Как методисту собрать карту эмпатии / Skillbox Media
Разбираем один из самых популярных инструментов продуктового подхода в образовании.
Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO»
Узнать большеЧто такое карта эмпатии
Карта эмпатии является важным инструментом в продуктовом подходе к образованию. С её помощью можно глубже понять потребности, эмоции и мысли целевой аудитории (ЦА), что способствует эффективному проектированию новых или улучшению существующих образовательных продуктов, таких как учебные курсы. Методисты и методологи применяют карту эмпатии на различных этапах разработки, чтобы лучше адаптировать контент к требованиям и ожиданиям учащихся. Использование этого инструмента позволяет создать более целостный и ориентированный на пользователя продукт, что в свою очередь повышает его актуальность и эффективность.
- Исследовать аудиторию на этапе подготовки к разработке — карта поможет систематизировать собранную информацию, увидеть закономерности.
- Искать и выбирать идеи для проектирования — анализ карты подскажет, какие методы и инструменты обучения подойдут для курса, что должно быть указано в Student Journey Map («карте пути обучения») и даже какой стиль общения использовать в учебных материалах и в коммуникациях с учащимися.
- Подтвердить или опровергнуть свои гипотезы — карта позволит сделать ваше исследование более объективным, избежать когнитивных искажений. В большом потоке данных легко упустить какую-то информацию, которая не кажется вам важной, а на самом деле имеет принципиальное значение. Визуализация помогает это сделать.
- Проводить аудит уже готового курса — с помощью карты можно визуализировать собранные после первых потоков данные и провести более глубокий и разносторонний анализ.
Важность последнего пункта нельзя недооценивать: в условиях обилия данных легко упустить значимую информацию или проигнорировать ее, особенно если она не соответствует изначальной концепции. Однако такая информация может оказаться критически важной, и визуализация данных поможет выявить ее значимость. Эффективные методы визуализации позволяют выделить ключевые аспекты и сделать их более заметными, что способствует более глубокому анализу и принятию обоснованных решений.
Читать также:
Создание учебных программ с акцентом на ученика – ключ к успешному обучению. Важно учитывать потребности и интересы учащихся, чтобы сделать процесс обучения более эффективным и увлекательным. Вот восемь методов, которые помогут вам достичь этой цели.
Первый способ – проводить регулярные опросы среди учеников. Это поможет понять их предпочтения и желания в отношении содержания курса. Второй способ – интеграция практических заданий, которые связывают теорию с реальной жизнью. Это делает обучение более актуальным и интересным.
Третий способ – использование технологий. Интерактивные элементы, такие как видеоматериалы и онлайн-платформы, могут значительно повысить вовлеченность учеников. Четвертый способ – создание групповых проектов, которые способствуют сотрудничеству и обмену мнениями между учащимися.
Пятый способ – индивидуализация подхода к обучению. Учитывайте разные стили обучения и темпы усвоения материала. Шестой способ – предоставление обратной связи. Регулярная оценка и конструктивные комментарии помогут ученикам понять свои сильные и слабые стороны.
Седьмой способ – включение игровых элементов в процесс обучения. Геймификация помогает сделать занятия более привлекательными и мотивирующими. Восьмой способ – создание вдохновляющей учебной среды, которая поощряет креативность и критическое мышление.
Применение этих методов позволит вам создать учебные программы, ориентированные на ученика, что улучшит результаты обучения и повысит уровень удовлетворенности учащихся.
Как выглядит карта эмпатии
Существует несколько типов карт эмпатии, которые отличаются лишь незначительными деталями. Тем не менее, эти различия могут быть значительными для достижения целей вашей карты. В этой статье я рассмотрю три примера карт эмпатии, которые помогут лучше понять потребности и мысли вашей целевой аудитории.
Карта потребителя является одним из самых эффективных инструментов для быстрого анализа целевой аудитории. Этот метод отлично подходит для проведения мозговых штурмов и позволяет оперативно оценить потребности и предпочтения клиентов. Однако стоит отметить, что карта потребителя не предоставляет полной картины о целевой аудитории. Для более глубокого понимания потребителей рекомендуется использовать дополнительные исследовательские методы.
Карта включает четыре блока, в которых подробно описывается типичный представитель целевой аудитории вашего образовательного продукта. Эти блоки помогут лучше понять потребности и интересы вашей целевой аудитории, что в свою очередь позволит более эффективно адаптировать контент и маркетинговые стратегии. Анализируя характеристики целевой аудитории, вы сможете создать более целенаправленные и актуальные предложения, что повысит привлекательность вашего продукта на рынке образовательных услуг.
- что он/она говорит,
- что думает,
- что делает,
- что чувствует.
Каждый блок исследования предлагает значительную гибкость в заполнении, что позволяет адаптировать содержание в зависимости от целей. Например, если ваша цель — создать портрет типичного представителя целевой аудитории курсов переквалификации, вам следует выяснить следующие ключевые аспекты:
Во-первых, определите демографические характеристики, такие как возраст, пол, уровень образования и профессиональный опыт. Далее, изучите мотивацию участников: что побуждает их проходить курсы переквалификации? Это может быть желание повысить квалификацию, сменить профессию или адаптироваться к изменениям на рынке труда.
Также важно выяснить предпочтения в обучении: какие форматы и методы обучения предпочитает ваша аудитория? Например, это могут быть онлайн-курсы, практические занятия или смешанное обучение. Понимание этих факторов поможет вам создать более целевую и эффективную программу курсов, соответствующую потребностям вашей аудитории.
Не забудьте учесть возможные барьеры, с которыми может столкнуться ваша целевая аудитория, такие как финансовые ограничения или нехватка времени. Это позволит вам предложить более доступные и привлекательные условия для обучения.
- что эти люди говорят — то есть как они видят смену своей профессии;
- что думают — почему они вообще задумались об этом, зачем им это нужно;
- что делают — какие шаги они предприняли, какие курсы уже прошли или какие материалы изучили;
- что чувствуют — какие эмоции они испытывают по поводу смены профессии и обучения.
Пример карты представлен ниже. Это изображение иллюстрирует, как может выглядеть карта в данном контексте.
Теперь рассмотрим ситуацию, когда вы проводите аудит курса с целью его актуализации. В этом случае структура вопросов будет следующей:
- что говорят — каким был опыт студентов, почему они выбрали курс и с какой целью;
- что думают — какое у них сложилось мнение о курсе, что было полезно, а что нет;
- что делают — проходят ли они курс, закончили или бросили, применяют или не применяют знания;
- что чувствуют — как менялась мотивация на протяжении обучения, какие эмоции были в начале и на протяжении курса, какие испытывают сейчас и почему.
В итоге вы получите ясное представление о потребностях пользователей, что позволит вам сопоставить эти данные с вашим первоначальным восприятием или с мнением стейкхолдеров о желаниях пользователей.
Карта в форме звезды предоставляет более четкое представление о том, как мыслят и чувствуют как будущие, так и нынешние студенты. Хотя она схожа с предыдущей моделью, она включает две дополнительные величины. Структура карты состоит из следующих секторов:
- что слышит;
- что видит;
- мысли и чувства;
- слова и поступки;
- проблемы;
- ценности.
Первые четыре сектора логически отражают карту потребителя. Новыми элементами являются разделы «Проблемы» и «Ценности». Эти разделы предоставляют ценную информацию, необходимую для реализации программы с использованием продуктового подхода. Основная цель этого подхода заключается в удовлетворении потребностей пользователей, что подразумевает решение их проблем.
К проблемам можно отнести все факторы, которые мешают аудитории достичь своих целей. Например, Андрей стремится стать востребованным IT-специалистом и увеличить свой доход. Однако у него отсутствуют необходимые навыки, он лишь имел поверхностный контакт с индустрией и не знает, как начать карьеру в этой области. Это и есть его основная проблема. Ценности же помогают определить, как он будет оценивать успех своего обучения и как мы можем улучшить его образовательный опыт. Например, для Андрея важно, чтобы обучение было ориентировано на практику, среди преподавателей были опытные специалисты, активно работающие в индустрии, а также чтобы у него была возможность задавать вопросы и получать поддержку от менторов.
В продуктовом подходе концепции «Проблемы» и «Ценности», иногда обозначаемые как «Боли», часто дополняются схемами. В отличие от первых четырёх секторов, которые могут претерпевать значительные изменения, эти аспекты остаются более стабильными. Тем не менее, обучение как продукт является динамичным процессом, что делает постоянное обновление и адаптацию информации необходимыми.
Карта Дейва Грея, также известная как карта Остервальдера, представляет собой усовершенствованный вариант карты-звезды. Она предназначена для глубокого анализа аудитории и позволяет создать полное представление о целевой группе. Этот инструмент визуализации помогает выявить ключевые характеристики и потребности пользователей, что особенно важно для успешного маркетинга и разработки продуктов. Визуально карта имеет специфическую структуру, которая облегчает восприятие информации и способствует более эффективному планированию стратегий.
В центре схемы изображена голова, что символизирует основную концепцию карты: она визуализирует процессы, происходящие в мышлении человека. Автор карты, Дейв Грей, является бывшим дизайнером и основателем компании Xplane, специализирующейся на стратегическом консалтинге. Он также написал книги «Геймшторминг. Игры, в которые играет бизнес» и «Лиминальное мышление». Внутри головы Грей разместил блок «Думай и чувствуй», чтобы подчеркнуть различие между наблюдаемыми явлениями, происходящими вне сознания, и внутренними мыслями и чувствами, которые можно лишь предполагать, но не наблюдать напрямую. Эта схема служит эффективным инструментом для анализа мышления и понимания эмоциональных процессов, что делает ее полезной в области бизнес-стратегий и личностного развития.
Некоторые элементы повторяются с предыдущими версиями карты эмпатии, однако мы все равно рассмотрим каждый шаг в заданной последовательности.
- Шаг 1. С кем мы работаем — на этом этапе мы описываем демографические, географические, социальные характеристики ЦА и даём некий портрет, что это за люди, которых мы учим или будем учить.
- Шаг 2. Что им нужно сделать — описываем, что должно измениться в поведении, знании, навыках учащихся (по сути, формулируем образовательную цель). Здесь же можно прописать критерии и метрики, которые позволят оценить результат.
- Шаг 3. Что они видят — этот пункт описывает, что наши опрашиваемые видят вокруг себя и как видят обучение.
- Шаг 4. Что они говорят об обучении — к этому пункту относятся все их мысли и впечатления о курсе или об учёбе.
- Шаг 5. Что они делают — описываем, какие шаги учащиеся уже предпринимают для достижения цели (например, учатся ли они уже по бесплатным роликам в интернете или посещают ли профильные конференции, чтобы побольше узнать о теме, если речь идёт о корпоративном обучении).
- Шаг 6. Что они слышат — описываем, что они слышат о той проблеме, которую вы рассматриваете. Например, вы делаете курс-профессию для новичков: что говорит их круг о таком шаге? Это позволит лучше понять эмоциональный фон. Здесь же можно задать вопрос о том, как люди узнали о вашем курсе, — это полезный источник, чтобы в дальнейшем не только обучение проектировать, но и скорректировать маркетинговую стратегию. В корпоративном обучении можно задавать другие вопросы: например, какую обратную связь сотрудник получает от клиентов и руководителя? Это поможет и ему, и вам определить точки роста.
- Шаг 7. Что они думают и чувствуют / какие у них боли и выгоды — к этому этапу важно проанализировать всё, что собрано на первых шести. Тогда будут понятны и проблемы аудитории (её чувства и страхи) или то, что, наоборот, будет мотивировать их идти к цели.
В результате вы сформируете уникальное торговое предложение (УТП) для вашей программы, а также создадите базу для разработки привлекательных механик. Эти механики будут способствовать убеждению потенциальных клиентов в том, что ваш продукт является именно тем, что они ищут.
Составление карты является не самостоятельным исследованием, а инструментом для обобщения и систематизации информации, полученной в ходе исследования. Для того чтобы карта функционировала как эффективный инструмент, необходимо проводить качественное исследование, обеспечивать полноту собранных данных и использовать репрезентативную выборку. Это позволит повысить точность и полезность итоговой карты, что в свою очередь улучшит понимание и анализ исследуемой темы.
Теперь рассмотрим, как правильно создать карту и собрать необходимые данные для её формирования. Создание карты начинается с определения целей и задач, которые вы хотите достичь. Затем следует выбрать подходящий инструмент для визуализации данных. Это может быть как специализированное программное обеспечение, так и онлайн-сервисы.
После выбора инструмента важно собрать данные, которые будут включены в карту. Убедитесь, что информация актуальна и достоверна. Источники данных могут варьироваться от официальных статистических отчетов до опросов и исследований.
Далее, структурируйте собранные данные, чтобы они были понятны и логичны. После этого можно переходить к визуализации, добавляя необходимые элементы, такие как метки, легенды и пояснения. Важно, чтобы карта была не только информативной, но и удобной для восприятия.
Завершив создание карты, протестируйте её на целевой аудитории, чтобы убедиться в её эффективности и понятности. Таким образом, вы сможете оптимизировать информацию и сделать её более доступной для пользователей.
Как создать карту эмпатии
Создание карты эмпатии включает несколько ключевых этапов. Сначала необходимо определить целевую аудиторию, чтобы понять потребности и желания пользователей. Затем следует собрать данные о пользователях через опросы, интервью или анализ существующих исследований. На следующем этапе важно визуализировать информацию, разбив её на основные категории: что пользователи думают, чувствуют, видят, слышат и делают. Это поможет глубже понять их эмоции и мотивации. Завершив создание карты, стоит проанализировать полученные данные и использовать их для улучшения продуктов или услуг, что в свою очередь способствует повышению удовлетворенности клиентов и их лояльности.
Карта эмпатии идеально подходит для анализа конкретного курса, но не является универсальным инструментом для всей линейки продуктов. Цели использования карты могут варьироваться: вы можете обновлять существующий курс, разрабатывать новый, генерировать идеи или стремиться глубже понять свою целевую аудиторию.
На данном этапе важно четко определить целевую аудиторию. Это позволит более эффективно адаптировать контент и стратегию продвижения, обеспечить максимальную релевантность и повысить вовлеченность пользователей. Понимание потребностей и интересов аудитории поможет создать более качественный и привлекательный контент, что в свою очередь способствует улучшению позиций в поисковых системах.
На данном этапе необходимо собрать максимальное количество данных о целевой аудитории. Для этого идеально подойдут опросы, отзывы и глубинные интервью. Качество проведенного исследования играет ключевую роль. Рекомендуется использовать следующую схему работы:
- Начните с глубинных интервью: они помогут лучше понять вашу аудиторию, раскрыть интересующую тему и получить инсайты, которые не дадут обычные опросы. Кроме того, в отличие от массовых опросов, у вас будет возможность сразу же уточнить какие-то моменты, лучше понять собеседников. Чем больше людей вы опрашиваете, тем больше шансов, что вам удастся найти общие паттерны в их ответах. Кроме того, помните, что невозможно делать выводы на основе слов двух-трёх человек — скорее всего, их мнения будут очень разниться.
- Уже на этом этапе вы можете фиксировать ключевые фразы на карте эмпатии. Проанализируйте, насколько заполнена карта — наверняка вы заметите пробелы.
- Дополните полученные данные опросниками для широкой аудитории. Во-первых, так вы проверите на более значительной выборке, насколько типичны инсайты, полученные от небольшой группы во время глубинных интервью. Во-вторых, это возможность уточнить некоторые моменты, которые остались не до конца ясны или же не раскрылись во время интервью.
- Если вы проводите аудит, то также проанализируйте отзывы, найдите в них распространённые, повторяющиеся мнения. Единичные ответы, скорее всего, придётся исключить — важно подтвердить какое-то сложившееся мнение о курсе количественно.
Проанализируйте собранные данные на наличие паттернов, схожих формулировок, мнений и эмоций. Важно выявить все факторы, влияющие на поведение и решения вашей целевой аудитории. После завершения анализа перенесите информацию на визуальную карту. В центре разместите изображение или описание целевой аудитории, а вокруг выделите аспекты, которые на неё влияют. Это могут быть такие факторы, как ценности, убеждения, страхи, желания и потребности. Такой подход поможет глубже понять вашу аудиторию и оптимизировать маркетинговые стратегии.
Хотя этот шаг является необязательным, я настоятельно рекомендую обсудить карту с коллегами, если такая возможность есть. Это поможет вам убедиться, что вы движетесь в правильном направлении и выявить потенциальные улучшения для карты. Обсуждение с командой может привести к новым идеям и лучшее понимание общей цели, что в итоге повысит качество и эффективность карты.