Критериальное оценивание: что оно из себя представляет и как применяется / Skillbox Media
Чем оценка на основе критериев отличается от выставления отметок по пятибалльной шкале, из чего она состоит и чем полезна для педагогов и учеников.
Содержание:
- Что такое критериальное оценивание?
- Чем критериальное оценивание отличается от традиционной пятибалльной системы?
- Тогда в чём проблема с традиционной системой оценки? Ведь обычно критериальное оценивание ей противопоставляют.
- В чём ещё преимущества критериальной системы оценивания по сравнению с традиционной?
- Получается, критериальное оценивание — то же самое, что и формирующее?
- Как возникло критериальное оценивание, кто его придумал?
- С какими ещё педагогическими идеями и теориями связано критериальное оценивание?
- Что представляют собой критерии в оценивании? Как их обычно формулируют?
- Из чего состоит процесс критериального оценивания?
- Где применяют критериальное оценивание?
- Как школьники и их родители воспринимают критериальное оценивание?
- С какого класса оптимально вводить такую систему в школе, чтобы она была понятна и полезна ученикам?
- А есть у этой системы оценивания какие-нибудь недостатки?
- Что такое критериальное оценивание?
- Что такое критериальное оценивание?
- Чем критериальное оценивание отличается от традиционной пятибалльной системы?
- Чем критериальное оценивание отличается от традиционной пятибалльной системы?
- Тогда в чём проблема с традиционной системой оценки? Ведь обычно критериальное оценивание ей противопоставляют.
- Тогда в чём проблема с традиционной системой оценки? Ведь обычно критериальное оценивание ей противопоставляют.
- В чём ещё преимущества критериальной системы оценивания по сравнению с традиционной?
- В чём ещё преимущества критериальной системы оценивания по сравнению с традиционной?
- Получается, критериальное оценивание — то же самое, что и формирующее?
- Получается, критериальное оценивание — то же самое, что и формирующее?
- Как возникло критериальное оценивание, кто его придумал?
- Как возникло критериальное оценивание, кто его придумал?
- С какими ещё педагогическими идеями и теориями связано критериальное оценивание?
- С какими ещё педагогическими идеями и теориями связано критериальное оценивание?
- Что представляют собой критерии в оценивании? Как их обычно формулируют?
- Что представляют собой критерии в оценивании? Как их обычно формулируют?
- Из чего состоит процесс критериального оценивания?
- Из чего состоит процесс критериального оценивания?
- Где применяют критериальное оценивание?
- Где применяют критериальное оценивание?
- Как школьники и их родители воспринимают критериальное оценивание?
- Как школьники и их родители воспринимают критериальное оценивание?
- С какого класса оптимально вводить такую систему в школе, чтобы она была понятна и полезна ученикам?
- С какого класса оптимально вводить такую систему в школе, чтобы она была понятна и полезна ученикам?
- А есть у этой системы оценивания какие-нибудь недостатки?
- А есть у этой системы оценивания какие-нибудь недостатки?
Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO»
Узнать большеЧто такое критериальное оценивание?
Критериальное оценивание представляет собой комплексный метод преподавания и обучения, основанный на четких и понятных критериях оценки. Этот подход обеспечивает прозрачность для всех участников образовательного процесса, включая преподавателей и студентов. Использование критериев позволяет более объективно оценивать достижения учащихся, что способствует их развитию и улучшению образовательных результатов. Критериальное оценивание не только упрощает процесс обратной связи, но и помогает студентам лучше понять свои сильные и слабые стороны, что в конечном итоге ведет к повышению качества обучения.
Оценивание на основе критериев основывается на установленных целях обучения и ожидаемых результатах освоения образовательных программ. Каждый ученик имеет возможность видеть эталонный результат, к которому он должен стремиться, а также получает оценку своего индивидуального учебного прогресса. Это позволяет оценить текущий уровень знаний, умений и навыков ученика в сравнении с предыдущими достижениями. Критериальное оценивание способствует более объективному и прозрачному процессу оценки, что улучшает мотивацию учащихся и их понимание собственных сильных и слабых сторон в обучении.
Чем критериальное оценивание отличается от традиционной пятибалльной системы?
Для эффективного понимания процесса оценивания необходимо разобраться в терминологии. Сравнение результатов конкретного ученика может происходить по трем основным типам оценивания. Каждый из этих типов играет важную роль в определении уровня знаний и навыков учащегося.
- Нормативное, или относительное, при котором достижения учащегося сравниваются с достижениями группы сверстников. Так устроены тесты IQ, некоторые стандартизированные тесты для приёма в вузы (например, американские SAT и ACT), в которых оценка применяется с целью отобрать лучших среди абитуриентов, а также система оценивания в старших классах Южной Кореи. Там отметки выставляют по 9-уровневой шкале и распределяют по колоколообразной кривой на уровне класса: 4% учеников попадают в первую категорию, 7% — во вторую, 12% — в третью и так далее.
- Критериальное оценивание означает, что достижения ученика сравниваются с фиксированным стандартом, и эта оценка никак не зависит от результатов других учащихся.
- Ипсативное оценивание предполагает сравнение текущих результатов учащегося с его собственными предыдущими результатами. Этот подход часто встречается в спорте — например, бегун стремится побить личный рекорд, пробежав дистанцию быстрее, чем в прошлый раз. А в образовании его используют для измерения учебного прогресса, сопоставляя текущее состояние знаний, умений и навыков учащегося с их прежним состоянием.
Согласно существующей типологии, традиционная система оценивания в российских школах, закреплённая в «Порядке заполнения, учёта и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов», относится к критериальному типу. Оценки в пятибалльной системе, от «2» (неудовлетворительно) до «5» (отлично), выставляются на основе заранее установленных критериев. К примеру, для получения пятёрки работа должна соответствовать определённым требованиям: диктант должен быть написан без ошибок, все задания в самостоятельной работе по математике должны быть выполнены, включая сложные задачи, а сочинение должно содержать аргументы, поддерживающие позицию автора. Эта система позволяет объективно оценивать уровень знаний и навыков учащихся, что способствует более справедливой и точной оценке их учебных достижений.
Тогда в чём проблема с традиционной системой оценки? Ведь обычно критериальное оценивание ей противопоставляют.
Несмотря на наличие критериев, традиционная система оценивания в российских школах не соответствует истинному критериальному подходу. Ключевые принципы, такие как прозрачность и объективность, не всегда соблюдаются. Критерии оценок в пятибалльной системе имеют общие формулировки, которые часто остаются непонятными для учеников и применяются с недостаточной объективностью. Исследование 2021 года показало, что на оценки влияют не только знания ученика, но и его поведение на уроке, а также личные предпочтения учителя. Кроме того, пятибалльная шкала не предоставляет достаточно информации для адекватного отражения личного прогресса ученика. Например, ученик, который, несмотря на усилия и подготовку, получил меньше ошибок на контрольной, может всё равно не получить четвёрку, что негативно сказывается на его учебной мотивации, что подтверждают многочисленные исследования.
Правильно организованное критериальное оценивание решает многие проблемы в образовательном процессе. Ученик получает ясное представление о «эталоне оценки» через конкретные критерии, что позволяет ему понимать, каким требованиям должна соответствовать его работа и на что будет обращать внимание учитель. Это не только способствует более качественному выполнению задания, но и помогает ученику самостоятельно оценить свои достижения. Кроме того, критериальное оценивание служит отличной основой для планирования индивидуальной образовательной траектории, включая возможность ускоренного освоения учебной программы.
В чём ещё преимущества критериальной системы оценивания по сравнению с традиционной?
Исследования и практика в сфере образования подчеркивают ряд преимуществ данного подхода. Во-первых, он способствует более глубокому усвоению материала, что позволяет учащимся лучше понимать и применять полученные знания. Во-вторых, этот метод развивает критическое мышление, что важно для формирования самостоятельных и инициативных личностей. Третий аспект заключается в повышении уровня мотивации у студентов, так как они становятся более вовлеченными в процесс обучения. Кроме того, данный подход способствует развитию навыков сотрудничества и коммуникации, что является ключевым для успешной профессиональной деятельности в будущем. В целом, использование этого образовательного подхода может значительно улучшить качество обучения и подготовить студентов к реальным жизненным ситуациям.
- Критериальное оценивание позволяет чётче установить соответствие образовательных результатов учащихся целям обучения — то есть учитель оценивает только то, чему учит.
- Учитель получает информативную обратную связь о результатах каждого ученика, что помогает ему управлять траекториями обучения.
- Ученикам проще правильно подойти к выполнению задания, так как им известны критерии желаемого результата.
- Критериальное оценивание способствует самооценке учебной деятельности и учит школьников нести ответственность за своё обучение.
- Снижается риск конфликтов на почве «Почему у меня „четыре“, а не „пять“?», так как критерии и принципы перевода результата в отметки (при суммативном оценивании) прозрачны и известны всем, в том числе родителям и школьной администрации.
Критериальное оценивание в контексте развивающего обучения остается недостаточно исследованным аспектом, особенно в отношении его влияния на успеваемость учеников. Однако результаты исследования 2020 года продемонстрировали, что такой подход способствует формированию у учащихся начальных классов важных ценностей, таких как стремление к поиску ответов, инициативность, умение рассуждать и участвовать в коллективных дискуссиях. Эти навыки не только способствуют личностному развитию детей, но и создают основу для успешного обучения в будущем.
В данном исследовании был выявлен еще один важный эффект: при традиционном подходе к оцениванию школьники часто сосредотачиваются исключительно на полученных отметках. Это приводит к тому, что учащиеся с низкими оценками теряют уверенность в своих способностях, в то время как отличники могут переоценивать свои возможности. В отличие от этого, критериальное оценивание позволяет школьникам самостоятельно и объективно оценить свои достижения, что помогает им понять, в каких областях они преуспевают, а над чем еще нужно поработать.
Получается, критериальное оценивание — то же самое, что и формирующее?
Критериальное оценивание — это метод, который используется для проведения как формирующего (формативного), так и констатирующего (суммативного) оценивания. Формирующее оценивание направлено на процесс обучения и помогает выявить уровень усвоения материала, предоставляя возможность корректировки обучения в реальном времени. Констатирующее оценивание, в свою очередь, применяется для подведения итогов и определения достигнутых результатов по завершении учебного периода. Важно понимать разницу между этими двумя видами оценивания, чтобы эффективно использовать их в образовательном процессе, обеспечивая более глубокое понимание и поддержку учащихся.
Оценка на основе критериев является эффективным инструментом для сбора данных о понимании учениками конкретного материала, а также о состоянии их знаний, умений и навыков в процессе обучения. Данная методика позволяет выявить сильные и слабые стороны каждого ученика, а также наметить ближайшие шаги для улучшения образовательных результатов. Критериальное формативное оценивание способствует более глубокому анализу учебного процесса и помогает учителям адаптировать свои подходы к обучению, обеспечивая более персонализированный и целенаправленный подход к развитию учащихся.
Оценка, проводимая для фиксации объема и качества усвоенного материала, а также для определения уровня знаний, умений и навыков по окончании раздела или курса, представляет собой критериальное суммативное оценивание. Этот тип оценивания обычно сочетается с традиционными отметками, что позволяет преобразовать критериальные результаты в числовые или буквенные значения. Критериальное суммативное оценивание играет важную роль в образовательном процессе, так как позволяет объективно оценить достижения студентов и выявить области, требующие дополнительного внимания.
Разница между формирующим и констатирующим оцениванием заключается в их назначении и применении. Формирующее оценивание направлено на процесс обучения, позволяя выявить и скорректировать недостатки в знаниях и навыках учащихся. В отличие от него, констатирующее оценивание фиксирует достигнутый уровень знаний на определённый момент времени. Критериальное оценивание может использоваться как в формирующем, так и в констатирующем подходах, предоставляя четкие критерии для оценки результатов и эффективности образовательного процесса.
Как возникло критериальное оценивание, кто его придумал?
Термин «критериальное оценивание» был введен американским педагогом и психологом Робертом Глейзером в его статье «Технология обучения и измерение учебных результатов: несколько вопросов», опубликованной в 1963 году. Глейзер подчеркивает, что оценка достижений учащихся должна опираться на концепцию непрерывного процесса обучения, который начинается с нуля и приводит к достижению определенных образовательных результатов. Критериальное оценивание позволяет объективно измерять прогресс студентов, фиксируя их развитие на разных этапах обучения, что способствует более эффективному процессу преподавания и индивидуализации образовательных подходов.
Ключевой особенностью критериального оценивания является переход от относительной оценки, основанной на сравнении с результатами других учащихся, к абсолютной оценке, которая основывается на сравнении с идеальным образцом. Критериальный подход, как отмечает Глейзер, демонстрирует единство обучения и оценивания. Чётко сформулированные учебные цели определяют, чему именно мы обучаем и каким образом, а также устанавливают критерии для измерения результатов. Этот метод позволяет более точно оценивать достижения учащихся и способствует их дальнейшему развитию.
С какими ещё педагогическими идеями и теориями связано критериальное оценивание?
Авторы «Методологии системы критериального оценивания учебных достижений учащихся» выделяют несколько теоретических оснований для данного подхода. Этот метод обеспечивает более точную и объективную оценку знаний и умений учащихся, что способствует их развитию. Критериальное оценивание позволяет не только выявить уровень усвоения материала, но и определить области, требующие дополнительного внимания. Использование данной методологии также способствует формированию у учащихся навыков самооценки и саморегуляции, что является важным аспектом в образовательном процессе.
- Компетентностный подход — согласно ему, обучение строится на приобретении компетенций (то есть совокупности знаний, умений, навыков и личного опыта), а оценивание результатов основано на конкретных, измеримых критериях.
- Обратный дизайн подразумевает, что проектирование обучения начинается с определения конечного результата, к которому должен прийти учащийся. А уже за этим следует выбор методик обучения и критериев оценки, разработка учебного плана.
- Социальный конструктивизм и понятие зоны ближайшего развития Льва Выготского. С его точки зрения, обучение — это социальный процесс, и именно во взаимодействии с внешней средой и другими людьми (например, с одноклассниками и учителем) ребёнок учится делать то, чего раньше не умел, — сначала с поддержкой, а затем самостоятельно.
- Теория полного усвоения знаний, впервые предложенная Бенджамином Блумом, гласит, что все ученики способны достичь фиксированного желаемого результата, если адаптировать учебный процесс под их способности и потребности — например, давать больше времени на усвоение нового материала тем, кому это нужно. Критерии эталонного результата в этом подходе задаются с помощью таксономии учебных целей.
- Теория формативного (формирующего) оценивания, которое строится на качественном анализе учебной деятельности и трёх основных вопросах: «На какой стадии обучения находится ученик?», «Куда он стремится в своём обучении?» и «Что нужно сделать, чтобы помочь ему достичь цели?»
Что представляют собой критерии в оценивании? Как их обычно формулируют?
Критерий представляет собой признак или характеристику, отражающую уровень освоения материала учеником. Эти критерии формируются на основе поставленных образовательных результатов и могут быть представлены в виде фраз, таких как «решает алгебраические уравнения», «создает визуально привлекательные презентации», «определяет индексы в химической формуле». В сущности, критерии являются учебными действиями, которые ученик выполняет при выполнении заданий. Они играют ключевую роль в оценке знаний и навыков, позволяя определить, насколько успешно ученик справляется с поставленными задачами. Правильная формулировка критериев способствует более четкому пониманию требований к обучению и помогает в развитии необходимых умений.
Для обеспечения четкой и однозначной оценки результатов учеников используются критерии, которые расшифровываются с помощью дескрипторов. Дескрипторы, происходящие от латинского слова descriptor, что означает «описывающий», представляют собой конкретные действия и этапы, составляющие критерий или уровень выполнения учебной задачи. Они иллюстрируют, как должен выглядеть оптимальный результат и какие шаги необходимо предпринять для его достижения. Часто дескрипторам присваиваются баллы, что позволяет суммировать их итоговые значения и выставить оценку по необходимости. Эффективное использование дескрипторов способствует повышению прозрачности оценки и помогает ученикам понимать, какие именно достижения ожидаются от них.
Критерии, дескрипторы и соответствующие им баллы систематизируются в таблице, называемой критериальной или оценочной рубрикой. Эта рубрика является основным инструментом для проведения критериального оценивания. Использование оценочных рубрик позволяет точно и объективно оценивать результаты, обеспечивая ясные критерии для оценки работы.
В отдельной статье подробно рассматриваются критерии и рубрики, а также их функционирование.
Из чего состоит процесс критериального оценивания?
Последовательность критериального оценивания состоит из нескольких ключевых этапов. Каждый из этих шагов играет важную роль в формировании объективной оценки. На первом этапе необходимо установить четкие критерии, которые будут служить основой для оценки. Затем следует сбор данных о результатах, которые будут оцениваться по установленным критериям. После этого осуществляется анализ собранной информации, что позволяет выявить сильные и слабые стороны объектов оценки. Завершающим шагом является формулирование итоговой оценки, которая должна быть обоснованной и прозрачной. Такой подход обеспечивает высокую надежность и объективность критериального оценивания, что особенно важно в образовательных и профессиональных сферах.
- Шаг 1-й — постановка учебной цели, которую нужно достичь ученикам.
- Шаг 2-й — формулировка ожидаемых образовательных результатов. Они конкретизируют учебную цель и описывают, что именно должны знать и уметь учащиеся. Базовые образовательные результаты (личностные, предметные и метапредметные) закреплены в государственных образовательных стандартах — ФГОС.
- Шаг 3-й — выбор задания, которое позволит наиболее полно оценить ожидаемые образовательные результаты.
- Шаг 4-й — составление критериев, которые основаны на образовательных результатах и соответствуют выбранному заданию. Каждый результат может включать один или несколько критериев. А к их формулировке можно привлечь самих учеников.
- Шаг 5-й — описание и конкретизация критериев с помощью дескрипторов и присвоение им баллов, если нужно. Например: 0 — учебное действие не выполнено; 1 — выполнено. Другой вариант: 0 — учебное действие не выполнено; 1 — требует доработки; 2 — выполнено полностью.
- Шаг 6-й — объединение критериев, дескрипторов и баллов в рубрику.
Готовую рубрику предоставляют ученикам для предварительного изучения перед выполнением задания. После того как учащиеся сдадут свои работы, педагог использует рубрику для оценки и выставления отметок, особенно в случае констатирующего оценивания. Этот подход помогает обеспечить прозрачность критериев оценки и способствует более глубокому пониманию учебного материала. Использование рубрики также позволяет ученикам лучше подготовиться к выполнению заданий и повысить качество своих работ.
Я готов помочь вам с редактированием текста. Пожалуйста, предоставьте исходный текст, который вы хотите изменить.
Где применяют критериальное оценивание?
В ряде стран данный подход к образованию применяется в большинстве школ. В 1988 году в Англии и Уэльсе была внедрена система внутришкольного критериального оценивания в рамках образовательной реформы. В тот же период были разработаны первые национальные образовательные программы, которые определили «ключевые этапы» обучения. Каждому ключевому этапу соответствуют определенные образовательные результаты, которые должны быть достигнуты школьниками в зависимости от их возраста.
В образовании Великобритании важное место занимает подход «оценка для обучения» (assessment for learning). Этот метод включает как формативное, так и суммативное оценивание, которые направлены на выявление пробелов в знаниях учащихся. Основная цель данного подхода — предоставить конструктивную обратную связь, способствующую улучшению учебных результатов. Эффективное применение этого подхода помогает не только определить области, требующие доработки, но и способствует более глубокому пониманию материала, что в конечном итоге ведет к повышению качества образования.
В шведских школах с начала 1960-х годов использовалась нормативная система оценивания, однако в 1994 году она была заменена на критериальную. В рамках национальной образовательной программы установлены стандарты освоения предметов для всех уровней обучения. Также определены критерии для выставления оценок от A до F, которые школьники получают по результатам национального тестирования, проходящего в конце 3-го, 6-го и 9-го классов. Эта система позволяет более точно оценивать знания учащихся и их соответствие установленным образовательным стандартам.
В 2016 году в школах Казахстана началось внедрение критериального оценивания. Этот подход к оценке обучения направлен на более точное и объективное определение уровня знаний учащихся. Рекомендуется ознакомиться с пособием Ольги Можаевой, Айданы Шилибековой и Динары Зиеденовой, которое подробно освещает принципы и методики критериального оценивания. Этот новый подход позволяет учителям более эффективно отслеживать прогресс учеников и адаптировать образовательные стратегии для повышения качества обучения.
В России установлены нормативные основы для оценки результатов обучающихся. В частности, в федеральной образовательной программе основного общего образования (ФОП ООО) указано, что достижения учеников оцениваются с использованием системно-деятельностного подхода. Этот подход предполагает, что содержание и критерии оценки основываются на планируемых результатах обучения, которые представлены в деятельностной форме. Такой метод позволяет более точно оценить уровень усвоения знаний и навыков учащимися, а также способствует развитию их учебной активности и самостоятельности.
Важно отметить, что образовательные учреждения самостоятельно определяют методы оценки текущих результатов учащихся. Это включает в себя оценивание за ответы у доски, выполнение проверочных работ и домашних заданий, а также анализ достижений по итогам учебного периода, такого как четверть или триместр. Данная информация отражена в статье 28 Федерального закона 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Многие школы по-прежнему используют традиционную пятибалльную шкалу для оценивания, однако некоторые учреждения, как государственные, так и частные, переходят на критериальное оценивание. В таких случаях пятибалльная шкала применяется лишь для оформления аттестатов.
В 2023 году Минпросвещения опубликовало методические рекомендации, в которых подчеркивается целесообразность внедрения критериального оценивания на всех уровнях общего образования. Это нововведение касается внутреннего оценивания успеваемости, за исключением государственной итоговой аттестации, всероссийских проверочных работ и мониторинговых исследований, проводимых школами. В документе не упоминается об отказе от традиционной пятибалльной системы оценки. Напротив, внедрение критериального оценивания направлено на повышение объективности существующей системы оценивания успеваемости учащихся. Это позволяет учителям более точно отражать уровень знаний и умений студентов, а также способствует более справедливой оценке их достижений.
Как школьники и их родители воспринимают критериальное оценивание?
На основании нашего опыта, ученикам и их родителям часто сложно разобраться в системе оценки, критериях и дескрипторах, а также в назначении рубрик. Мы детально объясняем эти аспекты и рекомендуем ознакомиться с программой учебного курса, в которой представлены методы и формы оценивания. Часто школьники и их родители обращаются к привычной пятибалльной системе, пытаясь сопоставить оценку: «Это „четыре“ или „пять“?» Мы постоянно напоминаем, что переводить критериальные оценки в эту шкалу нецелесообразно, так как процесс оценки функционирует иначе. Объяснение этих нюансов помогает лучше понять систему оценки и улучшить учебный процесс.
Обсуждение критериев и дескрипторов с учениками играет ключевую роль в развитии их способности к самооценке и стремлению к достижению высоких результатов. Ученикам часто сложно воспринимать критерии и дескрипторы, если они сформулированы в терминах учебных результатов и действий. Поэтому учителю необходимо подробно и доступно объяснять эти понятия, используя язык, понятный детям и подросткам. В связи с этим обсуждение критериев в классе может занимать значительное время, иногда равное времени, отведенному на освоение материала, который будет оцениваться с помощью данной системы. Это подчеркивает важность эффективного взаимодействия между учителем и учениками для успешного применения системы оценки.
С какого класса оптимально вводить такую систему в школе, чтобы она была понятна и полезна ученикам?
Критериальное оценивание может быть внедрено на различных уровнях образования, начиная с начальных классов. Исследования профессора Галины Цукерман показывают, что ученики начальных классов способны эффективно применять различные инструменты оценки и самооценки по установленным критериям. Более того, они могут совместно с учителем определять критерии, по которым будет оцениваться их работа. Это способствует не только развитию навыков самооценки, но и формированию у учащихся ответственности за собственное обучение. Внедрение критериального оценивания в образовательный процесс может значительно повысить качество обучения и мотивацию студентов.
На страницах тетрадей ученики рисуют три отрезка с делениями, которые иллюстрируют уровень выполнения заданий: «высокий», «выше среднего», «средний» и другие. Каждый отрезок соответствует определённым критериям оценки и помечен буквами: «П» — правильность, «А» — аккуратность, «О» — оформление работы. Оценивая свои достижения, ученики ставят отметки на отрезках-шкалах. Это позволяет им самостоятельно анализировать качество своих работ и осознавать, над чем необходимо поработать.
А есть у этой системы оценивания какие-нибудь недостатки?
Существует не столько недостатков, сколько определенные сложности в применении системы критериального оценивания. Прежде всего, как отмечают зарубежные исследователи, стоит выделить проблему разнообразия формулировок критериев. Это многообразие приводит к тому, что как педагоги и ученики, так и административные работники и исследователи могут по-разному воспринимать и интерпретировать данную систему. Особенно ярко данная проблема проявляется при оценивании комплексных навыков и компетенций, что может затруднять процесс обучения и оценивания. Качественная реализация критериального подхода требует единого понимания и четкой формулировки критериев, что, в свою очередь, поможет повысить эффективность образовательного процесса.
Разнообразие подходов к оценке образовательных результатов по различным школьным предметам выглядит естественным. Достичь полного единообразия в этих подходах практически невозможно. Более того, такая стандартизация может быть нежелательной, поскольку оценка, основанная на критериях, будет эффективной и надежной только в том случае, если эти критерии учитывают уникальные особенности каждой научной области и школьной дисциплины. Это разнообразие позволяет более точно отражать уровень знаний и навыков учащихся, способствуя их полноценному развитию.
Сложные и многоаспектные навыки требуют разработки детализированной системы критериев для их оценки. Эта задача является непростой и требует значительных временных затрат, которых у учителей зачастую недостаточно. Эффективная оценка таких навыков важна для качественного обучения, но ее реализация может стать серьезным вызовом в условиях ограниченного времени.
Чёткость критериев оценивания иногда оказывается под угрозой, что подрывает саму цель системы. Например, трудно выделить и четко сформулировать дескрипторы для оценки такой важной компетенции, как креативность. Если критерии не будут достаточно ясными, это может привести к неоднозначному толкованию как со стороны учителей, так и со стороны учеников. В результате, процесс обучения и оценки может потерять свою эффективность, что негативно скажется на развитии необходимых навыков. Поэтому важно уделять внимание формулировке критериев, чтобы обеспечить их однозначность и прозрачность в оценивании.
Что такое критериальное оценивание?
Критериальное оценивание представляет собой комплексный подход к обучению и преподаванию, основанный на использовании четко определенных критериев оценки. Эти критерии должны быть ясны и доступны всем участникам образовательного процесса, что способствует более объективной и справедливой оценке знаний и навыков. Такой подход позволяет не только оценивать достижения учащихся, но и помогает им лучше понимать свои сильные и слабые стороны, что в итоге способствует более эффективному обучению.
Оценивание на основе критериев строится на заявленных целях обучения и ожидаемых результатах освоения образовательных программ. Каждый ученик имеет доступ к эталонному результату, к которому следует стремиться. В процессе оценки он получает информацию о своем индивидуальном учебном прогрессе, который включает текущий уровень знаний, умений и навыков в сравнении с предыдущими достижениями. Такой подход позволяет не только установить четкие ориентиры, но и способствует более глубокому пониманию собственного развития в образовательном процессе.
Что такое критериальное оценивание?
Критериальное оценивание представляет собой комплексный метод преподавания и обучения, который основывается на использовании четко определенных критериев оценки. Эти критерии должны быть известны и понятны всем участникам образовательного процесса, включая учеников и преподавателей. Такой подход способствует более объективной и прозрачной оценке знаний и навыков, а также позволяет учащимся лучше понимать ожидания и требования к их работе. Критериальное оценивание не только улучшает качество образования, но и способствует развитию у студентов самостоятельности и ответственности за собственное обучение.
Оценка на основе критериев формируется в соответствии с заявленными целями обучения и ожидаемыми результатами освоения образовательных программ. Каждый ученик имеет доступ к эталонному результату, к которому ему следует стремиться, а также получает оценку своего индивидуального учебного прогресса. Это включает в себя анализ текущего уровня знаний, умений и навыков в сравнении с предыдущими достижениями. Такой подход способствует более глубокому пониманию учащимися своих сильных и слабых сторон, а также позволяет учителям более точно настраивать образовательный процесс.
Чем критериальное оценивание отличается от традиционной пятибалльной системы?
Для начала необходимо понять терминологию. В зависимости от того, с чем именно сравнивается результат ученика, выделяют три основных типа оценивания.
- Нормативное, или относительное, при котором достижения учащегося сравниваются с достижениями группы сверстников. Так устроены тесты IQ, некоторые стандартизированные тесты для приёма в вузы (например, американские SAT и ACT), в которых оценка применяется с целью отобрать лучших среди абитуриентов, а также система оценивания в старших классах Южной Кореи. Там отметки выставляют по 9-уровневой шкале и распределяют по колоколообразной кривой на уровне класса: 4% учеников попадают в первую категорию, 7% — во вторую, 12% — в третью и так далее.
- Критериальное оценивание означает, что достижения ученика сравниваются с фиксированным стандартом, и эта оценка никак не зависит от результатов других учащихся.
- Ипсативное оценивание предполагает сравнение текущих результатов учащегося с его собственными предыдущими результатами. Этот подход часто встречается в спорте — например, бегун стремится побить личный рекорд, пробежав дистанцию быстрее, чем в прошлый раз. А в образовании его используют для измерения учебного прогресса, сопоставляя текущее состояние знаний, умений и навыков учащегося с их прежним состоянием.
Согласно установленной типологии, традиционная система оценки, применяемая в российских школах и закреплённая в «Порядке заполнения, учёта и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов», относится к критериальному типу. В данной пятибалльной системе каждая оценка, от «2» (неудовлетворительно) до «5» (отлично), выставляется на основе предустановленных критериев. Например, для получения пятёрки работа должна соответствовать определённым требованиям: диктант должен быть написан без ошибок, самостоятельная работа по математике должна быть выполнена полностью, включая сложные задачи, а сочинение должно содержать аргументы, которые обосновывают и поддерживают позицию автора. Таким образом, система оценивания направлена на объективное измерение знаний и умений учащихся, что способствует более точному отражению их образовательных достижений.
Чем критериальное оценивание отличается от традиционной пятибалльной системы?
Для начала необходимо разобраться в терминологии. В зависимости от критериев, с которыми сравнивают результаты конкретного ученика, выделяются три основных типа оценивания. Эти типы оценивания играют ключевую роль в образовательном процессе и помогают определить уровень усвоения материала, а также выявить сильные и слабые стороны ученика. Понимание этих категорий оценивания способствует более эффективному обучению и развитию образовательных стратегий.
- Нормативное, или относительное, при котором достижения учащегося сравниваются с достижениями группы сверстников. Так устроены тесты IQ, некоторые стандартизированные тесты для приёма в вузы (например, американские SAT и ACT), в которых оценка применяется с целью отобрать лучших среди абитуриентов, а также система оценивания в старших классах Южной Кореи. Там отметки выставляют по 9-уровневой шкале и распределяют по колоколообразной кривой на уровне класса: 4% учеников попадают в первую категорию, 7% — во вторую, 12% — в третью и так далее.
- Критериальное оценивание означает, что достижения ученика сравниваются с фиксированным стандартом, и эта оценка никак не зависит от результатов других учащихся.
- Ипсативное оценивание предполагает сравнение текущих результатов учащегося с его собственными предыдущими результатами. Этот подход часто встречается в спорте — например, бегун стремится побить личный рекорд, пробежав дистанцию быстрее, чем в прошлый раз. А в образовании его используют для измерения учебного прогресса, сопоставляя текущее состояние знаний, умений и навыков учащегося с их прежним состоянием.
Согласно установленной типологии, традиционная система оценивания в российских школах, закреплённая в «Порядке заполнения, учёта и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов», относится к критериальному типу. Эта пятибалльная шкала оценки, где «2» соответствует «неудовлетворительно», а «5» — «отлично», предполагает, что каждая отметка выставляется на основе заранее определённых критериев. Например, для получения пятёрки работа должна соответствовать ряду параметров: диктант необходимо написать без ошибок, все задачи в варианте самостоятельной работы по математике должны быть решены, включая сложные, а сочинение должно содержать аргументы, которые подтверждают позицию автора. Такая система оценки позволяет объективно оценивать уровень знаний и навыков учащихся, что способствует повышению качества образования.
Тогда в чём проблема с традиционной системой оценки? Ведь обычно критериальное оценивание ей противопоставляют.
Система оценивания в российских школах, основанная на пятибалльной шкале, не соответствует принципам критериального оценивания, таким как прозрачность и объективность. Критерии выставления отметок часто имеют общие формулировки и остаются непонятными для учеников, что снижает их значимость. Исследования, проведенные в 2021 году, показали, что на отметки влияют не только знания учащихся, но и их поведение на уроке, а также личное отношение учителя. Пятибалльная шкала недостаточно детализирована, чтобы адекватно отражать индивидуальный прогресс каждого ученика. Например, ученик, который приложил усилия и уменьшил количество ошибок в сравнении с предыдущими работами, может всё равно не получить заслуженную четвёрку. Это приводит к снижению учебной мотивации, что подтверждается результатами исследований, подчеркивающих необходимость пересмотра подхода к оцениванию в образовательной системе.
Правильная реализация критериального оценивания позволяет устранить существующие недостатки в образовательном процессе. Ученик получает четкое представление об «эталоне оценки» через конкретные критерии, что помогает ему понимать, каким требованиям должна соответствовать его работа и какие аспекты будут оцениваться учителем. Это не только способствует выполнению задания, но и позволяет ученику самостоятельно оценить свои достижения. Кроме того, критериальное оценивание является полезным инструментом для планирования индивидуальной траектории обучения, включая возможность ускоренного освоения учебной программы. Такой подход повышает мотивацию и способствует более глубокому пониманию материала.
Тогда в чём проблема с традиционной системой оценки? Ведь обычно критериальное оценивание ей противопоставляют.
Традиционная система оценивания в российских школах не соответствует критериальному оцениванию, несмотря на наличие определённых критериев. Основные принципы, такие как прозрачность и объективность, не всегда соблюдаются. Критерии оценки в пятибалльной системе часто имеют общие формулировки и могут быть неизвестны или непонятны ученикам. Кроме того, их применение не всегда отличается объективностью. Исследование 2021 года показало, что на оценки влияют не только знания ученика, но и его поведение на уроке, а также личное отношение учителя. Пятибалльная шкала оказывается недостаточно детализированной для отражения личного прогресса ученика. Например, ученик, который старательно готовился к самостоятельной работе и допустил меньше ошибок, чем раньше, может всё равно не получить ожидаемую четвёрку. Это приводит к снижению учебной мотивации, что подтверждают многочисленные исследования. Необходимость более объективного и прозрачного подхода к оцениванию знаний становится всё более актуальной в образовательной системе.
Правильно организованное критериальное оценивание позволяет устранить многие недостатки традиционных методов. Ученик получает четкие критерии оценки, что помогает ему понять, каким требованиям должна соответствовать его работа и на что обращает внимание учитель. Это не только способствует выполнению задания, но и дает возможность ученику самостоятельно оценить свои результаты. Кроме того, такая система является отличным инструментом для планирования индивидуальной траектории обучения, включая возможность ускоренного освоения программы. Критериальное оценивание делает образовательный процесс более прозрачным и эффективным, что в конечном итоге положительно сказывается на успеваемости учащихся.
В чём ещё преимущества критериальной системы оценивания по сравнению с традиционной?
Исследователи и практики в области образования выделяют ряд преимуществ данного подхода. Во-первых, он способствует активному вовлечению студентов в учебный процесс, что увеличивает их мотивацию и улучшает усвоение материала. Во-вторых, данный метод обучения развивает критическое мышление и творческие способности, позволяя учащимся находить нестандартные решения. В-третьих, он способствует формированию навыков командной работы, так как студенты часто работают в группах, что улучшает их коммуникацию и сотрудничество. Кроме того, применение этого подхода помогает адаптировать учебный процесс под индивидуальные потребности учащихся, что делает его более эффективным и персонализированным. В результате, использование данного подхода в образовании не только повышает качество знаний, но и готовит студентов к реальным вызовам в будущем.
- Критериальное оценивание позволяет чётче установить соответствие образовательных результатов учащихся целям обучения — то есть учитель оценивает только то, чему учит.
- Учитель получает информативную обратную связь о результатах каждого ученика, что помогает ему управлять траекториями обучения.
- Ученикам проще правильно подойти к выполнению задания, так как им известны критерии желаемого результата.
- Критериальное оценивание способствует самооценке учебной деятельности и учит школьников нести ответственность за своё обучение.
- Снижается риск конфликтов на почве «Почему у меня „четыре“, а не „пять“?», так как критерии и принципы перевода результата в отметки (при суммативном оценивании) прозрачны и известны всем, в том числе родителям и школьной администрации.
Критериальное оценивание до сих пор не стало предметом широкого исследования в контексте его влияния на успеваемость учащихся. Однако результаты исследования 2020 года свидетельствуют о том, что критериальное оценивание в рамках развивающего обучения способствует формированию у учеников начальных классов таких ценностей, как стремление к поиску ответов, инициативность, умение рассуждать и участвовать в коллективных дискуссиях. Это подчеркивает важность внедрения критериального оценивания для повышения качества образовательного процесса и развития ключевых компетенций у школьников.
В данном исследовании был выявлен еще один эффект: при традиционном оценивании ученики часто сосредотачиваются на получаемых отметках. Это приводит к тому, что школьники с низкими оценками теряют веру в свои способности, в то время как отличники могут переоценивать свои возможности. В отличие от этого, при критериальном оценивании ученики имеют возможность самостоятельно и объективно оценить свои достижения, а также определить области, в которых им необходимо улучшить свои навыки. Такой подход способствует более глубокому пониманию учебного процесса и повышает мотивацию к обучению.
В чём ещё преимущества критериальной системы оценивания по сравнению с традиционной?
Исследования и практические наблюдения в сфере образования выявляют ряд преимуществ данного подхода. Во-первых, он способствует более глубокому вовлечению учащихся в учебный процесс, что повышает уровень их мотивации и заинтересованности. Во-вторых, данный метод способствует развитию критического мышления, позволяя студентам анализировать и синтезировать информацию более эффективно. Кроме того, он способствует формированию навыков работы в команде, что актуально в современных условиях. Наконец, данный подход позволяет адаптировать образовательный процесс под индивидуальные потребности и интересы учащихся, что в свою очередь улучшает результаты их обучения.
- Критериальное оценивание позволяет чётче установить соответствие образовательных результатов учащихся целям обучения — то есть учитель оценивает только то, чему учит.
- Учитель получает информативную обратную связь о результатах каждого ученика, что помогает ему управлять траекториями обучения.
- Ученикам проще правильно подойти к выполнению задания, так как им известны критерии желаемого результата.
- Критериальное оценивание способствует самооценке учебной деятельности и учит школьников нести ответственность за своё обучение.
- Снижается риск конфликтов на почве «Почему у меня „четыре“, а не „пять“?», так как критерии и принципы перевода результата в отметки (при суммативном оценивании) прозрачны и известны всем, в том числе родителям и школьной администрации.
Критериальное оценивание в развивающем обучении до сих пор недостаточно изучено в контексте его влияния на успеваемость учащихся. Тем не менее, исследования, проведенные в 2020 году, продемонстрировали, что такой подход способствует формированию у начальных школьников важнейших ценностей. В частности, критериальное оценивание помогает развивать навыки поиска ответов, инициативности, аналитического мышления и участия в коллективных дискуссиях. Эти аспекты играют ключевую роль в образовательном процессе, способствуя более глубокому пониманию материала и активному вовлечению учащихся в обучение.
В исследовании был выявлен важный эффект: при традиционном оценивании учащиеся зачастую сосредотачиваются на получаемой отметке. Это приводит к тому, что ученики с низкими оценками теряют веру в свои способности, в то время как отличники, наоборот, могут завышать свою самооценку. В отличие от этого, критериальное оценивание позволяет школьникам объективно оценить свои достижения, а также выявить области, в которых им необходимо улучшение. Таким образом, переход к критериальному оцениванию может способствовать более здоровой учебной среде и повышению мотивации учеников.
Получается, критериальное оценивание — то же самое, что и формирующее?
Критериальное оценивание представляет собой метод, который используется как для формирующего (формативного), так и для констатирующего (суммативного) оценивания. Формирующее оценивание направлено на отслеживание прогресса учащихся и предоставляет обратную связь, позволяя улучшить процесс обучения. В то время как констатирующее оценивание служит для подведения итогов и определения уровня усвоения материала. Понимание различий между этими подходами позволяет более эффективно оценивать и развивать образовательный процесс.
Оценка на основе критериев служит важным инструментом для сбора данных о понимании учениками конкретного материала, а также о состоянии их знаний, умений и навыков в процессе обучения. Такой подход позволяет определить ближайшие шаги для улучшения образовательных результатов. Это метод критериального формативного оценивания, который помогает не только выявить текущий уровень знаний, но и наметить пути для дальнейшего развития учащихся. Использование критериального оценивания способствует более глубокому пониманию учебного процесса и позволяет учителям адаптировать свои методы обучения в соответствии с потребностями каждого ученика.
Если оценка проводится с целью зафиксировать количество и качество усвоенного материала, а также определить уровень знаний, умений и навыков по завершении учебного раздела или курса, то это называется критериальным суммативным оцениванием. Данный метод часто сочетается с традиционными отметками, что позволяет переводить критериальные результаты в числовые или буквенные показатели. Такой подход способствует более точной оценке успеваемости и помогает выявить области, требующие дополнительного внимания.
Разница между формирующим и констатирующим оцениванием заключается в их назначении. Формирующее оценивание направлено на улучшение и развитие навыков учащихся, в то время как констатирующее оценивание фиксирует достигнутые результаты. Критериальное оценивание может быть использовано как для формирующего, так и для констатирующего подхода, поскольку оно предоставляет четкие критерии, позволяющие оценивать как процесс обучения, так и его результаты.
Получается, критериальное оценивание — то же самое, что и формирующее?
Критериальное оценивание представляет собой метод, который используется как для формирующего (формативного), так и для констатирующего (суммативного) оценивания. В данной статье мы рассмотрим, что это означает и чем отличаются оба вида оценивания. Формирующее оценивание направлено на процесс обучения и помогает выявить прогресс учащихся, в то время как констатирующее оценивание подводит итоги и фиксирует достигнутые результаты. Понимание этих различий важно для эффективного применения критериального оценивания в образовательной практике.
Оценка на основе критериев служит эффективным инструментом для анализа понимания учениками конкретного материала, а также для оценки их знаний, умений и навыков в процессе обучения. Данная методика позволяет выявить области, требующие дополнительного внимания, и наметить конкретные шаги для улучшения образовательных результатов. Это подход называется критериальным формативным оцениванием, который фокусируется на процессе обучения и способствует более глубокому пониманию учебного материала. Использование критериальной оценки помогает педагогам адаптировать образовательные стратегии и поддерживать успешное развитие учащихся.
Если оценка проводится для фиксирования количества и качества освоенного материала, а также для определения уровня знаний, умений и навыков по окончании раздела или курса, то это называется критериальным суммативным оцениванием. Такой подход обычно сочетается с традиционными отметками, поскольку критериальные результаты преобразуются в числовые или буквенные оценки. Это позволяет более точно отразить достижения учащихся и их прогресс в обучении.
Разница между формирующим и констатирующим оцениванием заключается в их целях и применении. Формирующее оценивание направлено на выявление и улучшение учебного процесса, в то время как констатирующее оценивание фиксирует достигнутые результаты. Критериальное оценивание может быть эффективным инструментом как для формирующего, так и для констатирующего подхода, поскольку оно позволяет четко определить критерии оценки и оценить уровень достижения учащимися заданных целей.
Как возникло критериальное оценивание, кто его придумал?
Термин «критериальное оценивание» был введен американским педагогом и психологом Робертом Глейзером в его статье «Технология обучения и измерение учебных результатов: несколько вопросов», опубликованной в 1963 году. Глейзер подчеркивает, что оценка достижений учащихся должна строиться на концепции непрерывного процесса приобретения знаний, который начинается с нуля и достигает желаемых результатов. Критериальное оценивание позволяет более точно определить уровень знаний и навыков учащихся, а также способствует их развитию, так как фокусируется на конкретных критериях успеха и прогресса. Это подход помогает не только в обучении, но и в формировании эффективных образовательных стратегий, что делает его важным элементом современного образования.
Ключевой особенностью критериального оценивания является переход от относительной оценки, основанной на сравнении с результатами других учащихся, к абсолютной оценке, которая основывается на сравнении с идеальным образцом. Критериальный подход, как отмечает Глейзер, подчеркивает единство обучения и оценивания. Четко сформулированные учебные цели определяют не только содержание и методы обучения, но и способы измерения результатов. Такой подход способствует более объективной и прозрачной оценке учебных достижений, позволяя учащимся лучше понимать свои сильные и слабые стороны в процессе обучения.
Конечно, я готов помочь с редактированием текста. Пожалуйста, предоставьте оригинальный текст, который вы хотите изменить.
Как возникло критериальное оценивание, кто его придумал?
Термин «критериальное оценивание» был впервые введен американским педагогом и психологом Робертом Глейзером в статье «Технология обучения и измерение учебных результатов: несколько вопросов», опубликованной в 1963 году. Глейзер подчеркивает, что оценка достижений учащихся должна строиться на концепции непрерывного процесса получения знаний, начиная с нулевого уровня и заканчивая достижением желаемых результатов. Критериальное оценивание позволяет более точно оценивать прогресс студентов, определяя конкретные критерии и стандарты, что способствует более эффективному обучению и развитию учащихся.
Ключевой особенностью критериального оценивания является переход от относительной оценки, которая основана на сравнении результатов учащихся друг с другом, к абсолютной оценке, основанной на сравнении с идеальным образцом. Критериальный подход, согласно Глейзеру, подчеркивает единство процесса обучения и оценки. Четко сформулированные учебные цели определяют, что именно и как мы обучаем, а также позволяют точно измерять достигнутые результаты. Этот подход способствует более объективной оценке знаний и умений учащихся, а также помогает педагогам выявлять зоны для улучшения и оптимизировать образовательный процесс.
С какими ещё педагогическими идеями и теориями связано критериальное оценивание?
Авторы «Методологии системы критериального оценивания учебных достижений учащихся» указывают на наличие дополнительных теоретических оснований для этого подхода. Система критериального оценивания способствует более объективной и прозрачной оценке учебных результатов, что позволяет выявлять сильные и слабые стороны учащихся. Такой метод обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ученику, а также помогает в формировании мотивации к обучению. Важным аспектом является то, что данный подход ориентирован на развитие ключевых компетенций, что в свою очередь способствует повышению качества образования в целом.
- Компетентностный подход — согласно ему, обучение строится на приобретении компетенций (то есть совокупности знаний, умений, навыков и личного опыта), а оценивание результатов основано на конкретных, измеримых критериях.
- Обратный дизайн подразумевает, что проектирование обучения начинается с определения конечного результата, к которому должен прийти учащийся. А уже за этим следует выбор методик обучения и критериев оценки, разработка учебного плана.
- Социальный конструктивизм и понятие зоны ближайшего развития Льва Выготского. С его точки зрения, обучение — это социальный процесс, и именно во взаимодействии с внешней средой и другими людьми (например, с одноклассниками и учителем) ребёнок учится делать то, чего раньше не умел, — сначала с поддержкой, а затем самостоятельно.
- Теория полного усвоения знаний, впервые предложенная Бенджамином Блумом, гласит, что все ученики способны достичь фиксированного желаемого результата, если адаптировать учебный процесс под их способности и потребности — например, давать больше времени на усвоение нового материала тем, кому это нужно. Критерии эталонного результата в этом подходе задаются с помощью таксономии учебных целей.
- Теория формативного (формирующего) оценивания, которое строится на качественном анализе учебной деятельности и трёх основных вопросах: «На какой стадии обучения находится ученик?», «Куда он стремится в своём обучении?» и «Что нужно сделать, чтобы помочь ему достичь цели?»
С какими ещё педагогическими идеями и теориями связано критериальное оценивание?
Авторы «Методологии системы критериального оценивания учебных достижений учащихся» подчеркивают, что данный подход имеет ряд теоретических оснований. Он основывается на принципах объективности и прозрачности в оценивании, что способствует более точному отражению уровня знаний и умений учащихся. Кроме того, критериальное оценивание позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, что делает его более эффективным инструментом для диагностики и коррекции учебного процесса. Этот подход также способствует формированию мотивации к обучению, так как учащиеся понимают, какие именно критерии влияют на их успех. Таким образом, методология критериального оценивания становится важным элементом современного образовательного процесса, обеспечивая не только качественную оценку, но и развитие навыков саморегуляции у студентов.
- Компетентностный подход — согласно ему, обучение строится на приобретении компетенций (то есть совокупности знаний, умений, навыков и личного опыта), а оценивание результатов основано на конкретных, измеримых критериях.
- Обратный дизайн подразумевает, что проектирование обучения начинается с определения конечного результата, к которому должен прийти учащийся. А уже за этим следует выбор методик обучения и критериев оценки, разработка учебного плана.
- Социальный конструктивизм и понятие зоны ближайшего развития Льва Выготского. С его точки зрения, обучение — это социальный процесс, и именно во взаимодействии с внешней средой и другими людьми (например, с одноклассниками и учителем) ребёнок учится делать то, чего раньше не умел, — сначала с поддержкой, а затем самостоятельно.
- Теория полного усвоения знаний, впервые предложенная Бенджамином Блумом, гласит, что все ученики способны достичь фиксированного желаемого результата, если адаптировать учебный процесс под их способности и потребности — например, давать больше времени на усвоение нового материала тем, кому это нужно. Критерии эталонного результата в этом подходе задаются с помощью таксономии учебных целей.
- Теория формативного (формирующего) оценивания, которое строится на качественном анализе учебной деятельности и трёх основных вопросах: «На какой стадии обучения находится ученик?», «Куда он стремится в своём обучении?» и «Что нужно сделать, чтобы помочь ему достичь цели?»
Что представляют собой критерии в оценивании? Как их обычно формулируют?
Критерий представляет собой признак или характеристику, отражающую уровень знаний и умений ученика. Эти критерии формируются на основе образовательных результатов и могут включать такие формулировки, как «решает алгебраические уравнения», «визуально оформляет презентации» или «определяет индексы в химической формуле». В сущности, критерии обозначают учебные действия, которые ученик выполняет в процессе выполнения заданий. Правильная формулировка критериев позволяет объективно оценить достигнутые результаты и способствует более эффективному обучению.
Четкие и однозначные критерии оценки результатов учеников являются важным аспектом образовательного процесса. Для этого используются дескрипторы, что в переводе с латинского означает «описывающий». Дескрипторы представляют собой конкретные действия и шаги, необходимые для выполнения заданий и достижения определенного уровня учебной деятельности. Они помогают наглядно представить, как должен выглядеть идеальный результат и какие шаги необходимо предпринять для его достижения. Часто дескрипторам присваиваются баллы, что позволяет итоговую оценку формировать на основе суммирования этих значений. Это делает процесс оценки более объективным и прозрачным, что важно как для учеников, так и для преподавателей.
Критерии, дескрипторы и соответствующие им баллы объединяются в таблицу, известную как критериальная или оценочная рубрика. Данная рубрика является основным инструментом для проведения критериального оценивания, позволяя структурированно и объективно оценивать результаты. Использование критериальной рубрики обеспечивает прозрачность процесса оценки и помогает четко определить требования к выполнению заданий.
В отдельной статье подробно изложены критерии, рубрики и механизмы их функционирования.
Что представляют собой критерии в оценивании? Как их обычно формулируют?
Критерий представляет собой признак или характеристику, которая демонстрирует уровень усвоения материала учеником. Эти критерии формируются на основе четко сформулированных образовательных результатов и могут включать такие фразы, как «решает алгебраические уравнения», «создает визуально привлекательные презентации», «определяет индексы в химических формулах». В сущности, критерии отражают учебные действия, которые учащийся выполняет в процессе выполнения задания, и служат важным инструментом для оценки его знаний и навыков. Правильное определение и использование критериев оценки помогают как ученикам, так и преподавателям в достижении образовательных целей.
Для того чтобы критерии обеспечивали чёткую и однозначную оценку результатов учеников, необходимо использовать дескрипторы. Дескрипторы — это конкретные операции и шаги, из которых формируются критерии и уровни выполнения учебных действий. Они служат ориентиром, показывая, каким образом можно достичь наилучшего результата. Обычно дескрипторам присваиваются баллы, что позволяет суммировать их в процессе оценивания и выставлять итоговую отметку при необходимости. Правильное использование дескрипторов способствует более объективному и прозрачному оцениванию учебных достижений.
Критерии, дескрипторы и соответствующие им баллы объединяются в таблицу, известную как критериальная или оценочная рубрика. Эта рубрика является основным инструментом для проведения критериального оценивания. Она позволяет четко определить уровень достижения учащимися заданных целей и критериев, обеспечивая прозрачность и объективность в процессе оценки.
В отдельной статье подробно рассмотрены критерии и рубрики, а также их функционирование.
Из чего состоит процесс критериального оценивания?
Последовательность критериального оценивания состоит из нескольких ключевых этапов. Каждый шаг важен для достижения объективных результатов. Сначала необходимо определить критерии, по которым будет производиться оценка. Затем следует разработать систему баллов или уровней, чтобы обеспечить четкость и прозрачность процесса. После этого важно провести оценивание, основываясь на заранее установленной системе. Завершающим этапом является анализ результатов и предоставление обратной связи, что способствует улучшению будущих оценок и повышению качества работы. Эффективное критериальное оценивание помогает не только выявить сильные и слабые стороны, но и способствует развитию навыков и знаний.
- Шаг 1-й — постановка учебной цели, которую нужно достичь ученикам.
- Шаг 2-й — формулировка ожидаемых образовательных результатов. Они конкретизируют учебную цель и описывают, что именно должны знать и уметь учащиеся. Базовые образовательные результаты (личностные, предметные и метапредметные) закреплены в государственных образовательных стандартах — ФГОС.
- Шаг 3-й — выбор задания, которое позволит наиболее полно оценить ожидаемые образовательные результаты.
- Шаг 4-й — составление критериев, которые основаны на образовательных результатах и соответствуют выбранному заданию. Каждый результат может включать один или несколько критериев. А к их формулировке можно привлечь самих учеников.
- Шаг 5-й — описание и конкретизация критериев с помощью дескрипторов и присвоение им баллов, если нужно. Например: 0 — учебное действие не выполнено; 1 — выполнено. Другой вариант: 0 — учебное действие не выполнено; 1 — требует доработки; 2 — выполнено полностью.
- Шаг 6-й — объединение критериев, дескрипторов и баллов в рубрику.
Готовая рубрика предоставляется ученикам для изучения перед выполнением задания. После того как ученики сдадут свои работы, преподаватель применяет рубрику для оценки и выставления отметок, если речь идет о констатирующем оценивании. Использование рубрики помогает учащимся лучше понять критерии оценки и повысить качество выполненных заданий.
Из чего состоит процесс критериального оценивания?
Последовательность критериального оценивания состоит из нескольких ключевых этапов. В первую очередь, необходимо определить критерии, по которым будет проводиться оценка. Эти критерии должны быть четкими, измеримыми и актуальными для рассматриваемой задачи. Далее следует разработать систему баллов или уровней, которая позволит количественно оценить достижения. После этого важно провести тестирование оценочных критериев на практике, чтобы убедиться в их эффективности и корректности. Завершающим этапом является анализ полученных результатов и, при необходимости, корректировка критериев для повышения их объективности и точности. Такой подход к критериальному оцениванию обеспечивает прозрачность процесса и способствует более справедливой оценке.
- Шаг 1-й — постановка учебной цели, которую нужно достичь ученикам.
- Шаг 2-й — формулировка ожидаемых образовательных результатов. Они конкретизируют учебную цель и описывают, что именно должны знать и уметь учащиеся. Базовые образовательные результаты (личностные, предметные и метапредметные) закреплены в государственных образовательных стандартах — ФГОС.
- Шаг 3-й — выбор задания, которое позволит наиболее полно оценить ожидаемые образовательные результаты.
- Шаг 4-й — составление критериев, которые основаны на образовательных результатах и соответствуют выбранному заданию. Каждый результат может включать один или несколько критериев. А к их формулировке можно привлечь самих учеников.
- Шаг 5-й — описание и конкретизация критериев с помощью дескрипторов и присвоение им баллов, если нужно. Например: 0 — учебное действие не выполнено; 1 — выполнено. Другой вариант: 0 — учебное действие не выполнено; 1 — требует доработки; 2 — выполнено полностью.
- Шаг 6-й — объединение критериев, дескрипторов и баллов в рубрику.
Рубрика предоставляется ученикам для предварительного изучения перед выполнением заданий. После того как ученики сдадут свои работы, педагог применяет рубрику для оценки и выставления отметок в рамках констатирующего оценивания. Такой подход позволяет обеспечить прозрачность и объективность в процессе оценки, а также помогает учащимся лучше понять критерии, по которым будет оцениваться их работа.
Где применяют критериальное оценивание?
В ряде стран подход к внутришкольному критериальному оцениванию стал стандартом в образовательной системе. Например, в 1988 году в Англии и Уэльсе была внедрена эта система как часть образовательной реформы. В рамках данной реформы также были разработаны первые национальные образовательные программы и установлены «ключевые этапы», которые определяют образовательные результаты, необходимы для достижения школьниками в определённом возрасте. Этот подход позволяет более точно оценивать уровень знаний и навыков учащихся, а также способствует их дальнейшему развитию.
В образовании Великобритании основным является подход «оценка для обучения» (assessment for learning). Этот метод включает как формативное, так и суммативное оценивание, направленное на выявление пробелов в знаниях учащихся. Основная цель заключается в предоставлении конструктивной обратной связи, которая помогает школьникам улучшать свои результаты. Такой подход способствует не только повышению успеваемости, но и развитию навыков самооценки, что является важным аспектом образовательного процесса. Внедрение «оценки для обучения» в учебный процесс позволяет создать более динамичную и адаптивную образовательную среду, ориентированную на потребности каждого ученика.
В шведских школах с начала 1960-х годов использовалась нормативная система оценивания, которая была заменена на критериальную в 1994 году. В рамках национальной образовательной программы определены стандарты освоения учебных предметов для каждого уровня обучения. Кроме того, установлены критерии для выставления оценок от A до F на основании результатов национального тестирования, которое проходят школьники по окончании 3-го, 6-го и 9-го классов. Критериальная система позволяет более точно отражать уровень знаний и навыков учащихся, что способствует улучшению качества образования в стране.
В 2016 году в образовательных учреждениях Казахстана началось внедрение критериального оценивания. Этот подход к оценке знаний и навыков учащихся был разработан для повышения качества образования и более точной оценки учебных достижений. Рекомендуем ознакомиться с пособием Ольги Можаевой, Айданы Шилибековой и Динары Зиеденовой, которое предоставляет полезную информацию о критериальном оценивании и его применении в школьной системе.
В России установлены нормативные основы для оценки результатов учащихся. В частности, в федеральной образовательной программе основного общего образования (ФОП ООО) подчеркивается, что достижения учеников оцениваются в контексте системно-деятельностного подхода. Этот подход основывается на содержании и критериях оценки, где планируемые результаты обучения представлены в деятельностной форме. Это позволяет более точно отражать уровень знаний и навыков учеников, а также способствует их всестороннему развитию в процессе обучения.
Школы имеют возможность самостоятельно определять методы оценки успеваемости учеников, включая оценку за ответы у доски, проверочные работы и домашние задания, а также подведение итогов по окончании учебного периода, будь то четверть или триместр. Это закреплено в статье 28 Федерального закона 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Многие учебные заведения продолжают использовать традиционную систему оценок, основанную на шкале от 2 до 5 баллов. В то же время некоторые государственные и частные школы переходят на критериальное оценивание, применяя пятибалльную шкалу исключительно для оформления аттестатов. Такой подход позволяет более точно отражать уровень знаний и достижений учеников, что способствует более индивидуализированному подходу в обучении.
В 2023 году Минпросвещения опубликовало методические рекомендации, в которых акцентируется внимание на внедрении критериального оценивания на всех уровнях общего образования. Это нововведение рекомендуется применять в рамках внутреннего оценивания, что касается всех форм успеваемости, за исключением государственной итоговой аттестации, всероссийских проверочных работ и мониторинговых исследований, которые не проводит сама школа. Важно отметить, что отказ от пятибалльной шкалы не рассматривается; напротив, предложенный подход направлен на повышение объективности традиционной пятибалльной системы оценки. Это изменение призвано улучшить качество образовательного процесса и обеспечить более точное отражение уровня знаний учащихся.
Где применяют критериальное оценивание?
В ряде стран данный подход используется во всех или почти всех учебных заведениях. Например, в 1988 году в Англии и Уэльсе была внедрена система внутришкольного критериального оценивания в рамках образовательной реформы. В тот же период были приняты первые национальные образовательные программы, а также определены «ключевые этапы», соответствующие образовательным результатам, которые должны достигать школьники определённого возраста. Это дало возможность более структурированно подходить к оценке знаний и навыков учащихся, а также повысить качество образования в целом. Внедрение таких систем позволяет обеспечить единые стандарты и повысить прозрачность образовательного процесса.
В образовании Великобритании особое внимание уделяется подходу «оценка для обучения» (assessment for learning). Этот метод включает как формативное, так и суммативное оценивание с целью выявления пробелов в знаниях учащихся. Основная задача данного подхода заключается в предоставлении конструктивной обратной связи, которая позволяет ученикам улучшить свои результаты и развивать учебные навыки. Применение данной стратегии в образовательном процессе способствует более глубокому пониманию материалов и эффективному преодолению трудностей в обучении.
В шведских школах с начала 1960-х годов применялась нормативная система оценивания, которая в 1994 году была заменена на критериальную. В рамках национальной образовательной программы установлены стандарты освоения предметов для каждого уровня обучения, а также критерии для выставления оценок от A до F по результатам национального тестирования, которое школьники проходят по завершении 3-го, 6-го и 9-го классов. Эта система направлена на более точное отражение уровня знаний и умений учащихся, обеспечивая справедливое и прозрачное оценивание.
В 2016 году в школах Казахстана началось внедрение критериального оценивания. Этот подход к оценке знаний и умений учащихся позволяет более точно учитывать их достижения и прогресс. Для более глубокого понимания критериального оценивания рекомендуем ознакомиться с пособием Ольги Можаевой, Айданы Шилибековой и Динары Зиеденовой, которое освещает ключевые аспекты данной методики и ее применение в образовательном процессе. Критериальное оценивание способствует формированию объективной и прозрачной системы оценки, что в свою очередь помогает улучшить качество образования в Казахстане.
В России установлены нормативные основы для оценки результатов учащихся. В частности, в федеральной образовательной программе основного общего образования (ФОП ООО) подчеркивается, что достижения учеников оцениваются через системно-деятельностный подход. Этот подход основывается на содержании и критериях оценки, которые выражаются в планируемых результатах обучения в деятельностной форме. Таким образом, акцент делается на активное участие учащихся в образовательном процессе и их способности применять полученные знания на практике.
Школы имеют право самостоятельно определять методы оценки текущих результатов своих учеников. Это включает в себя оценивание за ответы у доски, проверочные работы и домашние задания, а также подведение итогов по окончании учебного периода, будь то четверть или триместр. Данное положение закреплено в статье 28 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Многие учебные заведения продолжают использовать традиционную 5-балльную шкалу, где оценки варьируются от 2 до 5. Тем не менее, ряд государственных и частных школ переходят на критериальное оценивание, применяя пятибалльную шкалу лишь для оформления аттестатов, что позволяет более точно отражать уровень знаний и навыков учащихся.
В 2023 году Минпросвещения опубликовало методические рекомендации, в которых подчеркивается важность внедрения критериального оценивания на всех уровнях общего образования. Это оценивание будет применяться в рамках внутреннего контроля успеваемости, за исключением государственной итоговой аттестации, всероссийских проверочных работ и мониторинговых исследований, проводимых сторонними организациями. При этом следует отметить, что в рекомендациях не упоминается об отказе от пятибалльной системы оценивания. Напротив, внедрение критериального подхода направлено на повышение объективности традиционной пятибалльной оценки успеваемости учащихся, что может существенно улучшить качество образовательного процесса.
Как школьники и их родители воспринимают критериальное оценивание?
Ученикам и родителям часто бывает сложно разобраться в системе оценивания, критериях и дескрипторах, а также в назначении рубрик. Мы подробно объясняем эти аспекты и рекомендуем ознакомиться с программой учебного курса, где представлены методы и формы оценивания. Также родители и школьники часто обращаются к пятибалльной системе, пытаясь понять, как соотнести критериальные оценки с традиционной шкалой: «Это «четыре» или «пять»?». Мы постоянно напоминаем, что переводить критериальные оценки в пятибалльную систему нецелесообразно, так как принципы их работы различаются. Понимание этих нюансов помогает лучше ориентироваться в процессе обучения и оценивания.
Обсуждение критериев и дескрипторов с учениками играет ключевую роль в развитии их способности к самооценке и стремлению к достижению лучших результатов. Часто школьники испытывают трудности с восприятием критериев, сформулированных в терминах учебных результатов и действий. Поэтому для учителя важно ясно и доступно объяснить эти понятия, адаптировав их к уровню понимания детей и подростков. Это объяснение может занять значительное время, иногда сопоставимое с тем, которое выделяется на изучение материала, подлежащего оценке по данной системе. Эффективное обсуждение критериев не только помогает ученикам лучше ориентироваться в своих достижениях, но и способствует более глубокому усвоению учебного материала.
Как школьники и их родители воспринимают критериальное оценивание?
На основании нашего опыта, ученикам и родителям в начале обучения часто сложно разобраться в критериях и дескрипторах оценивания, а также в назначении рубрик. Мы подробно объясняем эти аспекты, предлагая ознакомиться с программой учебного курса, в которой описаны методы и формы оценивания. Часто школьники и их родители обращаются к привычной пятибалльной системе, пытаясь определить, соответствует ли оценка «четырем» или «пяти». Мы постоянно подчеркиваем, что переводить критериальное оценивание в эту шкалу нецелесообразно, так как эти системы работают по-разному.
Обсуждение критериев и дескрипторов с учениками играет ключевую роль в формировании их способности к самооценке и стремлению к достижению лучших результатов. Школьникам часто сложно воспринимать критерии и дескрипторы, изложенные в терминах учебных результатов и действий. Поэтому учителю необходимо тщательно объяснять эти понятия, переформулировав их на доступный для детей и подростков язык. В результате обсуждение критериев в классе может занимать значительное время, иногда сопоставимое с временем, отведенным на освоение самого учебного материала, который будет оцениваться по данной системе. Это подчеркивает важность грамотного подхода к формированию понимания критериев оценки у учеников для повышения их академической успеваемости.
С какого класса оптимально вводить такую систему в школе, чтобы она была понятна и полезна ученикам?
Критериальное оценивание может быть внедрено на всех уровнях образования, начиная с начальных классов. Исследования профессора Галины Цукерман показывают, что ученики начальных классов способны не только эффективно использовать различные инструменты для оценки и самооценки по установленным критериям, но и активно участвовать в обсуждении с учителем, определяя критерии, по которым будет оцениваться их работа. Это способствует развитию у детей навыков критического мышления и саморегуляции, а также повышает их мотивацию к обучению. Внедрение критериального оценивания в образовательный процесс помогает создать более прозрачную и понятную систему оценки, что особенно важно для формирования у учеников уверенности в своих силах и готовности к дальнейшему обучению.
Ученики часто используют поля тетрадей для создания трех отрезков с делениями, которые отображают уровень выполнения работы: «высокий», «выше среднего», «средний» и так далее. Каждый отрезок соответствует определённому критерию и обозначается буквами: «П» — правильность, «А» — аккуратность, «О» — оформление работы. Оценивая свои работы самостоятельно, ученики ставят крестики на отрезках-шкалах, что позволяет им визуально отслеживать свои успехи и выявлять области для улучшения. Такой подход способствует развитию самоконтроля и ответственности за качество выполненных заданий.
С какого класса оптимально вводить такую систему в школе, чтобы она была понятна и полезна ученикам?
Критериальное оценивание может быть внедрено на всех уровнях образования, начиная с начальных классов. Исследования профессора Галины Цукерман показывают, что ученики начальных классов способны эффективно использовать разнообразные инструменты оценки и самооценки по установленным критериям. Более того, они могут совместно с учителем определять критерии оценки своей работы. Это способствует развитию навыков самооценки и критического мышления у детей, что в свою очередь положительно сказывается на их учебном процессе. Внедрение критериального оценивания в образовательную практику способствует более прозрачной и объективной оценке достижений учащихся.
Ученики на полях тетрадей рисуют три отрезка с делениями, которые отражают уровень выполнения работы: «высокий», «выше среднего», «средний» и другие. Каждый отрезок соответствует определённому критерию и обозначается буквами: «П» — правильность, «А» — аккуратность, «О» — оформление работы. Оценивая свои достижения, ученики ставят крестики на отрезках-шкалах, что позволяет им самостоятельно анализировать качество выполненных заданий и развивать навыки самоконтроля.
А есть у этой системы оценивания какие-нибудь недостатки?
Существуют не столько недостатки, сколько сложности в применении системы критериального оценивания. Важно отметить, что, как и у зарубежных исследователей, возникает проблема разнообразия формулировок критериев. Это приводит к различным интерпретациям системы как среди педагогов и учеников, так и среди административных работников и исследователей. Особенно это разнообразие становится заметным при оценивании комплексных навыков и компетенций, что может затруднять процесс обучения и оценки результатов. Необходимость единого подхода к формулированию критериев становится актуальной для обеспечения прозрачности и эффективности оценивания.
С одной стороны, такое разнообразие методов оценки образовательных результатов выглядит естественно. Полное единообразие в подходах к оценке по различным школьным предметам практически невозможно достичь. Более того, это может быть нежелательным, так как оценка, основанная на определенных критериях, будет эффективной и надежной только при условии, что эти критерии учитывают уникальные особенности различных научных областей и школьных дисциплин. Поэтому важно разрабатывать адаптивные методы оценки, которые смогут отражать индивидуальные характеристики предметов и способствовать более точному пониманию образовательных достижений учащихся.
Оценка многоаспектных и сложных навыков представляет собой значительную трудность, поскольку требует разработки комплексных критериев. Этот процесс требует времени, что является постоянной проблемой для учителей, у которых и так ограничены ресурсы. Эффективная оценка таких навыков необходима для понимания уровня подготовки учащихся и их способности применять знания на практике. Поэтому важно создать четкие и доступные критерии, которые помогут педагогам в этом непростом процессе.
Четкость критериев оценки является важным аспектом образовательной системы, однако иногда она оказывается под угрозой. Примером может служить сложность формирования четких критериев и дескрипторов для оценки такой компетенции, как креативность. Недостаточно четко сформулированные критерии могут привести к неоднозначному толкованию как со стороны учителей, так и со стороны учеников. Это создает риски для объективности оценивания и может негативно сказаться на процессе обучения и развитии креативных навыков. Важно разработать ясные и понятные критерии, чтобы обеспечить эффективную оценку и поддержку развития креативности в образовательной среде.
А есть у этой системы оценивания какие-нибудь недостатки?
Существует не столько недостатков, сколько определенные сложности в применении системы критериального оценивания. В первую очередь, стоит отметить, что разнообразие способов формулирования критериев приводит к неоднозначному восприятию этой системы. Педагоги, ученики, административные работники и исследователи могут интерпретировать её по-разному. Особенно это становится заметным при оценивании комплексных навыков и компетенций, где различные подходы могут вызывать путаницу и затруднения в понимании результатов.
С одной стороны, разнообразие подходов к оценке образовательных результатов выглядит естественно. Достичь полного единообразия в методах оценки по различным школьным дисциплинам вряд ли возможно. Более того, это может быть нежелательно, поскольку оценка, основанная на критериях, эффективна и надежна только в том случае, если сами критерии учитывают уникальность различных научных областей и учебных предметов. Учитывая особенности каждой дисциплины, можно обеспечить более точную и справедливую оценку, что в свою очередь способствует лучшему пониманию и усвоению материала учениками.
Оценка многоаспектных и сложных навыков представляет собой значительную задачу. Для этого необходимо создать детализированную структуру критериев, что требует значительных временных затрат. Учителям, как известно, часто не хватает времени на разработку таких систем оценки, что усложняет процесс анализа компетенций учащихся. Поэтому важно находить эффективные подходы для упрощения этой задачи, чтобы обеспечить более точную и объективную оценку навыков студентов.
Иногда под угрозой оказывается ясность критериев, ради которых была разработана система оценивания. Например, сложно выделить и сформулировать чёткие критерии и дескрипторы для оценки такой компетенции, как креативность. Если критерии будут недостаточно чётко определены, это может привести к неоднозначному толкованию как со стороны учителей, так и со стороны учеников. Важно создать понятные и доступные критерии, чтобы обеспечить объективность и прозрачность в оценивании креативных навыков. Чёткие дескрипторы помогут избежать недоразумений и позволят всем участникам образовательного процесса лучше понимать ожидания и цели обучения.