Оставят ли нейросети репетиторов без работы? / Skillbox Media
Разбираемся в реальных рисках, основываясь на данных исследований, а также на мнениях представителей EdTech-компаний и самих репетиторов.
Содержание:
Научитесь: Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO
Узнать большеКакие технологии способны выполнять функции репетиторов
Образовательные платформы-тренажёры с адаптивным обучением предоставляют уникальные возможности для персонализации учебного процесса. Эти платформы способны подстраивать учебный контент под индивидуальные потребности пользователей, что позволяет повысить эффективность усвоения материала. Важным дополнением к таким платформам являются «умные» чат-боты, основанные на генеративных нейросетях, которые выступают в роли помощников. Они обеспечивают поддержку учащихся, отвечая на вопросы и предоставляя информацию в режиме реального времени. Такие технологии значительно улучшают качество образования и делают обучение более доступным и индивидуализированным.
Адаптивные образовательные платформы функционируют на основе анализа цифровых данных о пользователе, включая его текущий уровень знаний, сложности, с которыми он сталкивается, и темп обучения. Эти платформы автоматически подбирают задания, соответствующие потребностям каждого ученика. Например, если пользователь успешно решает несколько задач подряд, система предложит более сложные задания для дальнейшего развития. В случае ошибок программа предложит повторить изученный материал или перейти к более простым задачам для закрепления знаний. Такой подход позволяет максимально эффективно адаптировать учебный процесс под индивидуальные особенности и потребности каждого обучающегося, что значительно повышает качество образования.
Цифровые помощники, представленные в виде чат-ботов, могут не только расширять функциональность адаптивных платформ, но и выступать в качестве самостоятельных решений. Пользователи взаимодействуют с такими ботами, как с живыми собеседниками, общаясь через текстовые сообщения или голосовые команды. Данная функция может проявляться в виде привычного диалогового окна, знакомого по различным онлайн-сервисам, которое может быть улучшено визуальным аватаром или же представлено в виде реалистичного человеческого образа, обладающего голосом и мимикой, созданного с использованием технологий нейросетей. Чат-боты становятся все более важным инструментом в сфере клиентского обслуживания, автоматизации бизнес-процессов и улучшения взаимодействия с пользователями.
Detroit Test — это чат-бот от Skyeng, который помогает определить уровень владения английским языком в устной речи. С его помощью пользователи могут оценить свои навыки общения на английском, получая обратную связь и рекомендации для дальнейшего улучшения. Этот инструмент идеально подходит для тех, кто стремится повысить свои языковые способности и уверенность в общении на английском.
Чат-бот «Skysmart AI ЕГЭ Эксперт» предоставляет задания по устной и письменной частям ЕГЭ по английскому языку. Он мгновенно проверяет ваши ответы, что позволяет эффективно подготовиться к экзамену.
Это диалоговый тренажёр, основанный на искусственном интеллекте, который использует технологии американского игрового симулятора SkillGym. В этом тренажёре пользователю предоставляется возможность взаимодействовать с персонажем, созданным на основе образа актёра. Персонаж демонстрирует реалистичные реакции, адаптируясь к действиям пользователя. Это обеспечивает уникальный опыт общения и позволяет развивать навыки взаимодействия в различных ситуациях.
Искусственный интеллект в образовании стал важным инструментом, способным не только объяснять учебный материал, но и предоставлять задания для самостоятельной работы, а также проверять их выполнение. В 2023 году наблюдается значительный прогресс в этой области, благодаря появлению таких сервисов, как ChatGPT и аналогичных решений на базе генеративных языковых моделей, включая Gemini от Google и YandexGPT. Эти технологии открывают новые возможности для создания образовательных ботов, способных адаптироваться к потребностям студентов и улучшать процесс обучения.
Инструменты, упомянутые выше, известны как ИИ-репетиторы, ИИ-тьюторы и ИИ-помощники. На сегодняшний день такие технологии наиболее активно применяются на образовательных платформах, ориентированных на обучение детей математике и информатике, а также иностранным языкам для всех возрастных групп. Иван Илларионов, директор по развитию образовательной вертикали «Самолётум», входящей в ГК «Самолёт», объясняет эту тенденцию. Он отмечает, что алгоритмичные предметы, такие как математика и информатика, представляют собой «низко висящее яблоко» для создания предметных ИИ-помощников, поскольку разработать их для этих дисциплин значительно проще. Тем не менее, создание ИИ-тьюторов для более абстрактных предметов также возможно. Например, в «Самолётуме» был успешно разработан ИИ-тьютор по обществознанию. Это подтверждает, что технологии ИИ могут эффективно адаптироваться под различные образовательные области, расширяя возможности обучения.
Освоение иностранного языка включает в себя множество систематических действий. Это процесс, который требует регулярной практики грамматических правил и выполнения упражнений на запоминание словарного запаса. Эффективное изучение языка основывается на алгоритмическом подходе, который помогает структурировать обучение и достигать результатов.
Читайте также:
ИИ-помощники в образовании достигли значительных успехов. Они способны адаптировать учебный материал под индивидуальные потребности студентов, обеспечивая персонализированный подход к обучению. Также ИИ помогает в автоматизации рутинных задач, таких как проверка домашних заданий и оценка тестов, что позволяет преподавателям сосредоточиться на более важных аспектах обучения.
Кроме того, современные ИИ-технологии могут анализировать успеваемость студентов и предлагать рекомендации по улучшению результатов. Они также способствуют созданию интерактивных и увлекательных учебных материалов, что делает процесс обучения более эффективным. Использование ИИ-помощников в образовании открывает новые возможности для студентов и преподавателей, улучшая качество образовательного процесса.
Таким образом, ИИ-помощники становятся неотъемлемой частью образовательной среды, повышая её доступность и эффективность.
Есть ли от ИИ-репетиторов реальная польза?
Эффективность занятий с ИИ-репетиторами по сравнению с уроками у человеческих репетиторов пока не имеет обширных научных исследований. Однако результаты американского эксперимента показывают, что сочетание групповых занятий по математике с репетитором и индивидуальных уроков на адаптивной онлайн-платформе может привести к значительным успехам. При этом такой подход оказывается более экономичным, чем исключительно занятия с репетитором. Использование ИИ-репетиторов открывает новые возможности для обучения, позволяя учащимся получать персонализированные рекомендации и адаптироваться к их уровню знаний. Это делает процесс обучения более эффективным и доступным для широкого круга студентов.
В американском эксперименте школьники работали в группах, что позволяло репетитору уделять каждому ребенку больше индивидуального внимания. Это стало возможным благодаря адаптивной платформе, на которой часть заданий выполнялась самостоятельно. Пока репетитор занимался одной группой, другие ученики работали на платформе, а затем они менялись местами. Такой подход способствует более эффективному обучению и развитию навыков саморегуляции у школьников.
Такой подход позволяет значительно сократить количество встреч с репетитором, при этом сохраняя высокий уровень эффективности обучения. Подписка на адаптивную платформу в сочетании с реже проводимыми занятиями с репетитором может оказаться более экономически выгодной по сравнению с регулярными индивидуальными уроками. В результате, такая схема обучения способствует снижению зависимости от услуг репетитора, что делает процесс обучения более доступным и рациональным.
Ученые из Китая провели исследование, посвященное эффективности образовательных помощников-ботов, проанализировав 24 исследования в этой области. Результаты показали, что использование таких ботов может положительно сказаться на учебных достижениях студентов. Однако исследователи также указали на несколько важных нюансов, которые следует учитывать.
- Со временем положительный эффект от использования ботов снижается.
- Такие инструменты оказывают заметное положительное влияние только на взрослых учащихся, а среди школьников статистически значимых улучшений не выявлено.
Второе объяснение может быть связано с тем, что дети не всегда способны четко сформулировать свои письменные запросы к чат-боту и полностью понять его ответы. Особенно это касается случаев, когда требуется использование математической терминологии. На это обратил внимание американский эксперт в области математического образования Дэн Майер. Понимание и применение математических понятий может вызывать сложности у детей, что может затруднять взаимодействие с образовательными технологиями.
Обзор, опубликованный в мае 2023 года, анализировал исследования, касающиеся менее совершенных ботов, чем те, которые доступны сейчас. Развитие инструментов на основе генеративных нейросетей происходит стремительно. Сегодня с умными ботами можно общаться голосом, что значительно удобнее для детей по сравнению с текстовой перепиской. Вопрос о том, упрощает ли это коммуникацию во время занятий математикой, остается открытым, однако для изучения иностранных языков очевидно, что такая форма взаимодействия является весьма эффективной.
Современные технологии предлагают студентам уникальные возможности для обучения с помощью ботов-собеседников. Эти инструменты могут вести диалог, выявлять ошибки в речи, предоставлять рекомендации по формулировкам, объяснять грамматические правила и проверять правописание. Антон Макаров, академический менеджер продукта онлайн-школы Skyeng, подчеркивает важность таких решений в образовательном процессе. Использование ботов-собеседников значительно улучшает качество обучения и позволяет студентам развивать навыки общения на языке, что делает процесс изучения более эффективным и интерактивным.
Спикер отмечает, что у ИИ-продуктов все еще существуют сложности в создании персонализированных программ для пользователей. Однако он уверен, что решение этих задач — лишь вопрос времени. Современные ИИ-инструменты уже сейчас способны более эффективно и экономично выявлять слабые места каждого ученика и адаптировать контент под их нужды по сравнению с традиционными репетиторами.
Иван Илларионов утверждает, что искусственный интеллект способен эффективно предотвращать педагогическую запущенность, действуя проактивно. ИИ-помощники могут быстро восполнять пробелы в знаниях учащихся, например, помогая троечникам достичь уровня хорошистов. Таким образом, внедрение технологий на основе ИИ в образовательный процесс может значительно повысить качество обучения и адаптировать его под индивидуальные потребности каждого ученика.
ИИ-репетиторы уже сегодня могут серьезно конкурировать с традиционными преподавателями, однако ситуация не так однозначна. Несмотря на впечатляющие достижения в области искусственного интеллекта, существуют определенные ограничения, которые мешают полному замещению живых учителей. Важно учитывать, что человеческий контакт и индивидуальный подход остаются ключевыми факторами в образовательном процессе. Тем не менее, ИИ-репетиторы предлагают множество преимуществ, включая доступность, адаптивное обучение и возможность работы в любое время. Перспективы развития таких технологий обнадеживают, и, вероятно, в будущем мы увидим их более активное внедрение в образовательные системы.
Недостатки ИИ-репетиторов в сравнении с репетиторами-людьми
Эксперты Института Томаса Б. Фордхэма в США, проанализировав многочисленные источники, пришли к выводу, что учебные ИИ-сервисы приносят ощутимую пользу только самым мотивированным ученикам. В качестве примера исследователи сослались на данные, собранные среди почти 6 тысяч пользователей Академии Хана, популярной американской платформы для изучения школьных предметов. Выяснилось, что лишь 11% пользователей готовы следовать рекомендациям и использовать платформу по 30 минут в неделю. Остальные пользователи не проявляют такой же активности. При этом именно эти 11% наиболее мотивированных учащихся демонстрируют лучшие результаты в учебе по сравнению с остальными. Это исследование подчеркивает важность мотивации в использовании образовательных технологий и их влияние на успех в обучении.
Эффективность использования цифровых ресурсов для обучения, включая ИИ-репетиторов, в значительной степени зависит от уровня самоорганизации и усердия учащихся. Дети и подростки, которые способны извлечь максимальную пользу из обычных учебников, демонстрируют высокую мотивацию к обучению. Однако таких учеников, к сожалению, не так много. Это подтверждает необходимость создания более адаптивных и интуитивно понятных образовательных инструментов, которые могут помочь всем учащимся, независимо от их начального уровня самоорганизации.
Дети часто испытывают трудности с самоорганизацией, что затрудняет их обучение с использованием автоматизированных систем. Для успешного освоения материала необходим контроль со стороны взрослого. Однако стоит отметить, что не все взрослые также способны эффективно учиться самостоятельно. Ольга Ребко, репетитор по английскому языку, подчеркивает важность поддержки и направляющего влияния в процессе обучения.
Антон Макаров разделяет эту точку зрения. Он считает, что даже с развитием нейросетей, которые совершенствуют вовлечение учащихся в образовательный процесс через геймификацию, адаптивность и персонализированный фидбэк, они не смогут полностью заменить человеческую способность мотивировать, вдохновлять и поддерживать. Человеческий элемент в обучении остается незаменимым, так как именно он создает эмоциональную связь и поддержку, которые играют ключевую роль в процессе обучения.
Репетиторы не исчезнут, но их роль изменится. Хард-скиллы и функция «носителя знаний» утратят прежнюю значимость. Вместо этого ключевыми станут такие качества, как эмпатия, умение мотивировать учеников и адаптироваться к их потребностям. Цифровая грамотность также приобретет особую важность, поскольку она откроет доступ к возможностям использования искусственного интеллекта в образовательном процессе.
Мария Косберг, руководитель команды образовательного контента платформы интерактивных домашних заданий «Skysmart Класс», подчеркивает, что, несмотря на наличие современных технологий, позволяющих эффективно обучать детей без участия преподавателя, полная замена репетиторов в ближайшем будущем невозможна. Основная причина заключается в том, что нейросети лишены эмпатии, которая играет ключевую роль в образовательном процессе. Хотя технологии уже способны распознавать эмоции пользователей, им не хватает способности к реалистичному проявлению собственных эмоций. Этот аспект отсутствия эмоционального интеллекта у нейросетей также был отмечен Иваном Илларионовым.
Мы провели опрос среди репетиторов, чтобы выяснить, считают ли они, что развитие ИИ-помощников представляет угрозу их профессии. Результаты показали, что большинство из них не видят в этом опасности. Основная причина заключается в том, что даже самые современные нейросети не способны оказать на ученика такое влияние, как живой человек. Работа репетитора включает не только передачу знаний и развитие навыков, но и важное эмоциональное воздействие на ученика. Особенно это актуально для тех, кто испытывает недостаток мотивации и самоорганизации, а также не верит в свои способности. В таких случаях личное воздействие репетитора становится особенно важным. Кроме того, почти все опрошенные репетиторы уверены, что личность преподавателя играет ключевую роль в образовательном процессе, и это качество невозможно сымитировать с помощью искусственного интеллекта.
Обязательно ознакомьтесь с дополнительными материалами:
Саморегулируемое обучение — это процесс, в котором обучающийся самостоятельно управляет своим обучением, устанавливая цели, планируя действия и оценивая результаты. Это важный аспект как для технологий в образовании (EdTech), так и для высших учебных заведений.
В условиях быстро меняющегося мира навыки саморегуляции становятся критически важными. Для EdTech саморегулируемое обучение открывает возможности для разработки адаптивных образовательных платформ, которые учитывают индивидуальные потребности студентов. Это помогает повысить мотивацию и эффективность обучения.
Для вузов внедрение принципов саморегулируемого обучения способствует формированию у студентов навыков, необходимых для успешной карьеры. Студенты, способные самостоятельно управлять своим образовательным процессом, лучше подготавливаются к вызовам современного рынка труда.
Таким образом, развитие саморегулируемого обучения является ключевым направлением как для образовательных технологий, так и для высшего образования, способствуя созданию более гибкой и эффективной образовательной среды.
Репетитор по английскому языку Анастасия Кичкирева разделила свою работу на отдельные функции, чтобы определить, какие из них может выполнять ИИ-помощник. Оказалось, что искусственный интеллект способен лишь подбирать персонализированные материалы, оценивать письменные работы учеников и анализировать их устную речь, включая правильность и уместность использования лексики. Однако, по мнению Анастасии, существует значительно больше функций, которые недоступны искусственному интеллекту.
- перформанс-коучинг, то есть способность поддержать ученика перед экзаменом, подбодрить перед интервью, «контейнировать» негативные эмоции;
- передача жизненного опыта (способов справиться с теми или иными жизненными задачами, используя изучаемый язык);
- помощь в преодолении травмы от предыдущих неудачных опытов — например, от занятий со слишком строгим преподавателем;
- организация времени занятий (по наблюдениям Анастасии, многих людей мотивирует знание того, что в определённое время их ждёт преподаватель, а значит, нельзя просто так отменить занятие — тогда как отказ от занятия с ИИ-репетитором вряд ли вызовет чувство неловкости);
- передача преподавателем его способа мышления (как он анализирует, какие связи замечает и как он учит других это делать).
Репетитор по немецкому языку Александра Плотникова выражает сомнения по поводу того, как ИИ-помощник сможет эффективно справляться с её привычными задачами. К числу этих задач относятся адаптация учебного материала под индивидуальные потребности ученика, создание интерактивных упражнений для практики языка и предоставление обратной связи. Александра считает, что личный подход и понимание нюансов обучения языку остаются незаменимыми в процессе преподавания.
- перенастройка урока в зависимости от настроения и степени усталости ученика. О настроении и усталости часто свидетельствуют невербальные сигналы, тогда как на словах ученик может сообщить, что у него всё в порядке (эту незаменимую практику — считывать эмоциональное состояние ученика и настраивать под него содержание урока — упомянули почти все опрошенные преподаватели);
- объяснение нюансов разговорной речи в тех случаях, когда речь идёт об очень специфических или локальных особенностях.
Фатима Рамазанова, преподаватель французского и русского языков для иностранцев, подчеркивает важность осознания психологического блока, который может возникнуть при общении на изучаемом языке. Этот блок часто мешает студентам свободно общаться с носителями языка. Понимание и преодоление таких барьеров — ключевые аспекты успешного изучения иностранного языка. Ученикам стоит работать над своей уверенностью и практиковать разговорные навыки, чтобы справиться с этим препятствием и улучшить уровень владения языком.
В процессе обучения на факультете педагогики в университете студенты изучают ряд предметов, связанных с психологией. Эти знания помогают адаптировать методики преподавания в соответствии с потребностями учащихся. Например, в случае возникновения языковых трудностей. Искусственный интеллект может эффективно использоваться для автоматизации процессов и запоминания информации, однако трудно представить, как он сможет справиться с такими важными задачами, как поддержка учеников в преодолении языковых барьеров.
Репетиторы сомневаются, что ИИ-помощники способны обеспечить учащимся полноценное взаимодействие, насыщенное эмоциями и эмпатией. По мнению Маргариты Филатовой, репетитора по английскому языку, даже если ИИ пытается имитировать человеческие реакции и поведение, пользователи всё равно будут осознавать, что общаются не с живым человеком. Это, по её мнению, может привести к снижению мотивации у студентов, поскольку отсутствие искренности и эмоциональной связи делает процесс обучения менее привлекательным.
По наблюдениям Маргариты, большинство детей и подростков занимаются теми или иными видами деятельности по требованию родителей. Хотя у них может быть определённый интерес и мотивация, эти чувства часто являются непостоянными. Поддерживать высокую мотивацию у ребёнка на протяжении длительного времени сложно. Родители могут сыграть важную роль в формировании устойчивой заинтересованности и увлечения, однако без внутренней мотивации ребёнка достичь значительных успехов будет трудно.
Когда ученики прекращают выполнять домашние задания или начинают относиться к ним без должной серьезности, эффективным способом воздействия может стать привлечение родителей. Маргарита уверена, что родители в таких ситуациях принимают меры и мотивируют детей на занятия не только из-за финансовых вложений в обучение, но и из-за чувства ответственности. Родителям часто становится неловко за то, что их дети начинают демонстрировать плохие результаты. Это чувство стыда может стать мощным стимулом для родителей, чтобы они активнее вовлекались в учебный процесс своих детей и помогали им достигать успехов.
Я не могу представить ситуацию, в которой на месте репетитора находится искусственный интеллект. Хотя такой робот может сообщить родителям о том, что их ребенок плохо занимается, это не вызовет должной эмоциональной реакции. В большинстве случаев родители могут отреагировать так: «Ребенок не сделал, ну и ладно, сделает в следующий раз». Это означает отсутствие эмоциональной связи, которая так важна для мотивации и успеха детей. Чувство ответственности и стыда, возникающее в результате взаимодействия с живым человеком, играет ключевую роль в обучении. Эмоциональная поддержка и личное вовлечение являются важными факторами, способствующими успеху учащихся, и именно их не может обеспечить машина.
Одним из основных недостатков ИИ-репетиторов является ограниченность применяемых методов обучения. Преподаватели способны не только выбирать из множества преднастроенных методик, но и творчески комбинировать их, создавая уникальные программы, адаптированные под индивидуальные потребности каждого ученика. Это позволяет более эффективно учитывать различные стили обучения и обеспечивать глубже усвоение материала. В то время как ИИ-тьюторы предлагают стандартизированные решения, живой педагог может интегрировать персонализированные материалы и подходы, что значительно повышает качество образования.
Преподавание математики, несмотря на её алгоритмическую природу, не поддаётся полной цифровизации. Это связано с тем, что изучение математики включает не только выполнение шаблонных задач, но и развитие аналитического мышления. Репетитор по математике Катерина Гордеева подчеркивает, что главная задача преподавателя заключается в том, чтобы научить учеников мыслить критически, выходить за рамки привычного и строить логические связи, а не просто следовать установленным алгоритмам. Кроме того, ученикам часто требуется несколько раз объяснять одну и ту же концепцию различными способами, что подчеркивает важность индивидуального подхода в обучении.
В математике ключевым аспектом является понимание каждого шага, а не просто механическое запоминание решений типовых задач. Я регулярно спрашиваю своих учеников после выполнения каждого действия: «Почему именно так?» Это помогает развивать критическое мышление и осознание процесса. Каждая задача может иметь несколько методов решения, поэтому важно поддерживать ученика в поиске собственного подхода, направляя и подсказывая, а не предлагая готовое решение. Я не верю, что искусственный интеллект сможет полноценно выполнить эту задачу.
По её наблюдениям, искусственный интеллект пока испытывает трудности с решением ряда математических задач. Однако она уверена, что в будущем ИИ станет важным и незаменимым инструментом как для преподавателей математики, так и для их учеников. Использование ИИ в образовательном процессе может существенно улучшить понимание математических концепций и сделать обучение более эффективным.
ИИ-репетиторы, несмотря на свою простоту, иногда подвергаются критике. Это связано с настройками конкретных платформ и сервисов. Например, эксперт в области математического образования Дэн Майер раскритиковал чат-бота Khanmigo, который работает на базе GPT-4 и помогает пользователям образовательной платформы Khan Academy. Основная проблема заключается в том, что чат-бот не предоставляет положительную обратную связь, что является важным педагогическим приемом для поддержки учебного процесса. Эффективное использование ИИ в образовательных технологиях требует учета таких аспектах, как мотивация и поддержка учащихся, что может значительно повысить качество обучения.
Аркадий Зильберман, эксперт в области обучения иностранным языкам и CEO компании Language Bridge Technology, утверждает, что простое исправление грамматических и произносительных ошибок пользователями, как это делают диалоговые цифровые помощники на языковых платформах, не способствует запоминанию материала. Этот тезис, однако, требует дальнейшей проверки с помощью исследований.
Руководитель команды образовательного контента платформы интерактивных домашних заданий для учителей российских школ «Skysmart Класс» Мария Косберг и директор по развитию в «Самолётуме» Иван Илларионов выделяют важную причину, по которой нейросети уступают живым репетиторам. Искусственный интеллект требует постоянного обучения. Иван подчеркивает, что для эффективного развития ИИ-технологий в образовании необходимы решительные шаги, направленные на формирование датацентричной культуры управления и интенсификацию сбора цифровых данных в образовательной сфере. Мария добавляет, что для регулярного обновления нейросетей требуются актуализированные базы данных, которые на сегодняшний день недостаточно развиты в образовательных организациях. Таким образом, создание качественного контента и сбор данных становятся критически важными для повышения эффективности ИИ в сфере образования.
Педагоги и разработчики ИИ-репетиторов рассматривают эти технологические решения как поддержку для учителей, а не как конкуренцию. Большинство опрошенных преподавателей активно изучают и внедряют ИИ-инструменты в свою практику, что подтверждает растущий интерес к интеграции технологий в образовательный процесс. Использование искусственного интеллекта в обучении позволяет повысить эффективность преподавания и индивидуализировать подход к каждому ученику, что делает обучение более доступным и качественным.
Чтение является важной частью нашей жизни и помогает развивать мышление, расширять кругозор и получать новые знания. В современном мире доступ к информации стал проще, и каждый может найти интересные книги или статьи на любую тему. Чтение не только улучшает навыки письма, но и способствует развитию аналитического мышления. Регулярное чтение помогает укрепить память и концентрацию. Важно выбрать правильные материалы, чтобы чтение стало не только полезным, но и увлекательным занятием. Независимо от жанра, будь то художественная литература, научные статьи или деловые книги, каждый найдет что-то по своему вкусу. Не упустите возможность обогатить свой внутренний мир через чтение.
Запросы для ChatGPT, полезные для педагогов
Педагоги могут использовать ChatGPT для различных образовательных целей. Например, можно запросить идеи для уроков, материалы для подготовки занятий или советы по управлению классом. Также полезно получать рекомендации по методам оценки знаний учеников. Создание интерактивных заданий и тестов — еще одна область, где ChatGPT может значительно облегчить работу учителей.
Для более глубокого понимания темы можно задать вопросы о современных образовательных технологиях или запросить информацию о лучших практиках в преподавании. Используя ChatGPT, педагоги могут улучшить качество своего обучения и сделать процесс более увлекательным и эффективным.
Кого ИИ-репетиторы всё-таки могут потеснить
Анастасия Кичкирева отмечает, что искусственный интеллект способен выполнять определённые рабочие функции, хотя большинство задач остаются вне его досягаемости. Она считает, что в некоторых ситуациях ИИ может конкурировать с людьми, особенно в рамках коротких сроков и при выполнении узкоспециализированных задач.
Илья Хистрактор, опытный репетитор по истории и обществознанию, а также создатель двух онлайн-курсов для подготовки к ЕГЭ и преподаватель в онлайн-школе, выражает мнение, что постепенное внедрение искусственного интеллекта и автоматизация рутинных задач могут в будущем привести к замене преподавателей, которые действуют без индивидуального подхода.
Рынок репетиторства, по моему мнению, будет развиваться в направлении, где доступные по цене образовательные решения будут основывать свои услуги на искусственном интеллекте. В то же время, премиальные образовательные продукты продолжат использовать живых преподавателей, что станет их уникальным преимуществом в процессе обучения. Это разделение позволит удовлетворить потребности различных категорий клиентов и повысит качество образования в целом.
Алексей Богданов, преподаватель информатики и разработчик образовательной ИИ-платформы, высказывает мнение, что платформы, адаптирующиеся к моделям учеников и учебных дисциплин, в будущем смогут заменить не только некоторых репетиторов, но и большинство из них. Он уверен, что искусственный интеллект способен справиться с любыми задачами, и до 2030 года многие из них будут успешно решены. Это открывает новые возможности для образования и подчеркивает важность интеграции технологий в учебный процесс.
Алексей уверен, что онлайн-школы с качественными платформами уже значительно увеличили свою долю на рынке, оттесняя репетиторов. Рынок репетиторства с каждым годом сокращается. Платформы становятся основными источниками знаний и инструментами для формирования навыков, в то время как традиционное живое репетиторство становится дорогим и менее доступным. Оно постепенно трансформируется в коучинг и менторство. Тем не менее, Алексей признает, что человеку все же необходим живой контакт, поэтому родители будут продолжать искать репетиторов для своих детей.
В конечном счете, вопрос о том, смогут ли ИИ-репетиторы заменить большинство человеческих конкурентов, зависит не только от уровня технологических достижений в освоении «чисто человеческих» функций. Важно, будут ли люди готовы массово использовать эти технологии и доверять им, особенно когда речь идет об образовании детей. Доверие к ИИ в образовательном процессе станет ключевым фактором в его успешности и распространенности.
Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO
Вы научитесь запускать прибыльные курсы и вебинары с минимальными вложениями. Поймёте, как вывести в плюс существующие EdTech-проекты и зарабатывать на онлайн-обучении.
Узнать подробнее