Почему в EdTech-сообществе пора начать говорить об этике / Skillbox Media
Несколько идей насчёт очень большой, сложной, но важной темы.
Содержание:
- О том, почему этика — вопрос не абстрактный, а прикладной и насущный
- Об этике в контексте формирования ценностей во время онлайн-обучения
- О зацикленности на достижении образовательного результата
- Об этике настойчивого доведения пользователя до конца обучения
- О том, что обучение становится тоннельным
- Об этике обучения «машинами»
- О том, что со всем этим делать
Научитесь: Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO
Узнать большеО том, почему этика — вопрос не абстрактный, а прикладной и насущный
Мы занимаемся образованием, которое играет ключевую роль в формировании ценностей. Вопросы этики в этой сфере имеют практическое значение. Они касаются того, как мы применяем данные в аналитике, искусственный интеллект и современные технологии в обучении для изменения поведения людей. Образование — это процесс изменения деятельности через опыт, и использование доступных технологий для влияния на поведение человека становится критически важным. Бизнесу следует внимательно рассмотреть эти аспекты, включая то, какие ценностные ориентиры мы прививаем учащимся. Это поможет создать более этичное и осознанное образовательное пространство.
Технологии играют ключевую роль в масштабировании и удешевлении образовательных процессов. Благодаря современным технологиям все больше людей получает доступ к качественному обучению. Однако убеждение, что каждое технологическое усовершенствование автоматически делает мир лучше, утратило свою силу ещё до наступления постмодернизма. Необходимо более осознанно подходить к внедрению новых технологий в образовательную сферу, учитывая их влияние на качество и доступность знаний.
Об этике в контексте формирования ценностей во время онлайн-обучения
На первый взгляд может показаться, что в EdTech мы обучаем исключительно прикладным навыкам. Однако в процессе обучения также формируются определенные ценности. Важно учитывать этот аспект при разработке образовательных программ. Сообществу EdTech следует активно обсуждать и анализировать ценности, которые мы прививаем, и оценивать их этичность.
Необходимо активно адаптировать образовательные продукты, если мы осознаем, что некоторые из формируемых ценностей вызывают сомнения. Онлайн-курсы привлекут миллионы участников, и у них будут развиваться профессиональные навыки, но также возникнут и другие качества. Важно определить, какими именно будут эти качества, так как они окажут значительное влияние на наше общество и на взаимодействие в профессиональной среде. Мы будем жить и работать с людьми, прошедшими эти курсы, и их личные качества будут формировать нашу среду. Поэтому актуальность и качество образовательного контента сегодня как никогда важны для формирования будущего общества.
Моя гипотеза заключается в том, что люди, обучающиеся в асинхронном формате и успешно завершившие, например, 60 домашних заданий для получения профессии, проявляют высокую степень трудолюбия. Такой подход к обучению способствует формированию ценности продуктивного труда и позитивного отношения к нему. Хотя мы часто не осознаем этого процесса, он, безусловно, имеет место и играет важную роль в развитии личных и профессиональных качеств.
Асинхронное онлайн-обучение способствует развитию самостоятельности и самоорганизации у студентов. В этом формате общения, которое в основном происходит через чат, возникает вопрос об автономности. Является ли автономность положительным или отрицательным аспектом обучения? Существует ли риск снижения эмоционального интеллекта и эмпатии? Не приводит ли удалённое взаимодействие к утрате чувствительности, когда слова и поступки, которые человек не осмелился бы озвучить при личной встрече, становятся более легкими для выражения в онлайн-формате? Эти вопросы требуют тщательного анализа, поскольку они касаются как личностного роста студентов, так и общей эффективности дистанционного обучения.
Саморегулируемое обучение – это процесс, при котором учащиеся принимают на себя ответственность за свое обучение, устанавливая цели, выбирая стратегии и оценивая свои результаты. Это подход становится все более значимым как для EdTech, так и для высших учебных заведений, поскольку он способствует формированию самостоятельных и мотивированных студентов.
В условиях быстро меняющегося мира, где доступ к информации практически неограничен, способность к саморегулированию становится критически важной. Учащиеся, обладающие навыками саморегулируемого обучения, могут адаптироваться к новым условиям, эффективно управлять своим временем и ресурсами, а также разрабатывать индивидуальные стратегии для достижения своих образовательных целей.
Для EdTech это означает необходимость создания платформ и инструментов, которые поддерживают и развивают навыки саморегулирования. Интерактивные технологии, адаптивные курсы и аналитика данных могут помочь учащимся лучше понимать свои предпочтения и прогресс, а также предлагать персонализированные пути обучения.
Вузам важно внедрять методы, способствующие саморегулируемому обучению, чтобы подготовить студентов к современным вызовам. Это включает в себя создание учебных программ, которые акцентируют внимание на критическом мышлении, проектной деятельности и самостоятельных исследованиях. Таким образом, саморегулируемое обучение не только обогащает образовательный процесс, но и готовит студентов к успешной профессиональной жизни.
О зацикленности на достижении образовательного результата
Множество образовательных проектов нацелены на то, чтобы довести учащихся до успешного завершения курса и повысить уровень доходимости. Мы предоставляем образовательные услуги, которые считаем качественными, если учащийся достигает своих целей, таких как смена профессии или приобретение навыков, необходимых для карьерного роста и увеличения дохода. Эти результаты подтверждают эффективность нашего подхода и способствуют повышению удовлетворенности клиентов.
Собирая обширные данные о поведении пользователей и анализируя их, мы можем выявлять триггеры, указывающие на снижение вовлечённости. С развитием технологий эта возможность становится ещё более доступной. Раннее определение таких сигналов позволяет нам принимать меры для удержания пользователей и предотвращения их отказа от обучения.
В данной ситуации важно предложить пользователю материалы и задания, способствующие удержанию его внимания и повышению мотивации. Однако возникает вопрос, кто должен принимать решение о необходимости таких действий: сам пользователь, провайдер обучения или искусственный интеллект? Кроме того, стоит учитывать, что в процессе обучения у человека могут измениться интересы и цели. Это подчеркивает важность гибкости образовательной программы и адаптации ее под индивидуальные нужды каждого пользователя.
В начале обучения необходимо установить определенные регуляции, которые будут касаться не только целей, которых пользователь стремится достичь, но и нашей способности поддерживать его на выбранном пути. Это поможет создать более эффективную и целенаправленную образовательную среду.
Пользователь должен иметь возможность на старте обучения выбрать подходящий для себя режим. Например, он может выразить желание, чтобы его поддерживали и мотивировали до завершения курса, даже если он будет испытывать трудности с мотивацией. С другой стороны, у него должна быть опция отключить все искусственные алгоритмы и учиться в своем темпе, без постороннего вмешательства. Также может быть вариант, который сочетает оба подхода, позволяя пользователю находить баланс между поддержкой и самостоятельным обучением. Такой гибкий подход поможет лучше удовлетворить потребности различных пользователей и повысить эффективность обучения.
Об этике настойчивого доведения пользователя до конца обучения
Иногда возникает парадокс: достижение поставленной цели может сделать человека несчастным. Важно задаться вопросом, стоит ли через образовательный продукт вести человека к этой цели. К примеру, цель может заключаться в увеличении дохода через обучение. Однако у человека есть и другие потребности, помимо финансового благополучия. Можно увеличить заработок, но при этом оказаться глубоко несчастным в новой профессии. Поэтому важно учитывать не только материальные аспекты, но и эмоциональное состояние и удовлетворенность жизнью. Образовательные программы должны быть ориентированы не только на профессиональный рост, но и на гармоничное развитие личности.
Представим, что мы обучаем человека копать колодец. В процессе он находит старинную монетку, и это вызывает у него большой интерес. В результате он abandons процесс копки колодца и решает посвятить себя изучению археологии. С точки зрения достижения первоначальной цели, это нежелательное последствие, поскольку мы не завершили обучение его навыкам копания колодца. Такой пример иллюстрирует, как неожиданные находки могут отвлекать от главной задачи и мешать достижению поставленных целей.
В качестве проектировщиков обучения мы столкнулись с определенными трудностями. В этой концепции важно отвлечь человека от материальных ценностей и сосредоточить внимание на более глубоких аспектах, таких как личностный рост и развитие. Однако, если мы не сделаем это правильно, человек рискует упустить что-то значительное — новые знания и, возможно, свое истинное призвание. Мы должны стремиться создать образовательные программы, которые помогут людям осознать важность самопознания и поиска своего места в мире.
Онлайн-обучение на курсах предоставляет множество возможностей для профессионального роста. Рассмотрим реальную ситуацию: пользователь, заинтересованный в карьере методиста, во время занятия сталкивается с концепцией продуктового подхода и метрик. Это открытие может изменить его карьерные устремления, и он решает стать продуктологом. Такой переход часто происходит благодаря гибкости онлайн-формата, который позволяет изучать различные аспекты профессии, расширяя горизонты и возможности. Важно, что онлайн-обучение не только предоставляет знания, но и способствует формированию новых интересов и карьерных путей.
Да, безусловно, если студент выражает желание изменить курс, мы предоставляем ему такую возможность. Однако возникает вопрос: смогут ли технологии отвлечь его от заданного пути, если они неуклонно ведут к определенной цели? Я имею в виду будущее, подобное тому, что изображено в «Чёрном зеркале», когда алгоритмы управляют поведением пользователя, и в этом процессе отсутствует человеческое вмешательство, которое могло бы позволить изменить курс обучения.
О том, что обучение становится тоннельным
С развитием технологий обучение становится более структурированным, так как мы не предоставляем пользователю возможность выбирать альтернативные образовательные пути. Это ограничивает индивидуальный подход и может снижать мотивацию. Важно учитывать разнообразие учебных стилей и интересов, чтобы создать более гибкую и эффективную образовательную среду.
Продуктовый подход к разработке образовательных продуктов становится всё более популярным. Исследования пользователей помогают глубже понять их потребности и предпочтения, что позволяет создать более точные и эффективные решения. Однако у продуктового подхода существуют свои ограничения, которые необходимо учитывать. Важно помнить, что чрезмерная зависимость от исследований может привести к игнорированию интуиции и креативности. Кроме того, не всегда возможно получить полные и объективные данные о пользователях, что может сказаться на качестве конечного продукта. Баланс между исследовательскими данными и интуитивным пониманием потребностей аудитории является ключевым для успешного создания образовательного контента.
Одной из ключевых продуктовых метрик является время, проведённое пользователями на платформе LMS. Чем дольше пользователь находится на платформе, тем выше его вовлеченность. Представим, что вся система настроена на удовлетворение интересов пользователя. В этом случае можно провести аналогию с умными лентами социальных сетей, которые адаптированы для отображения контента, схожего с тем, который уже понравился пользователю, или который интересен людям с похожими предпочтениями. Это позволяет не только увеличить время взаимодействия, но и улучшить общую удовлетворенность пользователей, что положительно сказывается на их опыте использования платформы.
С образованием может произойти аналогичная ситуация: если предоставлять пользователям только тот контент, который вызывает у них положительные эмоции, они будут избегать сложных тем, требующих усилий для понимания. Это может привести к тому, что они не столкнутся с материалом, который вначале кажется трудным или вызывает отторжение. Однако именно такие вызовы способствуют развитию критического мышления и глубокому пониманию предмета. Важно предлагать разнообразие образовательного контента, чтобы стимулировать интерес и углублять знания.
Человек, воспитанный на исключительно позитивных аффирмациях, формирует узкое восприятие мира. Ограничение взаимодействия только с теми аспектами, которые ему нравятся, приводит к тоннельному мышлению. Это однобокий подход к жизни серьезно влияет на способность к взаимодействию с другими людьми. Когда такой человек сталкивается с реальными условиями, например, на рабочем месте, где мнения и взгляды окружающих могут значительно различаться, он оказывается не готовым к этому испытанию. Важно развивать разнообразие восприятия и открытость к различным мнениям, чтобы избежать трудностей в будущем.
Формирование ценностей является ключевым аспектом в жизни каждого человека. Это процесс, который определяет наши убеждения, предпочтения и поведение. Ценности влияют на выборы, которые мы делаем, и на то, как воспринимаем окружающий мир. Они формируются под воздействием различных факторов, включая культуру, воспитание и личный опыт. Понимание и развитие своих ценностей помогает нам принимать более осознанные решения и достигать гармонии в жизни.
Переделайте текст, сохраняя основную тему. Оптимизируйте его для SEO, добавив ключевые слова, но избегайте ненужных деталей. Исключите смайлы и лишние символы, не используйте нумерацию или маркеры.
Читайте также:
Одна из ключевых проблем в системе образования заключается в том, что многие люди не уделяют должного внимания тем аспектам, которые вызывают у них непонимание. Это игнорирование затрудняет процесс обучения и препятствует глубокому усвоению материала. Важно развивать навыки критического мышления и задавать вопросы, чтобы преодолеть барьеры в понимании. Такие подходы способствуют более эффективному обучению и помогают ученикам достигать лучших результатов. Активное вовлечение в учебный процесс и стремление разобраться в сложных темах — залог успешного образования.
Об этике обучения «машинами»
В будущем искусственный интеллект может достичь такого уровня развития, что различить общение с машиной и человеком станет трудно. Это вызывает вопросы о положительных и отрицательных последствиях. Как изменится наше взаимодействие, если ИИ будет обладать полными знаниями о наших рабочих процессах, методах обучения и наиболее эффективных стратегиях достижения целей? Машина, способная предлагать нам персонализированный контент и ситуации, может значительно повысить нашу продуктивность и облегчить процесс обучения. Однако, стоит задуматься о том, как это повлияет на наше восприятие информации и самостоятельность.
Если мы не будем осознавать, что происходит в процессе обучения, мы утратим статус активного участника и превратимся в пассивный объект, обучаемый машиной. Это создает значительную опасность для нашего образования и развития.
Не стоит стремиться к бесконечной эффективности, поскольку за этим понятием нередко скрываются оправдания равнодушия и недостатка эмпатии. В своем крайнем проявлении эффективность может подразумевать достижение целей любой ценой. Вместо того чтобы хвастаться успешным внедрением алгоритмов, механизмов и чат-ботов, которые обучают людей, важно сосредоточиться на истинной ценности взаимодействия и поддержки. Эмпатия и человечность должны оставаться в центре любых усилий, направленных на оптимизацию процессов и технологий.
Внедрение искусственного интеллекта в образовательные процессы направлено на оптимизацию и повышение эффективности. Однако важно помнить, что мы взаимодействуем с машиной, и её алгоритмы могут принимать решения, влияющие на процесс обучения. Это может привести к неожиданным последствиям, которые стоит обсудить. Необходимо внимательно рассмотреть роль искусственного интеллекта в обучении, чтобы обеспечить гармоничное взаимодействие между машиной и человеком, а также минимизировать возможные риски.
О том, что со всем этим делать
Необходимо начать обсуждение в сообществе о том, каким образом EdTech формирует современных выпускников и какие ценности мы вкладываем в практические образовательные программы. Важно осознавать, что именно от этих ценностей зависит качество подготовки специалистов, способных эффективно работать в условиях быстро меняющегося рынка труда. Это обсуждение поможет определить приоритеты и направления развития образовательных технологий, что в свою очередь позволит создать более востребованные и актуальные программы обучения.
Сначала в сообществе необходимо согласовать, что подразумевается под качественным обучением. Это понятие охватывает как требования к процессу обучения, так и к его результатам. После того как мы сформируем четкое понимание качественного обучения, важно будет обсудить этические аспекты этой модели.
Первый вопрос касается неизбежности достижения образовательного результата. Если мы понимаем, как человек усваивает знания, и способны выбирать подходящие образовательные модели, которые более эффективно ведут его к желаемому результату, можно ли считать это моральным или аморальным?
Человек должен принимать решение о том, как регулировать свои достижения, в момент, когда начинает сталкиваться с трудностями или теряет мотивацию. Важно осознать, что в такие моменты необходимо находить способы поддерживать себя на пути к цели. Один из подходов заключается в том, чтобы заранее определить, готовы ли вы принять помощь технологий, например, в виде автоматизированных систем, которые могут стимулировать вас продолжать обучение. Это решение должно быть осознанным, позволяющим вам установить границы и понимать, как технологии могут помочь в достижении ваших целей, не нарушая при этом личные принципы и автономию.
Второй важный вопрос заключается в этичности доверия искусственному интеллекту, который, по сути, является машиной, в процессе обучения человека. Каково место проектировщика образования в этой новой модели? Важно рассмотреть, насколько безопасно и эффективно использование ИИ в образовательных процессах. Проектировщики образования должны адаптироваться к изменениям, внедряемым технологиями, и находить баланс между автоматизацией и человеческим взаимодействием. Этические аспекты использования ИИ в образовании требуют тщательного анализа, чтобы обеспечить качественное и ответственное обучение для всех.
В EdTech важно не только обучение практическим навыкам, но и формирование ценностной рамки. Определение этого набора ценностей требует согласования всех участников рынка. Необходимо проанализировать, что считается приемлемым, а что нет, чтобы создать общее понимание и стандарты в области образовательных технологий.
Этичность набора ценностей напрямую влияет на этичность применения технологий. Рассмотрим ситуацию, когда обучением практическим навыкам занимается машина, в которую не были внедрены никакие ценности. В этом случае машина может либо самостоятельно формировать свои представления о ценностях, либо оставаться абсолютно бесценностной. Это поднимает важные вопросы о том, как технологии, лишенные этических основ, могут влиять на формирование навыков и поведение людей. Важно учитывать, что отсутствие этического контекста может привести к непредсказуемым последствиям, что подчеркивает необходимость интеграции ценностей в образовательные технологии.
Возвращаясь к метафоре с колодцем и монеткой, стоит отметить, что когда машина фиксирует интерес человека к найденной монетке, она отбирает её и возвращает лопату. В этом действии есть логика: с позиции машины единственная ценность заключается в обучении основному навыку — копке ямы. Машина не учитывает такие аспекты, как любознательность, стремление к открытию нового или человеческие эмоции. Эти качества остаются за рамками её программирования, что подчеркивает разницу между машинным и человеческим восприятием ценностей.
Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO
Вы научитесь запускать прибыльные курсы и вебинары с минимальными вложениями. Поймёте, как вывести в плюс существующие EdTech-проекты и зарабатывать на онлайн-обучении.
Узнать подробнее