Как разработать эффективные практические задания для курса / Skillbox Media
Отрывок из книги Елены Тихомировой «Обучение со смыслом».
Содержание:
Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO»
Узнать большеКруг практического задания
Для проектирования практики я рекомендую использовать простую и эффективную модель Майкла Аллена, известную как CCAF. Эта аббревиатура расшифровывается как Context, Challenge, Activity и Feedback, что переводится как «Контекст, задача, действие и обратная связь». Поскольку термин «КЗДО» на русском может показаться слишком сложным, я предпочитаю называть её «кругом практики», так как модель представлена в виде круга. В данном тексте я подробно раскрою ключевые элементы этой модели и их значение для успешного обучения.
Майкл Аллен — основатель компании Allen Interactions, которая более 30 лет специализируется на разработке корпоративного электронного обучения высшего качества. Аллен является опытным педагогическим дизайнером и всю свою карьеру посвятил этой сфере. Он один из первых авторов книг, посвящённых современным методам обучения, и его первая книга была опубликована в 2001 году. На основе его работ я обучалась созданию систем обучения и электронных курсов. Его книги отличаются практичностью и содержательностью. К сожалению, на русский язык была переведена лишь одна из его работ, и она, к тому времени, уже не отражала всех современных тенденций. Рекомендую ознакомиться с его книгой «Разработка успешного электронного обучения» (Designing Successful e-Learning), которая станет полезным ресурсом для специалистов в области электронного обучения.
Модель CCAF впервые привлекла мое внимание на мастер-классе Аллена на конференции в США. После этого я прошла все его авторские курсы и программы, чтобы глубже понять, как правильно проектировать практику обучения. Майкл Аллен также сосредоточен на практическом обучении, и на основе его методологии я разработала механизм проектирования, который сейчас предлагаю вам. Этот подход позволяет создавать эффективные обучающие программы, ориентированные на реальные нужды и задачи учащихся.
Аллен считает, что обучение становится эффективным только тогда, когда информация и навыки имеют реальное значение для учащегося. Поэтому практические задания должны быть актуальными, соответствующими учебным целям и способствующими будущим действиям слушателя. Это подход обеспечивает не только лучшее усвоение материала, но и мотивацию к обучению, что в конечном итоге приводит к более высоким результатам.
Каждое задание в рамках практики включает в себя четыре обязательных элемента, и исключить хотя бы один из них невозможно.
Контекст — это описание условий, в которых будет проходить практическое занятие. Важно создать ситуацию, которая будет знакома и значима для слушателя, чтобы он мог легко представить себя на этом месте. Контекст должен быть реалистичным и достоверным, чтобы участники могли лучше понять и подготовиться к предстоящему опыту. Подобный подход способствует более глубокому восприятию материала и улучшает усвоение практических навыков.
Задача — это конкретное действие, которое необходимо выполнить в данной ситуации. Она возникает из контекста и тесно с ним связана. Важно отметить, что задача не должна быть связана с обучением, поэтому такие примеры, как «выбрать из списка», не подходят, так как они не отражают реальную жизнь. Например, «решите проблему клиента» является удачным примером задачи. При этом необходимо, чтобы данная задача соответствовала задачам, представленным в каскаде, разработанном на предыдущем этапе.
Действие. В этом разделе мы подробно объясняем, какие действия должен предпринять слушатель. Это могут быть задачи, связанные с работой на компьютере, написанием текста или устным выступлением. Важно четко указать, что именно ожидается от слушателя в контексте поставленной задачи, чтобы обеспечить понимание и готовность к выполнению заданий. Подробное руководство поможет избежать недоразумений и повысит эффективность выполнения задания.
Обратная связь является важным элементом процесса обучения и взаимодействия. В этой части цикла мы информируем слушателя о результатах его действий, акцентируя внимание на последствиях и развитии событий. Вместо использования простых оценок, таких как «верно» или «неверно», мы демонстрируем причинно-следственные связи, что позволяет лучше понять контекст и значимость предпринятых шагов. Это способствует более глубокому усвоению материала и помогает слушателю осознать, как его решения влияют на дальнейшие результаты.
При проектировании практики нашей целью является создание реалистичного контекста для слушателя. Мы стремимся поставить перед ним вопрос о том, как поступить в конкретной ситуации, предоставить возможность принять решение и продемонстрировать последствия этого выбора. Такой подход способствует глубокому пониманию материала и развитию критического мышления.
Основное преимущество данной модели заключается в её универсальности: она эффективно функционирует в различных форматах обучения. Это позволяет применять её как в электронном формате, так и в традиционном классе, обеспечивая гибкость и доступность образовательного процесса.
Круг практики подразумевает, что участник продолжает тренироваться до тех пор, пока не устранит ошибки и не освоит правильные действия. Мы не выносим человека за пределы контекста после его первой ошибки и не оцениваем его результаты. Вместо этого мы анализируем ситуацию, обсуждаем произошедшее и предлагаем альтернативные подходы, если исход не является положительным. Такой метод способствует глубокому пониманию и формированию навыков, необходимых для успешного выполнения задач.
Практика, основанная на контексте, становится мощным инструментом обучения. Описание контекста и поставленная задача не только углубляют понимание материала, но и демонстрируют его практическое применение. Участники получают четкое представление о том, как использовать изученные знания в реальных ситуациях. После такой практики у них не возникает вопросов о том, как и где применять полученные навыки. Они уверенно знают о множестве сценариев, в которых могут использовать свои новые знания, что значительно повышает их уверенность и готовность к действию.
Рассмотрим пример, который мы начали обсуждать ранее. Допустим, мы занимаемся проектированием образовательных программ. Наша цель — разбить задачу обучения на конкретные действия, чтобы создать эффективный процесс обучения. Такой подход позволяет структурировать материал и сделать его более доступным для восприятия. Каскадирование задач помогает выявить ключевые элементы обучения и оптимизировать их выполнение, что в свою очередь повышает качество образовательного процесса.
Предлагаю первый вариант практического задания, о котором я упоминала ранее. В этом варианте мы будем строить структуру по кругу.
Ваш коллега из отдела обучения занимается проектированием.
Руководитель программы «Управление временем для руководителей» провел тщательный анализ задач и целевой аудитории, а также изучил все условия для реализации обучения. На сегодняшний день он завершил каскадирование задачи обучения, однако у него остались сомнения относительно правильности своих действий. Он обратился за советом, чтобы убедиться в корректности своих решений.
Оцените каскадирование, выполненное вашим коллегой, и поделитесь своими мыслями.
Проверьте, выполнены ли все элементы корректно и решены ли поставленные функциональные задачи. Как вы считаете, сможет ли предложенный каскад способствовать достижению учебной цели?
В представленном каскаде по теме управления временем выделите ключевые аспекты, которые помогут вам эффективно организовать свое время и повысить продуктивность. Обратите внимание на методы планирования задач, приоритеты и стратегии, которые способствуют лучшему распределению ресурсов и минимизации стресса. Использование техник управления временем может значительно улучшить вашу способность достигать поставленных целей и справляться с повседневными обязанностями.
Пожалуйста, укажите, что именно вы считаете некорректным, или подтвердите, что каскад соответствует установленной цели.
Обратная связь является важным аспектом взаимодействия с клиентами и пользователями. Она позволяет получать ценные отзывы о продуктах и услугах, а также выявлять сильные и слабые стороны бизнеса. Эффективная система обратной связи помогает улучшить качество обслуживания и повысить удовлетворенность клиентов. Важно не только собирать отзывы, но и оперативно на них реагировать, демонстрируя, что мнение клиентов действительно имеет значение. Создание удобных каналов для обратной связи, таких как формы на сайте, опросы и социальные сети, способствует активному вовлечению пользователей. Оптимизация процесса обратной связи может значительно улучшить репутацию компании и увеличить ее конкурентоспособность на рынке.
Коллега внес изменения в каскад в соответствии с вашими комментариями.
Обучение было разработано с учетом каскадной модели. Оно прошло успешно и дало положительные результаты при условии правильных ответов.
Коллега оставил всё без изменений, так как вы не заметили важных деталей.
При запуске разработанного обучения выяснилось, что целевая аудитория восприняла его негативно из-за избыточного количества теоретического материала. Если бы у вас была возможность пересмотреть проект, вы бы внесли какие-либо изменения?
Обратная связь может принимать разнообразные формы в зависимости от выбранных вариантов ответов и форматов. Основная цель заключается в том, чтобы отразить конечный результат и проиллюстрировать последовательность событий.
Это задание можно рассмотреть с другой стороны. В первом варианте мы делаем акцент на помощи коллеге, сосредотачиваясь на анализе информации. Однако во втором варианте мы можем предложить непосредственное выполнение действия.
Ваш новый проект представляет собой программу обучения для руководителей, направленную на развитие навыков эффективного управления. В рамках этой программы участники освоят ключевые методы и техники, которые помогут им стать более успешными лидерами. Обучение будет охватывать такие важные темы, как стратегическое планирование, мотивация команды, управление временем и принятием решений. Программа разработана с учетом современных вызовов в области управления и подходит как для опытных руководителей, так и для тех, кто только начинает свой путь в этой сфере. Участники смогут применить полученные знания на практике, что значительно повысит их профессиональные компетенции и эффективность работы команды.
После анализа задачи, целевой аудитории и условий обучения необходимо провести каскадирование, что подразумевает декомпозицию задачи на отдельные действия. Целевая аудитория, обладая высоким статусом, крайне внимательно относится к процессу обучения и не готова тратить время на изучение теории. В данном контексте я предоставляю слушателям возможность повторить ключевую информацию и направляю их мысли в правильное русло для эффективного решения задачи. Это позволяет сделать обучение более целенаправленным и практикоориентированным, что особенно важно для занятой аудитории.
Создайте каскадирование для заданной учебной цели программы. Это позволит структурировать процесс обучения, обеспечивая логическую последовательность и взаимосвязь между различными уровнями учебных материалов. Каскадирование поможет учащимся лучше усваивать информацию, переходя от простых понятий к более сложным, что способствует более глубокому пониманию темы и эффективному обучению.
Управление временем является важной задачей для достижения целей и повышения продуктивности. Эффективное распределение времени позволяет не только улучшить качество выполнения задач, но и снизить уровень стресса. Для успешного управления временем необходимо определить приоритеты, планировать свои действия и следовать установленному графику. Использование различных инструментов, таких как календари и приложения для планирования, может значительно упростить этот процесс. Разработка навыков управления временем способствует не только личной эффективности, но и улучшению работы в команде, что в свою очередь влияет на общий успех.
Выполните каскадирование, занеся ваши варианты действий в таблицу. Это поможет структурировать информацию и упростить процесс принятия решений. Каскадирование позволяет визуализировать и ранжировать действия, что способствует более эффективному управлению проектом. Используйте таблицу для упорядочивания вариантов и оценки их влияния на общую стратегию.
Переделайте текст, сохраняя основную тему и избегая излишних деталей. Оптимизируйте его для SEO и при необходимости добавьте полезную информацию. Исключите смайлы и ненужные символы. Не используйте разделение на пункты или списки, просто представьте чистый текст.
Обратная связь является важным элементом взаимодействия между компанией и клиентами. Она помогает понять потребности и ожидания пользователей, а также выявить возможные недостатки в продуктах или услугах. Эффективная обратная связь способствует улучшению качества обслуживания и повышению уровня удовлетворенности клиентов.
Для получения качественной обратной связи необходимо использовать различные каналы, такие как опросы, отзывы на сайте и социальные сети. Важно не только собирать информацию, но и оперативно реагировать на нее, показывая клиентам, что их мнение имеет значение. Анализ отзывов позволяет выявить тренды и предпочтения, что в свою очередь помогает более точно настраивать маркетинговые стратегии и оптимизировать предложения.
Таким образом, обратная связь играет ключевую роль в развитии бизнеса, позволяя строить доверительные отношения с клиентами и повышать их лояльность. Регулярное внимание к мнению пользователей способствует созданию конкурентных преимуществ и укрепляет репутацию компании на рынке.
Запущенная программа обучения оказалась успешной. Руководители отметили положительные результаты и высокий уровень вовлеченности участников. Участники программы приобрели новые навыки и знания, что способствовало улучшению рабочих процессов и повышению общей продуктивности команды. Такой подход к обучению демонстрирует важность инвестиций в развитие сотрудников и их профессиональный рост. Успех программы также подчеркивает необходимость постоянного обновления образовательных методик для достижения максимальных результатов.
Участники обучения отметили его практичность и поделились информацией о том, какие инструменты из изученного материала они начали активно использовать.
После запуска программа не дала ожидаемых результатов.
Многие руководители прекратили обучение на ранних этапах из-за избыточного теоретического материала. Если бы у вас была возможность заново создать структуру обучения, что бы вы изменили?
Если бы нам действительно предстояло обучить проектированию учебных программ, мы бы использовали оба типа заданий. Такой подход обеспечивает разнообразную практику и позволяет отрабатывать навыки извлечения знаний в различных условиях. Мы ориентируемся на развитие не только практических действий, которые должен освоить обучающийся, но и на понимание возможных ошибок и их последствий. Это способствует более глубокому усвоению материала и формированию необходимых компетенций.
Ошибки нужно проектировать
В электронных формах обучения часто возникают две основные проблемы. Первая заключается в том, что слушатели не имеют возможности сделать ошибку, так как им не предоставляются варианты, которые могли бы привести к неправильному ответу. В результате, задача заканчивается стандартным ответом системы: «Неверно, попробуйте снова». В таких условиях вместо полноценного обучения и понимания материала происходит лишь механический перебор вариантов. Это негативно сказывается на усвоении знаний и снижает эффективность образовательного процесса. Эффективные электронные курсы должны предусматривать возможность ошибок, что позволит слушателям глубже анализировать свои ответы и учиться на собственных промахах.
Важно создать условия, при которых слушатель будет сталкиваться с ошибками. В некоторых случаях можно использовать хитрость, чтобы ошибка была неизбежной с первого раза. Это не только обогатит учебный процесс, но и предоставит слушателю возможность осмыслить свои действия и извлечь из них уроки. Такой подход способствует более глубокому пониманию материала и развитию критического мышления.
Чтобы слушатель мог допускать ошибки, необходимо иметь разнообразный набор заданий. Если каждое действие в каскаде будет представлено только одним заданием, то уже со второго или третьего раза оно будет выполнено правильно. Поэтому важно создать большое количество разнообразных заданий, чтобы обеспечить глубокое понимание темы и возможность её применения с разных точек зрения. Это поможет слушателям лучше усвоить материал и развить навыки, необходимые для успешного выполнения задач.
Мы не оцениваем
Оценки для взрослых могут быть опасными, так как они способны выявить внутренние страхи, которые могут оттолкнуть от процесса обучения. Оценка сама по себе часто ассоциируется с ограничениями, а не с возможностью развития. Взрослым необходимо сосредоточиться на своем дальнейшем росте и понимании причинно-следственных связей своих действий. Это особенно важно в обучении, так как осознание последствий своих решений помогает избежать ошибок и способствует более глубокому пониманию процесса. Развитие навыков и знаний происходит через осознание своих действий и их результатов, что является ключевым аспектом успешного обучения для взрослых.
Обратная связь в практических заданиях должна быть внутренней. Внутренняя обратная связь представляет собой оценку, основанную на контексте, который близок и понятен слушателям. Она помогает участникам лучше понять свои достижения и области для улучшения. В отличие от внутренней, внешняя обратная связь сводится к простым оценкам, например, «верно» или «неверно», что не всегда способствует глубокому пониманию материала. Важно акцентировать внимание на том, что именно внутренний подход к обратной связи способствует более эффективному обучению и развитию навыков.
Внутренняя обратная связь демонстрирует взаимосвязи в конкретном контексте, а также развитие событий, их последствия и возможности. Она представляет собой важный элемент обучения. Контекст обучает тому, как применять полученные знания, а обратная связь помогает осознать, что каждое действие имеет реальные последствия, как положительные, так и отрицательные. Ошибки могут привести к негативным результатам, что подчеркивает важность анализа и осмысления полученной информации.
Обратная связь должна отражать реалии окружающего мира. Во многих ситуациях мы осознаем, что что-то пошло не так не в момент происшествия, а лишь после его завершения. В процессе обучения важно хотя бы частично воспроизводить этот временной разрыв. В моих примерах этот разрыв создается за счет демонстрации последствий, произошедших после завершения курса. Я не ограничиваюсь лишь указанием на ошибки, такие как неверное выполнение каскада.
Если задача включает несколько этапов, целесообразнее предоставлять обратную связь в конце, чтобы сохранить целостность восприятия. В реальной жизни мы редко получаем комментарии по каждому отдельному действию. Такой подход позволяет лучше понять общий результат и сделать более обоснованные выводы.
Формат заданий
В настоящее время значительная часть обучения для взрослых осуществляется в цифровом формате. Это вполне обосновано, поскольку у этой целевой аудитории часто недостаточно времени для учебы, а ресурсы могут быть ограничены. К тому же, очное обучение не всегда является оптимальным вариантом, так как не каждому человеку подходит такой подход. Цифровые методы обучения позволяют гибко планировать занятия и адаптировать их под индивидуальные потребности, что делает процесс более эффективным и доступным.
В сфере цифрового обучения существует значительный соблазн автоматизировать все задания и проводить их проверку без участия человека. Это действительно снижает затраты на обучение, однако при автоматизации часто возникает необходимость жертвовать качеством. Автоматические системы могут не учитывать индивидуальные особенности учащихся и не всегда способны дать адекватную обратную связь, что может негативно сказаться на процессе обучения. Поэтому важно находить баланс между автоматизацией и качественным личным подходом в образовательном процессе.
Автоматизированные задания часто представляют собой выбор из нескольких заранее определённых вариантов. В настоящее время существуют инструменты для проверки текстового ввода, однако их количество всё ещё ограничено. Предложенные варианты действий сужают круг размышлений у пользователя, что меняет характер его взаимодействия. Вместо того чтобы полностью самостоятельно анализировать ситуацию, он просто выбирает наиболее подходящий вариант из предложенных. Это кардинально отличается от традиционного подхода к решению задач, который требует самостоятельного составления и записи ответов. Таким образом, автоматизация влияет на процесс мышления, ограничивая креативность и самостоятельность выбора.
Для достижения значительного обучения, направленного на изменение поведения, необходимо предоставлять участникам полностью самостоятельные задания. Эти задания должны проверяться ведущим курса, что обеспечит качественную обратную связь и позволит участникам лучше усвоить материал. Такой подход способствует более глубокому пониманию и применению новых знаний на практике.
Наилучший контекст обучения — это тот, который слушатель создает сам. Это ситуация, имеющая для него реальную значимость, о которой упоминалось в начале главы. Затем мы предлагаем слушателю работать над этим кейсом, выполняя конкретные задачи и действия. После завершения работы предоставляем обратную связь по итогам. Такой подход делает обучение максимально эффективным и актуальным для каждого участника.
В процессе обучения может быть эффективно использовать сочетание различных форматов. Например, слушатели могут выполнять автоматизированные практические задания на протяжении всего курса, а в завершение проходить крупное самостоятельное задание. Такой подход обеспечивает разнообразие тренировок в ходе обучения и позволяет получить качественную практику в финале.
При разработке автоматизированных заданий важно учитывать несколько ключевых аспектов. Во-первых, необходимо четко определить цели и задачи, которые должны быть достигнуты. Это позволит создать эффективный и целенаправленный процесс автоматизации. Во-вторых, следует тщательно подобрать инструменты и технологии, которые соответствуют требованиям проекта. Это включает в себя выбор программного обеспечения, оборудования и методик, которые обеспечат максимальную продуктивность. Также важно учитывать безопасность данных и надежность системы. Надежная автоматизация требует регулярного мониторинга и обновлений, чтобы соответствовать изменяющимся условиям и требованиям. В конечном итоге, успешная автоматизация заданий требует комплексного подхода и внимательного планирования.
- Варианты ответов не должны быть очевидно правильными и очевидно неправильными. Их нужно тщательно продумывать, чтобы слушатель сразу не видел тот единственный, очевидно верный вариант или не мог легко отсечь все неверные.
- Лучше всего делать практические задания, состоящие из нескольких этапов, то есть задача одна, а действий нужно сделать несколько. Это даёт большее погружение в контекст. А вот обратную связь стоит выдавать уже после всей серии действий, поскольку в реальной жизни мы по каждому шагу обратную связь не получаем.
- Визуализация заданий важна, но не обязательна. Без неё не обойтись там, где мы тренируем некоторое физическое действие, например процесс ремонта оборудования. Там слушатель будет впоследствии ориентироваться именно зрительно, потому и в обучении мы ему должны показать всё так, как будет на рабочем месте. А вот гибкие навыки, коммуникации и многое другое можно описывать текстовыми кейсами, иногда это даже лучше, нет отвлекающих факторов.
Идеи заданий
На одном из тренингов мне задали вопрос: «Можете предоставить шаблоны для практики?» Я ответил, что шаблонов нет, но ваши возможности для практики безграничны.
Каждая тема обучения предполагает разнообразные методики практики, соответствующие конкретной цели. Это разнообразие позволяет эффективно закреплять полученные знания. Попытка ограничить все эти методы одной схемой нецелесообразна и может негативно сказаться на процессе обучения.
У нас есть множество идей для заданий, которые помогут вам эффективно начать проектирование. Эти идеи могут стать основой для вашего проекта и существенно упростят процесс его разработки.
- Найти ошибку в том, что кто‑то сделал. Хорошее задание на анализ и на внимательность.
- Найти, что пошло не так. Похоже на поиск ошибки, только тут мы изучаем ход развития событий и ищем момент, где была сделана ошибка. Затем слушателю стоит предложить восстановить правильный процесс.
- Помочь коллеге. Это почти как поиск ошибки, но тут коллега может ещё не начать действовать, нам нужно ему рассказать, что именно должно быть сделано и как. Один из вариантов: назначить слушателю какую‑то условную роль — сделать наставником новичка, например.
- Выполнить задачу. Тут всё понятно — сделайте то, чему мы вас учим.
- Взгляд из будущего. Рассказываем слушателю некоторую историю в виде кейса. Компания сейчас там‑то, дела такие‑то, сложности такие‑то. А затем предлагаем понять, что могло пойти не так, чтобы случилось то, что мы наблюдаем. Можно, наоборот, описать хорошее развитие событий в сложной ситуации и спросить, какие решения были приняты, чтобы всё так замечательно получилось.
- Как поступить? Это простые задания, где мы описываем ситуацию и предлагаем подумать о том, как в ней действовать. Несмотря на свою простоту, такие задания учат разным контекстам применения знаний, это очень помогает потом в правильном извлечении изученного».