Образование #Статьи

20 июня, 2025

«Сегодня персонализацию с помощью нейросетей сделать невозможно… Но через год — да!» / Skillbox Media

Обсуждение возможностей ИИ в образовании на конференции «Больше чем обучение» «СберУниверситета» ознаменовалось интригующим прогнозом и спором.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

О каких ИИ-ассистентах в обучении шла речь

Андрей Комиссаров, руководитель проектов по развитию искусственного интеллекта в СберУниверситете и соавтор книги «Искусственный интеллект в образовании», на конференции представил образовательного ассистента «Истра» для корпоративного обучения. Он отметил, что с использованием больших языковых моделей (LLM) и интерактивного формата можно уже сегодня предложить пользователям индивидуализированный подход. Анализ цифрового следа учащегося позволяет определить уровень его понимания материала и выявить возникающие у него рефлексивные вопросы. Это открывает новые горизонты для персонализированного обучения и повышения эффективности образовательных процессов.

ИИ-ассистент не только поддерживает человека в его деятельности, но и отслеживает, как обучение влияет на его мышление и поведение. Он анализирует, как усвоенные знания применяются на практике. Изменение мышления и поведения является ключевым аспектом, который следует учитывать при оценке эффективности обучения, по мнению Андрея. Это позволяет создать более эффективные программы обучения, фокусируясь на реальных результатах и их влиянии на профессиональную деятельность.

Елена Кожина, заместитель проректора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», а также руководитель стратегического проекта «ИИ-технологии для образования», отметила нейросеть «ИИ Лингво». Этот инструмент предназначен для оценки уровня владения английским языком и с октября стал доступен для широкой аудитории, включая не только студентов ВШЭ, но и всех желающих. Использование нейросетей в образовании открывает новые возможности для повышения качества обучения и самооценки языковых навыков.

В университете студенты проходят экзамен на знание английского языка, который длится 60 минут и включает в себя говорение и письменную часть. Для объективной оценки требуется участие как минимум двух преподавателей, что занимает значительное время. Чтобы оптимизировать этот процесс, университет разработал нейросеть, которая использует ту же методику, что и языковые школы, для оценки уровня владения английским языком. По словам Елены, внедрение этой технологии позволяет освободить ресурсы одного эксперта, так как нейросеть выполняет роль помощника преподавателя. В будущем возможно, что проверка знаний сможет проводиться полностью без участия человека, что значительно упростит процедуру экзаменов и повысит их эффективность.

В вузах активно внедряются чат-боты, основанные на модели RAG (Retrieval-Augmented Generation), которые помогают студентам решать организационные вопросы. Такие ИИ-помощники отвечают на часто задаваемые вопросы, например, о задолженностях или возможностях отчисления. Генерация ответов происходит на основе анализа обширной базы внутренних документов и эталонных ответов. Это значительно снижает рабочую нагрузку на сотрудников вуза, позволяя им сосредоточиться на более сложных задачах. Чат-боты становятся важным инструментом в образовательном процессе, повышая эффективность коммуникации между студентами и администрацией.

Фото: СберУниверситет

Владислав Кожемякин, генеральный директор «СберОбразования», поделился информацией о разработке ИИ-помощников, направленных на поддержку школьных учителей и учеников. С одной стороны, создаются инструменты для учителей, которые помогут им сократить время на рутинные задачи. С другой стороны, разрабатывается ИИ-помощник для учеников, который в настоящее время тестируется в области математики. Этот ИИ-помощник поможет ученикам самостоятельно решать задачи и углублять свои знания в отсутствие учителя, обеспечивая доступ к необходимым ресурсам и объяснениям.

Владислав пояснил, что на основе анализа решений учеников ИИ-помощник подбирает оптимальный уровень сложности и тип задач, способствующих более эффективному усвоению материала. Если ученик сталкивается с трудностями в понимании задачи, помощник может пошагово провести его через процесс решения, не предоставляя готовый ответ, что способствует глубокому пониманию. Генеральный директор «СберОбразования» отметил положительную реакцию как со стороны детей, так и учителей, подчеркивая, что это действительно помогает в обучении.

Технологии искусственного интеллекта открывают новые горизонты для персонализированного обучения. Это включает в себя адаптивные платформы, которые позволяют не только изменять содержание курсов, но и настраивать образовательные траектории в зависимости от потребностей каждого ученика. Существует множество решений, но ключевыми аспектами остаются два направления: контент и персонализация образовательного опыта. Важно обеспечить поддержку учеников и создать такой тип контента, который наиболее эффективно соответствует их нуждам и предпочтениям. Это позволяет повысить качество обучения и сделать его более доступным для каждого.

Что не так с персонализацией и почему её стоит ждать через год

Основатель Skyeng Георгий Соловьёв высказал свое мнение о персонализации обучения с использованием искусственного интеллекта. Он отметил, что подходы к персонализации должны быть более взвешенными и продуманными, чтобы эффективно соответствовать потребностям студентов. Соловьёв подчеркивает важность создания адаптивных образовательных решений, которые смогут учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Искусственный интеллект способен значительно улучшить процесс обучения, однако его внедрение требует тщательной проработки и анализа.

В последнее время много обсуждается тема персонализации, и я хотел бы внести ясность в этот вопрос. Персонализация на основе искусственного интеллекта и нейросетей, безусловно, станет реальностью в ближайшем будущем, возможно, через год. На данный момент внедрить персонализацию с помощью нейросетей практически невозможно. Как человек, который уже десять лет делится опытом на конференциях, могу с уверенностью сказать, что ни одна образовательная компания не смогла успешно реализовать персонализацию. Однако сейчас мы находимся на пороге изменений: теоретическая основа для этого уже существует, но практическая реализация пока отсутствует. В следующем году мы ожидаем появления первых технических решений, которые позволят внедрить эффективную персонализацию в образовательный процесс.

Георгий рассказал о текущих ограничениях в персонализации образовательного процесса. Он отметил, что возможно адаптировать образовательный опыт через ответы на вопросы, однако создание следующего задания с учётом индивидуального графа навыков ученика, включая его сильные и слабые стороны, пока невозможно. Спикер продемонстрировал это на примере: когда ребёнок решает задачу, опытный преподаватель может мгновенно определить, какую именно ошибку он допустил, что невозможно сделать в автоматизированной системе.

Если ученик допустил ошибку при решении логарифма, это сигнализирует о необходимости повторить материал по этой теме. Если же ошибка заключается в том, что он просто не закрыл скобку, это указывает на то, что в целом он понимает, как решать задачи, но допустил невнимательность. Невнимательность является частой причиной ошибок у детей, что подчеркивает важность развития внимательности и аккуратности в учебном процессе.

Андрей Комиссаров (слева) и Георгий Соловьёв (справа)Фото: СберУниверситет

Искусственные интеллект-тьюторы по-прежнему не способны эффективно анализировать ошибки пользователей. Они не «понимают», в какой именно части задачи произошла ошибка, и не различают настоящие недочёты от случайных оплошностей. В результате они продолжают предлагать пользователю аналогичные задания, считая их подходящими для отработки слабых навыков, не осознавая истинную проблему. Это приводит к тому, что пользователи начинают испытывать отторжение: тренажёр воспринимается как неэффективный, если предлагает одно и то же задание. Чтобы повысить эффективность таких систем, необходимо внедрять алгоритмы, способные детально анализировать ошибки и адаптировать обучение под индивидуальные потребности каждого пользователя.

Георгий отметил, что несмотря на заявления таких платформ, как Udemy и Coursera, о персонализации учебного процесса, многие пользователи так и не испытали этот аспект на собственном опыте. Это подчеркивает важность реальной персонализации в образовательных платформах и показывает, что существуют значительные пробелы между теорией и практикой в области онлайн-обучения.

Алгоритм, обеспечивающий эффективную персонализацию, должен глубоко анализировать текст решения, разбивая его на множество мелких поднавыков. Важно, чтобы он мог выявить конкретную ошибку пользователя и предложить следующее задание, ориентируясь именно на этот узкий поднавык, а не на аналогичную задачу в целом. С последними версиями нейросетей, особенно с релизом GPT-4o, такие возможности становятся реальными. Несмотря на то что в данный момент никто не создал продукт на основе новых алгоритмов, эксперты прогнозируют их появление в течение ближайшего полугода или года. Это станет значительным шагом к полноценной персонализации.

Андрей Комиссаров, отвечая на заявление главы Skyeng, поднял важный вопрос: зачем использовать искусственный интеллект в тех областях, где он не может заменить человека, в частности, преподавателя? Это пространство для учителя, и важно оставить его за человеком. Также Андрей отметил, что не стоит обобщать мнение о невозможности персонализации в образовании. Он предложил рассмотреть персонализацию как создание индивидуального стиля общения с каждым пользователем, что может значительно улучшить учебный процесс и сделать его более эффективным.

Персонализация в образовательном процессе представляет собой не просто индивидуальный подход, а глубокий анализ речи ребёнка. Современные нейросети способны оценивать количество пауз, уровень уверенности, выбор слов и эмоциональный контекст произносимых фраз. Эти технологии позволяют выявлять сильные и слабые стороны в общении ребёнка, что особенно важно в условиях домашнего обучения, где нет постоянного присутствия учителя.

Существует множество интересных проектов, использующих искусственный интеллект как мультиагентную систему. В таких проектах разные ансамбли нейросетей работают параллельно: один анализирует семантическое ядро ответов и решений, а другой фокусируется на невербальной коммуникации и особенностях речи. Все эти данные объединяются для создания индивидуализированного общения с ребёнком. Этот подход отличается от традиционного, когда взаимодействие строится на основе предыдущих решений. Вместо этого, ИИ учитывает личные качества ребёнка, что позволяет выстраивать более естественные и эффективные отношения в обучении.

Георгий Соловьёв отметил, что ему не известны подобные сервисы, несмотря на установку множества решений на основе искусственного интеллекта, доступных на рынке. Он подчеркнул, что многие обсуждают наличие таких сервисов, но на практике ни один из них не был реализован.

Замечание о том, что нельзя передавать искусственному интеллекту роль учителей, стало поводом для активной дискуссии. Эта тема затрагивает важные аспекты образования и взаимодействия технологий с процессом обучения. Многие эксперты считают, что ИИ может значительно улучшить образовательный процесс, предоставляя персонализированные рекомендации и поддержку. Однако другие обеспокоены тем, что полная замена человеческих учителей может снизить качество образования. Дискуссия продолжается, подчеркивая необходимость сбалансированного подхода к интеграции искусственного интеллекта в образовательные практики.

Чтение является важным аспектом нашей жизни, способствующим развитию мышления и расширению кругозора. Оно помогает не только приобретать новые знания, но и улучшать навыки коммуникации. В современном мире, где информация доступна в различных форматах, важно выбирать качественные источники. Регулярное чтение книг, статей и научных исследований способствует критическому мышлению и помогает оставаться в курсе последних тенденций. Кроме того, чтение развивает воображение и креативность, что важно в любой сфере деятельности. Осваивайте новые жанры, исследуйте различные темы и обогащайте свой внутренний мир.

Интервью о цифровом тьюторе для школьников: «Наша цель — развивать мышление и речь»

Цифровые тьюторы становятся важным инструментом в образовании школьников, помогая им развивать ключевые навыки. В ходе интервью мы обсудили, как современные технологии могут способствовать улучшению мышления и речевых навыков у детей.

Цифровой тьютор предоставляет персонализированные задания, адаптированные к уровню подготовки каждого ученика. Это позволяет не только углубить знания, но и развить критическое мышление, что является важным аспектом в обучении.

Система также включает интерактивные элементы, которые делают обучение более увлекательным и эффективным. Учащиеся могут развивать свои речевые навыки через диалоговые интерфейсы, что способствует активному вовлечению в процесс.

В результате, цифровой тьютор не просто обучает, но и формирует у школьников привычку к самостоятельному обучению и развитию. Использование таких технологий в образовательном процессе открывает новые горизонты и возможности для будущих поколений.

А нужны ли учителя, если есть ИИ?

Георгий Соловьёв утверждает, что после 15 лет в образовательной системе учителя становятся ненужными. Он отмечает, что существует школа, в которой отсутствуют учителя. Соловьёв приглашает всех желающих посетить это учебное заведение и ознакомиться с его подходом к обучению.

В данной статье представлена информация о Skysmart — офлайн-кампусе, рассчитанном на 150 учеников, который функционирует как школа и колледж одновременно. В Skysmart каждый студент имеет возможность следовать своей индивидуальной образовательной траектории. Обучение организовано с использованием технологий искусственного интеллекта, где ИИ-тьюторы выступают в роли наставников. Они обучают по всем предметам, объясняют теорию, предлагают задачи по математике и программированию, а также проверяют выполнение заданий. Занятия по английскому языку проводятся в формате, максимально приближенном к личному общению. В этом учебном заведении нет преподавателей в традиционном понимании, что позволяет сосредоточиться на современных методах обучения и технологиях.

Преподаватель выполняет две ключевые функции: мотивирующую и образовательную. Георгий считает, что вторую функцию можно успешно заменить с помощью искусственного интеллекта, который кардинально меняет подход к обучению. В офлайн-кампусе роль мотиваторов берут на себя кураторы. Они ответственны за поддержание дисциплины, развитие софт-скиллов и вовлечённость студентов. Кураторы организуют утренние занятия, планируют учебный день и проводят вечерние рефлексии и игры, что способствует эффективному обучению и способствует формированию командного духа.

Онлайн-обучение с использованием ИИ-тьюторов имеет свои преимущества, однако не стоит недооценивать важность физического кампуса и взаимодействия с кураторами. Георгий Соловьёв выделяет два ключевых фактора, которые обосновывают необходимость традиционного обучения. Во-первых, личное взаимодействие с преподавателями и сокурсниками способствует развитию социальных навыков, которые невозможно полностью заменить виртуальным общением. Во-вторых, физическая учебная среда создает более структурированное пространство для обучения, что может повышать мотивацию и сосредоточенность студентов. Таким образом, сочетание онлайн-обучения и традиционного формата может обеспечить более полноценный образовательный процесс.

  • Офлайн даёт дисциплину, которую никогда не сможет обеспечить онлайн (нужна привязка к пространству, где заберут телефон и исключат прочие отвлекающие факторы — чтобы пришлось учиться).
  • Офлайн даёт тинейджерам комьюнити, ради которого они в этом возрасте и ходят в школу. Какая школа лучше обеспечит «тусовку», та в глазах подростков и лучшая. «И теперь мы можем сочетать эту тусовку с классными педагогами в виде ИИ», — говорит Георгий.

Модель кураторов в образовательных проектах имеет ряд значительных преимуществ. В отличие от преподавателей, которые распределяют свое время между обучением и другими обязанностями, кураторы полностью сосредоточены на мотивации учащихся. Их подготовка нацелена именно на эту функцию, что позволяет им более эффективно выполнять свою роль по сравнению с преподавателями-предметниками. Также стоит отметить, что для выполнения обязанностей куратора не требуется высшее педагогическое образование или предметная экспертиза. Это делает кураторов более доступными с точки зрения бюджета образовательного проекта, что является важным фактором при планировании расходов. Таким образом, использование кураторов позволяет оптимизировать затраты и повысить качество мотивации студентов.

Системы нового поколения обладают высокой масштабируемостью и представляют собой будущее технологий. Георгий Соловьёв отметил, что сегодня был успешно завершён тестовый проект кампуса, несмотря на скептицизм многих, которые сомневались в его работоспособности. Этот проект демонстрирует потенциал инновационных решений и их способность преобразовать существующие подходы.

Сегодня система действительно функционирует, и вы можете приехать убедиться в этом лично. Множество людей, даже представители министерства, посетили наш проект, чтобы проверить его на практике. В будущем планируется создание тысяч таких кампусов, где вместо традиционных преподавателей будут работать воспитатели и кураторы, направляющие образовательный процесс. Это новое видение образования открывает перед студентами множество возможностей для самостоятельного обучения и развития.

Дети приходят на занятия, открывают свои ноутбуки и компьютеры. Возможно, им рассказывают интересные вещи харизматичные спикеры с известными брендами. Однако основная часть усвоения материала осуществляется с помощью тренажёров на базе искусственного интеллекта. Я уверен, что такая революция в образовательном процессе произойдёт уже через три-четыре года.

Фото: СберУниверситет

Владислав Кожемякин подчеркнул, что образование не ограничивается лишь эффективностью и рентабельностью. Он согласен с тем, что в будущем живое человеческое общение станет своего рода привилегией. Важно осознавать, что образовательные процессы должны учитывать не только практические аспекты, но и ценность взаимодействия между людьми. Развитие технологий может изменить подход к обучению, но человеческие связи останутся неотъемлемой частью образовательного опыта.

Преимущества модели образовательной организации нового типа, по мнению Георгия Соловьёва, заключаются не только в снижении затрат. Эта система позволяет подросткам в малых городах и деревнях получать качественное образование, что способствует равному доступу к знаниям и улучшает образовательные возможности для молодежи в регионах.

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее