дизайна. Однако не менее значительное влияние на образную выразительность информации оказывает качество и характер поверхности, на которой размещается текст. Разные материалы и текстуры могут существенно менять восприятие шрифта, подчеркивая его особенности или создавая дополнительные акценты. Таким образом, для достижения максимальной выразительности информации важно учитывать не только дизайн шрифта, но и факторы, связанные с его носителем.

Буква в различных контекстах и на разных поверхностях передает смысловые оттенки, даже до того, как мы прочитаем слово. Например, буква «А» на автобусной остановке, на вывеске «Альфа-Банка» или в детском букваре звучит одинаково, но за ней скрываются уникальные образы. Мы воспринимаем не только звук, но и фактуру: крашеный металлический щит, неоновую вывеску или простой контур на плотной странице учебника. Наиболее распространенный пример фактуры как символа — это чернильные буквы на печатях и почтовых штемпелях. Они служат не только для передачи информации о пересылках и адресах, но и подчеркивают официальность документа.

Игра с формой шрифта отражает исторические корни первых письменных языков, где следы инструментов, используемых для письма, формировали уникальные характеристики и стили написания. В современном дизайне шрифта это взаимодействие создает визуальную привлекательность и передает смысл, добавляя глубину и контекст. Акцент на текстуре и форме шрифта помогает создавать уникальные идентичности, которые не только привлекают внимание, но и усиливают понимание информации.

В Шумерском царстве писцы использовали прямоугольные палочки и глиняные таблички размером с ладонь. Их система письма известна как клинопись, так как знаки формировались из треугольных отпечатков (клиньев), которые комбинировались в различных количествах и ориентациях. Характеристика поверхности таблички влияла на стиль написания и форму каждого знака. Клинопись стала основой для развития письменности в древнем мире и оказывала значительное влияние на культуры последующих цивилизаций.

В истории письменности можно найти множество примеров различных подходов к созданию текстов. Египтяне использовали жёсткий тростниковый стиль на папирусе, в то время как древние китайцы применяли мягкую кисть на рыхлой тряпичной бумаге. Римляне же работали с вощёными табличками и металлическим стилем. Графема знака формировалась не только правилами шрифта, но и материалом, на котором она создавалась — будь то металл, песок, кожа или ткань. Таким образом, знак и его значение неизменно зависели от используемого материала.

Материальность в книгоиздательстве проявляется как в технологии, так и в типографике. Наборные шрифты и тиражные оттиски являются важными элементами этого процесса. С XV века технология высокой печати стала стандартом для всего книгоиздательства, обеспечивая единую основу для производства книг. Эта эволюция технологий значительно повлияла на доступность информации и развитие культуры чтения.

Для дизайнера шрифта важна цельность набора текста, которая определяется весом и характером каждой отдельной литеры. В середине XV века Иоганн Гутенберг разработал технологию отливки литер, что изменило восприятие буквы I. Появление новых профессий, таких как издатель, типограф, каллиграф и гравёр, значительно расширило возможности типографики. С введением наборной кассы каждая буква обрела статус уникального элемента, став материальным объектом. Металлические литеры можно было легко манипулировать, в отличие от знаков, оставленных пером на бумаге. Это новшество открыло новые горизонты для типографического дизайна и оказало огромное влияние на развитие печатного дела.

Связь между буквой и её оттиском на бумаге играет ключевую роль в типографике. Рисунок шрифта напрямую влияет на качество печати. Шрифты, применяемые в инкунабулах, были адаптированы для печати на грубой, сырой бумаге, изготовленной вручную. Если попытаться использовать эти шрифты для офсетной или высокой печати на мелованной бумаге, их оригинальные черты могут существенно потеряться. Джон Баскервиль, английский издатель и печатник XVIII века, создал новый шрифт с контрастной толщиной элементов. Однако для его успешной реализации ему пришлось разработать новый тип бумаги, так как на рыхлой поверхности тонкие засечки не получали четкого оттиска. Это подчеркивает важность подходящего сочетания шрифта и бумаги для достижения высокого качества печати.

Каждая печатная буква в текстовом наборе обладает уникальной фактурой и характерным оттиском. Интерес к этому аспекту возрос, когда на базе классической антиквы, созданной во времена французского и итальянского Возрождения, начали разрабатываться современные шрифты. В 1957 году Отдел новых шрифтов НИИ полиграфического машиностроения предложил московским художникам, включая Вадима Лазурского, заняться проектированием новых наборных шрифтов. Лазурский сначала вручную увеличивал шрифты Клода Гарамона и Франческо Гриффо в четыре раза. Среди множества эскизов того периода можно найти рисунки, которые показывают, как художник, столкнувшись с необходимостью работы в значительно увеличенном масштабе (200 пунктов или 50 мм высоты прописной буквы), определял стиль и форму будущих шрифтов. Эти наброски букв впечатляют своей выразительностью и современным подходом. Увеличенные копии текстовых шрифтов, с характерными нюансами нанесения краски и ошибками ручной работы, в крупном формате приобрели удивительные графические качества.

Современное использование шрифтов в XXI веке продолжает оставаться актуальным. Многие шрифтовые дизайнеры, такие как Массимо Пеше и голландская студия Novo Type, обращаются к типографическому наследию конца XIX — начала XX века. Они черпают вдохновение в эстетике деревянных гарнитур, работая как с оригинальными экземплярами, так и с современными технологиями, такими как лазерная резка, для создания деревянных литер. Эти литеры служат дополнением к цифровым версиям шрифтов. Ощущение буквы в руках позволяет глубже понять её как объект, который имеет множество граней. Каждый знак, оставленный на бумаге, может быть несовершенным и уникальным, что подчеркивает его индивидуальность и художественную ценность.

На торцевой стороне железного бруска вырезали зеркальное изображение буквы, создавая штамп (пуансон). Этот штамп использовали для формирования углубления в мягком металле, таком как медь, что позволяло получить матрицу для отливки наборных литер. Матрицу помещали в словолитную форму, куда затем заливали сплав, который не давал усадки. После остывания сплава, двухчастная форма открывалась, и из нее извлекали готовую литеру. Такой процесс отливки литер обеспечивает высокое качество печати и долговечность изделий, что делает его актуальным в типографском производстве.

Эмиль Рудер в своей книге «Типографика» предлагает глубокое понимание основ оформления печатной продукции. В седьмом издании, опубликованном Verlag Niggli AG в 1998 году, на странице 70 автор рассматривает ключевые аспекты типографического дизайна, включая выбор шрифтов, размещение текста и использование пространства. Это издание становится незаменимым источником знаний для дизайнеров и специалистов в области печатной продукции, стремящихся создать гармоничные и эффективные визуальные решения. Рудер акцентирует внимание на важности типографики как инструмента коммуникации, подчеркивая её влияние на восприятие информации. Книга является актуальным руководством для всех, кто хочет улучшить свои навыки в области типографического оформления.

Владимир Ефимов в статье «Гарнитура Лазурского: от рисованного к наборному шрифту», опубликованной в журнале «КАК» в 1997 году, рассматривает эволюцию шрифтовой гарнитуры Лазурского. Автор анализирует переход от ручного рисования букв к технологии наборного шрифта, подчеркивая важность этого процесса для типографики и дизайна. Статья предлагает читателям глубокое понимание изменений в шрифтовом искусстве и их влияние на современные методы печати. Обсуждая ключевые аспекты работы Лазурского, Ефимов акцентирует внимание на значении гарнитуры для развития графического дизайна и типографики в целом.

Изучите также следующие материалы:

  • В СССР — с любовью. Отрывок книги «Александр Родченко. В Париже. Из писем домой»
  • «Хулиганствующих возмущали большие чёрные». Отрывок книги «Человек не может жить без чуда»
  • Тёмная комната за картонной стенкой. Отрывок книги «Перекрёстки русского авангарда»

Профессия Графический дизайнер PRO

Вы научитесь создавать элементы фирменного стиля и графику для бизнеса. Соберёте портфолио, которое отразит ваш стиль и подтвердит навыки дизайнера. Сможете начать карьеру в студии или на фрилансе.

Узнать подробнее