Аналитика данных в образовании: почему психометрика ещё не стала индустриальным стандартом / Skillbox Media
Расспросили главного амбассадора психометрики в России, какие данные в EdTech анализируют сейчас и что стоило бы анализировать на самом деле.
Содержание:
- «Психометрика — единственный возможный на сегодняшний день способ измерить обучение»
- «Образовательные проекты сталкиваются с тем, что студенты вроде не жалуются, но „отваливаются“»
- «Перестаньте опрашивать этих бедных студентов, начните рассчитывать прозрачные метрики»
- «Нет ничего универсального, и показателей метрик это тоже касается»
Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO»
Узнать больше«Психометрика — единственный возможный на сегодняшний день способ измерить обучение»
Книга «Психометрика в EdTech» посвящена актуальной теме применения психометрики в сфере образовательных технологий. Прежде чем углубляться в понятие психометрики, важно понять, для кого она будет полезна. В первую очередь, данная работа ориентирована на образовательные онлайн-платформы, которые входят в сегмент EdTech-бизнеса. Психометрика помогает этим платформам эффективно оценивать знания и навыки учащихся, а также адаптировать образовательные материалы под индивидуальные потребности пользователей.
В названии книги я использовал термин EdTech не для обозначения конкретного сегмента бизнеса, а для описания технологий, направленных на улучшение образования. Хотя основой книги послужил материал «Яндекс Практикума», я не ограничивался исключительно образовательным бизнесом. Под EdTech я понимаю образовательные приложения, сайты и проекты, которые собирают данные и могут использовать их для анализа метрик.
Психометрика, обсуждаемая в книге, предназначена для педагогов и специалистов, стремящихся повысить качество образовательных продуктов. Она основана на сборе и анализе данных, что позволяет адаптировать обучение под нужды студентов. Такой подход способствует улучшению образовательных результатов и делает процесс обучения более эффективным.
Я надеялся, что данная книга окажется полезной для всех, кто использует образовательные технологии. Она предназначена как для учителей, работающих в формате репетиторства на различных онлайн-платформах, так и для университетских преподавателей и специалистов в корпоративном секторе онлайн-обучения. Судя по отзывам, которые я получаю, книга действительно отвечает потребностям этих групп.
Ваша книга предназначена для специалистов, занимающихся аналитикой данных, получаемых из образовательных платформ, систем управления обучением (LMS), образовательных приложений и других источников. Она будет полезна как для новичков, так и для опытных аналитиков, стремящихся углубить свои знания в этой области.
Книга ориентирована на широкий круг читателей. Она состоит из двух частей. Первая часть представляет собой практическое руководство для образовательных проектов, посвященное логированию данных и расчету метрик на их основе. Это практический инструмент для тех, кто непосредственно занимается цифровыми данными в сфере образования.
Вторая часть книги предназначена для тех, кто интересуется теоретическими аспектами измерения успеваемости студентов, а также оценкой сложности учебного контента. Эти читатели, возможно, еще не имеют собственного образовательного проекта или не располагают данными, но смогут сформировать представление о методах оценки образовательных результатов. Они узнают, как просто собирать и анализировать данные для получения объективных показателей успеваемости и эффективности учебного процесса.
Психометрия — это наука, изучающая измерение психологических характеристик человека, таких как интеллект, личность и эмоциональное состояние. Важнейшее, что необходимо знать о психометрике, заключается в ее способности объективно оценивать и количественно измерять психические процессы. Это позволяет не только лучше понимать индивидуальные различия между людьми, но и разрабатывать эффективные методы диагностики и интервенции в психологии. Психометрические методы играют ключевую роль в различных областях, включая образование, клиническую психологию и организационное развитие, обеспечивая научный подход к оценке и анализу психологических данных.
Психометрика представляет собой науку, занимающуюся измерением ненаблюдаемых конструктов. В образовательной сфере эти конструкторы включают знания, навыки и умения, а в психологии — способности, личностные черты и особенности. Психометрика играет важную роль в оценке и развитии как образовательных, так и психологических процессов, позволяя точно измерять и анализировать индивидуальные характеристики. Это позволяет улучшить методы обучения и психологической поддержки, что является ключевым для достижения успеха в любой области.
Чтобы измерить невидимые явления, необходимо использовать два ключевых элемента. Первый из них заключается в преобразовании этих явлений в наблюдаемые данные, которые можно количественно оценить. Это приводит к возникновению области психометрики, которая связана с созданием различных инструментов, таких как тесты, опросники, анкеты, задания, руководства для интервью и системы оценки. Эти инструменты позволяют проводить объективные измерения и анализировать психологические характеристики и поведение людей. Психометрика играет важную роль в научных исследованиях, образовательных тестированиях и психологической практике, обеспечивая надежные и валидные результаты.
Переделайте текст, сохраняя основную тему. Убедитесь, что он оптимизирован для SEO, добавив ключевые слова. Не добавляйте излишние элементы и символы, а также не включайте разделы с номерами или маркерами. Текст должен быть чистым и ясным.
Читайте также:
Создание эффективных тестов требует внимательного подхода и понимания целей, которые они должны достигнуть. Важно, чтобы тесты были не только проверкой знаний, но и инструментом повышения мотивации и вовлеченности учащихся. Для этого необходимо учитывать уровень сложности вопросов, их разнообразие и соответствие учебным материалам.
Хорошие тесты должны включать различные типы вопросов, такие как множественный выбор, открытые вопросы и задания на соответствие, что позволит оценить знания учащихся с разных сторон. Также важно, чтобы тесты были структурированы логично и последовательно, что поможет избежать путаницы и повысить качество оценивания.
Не забывайте о необходимости обратной связи. После прохождения теста ученики должны получить развернутые ответы и рекомендации по улучшению. Это повышает их заинтересованность и способствует лучшему усвоению материала.
В заключение, создание тестов, которые действительно работают, требует тщательной подготовки и анализа. Фокусируйтесь на целях обучения и старайтесь сделать тестирование не только проверкой знаний, но и способом их углубления.
Второй аспект заключается в том, какую математику и статистические методы можно использовать для расчета метрик на основе собранной информации. Первоначально может показаться логичным просто подсчитать количество правильных ответов. Однако важно учитывать, что три правильных ответа из пяти и три правильных ответа из трехсот — это совершенно разные значения. Далее следует рассмотреть возможность вычисления среднего количества ответов или доли правильных ответов. История психометрики показывает, как подходы к оценке результатов эволюционировали: от простого подсчета правильных ответов, который впервые применял Фрэнсис Гальтон, до более сложных метрик и методов, таких как факторный анализ. Этот прогресс подчеркивает важность правильного выбора статистических инструментов для получения точных и значимых выводов.
Психометрика является одним из наиболее эффективных методов оценки обучения на сегодняшний день. В отличие от психофизиологических методов, таких как анализ энцефалограмм и томографические исследования, психометрика предоставляет более точные данные о знаниях, умениях и навыках обучающихся. Современные подходы в психометрике позволяют не только измерять уровень усвоения материала, но и выявлять индивидуальные особенности каждого ученика, что делает этот метод особенно ценным для образовательной сферы.
В процессе очного обучения опытный преподаватель имеет возможность напрямую наблюдать за своими учениками. Он может оценить их способности, выявить тех, кому дается материал с трудом, а также тех, кто справляется с заданиями слишком легко. В этой ситуации использование психометрических методов становится излишним.
Преподаватели, безусловно, адаптируются к своей аудитории. Однако невозможно создать универсальную модель хорошего преподавателя, которая была бы одинаково эффективна для всех групп студентов, изучающих его предмет. Поэтому в психометрике мы отказываемся от глубокой экспертной оценки в пользу разработки универсальной стандартизированной процедуры, обеспечивающей справедливость в оценке. Это позволяет учитывать разнообразие учебных групп и создавать более объективные условия для всех участников образовательного процесса.
Понятие справедливости является основополагающим в психометрике. Психометрические оценки способны четко объяснить, почему Петя получает 5 баллов, а Маша — 4. Преподаватели стремятся выставлять объективные оценки, однако риски субъективного восприятия остаются. Это подчеркивает важность использования психометрических инструментов для повышения точности и справедливости оценивания. Систематическое применение таких методов позволяет минимизировать влияние личных факторов и обеспечить более объективный подход к оценке знаний и умений учеников.
В высокоселективных университетах, таких как Гарвард и Стэнфорд, процесс отбора первокурсников основан на разнообразных психометрических методах, которые оценивают знания, способности и подготовленность студентов. Однако эти методы не являются единственными. В дополнение к ним учитывается так называемое «соответствие культуре» (culture fit), которое оценивается в ходе беседы с абитуриентом. Важно выяснить личные характеристики кандидата, такие как участие в волонтёрских проектах, спортивные достижения и другие уникальные качества. Этот комплексный подход обеспечивает более полное представление о потенциальном студенте и его способности интегрироваться в университетскую среду.
Чтение является важной частью нашей жизни. Оно не только расширяет кругозор, но и способствует развитию критического мышления. В этой статье мы рассмотрим, как чтение влияет на наше восприятие мира и личностное развитие. Чтение книг позволяет углубиться в различные темы, развивает воображение и улучшает словарный запас. Исследования показывают, что регулярное чтение положительно сказывается на когнитивных навыках и помогает в обучении. Читайте больше, чтобы обогатить свои знания и улучшить качество жизни.
Как сделать конкурсы в вузах более справедливыми? Одним из решений может стать внедрение контекстуального подхода. Этот метод позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого абитуриента, что способствует более объективной оценке их знаний и навыков. Контекстуальный приём включает в себя анализ не только академических достижений, но и личных качеств, социального фона и мотивации студентов. Применение этого подхода поможет вузам формировать более разнообразные и сбалансированные группы, что, в свою очередь, повысит качество образования и уровень вовлеченности студентов. Важно также разрабатывать прозрачные критерии оценки, чтобы абитуриенты могли четко понимать, как принимаются решения о приеме.
«Образовательные проекты сталкиваются с тем, что студенты вроде не жалуются, но „отваливаются“»
EdTech-проектам важно начинать собирать данные и оценивать поведение студентов с самых первых этапов. Даже при небольшом количестве учащихся, например, десяти или двадцати, ранняя аналитика позволяет выявить ключевые тренды и предпочтения. Это дает возможность своевременно адаптировать образовательные материалы и методы преподавания, что в конечном итоге повышает качество обучения и удовлетворенность студентов. Кроме того, накопленные данные могут стать основой для более глубокого анализа в будущем, когда количество студентов вырастет. Раннее начало сбора данных также помогает сформировать культуру оценки и улучшения, что является важным аспектом успешного развития EdTech-проекта.
Данные, о которых я упоминаю в книге, представляют собой первоначальные шаги, которые следует собирать с самого начала проекта. Важно сразу фиксировать, как студенты взаимодействуют с контентом и как они выполняют задания. Я считаю, что не должно быть отговорок в духе «Мы не будем собирать данные, пока у нас не будет стартапа». Сбор данных на ранних этапах позволяет лучше понимать потребности пользователей и оптимизировать процесс обучения.
Когда следует начинать собирать маркетинговую информацию по воронке продаж? Кажется, что любой проект фиксирует её с самого начала, и в образовательной части я не вижу здесь различий. Важно понять, когда стоит инвестировать в дорогую CRM или облачное хранилище данных. Однако для начала достаточно использовать бесплатные решения, чтобы логировать основные данные с самого начала. Это позволит более эффективно отслеживать и анализировать процесс продаж, улучшая стратегию маркетинга и взаимодействия с клиентами.
Согласно результатам проекта «М-Чекап», компании на российском EdTech-рынке в значительной степени акцентируют внимание на обратной связи от учащихся, а не на конкретных измеримых метриках. Основные причины этого явления могут быть связаны с необходимостью создания более персонализированного образовательного опыта. Обратная связь позволяет выявить потребности и предпочтения студентов, что способствует улучшению качества образовательных программ. Кроме того, измеримые метрики могут не всегда полноценно отражать уровень вовлеченности и удовлетворенности учащихся, что делает акцент на качественных показателях более актуальным. В условиях быстро меняющегося образовательного ландшафта понимание мнения студентов становится ключевым фактором для успешного развития образовательных продуктов и услуг.
В вопросах качества образования и эффективности учебного процесса мы полностью полагаемся на отзывы студентов. Мы постоянно интересуемся их мнением о процессе обучения, вместо того чтобы собирать объективные данные о его результатах. Это позволяет нам лучше понять, насколько наш продукт соответствует ожиданиям и потребностям обучающихся.
У меня есть гипотетическое объяснение этому явлению. Основателями российского и мирового рынка EdTech стали не педагоги и методисты, а маркетологи и бизнесмены. Если изучить любую статью о ключевых метриках в EdTech, например, на сайте Skillbox Media, то в первую очередь мы увидим такие показатели, как NPS, retention, LTV и другие. То, что нам знакомо, то мы и анализируем. EdTech изначально запускался как бизнес-проект, и его развитие требовало акцента на финансовых и маркетинговых показателях.
Качество продукта часто оценивается с точки зрения здравого смысла. В рамках любой концепции разработки важно проводить интервью, чтобы выявить приоритетные задачи клиентов и на их основе формировать ценностное предложение. Вопрос качества рассматривается аналогично: если пользователи покидают продукт и уровень удержания низкий, это может свидетельствовать о его плохом качестве. Но как глубже понять, что именно не так с качеством? Один из способов — провести опросы среди пользователей, чтобы собрать их мнения и предложения.
Хочу подчеркнуть, что в моих размышлениях нет оценочных суждений и утверждений о том, что все действовали неправильно. Все делали так, как могли. Однако с течением времени и с развитием рынка возникает необходимость в точных измерениях, сравнении данных и оценке результатов. Важно понять, как качество контента соотносится с такими метриками продукта, как удержание пользователей. Это позволяет более эффективно анализировать влияние контента на общие показатели и принимать обоснованные решения для его улучшения.
Обязательно ознакомьтесь с дополнительными материалами:
Единые стандарты оценки качества онлайн-курсов: результаты исследования
В современном образовательном пространстве онлайн-курсы становятся все более популярными, что подчеркивает необходимость внедрения единых стандартов их оценки. Это исследование направлено на выявление ключевых критериев, которые помогут определить качество онлайн-образования.
Основные аспекты, влияющие на оценку онлайн-курсов, включают содержание курса, уровень вовлеченности учащихся, доступность материалов и поддержку со стороны преподавателей. Эти элементы играют важную роль в формировании положительного опыта обучения и достижении поставленных образовательных целей.
Результаты исследования показывают, что наличие четкой структуры курса, актуальность и практическая применимость материала значительно повышают его качество. Важно также учитывать отзывы студентов, которые могут предоставить ценную информацию о восприятии курса и его эффективности.
Внедрение единых стандартов оценки позволит не только повысить качество онлайн-курсов, но и улучшить общие результаты обучения, создавая более прозрачную и структурированную систему оценки. Это также поможет потенциальным студентам лучше ориентироваться в выборе курсов, основываясь на объективных критериях.
Запрос на изменения в системе обратной связи возник не случайно. Несмотря на то что ранее мы собирали отзывы от студентов, появилась необходимость в более эффективных и структурированных подходах. Это связано с желанием улучшить качество обучения и адаптировать образовательные процессы под актуальные потребности студентов. Важно учитывать мнения обучающихся для создания более комфортной и продуктивной учебной среды, и именно поэтому мы стремимся к обновлениям и улучшениям.
Фидбэк от студентов часто страдает от субъективности. Образовательные проекты нередко сталкиваются с ситуацией, когда студенты не высказывают недовольство, но в итоге покидают курс. Например, из ста студентов, которые ушли, лишь трое могут заполнить анкету для обратной связи, и только один из них укажет на конкретные проблемы. Это создает сложности для анализа и улучшения образовательного процесса. Необходима более эффективная система сбора отзывов, которая могла бы выявить причины ухода студентов и помочь в их устранении.
Фидбэк часто содержит ошибку выжившего: не все участники его заполняют, и не каждый, кто это делает, способен адекватно оценить свои ощущения. Я могу привести наглядный пример из практики TripleTen. Студенты выражали недовольство по поводу сложного модуля, но при анализе данных мы обнаружили, что большинство из них успешно справлялись с заданиями, проходя их быстро и решая большинство задач с первой или второй попытки. В чем же заключалась проблема? Оказалось, что студенты, жаловавшиеся на трудности, пытались освоить недельный модуль за один день, вместо того чтобы распределить нагрузку на всю неделю. Если бы мы решили упростить модуль, основываясь на такой обратной связи, это могло бы негативно сказаться на качестве обучения для всех студентов.
В данных по курсам университета на Coursera мы наблюдали интересный феномен: некоторые студенты проходили тесты с десятой попытки, но при этом не сообщали о каких-либо трудностях. В то же время, отличники, которые успешно сдавали задания с первого раза, начинали жаловаться на сложности, если одно из заданий оценивалось на 97% вместо 100%. Это подчеркивает, что восприятие трудностей может сильно варьироваться в зависимости от уровня подготовки студента.
Для получения точных и качественных результатов важно опираться на достоверные данные, собранные у всех студентов. Фидбэк следует запрашивать только после анализа собранной информации, а не наоборот. Это можно сравнить с медицинской практикой, где врач сначала собирает анамнез и только после проведения анализов и рентгена ставит диагноз. Такой подход позволяет избежать ошибок и принимать обоснованные решения, основанные на фактических данных.
В идеальном образовательном проекте важно использовать обратную связь от студентов, однако она не должна заменять объективные метрики. Обратная связь помогает понять потребности и ожидания учащихся, но для оценки эффективности программы необходимы и количественные показатели. Сочетание этих двух подходов позволит создать более качественное образовательное пространство и повысить его результативность. Используя как отзывы студентов, так и объективные данные, проект сможет более точно адаптироваться к требованиям своей аудитории и улучшить образовательные результаты.
Обратная связь является важным источником качественных данных, которые помогают в анализе и улучшении образовательных процессов. Количественные метрики позволяют охватить широкую аудиторию студентов, что дает возможность сегментировать их на группы. Например, можно выделить тех, кто прекратил обучение на определенном этапе, или тех, кто столкнулся с наибольшими трудностями. После этого необходимо провести детальные беседы с представителями каждой группы, чтобы не только собирать отзывы, но и задавать конкретные вопросы, основанные на полученных данных. Например, можно спросить: «Вы сталкивались с трудностями при выполнении задания? Помогла бы вам в этот момент подсказка?» Такие целенаправленные вопросы позволяют глубже понять потребности студентов и выявить аспекты, которые не могут быть охвачены количественными данными.
Узнайте больше:
В современном образовательном процессе наблюдается нехватка доказательного подхода в повседневной практике учителей. Это создает препятствия для эффективного обучения и развития учеников. Для повышения качества образования важно внедрять методики, основанные на научных исследованиях, которые помогут педагогам принимать обоснованные решения. Использование данных и доказательств в обучении способствует созданию более эффективной учебной среды, что, в свою очередь, положительно сказывается на успеваемости и мотивации студентов. Необходимо активно развивать культуру применения доказательных методов в образовательной практике, что позволит учителям лучше справляться с вызовами современного обучения.
«Перестаньте опрашивать этих бедных студентов, начните рассчитывать прозрачные метрики»
С учетом усложняющейся ситуации на российском EdTech-рынке, компании начинают активнее соревноваться в демонстрации эффективности своих образовательных курсов. В этом контексте психометрика может сыграть ключевую роль. Используя психометрические методы, компании могут более точно оценивать уровень знаний и навыков учащихся, а также отслеживать прогресс. Это позволяет не только повысить качество образовательного процесса, но и убедительно продемонстрировать результаты обучения потенциальным клиентам. Психометрика предоставляет объективные данные, которые могут стать важным конкурентным преимуществом на рынке образовательных технологий.
Психометрика способствует повышению эффективности различных процессов. Вот три примера её применения.
Ранее компании могли позволить себе массовое улучшение контента, анализируя обратную связь и выявляя проблемы, после чего перерабатывали весь материал. Сегодня же возрастает необходимость в операционной эффективности, и в этом контексте психометрика играет ключевую роль. Она позволяет определить конкретные элементы учебного контента, которые требуют доработки, что делает процесс более целенаправленным. Теперь не обязательно проводить интервью со студентами или анализировать их отзывы — достаточно опираться на количественные данные и метрики, чтобы добиться значительного повышения эффективности. Такой подход не только экономит время, но и оптимизирует ресурсы, делая процесс улучшения контента более рациональным и результативным.
Сопровождение студентов является одной из самых затратных задач для любой компании, так как этот процесс всегда требует участия квалифицированных специалистов. Психометрика играет ключевую роль в идентификации групп студентов, нуждающихся в дополнительной поддержке. Использование психометрических методов позволяет эффективно выделять тех, кто сталкивается с трудностями, и предоставлять им необходимую помощь. Это, в свою очередь, способствует повышению успеваемости и удовлетворенности студентов, что является важным аспектом для успеха образовательных учреждений.
Психометрика играет важную роль в выявлении потребностей в новых продуктах. Например, с помощью психометрического анализа можно обнаружить, что на курсе по программированию есть значительная группа студентов, которые часто делают ошибки в тренажере. Это указывает на необходимость разработки специализированного курса-песочницы, который поможет этой категории обучающихся улучшить свои навыки. Такой подход не только повысит эффективность обучения, но и удовлетворит потребности студентов, что, в свою очередь, может увеличить их вовлеченность и удовлетворенность курсом.
На российском рынке наблюдается рост числа случаев, когда EdTech-компании активно внедряют психометрику. Это свидетельствует о том, что образовательные технологии начинают ориентироваться на более глубокое понимание потребностей и способностей обучающихся. Использование психометрики позволяет не только улучшить качество образовательного процесса, но и повысить эффективность обучения. Интеграция таких методов в образовательные платформы способствует созданию персонализированных программ, что, в свою очередь, делает обучение более целенаправленным и результативным.
Психометрия становится всё более известной, однако ей все еще требуется дальнейшее развитие. Один из выводов исследования «М-Чекапа» заключается в том, что психометрия пока не достигла уровня индустриального стандарта. Например, возникает вопрос: как можно разрабатывать тестовые задания без учета таких важных параметров, как трудность, надежность и валидность? При анализе ситуации в сфере EdTech становится очевидно, что эти аспекты часто игнорируются. Необходима работа по просвещению и информированию специалистов об основах психометрии. Один из отзывов на мою книгу гласит: «Мы пытались выводить все это на интуитивном уровне, а оказывается, существует целая наука!» Таким образом, важно продолжать обучать и делиться знаниями о психометрии, чтобы повысить качество образовательных тестов и оценок в EdTech-среде.
Существуют причины, по которым знания о данной науке остаются недостаточно известными. С 1936 года наблюдается процесс её забвения. Это не обязательно негативный момент, но российская педагогика отличается высокой теоретической нагрузкой и значительной ролью авторов теорий. Мы часто упоминаем такие направления, как «педагогика Эльконина» или «школа самоопределения Тубельского», однако недостаточно фактических данных, иллюстрирующих различия между этими подходами. Необходимо углубленное изучение и анализ, чтобы представить наглядные примеры и цифры, которые помогут лучше понять и оценить эти педагогические концепции.
Переделанный текст:
Изучение различных аспектов темы является важным шагом в понимании ее сути. Углубленное знание позволяет не только расширить кругозор, но и применять полученные знания на практике. Важно регулярно обновлять информацию и следить за новыми трендами. Это поможет оставаться на шаг впереди и принимать обоснованные решения в своей деятельности. Погружение в тему способствует развитию аналитического мышления и критического подхода к информации. Обмен мнениями и дискуссии с единомышленниками также играют значительную роль в расширении горизонтов. Регулярное чтение специализированной литературы и посещение тематических мероприятий позволит вам быть в курсе актуальных вопросов и тенденций.
Читайте также:
В российских инициативах, направленных на повышение успеваемости школьников, отсутствует достаточная доказательная база. Это вызывает сомнения в эффективности применяемых методов и подходов. Необходимость научных исследований и анализа результатов программ становится очевидной для обеспечения качественного образования. Без четких данных о результативности таких программ сложно говорить о их реальном влиянии на успехи учащихся.
Моя миссия заключается в том, чтобы донести идею о более эффективном подходе к измерению обучения. Вместо того чтобы опрашивать студентов, следует использовать логи для расчета прозрачных метрик сложности контента. На основе этих метрик можно значительно улучшить качество обучения и адаптировать учебные материалы под реальные потребности учащихся. Такой подход позволит создать более эффективную образовательную среду и повысить результаты студентов.
Во время конференции «Тенденции развития образования» в «Шанинке» звучал вопрос о том, как убедить бизнес в важности психометрических измерений, если в компании полагают, что достаточно использовать только маркетинговые метрики для анализа своих продуктов. Если бы у меня была возможность ответить на этот вопрос, я бы отметил, что психометрические измерения предоставляют более глубокое понимание потребностей и поведения пользователей. Они позволяют выявлять скрытые мотивы, оценивать эмоциональную реакцию и уровень удовлетворенности клиентов, что невозможно получить только с помощью традиционных маркетинговых данных. Психометрические подходы помогают формировать более точные и целенаправленные стратегии, что в конечном итоге ведет к улучшению качества продуктов и повышению конкурентоспособности на рынке.
Важность передачи знаний и ценностей в образовательной сфере не может быть переоценена. Этот путь непрост, но необходим. Если бы я начал писать свою книгу до начала работы с «Яндекс Практикумом», результатом стал бы объемный труд, напоминающий диссертацию. Однако, благодаря этому опыту, я нашел подходящую структуру и содержание для донесения своих идей.
Следующим шагом станет запуск курса «Инструменты учебной и психометрической аналитики для доказательного образования» в School of Education. Участники курса, среди которых будут как представители крупных EdTech компаний, так и стартапов, смогут освоить навыки расчета метрик, создания дашбордов и принятия обоснованных решений в образовательной практике.
Таким образом, развитие этих знаний и умений станет основой для дальнейшего написания продолжения моей книги, что позволит углубить понимание темы и сделать ее доступной для широкой аудитории.
Донести ценность метрик может быть сложной задачей, но в команде «Яндекс Практикума» нам удалось это сделать благодаря нескольким ключевым подходам. Во-первых, мы начали с создания общего языка с маркетологами и методистами, что позволило нам лучше понимать их потребности и задачи. Мы организовали регулярные встречи, на которых обсуждали, как именно метрики могут помочь в достижении бизнес-целей.
Во-вторых, мы использовали наглядные примеры и кейсы, которые показывали, как применение метрик приводит к улучшению результатов. Это позволило команде увидеть конкретные выгоды от использования данных. Мы также провели несколько обучающих сессий, на которых объясняли основы аналитики и важность метрик в процессе принятия решений.
Кроме того, мы внедрили систему отчетности, которая позволила всем участникам команды видеть результаты и влияние их работы на общие показатели. Это повысило заинтересованность в использовании метрик и создало культуру, ориентированную на данные. В результате, взаимодействие между командами стало более продуктивным, и мы смогли достичь значительных успехов в реализации проектов.
Скажу честно: это был непростой опыт. В первые месяцы мне приходилось адаптироваться к бизнес-жаргону и учиться эффективно «снимать запрос» от бизнеса и формулировать на него ответ. В начале я проводил сложные вероятностные оценки, например, определял вероятность того, что студент выполнит задание. Однако такие решения не вызывали понимания у коллег, и они часто спрашивали: «Скажи проще, нам это улучшать или нет?» Понимая необходимость предоставлять решения, которые будут приносить реальную пользу, я постепенно нашел общий язык с командой.
В вашей книге приводятся примеры связи психометрических данных с маркетинговыми и продуктовыми показателями в сфере EdTech. Один из таких примеров — использование успеваемости на пробном курсе для прогнозирования вероятности покупки полного курса. На сегодняшний день продуктовая психометрика активно развивается и начинает занимать важное место в стратегиях EdTech-компаний. Она позволяет более точно анализировать поведение пользователей, их потребности и предпочтения, что в свою очередь способствует улучшению маркетинговых стратегий и повышению конверсии. В условиях растущей конкуренции на рынке образовательных технологий использование психометрических данных становится необходимым для достижения успеха и оптимизации бизнес-процессов.
В прошлом году на конференции Психометрического общества в Праге я представил доклад, посвящённый продуктовой психометрике. В ходе своего выступления я отметил, что, на мой взгляд, мы, как психометрики и учёные, недостаточно инвестируем свои усилия в то, чтобы быть полезными образовательному бизнесу. Эта проблема требует внимания, поскольку психометрические исследования могут значительно улучшить качество образовательных продуктов и услуг.
В научном подходе разработка и доработка метрик осуществляются через тщательный анализ существующих данных и выявление пробелов в научной литературе. Например, если большинство исследований измеряют определенный коэффициент с точностью 0,9, это может указывать на необходимость более детального изучения или усовершенствования данной метрики. Исследователи должны стремиться к повышению точности и надежности измерений, что может включать в себя разработку новых методик, использование современных технологий или проведение дополнительных экспериментов. Таким образом, процесс улучшения метрик становится ключевым элементом научного прогресса, позволяя глубже понять исследуемые явления и достигать более актуальных результатов.
Научная задача может быть сформулирована следующим образом: необходимо достичь точности 0,95. Однако часто не учитывается, действительно ли требуется такая высокая степень точности, будет ли кто-то использовать полученные результаты и имеется ли у этого практический смысл. Важно понимать, что достижение высоких показателей не всегда оправдано с точки зрения реальных приложений и потребностей.
Не обязательно писать все статьи с точки зрения прагматики, но если наша цель — оказать влияние на рынок EdTech, который явно требует психометрики, необходимо подходить к этому вопросу с продуктовой перспективы. На данный момент продуктовая психометрика не имеет четкой систематизации или манифеста, однако мы с коллегами активно работаем над созданием набора практик и методов, которые помогут нам структурировать и развивать эту область.
Продуктовая психометрика находит широкое применение в различных областях. Одним из ярких примеров является использование психометрических тестов для оценки потребительских предпочтений. Компании анализируют поведение и мотивацию клиентов, чтобы лучше понять их потребности и адаптировать свои продукты и услуги под целевую аудиторию.
Другим примером является применение психометрики в маркетинговых исследованиях. С помощью опросов и анкетирования можно выявить эмоциональные реакции потребителей на продукты, что помогает в создании более эффективных рекламных кампаний.
Кроме того, многие компании внедряют психометрические подходы при разработке новых товаров, чтобы предсказать, как потенциальные пользователи отреагируют на новинки. Это позволяет минимизировать риски и повысить вероятность успешного запуска продукта на рынок.
Также стоит отметить, что психометрические данные активно используются в процессах найма и оценки сотрудников. Работодатели применяют такие методики, чтобы создавать команды с оптимальным сочетанием навыков и личностных качеств, что в свою очередь способствует повышению продуктивности и эффективности работы.
Таким образом, продуктовая психометрика является мощным инструментом в понимании потребительского поведения и оптимизации бизнес-процессов.
Направление продуктовой психометрики является относительно новым, но уже привлекает внимание профессионалов в этой области. Одним из ярких представителей является Алина фон Давье, директор по оцениванию в Duolingo. Ранее она занимала должность директора по науке в Educational Testing Service, организации, разрабатывающей такие известные тесты, как TOEFL и SAT. Под её руководством в Duolingo все AB-тесты, относящиеся к образовательной части, проводятся с использованием психометрических методов. Это включает в себя тщательный анализ сложности задач и запоминаемости слов. Результаты этих исследований активно интегрируются в продукт, что способствует улучшению продуктовых метрик и повышению общей эффективности образовательного процесса.
Читайте также:
Duolingo поделился стратегией, позволяющей эффективно увеличивать количество пользователей. Эта методика включает в себя использование геймификации, что делает процесс обучения языкам более увлекательным и мотивирующим. Платформа предлагает пользователям удобный интерфейс и интерактивные задания, что способствует удержанию интереса и повышению вовлеченности. Также важным элементом является регулярное обновление контента и адаптация курсов под потребности аудитории. Эти подходы помогают Duolingo не только привлекать новых пользователей, но и удерживать существующих, что, в свою очередь, способствует росту сообщества изучающих языки.
«Нет ничего универсального, и показателей метрик это тоже касается»
В вашей книге вы упоминаете важные метрики, такие как успеваемость студентов и посильность заданий. Как вы отмечаете, в эффективных курсах оптимальные значения обеих метрик находятся в диапазоне 70–90%. Можете объяснить, почему именно этот диапазон является наиболее эффективным?
В данном тексте я обращаю внимание на ключевые моменты, связанные с ошибками в учебных заданиях. В книге я ссылаюсь на статью, в которой утверждается, что доля ошибок, или вероятность ошибки, в конкретном учебном задании должна составлять 0,15. Это означает, что оптимальный уровень сложности контента должен быть таким, чтобы 85% студентов успешно справлялись с заданием, что соответствует значению 0,85. Поддержание этого баланса между сложностью и доступностью материалов является важным аспектом в обучении, так как способствует эффективному усвоению знаний.
Оптимальная доля успешных заданий для студентов, известная как learning rate, согласно исследованиям, должна составлять 0,85. Это означает, что студент должен правильно решать 85% заданий, допуская ошибки в 15% случаев. Данная пропорция считается идеальной для достижения высокой успеваемости и эффективного обучения.
Для достижения оптимальной успеваемости на уровне 0,85 необходимо, чтобы трудность учебного контента также была на уровне 0,85. Эти показатели взаимосвязаны и влияют на общий образовательный процесс. Студенты, обучающиеся в таких условиях, демонстрируют лучшие результаты, быстрее завершают курсы и испытывают большую удовлетворенность от обучения. Эффективное сочетание уровня трудности и успеваемости способствует созданию положительного учебного опыта, что в свою очередь повышает общую эффективность образовательной программы.
Границы оптимальных зон успеваемости и посильности заданий являются универсальными для различных учебных курсов. Они помогают определить, на каком уровне сложности задания учащиеся смогут эффективно усваивать материал, не испытывая перегрузки. Эти границы учитывают индивидуальные особенности студентов, их уровень подготовки и мотивацию, что позволяет адаптировать учебный процесс для достижения максимальной эффективности. Таким образом, правильное определение этих зон способствует улучшению образовательных результатов и повышению интереса к обучению.
Авторы упомянутой статьи отмечают, что это универсальная концепция, основанная на зоне ближайшего развития Льва Выготского. Согласно их мнению, когда доля успешно выполненных заданий достигает 85%, учащийся начинает адекватно оценивать свои шансы на успех в следующих этапах обучения. Это создает оптимальные условия для дальнейшего развития и мотивации, что, в свою очередь, способствует более эффективному обучению.
В данной книге я не акцентирую внимание на универсальности, моя цель заключается в том, чтобы помочь читателям установить оптимальные значения для их курса. Важно отметить, что полученные на основе данных «Яндекс Практикума» оптимальные показатели совпадают с результатами других исследователей. Отзывы и проекты, с которыми я работал, подтверждают, что эти значения часто применяются на практике. Многие люди отмечают: «Действительно, это так!»
Существуют ли перспективы для нишевых курсов с низкой посильностью заданий, которые изначально разработаны так, что большинство студентов не может справиться с ними с первой попытки? Основная концепция таких курсов заключается в том, что обучение является сложным процессом, но при этом прогресс будет заметен. Это может привлечь определённую категорию студентов, ищущих вызовы и готовых преодолевать трудности. Такие курсы могут стать успешными, если правильно подчеркнуть ценность трудностей в обучении и продемонстрировать, как преодоление препятствий способствует личностному и профессиональному росту.
Да, это возможно. Во-первых, не существует универсальных решений, включая метрики и показатели. Во-вторых, всё зависит от парадигмы, в которой мы организуем обучение. Моя книга фокусируется на подходах, основанных на оптимальности, бережности и комфорте для учащихся, а также на заботе о них. В то же время, профессор Высшей школы экономики Александр Николаевич Поддьяков, автор концепции компликологии, исследует создание развивающих, диагностирующих и деструктивных трудностей в обучении. В рамках своей теории он анализирует различные интенции преподавателя и методы, которые он применяет. Это показывает, что подходы к обучению могут варьироваться, и важно выбирать те, которые лучше всего подходят для конкретной ситуации и целевой аудитории.
В преподавании можно выбрать бережный подход или другой, более жесткий метод. Например, зайти в аудиторию и заявить: «Вы все недостаточно способны, но я превращу вас в олимпийских чемпионов! Каждому — сто отжиманий!» В таком подходе необходима высокая скорость обучения, при которой 80% попыток будут неудачами, а лишь 20% приведут к успеху. Однако важно понимать, что подобный метод может негативно сказаться на мотивации и самооценке студентов. Эффективное обучение требует баланса между жесткими требованиями и поддержкой, что позволяет создать более продуктивную и позитивную учебную среду.
Личный опыт показывает, что разные подходы к обучению могут давать различные результаты. Когда я учился играть на гитаре, мой преподаватель часто подшучивал надо мной, говоря: «У тебя пальцы — „сардельки“, у тебя ничего не получится». Эта мотивация сработала, и через два года я выиграл конкурс среди учеников музыкальной школы. Однако, когда я занимался спортом, конкретно карате, такой же подход не сработал. Я приходил домой и говорил маме, что больше не хочу продолжать занятия. Хотя в обоих случаях использовался схожий метод, результаты оказались кардинально разными. Это подчеркивает важность индивидуального подхода в обучении и мотивации, так как то, что может вдохновить одного человека, может стать препятствием для другого.
Читать также:
Научиться на ошибках — распространённое мнение, однако исследования показывают, что это не всегда так. Многие люди не извлекают уроки из своих неудач, что может стать преградой для личностного роста и развития. Важно понимать, как правильно анализировать свои ошибки и использовать их как возможность для улучшения. Эффективный подход к ошибкам включает в себя осознание причин неудачи, анализ действий и формирование новых стратегий. Применяя такие методы, можно значительно повысить вероятность успешного результата в будущем. Таким образом, осознанное обучение на ошибках действительно возможно, если подходить к этому процессу с умом.
Оптимальный подход к обучению требует внимательного учета интересов студентов и уровня сложности материалов. В некоторых случаях бережный подход с адекватным количеством сложных заданий может быть эффективным, однако в других ситуациях это может привести к тому, что студенты не будут испытывать достаточных трудностей и, как следствие, потеряют интерес к обучению. Существует множество педагогических методов, и мы не стремимся навязывать единственный правильный подход преподавателям или методистам. Важно помнить, что курс может быть разработан как серьезный вызов, и это тоже имеет право на существование.
Обратное утверждение предполагает, что для развлекательных курсов, предназначенных для общего развития и расширения кругозора, уровень сложности заданий должен быть значительно выше. Например, можно считать, что 95% студентов должны успешно справляться с заданиями с первой попытки. Это связано с тем, что участники таких курсов, как правило, не готовы сталкиваться с трудностями и не стремятся к интенсивному обучению. Важно создать комфортную образовательную среду, где участники смогут легко усваивать новый материал и получать удовольствие от процесса. Подобный подход способствует поддержанию интереса и мотивации студентов, что, в свою очередь, увеличивает вероятность их успешного участия в курсах.
Я полностью согласен с вами. Однако важно помнить, что даже на курсах, где контент адаптирован под уровень знаний студентов, не следует чрезмерно упрощать материал. Слишком простое объяснение может привести к потере интереса. Например, если вы хотите научиться готовить борщ, не стоит начинать с объяснений о том, как открыть кран для получения воды, ведь это может показаться излишним. Необходимо находить баланс между доступностью и содержанием, чтобы обучение оставалось увлекательным и полезным.
Существует гипотеза, подтвержденная исследованиями, о влиянии оптимальных уровней трудности контента на успеваемость студентов. В начале 2010-х годов нидерландские ученые провели эмпирическое исследование и установили, что оптимальный уровень сложности задания составляет 0,75. При такой трудности студенты, правильно решившие задачу, не воспринимают это как случайность, а те, кто ошибается, не чувствуют себя демотивированными. Это открытие подчеркивает важность правильной настройки трудности образовательных материалов для повышения эффективности обучения и поддержания мотивации студентов.
Менее чем за десять лет в новой научной статье было установлено, что оптимальное значение трудности задания составляет 0,85, что также подтверждено эмпирическими данными. Это указывает на инфляцию в данной области исследований. Я подчеркиваю, что это лишь мое мнение, поскольку хотя можно провести сравнительный анализ между двумя исследованиями, фактических лонгитюдных экспериментов по этому вопросу не проводилось.