EdTech #Статьи

20 июня, 2025

EdTech vs инфобиз: четыре версии, как их разделять, и одна — как подружить / Skillbox Media

Все открещиваются: мы не «инфобиз». А что же к нему относится (и не относится) на самом деле?

Научитесь: Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO

Узнать больше

Версия первая: по наличию платформы

Даниэль Партнер, основатель закрытого делового клуба EDGlobal и выставки EdTech Expo, подчеркнул, что инфобизнесом можно назвать любую деятельность, связанную с продажей информации. Он привёл пример книжного магазина, в котором представлено множество наименований, но лишь небольшая часть из них действительно заслуживает внимания. Оценка качества книг зависит не только от авторов и жанров, но и от предпочтений конкретных читателей. Аналогично, в сфере онлайн-образования важнее не столько само качество контента, сколько факторы, которые привлекают различных потребителей. Таким образом, успешность инфобизнеса во многом определяется интересами и потребностями аудитории.

Спикер обозначил два ключевых признака инфобизнеса. Первый — это обучение, которое связано с личным брендом ведущего. Второй признак заключается в том, что у инфобизнеса отсутствует собственная онлайн-платформа. Эти характеристики помогают лучше понять структуру и особенности инфобизнеса, а также его подход к обучению и взаимодействию с аудиторией.

С появлением собственной платформы возникают новые технологии в обучении, образовательных процессах и технологических решениях. Компании, занимающиеся информационным бизнесом, могут мгновенно заявить о себе как об EdTech, сменив название с «Вася Пупкин» на более звучное имя школы. В этом случае они уверенно утверждают, что теперь являются частью EdTech-сектора. Однако на практике используемые образовательные технологии, процессы, вебинары и воронки остаются прежними. Таким образом, внешние изменения не всегда отражают реальную суть и инновационность подхода к обучению.

Виталий Кураго, руководитель образовательных проектов компании «Рольф», привёл в качестве примера из своей практики случай, когда внешний провайдер обратился к специалистам по корпоративному обучению с запросом на разработку курса для внешней аудитории автодилеров. Этот кейс иллюстрирует важность сотрудничества между компаниями для создания эффективных образовательных программ, направленных на повышение квалификации и знаний сотрудников в сфере автодилерского бизнеса.

Компания «Рольф» с интересом приняла идею и начала разработку проекта. Однако, когда они представили свою концепцию инициаторам, выяснилось, что те планировали лишь провести серию вебинаров. Им не нужен был качественный курс, а только громкий бренд для привлечения аудитории. Виталий воспринял такой подход как типичный для инфобизнеса.

Фото: Matej Kastelic / Shutterstock

Участники дискуссии отмечают, что разделение на категории не всегда отражает качество образовательных продуктов, таких как курсы или другие формы обучения. Например, некоторые онлайн-школы не располагают собственными платформами и используют внешние ресурсы, однако при этом создают качественные и серьезные образовательные программы. Аналогичная ситуация наблюдается и в сфере хобби: мастер-классы по рукоделию, хотя и не воспринимаются как «полноценный» EdTech, могут иметь высокую ценность и полезное содержание.

Версия вторая: «дичь» или «не дичь»

Основатель PuzzleBrain Артём Захаров предложил выделить онлайн-школы и отделить их от мошеннических схем, известных как инфомошенничество. Это мнение поддержали несколько экспертов в данной области. Однако определить, что именно подпадает под определение мошенничества или «лютой дичи», остается сложной задачей. Важно установить четкие критерии, чтобы защитить потребителей и обеспечить прозрачность в сфере онлайн-образования.

Эксперты часто указывают на рекламу образовательных программ с завышенными и недостижимыми обещаниями, такими как возможность заработать миллионы рублей за короткий срок. Однако возникает вопрос: как классифицировать программы по эзотерике? Можно ли считать их откровенным инфомошенничеством, если миллионы людей воспринимают астрологию, Таро и подобные дисциплины серьезно? Тема действительно неоднозначная, но на рынке существуют качественно разработанные курсы, которые обладают хорошей методической основой и могут предложить ценную информацию для заинтересованных. Необходимо учитывать, что, несмотря на наличие критиков, многие ищут знания в этих областях и находят в них смысл.

Изучите дополнительные материалы:

Водораздел между EdTech и инфобизнесом заключается в их основных целях и методах. EdTech, или образовательные технологии, фокусируется на улучшении процесса обучения через инновационные решения и инструменты. Это может включать онлайн-курсы, платформы для дистанционного обучения и образовательные приложения, которые способствуют качественному образовательному процессу.

Инфобизнес же ориентирован на продажу информации и знаний, зачастую с акцентом на маркетинг и привлечение клиентов. Однако не всякий инфобизнес является мошенничеством. Существуют серьезные и качественные предложения, которые действительно помогают людям развиваться и получать новые навыки. Важно уметь отличать качественные инфопродукты от недобросовестных предложений, основанных на манипуляции и пустых обещаниях.

Разделение между этими двумя сферами становится все более размытым, и важно критически оценивать предложения, чтобы выбрать действительно полезные и эффективные решения.

Версия третья: с опорой на законодательство

Основатель компании «Смарт Курс», проекта «ЛюбиДелай» и блога Edumakers Михаил Мордасов предлагает рассмотреть разделение EdTech и инфобизнеса с позиции российского законодательства. Он отметил, что для EdTech существуют три ключевых критерия, которые необходимо учитывать. Эти критерии определяют, как образовательные технологии и инфобизнес соотносятся друг с другом в контексте правовых норм и регулирования в России. Понимание этих аспектов поможет лучше ориентироваться в сфере образовательных технологий и их интеграции в бизнес-модели.

  • программа курса,
  • промежуточные и итоговая работы,
  • выдача документа гособразца о прохождении обучения.

«Это и есть три ключевых критерия образовательной деятельности. Если же эти условия не выполняются, то даже при добавлении множества технологий это не будет считаться эдтехом в соответствии с законодательством», — отмечает эксперт.

В рамках обсуждения не было акцентировано внимание на планах органов государственной власти, касающихся создания четкой границы в сфере образовательных услуг. Основное внимание уделяется разграничению между добросовестными блогерами, предлагающими образовательные курсы, и инфомошенниками. В этой связи предполагается внедрение «белого» реестра, в который будут включены физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, имеющие право проводить тренинги и семинары в определенных областях. Это решение направлено на защиту потребителей и повышение качества образовательных услуг.

Чтение является важным аспектом развития и обучения. Оно не только обогащает наш внутренний мир, но и способствует улучшению навыков коммуникации и критического мышления. Погружение в книги, статьи и другие источники информации помогает расширить кругозор и углубить понимание различных тем. Регулярное чтение положительно сказывается на когнитивных функциях и создает основу для формирования собственных идей.

Современные технологии предоставляют множество возможностей для чтения, включая электронные книги и онлайн-платформы. Это делает доступ к информации более легким и удобным, позволяя каждому находить материалы, соответствующие их интересам. Чтение не только развивает, но и вдохновляет, открывая новые горизонты и возможности.

Не забывайте о важности выбора качественного контента, который будет способствовать вашему личному и профессиональному росту. Читайте разнообразные жанры и авторов, чтобы обогатить свои знания и навыки.

Цитата недели подчеркивает важность разграничения информационного рынка и образовательной сферы. Очерчивание этих границ позволяет более четко определить роли и функции каждой из областей, что способствует более эффективному взаимодействию и развитию. Сфокусировавшись на различиях, мы можем более эффективно использовать ресурсы и технологии в каждой из этих сфер, что в свою очередь будет способствовать улучшению качества образования и информационных услуг. Важно осознавать, что четкое отделение этих двух направлений может привести к более высокому уровню специализированных услуг и инноваций, отвечающих потребностям пользователей.

Версия четвёртая: по стадии развития

Евгений Чекушин, CEO платформы Livedigital, предлагает четвёртую версию разделения инфобизнеса и EdTech, исходя из потребностей клиентов. Он отмечает, что интерес инфобизнеса в основном сосредоточен на маркетинговых инструментах и продажах. Основная задача здесь — привлечь пользователей с вебинаров к покупке курсов или других образовательных продуктов. В отличие от этого, EdTech находится на более высоком уровне развития, где акцент делается на усовершенствовании образовательных продуктов. Поэтому для представителей EdTech важны другие инструменты, такие как оценка достижений, успехов и опыта учащихся в процессе обучения. Это различие подчеркивает, как разные подходы к образовательным технологиям и инфобизнесу могут влиять на стратегию и инструменты, используемые в этих областях.

Не все согласны с данной точкой зрения. Даниэль Партнер отметил, что в коммерческом секторе всегда присутствуют расходы на рекламу, маркетинговые кампании и инструменты привлечения студентов, которые в целом схожи. Однако на разных этапах к образовательным платформам обращаются различные команды одного и того же заказчика. Например, отдел маркетинга фокусируется на воронках продаж и коэффициентах конверсии, в то время как методический отдел заинтересован в метриках доходимости и инструментах оценки. Это подчеркивает важность интеграции различных подходов для достижения эффективных результатов в обучении.

Как закончить спор между EdTech и «инфобизом»?

Несколько экспертов отметили, что проблема разделения инфобизнеса и EdTech в России во многом связана с устоявшимися терминологическими традициями. Артём Захаров указывает на то, что в мировой практике существует иное разделение понятий: education (образование) и edutainment (образовательно-развлекательный контент). Он приводит в пример известное приложение для изучения иностранных языков Duolingo. Несмотря на возможность отнести его к EdTech, создатели приложения сами не позиционируют его как серьёзный образовательный инструмент, что подтверждает его принадлежность к категории edutainment. Это подчеркивает важность правильной классификации и понимания роли различных типов контента в образовательной сфере.

Эксперты подчеркивают важность основного принципа: независимо от названия бизнеса, ключевым фактором остается качество продукта. Артём Захаров отметил, что как в EdTech, так и в инфобизнесе существуют общие проблемы, такие как завышенные ожидания. Тем не менее, в обеих областях также можно обнаружить качественные курсы, которые действительно помогают пользователям. При выборе образовательных программ следует ориентироваться на реальные отзывы и результаты, а не только на маркетинговые обещания.

Рынок должен осознать, что успех зависит от людей и качества продукта. Если за проектом стоит талантливый эксперт или команда, если школа действительно заботится о своих учениках, если в работу вложены сердце, душа, время и усилия, то результат будет выдающимся. Качество продукта — это ключевой фактор, который определяет его востребованность и успех на рынке.

Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO

Вы научитесь запускать прибыльные курсы и вебинары с минимальными вложениями. Поймёте, как вывести в плюс существующие EdTech-проекты и зарабатывать на онлайн-обучении.

Узнать подробнее