Как работают преподаватели вуза: стереотипы и реальность / Skillbox Media
Мы собрали типичные представления об этой профессии со стороны и спросили самих преподавателей, как им работается на самом деле.
Содержание:
- Преподаватели работают не полный день и даже не каждый день
- Преподавать нетрудно — из года в год рассказываешь одно и то же, даёшь одни и те же задания
- Преподаватели в основном теоретики и с практикой в той области, которую преподают, почти не связаны
- Учить студентов легче, чем школьников, — это же взрослые люди, а «слабых» просто отчисляют
- В чём плюсы профессии и что вдохновляет преподавателей
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеПреподаватели работают не полный день и даже не каждый день
На первый взгляд может показаться, что преподаватели университетов имеют незначительную нагрузку. Они приходят в учебное заведение только в часы своих занятий, проводят лекции и семинары, после чего имеют свободное время для других дел, включая работу по совместительству. Однако реальность такова, что преподаватели сталкиваются с множеством задач, которые требуют внимательного подхода и значительных усилий. Подготовка к занятиям, проверка работ студентов, участие в научных исследованиях и административные обязанности занимают много времени и сил. Таким образом, преподавательская деятельность — это не только процесс передачи знаний, но и постоянная работа над собственным профессиональным развитием и поддержанием качества образования.
Согласно статье 333 Трудового кодекса Российской Федерации, для преподавателей и учителей установлена сокращённая продолжительность рабочего времени, не превышающая 36 часов в неделю, в отличие от стандартных 40 часов для других работников. Кроме того, всем педагогам предоставляется удлинённый ежегодный оплачиваемый отпуск, который составляет 56 дней вместо обычных 28. Эти меры направлены на поддержку педагогической деятельности и создание более комфортных условий для работы в образовательных учреждениях.
Согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 года №1601, учебная нагрузка преподавателей, работающих на полную ставку, не должна превышать 900 часов в год. Это означает, что при учёте продолжительного отпуска, средняя нагрузка составляет около 20 часов в неделю. Данный норматив установлен для обеспечения качественного образования и поддержания оптимального баланса между учебной и исследовательской деятельностью преподавателей.
Согласно информации, предоставленной читателями Skillbox Media, преподаватели высших учебных заведений России в среднем имеют 6–12 пар в неделю, однако распределение нагрузки происходит неравномерно. В некоторые дни занятия могут начинаться с утра и продолжаться до 17–18 часов, в то время как в другие дни нагрузка значительно снижается. Преподаватели, работающие с вечерними (очно-заочными) группами, могут вести занятия до 23 часов. Даже в будние дни, когда нет запланированных пар, преподаватели не могут считать себя свободными. Им часто приходится заниматься подготовкой к занятиям, проверкой работ студентов и другими важными административными задачами. Это подчеркивает сложность и многогранность профессии преподавателя, где рабочие часы не всегда совпадают с расписанием занятий.
Работа преподавателя в аудитории представляет собой только небольшую часть его профессиональной деятельности. Большинство педагогов трудятся шесть дней в неделю, и их обязанности выходят далеко за рамки проведения уроков. Преподаватели также занимаются подготовкой учебных материалов, оцениванием знаний студентов, взаимодействием с коллегами и родителями, а также участвуют в разработке образовательных программ. Эти дополнительные задачи требуют значительного времени и усилий, подчеркивая многогранность работы преподавателя.
Преподаватели высших учебных заведений часто совмещают свои педагогические обязанности с научной деятельностью. Это включает в себя проведение исследований, подготовку научных публикаций, участие в грантовых проектах и выступления на научных конференциях, что требует значительной подготовки. Преподаватели также активно участвуют в международных научных проектах, что способствует обмену опытом и знаниями на глобальном уровне. Важной частью их работы является руководство научной деятельностью студентов и аспирантов, включая помощь в подготовке диссертаций. Согласно исследованию НИУ ВШЭ, 75% преподавателей занимаются наукой на своем основном месте работы, выделяя на эту деятельность в среднем 13 часов в неделю. Это подтверждает важность интеграции научной работы и преподавания в высшем образовании, что способствует не только развитию научной мысли, но и повышению качества образования.
Каждый штатный преподаватель, помимо проведения занятий, также активно занимается учебно-методической работой, которая требует значительного времени и усилий. Преподаватель менеджмента Елена поделилась, что в её обязанности входит создание курсов дополнительного профессионального образования и онлайн-курсов с видеозаписями лекций. Она также отвечает за загрузку и обновление учебных материалов в системе дистанционного обучения вуза, а также за разработку оценочных материалов, таких как тесты, задачи и кейсы для каждой дисциплины. Эта учебно-методическая деятельность играет важную роль в обеспечении качества образования и поддержании актуальности учебного процесса.
Преподаватели вуза нередко совмещают свою основную преподавательскую деятельность с административными обязанностями, такими как декан, заведующий кафедрой, руководитель лаборатории или образовательной программы. Это создает дополнительную нагрузку, включая участие в учёных и диссертационных советах, что зависит от их должности и учёной степени. Кроме того, все преподаватели обязаны посещать заседания кафедры, что также требует временных затрат и усилий.
В большинстве учебных заведений штатные преподаватели сталкиваются с обилием «бумажной» работы. Преподаватель физики Анна отмечает: «Многие полагают, что преподаватель может свободно планировать свой рабочий день, но это лишь иллюзия. В течение дня поступает множество срочных запросов и отчетов, которые необходимо срочно обработать. Бюрократия серьезно затрудняет работу.» Подобные мысли высказывает и преподаватель иностранного языка Оксана, имеющая около 30 лет опыта: «Когда я только начинала свою карьеру, было гораздо легче и свободнее. Теперь же все действия строго регламентированы, что ограничивает возможности преподавателей.» Ситуация с бюрократией в образовании требует внимания, так как она влияет на качество преподавания и преподавательскую деятельность в целом.
В 2024 году был принят закон, направленный на снижение бюрократической нагрузки на преподавателей в высшем образовании и среднем профессиональном образовании. Этот закон существенно уменьшает объем документации, которую преподаватели обязаны предоставлять. Однако аналогичный закон, принятый два года назад для учителей, не привел к значительным улучшениям в ситуации. Важно отметить, что эффективное снижение бюрократии в образовательной сфере требует комплексного подхода и постоянного мониторинга его реализации.
Многие преподаватели активно поддерживают первокурсников, осуществляя профориентационную и воспитательную работу. Они также руководят написанием дипломных работ и регулярно проводят консультации с учащимися, что способствует более глубокому пониманию учебного материала и успешной адаптации студентов к университетской жизни.
Преподавание включает не только проведение занятий, но и тщательную подготовку к ним, а также проверку домашних заданий. Это особенно актуально для курсов с высокой долей практических заданий. Татьяна, преподаватель иностранного языка в НИУ ВШЭ, отмечает, что для подготовки одного занятия с нуля, без использования материалов с предыдущего года, требуется как минимум в два раза больше времени, чем само занятие. Если курс остается почти неизменным и имеются готовые материалы, подготовка может занять столько же времени, сколько длится пара, или чуть меньше. Эти аспекты подчеркивают трудоемкость и важность работы преподавателя, что в свою очередь влияет на качество образовательного процесса.
Рабочая нагрузка часто превращается в полноценный рабочий день с утра до вечера, а в худшем случае приводит к переработкам, включая выходные. Лариса, ранее преподаватель университета, которая работала на полторы ставки и вела до 16 пар в неделю, делится своим опытом.
Подготовка к учебным занятиям, работа с дипломниками и научные исследования часто происходят в ночное время и на выходных. Чистая научная работа осуществляется в праздники и отпуск. От нас требовалось публиковать статьи в журналах Scopus и Web of Science, а также выигрывать гранты Российского научного фонда. Однако, даже при получении гранта текущая нагрузка не уменьшалась. Кафедра должна была достигать определённых финансовых показателей, которые со временем стали неосуществимыми. Мы никогда не справлялись с этими требованиями, так как это было крайне сложно. У меня было много дипломников, и я старалась встречаться с ними каждую неделю в течение года. Иногда приходилось вычитывать их тексты даже в общественном транспорте.
Режим труда преподавателей оказывает негативное влияние на качество жизни, и лишь немногие могут успешно совмещать преподавание с другой работой. Лариса отмечает, что чувствует себя «загнанной лошадью», испытывая постоянное желание отдохнуть и не быть потревоженной. Александр, преподаватель психологии, который в учебном году 2024/2025 перешёл с одной ставки на полторы и ведёт в среднем 16 пар в неделю, делится своим опытом: «Ранее я совмещал преподавание с другой работой, но меня попросили уйти, так как я не мог уделять ей достаточно времени. Теперь я полностью сосредоточен на вузе». Проблема перегрузки преподавателей требует внимания и обсуждения, так как это влияет на их профессиональную деятельность и личную жизнь.
Сочетание преподавательской деятельности с другой работой наиболее удобно для внештатных преподавателей. Обычно они трудятся на неполный рабочий день, что позволяет им избежать значительной части административных обязанностей. Внештатные преподаватели, как правило, не занимаются руководством подготовкой дипломных работ и диссертаций, если речь идет о практиках без учёной степени. Однако помимо преподавания, они могут активно участвовать в научной деятельности и методической работе, разрабатывая образовательные программы, создавая курсы и учебные пособия. Это позволяет им не только делиться знаниями, но и вносить вклад в современное образование.
Анна Павлова, молодая преподавательница НИУ ВШЭ, читает магистрам курсы по психогенетике и нейронаукам в образовании. Каждый семестр она ведет одну дисциплину, проводя три пары в неделю. Подготовка к занятиям занимает значительное время: к одной лекции по психогенетике Анна тратит до 10 часов, так как курс проводится на английском языке и требует тщательной репетиции. «Меня выручает то, что все слайды и материалы для курса были подготовлены еще летом. В течение семестра я бы не успела их завершить», — отмечает преподавательница. Также значительное количество времени уходит на общение со студентами, включая предоставление обратной связи по заданиям и ответы на их вопросы. Преподавание в ВШЭ не является основной деятельностью Анны, так как она также работает в Российской академии образования и Уральском федеральном университете, где занимается научной деятельностью.
Анастасия Степанова, ассистент кафедры информационного права и цифровых технологий Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), подчеркивает, что условия работы по совместительству играют важную роль в профессиональной деятельности. Она сама сочетает преподавание с работой в информационном агентстве, и этот баланс возможен благодаря гибкому графику и преимущественно дистанционному формату. Несмотря на то что аудиторная нагрузка преподавателя на условиях внешнего совместительства составляет всего четыре пары в неделю, она может увеличиваться за счет замены коллег, что позволяет поддерживать необходимый уровень качества образовательного процесса. Такой подход к работе не только развивает профессиональные навыки, но и способствует эффективному обучению студентов в области информационного права.
Анастасия, помимо преподавательской деятельности, активно занимается научной работой. Она работает над диссертацией и научными статьями, участвует в конференциях и конкурсах, а также принимает участие в мероприятиях Школы молодых учёных. Эта деятельность требует значительного вдохновения и времени, что часто приводит к неравномерной рабочей нагрузке. По словам Анастасии, совмещать работу в вузе с должностью в государственном секторе было бы гораздо сложнее.
Преподавать нетрудно — из года в год рассказываешь одно и то же, даёшь одни и те же задания
Многие, кто не сталкивался с высшим образованием, полагают, что учебная программа разрабатывается единожды и затем остается неизменной на протяжении многих лет. Однако реальность такова, что составление учебной дисциплины – это динамичный и многогранный процесс. Преподаватели постоянно обновляют содержание курсов, учитывая новые исследования, тенденции в области знаний и потребности студентов. Это обеспечивает актуальность и высокое качество образования, позволяя студентам получать современные знания и навыки, необходимые для успешной профессиональной деятельности.
Преподавателю необходимо ежегодно обновлять рабочую программу дисциплины. Этот документ играет ключевую роль в образовательном процессе, так как определяет цели и ожидаемые результаты освоения дисциплины. В рабочей программе также содержится информация о объёме и структуре курса, используемых учебных материалах, распределении времени на изучение тем, формах и методах контроля освоения учебного материала, а также критериях оценки. Регулярное обновление программы позволяет учитывать изменения в образовательных стандартах и требованиях, что способствует повышению качества обучения и эффективности образовательного процесса.
Степень изменения существующей программы во многом зависит от конкретной дисциплины. К общевузовским предметам относятся философия, история и математика. Эти дисциплины изучают все студенты на первом и втором курсах. Содержание этих курсов практически не меняется из года в год, и корректировки касаются в основном распределения часов на различные темы.
В области специализированных дисциплин наблюдаются значительные обновления. Эти изменения касаются как методик преподавания, так и содержания учебных программ. Новые технологии и подходы к обучению позволяют лучше адаптироваться к современным требованиям и вызовам. Обновления в специализированных дисциплинах способствуют улучшению качества образования и повышению конкурентоспособности выпускников на рынке труда.
При изменении перечня профилей подготовки в вузах, рабочие программы дисциплин часто требуют значительной переработки или полной разработки заново. Это может происходить ежегодно. Например, в направлении 38.03.02 «Менеджмент» может быть добавлен профиль «Международный менеджмент». Каждый профиль включает основную профессиональную образовательную программу (ОПОП) с уникальным набором изучаемых дисциплин. Таким образом, при введении нового профиля в вузе необходимо создавать новые рабочие программы дисциплин, чтобы обеспечить соответствие актуальным требованиям образования и рынка труда.
Основная профессиональная образовательная программа бакалавриата представляет собой комплекс документов, включающий учебный план на четыре года, рабочие программы дисциплин, программы практик и государственную итоговую аттестацию. Преподаватель обязан предоставить актуальную рабочую программу дисциплины, соответствующую современным требованиям, с правильно составленной расчасовкой и обновленной литературой. Важно также загрузить в систему Moodle конспекты лекций, задания для практических и лабораторных работ, а также материалы для промежуточной аттестации, включая зачеты и экзамены, и четко прописать критерии оценки по дисциплине. Остальные документы находятся в ведении руководителя программы, однако часть ответственности за их подготовку может быть возложена на квалифицированных преподавателей.
Преподаватели отмечают, что составление и обновление рабочих программ часто выполняется лишь формально, без должного внимания к качеству. Оксана подчеркивает, что для загрузки и согласования программ в систему требуется много времени и усилий, и в результате мало кто задумывается о содержательности этих документов. Лариса делится своим опытом, когда рабочие программы, созданные «для галочки» весной, приходилось перерабатывать осенью, когда уже начался новый учебный год. Это подчеркивает необходимость серьезного подхода к разработке учебных программ, чтобы они не только соответствовали формальным требованиям, но и действительно отражали образовательные цели и потребности студентов.
Дисциплины специализации часто имеют сильную связь с практическими аспектами работы, что приводит к быстрому устареванию их содержания. Например, юридические дисциплины требуют регулярного обновления программ в связи с изменениями в нормативно-правовой базе. В области экономики и менеджмента важно следить за актуальными тенденциями, чтобы оставаться конкурентоспособными. Не менее значимыми являются креативные и цифровые дисциплины, которые также требуют оперативного обновления знаний и навыков в зависимости от изменений в технологиях и рыночной среде.
Многие преподаватели, помимо ежегодной актуализации рабочих программ, активно дорабатывают лекции и задания в процессе обучения. Преподаватель психологии Александр отмечает: «Обновление курса, который читаешь долгое время, необходимо, так как однообразие лекций и заданий становится скучным». Преподавательница физики Анна добавляет: «Каждое занятие я корректирую. Даже если у меня проходят занятия с разными группами по одному предмету, я адаптирую материал в зависимости от их потребностей и направления подготовки». Таким образом, постоянное совершенствование учебного материала является важным элементом эффективного обучения и позволяет поддерживать интерес студентов.
Преподаватель иностранного языка Татьяна также подчеркивает эту мысль. Она отмечает важность изучения языков для расширения культурного кругозора и повышения конкурентоспособности на рынке труда. В современном мире знания иностранных языков становятся необходимостью, ведь они открывают доступ к новой информации, возможностям общения и сотрудничества с людьми из разных стран. Татьяна уверена, что изучение языка не только развивает интеллектуальные способности, но и способствует личностному росту. Поэтому она активно мотивирует своих студентов на достижение высоких результатов в обучении.
Группы отличаются друг от друга, у каждой есть свои сильные стороны. После анализа работ и формирующего оценивания я учитываю все эти данные при подготовке к занятиям. Я регулярно обновляю тексты, аудио и видео, а также визуальные материалы, которые быстро устаревают. Методическая наука постоянно развивается, и я стремлюсь внедрять новшества, экспериментировать и вносить изменения. Это позволяет создавать актуальный и интересный контент, адаптированный под нужды студентов.
Преподаватели в основном теоретики и с практикой в той области, которую преподают, почти не связаны
Существует распространенное мнение, что преподаватели высших учебных заведений редко обладают опытом работы в реальной индустрии, и в большинстве случаев это действительно так. Однако данное утверждение не всегда верно, поскольку ситуация может варьироваться в зависимости от предметной области. Например, преподаватели фундаментальных дисциплин, таких как философия или математика, в основном занимаются теоретическим материалом, и в этих случаях практический опыт может быть ограничен.
Ситуация с преподавателями прикладных дисциплин существенно изменилась. До 2020 года действовал профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», который ограничивал возможность привлечения в вузы высококвалифицированных специалистов без учёных степеней. Для работы преподавателем на программах специалитета и магистратуры требовалась степень кандидата или доктора наук. Это создавало преграды для привлечения практиков и экспертов из различных областей, что ограничивало разнообразие методов обучения и опыта, доступного студентам. Теперь ситуация меняется, и вузы могут рассматривать возможность приглашения специалистов с практическим опытом, что способствует более глубокому и актуальному обучению студентов.
Приказом Министерства труда от 26 декабря 2019 года № 832н был отменен соответствующий профессиональный стандарт, и на данный момент новый стандарт еще не введен. Это создало возможность для вузов приглашать на преподавательские должности специалистов-практиков без необходимости иметь ученую степень. Данная мера может значительно усилить практико-ориентированное обучение студентов. Специалисты из отрасли, обладая актуальными знаниями и навыками, могут делиться своим опытом, что помогает студентам лучше понять реальные профессиональные задачи и особенности своей будущей профессии. Таким образом, взаимодействие с практиками способствует формированию у студентов необходимых компетенций и навыков, что в свою очередь повышает их конкурентоспособность на рынке труда.
В Московском государственном юридическом университете имени О. Е. Кутафина активно привлекаются практикующие юристы к преподаванию. По словам директора пресс-службы вуза Семёна Бедненко, в университете формируются кафедры, состоящие исключительно из опытных юристов на практике. Это обеспечивает студентам не только теоретические знания, но и практические рекомендации от профессионалов, работающих в юридической сфере. Для практикующих юристов работа в образовательном учреждении предоставляет возможность делиться опытом с будущими коллегами и оставаться в курсе актуальных тенденций в юридической науке. Такой подход значительно обогащает образовательный процесс и способствует подготовке высококвалифицированных специалистов.
Распределение теоретических и практических знаний на кафедрах зависит от их специализации. Кафедры теории государства и права, а также кафедры истории государства и права сосредоточены на фундаментальных теоретических дисциплинах, где основное внимание уделяется преподавателям-теоретикам. В то же время, на базовых кафедрах, таких как кафедра практической юриспруденции, кафедра адвокатуры, кафедра конкурентного права и кафедра спортивного права, работают преимущественно практикующие юристы. Это позволяет студентам получить как теоретические, так и практические знания, что является важным аспектом в подготовке высококвалифицированных специалистов в области права.
Андрей Рогозин, внештатный преподаватель фотографии в Школе дизайна НИУ ВШЭ, поделился своим опытом. До 2020 года он работал в различных профильных школах, совмещая преподавание с коммерческими фотосъёмками. По его словам, такая работа приносила значительный доход, однако организационные сложности часто создавали трудности. Съёмки нередко переносились или затягивались, что приводило к конфликтам с расписанием занятий.
Он решил сосредоточиться исключительно на преподавании, поскольку его привлекает решение креативных задач и индивидуальная работа со студентами, стремящимися найти свой творческий путь и развить мастерство. Преподаватель отмечает: «Мне приятно наблюдать, как меняется мышление студентов. В начале они не могут правильно настроить резкость, сделать изображение естественным, расположить руки на портрете в нужном месте, а затем они осваивают эти навыки. Этот прогресс всегда радует».
Преподаватели-практики в большинстве отраслей, включая инженерно-технические направления, остаются довольно редкими. Несмотря на то что эти направления должны быть тесно связаны с реальной практикой и производственными процессами, наблюдается нехватка специалистов, обладающих практическим опытом и теоретическими знаниями. Профессор Евгений Белый, автор канала «Наука и университеты», подчеркивает важность наличия таких преподавателей для подготовки квалифицированных кадров, которые смогут успешно интегрироваться в современные производственные условия и решать актуальные задачи индустрии.
Традиционный путь преподавателя в высшем образовании часто включает в себя обучение в вузе, аспирантуру и последующую преподавательскую деятельность. В результате многие преподаватели, как в технических, так и в экономических дисциплинах, редко имеют практический опыт работы на предприятиях, за исключением периодов производственной практики. Существует категория преподавателей, которые совмещают работу в вузах с частичной занятостью на предприятиях, где они получают основную часть своего дохода через договорные работы. Наличие таких опытных специалистов на кафедре является определённым преимуществом, однако подобные случаи не являются распространёнными.
Евгений Белый подчеркивает, что недостаток практического опыта у преподавателей часто обусловлен не их недостатками, а сложными условиями работы. Сильная нагрузка на педагогов делает невозможным совмещение преподавания с практической деятельностью в своей профессии. Это создает проблему, когда теоретические знания не всегда подкреплены актуальным опытом, что, в свою очередь, влияет на качество образования и подготовку студентов к реальным вызовам в их будущей карьере.
Евгений Белый выделяет еще одну категорию преподавателей — профессионалов с большим опытом работы в индустрии, которые на этапе приближения к пенсии решают сменить карьеру и начать преподавание. По мнению профессора, в отличие от теоретиков, не имеющих практического опыта, таким преподавателям часто сложно разрабатывать методические материалы. Опытные практики могут испытывать трудности при составлении рабочих программ дисциплин или организации контроля знаний у студентов.
Учить студентов легче, чем школьников, — это же взрослые люди, а «слабых» просто отчисляют
На первый взгляд, взаимодействие со студентами кажется проще, чем с школьниками. Студенты уже не дети, они осознанно выбрали вуз, потратили силы на поступление на бюджет или оплатили обучение, чтобы получить высшее образование. Поэтому от них ожидается ответственное отношение к учёбе и ценность знаний. Однако, несмотря на это, некоторые студенты продолжают прогуливать занятия и накапливать долги во время сессий. В результате они могут оказаться в списках на отчисление и покинуть университет. На первый взгляд, всё выглядит просто, но на практике взаимодействие со студентами требует более глубокого понимания их мотивации и потребностей.
Ситуация на самом деле более сложная. Многие преподаватели отмечают, что студенты, в отличие от школьников, действительно более сознательны. Однако у них часто возникают проблемы с мотивацией, и преподавателям необходимо прикладывать усилия для вовлечения студентов в учебный процесс. Сознательность студентов — это положительный аспект, но преподавателю необходимо убедить их в необходимости и полезности посещения лекций. В условиях, когда студенты могут обратиться за информацией к различным источникам, включая ГИИ, преподаватель должен быть более компетентным и привлекательным, чем все остальные. Это требует тщательной подготовки и глубоких знаний.
Мотивация первокурсников, которые только что завершили обучение в школе, представляет собой особую задачу. Эти студенты приходят в университет с устоявшимися взглядами на образование и зачастую негативным отношением к учебному процессу. Для того чтобы изменить их установки и помочь им развиваться, преподавателю необходимо приложить значительные усилия. Важно создать поддерживающую образовательную среду, способствующую позитивному восприятию учебного процесса и формированию новых, более продуктивных подходов к обучению. Эффективные методы мотивации и вовлечения студентов могут значительно повысить их академические достижения и удовлетворенность от учебы.
На первом курсе наша основная задача заключается в том, чтобы изменить подход студентов к своему обучению и его результатам. Это требует от преподавателей значительных усилий и постоянного вовлечения в процесс, а также рутинной работы по переосмыслению взглядов студентов. Часто на первом курсе учащиеся сталкиваются с падением мотивации, поскольку многие из них мечтают о другой специальности, а выбрали текущую только из-за недостатка баллов для поступления на желаемую программу или под давлением родителей. В таких ситуациях обучение воспринимается как пустая трата времени и вызывает раздражение. Поэтому важно приложить усилия для того, чтобы продемонстрировать этим студентам ценность изучаемого предмета и помочь им найти практическое применение знаний.
Самостоятельность студентов представляет собой актуальную проблему. Как отмечает Елена, для эффективной организации учебного процесса в вузе, где отсутствует строгий контроль (в отличие от школы), студентам необходимы навыки самоорганизации и саморегуляции. К сожалению, школьное образование не способствует развитию этих важных компетенций у будущих выпускников. Более того, по наблюдениям Татьяны, с каждым годом уровень этих навыков у первокурсников неуклонно снижается. Это касается не только самоорганизации, но и цифровой грамотности, тайм-менеджмента, командного взаимодействия и логического мышления. Важно обратить внимание на необходимость формирования данных навыков еще в школьные годы, чтобы подготовить студентов к вызовам высшего образования и современного мира.
Для преподавателя вопрос отчисления нерадивых студентов, которые не проявляют желания учиться, может показаться простым. Однако на практике это оказывается сложной задачей. Существуют различные аспекты, которые необходимо учитывать, включая образовательные стандарты, законные процедуры и эмоциональные последствия для студентов. Преподавателям важно находить баланс между строгими требованиями и поддержкой, чтобы мотивировать студентов к учебе, а не просто исключать их из учебного процесса.
В ноябре издание «Ведомости» представило результаты исследования, проведенного Институтом социального анализа и прогнозирования РАНХиГС. Согласно данным опроса, 52% преподавателей сталкиваются с трудностями при отчислении студентов, не показывающих должных успехов в учебе. Лишь 27% опрошенных не считают этот процесс проблематичным. Вопрос, почему такая ситуация существует, требует внимательного анализа.
В России существует нормативно-подушевая система финансирования вузов, при которой сумма, выделяемая университетам из государственного бюджета, напрямую зависит от среднегодовой численности студентов, обучающихся на бюджетных местах. Если количество студентов на бюджете уменьшится более чем на 10% в течение учебного года, это может привести к снижению финансирования в последующие годы. Анна Коровко, старший директор по основным образовательным программам НИУ ВШЭ, отмечает в комментарии для «Ведомостей», что вузы стремятся избежать данного риска. Таким образом, поддержание стабильного контингента студентов становится важной задачей для университетов, что напрямую влияет на их финансовую устойчивость и развитие образовательных программ.
Преподаватели отмечают, что практика сохранения неуспевающих студентов негативно влияет на мотивацию остальных учащихся. Если студенты знают, что отчисление не грозит, они могут потерять стимул прилагать усилия к учёбе. Это создает атмосферу, в которой стремление к успеху снижается, и учащиеся могут воспринимать учебный процесс менее серьезно. Важно рассмотреть подходы, которые будут способствовать как поддержанию неуспевающих студентов, так и повышению мотивации всех учащихся.
Круг студентов, теряющих мотивацию к добросовестному обучению, в условиях сложностей с отчислением, продолжает расширяться. Некоторые студенты, ранее проявлявшие усердие в учебе, начинают перенимать «опыт» менее успешных сверстников и перестают регулярно посещать занятия и сдавать сессии в срок. Проблемы с исключением задолжников негативно сказываются и на преподавателях. Понимая, что отчислить студента практически невозможно, многие из них решают не тратить время на пересдачи и формально выставляют «тройки» потенциальным задолжникам. Это приводит к снижению качества образования и формированию негативной учебной среды. Подобные тенденции требуют внимания со стороны образовательных учреждений для разработки эффективных мер по повышению мотивации студентов и улучшению учебного процесса.
Евгений Белый отмечает, что отчислять студентов, обучающихся на платной основе, значительно сложнее, чем тех, кто учится на бюджетной основе. Причина в том, что отчисление каждого платного студента приводит к значительным финансовым потерям для вуза — это сотни тысяч, а в некоторых случаях даже миллионы рублей, которые учебное заведение недополучит в течение следующих лет обучения. Таким образом, вузы стараются минимизировать количество отчислений среди платников, что подчеркивает важность их финансового вклада в образовательный процесс.
В ближайшие годы может произойти замена нормативно-подушевой системы финансирования вузов на другую модель. Министерство образования и науки рассматривает возможность финансирования учебных заведений в зависимости от числа зачисленных студентов, независимо от их дальнейшего обучения. Об этом сообщил глава ведомства Валерий Фальков на пленарном заседании Совета Федерации в июне 2024 года. Данная инициатива может значительно изменить финансовую структуру высшего образования и повлиять на подходы к привлечению студентов.
В чём плюсы профессии и что вдохновляет преподавателей
Судя по мнению преподавателей, их работа является крайне трудоёмкой, часто сопровождается переработками и значительной «бумажной» нагрузкой. Кроме того, им необходимо находить способы мотивировать студентов, которые не проявляют интереса к учебе, пробуждая в них любовь к предмету и самому процессу обучения. В таких условиях возникает вопрос: что вдохновляет преподавателей оставаться в профессии?
По данным опроса, опубликованного в 9-м выпуске бюллетеня «Мониторинг экономики образования» НИУ ВШЭ, зарплата преподавателей действительно вызывает серьезные нарекания. Преподаватели сами подтверждают, что уровень их доходов оставляет желать лучшего. Это подчеркивает необходимость реформирования системы оплаты труда в образовательной сфере, чтобы обеспечить достойные условия труда и привлечение квалифицированных специалистов.
Большинство собеседников Skillbox Media, как начинающие преподаватели, так и опытные специалисты с более чем 20-летним стажем, отмечают, что им нравится суть их работы. Возможность общения со студентами, обмен опытом и знаниями, а также совместное развитие становятся для них источником вдохновения и энергии. Вот некоторые характерные комментарии на эту тему:
- «Больше всего любила работать в умной аудитории, этого не хватает».
- «Нравится общение со студентами. Большинство из них активные, умные, ответственные ребята. Хочется им давать то, что могу им дать».
- «Студенты заряжают, с ними приятно встречаться и обсуждать новое и интересное».
- «Почему преподавание — это так здорово? Потому что ты следишь за успехами своих студентов, как они развиваются, прилагают усилия для развития собственной карьеры. И приятно понимать, что ты был рядом, поддерживал в этом направлении, что что-то получилось у студента отчасти благодаря твоим усилиям».
- «Просто мне нравится наблюдать, как люди растут, и, пожалуй, это и есть главный мотиватор в моей работе».
- «Мне очень важно видеть отклик студентов, их обратную связь. Они замечают, как я стараюсь, и возвращают мне это. Это буквально наполняет энергией и окрыляет. Когда напишешь хорошую статью, такой реакции нет. Приняли в печать, да и всё. А тут видишь живые эмоции, которые вызывал мой курс, и заряжаешься ими, начинаешь больше верить в себя».
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее