EdTech #Статьи

19 июня, 2025

Что происходит со спросом на курсы по IT-профессиям / Skillbox Media

Эту болезненную тему затронули на обсуждении итогов 2024 года для российского EdTech-рынка.

Научитесь: Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO

Узнать больше

Что происходит с онлайн-обучением профессиям

Снижение темпов роста наблюдается в сегменте дополнительного профессионального образования (ДПО). Ранее обучение взрослых новым профессиям и навыкам, особенно в IT-сфере, служило основным двигателем рынка. На недавней встрече эксперты и руководители ведущих компаний обсудили причины данного явления. Одним из факторов отмечается повышение ключевой ставки Центрального банка, что сделало кредитное обучение менее доступным для многих. Однако также рассматриваются более глубокие изменения в российском обществе и экономике. Мнения участников обсуждения разделились, что подчеркивает сложность ситуации.

Генеральный директор «Яндекс Практикума» Илья Курмышев утверждает, что значительного роста рынка обучения взрослых новым профессиям в России не следует ожидать. В условиях текущей экономической ситуации и изменений в образовательных трендах, рынок столкнулся с определенными вызовами. Важно адаптировать образовательные программы к современным требованиям и потребностям рынка труда, чтобы обеспечить востребованность и конкурентоспособность обучающихся. Прогнозы показывают, что в ближайшее время темпы роста данного сектора останутся ограниченными, и ключевыми факторами успеха станут качество обучения и актуальность курсов.

Рынок дополнительного профессионального образования (ДПО) стабилизировался на своих естественных объемах. Каждый год фиксируется примерно одинаковое количество людей, принимающих решение о смене профессии и получающих новое образование. Эта тенденция аналогична тому, как ежегодно дети поступают в первый класс или студенты начинают учёбу на первом курсе. Стабильный интерес к обучению и профессиональному росту свидетельствует о необходимости постоянного обновления знаний и навыков в условиях быстро меняющегося рынка труда.

По мнению Ильи Курмышева, компаниям, работающим в сфере дополнительного профессионального образования (ДПО), предстоит продолжать борьбу за ограниченный рынок. В «Яндекс Практикуме» наблюдается положительная динамика продаж в сегменте B2C, который включает курсы для индивидуальных слушателей. Однако основным фактором роста остаются продукты, ориентированные на корпоративное обучение. Это подчеркивает важность адаптации образовательных услуг к потребностям бизнеса и повышает конкурентоспособность компаний на рынке ДПО.

По мнению сооснователя и генерального директора Skillbox Дмитрия Крутова, общий спрос на IT-курсы снизился примерно на 10%. Это снижение связано с текущей экономической ситуацией, и, хотя количество людей, готовых учиться, стало меньше, это не означает, что рынок дополнительного профессионального образования в России достиг своего предела. В настоящее время наблюдается, что некоторые курьеры могут зарабатывать больше, чем начинающие IT-специалисты, однако это не делает обучение менее оправданным. Важно акцентировать внимание на просвещении, помогая людям осознать свои карьерные возможности в будущем, а не сосредотачиваясь только на текущем доходе. Инвестиции в образование и развитие навыков остаются актуальными и необходимыми для успешной карьеры в IT.

Это происходит на более глубоком уровне воронки продаж. Данная работа фокусируется на формировании спроса, который проявится не в краткосрочной перспективе, а через полгода или год. Такой подход позволяет создать устойчивый интерес к продукту или услуге, что способствует долгосрочному развитию бизнеса.

Фото: Aida Lopez Jimenez / Shutterstock

Дмитрий считает проблему «перепроизводства джунов» популистской и преувеличенной. По его мнению, трудности с джуниорами не связаны с недостатком компетенций, предоставляемых на EdTech-платформах, а скорее с тем, что большинство работодателей не готовы эффективно организовывать стажёрские и джуниорские команды. Это не означает, что разработчики и другие джуниоры в IT не востребованы. На самом деле, они всё ещё нужны, но для успешного онбординга требуется внедрение новых подходов и стратегий. Компании должны пересмотреть свои методы интеграции новичков, чтобы обеспечить их успешное развитие и адаптацию в команде.

Наталья Царевская-Дякина, экс-директор EdTech-направления Фонда «Сколково», подчеркивает, что возможности для роста в области взрослого обучения все еще велики. Она акцентирует внимание на новых нишах, таких как обучение «синих воротничков» и сотрудников корпораций в возрастной группе 45+, что открывает перспективы для дальнейшего развития. Более подробно о данных направлениях Наталья делилась на вебинаре Smart Ranking и Livedigital.

Наталья Царевская-Дякина отметила важное условие для успешного развития диджитал-профессий и просвещения в этой области — доверие государства к EdTech-компаниям. Риски в этой сфере подтверждаются случаями, такими как дело «Like центра» и расследования в отношении блогеров. «В 2025 году необходимо четко определить позиционирование нашего внутреннего рынка», — подчеркнула она.

Дмитрий Крутов акцентировал внимание на необходимости создания общих этических норм для EdTech-компаний. Он предложил разработать такие стандарты на платформе РАЦИО, чтобы все участники рынка начали осуждать мошеннические рекламные заявления и сомнительные финансовые схемы. Это поможет повысить доверие к образовательным технологиям и улучшить репутацию отрасли.

Где виден потенциал в условиях спада спроса на ДПО

В 2021 году представители российских EdTech-компаний начали поднимать вопрос о том, что готовая к переобучению аудитория среди взрослых студентов становится исчерпаемой. На фоне быстрого роста рынка, Александр Ларьяновский, управляющий партнёр Skyeng, акцентировал внимание на необходимости обращения к более широкой аудитории, а не только к самым мотивированным и финансово обеспеченным потенциальным студентам. Дмитрий Крутов также подчеркивал, что источником роста для рынка EdTech могут стать условные 36 миллионов россиян, которые пока не проявили интерес к образованию в новых форматах. Для достижения этой аудитории необходимо сосредоточиться на просвещении и информировании о современных образовательных возможностях.

За последние годы процесс расширения взрослой аудитории в EdTech не показал значительного прогресса, что связано с политическими и экономическими изменениями, а также с приостановкой проекта «Цифровые профессии». На встрече, организованной Smart Ranking и Livedigital, участники, включая представителей компаний и экспертов, обсуждали необходимость сосредоточиться на других сегментах рынка. Это подчеркивает важность адаптации стратегий в условиях меняющейся внешней среды для успешного привлечения и обучения взрослой аудитории в сфере образовательных технологий.

Дарья Рыжкова прогнозирует, что в 2025 году детский сегмент образовательных услуг, включая подготовку к ОГЭ и ЕГЭ, а также курсы дополнительного образования, обгонит по объему выручки дополнительное профессиональное образование (ДПО). Ранее подобные прогнозы не сбывались, однако в 2024 году в список десяти быстрорастущих EdTech-компаний вошли в основном представители детского сегмента. Это свидетельствует о высоком потенциале данного направления, который кажется более реалистичным, чем ожидаемое новое развитие ДПО.

Фото: MAYA LAB / Shutterstock

Дмитрий Крутов уверен, что в ближайшем будущем все крупные компании на российском рынке EdTech будут охватывать все сегменты образования: дополнительное профессиональное образование (ДПО), высшее и среднее профессиональное образование (СПО). На сегодняшний день эти компании уже конкурируют с традиционными участниками рынка, включая классические вузы, во всех направлениях. Таким образом, частным образовательным организациям необходимо предлагать продукты, обеспечивающие получение формальных дипломов. Как отметил руководитель Skillbox, доверие к таким компаниям очень высокое, что создает дополнительные возможности для развития и роста в сфере образования.

Кристина Граль, директор по развитию бизнеса в IThub Group, отметила, что взаимопроникновение EdTech и формального образования представляет собой двусторонний процесс. Она подчеркнула, что колледжу ITHub и другим частным учреждениям среднего профессионального образования (СПО) все больше угрожают государственные образовательные учреждения. Это свидетельствует о растущем влиянии технологий на образовательный процесс и необходимости адаптации учебных программ к новым требованиям рынка.

Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO

Вы научитесь запускать прибыльные курсы и вебинары с минимальными вложениями. Поймёте, как вывести в плюс существующие EdTech-проекты и зарабатывать на онлайн-обучении.

Узнать подробнее