Батл: кто разработает курс лучше — педдизайнер с помощью нейросети или без неё? / Skillbox Media
Рассказываем про результаты хоть и не очень научного, но очень интересного и показательного мини-эксперимента.
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеВ чём заключался эксперимент
В эксперименте, проведенном Филиппой Хардман, приняли участие три человека.
- два опытных педдизайнера, один из которых выполнял все задачи в ходе эксперимента самостоятельно, а другой пользовался инструментами на основе генеративных нейросетей (ChatGPT 4o и Consensus GPT);
- человек без опыта в педдизайне — он тоже прибегал к помощи ChatGPT 4o и Consensus GPT.
Следует отметить, что автор эксперимента не предоставляет информации о том, какой именно опыт был у участников, как долго они работают в профессии и можно ли считать, что уровень профессионализма двух опытных педагогических дизайнеров сопоставим. Эти аспекты важны для понимания контекста и достоверности результатов эксперимента.
Перед участниками Филиппа были поставлены три одинаковые задачи.
- прописать образовательные цели онлайн-курса;
- выбрать стратегию преподавания на курсе;
- продумать общий план курса (то есть расписать, какие в нём будут модули).
Курс предназначен для предпринимателей и специалистов по маркетингу, предоставляя им практические навыки и стратегии, необходимые для успешной продажи и развития инновационных продуктов и услуг в быстро меняющейся среде. Участники получат инструменты и методы, которые помогут им адаптироваться к изменениям рынка и эффективно взаимодействовать с потребителями.
Участники эксперимента продемонстрировали свои навыки в выполнении задач, и результаты оценивались подписчиками Филиппы Хардман на платформах Substack и LinkedIn. Филиппа представила результаты анонимно, что позволило подписчикам угадать, кто из участников — опытный педагогический дизайнер или новичок, использовал нейросети или действовал самостоятельно. В опросе, по информации автора эксперимента, приняло участие около 200 педагогических дизайнеров, однако точные данные не были указаны. Это исследование привлекло внимание к различным подходам в образовательном дизайне и возможности применения современных технологий в этой области.
В результате анонимной оценки всех трёх заданий участники заняли равные позиции.
- лучше всех, по оценке подписчиков, справился опытный педдизайнер, применявший нейросети;
- на втором оказался новичок, выполнивший задания с помощью нейросетей;
- а опытный педдизайнер, работавший самостоятельно, без помощи нейросетей, оказался на третьем месте, то есть его результат оценили хуже, чем результаты остальных (даже новичка).
Этот эксперимент выявил интересные стереотипы, сформировавшиеся среди разработчиков образовательных программ в отношении нейросетей. В частности, педагогические дизайнеры часто недооценивают потенциал нейросетей, проявляя недоверие к их возможностям, что схоже с отношением студентов. При этом они склонны переоценивать способности человека. Давайте подробнее рассмотрим этот феномен и его последствия для образовательного процесса и развития технологий.
Как оценили разработку целей обучения
Опытный педдизайнер и новичок, использовавшие нейросети, успешно справились с формулированием целей курса. 70% респондентов, подписчиков Филиппы Хардман, оценили результаты опытного педдизайнера как хорошие или очень хорошие, а 30% отметили их как отличные. Цели курса действительно были практичными, применимыми в реальной жизни и прописаны достаточно подробно, что указывает на высокую степень их проработки и актуальности для участников.
Новички, сформулировавшие свои цели с помощью нейросетей, получили положительную оценку от респондентов: 60% участников отметили, что цели были изложены хорошо или очень хорошо. Многие из них уверенно предположили, что такую работу мог выполнить только опытный специалист в области разработки образовательных программ. Цели, представленные новичками, отличались практичностью и содержательной детализацией.
Цели, представленные опытным педдизайнером, который не использовал нейросети, были оценены большинством подписчиков как недостаточно четкие. Во-первых, их оказалось всего три, в то время как опытный коллега, применяя нейросети, сформулировал 12 целей, а новичок — 18. Во-вторых, цели не содержали измеримых или практических результатов. Они предполагали, что учащиеся «выучат» и «поймут» материал, а также «получат инсайты» из курса. Интересно, что подписчики Филиппы решили, что эти цели сформулированы искусственным интеллектом, а не профессионалом. Это подчеркивает важность четкой и конкретной формулировки образовательных целей для повышения их восприятия и эффективности.
По данным исследования, 64% респондентов предположили, что цели были сформулированы новичком с использованием искусственного интеллекта. Это свидетельствует о том, что многие педдизайнеры продолжают считать, что высокое качество учебного контента невозможно без участия опытного специалиста. Филиппа Хардман подчеркивает важность человеческого фактора в процессе разработки образовательных материалов.
На основании полученных результатов автор эксперимента формулирует следующие выводы.
- Людям трудно провести черту между работой человека и искусственного интеллекта, а представления о возможностях и ограничениях последнего часто ошибочны.
- У респондентов довольно значительно разошлись мнения о том, как вообще определять и формулировать цели обучения.
Еще один интересный вывод касается различий в подходах к написанию промптов для нейросети между новичком и опытным педдизайнером. Новичок, как правило, взаимодействует с нейросетью, как с человеком, в то время как опытный специалист формулирует четкие инструкции, основываясь на своем опыте в промптинге для профессиональных задач. Это приводит к тому, что второе взаимодействие зачастую дает более качественные результаты. Данный факт подтверждает, что использование нейросетей — это определенный навык, и результаты могут варьироваться в зависимости от уровня подготовки пользователя. Если вы однажды использовали нейросеть и остались недовольны результатами, это не означает, что технологии неэффективны. Возможно, вам стоит поработать над своими навыками написания промптов. Улучшение в этой области может значительно повысить качество выходных данных и раскрыть весь потенциал нейросети для вашей работы.
Читать также:
Примеры запросов в ChatGPT для педагогов могут значительно упростить процесс обучения и общения с учениками. Использование искусственного интеллекта в образовательных целях открывает новые возможности для педагогов. Например, учителя могут задавать вопросы о методах преподавания, получать советы по созданию учебных материалов или искать идеи для интерактивных занятий.
Педагоги могут использовать ChatGPT для подготовки уроков, обсуждения тем, которые вызывают трудности у учеников, или для разработки индивидуальных планов обучения. Запросы могут варьироваться от просьб о рекомендациях по книгам и ресурсам до создания тестов и заданий.
Также полезно использовать ChatGPT для получения обратной связи по уже разработанному контенту или для brainstorm’а идей для проектов. С помощью ChatGPT учителя могут эффективно адаптировать свои методики под потребности учащихся и повысить интерес к обучению, что, в свою очередь, способствует улучшению образовательных результатов.
Таким образом, ChatGPT становится ценным инструментом для педагогов, позволяя им оптимизировать свою работу и сделать обучение более увлекательным и продуктивным.
Как оценили стратегию преподавания
В рамках стратегии преподавания на курсе опытный педдизайнер предложил стандартные лекции и тесты для самостоятельной проверки знаний. Однако респонденты не оценили этот подход: многие сочли его устаревшим и не способствующим вовлечению студентов в процесс обучения. В результате 63% опрошенных пришли к выводу, что предлагаемый вариант больше подходит новичку, чем опытному педдизайнеру. Это подчеркивает важность современных методов обучения, которые активизируют мотивацию студентов и способствуют лучшему усвоению материала.
При разработке стратегии обучения мы часто переоцениваем навыки опытных разработчиков учебных программ и недооцениваем возможности искусственного интеллекта. ИИ способен значительно повысить качество работы по сравнению с традиционными подходами, сосредоточенными исключительно на человеческих ресурсах. Это отражает предвзятость, аналогичную той, что наблюдалась ранее: сталкиваясь с некачественной работой, мы склонны обвинять ИИ или недостаток опыта, в то время как стоит признать, что даже опытные специалисты могут демонстрировать низкие результаты. Филиппа Хардман подчеркивает важность этого аспекта, призывая к более объективному взгляду на взаимодействие человека и технологий в процессе обучения.
Новичок предложил современный подход, основанный на проблемно-ориентированном методе с использованием кейс-стадис. Это решение получило положительный отклик от респондентов. Интересно, что лишь 27% опрошенных смогли угадать автора этого подхода, в то время как 51% считали, что его мог предложить опытный педдизайнер, не использующий нейросети. Основные аргументы респондентов были связаны с восприятием опыта: они полагали, что у искусственного интеллекта отсутствует жизненный опыт, который есть только у человека. Более того, выбор стратегии был воспринят как обоснованный, что, по мнению респондентов, также указывало на человеческое участие в процессе, а не на автоматизацию.
Опытный педагогический дизайнер внедрил в свою стратегию преподавания методы «перевернутого класса», кейс-стади и воркшопы с экспертами, используя возможности нейросетей. Такой подход оказался успешным: 62% опрошенных оценили его как хороший или очень хороший, а 33% отметили его как отличный. Респонденты правильно предположили, что данный метод разработан опытным специалистом, который использует нейросети, так как только профессионал способен эффективно сочетать различные методики и адаптировать их друг к другу. Упоминания о научных исследованиях и четкая структура ответа также указывали на уровень экспертизы.
Филиппа Хардман сделала следующие выводы по результатам второго эксперимента.
- Нейросети действительно могут стать неплохим помощником для разработчиков обучения. Более того, искусственный интеллект отчасти уравнивает опыт новичка и профессионала — потому что в эксперименте педдизайнер и человек, не имеющий отношения к разработке курсов, в целом отлично справились со своей задачей.
- При этом сами педдизайнеры всё ещё не верят в возможности ИИ и думают о них хуже, чем они есть на самом деле: ведь в этом эксперименте респонденты приписали работу плохого качества нейросетям, тогда как на самом деле это было не так.
Читайте также:
Учебные мероприятия: 10 распространенных форматов
Учебные мероприятия играют ключевую роль в образовательном процессе, предлагая разнообразные форматы для передачи знаний и навыков. Существует множество подходов к организации учебных мероприятий, и каждый из них имеет свои особенности и преимущества. Важно выбрать подходящий формат в зависимости от целей, аудитории и содержания.
Классические лекции остаются одним из самых популярных форматов, позволяя преподавателям делиться знаниями с большой аудиторией. Семинары предлагают возможность более глубокого обсуждения тем в небольших группах, что способствует активному вовлечению участников. Мастер-классы сосредотачиваются на практическом обучении, где участники могут получить навыки под руководством опытного наставника.
Вебинары и онлайн-курсы становятся все более актуальными, поскольку они обеспечивают доступ к знаниям из любой точки мира. Это особенно важно в условиях дистанционного обучения. Интерактивные тренинги предлагают участникам возможность активно участвовать в процессе, что повышает эффективность усвоения материала.
Симпозиумы и конференции служат платформой для обмена опытом и обсуждения актуальных вопросов в определенной области. Они объединяют экспертов и практиков, что способствует развитию профессионального сообщества. Интерактивные игры и групповые упражнения помогают не только обучать, но и развивать командные навыки и креативное мышление.
Круглые столы предоставляют возможность для обмена мнениями и совместного поиска решений, что особенно ценно в процессе принятия решений. Наконец, стажировки и практические занятия позволяют участникам получить реальный опыт работы в своей области, что делает обучение более практичным и ощутимым.
Каждый из этих форматов имеет свои сильные стороны и может быть эффективно использован в зависимости от целей и задач учебного мероприятия. Правильный выбор формата позволяет максимизировать результаты обучения и сделать процесс более увлекательным и продуктивным.
Как оценили план курса
Опытный педагогический дизайнер, который составил план курса без использования нейросетей, справился с этой задачей лучше, чем с предыдущими. Большинство респондентов оценили его план как хороший. Он включал четыре модуля, описанных лаконично и без четко сформулированных измеримых целей. Половина респондентов смогла определить, что данный вариант принадлежит автору, не использовавшему нейросети. Это может свидетельствовать о том, что работы, созданные с помощью искусственного интеллекта, отличает менее детализированный и объемный текст.
Программа для новичков, использующих нейросети, оказалась значительно более объемной и информативной. Участникам опроса понравилась высокая степень детализации и тщательная проработка плана, что создало впечатление участия эксперта в разработке курса. В итоге 52% респондентов смогли идентифицировать автора, что, по мнению Филиппы Хардман, свидетельствует о том, что многие всё еще верят в способность искусственного интеллекта не только создавать качественные учебные программы, но и выступать в роли виртуального специалиста в определенной области. Этот факт подчеркивает растущую значимость ИИ в образовательной сфере и его потенциальную роль в формировании курсов для новичков.
На первом месте по оценкам вновь оказался план опытного педдизайнера, который использовал нейросети в своей работе. Эта разработка значительно превосходит предыдущие две, так как включает 12 модулей, содержащих как теоретические, так и практические материалы. Каждому модулю сопоставлены четкие цели, которые должны быть достигнуты учащимися. Методисты, опрошенные по поводу данного плана, высоко оценили его качество, и большинство смогли правильно определить автора. Они отметили, что план, вероятно, был создан человеком, поскольку он демонстрирует глубокое понимание предмета и проработанность контента, что связано с четко обозначенными учебными целями. В то же время оформление работы указывает на использование нейросетевых технологий.
Третий эксперимент продемонстрировал, что методисты признают наличие определенной полезности в использовании искусственного интеллекта.
- он может выступать в роли тематического эксперта;
- служит неплохим инструментом для работы с текстом (что позволяет качественно «упаковать» идеи и наработки опытного педдизайнера);
- позволяет быстрее выполнять определённую часть работы.
В процессе разработки готового продукта педдизайнеры уделяли особое внимание тому, как в плане отражается человеческий фактор. Они стремились увидеть, насколько отчетливо в документе проявляется «след» человека по сравнению с машинным подходом. Это было важным аспектом, поскольку человеческое восприятие и креативность играют ключевую роль в педдизайне.
Выводы у автора эксперимента
Будущее учебного дизайна, вероятно, будет определяться симбиотическими отношениями между человеком и искусственным интеллектом, подчеркивает Филиппа Хардман. В каждом конкретном случае взаимодействие будет зависеть от индивидуальных характеристик и потребностей пользователя. Это подчеркивает важность адаптации учебных материалов и методов к разнообразным профилям пользователей, что в свою очередь позволит максимально эффективно использовать потенциал ИИ в образовательном процессе.
Генеративные нейросети становятся полезным инструментом для опытных педдизайнеров, позволяя эффективно реализовывать идеи при условии, что профессионал точно указывает, что и как необходимо сделать. Для достижения наилучших результатов важно обладать глубокими знаниями в области педагогического дизайна и понимать, как функционирует нейросеть. Умение формулировать корректные промпты и вести продуктивный диалог с таким «помощником» существенно влияет на итоговый результат работы.
Нейросеть может стать полезным помощником для новичков в педагогическом дизайне, облегчая выполнение задач, которые часто вызывают затруднения. Например, она может помочь формулировать цели обучения. Филиппа Хардман отмечает, что хотя нейросеть не может заменить настоящего эксперта в области педагогического дизайна, она все же способна предоставить определенную поддержку. Эксперименты показывают, что нейросеть может быть эффективным инструментом, способствующим более быстрому и качественному выполнению задач в данной сфере.
Искусственный интеллект представляет собой значительную силу в области профессионализации педагогического дизайна. Автоматизируя ключевые аспекты нашей работы, такие как создание контента, ИИ акцентирует внимание на важности глубоких знаний в предметной области. Это позволяет нам приблизиться к уровню мастерства, к которому мы стремились на протяжении многих лет, сосредоточив усилия на достижении высокого качества и, в конечном итоге, на оказании значительного влияния на образовательный процесс. Филиппа Хардман подчеркивает, что такая трансформация открывает новые горизонты для специалистов в области педагогического дизайна.
Интересно интерпретировать ситуацию, когда опытный педдизайнер, работавший над экспериментом без использования нейросетей, оказался в числе аутсайдеров, уступив даже новичку. Филипп Хардман не комментирует этот факт, однако можно сделать несколько выводов. Во-первых, опыт не всегда является гарантией профессионализма. Во-вторых, у опытных специалистов могут быть укоренившиеся стереотипы и шаблоны, которые мешают им находить оптимальные решения. Этот эксперимент, связанный с разработкой стратегии преподавания, наглядно это подтвердил. В-третьих, данный случай подчеркивает, что не стоит переоценивать человеческий профессионализм, так же как и недооценивать возможности нейросетей. Нейросети могут предложить инновационные подходы, которые иногда превосходят традиционные методы, используемые даже опытными педагогами.
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее