Кто и как зарабатывает в онлайн-образовании: исследование малого и среднего бизнеса / Skillbox Media
Пересказываем выводы большого исследования, которое можно условно назвать анализом рынка инфобизнеса.
Содержание:
Научитесь: Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO
Узнать большеКак устроены онлайн-школы и сколько их
В последние годы наблюдается значительный рост числа проектов в сфере онлайн-образования. Согласно исследованиям, с 2020 по 2022 год количество таких проектов увеличивалось на 10-15% ежегодно, а в 2023 году этот рост почти удвоился. Так, 12,4% опрошенных заявили, что их проекты были запущены в 2020 году, в то время как в 2023 году 27,2% участников опроса отметили, что их онлайн-школы начали свою деятельность в этом году. Этот тренд подчеркивает возрастающий интерес к онлайн-образованию и его важность в современном обучении.
За проектами чаще всего стоят небольшие команды, и в более чем трети случаев они состоят всего из двух-трех человек (37,7%). Многие основатели ведут всю работу в одиночку (25,2%). В целом численность команд у опрошенных не превышает 100 человек, при этом количество компаний с сотней сотрудников на рынке составляет менее 1%. Это подчеркивает тенденцию к созданию компактных и эффективных команд, что позволяет быстро адаптироваться к изменениям и оптимизировать процессы.
Согласно данным исследования, около половины опрошенных специалистов начали свою деятельность в онлайн-образовании, исходя из опыта, полученного в смежных сферах, таких как образование, саморазвитие (включая коучинг и бизнес-тренинги) и медиаиндустрия. Остальная часть респондентов пришла из совершенно различных областей. Примечательно, что более 55,7% участников исследования ранее работали в найме. Авторы исследования также подчеркнули негативный аспект этого тренда: многие люди открывают собственные проекты в сфере онлайн-обучения, полагая, что это легкий способ заработка, хотя на практике это требует значительных усилий и навыков.
Учитывая небольшое количество сотрудников в командах, многие онлайн-школы предпочитают передавать ряд задач на аутсорсинг. В частности, это касается юридических и бухгалтерских услуг, что отметили 18,2% респондентов. Также значительная часть опрошенных, а именно 17,1%, передаёт на аутсорсинг генерацию трафика, а 15,4% выделяют создание контента, включая съёмку и монтаж видео. Такой подход позволяет оптимизировать рабочие процессы и сосредоточиться на ключевых аспектах бизнеса, что особенно важно в условиях конкурентного онлайн-образования.
По данным исследования, 27,3% компаний не передают задачи на аутсорсинг на постоянной основе. Причинами такого подхода могут быть наличие квалифицированной внутренней команды, нехватка ресурсов, а также опасения по поводу компетентности подрядчиков. Кроме того, многие компании предпочитают сохранять контроль над процессами и испытывают недоверие к внешним специалистам. Это подчеркивает важность формирования доверительных отношений между заказчиками и аутсорсинговыми партнерами, а также необходимость тщательного выбора подрядчиков для достижения эффективных результатов.
В результате опроса выяснилось, что у 52,7% школ, участвовавших в исследовании, количество выпускников, завершивших платное обучение, составляет менее ста человек. Это свидетельствует о том, что данные учебные заведения либо являются новыми проектами, либо имеют небольшие наборы студентов и проводят учебные потоки нечасто. В то же время лишь у 21,2% опрошенных школ количество выпускников превышает тысячу. Такие данные подчеркивают важность анализа образовательного рынка и выявления тенденций в развитии платного обучения.
В настоящее время большинство участников исследования имеют менее ста действующих студентов, что составляет 60,8%. Лишь 5,1% организаций смогли преодолеть порог в тысячу действующих студентов.
Какие продукты предлагает инфобизнес и какая у них доходимость
Большинство онлайн-школ сосредоточены на предоставлении образовательных услуг частным студентам, что соответствует сегменту B2C и составляет 71,9% от общего числа. При этом 22,9% школ одновременно ориентируются как на B2C, так и на B2B-сегмент. Исключительно в сегментах B2B и B2G работают лишь небольшое количество учебных заведений — 4,4% и 0,8% соответственно. Таким образом, можно отметить, что рынок онлайн-образования в основном нацелен на индивидуальных клиентов, в то время как корпоративные и государственные сегменты остаются менее развитыми.
По данным исследований, 94,6% разработчиков образовательного контента сосредоточены на создании материалов для взрослых. В 2019 году лишь 42% контента было ориентировано на взрослую аудиторию, в то время как детский контент predominantly занимал рынок. Этот значительный сдвиг в направлении взрослых пользователей подчеркивает изменившиеся потребности и интересы в сфере образования.
Наиболее распространённые ниши, выделенные в ходе исследования, включают:
- «Бизнес» — 16,2%;
- «Профессии» —15,6%;
- «Психология и эзотерика» — 14,2%;
- «Заработок» — 13%;
- «Наставничество» — 11,7%.
Авторы исследования отмечают, что в категории «Другое» респонденты часто упоминают ниши, связанные со здоровьем и подготовкой к экзаменам. Эти области интереса подчеркивают важность здорового образа жизни и образовательной подготовки в современном обществе. Участники исследования выделяют значимость здоровья как фактора, влияющего на успех в учебе и личной жизни, что делает эти ниши актуальными для дальнейшего изучения и развития.
Согласно результатам опроса, 70,5% респондентов отметили, что школы чаще всего предлагают не более пяти образовательных продуктов. Это свидетельствует о ограниченном выборе, который может влиять на образовательный процесс и удовлетворенность учащихся. Разнообразие образовательных программ является ключевым фактором для развития навыков и компетенций студентов.
Курсы обучения в настоящее время имеют разнообразную длительность, при этом большинство из них продолжается от 1 до 3 месяцев, что составляет 45,2% от общего числа программ. На втором месте по популярности находятся курсы, рассчитанные на 3–6 месяцев, с долей 12,1%. Замыкают тройку лидеров короткие тренинги, которые длятся от одного дня до недели и составляют 7,7%. Остальные варианты по продолжительности занимают лишь 2,7–6,7% на рынке образовательных программ. Это изменение является одним из ключевых трендов, наблюдаемых с 2019 года: ранее на рынке доминировали долгосрочные онлайн-программы, которые длились от девяти месяцев до года. Такой сдвиг в предпочтениях учащихся указывает на растущий интерес к более кратким и интенсивным форматам обучения.
Авторы исследования выделили два ключевых аспекта, относящихся к специализации онлайн-школ, в которых обучается более тысячи студентов, что делает их наиболее массовыми.
- компании, в которых сейчас обучаются от одной до десяти тысяч человек, в основном предлагают программы продолжительностью 1–3 месяца и работают в таких нишах, как «Бизнес», «Профессии», «Заработок», «Корпоративное обучение», «Изучение иностранных языков» и «Психология»;
- те, кто обучает более 10 тысяч студентов, чаще предлагают программы от шести месяцев до года и работают в направлениях, связанных с освоением школьной программы и подготовкой к экзаменам.
Согласно опросу, 30,5% участников отметили, что в их учебных заведениях уровень доходимости на курсах составляет 70–100%. Данный показатель увеличился на 10,5% по сравнению с 2019 годом. Это свидетельствует о положительных изменениях в образовательной системе и повышении интереса учащихся к обучению.
75,5% представителей образовательных учреждений сообщают о том, что активно работают над улучшением данного показателя. Это свидетельствует о стремлении школ повысить свою эффективность и качество образовательного процесса. Подобные инициативы могут включать в себя внедрение современных методов обучения, развитие инфраструктуры и повышение квалификации педагогического состава. Таким образом, школы не только фиксируют текущие показатели, но и предпринимают шаги для их улучшения.
Чтение является важной частью нашей жизни. Оно не только развивает мышление, но и обогащает наш внутренний мир. Книги, статьи и блоги предоставляют нам возможность узнать что-то новое, погрузиться в разные культуры и взгляды. В эпоху цифровых технологий доступ к информации стал проще, и каждый может найти материал на интересующие его темы. Чтение способствует улучшению концентрации и памяти, а также помогает развивать аналитические навыки. Регулярное чтение также может стать отличным способом расслабления и снятия стресса. Поэтому уделяйте время чтению, выбирайте качественные источники и расширяйте свои горизонты. Читайте и развивайтесь, ведь это инвестиция в ваше будущее.
«Яндекс Практикум» предоставляет важные выводы о доходимости на курсах и уровне готовности студентов рекомендовать программу. Согласно исследованиям, высокий уровень доходимости на курсах демонстрирует эффективность образовательного процесса и заинтересованность участников в получении знаний. Студенты отмечают, что курсы хорошо структурированы и предлагают актуальный контент, что способствует их вовлеченности. Кроме того, положительные отзывы о программе и высокий процент готовности рекомендовать её другим пользователям свидетельствуют о высоком уровне удовлетворенности. Эти факторы подчеркивают качество обучения, которое предлагает «Яндекс Практикум», и его значимость в сфере онлайн-образования.
Как обстоят дела с доходами
Большинство онлайн-школ имеют менее тысячи выпускников, а половина из них даже не достигает сотни. Это объясняет, почему многие из них не могут обеспечить стабильный доход. Только 45,5% школ получают регулярный доход, в то время как 33,5% фиксируют продажи лишь периодически, а 21% живут от одного запущенного потока к другому. Для значительного числа основателей онлайн-школ этот бизнес не является основным источником дохода. Основным источником дохода он является для 64,4% опрошенных, а 57% респондентов рассматривают его как основное направление деятельности. При этом 26,5% имеют другой бизнес, а 13,2% совмещают его с работой по найму. Это свидетельствует о том, что для успешного функционирования онлайн-школы необходимо не только привлечение студентов, но и стратегический подход к управлению и развитию бизнеса.
Среднее количество продаж в месяц обычно не превышает десяти, что наблюдается у 39,6% компаний. В то же время, у 11,1% предприятий количество продаж превышает сто. Эта информация подчеркивает разнообразие в объемах продаж и важность анализа данных для оптимизации бизнес-процессов.
Размер среднего чека на образовательные продукты, в частности онлайн-курсы, колеблется от 1000 до 50 000 рублей, о чем свидетельствует 66,5% опрошенных. При этом наблюдается значительный рост доли средних чеков свыше 70 000 рублей: с 2019 года этот показатель увеличился с 7% до 27,7%. В то же время сегмент онлайн-школ, предлагающих курсы стоимостью до 10 000 рублей, сократился почти вдвое, снизившись с 54% до 25,1%. Эти изменения подчеркивают тенденцию к увеличению цен на образовательные продукты, что может быть связано с растущим спросом на качественное обучение и уникальные предложения.
Согласно проведенному исследованию, респонденты с средним чеком от 150 до 300 тысяч рублей преимущественно ориентируются на B2C-сегмент, что составляет 60,6%. В то же время, лишь 13,5% из них работают на B2B-рынке. Важно отметить, что ни одна из этих образовательных школ не разрабатывает контент, нацеленный на школьников, родителей или профессионалов в узких областях. Численность команд таких школ часто варьируется от 2 до 10 человек, что составляет 59,6%. Анализ этих данных помогает лучше понять текущие тенденции в сфере образования и потребности целевой аудитории.
Заработок от онлайн-курсов может существенно варьироваться. Согласно данным, представленным Александрой Дорофеевой на презентации, почти 50% опрошенных получают доход от 100 тысяч до 1 миллиона рублей в месяц. Около 30,3% участников зарабатывают до 100 тысяч рублей, в то время как 7,9% респондентов отмечают доход в диапазоне от 1 до 3 миллионов рублей. Доля людей с более высокими доходами остается незначительной. Эти цифры подчеркивают потенциал онлайн-образования как источника дохода, а также разнообразие возможных финансовых результатов для создателей курсов.
Как онлайн-школы продвигают свои продукты
Опрос выявил, что онлайн-школы применяют разнообразные стратегии для продвижения своих услуг. Эти методы включают в себя использование социальных сетей, контент-маркетинг, SEO-оптимизацию, email-маркетинг и платную рекламу. Каждая из этих стратегий позволяет привлекать целевую аудиторию и увеличивать количество студентов. Эффективное продвижение онлайн-школы требует комплексного подхода, учитывающего особенности рынка и предпочтения потенциальных клиентов.
- ведение аккаунтов школ в соцсетях — 18,4%;
- личный блог эксперта — 12,9%;
- лендинги — 12,2%;
- воронка продаж — 10,1%;
- таргетированная реклама в социальных сетях — 9,9%;
- вебинары — 9,6%;
- email-рассылки — 8,2%;
- живые выступления на мероприятиях — 5,7%;
- контекстная реклама — 5,2%;
- партнёрские рассылки — 3,8%;
- реферальный маркетинг — 3%;
- другое — 1%.
Инструменты, такие как реклама у блогеров, SEO-оптимизация и рассылки через чат-боты, оказались в категории «Другое», которая проявила наименьшую популярность. В эту же категорию входят автообзвоны, использование платформы YouTube, объявления на «Авито», публикации в СМИ и другие методы продвижения. Несмотря на их низкую популярность, эти инструменты могут сыграть важную роль в маркетинговых стратегиях, обеспечивая разнообразие подходов к привлечению аудитории и повышению узнаваемости бренда.
В привлечении трафика через мессенджеры и социальные сети Telegram занимает лидирующую позицию, о чем свидетельствует мнение 41% опрошенных. На презентации исследования Александра Дорофеева отметила, что онлайн-школы с оборотами свыше 50 миллионов рублей в месяц активно используют Telegram в качестве одного из основных каналов привлечения клиентов. В 2019 году на первом месте находился Instagram, который, хотя и не утратил своей значимости, теперь занимает вторую позицию с 26,5% голосов. В свою очередь, лишь 18,3% респондентов назвали «ВКонтакте» основным источником трафика или продаж. Таким образом, Telegram демонстрирует стремительный рост популярности среди бизнеса, что подчеркивает его важность в современных стратегиях digital-маркетинга.
Наиболее распространёнными механиками продаж являются генерация прогревающего контента, которая занимает 43,5% рынка, проведение диагностических консультаций (14,5%) и организация бесплатных мероприятий, таких как выступления экспертов, вебинары и марафоны (12%). Кроме того, 7,3% респондентов отметили, что продажи осуществляются благодаря рекомендациям клиентов, что свидетельствует о действии реферального маркетинга. Автоматические воронки продаж без живых эфиров составляют 6,5%. Эти данные подчеркивают важность разнообразия подходов в продажах для достижения успешных результатов.
Большинство участников исследования подтвердили наличие бесплатных методов продвижения. Наиболее популярными из них стали блоги с ценным контентом, которые используют 30,6% респондентов. Продающие вебинары занимают второе место с 23,4%, а рассылка полезных материалов составляет 21%. Эти способы позволяют эффективно привлекать аудиторию и повышать узнаваемость бренда без значительных финансовых затрат.
Согласно опросу, лишь 3,8% участников не занимаются распространением бесплатного контента. Это свидетельствует о том, что большинство образовательных учреждений успешно используют бесплатные материалы для привлечения клиентов, которые впоследствии становятся покупателями платных продуктов. Такой подход способствует увеличению базы клиентов и повышению доверия к школе, что в свою очередь ведет к росту продаж и укреплению репутации.
Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO
Вы научитесь запускать прибыльные курсы и вебинары с минимальными вложениями. Поймёте, как вывести в плюс существующие EdTech-проекты и зарабатывать на онлайн-обучении.
Узнать подробнее