Цитата недели о главной проблеме онлайн-курсов: учащимся не хватает дисциплины и мотивации / Skillbox Media
В результате люди бросают обучение, не дойдя до конца. Но можно ли это предотвращать?
Содержание:
Научитесь: Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO
Узнать большеКонтекст
Андрей Себрант, директор по стратегическому маркетингу сервисов «Яндекса» и профессор Университета ИТМО, кандидат физико-математических наук, в интервью «РБК Трендам» обсудил вопросы образования и карьеры в сфере IT. Эксперт подчеркнул важность фундаментального образования, указывая на то, что оно развивает навыки критического мышления. Себрант также рассмотрел возможность получения профессии через онлайн-курсы, утверждая, что хотя такие курсы могут быть полезны, они не могут полностью заменить традиционное образование. Он отметил, что качественное образование формирует основы, на которых строится успешная карьера в области информационных технологий.
Умение мыслить является навыком, который формируется исключительно через практику. Тренировать это умение вне контекста экзаменов, зачетов и здоровой конкуренции с одногруппниками весьма непросто. Необходимо самостоятельно стимулировать себя, в то время как в университете это делает образовательная система. Поэтому, несмотря на кажущуюся странность, фундаментальное образование можно рассматривать как прямой путь к развитию критического мышления.
Андрей Себрант отмечает, что современное образование позволяет получить профессию на специализированных курсах за значительно более короткий срок по сравнению с традиционными вузами. Это особенно актуально, поскольку многие университеты, за редкими исключениями, не успевают адаптироваться к быстро меняющимся требованиям рынка труда. Курсы предлагают актуальные знания и навыки, что делает их привлекательным выбором для будущих специалистов.
Учёба на онлайн-курсах не подходит всем. Основная проблема в сфере EdTech заключается в низкой доходимости до завершения обучения. Как подчеркивает Андрей, многим людям недостает дисциплины и мотивации для успешного завершения курсов.
Асинхронные курсы предоставляют уникальные возможности для студентов, и их успешное завершение является признаком целеустремленности, самостоятельности, упорства и способности к планированию образовательного процесса. Эти качества особенно важны в контексте саморегулируемого обучения, которое представляет собой циклический процесс, где учащиеся устанавливают учебные цели и отслеживают их достижения, контролируя собственные действия. Основные этапы этого процесса включают планирование, выполнение и рефлексию. Однако именно на этапе планирования у студентов часто возникают трудности. Исследования показывают, что даже среди взрослых лишь немногие обладают необходимыми навыками для эффективной самостоятельной учёбы. Улучшение этих навыков может значительно повысить эффективность обучения и привести к более успешным результатам.
EdTech-компании осознают существующие проблемы и активно ищут способы поддержки студентов. Они формируют кураторскую помощь и создают сообщества, где учащиеся могут общаться и оказывать взаимную поддержку. Кроме того, компании комбинируют асинхронные занятия с синхронными форматами, что позволяет повысить вовлеченность студентов. Важным аспектом является постоянный мониторинг цифровых данных о степени участия студентов, что помогает вовремя возвращать на курс тех, кто теряет интерес. Такой подход способствует улучшению образовательного процесса и повышению качества обучения.
Компании начинают адаптировать учебный контент, когда это требуется. В «Яндекс Практикуме» активно исследуют когнитивную посильность. Эта метрика позволяет оценить, насколько сложен тот или иной элемент курса — задача, урок или тема — для среднего студента. Задания, которые оказываются слишком сложными или, наоборот, слишком простыми, могут негативно сказаться на мотивации учащихся. Оптимизация уровня сложности учебного материала способствует более эффективному обучению и повышению интереса к курсу.
Работа с цифровыми данными о процессе обучения и создание соответствующих мер поддержки для студентов могут значительно повысить вовлечённость и успех в онлайн-курсах. Тем не менее, полностью решить эту проблему практически невозможно. Если у человека наблюдается серьёзный дефицит самодисциплины и мотивации, то восполнить его исключительно за счёт внешних мер будет сложно. Важно понимать, что внутренние факторы, такие как личная мотивация и самоорганизация, играют ключевую роль в успешности обучения. Поэтому необходимо сочетание внешних и внутренних стимулов для достижения наилучших результатов в онлайн-образовании.
Существуют различные причины, по которым люди прекращают обучение на курсах. Одна из основных причин заключается в том, что многие записываются на курсы с надеждой быстро решить свои проблемы, например, начать зарабатывать больше благодаря новой профессии. Они часто воспринимают обучение как «волшебную пилюлю», которая мгновенно изменит их жизнь. Однако, когда пользователи сталкиваются с реальностью, что обучение требует значительных усилий и преодоления трудностей, возникает разочарование. Как справедливо заметил Андрей Себрант, простых решений в современном мире не существует: «Если ты хочешь развиваться и расти как профессионал, тебе придётся много учиться». Таким образом, курс не является конечной точкой, а лишь началом долгого пути к успеху.
Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO
Вы научитесь запускать прибыльные курсы и вебинары с минимальными вложениями. Поймёте, как вывести в плюс существующие EdTech-проекты и зарабатывать на онлайн-обучении.
Узнать подробнее