EdTech vs инфобиз: четыре версии, как их разделять, и одна — как подружить / Skillbox Media
Все открещиваются: мы не «инфобиз». А что же к нему относится (и не относится) на самом деле?
Содержание:
Научитесь: Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO
Узнать большеВерсия первая: по наличию платформы
Даниэль Партнер, основатель закрытого делового клуба EDGlobal и выставки EdTech Expo, подчеркнул, что инфобизнесом можно назвать любую деятельность, связанную с продажей информации. Он привёл пример книжного магазина, в котором представлено множество наименований, но лишь небольшая часть из них действительно заслуживает внимания. Оценка качества книг зависит не только от авторов и жанров, но и от предпочтений конкретных читателей. Аналогично, в сфере онлайн-образования важнее не столько само качество контента, сколько факторы, которые привлекают различных потребителей. Таким образом, успешность инфобизнеса во многом определяется интересами и потребностями аудитории.
Спикер обозначил два ключевых признака инфобизнеса. Первый — это обучение, которое связано с личным брендом ведущего. Второй признак заключается в том, что у инфобизнеса отсутствует собственная онлайн-платформа. Эти характеристики помогают лучше понять структуру и особенности инфобизнеса, а также его подход к обучению и взаимодействию с аудиторией.
С появлением собственной платформы возникают новые технологии в обучении, образовательных процессах и технологических решениях. Компании, занимающиеся информационным бизнесом, могут мгновенно заявить о себе как об EdTech, сменив название с «Вася Пупкин» на более звучное имя школы. В этом случае они уверенно утверждают, что теперь являются частью EdTech-сектора. Однако на практике используемые образовательные технологии, процессы, вебинары и воронки остаются прежними. Таким образом, внешние изменения не всегда отражают реальную суть и инновационность подхода к обучению.
Виталий Кураго, руководитель образовательных проектов компании «Рольф», привёл в качестве примера из своей практики случай, когда внешний провайдер обратился к специалистам по корпоративному обучению с запросом на разработку курса для внешней аудитории автодилеров. Этот кейс иллюстрирует важность сотрудничества между компаниями для создания эффективных образовательных программ, направленных на повышение квалификации и знаний сотрудников в сфере автодилерского бизнеса.
Компания «Рольф» с интересом приняла идею и начала разработку проекта. Однако, когда они представили свою концепцию инициаторам, выяснилось, что те планировали лишь провести серию вебинаров. Им не нужен был качественный курс, а только громкий бренд для привлечения аудитории. Виталий воспринял такой подход как типичный для инфобизнеса.
Участники дискуссии отмечают, что разделение на категории не всегда отражает качество образовательных продуктов, таких как курсы или другие формы обучения. Например, некоторые онлайн-школы не располагают собственными платформами и используют внешние ресурсы, однако при этом создают качественные и серьезные образовательные программы. Аналогичная ситуация наблюдается и в сфере хобби: мастер-классы по рукоделию, хотя и не воспринимаются как «полноценный» EdTech, могут иметь высокую ценность и полезное содержание.
Версия вторая: «дичь» или «не дичь»
Основатель PuzzleBrain Артём Захаров предложил выделить онлайн-школы и отделить их от мошеннических схем, известных как инфомошенничество. Это мнение поддержали несколько экспертов в данной области. Однако определить, что именно подпадает под определение мошенничества или «лютой дичи», остается сложной задачей. Важно установить четкие критерии, чтобы защитить потребителей и обеспечить прозрачность в сфере онлайн-образования.
Эксперты часто указывают на рекламу образовательных программ с завышенными и недостижимыми обещаниями, такими как возможность заработать миллионы рублей за короткий срок. Однако возникает вопрос: как классифицировать программы по эзотерике? Можно ли считать их откровенным инфомошенничеством, если миллионы людей воспринимают астрологию, Таро и подобные дисциплины серьезно? Тема действительно неоднозначная, но на рынке существуют качественно разработанные курсы, которые обладают хорошей методической основой и могут предложить ценную информацию для заинтересованных. Необходимо учитывать, что, несмотря на наличие критиков, многие ищут знания в этих областях и находят в них смысл.
Изучите дополнительные материалы:
Водораздел между EdTech и инфобизнесом заключается в их основных целях и методах. EdTech, или образовательные технологии, фокусируется на улучшении процесса обучения через инновационные решения и инструменты. Это может включать онлайн-курсы, платформы для дистанционного обучения и образовательные приложения, которые способствуют качественному образовательному процессу.
Инфобизнес же ориентирован на продажу информации и знаний, зачастую с акцентом на маркетинг и привлечение клиентов. Однако не всякий инфобизнес является мошенничеством. Существуют серьезные и качественные предложения, которые действительно помогают людям развиваться и получать новые навыки. Важно уметь отличать качественные инфопродукты от недобросовестных предложений, основанных на манипуляции и пустых обещаниях.
Разделение между этими двумя сферами становится все более размытым, и важно критически оценивать предложения, чтобы выбрать действительно полезные и эффективные решения.
Версия третья: с опорой на законодательство
Основатель компании «Смарт Курс», проекта «ЛюбиДелай» и блога Edumakers Михаил Мордасов предлагает рассмотреть разделение EdTech и инфобизнеса с позиции российского законодательства. Он отметил, что для EdTech существуют три ключевых критерия, которые необходимо учитывать. Эти критерии определяют, как образовательные технологии и инфобизнес соотносятся друг с другом в контексте правовых норм и регулирования в России. Понимание этих аспектов поможет лучше ориентироваться в сфере образовательных технологий и их интеграции в бизнес-модели.
- программа курса,
- промежуточные и итоговая работы,
- выдача документа гособразца о прохождении обучения.
«Это и есть три ключевых критерия образовательной деятельности. Если же эти условия не выполняются, то даже при добавлении множества технологий это не будет считаться эдтехом в соответствии с законодательством», — отмечает эксперт.
В рамках обсуждения не было акцентировано внимание на планах органов государственной власти, касающихся создания четкой границы в сфере образовательных услуг. Основное внимание уделяется разграничению между добросовестными блогерами, предлагающими образовательные курсы, и инфомошенниками. В этой связи предполагается внедрение «белого» реестра, в который будут включены физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, имеющие право проводить тренинги и семинары в определенных областях. Это решение направлено на защиту потребителей и повышение качества образовательных услуг.
Чтение является важным аспектом развития и обучения. Оно не только обогащает наш внутренний мир, но и способствует улучшению навыков коммуникации и критического мышления. Погружение в книги, статьи и другие источники информации помогает расширить кругозор и углубить понимание различных тем. Регулярное чтение положительно сказывается на когнитивных функциях и создает основу для формирования собственных идей.
Современные технологии предоставляют множество возможностей для чтения, включая электронные книги и онлайн-платформы. Это делает доступ к информации более легким и удобным, позволяя каждому находить материалы, соответствующие их интересам. Чтение не только развивает, но и вдохновляет, открывая новые горизонты и возможности.
Не забывайте о важности выбора качественного контента, который будет способствовать вашему личному и профессиональному росту. Читайте разнообразные жанры и авторов, чтобы обогатить свои знания и навыки.
Цитата недели подчеркивает важность разграничения информационного рынка и образовательной сферы. Очерчивание этих границ позволяет более четко определить роли и функции каждой из областей, что способствует более эффективному взаимодействию и развитию. Сфокусировавшись на различиях, мы можем более эффективно использовать ресурсы и технологии в каждой из этих сфер, что в свою очередь будет способствовать улучшению качества образования и информационных услуг. Важно осознавать, что четкое отделение этих двух направлений может привести к более высокому уровню специализированных услуг и инноваций, отвечающих потребностям пользователей.
Версия четвёртая: по стадии развития
Евгений Чекушин, CEO платформы Livedigital, предлагает четвёртую версию разделения инфобизнеса и EdTech, исходя из потребностей клиентов. Он отмечает, что интерес инфобизнеса в основном сосредоточен на маркетинговых инструментах и продажах. Основная задача здесь — привлечь пользователей с вебинаров к покупке курсов или других образовательных продуктов. В отличие от этого, EdTech находится на более высоком уровне развития, где акцент делается на усовершенствовании образовательных продуктов. Поэтому для представителей EdTech важны другие инструменты, такие как оценка достижений, успехов и опыта учащихся в процессе обучения. Это различие подчеркивает, как разные подходы к образовательным технологиям и инфобизнесу могут влиять на стратегию и инструменты, используемые в этих областях.
Не все согласны с данной точкой зрения. Даниэль Партнер отметил, что в коммерческом секторе всегда присутствуют расходы на рекламу, маркетинговые кампании и инструменты привлечения студентов, которые в целом схожи. Однако на разных этапах к образовательным платформам обращаются различные команды одного и того же заказчика. Например, отдел маркетинга фокусируется на воронках продаж и коэффициентах конверсии, в то время как методический отдел заинтересован в метриках доходимости и инструментах оценки. Это подчеркивает важность интеграции различных подходов для достижения эффективных результатов в обучении.
Как закончить спор между EdTech и «инфобизом»?
Несколько экспертов отметили, что проблема разделения инфобизнеса и EdTech в России во многом связана с устоявшимися терминологическими традициями. Артём Захаров указывает на то, что в мировой практике существует иное разделение понятий: education (образование) и edutainment (образовательно-развлекательный контент). Он приводит в пример известное приложение для изучения иностранных языков Duolingo. Несмотря на возможность отнести его к EdTech, создатели приложения сами не позиционируют его как серьёзный образовательный инструмент, что подтверждает его принадлежность к категории edutainment. Это подчеркивает важность правильной классификации и понимания роли различных типов контента в образовательной сфере.
Эксперты подчеркивают важность основного принципа: независимо от названия бизнеса, ключевым фактором остается качество продукта. Артём Захаров отметил, что как в EdTech, так и в инфобизнесе существуют общие проблемы, такие как завышенные ожидания. Тем не менее, в обеих областях также можно обнаружить качественные курсы, которые действительно помогают пользователям. При выборе образовательных программ следует ориентироваться на реальные отзывы и результаты, а не только на маркетинговые обещания.
Рынок должен осознать, что успех зависит от людей и качества продукта. Если за проектом стоит талантливый эксперт или команда, если школа действительно заботится о своих учениках, если в работу вложены сердце, душа, время и усилия, то результат будет выдающимся. Качество продукта — это ключевой фактор, который определяет его востребованность и успех на рынке.
Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO
Вы научитесь запускать прибыльные курсы и вебинары с минимальными вложениями. Поймёте, как вывести в плюс существующие EdTech-проекты и зарабатывать на онлайн-обучении.
Узнать подробнее