Дизайн #Статьи

20 июня, 2025

Казимир Малевич: шесть городов художника / Skillbox Media

Биография и места силы одного из главных русских авангардистов.

Попробуйте 4 топовые профессии в дизайне. Бесплатно ➞ За 5 дней вы познакомитесь с иллюстрацией, UX/UI-, веб- и графическим дизайном. Добавите 4 крутых кейса в портфолио и решите, в каком направлении развиваться дальше.

Узнать больше

На окраине Киева у кромки бескрайних полей

Казимир Северинович Малевич, выдающийся художник и основатель супрематизма, появился на свет 11 (23) февраля 1878 года в окрестностях Киева в семье русеющих поляков. Его отец, Северин Антонович Малевич, работал управляющим на сахароваренном заводе, а мать, Людвига Александровна Малевич, вела домашнее хозяйство и заботилась о детях. Казимир стал первым ребёнком в семье, но вскоре Людвига родила ещё 13 детей, из которых пятеро не дожили до совершеннолетия. В результате, будущий художник вырос в многодетной семье, среди четырёх братьев и четырёх сестер, что, безусловно, оказало влияние на его личность и творчество. Влияние семейных традиций и окружения сформировало его уникальный взгляд на искусство, который впоследствии стал основой его новаторского подхода к живописи.

В Киеве семья Малевичей прожила недолго из-за профессии Северина, требовавшей частых командировок на свекольные плантации, расположенные вдали от городов. Чтобы минимизировать разлуки, они начали жить в деревнях, постоянно перемещаясь с одной локации на другую. Такой образ жизни позволял им оставаться вместе, несмотря на рабочие обязательства, и активно исследовать новые места.

В своих воспоминаниях Казимир Малевич vividly описывал краски своего детства, и спустя десятилетия он продолжал ярко представлять пейзажи украинских сёл. Первое знакомство с красками произошло, когда ему было 11 лет — он заметил, как работает маляр, и решил присоединиться к нему. Попробовав нарисовать деревья на крыше дома, он не добился желаемого результата, но это не остановило его. Вдохновлённый опытом, Малевич начал активно искать любые возможности для рисования, что стало началом его творческого пути.

В 15 лет мать подарила ему набор красок во время поездки в Киев к родственникам, что стало началом его творческого пути. Он начал создавать свои первые рисунки, однако это увлечение не получило поддержки от отца, который мечтал, что сын станет профессиональным сахароваром, продолжая семейные традиции. В качестве компромисса Казимир получил школьный диплом агронома, но это не отвлекло его от истинного призвания. Его страсть к искусству продолжала развиваться, и он настойчиво следовал своим мечтам, несмотря на ожидания окружающих.

Сломанные рельсы Курска

В 1896 году, когда Казимиру Малевичу исполняется 18 лет, его семья окончательно переезжает в Курск. Он начинает следовать традиционному пути для людей своего социального статуса: женится и устраивается на работу мелким чиновником. В 21 год его первой супругой становится Казимира Ивановна Зглейц, а первой должностью — работа в Управлении Курско-Московской железной дороги. Он ведет обычную жизнь, однако вместо посещений кабаков предпочитает проводить время с друзьями на пленэрах, увлекаясь живописью и природой. Это увлечение станет важной частью его будущего как художника и новатора в мире искусства.

В 1904 году Казимир решает изменить свою жизнь. Ему 26 лет, у него есть работа, семья и дети, но он мечтает о новой жизни в Москве. Он накапливает средства, чтобы обеспечить семью и иметь возможность начать новую жизнь. Казимир отправляется в поездку по Курско-Московской железной дороге не как сотрудник, а как вдохновлённый пассажир, полный надежд и стремлений. Этот шаг становится для него символом освобождения и стремления к переменам.

Казимир Малевич около 1900 годаФото: Public Domain

Москва с третьей попытки

Малевич приезжает в Москву с намерением поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако его фамилия отсутствует в списках абитуриентов, а в автобиографии художника практически нет упоминаний о том периоде. Исследователи предполагают, что этот провал стал для него настолько болезненным, что он предпочел забыть 1904 год, словно его не существовало. Этот момент в жизни Малевича подчеркивает его стремление к самовыражению и внутреннюю борьбу, что в дальнейшем оказало значительное влияние на его творчество.

Казимир Малевич возвращается в Курск в 1905 году с намерением снова поступить в художественное училище. Он успешно набирает определенное количество баллов, хотя этого все еще недостаточно для зачисления. В это время он начинает посещать мастерскую Фёдора Ивановича Рерберга, талантливого преподавателя живописи, что значительно обогащает его художественные навыки. На курсах Рерберга Малевич знакомится с Иваном Васильевичем Клюнковым, который впоследствии станет известен под псевдонимом Клюн. Их крепкая дружба становится важным источником вдохновения и творческой энергии, что существенно влияет на дальнейшую карьеру Малевича и его развитие как художника.

В 1906 году Казимир Малевич окончательно переезжает в Москву, забирая с собой всю семью. Они снимают комнату у Клюнкова, но финансовое положение Малевичей оказывается крайне сложным — они почти никогда не могут оплачивать аренду. В этом им частично помогает Клюнков, предоставляя им финансовую поддержку. Бедность будет преследовать художника на протяжении всей его жизни, за исключением нескольких лет относительного благополучия в середине 1920-х годов. В отличие от таких известных представителей русского авангарда, как Кандинский и Шагал, которые смогли избежать материальных трудностей в эмиграции, Малевич до конца своих дней испытывает все тяготы жизни, оставаясь верным своему призванию и статусу романтического гения.

Третья попытка поступления в училище завершилась неудачей, и Малевич принимает решение больше не пытаться устроиться в учебное заведение. Он начинает развиваться как самостоятельный художник, подчеркивая свой статус самоучки. В этот период он знакомится с работами фовистов и изучает творчество таких мастеров, как Гоген, Ван Гог и Сезанн. Это знакомство оказывает значительное влияние на его художественный стиль и подход к искусству.

Первый значимый прорыв в искусстве происходит в 1907 году с созданием портрета Клюнкова под названием «Эскиз фресковой живописи». В этом произведении Малевич применяет элементы пластичности и фигуративности фовистов, а также цветовые решения символистов и технику обратной перспективы. Это сочетание стилей предвосхищает дальнейшие эксперименты в живописи и закладывает основы для новых художественных направлений.

Русские авангардисты, подобно французским модернистам, вновь обратили внимание на примитивное искусство, что привело их к переосмыслению пространства русских икон. Малевич не только интересуется ими с точки зрения стиля, но и внедряет в свое творчество характерную «неправильность» перспективы. В его картинах создается ощущение, что персонажи, изображенные на холсте, смотрят не на зрителя, а как бы обращаются к нему из своего собственного мира. Это уникальное восприятие пространства и взаимодействия с зрителем подчеркивает глубину и новизну авангардного искусства.

Эскиз фресковой живописиИзображение: Русский музей

В то же время Малевич создает плоскостные картины с эротическим содержанием и трагические черно-белые символистские сцены. Его работы отличаются фривольностью и глубокой эмоциональной насыщенностью, что делает их уникальными в контексте современного искусства. Эти произведения отражают сложные переживания и противоречивые чувства, исследуя границы между эстетикой и смыслом.

«Общество в цилиндрах», 1908 годИзображение: Русский музей

Поиски нового стиля влияют на личную жизнь художника. Жизнь в Москве негативно сказывается на его браке, и Малевич расстается с Казимирой. В 1909 году он вступает во второй брак с детской писательницей Софьей Рафаилович. Этот новый этап в его жизни также отражает изменения в его художественном подходе и творческой деятельности.

«Автопортрет», 1910 годИзображение: Третьяковская галерея

В декабре 1910 и январе 1911 годов художник участвует в первой выставке Бубнового валета по приглашению Михаила Ларионова. В этот период фовизм Малевича достигает своего апогея, что можно увидеть, например, в его работе «Автопортрет», выполненной гуашью. Это время ознаменовано открытием новых горизонтов для оригинальных художественных экспериментов, что становится важной вехой в развитии авангардного искусства.

В 1911 году Казимир Малевич начинает работу над своей «Крестьянской серией», в которой демонстрирует смелый подход к пластичности фигур, градиентному цвету одежды и ярким фоновым решениям. Ярким примером этой серии является картина «Косарь». В ней уже можно увидеть уникальный стиль Малевича, хотя художник всё ещё ищет новые формы и идеи, которые в последствии кардинально изменят искусство.

«Косарь», 1911Изображение: Нижегородский государственный художественный музей

В поисках нового художественного выражения Малевич экспериментирует с кубизмом в манере Пикассо. В своей картине «Голова крестьянской девушки» он демонстрирует мастерское владение этим стилем. Однако художник не ограничивается только кубизмом, продолжая развивать свои идеи и искать новые формы самовыражения.

«Голова крестьянской девушки», 1913 годИзображение: Stedelijk Museum Amsterdam

Художник, следуя поэтическим экспериментам кубофутуристов, объединяет французский кубизм и итальянский футуризм, создавая знаковую картину живописного кубофутуризма — «Точильщик». В этой работе Малевич успешно дробит фигуру рабочего, что становится одной из первых ступеней к его дальнейшему развитию супрематизма. Однако перед этим ему необходимо было одержать важную победу — победу над солнцем. Эта идея о преодолении солнечного света и традиционных форм стала основой его творческого пути и философии в искусстве.

«Точильщик», 1913 годИзображение: Художественная галерея Йельского университета

Колебания между Москвой и Петроградом

В 1913 году, в возрасте 35 лет, Казимир Малевич знакомится с прогрессивной культурной средой Петрограда. Он переезжает в город и становится членом «Союза молодёжи» и «Гилеи» — новых объединений, в которые входят ключевые фигуры русского авангарда, такие как Алексей Моргунов, Владимир Татлин, Давид Бурлюк и Владимир Маяковский. Это знакомство становится важным этапом в его художественной карьере и в развитии авангардного движения в России.

Малевич активно сотрудничал с композитором Михаилом Матюшиным и поэтами Велимиром Хлебниковым и Алексеем Кручёных. Они собирались в финской деревне Уусикиркко для организации Первого съезда баячей будущего. К сожалению, Хлебников не смог присоединиться к ним, так как по рассеянности потерял кошелек с деньгами. Это событие стало важным шагом на пути к появлению будетлян — нового художественного направления.

Михаил Матюшин, Казимир Малевич и Алексей Кручёных в УусикирккоФото: Public Domain

На протяжении недели художник, композитор и поэт разрабатывают манифест и формируют творческие планы на предстоящий год, которые затем публикуются под названием «За 7 дней». Вдохновленный своим опытом, Малевич возвращается в Москву. В тот период он жил с семьей в Кунцево, неподалеку от Немчиновки, где арендовал недорогой дачный дом. Поездка в Петроград и Финляндию стала возможной благодаря финансовой поддержке Матюшина. Этот период стал важной вехой в творческой биографии Малевича, способствовавшей его дальнейшему развитию и экспериментам в искусстве.

В результате финансовых трудностей у Малевича не осталось средств на приобретение новых холстов. Он разобрал три деревянные полки и начал создавать на них произведения, которые впоследствии определили визуальный стиль авангарда и творческое направление художника. Среди этих работ выделяются картины «Туалетная шкатулка», «Станция без остановки» и «Корова и скрипка». Эти произведения стали знаковыми в его карьере и оказали значительное влияние на развитие современного искусства.

«Туалетная шкатулка», 1913 годИзображение: Третьяковская галерея
«Станция без остановки. Кунцево». 1913 годИзображение: Третьяковская галерея
«Корова и скрипка», 1913 годИзображение: Русский музей

Деревянная основа повседневных предметов вдохновила Малевича на продолжение экспериментов в кубофутуризме, позволяя ему смешивать реальные сюжеты с полуабстрактными композициями. Художник отказывается от традиционного деления искусства на «высокое» и «низкое», соединяя в своих работах символы, такие как скрипка, олицетворяющая гениальность, и корова, ассоциирующаяся с деревенской жизнью. Такое контрастное сочетание подчеркивает его стремление к новой художественной реальности, где каждый элемент несет свой уникальный смысл.

В своей работе «Композиция с Моной Лизой» Малевич максимально приближается к дадаизму. Используя коллажные техники, кубистскую структуру и фрагменты текстов, он сжимает образ классического искусства. Малевич не только дважды перечеркнул традиционные представления о художественном наследии, но и, по словам современников, изобразил Джоконду с окурком сигареты во рту. Этот радикальный подход подчеркивает его стремление разрушить каноны искусства и переосмыслить роль классических произведений в современном контексте.

Изображение: Русский музей

Выход в абсурд стал ключевым моментом для начала создания футуристической оперы «Победа над солнцем». Премьера произведения состоялась 3 и 5 декабря 1913 года. Музыку к опере написал Матюшин, а сценарий-либретто — Кручёных. Пролог был написан Хлебниковым, а костюмы и декорации были разработаны Малевичем. Это произведение стало важным шагом в развитии авангардного искусства и оказало значительное влияние на последующие направления в музыке и театре.

Обложка текста оперы «Победа над солнцем»Изображение: издательство «Свет», 1913

Опера вызвала значительный скандал и оставила зрителей в недоумении. Во второй части выступления публика начала выкрикивать оскорбления и насмешки, что лишь усилило эффект абсурдного происходящего на сцене. Именно в этой опере Малевич впервые обнаружил образы черных безликих геометрических фигур и осознал, что достиг важной вехи в искусстве. Эта работа стала знаковым моментом, предвосхитившим революцию в художественном восприятии и открывшим новые горизонты для абстрактного искусства.

Рисунок играет ключевую роль в живописи. То, что ранее создавалось интуитивно, теперь приносит удивительные результаты и новые возможности для художников. Это свидетельствует о важности рисунка как основы для дальнейшего творческого развития и совершенствования художественного мастерства.

Эскиз к декорации оперы «Победа над солнцем»Изображение: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

17 декабря 1915 года Казимир Малевич участвует в знаковой выставке «0,10», на которой он представляет 39 супрематических картин, включая знаменитый «Чёрный квадрат». Это произведение искусства размещается в углу, что подчеркивает его значение и новаторский подход в живописи. Выставка «0,10» становится важной вехой в истории искусства, способствуя распространению супрематизма и влияя на последующее развитие авангардного направления.

У художника впервые возникают трудности с восприятием его работ коллегами. Его новое направление в искусстве оказывается настолько радикальным, что организаторы выставки запрещают ему использовать термин «супрематизм» в пояснительных материалах. В ответ на это Малевич в последние часы перед открытием выставки самостоятельно создает плакаты, на которых провозглашает появление новой формы искусства. Это событие подчеркивает значимость его вклада в художественный процесс и демонстрирует стремление к инновациям в искусстве.

Фотография экспозиции выставки «0,10»Фото: Архивный комитет Санкт-Петербурга

С этого момента «Чёрный квадрат» становится произведением искусства, в котором каждый зритель находит что-то уникальное для себя. Малевич сам называл эту картину «нуль формой», подчеркивая ее отказ от подражания природе. Чёрный цвет в данном контексте символизирует полное отсутствие цвета, в то время как белая рамка вокруг него олицетворяет наличие всех возможных оттенков. Это произведение стало знаковым в мире искусства, открыв новые горизонты для интерпретации и самовыражения. «Чёрный квадрат» продолжает вдохновлять и провоцировать обсуждения о природе искусства и его роли в жизни человека.

Чёрный квадрат, 1915 годИзображение: Третьяковская галерея

На выставке Малевич продемонстрировал цветные геометрические фигуры различных форм. Его знаменитый «Чёрный квадрат» стал частью логического процесса, направленного на устранение всего лишнего и постепенное движение от чистого цвета к форме. Это отражает основные принципы супрематизма, где форма и цвет взаимодействуют, создавая новый художественный язык. Малевич стремился показать, как минимализм может выразить глубокие идеи, что делает его работы актуальными и сегодня.

Малевич продолжит развивать свою идею в «теневых чертежах», как метко охарактеризовал их Хлебников. В этих работах художник сосредоточится исключительно на взаимодействии света и тени. В 1918 году супрематизм достигнет своей кульминации, когда Малевич полностью откажется от цвета и презентует «Белый квадрат» («Белое на белом»). Эта работа символизирует пустоту, которую каждый зритель наполняет собственным смыслом, подчеркивая индивидуальное восприятие искусства.

В 1920 году Казимир Малевич утверждал: «О живописи в супрематизме не может быть и речи, живопись давно изжита, и сам художник предрассудок прошлого». Это заявление отражает его радикальный подход к искусству, где традиционные формы живописи теряют свою актуальность. Малевич подчеркивал, что супрематизм, как новое направление, освобождает искусство от ограничений и предвзятостей, открывая путь к новым формам выражения и восприятия. Супрематизм акцентирует внимание на чистоте геометрических форм и цветов, создавая уникальные композиции, которые позволяют зрителю по-новому осмысливать окружающий мир. Малевич считал, что искусство должно отражать дух времени и быть независимым от устаревших традиций.

«Белое на белом», 1918 годИзображение: Museum of Modern Art

После достижения высшей точки всегда следует спад, что парадоксальным образом совпало с событиями Октябрьской революции. Этот исторический момент стал началом нового этапа в социально-экономическом развитии страны, что повлияло на многие аспекты жизни общества. Спад, наступивший после революции, отразил изменения в политической системе и экономике, а также привел к существенно новым условиям для граждан.

Два года Витебска в новую эпоху

Малевич с энтузиазмом принимает революционные изменения, что находит отражение в его преподавательской деятельности. Его художественный стиль полностью соответствует глубоким преобразованиям, происходящим в обществе. Эти перемены вдохновляют его на создание новых идей и подходов в искусстве, что делает его творчество значимым в контексте исторических событий.

Тем не менее, борьба только начинается. Малевич сталкивается с попытками оппонентов сбить его с пьедестала. В 1919 году Александр Родченко открыто выступает против него с работой «Чёрное на чёрном», которая является саркастической шуткой над супрематизмом. Этот конфликт между художниками подчеркивает напряженность в художественной среде того времени и демонстрирует разнообразие мнений о супрематизме, а также его влияние на развитие авангардного искусства в России. Соперничество между ними не только ставит под сомнение идеи Малевича, но и открывает новые горизонты для обсуждения концепций и подходов в современном искусстве.

Для представителей нового конструктивизма художественный язык Казимира Малевича начинает терять свою актуальность. Прошло всего четыре года с момента выставки «0,10», но время неумолимо движется вперёд, задавая новый ритм изменения художественных направлений. Это свидетельствует о том, что художественное восприятие и стиль требуют постоянного обновления, чтобы соответствовать современным требованиям и интересам зрителей.

Александр Родченко, «Чёрное на чёрном», 1918 годИзображение: Третьяковская галерея

Малевич находит свое призвание в педагогике благодаря влиянию Марка Шагала и Эля Лисицкого. Невыносимая бедность Казимира становится причиной, по которой его друзья решают вытащить его с семьей из неотапливаемого московского дома и отправить в Витебск. Там они помогают ему получить должность преподавателя. Финансовые трудности настолько сильны, что Малевич не может дождаться открытия своей первой персональной выставки «Казимир Малевич: путь от импрессионизма к супрематизму». Эта выставка должна была стать важным этапом в его карьере и признании, однако обстоятельства подталкивают его к новому этапу в жизни и творчестве.

Малевич в новой роли проявляет себя не только как выдающийся педагог, обучая молодых художников по уникальной методике «от кубизма к супрематизму», но и как успешный организатор. Его увлеченность административной деятельностью позволяет ему полностью взять на себя эту функцию, освободив Шагала от обязанностей, которые тот не мог терпеть. Таким образом, Малевич гармонично сочетает преподавание и организацию, что способствует развитию художественного процесса и вдохновляет новое поколение художников.

Главный супрематист вдохновляет молодое художническое сообщество «Уновис». Его увлечение их творческой деятельностью настолько велико, что он решает назвать свою первую дочь от второго брака Уной.

До 1922 года Казимир Малевич стал наставником для множества молодых художников. Несмотря на то что его собственное живописное творчество в этот период немного замедлило развитие, его теоретические исследования привели к созданию значительного произведения «Супрематизм. Мир как беспредметность». Эта работа впервые была издана в 1962 году в Германии. Малевич оказал огромное влияние на современное искусство, и его идеи о супрематизме продолжают вдохновлять художников и исследователей по всему миру.

В 1923 году Малевич возвращается в Петроград, предвосхищая грядущие испытания и перемены. Этот период становится знаковым в его творческой карьере, когда художник сталкивается с новыми вызовами и возможностями в контексте изменяющейся культурной среды. Возвращение в Петроград символизирует не только личные переживания Малевича, но и общие социальные и художественные трансформации, происходившие в России того времени.

Берлинская вспышка

В Петрограде Малевич занимает пост директора Гинхука (Института художественной культуры), что позволяет ему впервые за долгое время обрести относительную финансовую стабильность в условиях нового государства. Это назначение открывает перед ним новые возможности для творческого самовыражения и реализации художественных проектов, способствуя развитию авангардного искусства в России.

Художник активно использует новые возможности и начинает создавать объемные модели, такие как «планиты» и «архитектоны» в стиле супрематизма. В 1924 году его творчество получает значительное признание на XVI Венецианской биеннале, что подтверждает высокий уровень его художественного мастерства и инновационного подхода в искусстве.

АрхитектонФото: Русский музей

Подъём Малевича прерывается двумя значимыми событиями: в 1925 году умирает его вторая жена, а в 1926 году публикуется статья критика Г. Серого «Монастырь на госснабжении», в которой резко критикуется мистический аспект работ студентов Гинхука. Вскоре институт будет закрыт. Малевич переживает утрату жены и увольнение во время тура по Европе, и в 1927 году ему предоставляется разрешение на выезд из страны. Этот период становится поворотным моментом в его жизни и творчестве.

Малевич ведёт занятие в ГинхукеФото: Public Domain

В начале марта Казимир Малевич приезжает в Варшаву, где местные художники тепло его принимают, несмотря на настороженное отношение польского правительства к советским гражданам. Власти устраивают слежку за художником, что подчеркивает сложную политическую обстановку. Малевич, пишущий домой, отмечает, что его встретили с таким вниманием, которого он никогда не испытывал ранее, не подозревая о том, как его ожидают в Германии.

Малевича встречают в отеле «Полония» в ВаршавеФото: Public Domain

29 марта Казимир Малевич приезжает в Берлин, что становится значимым событием для немецких художников и прессы. Привезенные им работы мгновенно становятся частью персональной выставки, и прогрессивные живописцы стремятся познакомиться с ним. 7 апреля Малевич посещает знаменитый Баухаус, где его тепло приветствуют Вальтер Гропиус и Ласло Мохой-Надь. До конца мая он наслаждается заслуженным вниманием, однако вскоре получает срочное письмо из СССР с требованием о возвращении на родину. Этот визит оставил заметный след в истории искусства и оказал влияние на дальнейшее развитие авангардных течений в Европе.

Художнику приходится отказаться от своих планов посетить Париж, который был центром культурной жизни в первой половине XX века. Он спешит вернуться на родину, оставляя все свои картины и рукописи под заботой друзей. Мысли об эмиграции не приходят ему в голову. По возвращении в СССР художник оказывается арестованным, и только благодаря неустанным усилиям его друга Кирилла Шутко спустя несколько недель ему удается выйти на свободу.

Москва и Ленинград в длинной ретроспективе

В личной и творческой жизни Казимира Малевича начинается новый этап. Он вступает в третий брак с Натальей Андреевной Манченко, и в то же время его искусство, утратившее актуальность в новых условиях, постепенно приобретает ретроспективный характер.

Малевич проводит выставки, однако его работы всё реже обсуждаются в медиа. Это обстоятельство он использует с определённой горечью для создания собственного мифа.

Художник стремится подчеркнуть в своей биографии ключевую идею, отраженную в названии его первой персональной выставки — «путь от импрессионизма к супрематизму». Эта концепция иллюстрирует его художественное развитие и эволюцию стиля, где он переходит от ярких, эмоциональных импрессионистских работ к более абстрактным и концептуальным супрематистским формам. Такой переход демонстрирует не только личный рост автора, но и более широкий культурный контекст, в котором происходят изменения в современном искусстве.

Малевич погружается в атмосферу постсупрематизма и создает множество произведений в стилях, предшествующих его открытию супрематизма. При этом он подписывает свои работы, относя их к ранним годам — началу 1910-х годов. Долгое время смешанный стиль его ранних работ вызывал вопросы у искусствоведов, и только в 1980-е годы они начали сомневаться в подлинности авторской датировки.

На бульваре, конец 1920-хИзображение: Русский музей

В творчестве Казимира Малевича импрессионистские элементы присутствуют лишь в его ранних работах. Позже он создает завершенные бульварные сюжеты, стремясь восполнить пробелы импрессионизма в своем художественном развитии. Художник также возвращается к своей «Крестьянской серии», добавляя в нее новые образы, однако при этом он обезличивает своих персонажей. Во второй серии крестьянские фигуры лишены лиц, что позволяет им сделать шаг от фовизма к кубизму и стать связующим звеном между этими двумя направлениями. Таким образом, работы Малевича представляют собой интересный переходный этап в развитии искусства, отражая влияние разных стилей и его собственный творческий подход.

«Два крестьянина на фоне полей», 1928–1932Изображение: Русский музей

Художник завершает свою мистификацию в 1930-х годах, после второго ареста и нескольких месяцев, проведенных в тюрьме, а также после постановки диагноза рак. Его портреты работниц и автопортреты заполняют пространство реалистичных картин, которые, как бы предшествуют фовистским экспериментам и открывают путь к «крестьянской серии». Эти произведения не только отражают личные переживания автора, но и служат важной вехой в развитии его творчества.

Гроб-архитектон МалевичаФото: Wikimedia Commons

Казимир Малевич скончался 15 мая 1935 года. Его тело было помещено в супрематический гроб, а похоронную процессии возглавлял грузовик с изображением «Чёрного квадрата» на кузове. Могила Малевича была утеряна во время Второй мировой войны. На родине его творчество долгое время недооценивалось по сравнению с Европой, где его репутация оставалась высокой и не угасала. Малевич считается одним из основателей абстрактного искусства, и его влияние на современное искусство невозможно переоценить.

Заключение: посмертие в Амстердаме

Миру повезло, что, покидая СССР, Казимир Малевич забрал с собой значительную часть своих рукописей и множество картин. После его смерти некоторые произведения художника в Советском Союзе стали ценным культурным активом — однажды несколько из них обменяли на два письма Ленина. В Европе же сохранением наследия Малевича занялись профессионалы и преданные поклонники, что способствовало его признанию и популяризации. Наследие Малевича продолжает оказывать влияние на современное искусство, и его работы остаются актуальными в культурном контексте.

Картины Казимира Малевича были скрыты от нацистов в период борьбы с «дегенеративным искусством». Затем они пережили взятие Берлина, когда здание, в котором хранились работы, подверглось бомбардировке, но сами картины остались неповрежденными. В 1950-е годы Стеделик-музей в Амстердаме собрал значительную часть архива художника, вывезенного из страны. Это стало возможным благодаря увлечению директора музея Виллема Сандберга и искусствоведа Троэльса Андерсена, которые сыграли ключевую роль в сохранении и популяризации наследия Малевича.

В середине XX века Казимир Малевич стал всемирно известным художником, чье творчество было недооценено при жизни. Его произведения сегодня можно увидеть в постоянных экспозициях ведущих музеев России, что подтверждает их художественную значимость. Малевич является одним из ключевых представителей русского авангарда, и его вклад в искусство признается на международном уровне.

Узнайте больше о дизайне, подписавшись на наш телеграм-канал. Мы регулярно публикуем интересные материалы, которые помогут вам оставаться в курсе последних трендов и новостей в мире дизайна. Присоединяйтесь к нашему сообществу и обогащайте свои знания.

Для улучшения видимости вашего контента в поисковых системах и привлечения аудитории, стоит обратить внимание на ключевые слова и их размещение в тексте. Подумайте о том, что именно ищут пользователи, и используйте эти слова в естественном контексте. Оптимизация заголовков и метаданных также является важным аспектом SEO. Убедитесь, что ваш текст структурирован и легко читаем, это повысит его привлекательность для читателей и поисковых систем.

Читайте также:

  • Слишком просто, но непонятно: в чём секрет гениальности «Чёрного квадрата»
  • Мона Лиза: история и тайны самой знаменитой картины мира
  • «Крик» Мунка: разбор картины

Цитаты предоставлены из книги А. С. Шатских «Казимир Малевич», изданной в 1996 году издательством «Слово». В данной работе рассматриваются ключевые моменты творчества Казимира Малевича, его влияние на современное искусство и концепции супрематизма. Книга охватывает не только биографические факты, но и философские идеи художника, что позволяет глубже понять его вклад в развитие авангардного искусства. Анализируя творчество Малевича, автор подчеркивает уникальность его подхода к формам и цветам, что сделало его одним из самых значительных представителей XX века.

Профессия Графический дизайнер PRO

Вы научитесь создавать элементы фирменного стиля и графику для бизнеса. Соберёте портфолио, которое отразит ваш стиль и подтвердит навыки дизайнера. Сможете начать карьеру в студии или на фрилансе.

Узнать подробнее