Почему в ЮНЕСКО критикуют образовательные технологии / Skillbox Media
Собрали тезисы всемирного доклада по мониторингу образования. Вот лишь один из них: смартфоны в школах и вправду стоит запретить.
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеКак технологии уже повлияли на образование
За последние 20 лет цифровые инструменты оказали значительное влияние на образовательный процесс. В докладе представлены данные, подтверждающие этот факт. Цифровизация образования открыла новые возможности для студентов и преподавателей, повысив доступность информации и эффективность обучения. Интерактивные платформы, онлайн-курсы и образовательные технологии стали неотъемлемой частью современного учебного процесса. Эти изменения способствовали улучшению качества образования и расширению горизонтов для учащихся, позволяя им осваивать новые навыки и знания в удобное для них время.
- В 2021 году число слушателей открытых онлайн-курсов достигло 220 млн.
- «Википедию» каждый день просматривают не менее 244 млн пользователей.
- В странах ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) в организациях, где доступны платформы онлайн-обучения, учатся более 50% школьников.
Изменения произошли на фоне стремительного роста доступа к интернету. Если в 2005 году всего 16% населения Земли имели возможность пользоваться интернетом, то к 2022 году этот показатель возрос до 66%. Такой значительный рост демонстрирует, как технологии изменили повседневную жизнь людей и их взаимодействие с информацией.
Современные методы получения информации претерпели значительные изменения. Появились новые подходы к обучению и формированию знаний, которые подчеркивают важность цифровой грамотности. В условиях цифрового мира функционально грамотный человек должен уметь эффективно ориентироваться в разнообразной информации. В связи с этим школьные программы обновились, и в них появились новые предметы, а требования к профессиональным навыкам учителей также претерпели изменения. Эти трансформации способствуют подготовке учащихся к реалиям современного общества и позволяют им успешно адаптироваться к быстро меняющемуся миру.
Авторы доклада уверены, что влияние технологий на образование все еще остается ограниченным. Несмотря на широкое распространение цифровых технологий, ситуация не так проста. Лишь в странах с высокой степенью цифровизации компьютеры и гаджеты становятся неотъемлемой частью повседневного обучения.
Согласно результатам исследования PISA 2018 года, только 10% 15-летних школьников использовали цифровые устройства на уроках более одного часа в неделю. Стоит отметить, что в исследовании PISA участвуют преимущественно страны ОЭСР, что делает результаты особенно актуальными для наиболее экономически развитых государств. Это подчеркивает необходимость активного внедрения цифровых технологий в образовательный процесс для повышения уровня вовлеченности и эффективности обучения.
Исходя из неравномерного влияния технологий на образование, авторы аналитических исследований приходят к выводу, что цифровые инструменты пока не смогли кардинально изменить образовательный процесс. Технологии еще не заняли такую же универсальную позицию в обучении, как книги или традиционная классно-урочная система. Таким образом, можно утверждать, что революция в образовании пока не состоялась.
Читайте также материалы, которые помогут вам глубже понять тему и расширить свои знания. Мы предлагаем разнообразные статьи, исследования и полезные советы, которые могут оказаться полезными в вашей практике. Не упустите возможность ознакомиться с дополнительными ресурсами, чтобы повысить свою компетентность и быть в курсе последних тенденций.
Наступит ли «смерть школы»? Эксперты анализируют последствия цифровизации в образовании. В последние годы наблюдается активное внедрение технологий в учебный процесс, что вызывает обеспокоенность по поводу роли традиционных школ. Цифровизация образования открывает новые возможности для обучения, но также ставит перед нами ряд вопросов. Как изменится роль учителя? Будут ли ученики меньше взаимодействовать друг с другом? И как это повлияет на качество образования в целом? Эксперты подчеркивают, что важно находить баланс между традиционными методами и новыми технологиями. Обсуждая будущее образования, необходимо учитывать не только преимущества цифровизации, но и потенциальные риски, которые могут угрожать образовательной системе.
В чём плюсы цифровых технологий в образовании
Авторы доклада подчеркивают, что эффективность цифровых инструментов в образовательном процессе во многом определяется конкретным контекстом их использования.
Технологии не являются универсальным решением, которое автоматически улучшает качество, полезность, доступность и эффективность обучения.
EdTech-инструменты оказывают положительное влияние в различных направлениях и контекстах. Они способствуют улучшению качества образования, обеспечивая доступ к передовым технологиям и методикам обучения. Ученики могут использовать интерактивные платформы для более глубокого понимания учебного материала, что способствует повышению их вовлеченности и мотивации.
Кроме того, EdTech-решения помогают преподавателям оптимизировать процесс обучения, предоставляя инструменты для анализа успеваемости студентов и индивидуализации подхода к каждому ученику. Использование образовательных технологий также способствует расширению доступа к знаниям, позволяя людям из различных регионов получать качественное образование, вне зависимости от их географического положения.
Таким образом, EdTech-инструменты играют ключевую роль в трансформации образовательного процесса, делая его более доступным, эффективным и адаптированным к потребностям современного общества.
Новые образовательные возможности для людей с инвалидностью открывают широкий доступ к знаниям. Для незрячих разработаны технологии, которые озвучивают тексты, позволяя им полноценно воспринимать информацию. Глухим людям предлагается возможность создавать субтитры для лекций, что способствует лучшему пониманию учебного материала. Эти инновации значительно улучшают качество образования и делают его более доступным для всех.
Обучение доступно в регионах, где отсутствуют очные учебные заведения или не хватает квалифицированных преподавателей. Использование трансляций уроков через радио, телевидение и интернет, как это демонстрируют примеры Китая и стран Африки южнее Сахары, способствует сокращению разрыва в уровне знаний между детьми из сельских и городских районов. Этот подход позволяет обеспечить равный доступ к образовательным ресурсам и улучшить качество обучения для всех детей, независимо от их местоположения.
Дистанционное обучение не может полностью заменить традиционное преподавание. В Мексике, например, уроки для средних школ транслируются по телевидению с 1968 года. К 2000 году 21% всех школьников обучались по этой программе. Без телевидения многие из них, вероятно, не имели бы возможности ознакомиться с учебным планом. Однако результаты тестов у таких студентов всегда были ниже по сравнению с их сверстниками из обычных школ. Это подчеркивает важность личного общения и взаимодействия с преподавателями для достижения высоких образовательных результатов.
Доступ к качественным книгам, лекциям и другим образовательным ресурсам становится все более актуальным. Онлайн-библиотеки, процесс оцифровки книг и различных источников, а также платформы с бесплатными курсами активно развиваются, предоставляя пользователям широкий выбор открытых образовательных материалов. Социальные сети также играют важную роль в распространении образовательного контента: согласно исследованиям, 80% из 113 ведущих мировых университетов используют YouTube для публикации лекций и других учебных материалов. Педагоги получают новые возможности для создания и распространения учебного контента, что способствует улучшению качества образования и доступности информации.
Обучение в условиях чрезвычайных ситуаций. Переход на дистанционное обучение помог избежать полного срыва образовательного процесса во время пандемии COVID-19. По данным ЮНЕСКО, около 90% министерств образования по всему миру внедрили различные формы дистанционного обучения, что затронуло более миллиарда детей. В странах с низким уровнем доходов наиболее распространенным инструментом стали радиопрограммы, тогда как в более обеспеченных странах активно использовались онлайн-платформы. Этот опыт показал важность адаптации образовательных систем к экстренным условиям и необходимость внедрения гибких форматов обучения для обеспечения доступности образования в любых ситуациях.
Мобильные телефоны стали важным инструментом связи и получения информации в странах с низким уровнем дохода. Исследования, проведенные в 24 таких странах в период с 2018 по 2021 год, показали, что среди самых бедных 20% населения отсутствовали телевизоры, тогда как одна треть людей имела доступ к радио. При этом две трети населения обладали мобильными телефонами. Это подтверждает значимость мобильной связи как источника информации и коммуникации для людей, живущих в условиях ограниченных ресурсов.
СМС и мессенджеры стали важными инструментами для учителей, позволяя им эффективно поддерживать связь с учениками и их родителями. Однако специальные образовательные приложения пока не получили широкого распространения в образовательном процессе.
Ознакомьтесь с дополнительными материалами:
Необычная практика обучения: как и зачем используют СМС-технологии
СМС-обучение становится все более популярным в современных образовательных методах. Эта форма обучения предлагает удобный и доступный способ передачи знаний, позволяя людям получать информацию прямо на свои мобильные устройства. С помощью коротких текстовых сообщений можно эффективно передавать материалы, напоминания о занятиях и тесты, что значительно повышает вовлеченность обучающихся.
Основная причина внедрения СМС-обучения заключается в его доступности. В условиях стремительно меняющегося мира многие люди предпочитают обучаться в удобное для себя время и в любом месте. СМС-формат позволяет легко интегрировать обучение в повседневную жизнь, что делает его привлекательным как для студентов, так и для профессионалов.
Кроме того, СМС-обучение способствует быстрому усвоению информации. Краткие сообщения помогают сосредоточиться на ключевых аспектах, а возможность мгновенно получать обратную связь делает процесс обучения более эффективным. СМС-технологии также позволяют организовать совместное обучение, когда участники могут обмениваться сообщениями и обсуждать заданные темы.
Таким образом, использование СМС в обучении открывает новые горизонты для образовательного процесса, делая его более гибким и доступным для широкой аудитории. Это не просто тренд, а необходимость в условиях современного общества, где мобильность и скорость информации играют ключевую роль.
Тренировка отдельных навыков становится все более актуальной в сфере образования. В данном докладе представлены примеры EdTech-продуктов с доказанной эффективностью. Например, популярный в Индии сервис Ei Mindspark способствует углубленному пониманию учебных тем через домашние занятия. Кроме того, ряд приложений, таких как Quizlet, значительно улучшает запоминание иностранных слов. Виртуальная и дополненная реальность также играют важную роль в профессиональном образовании, позволяя учащимся отрабатывать навыки в безопасной обстановке, что особенно актуально в ситуациях, когда работа с реальными объектами может быть опасной. Эти технологии открывают новые возможности для обучения и повышения квалификации, обеспечивая более глубокое усвоение материала и развитие практических навыков.
Важно отметить, что в каждом из приведённых примеров акцент сделан на развитие конкретных навыков в измеримых рамках. Например, ученик, имеющий трудности с дробями, после занятий в онлайн-формате улучшает свои навыки и начинает более успешно справляться с тестами. Авторы доклада ЮНЕСКО подчеркивают, что положительный эффект технологий обучения подтверждён лишь в определённых условиях. Не существует гарантии, что аналогичный результат будет достигнут в других контекстах. Это подчеркивает важность индивидуального подхода к обучению и необходимость тщательного анализа применяемых методов.
Улучшение систем управления образованием стало актуальной темой в последние три десятилетия. В странах с высоким уровнем дохода количество политических решений, основанных на статистических данных, увеличилось в 13 раз, а в бедных странах — в пять раз. Применение дата-центричного подхода в образовательной практике уже демонстрирует свои преимущества. Например, в Китае учебная аналитика активно используется в начальном и среднем образовании для выявления проблем учащихся и прогнозирования их учебных путей. Эти методы в настоящее время внедряются в пилотных зонах «Умного образования в Китае», что свидетельствует о растущем интересе к использованию данных для повышения качества образования.
Читайте также:
Доктор прописал: когда EdTech приносит пользу школам, а когда — нет
В современном образовательном процессе технологии играют важную роль. EdTech, или образовательные технологии, могут значительно улучшить обучение, однако их применение требует взвешенного подхода. В этом тексте рассмотрим, в каких случаях образовательные технологии становятся эффективными инструментами для школ, а когда их использование может оказаться нецелесообразным.
EdTech полезен для школ, когда он внедряется с учетом потребностей учеников и педагогов. Интерактивные платформы, онлайн-курсы и образовательные приложения могут сделать обучение более увлекательным и доступным. Они способствуют индивидуализации процесса, позволяя учащимся учиться в удобном для них темпе. Также технологии помогают учителям более эффективно отслеживать успехи своих учеников и адаптировать учебные материалы.
Однако использование EdTech может быть неэффективным, если оно осуществляется без стратегии и подготовки. Без должного обучения педагогов и технической поддержки внедрение технологий может привести к путанице и снижению качества образования. Кроме того, чрезмерная зависимость от технологий может ослабить традиционные методы обучения, что негативно скажется на развитии критического мышления и социальных навыков учащихся.
Таким образом, успешное использование EdTech в школах зависит от сбалансированного подхода, учитывающего как преимущества, так и потенциальные риски. Учебные заведения должны тщательно планировать интеграцию образовательных технологий, обеспечивая необходимую подготовку для педагогов и поддержку для учащихся.
Какие есть минусы у цифровых технологий
Авторы доклада отмечают положительные стороны цифровизации, однако акцентируют внимание на существующих проблемах. Важно учитывать как преимущества, так и вызовы, которые связаны с внедрением цифровых технологий. Рассмотрение этих аспектов поможет глубже понять влияние цифровизации на различные сферы жизни и выявить пути решения возникающих трудностей.
Важный вывод из доклада заключается в том, что запрет на использование смартфонов в школах может быть оправдан, особенно в определённых случаях. В учебных заведениях стоит ограничивать технологии, которые не способствуют процессу обучения и могут негативно повлиять на учащихся. Смартфоны, как правило, относятся к числу таких потенциально вредных устройств, поэтому их использование в образовательной среде следует пересмотреть.
Согласно докладу, использование мобильных телефонов отвлекает учащихся от учебного процесса. Метаанализ исследований, проведённых в период с 2008 по 2017 год в 14 странах, подтверждает их негативное влияние на успеваемость. Наличие телефона побуждает учеников часто переключаться на переписку и другие развлечения, не связанные с учебой, что в свою очередь сказывается на их результатах.
Результаты исследования PISA 2018, проведенного в Испании, подтверждают связь между низкими баллами тестов и частым использованием цифровых устройств в разных странах. Анализ данных показывает, что учащиеся, активно использующие технологии, демонстрируют худшие академические результаты. Это подчеркивает важность разумного использования цифровых технологий в образовательном процессе для повышения качества обучения.
С доступом к интернету среди детей и подростков увеличилась проблема кибербуллинга, что, по мнению авторов доклада ЮНЕСКО, является дополнительным аргументом для ограничения использования смартфонов в учебных заведениях. Кибербуллинг негативно сказывается на психическом здоровье учащихся и создает неблагоприятную атмосферу в школе. Ограничение доступа к смартфонам может помочь снизить уровень агрессии и повысить безопасность учащихся.
В ходе анализа международной практики было установлено, что в каждой четвёртой стране существуют законы или указания, касающиеся использования цифровых устройств в образовательных учреждениях. В некоторых странах, таких как Бангладеш, полностью запрещено приносить личные цифровые устройства в классы, а в Узбекистане запрещено их использование в школьной среде. Ограничения на использование технологий также наблюдаются в Таджикистане, Франции, Латвии, Португалии, Мексике, Испании, Швейцарии и ряде других государств. Эти меры направлены на создание безопасной и сосредоточенной учебной среды, что подчеркивает важность регулирования цифровых технологий в образовательных процессах.
В российских школах действуют санитарные правила, согласно которым использование мобильных устройств в образовательных целях запрещено, однако их наличие при себе не ограничивается. Существует мнение, что стоит рассмотреть возможность ограничить и это положение.
Чтение является важной частью нашей жизни. Оно обогащает наш ум, развивает навыки критического мышления и расширяет кругозор. Чтение книг, статей и других материалов способствует личностному росту и улучшает нашу способность воспринимать информацию. Кроме того, чтение помогает снизить уровень стресса и улучшает концентрацию. В современном мире, где информация доступна в огромных объемах, умение правильно выбирать и анализировать прочитанное становится особенно ценным. Поэтому уделяйте время чтению, чтобы обогатить свой внутренний мир и повысить общую продуктивность. Читайте различные жанры и темы, чтобы развивать свои интересы и углублять знания в разных областях.
Смартфоны в школе: допустимое и недопустимое использование
Смартфоны становятся неотъемлемой частью жизни современных школьников. Однако их использование в образовательном процессе вызывает множество вопросов. Важно понимать, что смартфоны могут быть как полезным инструментом, так и источником отвлечения.
Разрешается использовать смартфоны для доступа к образовательным ресурсам, выполнения домашних заданий и участия в онлайн-уроках. Многие школы внедряют специальные приложения для упрощения учебного процесса, что делает смартфоны полезными помощниками для учащихся.
С другой стороны, использование смартфонов в школе также имеет свои ограничения. Неуместное использование устройств, такое как игры, социальные сети или просмотр видео, может отвлекать от учебного процесса и снижать концентрацию. Поэтому важно установить четкие правила относительно того, когда и как можно использовать смартфоны в классе.
Таким образом, баланс между допустимым и недопустимым использованием смартфонов в школе становится ключевым аспектом для создания продуктивной образовательной среды. Учащиеся, учителя и родители должны работать вместе, чтобы обеспечить эффективное и ответственное использование мобильных технологий в учебном процессе.
Доступ к интернету по-прежнему остается неравномерным: 66% пользователей в мире составляют 26% в странах с низким уровнем дохода и 92% в наиболее обеспеченных странах. Среди молодежной аудитории ситуация выглядит немного лучше: 39% в бедных странах и 99% в богатых. Это подчеркивает существующие цифровые разрывы и необходимость улучшения интернет-инфраструктуры в менее развитых регионах.
Во время пандемии почти треть учащихся (31%, что составляет около полумиллиарда человек) не смогла воспользоваться технологиями для образования. Эта проблема затронула даже богатые страны, где школьники и студенты из малообеспеченных семей сталкивались с большими трудностями в обучении по сравнению с более обеспеченными сверстниками. У многих из них отсутствовали необходимые устройства, комфортные условия для учебы дома и опыт использования технологий в образовательных целях. Кроме того, родители зачастую не имели достаточного времени и навыков, чтобы помочь своим детям в освоении новых форматов обучения.
Неравенство в образовании взрослых также очевидно: доступ к онлайн-обучению чаще имеют те, кто уже имел возможность получать образование в традиционных формах. Исследования показывают, что 80% участников массовых открытых онлайн-курсов обладают высшим образованием. Это подчеркивает необходимость устранения барьеров для тех, кто не имел возможности учиться ранее, чтобы обеспечить равный доступ к образовательным ресурсам для всех.
Массовое внедрение цифровых образовательных решений без учета существующих проблем может привести к тому, что доступ к качественному обучению будет иметь лишь ограниченный круг учащихся, обладающих всеми необходимыми условиями. В то же время наиболее уязвимые группы студентов окажутся в невыгодном положении и начнут отставать в учебном процессе. Это может усугубить уже существующее неравенство в образовании. Поэтому важно разрабатывать и внедрять цифровые образовательные решения, которые учитывают потребности всех категорий учащихся и способствуют созданию равных возможностей для получения знаний.
Читать также:
Цифровые инструменты оказывают значительное влияние на образовательный процесс, делая его более прозрачным и доступным. Однако с увеличением использования этих технологий возникает и обратная сторона медали — дегуманизация. Виртуальные платформы и инструменты анализа данных позволяют отслеживать успеваемость и поведение студентов, что, с одной стороны, облегчает работу преподавателей и повышает уровень обучения. С другой стороны, это может привести к снижению личного взаимодействия между учителем и учеником, а также к восприятию студентов как наборов данных, а не как индивидуальностей. Важно находить баланс между преимуществами цифровизации и сохранением человеческого аспекта образования, чтобы обеспечить эффективное и гуманное обучение.
С внедрением цифровизации в образовательные системы возникает множество проблем. Прежде всего, остается неопределенность относительно того, какие именно цифровые навыки необходимы людям для полноценной жизни и какие знания следует обязательно включать в школьную программу. Хотя существует множество списков и определений, во многих странах их разрабатывают различные IT-компании. Авторы доклада ЮНЕСКО подчеркивают, что это приводит к формированию узких перечней и тестов, которые часто ориентированы на устройства и программное обеспечение конкретных производителей. Важно учитывать, что образовательные программы должны быть гибкими и адаптированными к потребностям общества, чтобы подготовить учащихся к вызовам цифровой эпохи.
Цифровая грамотность заключается не только в овладении несколькими популярными инструментами, но и в способности эффективно использовать технологии для решения конкретных задач, налаживания коммуникации и организации совместной работы. Важно понимать, что для адекватной оценки этих навыков необходимы качественные тесты, которые могли бы точно и справедливо отражать уровень цифровой компетенции пользователей. Разработка таких инструментов является актуальной задачей в современном обществе, где цифровые технологии играют ключевую роль в повседневной жизни и профессиональной деятельности.
Учителя не всегда готовы интегрировать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в процесс преподавания. Согласно опросу 2018 года, лишь 43% педагогов по всему миру заявили, что после прохождения специального обучения они чувствуют себя уверенно в использовании технологий для образовательных целей. Это указывает на то, что большинство учителей испытывают сомнения в своих способностях, даже после соответствующих курсов. Более того, 37% респондентов высказывают мнение о том, что цифровые технологии отвлекают учащихся от учебного процесса. Таким образом, готовность и уверенность учителей в применении ИКТ остаются значительными барьерами для их эффективного использования в образовании.
Многим учреждениям, включая университеты, которые значительно продвинулись в цифровой трансформации, не хватает опыта для эффективного использования цифровых данных в управлении. Авторы доклада подчеркивают децентрализованность рынка цифровых решений для сбора и управления данными. Существующее разнообразие систем велико, и зачастую решения от различных провайдеров не интегрируются друг с другом, что затрудняет процесс управления данными. Это создает дополнительные сложности для учреждений, стремящихся оптимизировать свои операции на основе цифровых технологий.
Обратите внимание на следующие материалы:
Аналитика в сфере образования: внедрение ИИ-решений в образовательные организации
В последние годы образовательные организации активно исследуют и внедряют решения на основе искусственного интеллекта. Использование ИИ в образовании открывает новые возможности для оптимизации учебного процесса, персонализации обучения и повышения эффективности управления.
Аналитика данных, собранных с помощью ИИ, позволяет образовательным учреждениям лучше понимать потребности студентов, адаптировать учебные программы и предлагать индивидуальные маршруты обучения. Это не только улучшает качество образования, но и способствует повышению вовлеченности учащихся.
Кроме того, ИИ-технологии помогают в автоматизации рутинных процессов, что позволяет преподавателям сосредоточиться на творческой и обучающей деятельности. Внедрение ИИ-решений становится важным шагом к созданию современных образовательных экосистем, где технологии служат инструментом для достижения высоких образовательных результатов.
Таким образом, аналитика и внедрение ИИ-решений в образовательные организации становятся ключевыми факторами, способствующими инновациям и улучшению качества учебного процесса.
Авторы доклада подчеркивают, что финансирование цифровизации образования используется неэффективно. Они приводят ряд примеров, иллюстрирующих нерациональное распределение бюджетных средств в этой сфере. Это вызывает серьезные опасения по поводу будущего образовательных технологий и их влияния на качество обучения. Эффективное использование ресурсов в цифровом образовании является ключевым фактором для достижения высоких результатов и улучшения образовательного процесса.
- Образовательные учреждения нередко покупают подписки на сервисы или ПО, а потом никогда их не используют — по данным для США, так происходит с 67% лицензий.
- В 31% стран полностью забросили внедрённые во время пандемии цифровые платформы — хотя другие нашли способ перенаправить их в помощь тем, кто не может учиться очно.
- Электронные книги, которые точно обходятся дешевле бумажных, ещё не распространились повсеместно. Основное препятствие в том, что издатели не нашли для них бизнес-моделей.
В бедных странах также активно приобретаются компьютеры, планшеты и программное обеспечение. Однако, если в школах отсутствует базовая мебель, наблюдаются перебои с электроснабжением и нет доступа к канцелярским принадлежностям, то наличие цифровых устройств не приносит значительной пользы. Для успешного внедрения технологий в образование необходимо обеспечить надлежащую инфраструктуру и основные ресурсы, что является ключевым условием для эффективного использования компьютерной техники и программного обеспечения.
В Руанде программа «Ноутбук каждому ребёнку» привела к тому, что многие ноутбуки оказались потеряны, сломаны или украдены. В Гане аналогичное начинание было закрыто через три года, так и не показав значительных положительных результатов. Эти примеры подчеркивают важность тщательной реализации образовательных программ и необходимость обеспечения сохранности оборудования.
Авторы доклада ЮНЕСКО, анализируя различные кейсы, отмечают, что в большинстве развитых стран всеобщее среднее образование было достигнуто еще до эпохи цифровизации. Это наталкивает на размышления о том, стоит ли бедным странам следовать проверенному пути традиционного обучения. Однако эксперты подчеркивают, что ограничение доступа учащихся к современным технологиям может негативно сказаться на их способности развивать навыки, необходимые в условиях современного мира. В связи с этим, они не призывают к сохранению меловых досок как единственного метода обучения. Образовательные системы должны адаптироваться и интегрировать новые технологии, чтобы обеспечить качественное образование и подготовить учащихся к вызовам будущего.
Переделанный текст:
Изучайте дополнительные материалы:
«Раньше было лучше»: как ностальгия формирует мифы об образовании прошлого
Ностальгия часто заставляет нас идеализировать прошлое, включая и систему образования. Многие утверждают, что прежние методы обучения были более эффективными и качественными. Это восприятие нередко приводит к созданию мифов о том, как образовательные практики были лучше в прошлом.
Исторические факты показывают, что образование постоянно эволюционирует, адаптируясь к требованиям времени. Однако ностальгия может затушевывать реальные достижения и улучшения, происходившие в последние десятилетия. Современные технологии, такие как онлайн-обучение и интерактивные платформы, открывают новые возможности для студентов, которые ранее могли быть недоступны.
Критический подход к мифам о прошлом позволяет лучше понять как положительные, так и отрицательные аспекты образовательных систем. Важно оценивать их в контексте времени и социокультурных изменений, а не просто идеализировать. Образование должно развиваться и адаптироваться, чтобы соответствовать современным требованиям и потребностям общества.
В числе преимуществ цифровизации образования эксперты доклада отметили высокую эффективность цифровых технологий в развитии навыков на разных уровнях обучения. Однако большинство существующих технологических решений не имеют научных подтверждений своей эффективности, что ставит под сомнение их реальную пользу в образовательном процессе.
Часто наблюдается, что оценка влияния технологий осуществляется исключительно их разработчиками. Например, согласно данным из Великобритании, только 12% компаний в сфере EdTech применяют механизмы независимой сертификации, и лишь 7% проводят качественные экспериментальные исследования своих продуктов. Таким исследованиям сложно доверять, поскольку их авторы имеют явный интерес в получении положительных результатов. Это подчеркивает необходимость в более объективных и независимых оценках, чтобы гарантировать качество и эффективность технологических решений в образовании.
В дополнение к этому, часто возникают конфликты между бизнес-целями и интересами учащихся. Согласно данным доклада, из 163 образовательных продуктов, рекомендованных для детей во время пандемии, 89% имели возможность собирать данные о пользователях. Эта информация нередко используется в рекламных целях, что вызывает обеспокоенность по поводу конфиденциальности и безопасности данных детей. Важно учитывать эти аспекты при выборе образовательных технологий, чтобы обеспечить защиту интересов учащихся и создать благоприятную среду для обучения.
Существуют объективные причины, по которым информация о влиянии технологий на образовательный процесс остается недостаточной.
- Во-первых, технологии развиваются так быстро, что на детальную оценку всех эффектов и последствий их внедрения просто не хватает времени.
- Во-вторых, полноценные эксперименты в образовании чаще всего в принципе невозможны. Поэтому трудно оценить влияние технологий самих по себе — всегда совокупно действует много факторов. Результаты обучения могут улучшаться не потому, что ученик, например, занимается именно с ИИ-репетитором, а просто потому, что он стал больше тренироваться. И как понять, что именно дало эффект?
Систематические обзоры исследований, проведенные в различных странах, показывают, что технологии оказывают лишь небольшие или средние эффекты. В некоторых случаях наблюдается тенденция: с увеличением времени наблюдения эффект технологий уменьшается. Такие выводы подчеркивают необходимость более глубокого анализа влияния технологий на различные аспекты, чтобы лучше понимать их реальную эффективность и возможности оптимизации.
Ознакомьтесь с дополнительными материалами:
Доказательное образование — это подход в обучении, основанный на использовании научных данных и исследований для принятия обоснованных решений. Этот метод акцентирует внимание на эффективности образовательных практик, основанной на фактических результатах и статистике. Основная цель доказательного образования — улучшение качества обучения и повышение успеваемости студентов.
В рамках этого подхода образовательные учреждения и преподаватели анализируют существующие исследования, чтобы внедрять лучшие практики и методы в свою работу. Это может включать использование технологий, новых методик преподавания и адаптацию учебных планов в зависимости от потребностей учащихся.
Доказательное образование не только помогает педагогам принимать более информированные решения, но и способствует созданию более эффективной и результативной образовательной среды. Внедрение этого подхода позволяет оптимизировать ресурсы и время, затрачиваемое на обучение, что в конечном итоге приводит к лучшим результатам для студентов и образовательных учреждений в целом.
Какие решения предлагают авторы
Основной вывод доклада заключается в том, что внедрение технологий исключительно ради технологизации не имеет смысла. В настоящее время некоторые инвестиции в технологии осуществляются именно по этому принципу, основываясь на распространенном мнении, что цифровизация сама по себе является положительным явлением и что за ней следует прогресс. Однако важно помнить, что эффективное использование технологий должно быть направлено на решение конкретных задач и улучшение процессов, а не просто на автоматизацию ради автоматизации.
Авторы подчеркивают важность осмысленного подхода к внедрению новых технологий в образование. Необходимо избегать массового применения инструментов только потому, что они стали доступны. Торопливое и неконтролируемое внедрение технологий в образовательный процесс часто происходит из-за нехватки разумных практик регулирования в данной сфере. Эффективная интеграция технологий требует тщательной оценки их влияния на учебный процесс и адаптации к потребностям учащихся и преподавателей.
Эксперты ЮНЕСКО предлагают учитывать четыре ключевых вопроса при разработке новых образовательных реформ. Эти вопросы помогут сформировать эффективную и устойчивую систему образования, соответствующую современным требованиям и вызовам. Важно сосредоточиться на потребностях учащихся, интеграции новых технологий, доступности образования и подготовке к будущим вызовам. Понимание этих аспектов позволит создать более качественное образовательное пространство, способствующее развитию и инновациям.
- Соответствуют ли технологии имеющимся условиям?
- Все ли учащиеся смогут воспользоваться преимуществами технологий?
- Подходят ли технологии для широкого применения в плане затрат и эффектов?
- Способствуют ли они устойчивому развитию образования?
Важно постоянно оценивать новшества в образовательной сфере с точки зрения их пользы для студентов. Необходимо учитывать и социальные аспекты обучения. Персонализированное онлайн-обучение может быть удобным и эффективным, однако некоторые навыки невозможно освоить без непосредственного взаимодействия с другими людьми. Социальные навыки играют значительную роль в жизни учащихся и их будущем, поэтому важно интегрировать элементы живого общения в образовательный процесс.
Узнайте больше о современных тенденциях в образовании и полезных материалах, подписавшись на наш телеграм-канал. Оставайтесь в курсе актуальных новостей и развивайтесь вместе с нами!
Читать также:
- Цифровая персонализация помогает образованию или загоняет в информационный пузырь?
- Зачем что-то учить и знать, если всё можно «нагуглить»?
- Цифры: как студенты обогнали преподавателей в применении генеративных нейросетей
- Цитата недели: позицию ретранслятора знаний надо менять на «когнитивного инженера»
- Как нейросеть ChatGPT поставила на уши гуманитарное образование
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее