Корп обучение #Статьи

20 июня, 2025

Модель планирования занятий BOPPPS: что она из себя представляет и чем полезна / Skillbox Media

Рассказываем про подход, основанный на конструктивизме и активном обучении. Он помогает не упустить ничего важного и избегать лишнего.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

Как появилась модель BOPPPS

К 1960-м годам в Британской Колумбии, Канаде, наблюдался значительный рост спроса на профессиональное образование. Это явление было обусловлено несколькими факторами, включая последствия послевоенного беби-бума, когда дети, рожденные в этот период, начали заканчивать школы. Увеличившиеся требования работодателей к навыкам работников и распространение концепции непрерывного обучения также способствовали этому спросу. В ответ на эти изменения в 1965–1975 годах в провинции была создана система общественных колледжей, а количество мест в университетах было удвоено, что обеспечило доступ к качественному образованию и подготовило специалистов для удовлетворения потребностей рынка труда.

Возникла важная проблема — кто будет обучать студентов? Педагогические вузы не смогли быстро подготовить необходимое количество квалифицированных преподавателей. В колледжи приходили работать бывшие школьные учителя или специалисты из реальных секторов, не обладающие опытом преподавания, что негативно сказывалось на качестве образования. Для решения этой проблемы Министерство образования Британской Колумбии поручило Дугласу Керру из Ванкуверского общественного колледжа провести исследование по подготовке преподавателей и разработать эффективный проект для улучшения ситуации.

В 1979 году была разработана программа Instructional Skills Workshop (ISW), представляющая собой интенсивный практикум, направленный на развитие навыков преподавания. Содержание ISW основано на конструктивистском подходе и теории условий обучения Роберта Ганье. Программа акцентирует внимание на структурировании учебного процесса, активном вовлечении учащихся, самостоятельной деятельности, переносе знаний на практическое применение и получении обратной связи. Основная задача Дугласа Керра заключалась в подготовке опытных преподавателей, которые впоследствии могли бы стать тренерами для своих коллег, способствуя улучшению качества образования.

Фото: Drazen Zigic / Shutterstock

В рамках программы ISW внедрена модель проектирования занятий BOPPPS. Преподаватели изучают эту методику в процессе тренинга, где разрабатывают уроки по данной модели, проводят занятия и получают конструктивную обратную связь от тренера и других участников. Этот процесс позволяет преподавателям эффективно интегрировать BOPPPS в свои курсы, повышая качество обучения и вовлеченность студентов.

Что включает в себя модель BOPPPS

Согласно модели BOPPPS, эффективное учебное занятие включает шесть ключевых компонентов. Каждый из этих элементов играет важную роль в организации и проведении учебного процесса, обеспечивая максимальную вовлеченность студентов и оптимальное усвоение материала. Модель BOPPPS помогает преподавателям структурировать занятия, улучшая качество обучения и способствуя развитию критического мышления у учащихся. Каждый компонент модели способствует созданию активной учебной среды, что в свою очередь повышает мотивацию студентов и их заинтересованность в теме. Использование этой модели в образовательной практике может значительно улучшить результаты обучения.

На начальном этапе урока важно привлечь внимание учащихся к теме занятия и вовлечь их в учебный процесс. Этот компонент можно использовать как перед началом занятия, так и в его ходе. Эксперт в области гуманитарных и социальных наук Университета Иннополис Оксана Жирош, сертифицированный тренер ISW, предлагает несколько эффективных методов. Один из них — создание слайда или раздаточного материала с названием темы урока. Кроме того, преподаватель может задать учащимся вопрос, например: «Что вы хотите узнать об этой теме?». Такой подход способствует активному вовлечению студентов. Также можно предложить учащимся оценить своё настроение по шкале от 1 до 10, что особенно полезно, если занятие проходит рано утром или поздно вечером, когда студенты могут быть менее внимательны. Эти методы помогают создать благоприятную атмосферу для обучения и повышают уровень вовлеченности студентов.

Сегодня мы рассмотрим процесс выращивания редиса. Выращивание редиса — это увлекательное занятие, которое доступно даже начинающим садоводам. Редис — это быстрорастущее растение, которое можно собирать через несколько недель после посева. Для успешного выращивания редиса важно выбрать подходящее место с хорошим солнечным освещением и плодородной почвой. Оптимальная температура для роста редиса составляет от 10 до 18 градусов Цельсия.

Редис можно высевать как весной, так и осенью. При посеве семена нужно заглублять на 1-2 см, оставляя между ними расстояние в 3-5 см. Уход за редисом включает регулярный полив, особенно в сухую погоду, и удаление сорняков. Важно следить за состоянием растений, чтобы избежать распространения вредителей и болезней.

Собирайте редис, когда корнеплоды достигнут нужного размера, чтобы они не стали горькими. Выращивание редиса не только приносит удовольствие, но и позволяет получать свежие овощи прямо с грядки.

Второй этап занятия по модели BOPPPS заключается в ясном информировании студентов о достижениях, которых они смогут добиться к концу занятия или его части. Важно обозначить ожидаемые результаты обучения и объяснить, как учащиеся смогут продемонстрировать приобретённые знания и навыки. Это позволит учащимся понимать свои цели и активно участвовать в учебном процессе.

При формулировании образовательных результатов необходимо обеспечить их конкретность, достижимость и измеримость. Райна Френдли из Университета штата Калифорния в Сан-Хосе советует четко определить, какие знания и навыки получат студенты, а также указать, что именно они смогут делать на основе полученной информации. В этом процессе полезна таксономия Блума, которая связывает каждый уровень когнитивного навыка с определенными действиями. Это позволяет создать ясные и структурированные образовательные цели, способствующие эффективному обучению и оценке результатов.

Давайте обсудим сорта редиса, которые подходят для вашего региона. Мы определим, какие из них лучше всего адаптированы к климатическим условиям и особенностям почвы. В течение 10–15 минут я попрошу вас назвать не менее двух сортов, которые вы можете попробовать вырастить.

Этот этап урока помогает определить уровень знаний учащихся по теме занятия, степень их вовлеченности и однородность предварительных знаний в группе. Для проведения предварительной оценки часто используются короткие квизы, устные или онлайн-опросы. На основе полученных результатов преподаватель может адаптировать содержание урока, чтобы сделать его более эффективным и соответствующим потребностям слушателей. Это позволяет оптимизировать образовательный процесс и повысить качество усвоения материала.

Какие сорта редиса существуют? Как выбрать подходящие для вашего региона? Какие факторы влияют на успешное выращивание редиса?

Англоязычный термин в буквальном переводе означает «с участием», акцентируя внимание на активном участии. На данном этапе преподаватель или тренер активно использует методы и приемы обучения, которые соответствуют целям и ожидаемым результатам. Эффективное внедрение таких методов позволяет повысить вовлеченность участников и улучшить качество усвоения материала.

Согласно конструктивистскому подходу, преподавателям рекомендуется выбирать методы, которые побуждают студентов к активной деятельности. Это может включать работу в парах и малых группах, такие как дискуссии, эксперименты, решение задач и проблем, кейс-стадии и ролевые игры. Важно также интегрировать методы, которые обычно считаются пассивными, например, лекции или чтение учебников, но с акцентом на вопросы для размышления и обсуждения в классе. Такой подход способствует более глубокому пониманию материала и развитию критического мышления у студентов.

Преподаватель обсуждает различные сорта редиса, акцентируя внимание на их особенностях и пригодности для выращивания в определенных климатических условиях. Он объясняет, какие факторы влияют на выбор сорта, такие как температура, влажность и состав почвы. Затем преподаватель может представить дополнительные сорта редиса и предложить студентам проанализировать их характеристики, чтобы определить, соответствуют ли они необходимым критериям для успешного роста в заданном регионе.

На данном этапе необходимо оценить эффективность обучения и выяснить, достигнуты ли поставленные цели. Важно учитывать, что методы оценки должны быть напрямую связаны с ожидаемыми результатами обучения. Например, тест с выбором правильных ответов подходит для проверки теоретических знаний, однако для оценки практических навыков студентов потребуется практическое задание. Такой подход позволит более точно определить уровень усвоения материала и качество подготовки обучающихся.

Каждый студент должен самостоятельно указать названия как минимум двух сортов редиса, подходящих для выращивания в их регионе. После выполнения задания студенты сдают свои работы преподавателю, который проверяет и оценивает ответы, а также объясняет допущенные ошибки.

На заключительном этапе занятия учащимся важно обсудить, что именно они усвоили. Преподавателю стоит подготовить краткое резюме изученного материала, чтобы подвести итоги и акцентировать внимание на ключевых моментах. Также целесообразно обозначить связь с будущими темами, создавая мост к следующему занятию. Итоги могут подводить и сами учащиеся: после группового обсуждения лидеры могут поделиться своими выводами о том, чему они научились. Такой подход способствует закреплению знаний и улучшению усвоения материала.

Дополнительная важная функция подведения итогов заключается в том, что студенты повторно структурируют изученный материал и осознают, какие аспекты остались незамеченными, а какие связи не были уловлены. Это создает возможность для студентов задать преподавателю уточняющие вопросы, что помогает им заполнить выявленные пробелы в знаниях. Такой процесс не только углубляет понимание темы, но и способствует более эффективному усвоению учебного материала.

Мы обсудили различные сорта редиса, перечислили десять популярных видов и определили, что три из них идеально подходят для выращивания в вашем регионе, основываясь на климатических условиях и сроках созревания.

Как планировать занятие по модели BOPPPS

Модель BOPPPS обеспечивает гибкость и адаптивность при планировании занятий, позволяя эффективно структурировать уроки различной продолжительности. Каждый компонент модели можно настроить в зависимости от образовательных целей, особенностей аудитории и других факторов. Как правило, активному обучению выделяется около 50% времени занятия, в то время как остальные компоненты занимают по 10%. Важно отметить, что этап предварительной оценки знаний студентов может проводиться вне основного времени занятия, например, с использованием онлайн-опросов или проверки домашнего задания. Это позволяет преподавателям лучше понимать уровень подготовки студентов и адаптировать содержание урока под их нужды.

Фото: Pressmaster / Shutterstock

Оксана Жирош отметила, что в рамках одного занятия, организованного по модели BOPPPS, возможно интегрировать несколько циклов. Это начинается с этапа введения и завершается подведением итогов. Такой подход особенно эффективен, когда студентам необходимо изучить несколько взаимосвязанных тем или освоить определенный набор навыков. Модель BOPPPS позволяет структурировать учебный процесс, обеспечивая глубокое понимание материала и активное вовлечение студентов.

Занятие может быть организовано по следующей схеме: BO (PPPS) (PPPS) (PPPS) S или B (OPPPS) (OPPPS) (OPPPS) S. В этой структуре в рамках одной темы реализуются несколько циклов, каждый из которых начинается с предварительной оценки или постановки цели, которая в данном контексте является промежуточной для определенной части занятия. Например, после изучения сортов редиса можно в рамках того же урока перейти к процессу его выращивания. Такой подход позволяет глубже освоить материал и связать теоретические знания с практическими навыками.

Последовательность BOPPPS описывает структуру компонентов, которые следуют друг за другом в процессе занятия. Тем не менее, при планировании урока или тренинга последовательность работы с этими компонентами может отличаться. Как отмечает Оксана Жирош, преподавателю важно последовательно ответить на четыре ключевых вопроса при разработке занятия: какие цели ставятся, как будет организовано взаимодействие с учениками, какие методы и средства обучения будут использованы, и как будет оцениваться результат. Это поможет создать эффективный и целенаправленный учебный процесс.

  • Чему я учу, какова тема занятия?
  • Как я пойму, что студенты научились тому, что запланировано?
  • Как я приведу студентов к результату?
  • Почему студенты захотят этому научиться?

Оксана Жирош подчеркивает важность второго вопроса: «Как я пойму, что студенты усвоили запланированный материал?» Ответ на этот вопрос включает в себя этапы формулировки ожидаемого результата и итоговой оценки. В начале занятия преподаватель информирует студентов о том, на чем им следует сосредоточиться и какие задания предстоит выполнить в конце, что позволяет четко обозначить критерии оценивания. Это подход способствует более эффективному обучению и позволяет как студентам, так и преподавателям лучше понимать прогресс в усвоении знаний.

При планировании занятия важно определить необходимые учебные материалы и ресурсы. Кроме того, следует четко распределить время для каждого этапа занятия, чтобы обеспечить его эффективное проведение. Это поможет создать структурированный подход к обучению и повысить качество усвоения материала.

В официальном «Руководстве для участников ISW» представлен пример 50-минутного урока, посвящённого нейрофизиологии. Данный план урока разработан с целью углубленного изучения основ нейрофизиологии и включает в себя различные методы обучения, способствующие активному вовлечению участников. Урок направлен на развитие понимания ключевых концепций нейрофизиологии и их применения в практической деятельности.

Образовательные результаты: студенты смогут четко определить различия между нейронами и глиальными клетками, а также обозначить основные типы и функции глиальных клеток. Кроме того, студенты будут в состоянии подробно описать структуру, функционирование и значение гематоэнцефалического барьера в нервной системе. Понимание этих аспектов является ключевым для изучения нейробиологии и роли клеточных компонентов в поддержании здоровья нервной системы.

Преподаватель выполняет ряд важных действий, направленных на обучение и развитие студентов. В первую очередь, он разрабатывает учебные планы и программы, учитывая актуальные требования и стандарты. Преподаватель организует учебный процесс, проводит лекции и семинары, обеспечивая доступность информации и активное вовлечение студентов.

Важным аспектом работы преподавателя является оценка успеваемости студентов. Он проводит контрольные работы, экзамены и предоставляет обратную связь, что позволяет учащимся понимать свои сильные и слабые стороны. Преподаватель также создает комфортную атмосферу для обучения, поддерживает интерес к предмету и способствует развитию критического мышления.

Кроме того, преподаватель активно использует современные технологии и методы обучения, что помогает сделать процесс более интерактивным и эффективным. Он постоянно повышает свою квалификацию, участвуя в семинарах и конференциях, что позволяет ему оставаться в курсе последних тенденций в области образования.

Таким образом, действия преподавателя включают в себя не только передачу знаний, но и формирование навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности студентов.

  • 2 минуты. Объяснить цель занятия.
  • 5 минут. Повторить строение нейрона из предыдущей лекции.
  • 1 минута. Раздать печатные материалы.
  • 2 минуты. Объяснить, почему важно знать о разных типах клеток мозга и гематоэнцефалическом барьере.
  • 15 минут. Рассказать о различиях между нейронами и глиальными клетками, используя схемы на экране и в раздаточных материалах.
  • 15 минут. Фасилитировать дискуссию о ролях разных типов глиальных клеток в нервной системе.
  • 5 минут. Рассказать о гематоэнцефалическом барьере, его структуре и функциях, используя схему на экране.
  • 5 минут. Применить метод Think-Pair-Share («Обдумайте ответ — Объединитесь в пары — Поделитесь ответом») для повторения изученного. Дать домашнее задание.

Студенты активно участвуют в учебном процессе, выполняя различные задания и проекты. Они исследуют новые темы, обсуждают материал на семинарах и лекциях, а также работают в группах для обмена знаниями и опытом. Участие в практических занятиях позволяет студентам применять теоретические знания на практике, что способствует более глубокому пониманию предмета.

Кроме того, студенты могут принимать участие в научных исследованиях, конкурсах и конференциях, что способствует развитию их профессиональных навыков и укреплению резюме. Важно также, что студенты активно используют онлайн-ресурсы для самообразования, что расширяет их горизонты и позволяет оставаться в курсе последних тенденций в своей области.

Таким образом, действия студентов направлены на углубление знаний, развитие навыков и формирование компетенций, необходимых для успешной карьеры.

  • Обсудить различия между нейронами и глиальными клетками.
  • Изучить схемы с типами глиальных клеток.
  • Обсудить роли разных типов глиальных клеток в нервной системе.
  • Используя схему, описать структуру и функции гематоэнцефалического барьера.

В чём преимущества модели BOPPPS

BOPPPS отличается от традиционных методов планирования занятий и предоставляет множество преимуществ как для студентов, так и для преподавателей. Эта модель позволяет структурировать учебный процесс более эффективно, улучшая понимание материала и вовлеченность учащихся. Преподаватели могут легче организовать свое время и ресурсы, а студенты получают возможность глубже осваивать учебный материал и активно участвовать в обучении. Использование BOPPPS способствует созданию более интерактивной и продуктивной образовательной среды.

Фото: ARLOU_ANDREI / Shutterstock

Исследования, проведенные в Китае, показывают, что для студентов процесс обучения становится более осмысленным, а погружение в учебный материал — более глубоким благодаря особенностям модели BOPPPS. Эта методика обучения способствует активному вовлечению студентов, улучшает усвоение информации и развивает критическое мышление. Использование BOPPPS позволяет создать структурированный и интерактивный учебный процесс, что ведет к более высокой мотивации и лучшим результатам обучения.

  • Активное вовлечение. Студенты не просто воспринимают новую информацию — они взаимодействуют с материалом, размышляя над ним, выполняя практические задания и дискутируя с одногруппниками, ищут решения проблем. Благодаря этому они вовлекаются в учебный процесс как полноправные участники, сами формируют свои знания. Что немаловажно, это помогает учащимся развивать навыки саморегулируемого обучения — то есть способности ставить для себя образовательные цели, планировать шаги для их достижения и оценивать результат.
  • Чёткая цель обучения. Зная цель, студенты понимают, на чём именно важно сфокусироваться во время конкретного занятия. Благодаря этому они могут распределять свои усилия и внимание более эффективно, что способствует лучшему запоминанию материала.
  • Обучение в близком студентам контексте. На этапе введения преподаватель как бы помещает тему занятия в мир студента — связывает её с какой-то типичной проблемой, показывает, как она отражается в реальности, в чём её важность и актуальность. Поэтому учащимся становится проще определить ценность обучения лично для себя, найти учебную мотивацию.
  • Пространство для рефлексии. Осознанному обучению способствуют также этапы предварительной оценки и подведения итогов. На первом из них сам студент может оценить, насколько хорошо он владеет темой занятия, вспомнить релевантную информацию — она станет основой для освоения нового материала. А этап подведения итогов — хорошая возможность осмыслить приобретённые знания и навыки, встроить новый опыт в уже существующий.

Модель BOPPPS является эффективным инструментом для преподавателей и тренеров, обеспечивая гибкость в адаптации к различным темам и контекстам обучения при сохранении чёткой структуры. Основное внимание на цели обучения позволяет тщательно отбирать и организовывать все элементы занятия, что способствует достижению поставленных задач. При этом модель способствует исключению ненужной информации и акцентирует внимание на ключевых аспектах процесса обучения.

Изучайте также:

Необычная практика: влияние благодарности преподавателям на учебный процесс

Проявление благодарности преподавателям может значительно повлиять на учебный процесс и общую атмосферу в образовательной среде. Исследования показывают, что выражение признательности способствует созданию более позитивной обстановки в классе, что, в свою очередь, повышает мотивацию студентов и их вовлеченность в учебу. Благодарность улучшает взаимодействие между преподавателями и студентами, что может привести к более эффективному обучению и лучшим академическим результатам. Таким образом, простое «спасибо» может оказать мощное влияние на отношение к учебе и на качество образования в целом.

Когда применение модели BOPPPS может вызвать затруднения

Согласно наблюдениям Оксаны Жирош, участникам тренингов ISW по применению модели BOPPPS часто необходимо приложить значительные усилия для разработки двух взаимосвязанных компонентов: образовательной цели и постоценки. Эта задача особенно актуальна для опытных преподавателей, которые стремятся к качественному обучению и эффективной оценке результатов. Правильная формулировка образовательной цели позволяет четко определить направление обучения, в то время как постоценка помогает оценить достигнутые результаты и выявить области для улучшения.

Одной из причин возникших трудностей может быть стремление преподавателей за 90 минут донести студентам весь материал, который они изучали на протяжении 15 лет. Это приводит к нехватке времени на итоговую оценку знаний. Кроме того, ограничение себя узкой рамкой образовательного результата вызывает недовольство. Как отметил Говард Гарднер, «величайший враг понимания — это попытка охватить всё».

По наблюдениям, многим преподавателям свойственно формулировать образовательные результаты с их точки зрения, а не с позиции студентов. Часто результаты звучат как: «Рассказать то-то», «Объяснить то-то». Однако модель BOPPPS предполагает, что образовательные результаты должны быть сформулированы именно с точки зрения учащихся. Они должны быть максимально конкретными и измеримыми. Например, вместо общих формулировок стоит использовать: «Перечислить по памяти то-то», «Рассказать своими словами то-то», «Решить задачу по второму закону Ньютона», «Сравнить два типа решения задач и выбрать наиболее подходящий для конкретной проблемы, обосновав свой выбор». Такой подход способствует более глубокому пониманию материала и улучшает качество образовательного процесса.

Формулировать образовательные результаты занятия может быть сложно. Однако, когда они определены с точки зрения студентов, преподавателю становится проще планировать урок. Это позволяет исключить нерелевантный материал, продумать последовательность обучения и найти способы мотивации студентов к изучению темы. Правильно сформулированные цели помогают не только в организации процесса, но и в повышении вовлеченности студентов. Такой подход способствует более эффективному усвоению знаний и улучшению образовательного процесса в целом.

Неопытные преподаватели на ISW-тренингах часто сталкиваются с трудностями, связанными с оценкой времени, необходимого для подготовки занятия. Это приводит к формированию мнения о том, что планирование по модели BOPPPS является слишком времязатратным процессом. Как отмечает Оксана Жирош, начинающие преподаватели часто заблуждаются, полагая, что десятиминутное занятие можно подготовить всего за десять минут или даже без подготовки. Однако на практике разработка такого занятия может занять от одного до трех часов, что становится для многих неприятным открытием. Правильная оценка времени на подготовку урока является ключевым аспектом эффективного преподавания и помогает избежать стресса и недоразумений в образовательном процессе.

Уровень экспертности преподавателя в предмете, который он обучает, также играет важную роль в процессе обучения. Если у преподавателя недостаточно знаний по теме, ему необходимо параллельно с планированием занятий изучать материал. Это, безусловно, требует значительных временных затрат, что может негативно сказаться на качестве обучения. Качественная подготовка и глубокое понимание предмета способствуют более эффективному обучению студентов и повышению их успеваемости.

Исследование, проведенное Институтом Иннополиса, показало преимущества использования модели BOPPPS в образовательном процессе. Преподаватели с опытом работы отмечают, что применение этой модели позволяет значительно ускорить подготовку занятий по сравнению с традиционными методами. Использование BOPPPS помогает не только оптимизировать время на разработку учебных материалов, но и повысить качество уроков, что способствует более эффективному обучению студентов.

Фото: LightField Studios / Shutterstock

В обучении социальным наукам и творческим дисциплинам, а также в развитии софт-скиллов акцент может смещаться с конкретных и предсказуемых результатов, заложенных в модели BOPPPS, на рефлексию студентов. В этом контексте преподавателям следует рассмотреть модель CARD, разработанную Дэвидом Тикнером, одним из основателей ISW. Модель включает четыре ключевых компонента, которые способствуют более глубокому пониманию и осмыслению учебного процесса, что в свою очередь приводит к улучшению навыков критического мышления и творческого подхода у студентов. Эффективное применение этой модели может значительно повысить качество обучения и вовлеченность студентов в процесс.

  • Контекст (англ. Context) — преподаватель обозначает тему занятия, поднимает какую-либо проблему, даёт вводную информацию, рассказывает, как будет проходить занятие и что ожидается от студентов по его итогу.
  • Деятельность (англ. Activity) — что именно студенты делают на занятии. Это может быть, например, групповая дискуссия или написание эссе.
  • Рефлексия (англ. Reflexion) — этот компонент отражает сам процесс рефлексии. Формулируется он обычно в виде списка открытых вопросов для размышления и/или обсуждения.
  • Документация (англ. Documentation) — что студенты вынесут с занятия. Например, заметки с инсайтами, полученными во время дискуссии с одногруппниками.

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее