Из-за новой версии GPT-4 языковые образовательные платформы станут не нужны? / Skillbox Media
Вроде бы стоимость акций Duolingo из-за этого уже упала. Но так ли это на самом деле?
Содержание:
Научитесь: Профессия Менеджмент в онлайн-образовании
Узнать большеКак эксперты оценивают прогнозы о смерти языковых проектов
14 мая школа английского языка «Антишкола» провела онлайн-дискуссию, посвященную влиянию искусственного интеллекта на индустрию образовательных технологий (EdTech). В ходе обсуждения участники затронули слухи о падении акций Duolingo, которое могло быть связано с последним релизом OpenAI. Михаил Свердлов, бывший CBDO онлайн-университета Skypro и экс-директор по образовательному продукту и контенту онлайн-школы Skyeng, отметил, что неясно, является ли это падение следствием корреляции или же простым совпадением. Тем не менее, многие аналитики и средства массовой информации представили данную ситуацию как взаимосвязанное явление, утверждая, что «мир языковых школ оказался в сложной ситуации». Обсуждение подчеркивает важность анализа влияния технологий на рынок языковых образовательных услуг и необходимость адаптации к новым условиям.
Михаил отметил, что это не первая попытка предсказать скорую смерть образовательных проектов. Аналогичные прогнозы высказывались в момент появления Google-переводчика и введения функции синхронного перевода. Эти предсказания, как показывает практика, часто оказываются неверными, так как образовательные технологии продолжают развиваться и адаптироваться к новым условиям.
Эксперт не считает, что стоит беспокоиться о будущем обучения иностранным языкам. Он уверен, что данное направление станет более увлекательным и многообразным. Новые технологии и методы обучения откроют новые горизонты, что сделает процесс изучения языков более привлекательным для студентов.
Десять лет назад я впервые услышал утверждение, что современные технологии могут полностью изменить процесс изучения языков. Существуют даже мнения, что в будущем нам не потребуется учить языки, поскольку технологии достигнут такого уровня, что можно будет внедрять чипы. Илон Маск активно работает над этой идеей в своей компании Neuralink, уже были случаи, когда чипы встраивались в мозг человека. Это вызывает вопрос о том, не станет ли обучение ненужным: достаточно будет нажать кнопку на устройстве, и вся информация станет доступной. Однако стоит отметить, что такие знания могут оставаться поверхностными. Они не обеспечивают той глубины понимания, которую дает естественный процесс обучения, при котором формируются нейронные связи и запоминаются важные аспекты языка.
Наталья Перельдик, соосновательница компании Funexpected Math, выразила сомнения относительно связи падения акций Duolingo с выходом новой версии GPT-4. Она подчеркнула, что хотя рынок EdTech выглядит внушительно, на самом деле он составляет всего 5–6% от общего объема образовательной отрасли. Это означает, что перевод всего образования в цифровое пространство представляет собой сложную задачу. Кроме того, Наталья отметила, что на сегодняшний день немногим удалось достичь высокого уровня удержания клиентов (метрика retention) без участия живых специалистов. Она подчеркнула, что мотивация людей к обучению остается низкой, и многие склонны прекращать обучение на курсах.
По словам экспертов, наилучшей мотивацией для продолжения обучения служит взаимодействие с учителем. Личное общение и поддержка педагога играют ключевую роль в образовательном процессе. В то же время, инструменты искусственного интеллекта могут значительно повысить эффективность работы учителей, трансформируя их роль в образовательной системе. Вместо того чтобы просто указывать на задачи, педагоги могут стать коучами, которые предлагают ученикам рекомендации и возможности для самостоятельного обучения. Это изменение способствует более активному вовлечению студентов в процесс и помогает развивать их самостоятельность.
Наталья отметила, что уникальность Duolingo заключается в его социальной составляющей. Компания сама подчеркивает, что платформа не просто помогает в изучении языков, но и предлагает альтернативу бездумному прокручиванию контента в социальных сетях. Duolingo предоставляет пользователям возможность эффективно учить языки в интерактивной и увлекательной форме, что делает обучение более привлекательным и продуктивным.
Аника Брейн, основательница таких проектов, как «Антишкола», Brainika, Bilingval и PlaySEND, отметила, что с развитием технологий часто возникают прогнозы о негативном влиянии на сферу EdTech. Действительно, некоторые компании не успевают адаптироваться к изменениям. Однако технологический прогресс предоставляет множество новых инструментов, которые могут быть полезными. Важно отметить, что эти инструменты не всегда так совершенны, как может показаться на первый взгляд. «Это скорее витаминка, чем полноценное лекарство», — подчеркивает она.
Что про это думают в Skyeng
Мы провели исследование, чтобы понять перспективы языковых онлайн-школ в России, сосредоточив внимание на ведущем игроке в этой нише — компании Skyeng. Варвара Новожилова, руководитель отдела поиска и развития инноваций, отметила, что искусственный интеллект является скорее вспомогательным инструментом, чем угрозой для крупных игроков на рынке. Это подчеркивает важность адаптации и внедрения новых технологий в образовательный процесс, чтобы оставаться конкурентоспособными в условиях быстро меняющегося рынка.
Нейросети стали неотъемлемой частью нашей жизни и их влияние на развитие сегмента EdTech невозможно отрицать. Искусственный интеллект значительно улучшает качество и скорость перестройки образовательного контента в соответствии с индивидуальными запросами студентов. На рынке существует множество моделей, в том числе от компании Skyeng, которые эффективно решают различные задачи в области образования. Однако использование ИИ может представлять угрозу для небольших компаний и частных репетиторов, которые могут столкнуться с трудностями в конкуренции с более крупными игроками.
Малые игроки на рынке сталкиваются с серьёзной проблемой ограниченности ресурсов, что не позволяет им разрабатывать собственные нейросети с продвинутыми функциями и обучать их на обширных наборах данных. Небольшие учебные заведения и репетиторы могут прибегать к использованию готовых решений, однако их эффективность часто оставляет желать лучшего, как отмечает Варвара Новожилова. В условиях растущей конкуренции важно находить оптимальные инструменты, которые помогут максимально использовать имеющиеся ресурсы и улучшить качество образовательных услуг.
Нейросети действительно упрощают образовательный процесс, но не стоит воспринимать их как универсальное решение. Большинство учеников по-прежнему нуждаются в человеческом наставнике, который поможет составить учебную программу, найти подходящие материалы и направить их, экономя время на подготовку. Это позволяет сосредоточиться на главной задаче — обучении. Хотя в интернете доступна обширная информация по самым различным темам, многие продолжают обращаться за помощью к репетиторам и онлайн-школам. Роль преподавателя также претерпевает изменения: вместо того чтобы быть просто носителем знаний, он становится тьютором, который поддерживает мотивацию ученика и помогает эффективно проходить образовательный путь.
Не все пользователи интернета имеют возможность активно использовать инструменты искусственного интеллекта, такие как ChatGPT. Для эффективной работы с такими системами требуется хотя бы базовое понимание промптинга. Кроме того, из-за сложностей с регистрацией, лишь небольшая часть российских интернет-пользователей обращается к ChatGPT, и это, как правило, самые мотивированные пользователи.
Падение акций Duolingo не связано с запуском новой языковой модели, утверждает Варвара, как и многие другие эксперты. Ранее акции компании уже демонстрировали отрицательную динамику, что указывает на более глубокие проблемы, не связанные исключительно с новыми продуктами.
Чтение является важным аспектом нашей жизни. Оно не только развивает мышление, но и обогащает наш внутренний мир. Погружаясь в книги, мы открываем новые горизонты и получаем ценные знания. Чтение способствует улучшению концентрации и памяти, а также помогает развивать воображение и креативность. Важно выбирать разнообразные жанры и авторов, чтобы расширить свой кругозор и обогатить опыт. Не забывайте делиться прочитанным с окружающими, это поможет глубже понять и осмыслить информацию.
Чтение книг – это не только увлекательное занятие, но и полезная привычка, которая приносит множество преимуществ.
Эксперт утверждает, что рынок EdTech должен изменить свой подход, отойдя от техноцентричного восприятия образования. Вместо сосредоточенности на технологиях, необходимо акцентировать внимание на педагогических методах и потребностях учащихся. Такой переход позволит создать более эффективные и инклюзивные образовательные решения, которые будут лучше соответствовать требованиям современного учащегося. Образование должно быть ориентировано на развитие навыков, критического мышления и творческого подхода, а технологии должны служить инструментом для достижения этих целей, а не самоцелью.
Могут ли языковые ИИ-боты стать прорывом для обучения детей?
Варвара Новожилова отметила, что ключевая особенность новой версии GPT-4o — способность вести диалог с пользователем — не представляет собой значительного прорыва для образовательных проектов. Хотя основная версия ChatGPT не обладала этой функцией, на основе ее технологии уже было разработано множество образовательных решений, способных воспринимать голосовые команды, хотя и с меньшей скоростью реакции.
Михаил Свердлов и Никита Лозовский, образовательный продюсер и автор канала «Технологии образования», в ходе дискуссии, организованной «Антишколой», отметили, что новая способность GPT понимать голосовые команды является значительным прорывом. Это открывает широкие возможности для пользователей интернета, которые ранее испытывали трудности в обучении с помощью ИИ-ботов из-за недостаточного уровня образования или недостаточного владения родным языком. В частности, это касается детей и людей, которые не могли формулировать запросы и интерпретировать ответы нейросетей. Теперь, благодаря голосовому взаимодействию, доступ к образовательным ресурсам становится проще и интуитивно понятнее для всех.
Недавно китайские исследователи провели анализ, чтобы выяснить, насколько чат-боты способствуют обучению. В ходе исследования они изучили более 20 научных публикаций на эту тему. Результаты показали, что чат-боты могут быть полезны в образовательном процессе, однако их влияние на школьников оказывается незначительным. Это объясняется тем, что дети младшего возраста часто не могут четко формулировать свои запросы и не всегда понимают ответы, что препятствует эффективному взаимодействию. Важно отметить, что данное исследование касалось именно письменного общения с чат-ботами.
ИИ-репетиторы, способные к голосовому общению и распознаванию интонаций, могут значительно улучшить процесс обучения детей. Однако, как отмечали Варвара Новожилова и Наталья Перельдик, существует важное препятствие: детям необходим человек-наставник, который поможет структурировать обучение и поддерживать мотивацию. Простое взаимодействие с голосовым ботом на английском языке не гарантирует успешного освоения языка. Человеческий элемент остается ключевым в образовательном процессе, обеспечивая необходимую поддержку и обратную связь, что особенно важно для детей.
Профессия Менеджмент в онлайн-образовании
Вы узнаете, как запускать востребованные онлайн-курсы, руководить командой и получать стабильную прибыль. Сможете создать образовательный проект с нуля или масштабировать существующий.
Узнать подробнее