Какие перспективы у онлайн-курсов, ориентированных на людей старшего возраста? / Skillbox Media
Кажется, всерьёз этим вопросом никто не интересовался, потому что глубоких системных исследований нет. Зато мы собрали мнения экспертов.
Содержание:
- Сколько в онлайн-школах студентов в возрасте 45+, 50+, 60+ и так далее
- Может ли аудитория старшего возраста быть платёжеспособной?
- Позволяют ли цифровые навыки старшего поколения учиться онлайн?
- Перспективы онлайн-курсов для аудитории старшего возраста
- Что ещё важно учитывать при запуске курсов для пожилых
Научитесь: Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO
Узнать большеСколько в онлайн-школах студентов в возрасте 45+, 50+, 60+ и так далее
Среди студентов Skillbox лишь 10% составляют представители возрастной группы 45 лет и старше. Эти учащиеся активно осваивают новые навыки и повышают свою квалификацию, что подчеркивает важность непрерывного образования в современном мире. Учитывая быстро меняющиеся условия на рынке труда, обучение в зрелом возрасте становится все более актуальным.
- 45–49 лет — 5,5%;
- 50–54 — 2,8%;
- 55–59 — 1,1%;
- 60–64 — 0,4%;
- 65–69 — 0,1%;
- 70+ — 0,1%.
В каждой из указанных групп самым востребованным направлением стало программирование, что свидетельствует о наличии интереса к обучению в сфере информационных технологий у старшей возрастной категории. После программирования в списке популярных направлений следуют управление, дизайн и маркетинг, однако их позиции варьируются в зависимости от возрастных сегментов. Это разнообразие предпочтений подчеркивает важность адаптации образовательных программ к потребностям различных возрастных групп, что может способствовать более эффективному обучению и карьерному росту в современных условиях.
В образовательной платформе «Нетология» не смогли точно определить долю студентов старше 45 лет, однако отметили, что их количество постоянно увеличивается. Среди этой возрастной группы наиболее востребованными направлениями являются велнес и преподавание, которые выбирают 17,9% студентов. На втором месте по популярности находятся IT-курсы, интересующие 14,7% учащихся старше 45 лет. Это свидетельствует о растущем интересе к самостоятельному обучению и профессиональному развитию среди более зрелой аудитории.
В Skillfactory отметили, что в 2020 году процент студентов старше 45 лет достиг рекорда, составив 8%. Однако после этого наблюдается тенденция к снижению данного показателя. Это может свидетельствовать о изменении интересов и предпочтений людей в возрасте, а также о том, что более молодые поколения становятся более активными участниками образовательных программ. Анализируя эти изменения, можно предположить, что возрастная группа старше 45 лет ищет новые возможности для обучения, однако их доля в общем числе студентов постепенно уменьшается.
- в 2021 году — 7,8% от общей численности учащихся;
- в 2022-м — 7,8%;
- в 2023-м — 4,7%;
- в 2024-м — 4%.
Согласно статистике Skillfactory, студенты старшей возрастной группы чаще всего выбирают программы в области Data Science. С 2020 по 2023 годы их доля составляет 9,7% от общего числа обучающихся в этом направлении. Кроме того, популярны курсы по разработке, администрированию и тестированию программного обеспечения. В частности, курс «Системный администратор» привлекает 10,4% студентов старше 45 лет. В то же время, интерес к программам по дизайну среди студентов старшего возраста значительно ниже: они составляют всего 3,9% от общего числа обучающихся в этой области за указанный период. Это свидетельствует о тенденции, что более зрелые студенты предпочитают технические и аналитические направления обучения.
На магистерских программах Skillfactory студенты в возрасте 46–55 лет составляют 8% от общего числа обучающихся. В некоторых случаях на эти программы поступают и люди старше 56 лет. Согласно исследованию социально-демографического портрета студентов онлайн-магистратуры «Вышки Онлайн», среди учащихся также встречаются люди до 59 лет, однако их доля невелика. Аналитики не указывают точные цифры, выделяя лишь общую категорию «старше 30».
Агентство Smart Ranking провело анализ социальной и демографической характеристики аудитории EdTech-платформ, таких как Skillbox, Skillfactory, «Яндекс Практикум», «Эльбрус Буткемп», SF Education, TutorPlace и City Business School. Результаты исследования показали, что в среднем 8% студентов на этих платформах составляют люди старше 50 лет. Это свидетельствует о растущем интересе к онлайн-образованию среди более зрелой аудитории, что открывает новые возможности для образовательных учреждений в разработке курсов, адаптированных под потребности этой возрастной группы.
Евгения Шмелева, научный сотрудник Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ, указывает на низкий интерес старшего поколения к обучению профессиональным навыкам. Согласно данным мониторинга НИУ ВШЭ «Готовность к переменам» за 2023 год, только 5% россиян старше 65 лет готовы повысить квалификацию для увеличения доходов своей семьи, в то время как лишь 8% из них заинтересованы в получении образования по новой специальности. Для возрастной группы 45–54 лет эти показатели составляют 17% и 11% соответственно. Также в исследовании отмечается, что среди россиян старше 65 лет только 15% готовы пройти переобучение в случае потери работы и необходимости поиска новой специальности, тогда как в возрастной группе 45–54 лет этот показатель вдвое выше. Эти данные подчеркивают необходимость разработки программ, направленных на повышение интереса к обучению и профессиональному развитию среди старшего поколения.
Чтение является важным аспектом личного и профессионального развития. Оно способствует расширению кругозора, улучшению навыков коммуникации и повышению общего уровня образования. Регулярное чтение книг, статей и других материалов помогает обрести новые знания и идеи, что критически важно в современном быстро меняющемся мире. Чтение также развивает критическое мышление и аналитические способности, позволяя лучше понимать окружающую реальность. Не забывайте о важности выбора качественного контента, который будет не только интересен, но и полезен для вашего роста.
Пенсия — это прекрасный период для самосовершенствования и обучения. Примером этого служит 69-летняя студентка, которая решила посвятить себя искусству иллюстрации. Ее история вдохновляет людей всех возрастов начать новые увлечения и развивать свои таланты. Учеба в зрелом возрасте открывает новые горизонты, позволяет развивать креативные способности и получать новые знания. Эта женщина стала доказательством того, что никогда не поздно изменить свою жизнь и освоить новую профессию. Учебный процесс в пенсионном возрасте не только обогащает личный опыт, но и способствует социальной активности и взаимодействию с окружающими.
Может ли аудитория старшего возраста быть платёжеспособной?
Эксперты Skillbox Media, представляющие сектор EdTech, отмечают, что старшее поколение в России имеет финансовые возможности для оплаты обучения. Несмотря на то, что доходы в стране зачастую зависят от возраста, а не от квалификации, ситуация варьируется в зависимости от профессиональной сферы. Алексей Дворецкий, руководитель команды R&D и программный директор направления «Высшее образование» школы IT-профессий Skillfactory, подчеркивает, что в таких областях, как медицина и наука, наблюдается обратная тенденция: с накоплением опыта и повышением уровня компетентности зарплата возрастает. Таким образом, старшее поколение может не только продолжать обучение, но и успешно реализовывать свои карьерные амбиции в профессиональной сфере.
Согласно внутренним данным Skillfactory, полученным на основе анкетирования студентов, 34% учащихся старше 45 лет зарабатывают от 50 до 100 тысяч рублей в месяц, а 18% — более 100 тысяч рублей. Это позволяет сделать вывод о высокой платёжеспособности данной возрастной группы.
Наталья Влодавская, руководитель клиентского опыта Skillbox, подчеркивает, что в возрасте 50–60 лет россияне продолжают активно работать и нередко стремятся развивать недостающие навыки. Хотя примеры профессиональной переподготовки в этом возрасте встречаются не так часто, они все же существуют. Многие выбирают более спокойные профессии или возможность работать из дома. Кроме того, некоторые люди стремятся реализовать свои давние мечты. Ярким примером является Нина Осмоловская, бывший хирург-онколог, которая в 69 лет вернулась к своему хобби — рисованию. Она начала изучать скетчинг и коммерческую иллюстрацию, демонстрируя, что никогда не поздно следовать своим увлечениям и осваивать новые профессии.
Наталья отмечает, что неработающие пенсионеры сталкиваются с низкими доходами и ограниченными возможностями для получения кредита. Однако, как правило, им не требуется длительное и дорогостоящее обучение.
Многим людям кажется, что для удовлетворения своих интересов достаточно пройти отдельные курсы по выбранной теме или хобби. Такие курсы могут быть доступны за счет пенсионных накоплений или в качестве подарка. Работающие пенсионеры, как правило, имеют возможность позволить себе такие расходы.
Опрос, проведённый в 2023 году компанией «Нетология», показал, что среди россиян в возрасте от 45 до 64 лет более 9% готовы инвестировать в обучение до 50 тысяч рублей в год. При этом 21% респондентов может выделить не более 5 тысяч рублей, а 25% — до 10 тысяч рублей. Основным мотивом для онлайн-обучения стало желание увеличить доход, что отметили 28% участников, прошедших курсы. Эти данные подчеркивают растущий интерес к образовательным программам и важность повышения квалификации для улучшения финансового положения.
Многие пожилые люди активно стремятся улучшить своё финансовое положение, не испытывая страха перед освоением новых профессий. Они всё чаще выбирают формат онлайн-обучения, что подтверждает заинтересованность в постоянном развитии. Это мнение высказала Татьяна Смирнова, экс-руководитель образовательного продукта «Нетологии». В условиях современного мира, когда доступ к знаниям стал проще благодаря интернет-технологиям, взрослые люди уверенно делают шаги к новым возможностям, что подтверждает их желание оставаться конкурентоспособными на рынке труда.
Согласно статистике Skillfactory, 35,5% студентов старшего поколения выбирают программы для получения новой профессии, в то время как 19,2% направляют свои усилия на повышение квалификации. Эти данные подчеркивают растущий интерес к обучению и профессиональному развитию среди людей старшего возраста, что свидетельствует о стремлении к новым возможностям на рынке труда.
Еще 16,6% респондентов отметили, что их мотивацией является стремление к самореализации. 7,4% указали на необходимость систематизировать свои знания и навыки, а 2% выразили желание перейти на руководящую должность. Эти данные подчеркивают важность профессионального развития и роста в карьере для многих специалистов.
Позволяют ли цифровые навыки старшего поколения учиться онлайн?
Онлайн-образование может стать популярным среди людей старше 50 и 60 лет не только из-за их интереса к обучению и финансовых возможностей, но и благодаря комфортности цифровой среды. Важным фактором является уровень навыков работы с интернет-ресурсами. Мнения экспертов по этому вопросу различаются. Одни считают, что пожилые люди готовы освоить онлайн-формат, если он будет доступным и понятным. Другие обращают внимание на необходимость поддержки и обучения для этой возрастной группы, чтобы преодолеть барьеры в освоении технологий. Таким образом, для успешного внедрения онлайн-образования среди старшего поколения важно учитывать как интерес к обучению, так и уровень цифровой грамотности.
Наталья Влодавская подчеркивает, что люди в возрасте 50–60 лет пережили активный период технологического развития. Это уже не те, кто не умеет обращаться с компьютером или смартфоном. Они способны осваивать онлайн-обучение и зачастую имеют больше возможностей для этого, чем молодое поколение. Многие из них активно используют современные технологии для получения знаний и навыков, что открывает новые горизонты для профессионального и личного роста.
Люди старшего возраста обладают такими же навыками работы в интернете, как и молодёжь, и способны обрабатывать большие объемы информации, не поддаваясь клиповому мышлению. У них часто больше свободного времени, так как отсутствуют обязанности по уходу за маленькими детьми и напряжённые карьерные гонки. Это позволяет им учиться с большим вниманием и удовольствием, что делает их активными участниками образовательного процесса в цифровом пространстве.
Анастасия Капуза, научный сотрудник Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ, подчеркивает, что сайт «Одноклассники» приобрел популярность среди пользователей старше 40 лет около десяти лет назад. Это свидетельствует о том, что мы находимся в эпохе, когда люди старшего возраста, особенно те, кому более 60 лет, уже активно используют интернет и цифровые технологии для различных задач. Анастасия отмечает, что в будущем онлайн-курсы и лекции могут стать альтернативой телевизионным передачам, хотя важным аспектом остается вопрос их доступности и стоимости.
Согласно мнению Евгении Шмелевой, коллеги Анастасии из Центра социологии высшего образования НИУ ВШЭ, существующие данные не подтверждают, что мобильные устройства и интернет стали привычными для всех категорий населения. По информации опроса ВЦИОМ, более одной трети пожилых россиян старше 60 лет не владеют смартфонами. Кроме того, исследование НИУ ВШЭ «Экономическое поведение домашних хозяйств» за 2023 год показывает, что около 50% россиян старше 65 лет не используют интернет. Эти факты подчеркивают актуальную проблему цифрового неравенства среди пожилого населения в России.
Исследование цифрового неравенства в России и его влияние на цифровизацию экономики и общества, проведенное Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в 2022 году, выявило, что активное использование интернета не всегда свидетельствует о высоком уровне цифровой грамотности. Иными словами, регулярный доступ к социальным сетям и мессенджерам не гарантирует, что человеку будет легко обучаться онлайн или осваивать цифровые профессии. Это подчеркивает важность не только доступа к интернет-ресурсам, но и необходимости повышения уровня цифровых навыков среди населения для успешной интеграции в цифровую экономику.
Перспективы онлайн-курсов для аудитории старшего возраста
Наталья Влодавская считает, что рынок онлайн-обучения для пожилых людей в России обладает высоким потенциалом. Однако для его развития необходимо активное участие государства. Поддержка со стороны государственных структур может способствовать созданию доступных образовательных программ, адаптированных под нужды серебряного поколения, что в свою очередь поможет улучшить их качество жизни и интеграцию в цифровое общество.
Алексей Дворецкий из Skillfactory полагает, что рынок образовательных продуктов для людей предпенсионного, пенсионного и «серебряного» возраста не достаточно велик, чтобы запускать специализированные решения для этой целевой аудитории. Он считает, что существуют более универсальные программы, которые могут удовлетворить потребности как старшего поколения, так и молодежи. Такие продукты с широким позиционированием будут более востребованы и способны охватить разнообразные возрастные группы, что делает их более эффективными с точки зрения бизнеса.
Татьяна Смирнова считает, что в ближайшие годы курсы для людей старшего возраста, то есть для группы 60+, скорее всего, не будут приносить значительную прибыль. Она отмечает, что это связано с рядом факторов. Во-первых, существует стереотип о том, что пожилые люди не интересуются обучением и новыми знаниями. Во-вторых, многие из них могут не иметь достаточных финансовых ресурсов для оплаты таких курсов. Также стоит учитывать, что программы обучения для этой возрастной группы часто недостаточно адаптированы к их потребностям и интересам. Все эти аспекты могут негативно влиять на спрос и прибыльность курсов для людей серебряного возраста.
- уровень дохода в этом возрастном сегменте ниже, чем у представителей других групп;
- у людей в этом возрасте меньше сформирована привычка постоянно учиться и платить за обучение;
- прогнозируемая продолжительность жизни этой возрастной группы ниже, чем у более молодых россиян.
В возрастной группе 45–59 лет наблюдается другая тенденция: у этих людей выше доходы и ожидаемая продолжительность жизни. Однако они сталкиваются с увеличением пенсионного возраста и изменениями на рынке труда. Это создает необходимость в повышении квалификации и освоении новых навыков. В связи с этим, направление курсов для людей старшего возраста будет продолжать развиваться, отмечает Татьяна.
Данные опроса, проведенного ВЦИОМ в 2024 году, подтверждают актуальность темы профессионального обучения. Участников опроса спросили о том, проходили ли они обучение в виде курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки, мастер-классов или тренингов за последние пять лет. Результаты показали, что доля людей в возрастных группах от 45 до 59 лет и от 60 лет, прошедших обучение за период от трех до пяти лет до опроса, примерно одинакова. Однако, значительно различаются показатели тех, кто прошёл обучение в течение последних двух лет, в этих двух возрастных группах. Это подчеркивает важность актуальных знаний и навыков для поддержания конкурентоспособности на современном рынке труда.
- в течение последнего года проходили обучение 7% респондентов от 60 лет и 30% респондентов 45–59 лет;
- в течение последних двух лет проходили обучение 2% респондентов от 60 лет и 9% респондентов 45–59 лет.
Данные свидетельствуют о том, что у людей в возрасте 45–59 лет действительно более развита привычка к обучению. Кроме того, в последние годы они сталкиваются с необходимостью учиться всё чаще.
Недавно в колонке для «РБК Трендов» Наталья Царевская-Дякина, директор EdTech-кластера фонда «Сколково», подчеркнула важную тенденцию: несмотря на увеличение продолжительности жизни в России, наблюдается снижение рождаемости. Это приводит к уменьшению числа молодых специалистов на рынке труда. В условиях этих изменений, Царевская-Дякина предсказывает рост EdTech-проектов, ориентированных на обучение более зрелых студентов. Таким образом, образовательные технологии будут адаптироваться к новым реалиям, предоставляя возможности для профессионального развития и переквалификации взрослого населения.
Человек в возрасте 40 лет больше не воспринимает свой возраст как приближение к пенсии. У него впереди еще 20 лет для дальнейшего карьерного роста. За это время он накопил ценный опыт и полезные контакты, становясь уникальным специалистом. Ожидаю, что тренд на отказ от найма людей старше 40 лет вскоре исчезнет, и вместо этого появится интерес к таким кандидатам. В результате будут развиваться EdTech-проекты, ориентированные на обучение более зрелых студентов.
Что ещё важно учитывать при запуске курсов для пожилых
Эксперты выделили ключевые ограничения, с которыми сталкиваются студенты старшего возраста. Алексей Дворецкий отмечает, что среди них преобладают недоверие к онлайн-формату обучения и трудности с адаптацией к новым методам обучения. Эти факторы могут существенно влиять на качество образования и мотивацию студентов, что требует внимания со стороны образовательных учреждений.
Татьяна Смирнова подтверждает данные статистики «Нетологии», согласно которым 44,8% студентов старше 45 лет испытывают нехватку личного общения с преподавателями. У 36,8% возникают технические трудности при обучении. Также 25,3% таких студентов отмечают слабый контакт с сокурсниками как одну из проблем, 18,2% ссылаются на низкую самодисциплину и мотивацию, а 12,4% сталкиваются с трудностями из-за незнакомых терминов. Кроме того, некоторые студенты не могут завершить обучение по причинам, связанным со здоровьем, такими как плохое зрение или проблемы со спиной. Эти факторы подчеркивают важность создания поддержки для студентов старшего возраста в процессе онлайн-обучения.
По мнению Татьяны, курсы, ориентированные на людей старшего возраста, могут стать действительно перспективным направлением, если:
- увеличатся доходы россиян, входящих в эту группу;
- у них сформируется понимание ценности обучения;
- эти программы будут учитывать особенности обучения людей старшего возраста.
Обучение людей старшего возраста должно охватывать не только формирование знаний и навыков, но и удовлетворение потребностей в общении и ощущении собственной ценности. Получение отдачи от новых знаний возможно не только через увеличение дохода, но и через повышение социальной значимости и признания. Технологии в сфере образования (EdTech) играют ключевую роль в изменении стереотипов об эффективности людей пожилого возраста. Они способны формировать новый образ «серебряного» возраста как периода продуктивной и успешной жизни.
Анастасия Капуза подчеркивает, что вовлеченность можно рассматривать через три основных компонента: эмоциональный, когнитивный и поведенческий. Однако важно учитывать и четвертый компонент — социальный. Этот аспект становится особенно значимым для учащихся старше 60 лет, так как многие из них могут испытывать одиночество и искать в процессе обучения возможность общения и формирования сообщества. Учитывание социальных факторов в образовательных программах для этой возрастной группы может значительно повысить их мотивацию и интерес к обучению.
Евгения Шмелева выделила несколько перспективных направлений курсов, специально разработанных для пожилых людей. Эти курсы направлены на развитие навыков и расширение знаний, что способствует активному долголетию и улучшению качества жизни. Они могут включать изучение новых технологий, кулинарии, искусства, а также физической активности и здоровья. Подобные программы помогают пожилым людям оставаться вовлеченными в общество и поддерживать умственную активность, что особенно важно в современном мире.
- повышения цифровой и финансовой грамотности (как сберечь, приумножить средства);
- досуговые практики (совместные с другими людьми);
- обучение как способ борьбы с ментальными заболеваниями;
- приобретение навыков для волонтёрской деятельности (для развития навыков, необходимых для помощи другим людям).
Обучение как метод профилактики заболеваний представляет собой важную область исследования. Эксперты подчеркивают его значительный потенциал, особенно в рамках совместных программ с медицинскими учреждениями. Такие инициативы могут способствовать более глубокому изучению положительного влияния образовательных мероприятий на снижение риска деменции и других подобных заболеваний. Сотрудничество между образовательными и медицинскими организациями открывает новые горизонты для разработки эффективных стратегий, направленных на улучшение здоровья и качества жизни.
Она подчеркнула, что волонтёрство способствует преодолению жизненных трудностей и развитию сообществ, что приобретает особое значение с возрастом.
Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO
Вы научитесь запускать прибыльные курсы и вебинары с минимальными вложениями. Поймёте, как вывести в плюс существующие EdTech-проекты и зарабатывать на онлайн-обучении.
Узнать подробнее