Модель Моррисона, Росса и Кемпа для проектирования обучения: в чём её суть / Skillbox Media
Разбираемся, почему эта модель, несмотря на универсальность и гибкость, так и не стала среди педдизайнеров такой популярной, как ADDIE.
Содержание:
Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO»
Узнать большеКак появилась эта модель проектирования обучения и кто такие Моррисон, Росс и Кемп
Модель педагогического дизайна, разработанная американскими специалистами, была впервые представлена Джеррольдом Кемпом в 1985 году в книге «Процесс педагогического дизайна» (The Instructional Design Process). В середине 1990-х годов Кемп обновил свою модель в сотрудничестве с коллегами Гэри Моррисоном и Стивеном Россом. В 1995 году была опубликована ключевая работа, описывающая эту модель, под названием «Проектирование эффективного обучения» (Designing Effective Instruction). С тех пор данная методология стала известна как «модель Моррисона, Росса и Кемпа», хотя её иногда называют и «моделью Кемпа». Эта модель является важным инструментом в области педагогического дизайна, предлагая структурированный подход к разработке эффективных образовательных программ.
Этот метод проектирования обучения возник на фоне растущего интереса к междисциплинарным подходам в социально-экономических науках. В предисловии к третьему изданию книги «Проектирование эффективного обучения» (2001) авторы подчеркивают важность интеграции знаний из различных дисциплин для создания более эффективных образовательных программ. Междисциплинарный подход позволяет не только расширить горизонты понимания, но и подготовить студентов к решению комплексных задач в реальном мире. Такой подход способствует развитию критического мышления и навыков сотрудничества, что является ключевым элементом современного образования.
Модель, описанная в данной книге, является эклектичной, поскольку черпает идеи из различных дисциплин и методов проектирования обучения. Мы убеждены, что не существует единственно верного подхода к решению учебных задач. Поэтому в нашу модель интегрированы как бихевиористские, так и когнитивные подходы, что позволяет максимально эффективно использовать сильные стороны каждого из них. Это обеспечивает более гибкое и адаптивное решение для образовательных процессов, учитывающее разнообразие потребностей учащихся.
Модель Моррисона, Росса и Кемпа иллюстрирует два ключевых направления, определяющих современный педагогический дизайн: проблемно-ориентированное обучение и студентоцентричный подход. Эти направления акцентируют внимание на активном вовлечении студентов в процесс обучения, что способствует более глубокому пониманию материала и развитию критического мышления. Проблемно-ориентированное обучение фокусируется на решении реальных задач, что делает обучение более актуальным и практическим. Студентоцентричный подход, в свою очередь, учитывает индивидуальные потребности и интересы учащихся, способствуя созданию более гибкой и адаптивной образовательной среды. Эти принципы помогают преподавателям разрабатывать эффективные образовательные программы, которые отвечают современным требованиям и ожиданиям студентов.
Создатели данной модели акцентируют внимание на том, что их цель заключалась в разработке универсального инструмента для проектирования образовательных процессов. Этот инструмент подходит как для школьного обучения, так и для высших учебных заведений, корпоративного обучения, а также подготовки военных и медицинского персонала.
Авторы модели предлагают нелинейный и гибкий подход, что дает педдизайнеру возможность адаптировать её для различных образовательных задач. Важно, что модель сохраняет свою внутреннюю логику. Даже если разработчик обучения пропустит некоторые этапы проектирования по внешним причинам или из-за особенностей контента, это не нарушит общую структуру. Такой подход обеспечивает устойчивость и эффективность образовательного процесса, позволяя легко вносить изменения и корректировки.
Для улучшения видимости в поисковых системах и привлечения целевой аудитории важно создавать качественный и уникальный контент. Убедитесь, что ваш текст содержит ключевые слова, соответствующие теме. Помните, что информация должна быть актуальной и полезной для читателей. Регулярное обновление контента поможет удерживать интерес аудитории и повысит рейтинг страницы. Оптимизируйте заголовки и подзаголовки, чтобы они привлекали внимание и отражали суть материала. Не забывайте о внутренней и внешней перелинковке, что способствует улучшению навигации и увеличивает время пребывания пользователей на сайте. Включайте разнообразные форматы контента, такие как изображения и видео, чтобы сделать материал более привлекательным и информативным.
Читайте также:
История педагогического дизайна охватывает широкий период, начиная с основополагающих трудов, таких как «Великая дидактика», и заканчивая современными методами онлайн-обучения. Педагогический дизайн как область знания формировался под влиянием различных образовательных теорий и практик. В XVI-XVII веках Я. Коменский заложил основы системного подхода к обучению, подчеркивая важность организации учебного процесса. С тех пор педагогический дизайн эволюционировал, адаптируясь к изменениям в обществе и технологиях. В XX веке, с развитием психологии и когнитивных наук, возникли новые подходы к обучению, акцентирующие внимание на индивидуальных особенностях обучающихся и их потребностях.
С переходом к цифровым технологиям в XXI веке, педагогический дизайн стал включать элементы онлайн-обучения, что открыло новые горизонты для образовательного процесса. Современные методы, такие как смешанное обучение и адаптивные системы, позволяют создавать более эффективные и персонализированные образовательные программы. Таким образом, история педагогического дизайна является динамичным процессом, который продолжает развиваться и адаптироваться к современным требованиям и вызовам.
Из каких компонентов состоит процесс проектирования по модели Моррисона, Росса и Кемпа
Модель Моррисона, Росса и Кемпа основывается на ключевых элементах педагогического дизайна, таких как характеристики учащихся, учебные цели, методы обучения и оценка результатов. При разработке учебной программы педагогический дизайнер должен ответить на четыре основных вопроса:
- Для кого разрабатывается программа?
- Какой результат учащиеся должны продемонстрировать по итогам обучения?
- Как лучше всего усваиваются знания или формируются желаемые навыки?
- Как определить уровень знаний и/или навыков, приобретённых в результате обучения?
Авторы модели подчеркивают, что базовые взаимосвязанные элементы являются необходимыми для проектирования любой учебной программы. Однако, для создания эффективного обучения этого недостаточно. Важно учитывать и другие компоненты, которые в совокупности формируют модель Моррисона, Росса и Кемпа. Эта модель предлагает комплексный подход к разработке учебных курсов, обеспечивая интеграцию различных аспектов образовательного процесса для достижения максимальной эффективности обучения.
Перед началом разработки программы обучения важно определить цель, ради которой она создается, и выяснить, действительно ли обучение необходимо. Рассмотрим пример из корпоративной сферы: операторы службы поддержки не справляются с обработкой клиентских запросов так, как этого ожидает руководство. В такой ситуации руководство может прийти к выводу о необходимости проведения обучения. Однако анализ причин низкой эффективности может показать, что проблема кроется не в недостатке знаний или навыков, а в использовании устаревшего оборудования или наличии организационных трудностей внутри команды, которые препятствуют эффективной работе. Таким образом, перед внедрением обучающих программ следует проводить тщательный анализ ситуации, чтобы выявить реальные причины проблем и принять обоснованные решения.
На данном этапе авторы модели рекомендуют провести оценку потребностей пользователей, а в случае, если проблема известна заранее, следует выполнить анализ целей. Это поможет четко определить, для чего именно разрабатывается программа. Методики оценки потребностей и анализа целей подробно изложены в книге «Проектирование эффективного обучения». Эти процессы играют ключевую роль в создании эффективных обучающих программ и обеспечивают соответствие между целями обучения и потребностями целевой аудитории.
К прочтению также рекомендуется:
Методисту важно правильно составить бриф для заказчика, чтобы обеспечить эффективное сотрудничество и достичь поставленных целей. Начните с определения ключевых аспектов проекта, включая цели, целевую аудиторию и основные требования. Убедитесь, что в брифе четко прописаны ожидаемые результаты, сроки выполнения и бюджет.
Важно задать заказчику уточняющие вопросы, чтобы получить полное понимание его потребностей. Это поможет избежать недоразумений и обеспечит более точное выполнение задания. Не забывайте о необходимости обсуждения формата и методов работы, чтобы установить комфортные условия взаимодействия.
После составления брифа, регулярно общайтесь с заказчиком, обновляя его о ходе выполнения проекта и своевременно реагируя на возможные изменения. Такой подход позволит вам не только создать качественный продукт, но и наладить долгосрочные отношения с клиентом.
Следуя этим рекомендациям, методист сможет эффективно работать с заказчиком и достигать успешных результатов в своих проектах.
Определив потребность в обучении и его цели, важно собрать информацию о характеристиках учащихся, которые могут существенно повлиять на эффективность образовательной программы. Моррисон, Росс и Кемп выделяют три ключевых типа характеристик, которые необходимо учитывать. Эти характеристики могут включать в себя уровень знаний, мотивацию к обучению и индивидуальные стили восприятия информации. Понимание этих аспектов позволит адаптировать программу так, чтобы она максимально соответствовала потребностям учащихся и способствовала более успешному усвоению материала. Это, в свою очередь, повысит общую эффективность обучения и поможет достичь поставленных целей.
- общая информация (пол, возраст, опыт работы, уровень образования);
- начальные компетенции (конкретные знания, умения и навыки, необходимые для планируемого обучения);
- стили обучения (как именно предпочитают учиться представители целевой аудитории).
Авторы отмечают, что адаптация программы к стилям обучения студентов может не всегда оправдывать затраты времени и ресурсов. Поэтому рекомендуется, чтобы педагогический дизайнер подходил к исследованию аудитории гибко и с учетом практического опыта. Например, для обучения бухгалтеров важнее узнать, сколько лет они проработали в бухучете и какие курсы проходили ранее, чем определять их по классификации стилей обучения Колба. Такой подход поможет более эффективно настроить образовательный процесс и достичь лучших результатов.
Учебное содержание, отвечающее на вопрос «Чему мы учим?», напрямую зависит от целей обучения и удовлетворяет конкретные потребности. Это содержание определяет все остальные элементы образовательной программы. По мнению экспертов в области проектирования учебных курсов, выбор содержания является ключевым этапом. Именно на этом основании будет строиться дальнейшее сотрудничество с предметным экспертом, что позволяет создавать более эффективные и целенаправленные образовательные решения.
Модель Моррисона, Росса и Кемпа предлагает эффективный подход для определения необходимого контента в образовательной программе и разработки структуры содержания. Педагогический дизайнер применяет соответствующие методы анализа, чтобы определить, какие элементы должны быть включены в обучение. Этот процесс включает в себя оценку потребностей целевой аудитории, формулирование учебных целей и выбор методов оценки. Такой подход обеспечивает актуальность и эффективность образовательного процесса, повышая его качество и результативность. Использование модели позволяет создать целостную и логически последовательную программу, которая отвечает требованиям студентов и современного рынка труда.
- тематический метод подходит для учебных программ, сфокусированных на передаче теоретических знаний: фактов, концепций, правил, принципов и так далее;
- процессуальный метод применяется, когда учащимся нужно освоить чёткую последовательность шагов для решения какой-либо задачи (например, покрыть деревянный табурет лаком или составить резюме);
- метод критических инцидентов используется, когда обучение тоже нацелено научить студентов решать некую задачу, но конкретную последовательность шагов выделить невозможно, потому что условия задачи изменчивы и зависят от разных факторов (например, пройти собеседование, закрыть сделку с клиентом или разрешить конфликт в команде).
Согласно опыту авторов моделей, для эффективного проектирования большинства программ необходимо использовать как минимум два из перечисленных методов. Это позволяет достичь более качественных и устойчивых результатов, обеспечивая всесторонний подход к разработке программного обеспечения. Использование нескольких методов способствует лучшему анализу требований и повышает вероятность успешной реализации проекта.
Учебные цели, или запланированные образовательные результаты, определяют, чему должен научиться студент по завершении определенного этапа учебной программы. Четкая формулировка учебных целей выполняет три ключевые функции: во-первых, она способствует выбору наиболее эффективных учебных стратегий, методов и средств; во-вторых, она устанавливает критерии для оценки учебных результатов; в-третьих, она направляет учащегося, указывая на те знания и навыки, которые ему предстоит освоить в процессе обучения. Такой подход не только улучшает качество образовательного процесса, но и способствует более глубокому пониманию студентами своих целей и задач в обучении.
Учебные цели обычно делятся на три ключевые категории, или сферы. Эти категории помогают структурировать образовательный процесс и определить приоритеты в обучении. Первая категория включает когнитивные цели, связанные с развитием умственных способностей, критического мышления и аналитических навыков. Вторая категория охватывает эмоциональные и социальные цели, направленные на формирование ценностей, навыков общения и сотрудничества. Третья категория касается психомоторных целей, которые связаны с развитием физических навыков и координации движений. Группировка учебных целей по этим сферам способствует более эффективному планированию образовательных программ и позволяет учителям и ученикам четко понимать, чего нужно достичь в процессе обучения.
- когнитивная учебная цель связана с приобретением знаний и интеллектуальным развитием;
- психомоторная учебная цель относится к практическим действиям, координации движений, навыкам использования инструментов;
- аффективная учебная цель означает формирование отношения к окружающему миру и людям, затрагивает чувства и эмоции учащихся.
В разработке учебных целей в когнитивной сфере широко используется таксономия Блума. Эта методика помогает систематизировать и классифицировать уровни обучения. Кроме того, модель ABCD, предложенная Робертом Хейнихом, Майклом Моленда, Джеймсом Расселом и Шэрон Смальдино в книге «Учебные материалы и технологии для обучения», также нашла широкое применение среди методистов и педдизайнеров. Эта модель позволяет четко формулировать цели обучения, учитывая аудиторию, поведение, условия и критерии успешности. Использование как таксономии Блума, так и модели ABCD способствует созданию более эффективных образовательных программ и материалов.
При изложении информации по теме обучения предметный эксперт может не всегда следовать оптимальной последовательности с точки зрения педагогического дизайна. Важно пересмотреть структуру и порядок компонентов содержания, чтобы упростить процесс усвоения материала для учащихся и обеспечить достижение поставленных учебных целей. Правильная организация информации способствует лучшему пониманию и запоминанию, что в конечном итоге улучшает результаты обучения.
Авторы модели предлагают различные подходы для определения правильной последовательности изложения материала. В частности, Джордж Познер и Кеннет Страйк выделяют три стратегии, которые могут помочь в структурировании информации. Эти стратегии позволяют организовать учебный процесс более эффективно, обеспечивая логическую последовательность и ясность изложения. Правильное применение этих подходов способствует лучшему восприятию и усвоению материала.
- Эмпирическая — порядок подачи материала отражает то, как изучаемые объекты существуют в реальном мире и какими свойствами обладают, как происходят (или происходили) те или иные события и явления. Так можно построить рассказ об историческом событии — от его предпосылок до последствий, о строении растения — от цветка до корней, о сортах яблок — от самых сладких до самых кислых и так далее.
- Концептуальная последовательность строится на взаимосвязях между идеями и понятиями. Познер и Страйк предлагают такой порядок: от общего к частному, от простого к сложному, от конкретного к абстрактному.
- Связанная с учащимся стратегия предполагает, что последовательность материала зависит от характеристик студента: сначала подаётся знакомое, наиболее интересное и близкое для учащегося, соответствующее его уровню знаний и навыков.
Чарльз Рейгелут предлагает ряд стратегий для организации материала в своей теории разработки. К ним относятся концептуальный подход, теоретическая основа и метод упрощения условий. Эти стратегии помогают эффективно структурировать информацию и улучшить восприятие материалов. Более подробную информацию о каждой из стратегий вы можете найти в отдельной статье.
Узнайте больше:
Структура учебного курса: виды и советы по выбору оптимальной
При создании учебного курса важным аспектом является его структура. Существуют различные форматы структурирования учебного материала, и правильный выбор влияет на эффективность обучения.
Среди популярных видов структуры курсов можно выделить линейную, модульную и смешанную. Линейная структура подразумевает последовательное изучение тем, что удобно для изучающих новый материал. Модульная структура позволяет делить курс на отдельные блоки, что дает возможность изучать материал в удобном порядке. Смешанная структура объединяет элементы обеих моделей, что делает курс более гибким и адаптированным под разные стили обучения.
При выборе структуры курса следует учитывать целевую аудиторию, цели обучения и характер материала. Важно, чтобы структура способствовала лучшему усвоению знаний и навыков. Определите ключевые темы и разбейте их на логические блоки, что поможет избежать перегрузки информации и сделает процесс обучения более эффективным.
Правильная структура учебного курса не только упрощает процесс обучения, но и повышает мотивацию обучающихся, позволяя им более осознанно подходить к изучению материала.
Моррисон, Росс и Кемп утверждают, что стратегии обучения необходимо разрабатывать на двух уровнях. На первом уровне педагогический дизайнер выбирает образовательную среду и общий формат представления контента. Важно определить, будет ли это онлайн-курс, серия лекций, очный тренинг, практическое занятие в лаборатории или уроки в виртуальной реальности. Правильный выбор формата обучения влияет на эффективность усвоения материала и удовлетворенность обучающихся.
На втором уровне необходимо определить конкретные стратегии и методы обучения, которые помогут студенту достичь каждой учебной цели. Для оптимального выбора стратегий рекомендуется использовать расширенную матрицу Дэвида Меррилла, пример которой доступен в открытых источниках. В этой матрице различные типы контента, такие как факты, концепции и процедуры, соотносятся с действиями, которые учащийся должен выполнять, будь то запоминание информации или её применение на практике. Такой подход способствует более эффективному обучению и позволяет лучше адаптировать учебные материалы к потребностям студентов.
На этом этапе важно тщательно рассмотреть, как оптимально представить учебные материалы студентам. Исследователи Моррисон, Росс и Кемп выделяют три ключевых аспекта, которые необходимо учитывать. Эти аспекты помогут создать эффективный образовательный процесс, способствующий лучшему усвоению информации и повышению уровня вовлеченности студентов. Правильная организация учебного контента, выбор подходящих форматов и использование современных технологий могут значительно улучшить качество обучения и обеспечить доступность материалов для всех студентов.
- Активация внимания студента в самом начале обучения, которая также даёт понять, что его ожидает в процессе учёбы. Для этого перед курсами, модулями и отдельными уроками добавляют предварительные тесты, перечни учебных целей, саммари содержания и схематичное отображение структуры обучения.
- Помощь в навигации по учебным материалам. Авторы модели рассматривают, как использовать для этой цели разные текстовые структуры и типографику (например, понятную иерархию подзаголовков, выделение ключевых идей и так далее).
- Визуализация учебного содержания — уместное использование схем, инфографики, иллюстраций и прочего визуального контента, который поможет студенту понять и запомнить материал.
Читайте также:
Принципы мультимедийного обучения играют ключевую роль в создании эффективного цифрового учебного контента. Эти принципы помогают оптимизировать процесс восприятия информации и увеличивают вовлеченность обучающихся. Важно учитывать, что мультимедийный контент должен быть гармонично интегрирован, сочетая текст, изображения, видео и аудио. Это способствует более глубокому пониманию материала.
Среди основных принципов мультимедийного обучения выделяется принцип многоканальности, который предполагает использование различных способов подачи информации. Это позволяет задействовать разные каналы восприятия, что улучшает запоминание и усвоение знаний. Также важен принцип когнитивной нагрузки, который акцентирует внимание на том, что контент не должен перегружать обучающегося избыточной информацией. Каждый элемент должен быть целенаправленным и способствовать достижению учебных целей.
Кроме того, стоит обратить внимание на принцип соответствия, согласно которому мультимедийные элементы должны быть релевантны содержанию. Это помогает создать связное и логичное представление информации, что облегчает ее усвоение. Использование интерактивных элементов, таких как тесты и задания, также способствует активному обучению и повышает мотивацию.
Создание цифрового учебного контента с учетом этих принципов позволяет не только улучшить качество образования, но и сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным.
На предыдущем этапе педагогический дизайнер определил наиболее эффективные методы доставки учебных материалов студентам. Теперь важно сосредоточиться на подготовке самого контента. Это включает в себя создание презентаций для очных лекций и онлайн-вебинаров, запись видео для самостоятельного обучения, печать раздаточных материалов, а также разработку вопросов и кейсов для групповых дискуссий. Качественная подготовка контента играет ключевую роль в успешности образовательного процесса и помогает обеспечить студентов необходимыми ресурсами для глубокого усвоения материала.
При выборе инструментов оценки важно, чтобы каждый из них соответствовал конкретной учебной цели, которую необходимо измерить. Для проверки понимания и запоминания знаний подойдут традиционные тесты с выбором или вводом ответов. Однако для достижения более сложных учебных целей необходимы более продвинутые методы, такие как создание портфолио, в котором представлены примеры работ за определённый период, или выполнение проектных заданий. Такой подход позволяет глубже оценить уровень усвоения материала и развитие навыков у обучающихся.
Важно учитывать, что на различных этапах обучения необходимо использовать разнообразные методы оценки. Каждый из этих методов может быть наиболее эффективным в зависимости от конкретной стадии образовательного процесса. Применение подходящих форматов оценки способствует более глубокому пониманию материала и позволяет лучше отслеживать прогресс учащихся. Важно адаптировать методы оценки к целям обучения, чтобы обеспечить максимальную эффективность и поддержку студентов в их обучении.
- формирующее (или формативное) оценивание фокусируется на прогрессе студента в течение программы и даёт ему обратную связь о том, что получается хорошо, а над чем стоит поработать;
- суммирующее (или суммативное) оценивание помогает зафиксировать результаты студента по окончании определённого периода, по завершении курса или его компонента (например, отдельного модуля);
- конфирмативное (или подтверждающее) оценивание применяется как минимум через несколько месяцев после завершения обучения, чтобы выяснить, не утратили ли студенты приобретённые знания и навыки, актуальны ли они по-прежнему или нужно дополнительное обучение.
Погрузитесь в интересные статьи и полезные материалы на нашем сайте. Мы предлагаем разнообразные темы, которые помогут вам расширить свои знания и улучшить навыки. Не упустите возможность ознакомиться с актуальными новостями и полезными советами. Следите за обновлениями и оставайтесь в курсе самых интересных событий. Читайте также:
Оценка знаний на онлайн-курсе: 4 эффективных метода без участия преподавателей
В условиях онлайн-обучения важно находить способы оценки знаний студентов. Существуют различные методы, которые позволяют оценить уровень усвоения материала без необходимости привлекать преподавателей. Рассмотрим четыре эффективных способа.
Первый метод – автоматизированные тесты. Они позволяют создать вопросы с выбором ответа, которые студенты могут проходить в любое время. Результаты тестирования автоматически фиксируются, что упрощает процесс оценки.
Второй способ – практические задания. Студенты могут выполнять проекты или кейсы, которые демонстрируют их навыки и знания. Эти задания могут быть оценены по заранее установленным критериям, что делает процесс объективным и прозрачным.
Третий метод – участие в форумах и обсуждениях. Студенты могут делиться своими мыслями и задавать вопросы на онлайн-платформах. Активность и качество их участия могут служить показателями уровня понимания материала.
Четвертый способ – самопроверка. Студенты могут использовать различные ресурсы для самотестирования, что позволяет им самостоятельно оценить свои знания и выявить области, требующие дополнительного изучения.
Эти методы помогают не только оценить знания, но и способствуют более глубокому пониманию материала, что является ключевым аспектом успешного онлайн-обучения.
Как элементы модели соотносятся между собой
Модель проектирования обучения Моррисона, Росса и Кемпа состоит из девяти ключевых компонентов, которые представляют собой основу эффективного образовательного процесса. Эта модель визуализируется в виде овала, где на внешней границе расположены организационные процессы и элементы, сопровождающие проектирование. К ним относятся планирование работы, управление проектом, доступные ресурсы для педагога-дизайнера и реализация разработанной программы. В среднем кольце находятся методы оценки качества программы и механизмы её доработки, что подчеркивает важность постоянного улучшения образовательного контента. Такой подход обеспечивает высокую эффективность обучения и позволяет адаптировать программы к меняющимся потребностям учащихся и образовательной среды.
Авторы модели утверждают, что расположение компонентов на схеме и отсутствие стрелок или линий между ними указывают на то, что модель не подразумевает строгой последовательности шагов в процессе проектирования обучения. Хотя логично начать с определения проблемы и двигаться по часовой стрелке, также разумно разработать инструменты оценки сразу после формулирования учебных целей, а затем перейти к созданию учебных материалов. Такой подход позволяет гибко адаптироваться к изменениям и лучше учитывать потребности учащихся.
Моррисон, Росс и Кемп подчеркивают, что некоторые этапы проектирования образовательных программ могут быть опущены. Например, выявление проблем заказчика и анализ учащихся имеют ключевое значение при разработке новой программы. Однако если педдизайнер создает курс для уже известной аудитории, необходимость в проведении глубоких исследований может отсутствовать. Кроме того, при совместной работе с тренером или преподавателем, некоторые задачи могут быть распределены: например, разработка учебных материалов и оценочных инструментов может быть выполнена коллегой. Это позволяет оптимизировать время и бюджеты, делая процесс создания курсов более эффективным.
Читать также:
Корпоративный курс может обойтись без предварительного исследования по нескольким причинам. Во-первых, наличие четко определенных целей и задач позволяет быстрее адаптировать программу обучения к потребностям компании. Во-вторых, опыт предыдущих курсов и обратная связь от сотрудников помогают создать эффективный контент без дополнительных исследований. В-третьих, быстро меняющаяся бизнес-среда требует оперативного внедрения обучения, что делает долгие исследования нецелесообразными. Наконец, использование готовых материалов и методик, проверенных на практике, позволяет сэкономить время и ресурсы, обеспечивая при этом высокое качество обучения.
Почему модель Моррисона, Росса и Кемпа не стала популярной
Модель Моррисона, Росса и Кемпа представляет собой значимый этап в эволюции педагогического дизайна. Она строится на основных элементах, таких как учащиеся, цели, методы и оценка, что позволяет сосредоточиться на реальных потребностях заказчика и особенностях студентов. Модель включает в себя непрерывную оценку качества образовательного процесса и итеративное улучшение программы, создавая тем самым комплексный и ориентированный на учащегося опыт. Такой подход способствует более эффективному обучению и развитию навыков, соответствующих требованиям современного общества.
Ее наиболее эффективное применение заключается в проектировании корпоративного обучения. В этом процессе педагогический дизайнер погружается в контекст, изучает потребности и особенности целевой аудитории. Непрерывная обратная связь позволяет ему улучшать программу и адаптировать её под конкретные запросы сотрудников. Таким образом, достигается высокая эффективность обучения, что способствует развитию компании и повышению квалификации работников.
Академический директор Universal University Марина Харахордина отмечает, что хотя она и не применяла модель в её классическом понимании, ей близка основная идея, заключающаяся в цикличности процесса проектирования. Это означает, что создание образовательной программы не должно следовать строго определённому алгоритму. Вместо этого важно иметь возможность вносить изменения и работать небольшими итерациями. Такой подход наиболее точно отражает реальную практику в образовательной среде.
Модель Моррисона, Росса и Кемпа не завоевала широкой популярности среди проектировщиков обучения как в России, так и за рубежом. Основные причины этого заключаются в её громоздкости и высокой стоимости. Данная модель требует больше ресурсов и усилий для реализации по сравнению с более распространенными и доступными аналогами. Это делает её менее привлекательной для образовательных учреждений и компаний, стремящихся к эффективному и экономичному обучению.
Зарубежные специалисты выделяют ряд сложностей, связанных с практическим применением данной модели. В частности, авторы базы знаний образовательной платформы Coursensu.com подчеркивают следующие аспекты:
- Большое количество составляющих модели препятствует быстрому и недорогому производству курсов. Проще говоря, применению модели мешает вечная проблема нехватки времени и средств — все знают, как важно проводить при проектировании исследования, но в реальности очень мало кто может себе их позволить в полной мере.
- Модель сложна для начинающих педдизайнеров, особенно когда времени на разработку немного, а цели обучения не вполне ясны.
- Есть риск, что разработанные по этой модели учебные материалы окажутся перегруженными и слишком трудными для понимания. Так может случиться, если педдизайнер слишком тщательно разрабатывает каждый аспект программы в соответствии с моделью — а она очень детализированная. Есть вероятность, что потом будет очень сложно эффективно интегрировать все элементы в итоговый материал.
- Когда программа проектируется для неоднородной целевой аудитории с разнообразными характеристиками, применять модель нецелесообразно — объём работы получится слишком большим.
Авторы Coursensu.com подчеркивают, что строгое следование образовательной модели может негативно сказаться на творческом процессе, ограничивая формирование увлекательного и адаптивного опыта обучения. Важно найти баланс между структурой модели и гибкостью, что способствует созданию оптимальной образовательной среды. Такой подход позволяет не только сохранить эффективность обучения, но и развивать креативность, необходимую для успешного усвоения знаний.
Важно помнить, что гибкость в проектировании образовательных программ должна быть сбалансированной. Специалисты блога Digital Learning Institute подчеркивают, что чрезмерная свобода в подходах может привести к потере структуры и, как следствие, к хаосу в процессе разработки. Именно поэтому такая модель подходит преимущественно опытным педагогическим дизайнерам, в то время как новичкам часто сложно определить, в каких моментах необходимо строго придерживаться заданной структуры, а где допустимо проявить творческий подход. Обучение и практика помогут новичкам лучше ориентироваться в этих нюансах, что в свою очередь повысит качество их работы и эффективность создаваемых образовательных материалов.
Критики утверждают, что основная проблема заключается не в самой модели, а в потребности рынка образования и обучения быстро и экономично создавать новые продукты. Модель Моррисона, Росса и Кемпа в своем оригинальном виде доступна лишь немногим разработчикам обучающих программ. Тем не менее, если есть возможность её применить, она действительно оправдывает себя.
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки разработки учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее