Фоновая музыка в онлайн-курсе: удачный приём или лишняя когнитивная нагрузка? / Skillbox Media
Пока теоретики проводят исследования о пользе музыки в образовании, практики попробовали её в деле и делятся инсайтами.
Содержание:
Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO»
Узнать большеИсследования показывают, что музыка может оказывать значительное влияние на процесс обучения. Ученые проводят эксперименты в образовательной среде, чтобы понять, как музыкальное сопровождение влияет на восприятие информации. Важно отметить, что речь идет о случаях, когда музыка не связана с самим учебным материалом, а используется исключительно как фоновый элемент. Хотя на очных занятиях использование музыки встречается редко, в онлайн-курсах музыкальный фон становится все более распространенным. Однако остается вопрос: насколько это действительно эффективно?
Мы обратились к профессиональным методистам и методологам за помощью в решении наших вопросов.
- как музыка помогает усилить эффект геймификации и создать нужную атмосферу на курсе;
- почему в слайдовых курсах (без спикера) музыкальный фон почти не используют, а вот для домашних заданий — довольно часто;
- в каких видеоуроках саундтрек навредит, а в каких — поможет;
- что учитывать тем, кто хочет включать музыку на своих курсах.
Как музыку используют в синхронных и асинхронных курсах
Несмотря на многочисленные научные исследования, на сегодняшний день отсутствуют убедительные доказательства того, что фоновая музыка непосредственно способствует улучшению обучения. Тем не менее, методисты и методологи Skillbox Media, основываясь на своем опыте, считают, что при правильном использовании фоновая музыка может быть полезным инструментом. Особенно эффективно ее применение на синхронных курсах, где преподаватель, модератор или ведущий могут управлять музыкальным сопровождением в реальном времени. В асинхронных курсах также существует потенциал для положительного влияния фона на процесс обучения, что открывает новые возможности для образовательных практик.
Музыкальный фон используется в различных целях, включая создание атмосферы, улучшение восприятия информации, а также повышение эмоциональной нагрузки на слушателя. Он часто применяется в кино, театре и на мероприятиях для усиления настроения и погружения в контекст. В коммерческих целях музыкальный фон помогает привлечь внимание клиентов, улучшить пользовательский опыт и увеличить время пребывания в магазине или на сайте. Кроме того, он может служить инструментом для улучшения концентрации и продуктивности при работе или учебе.
Музыка является одним из самых эффективных инструментов для создания атмосферы в образовательном процессе. Использование музыкальных перебивок или заставок позволяет плавно перейти от одной части занятия к другой, занимая паузу и подготавливая студентов к новому блоку информации. Это особенно актуально для курсов, ориентированных на взрослых, где важно создать комфортную обстановку для обучения. Музыка помогает учащимся отвлечься от повседневных забот и сосредоточиться на учебном материале, улучшая общую продуктивность занятий.
Вывод людей из шаблонного поведения является ключевым аспектом успешного обучения. Многие образовательные курсы и занятия проводятся в вечернее время, когда участники уже утомлены и стремятся отдохнуть. В таких условиях музыка становится отличным инструментом для расслабления и повышения мотивации. Жанна Петросян, методолог и основатель учебного центра «eLearning тренажёр», а также руководитель методического сообщества и агентства «Мафия», подчеркивает важность создания комфортной атмосферы. Она отмечает, что перед началом занятия в классах часто включают не только музыку, но и позитивный видеоряд, например, экзотические природные пейзажи или пляжные сцены. Это помогает участникам настроиться на обучение и способствует более эффективному усвоению материала.
Дарья Туча, сооснователь LXD hero и методист Expedia Group, подчеркивает важность музыки в создании настроя для участников образовательных курсов. Она делится примером из практики LXD hero, где концепция курса «Нейрогерой образования» оформлена в стиле космической экспедиции. На вводной встрече с участниками звучат фрагменты саундтрека к фильму «Интерстеллар», что помогает установить атмосферу «полета» и исследований, погружая студентов в уникальный образовательный процесс. Использование музыки как инструмента для настройки на курс способствует более глубокому вовлечению и пониманию материала, создавая поистине незабываемый опыт обучения.
Фоновая музыка является отличным дополнением во время перерывов, особенно на вебинарах и уроках продолжительностью более одного часа. Музыкальная пауза может сочетаться с танцами или физической разминкой. Жанна Петросян делится примером из своей практики: во время вебинара она предлагает участникам включить камеры и показать танцевальное движение руками. Один участник начинает, называет имя следующего, и так продолжается по кругу. Этот подход наиболее эффективен, когда аудитория уже знакома друг с другом, и атмосфера способствует активному взаимодействию. Использование музыки и движений помогает расслабить участников, повысить их вовлеченность и создать позитивное настроение, что в свою очередь способствует более продуктивному обучению и обмену опытом.
Фоновая музыка активно используется на занятиях, особенно во время выполнения заданий и групповых активностей. Этот инструмент идеально подходит для курсов, включающих элементы геймификации и сторителлинга, так как он значительно усиливает их воздействие. Правильно подобранная музыка создает атмосферу, способствующую концентрации и вовлеченности участников, что положительно сказывается на усвоении материала и общей эффективности обучения.
Во время групповых практических заданий на вебинаре или при чтении лонгрида я использую фоновую музыку, соответствующую сеттингу и теме геймификации. Музыкальное сопровождение эффективно подчеркивает динамику контентного блока. Например, в компьютерных играх во время «битвы с мафиози» музыкальное сопровождение становится более напряженным и эпичным, создавая атмосферу опасности. В моменты отдыха игрока музыка, как правило, затихает, что помогает создать контраст и усилить впечатление от игрового процесса. Использование такого подхода позволяет не только улучшить восприятие информации, но и повысить вовлеченность участников.
В курсе используется плавная и медитативная музыка для чтения лонгридов. Во время практических заданий, особенно с ограничением по времени, музыка становится более интенсивной, создавая атмосферу «битвы». Об этом рассказывает методист-игропрактик, автор Telegram-канала «Образовательный геймдев» и преподаватель School of Education Елизавета Лобанова. Такой подход позволяет создать необходимую атмосферу для обучения и активизировать внимание участников, что способствует лучшему усвоению материала.
Для успешного выбора саундтрека необходимо ориентироваться на целевую аудиторию. Музыкальное сопровождение, которое отлично воспринимается в креативной атмосфере воркшопа, может не оказать такого же влияния на серьезном тренинге для топ-менеджеров. Важно учитывать контекст и настроение мероприятия, чтобы создать подходящий аудиофон, который будет способствовать вовлечению и концентрации участников. Правильный выбор музыки способен значительно улучшить восприятие информации и повысить общую эффективность мероприятия.
В асинхронных курсах музыка играет важную роль в создании нужной атмосферы. Согласно мнению независимого сценариста и разработчика электронных курсов, а также автора телеграм-канала Nova Academy, Катерины Голомшток, использование музыки особенно актуально в курсах, оформленных как игры или истории, где элементы квестов помогают вовлечь участников в процесс. В отличие от этого, Елизавета Лобанова считает, что музыка может быть эффективно использована и в слайдовых курсах, но в ограниченных объемах на отдельных слайдах. Это помогает усилить воздействие каждого конкретного слайда и сделать обучение более увлекательным и запоминающимся. Правильное использование музыкального сопровождения может значительно повысить уровень вовлеченности и интереса к учебному материалу, что особенно важно в онлайн-образовании.
Эксперты не рекомендуют полностью сопровождать слайдовые курсы музыкальными треками. Это связано с тем, что фоновая музыка может негативно влиять на когнитивную нагрузку студентов. При использовании слайдов важно создать оптимальные условия для восприятия информации, и музыка может отвлекать внимание, снижая эффективность обучения. Лучше ограничиться минимальным музыкальным сопровождением или использовать его в определенные моменты, чтобы сохранить фокус на образовательном контенте.
Положительные эмоции действительно способствуют обучению и улучшению запоминания информации, о чем свидетельствуют многочисленные исследования. Использование музыки в образовательном процессе может показаться оправданным, однако важно учитывать, что фоновая музыка увеличивает когнитивную нагрузку. Когда мы воспринимаем информацию на слайде, в нашу оперативную память поступает множество элементов: текст, фон, изображения и, конечно, музыка. Это может отвлекать от основной информации и затруднять процесс обучения. Поэтому, выбирая подходящие методы обучения, стоит внимательно рассмотреть влияние фоновой музыки на восприятие информации.
На курсах Skillbox музыка не применяется в видеоуроках, а используется в кейсах, предназначенных для слушателей курса. Об этом сообщает Марина Харахордина, руководитель методического отдела компании. Такой подход помогает создать более погружающую атмосферу и улучшить восприятие обучающего материала.
В наших программах присутствует важный элемент — учебный кейс, представленный как в текстовом, так и в видеоформате. Учебный кейс описывает реальные ситуации и проблемы, с которыми сталкиваются специалисты в своей профессиональной деятельности. Для повышения интереса и вовлеченности студентов в процесс изучения кейса мы используем музыкальное сопровождение. Однако выбор музыки осуществляется не методистами, а специалистами видеопродакшена, что позволяет создать более качественный и привлекательный контент.
Совмещение музыкального фона с устным объяснением спикера нежелательно, так как это создает двойную нагрузку на слуховой канал восприятия, что противоречит теории мультимедийного обучения. Однако методисты предлагают интересные идеи, которые могут служить исключением из этого правила. Важно учитывать, что правильное использование мультимедийных элементов может обогатить образовательный процесс, улучшая восприятие информации и повышая внимание аудитории. Тем не менее, необходимо тщательно продумывать, как и когда использовать музыкальное сопровождение, чтобы не отвлекать слушателей от основного содержания.
Марина Харахордина проводит интересную аналогию с радиоспектаклями, отмечая, что в старой радиопрограмме «Модель для сборки» книги читают под музыкальный фон. Изначально это может показаться необычным, но со временем музыка способствует более глубокому восприятию текста. Если применить эту концепцию к образовательным курсам, можно увидеть перспективы использования музыки для улучшения восприятия теории в аудиоформате. Такой подход может значительно повысить эффективность обучения, создавая более комфортную и запоминающуюся атмосферу для слушателей.
Использование музыки в скрайбинге может значительно улучшить восприятие информации. Когда спикер (эксперт) курса делится своими знаниями, музыка служит фоном, который подчеркивает и дополняет его голос, а также визуальные элементы. Особенно эффективна музыка без слов: легкая и ненавязчивая, она создает атмосферу, способствующую лучшему усвоению материала. Например, скрайбинг-ролики от «Объясни карандашом» демонстрируют, как гармоничное сочетание рисунков, голоса и ненавязчивой музыки создает динамичный и вовлекающий контент, который легко воспринимается аудиторией. Использование такого подхода в образовательных курсах может повысить интерес и внимание слушателей.
Аудиозаставки и звуковые эффекты играют значительную роль в музыкальном сопровождении, как в синхронных, так и в асинхронных форматах. Хотя они не являются полноценным музыкальным фоном, такие элементы, как заставки и джинглы, выполняют важную функцию. Они обеспечивают слушателям обратную связь, создавая атмосферу и поддерживая интерес к контенту. Использование аудиозаставок может значительно повысить качество восприятия материала и улучшить взаимодействие с аудиторией.
Конечно, я помогу вам с редактированием текста. Пожалуйста, предоставьте сам текст, который вы хотите изменить.
Музыкальное и звуковое сопровождение играет важную роль в улучшении пользовательского опыта (UX) в образовательных продуктах. На платформе Skyeng, например, при правильном ответе в упражнениях пользователь получает звук, который служит мгновенной обратной связью и позитивным подкреплением. Такой подход не только усиливает вовлеченность учащихся, но и способствует лучшему запоминанию материала. Правильное использование звуковых эффектов и музыки может значительно повысить эффективность обучения, делая процесс более интерактивным и приятным для пользователя.
Звуковое сопровождение должно быть тщательно подобрано, чтобы не отвлекать студентов и не вызывать раздражение. Важно заранее информировать о наличии звуковых эффектов, чтобы избежать неожиданностей и обеспечить комфортную атмосферу для обучения.
Почему музыку стоит добавлять в курс с осторожностью
Фоновая музыка может выполнять роль вспомогательного средства, но она не является основным инструментом обучения. Поэтому нецелесообразно включать её в образовательный курс без обоснования. Каждый элемент курса должен иметь четкую цель и способствовать эффективному усвоению материала.
Марина Харахордина утверждает, что не существует ни одного исследования, подтверждающего влияние фоновой музыки на результаты обучения. Основное внимание в обучении, особенно если курс не связан с музыкой, должно уделяться конструктивной согласованности. Если образовательные результаты не могут быть достигнуты с помощью применяемых учебных стратегий и их невозможно проверить, то фоновая музыка не решит проблему.
Важно понимать, что одна и та же музыкальная композиция может вызывать различные эмоции и ассоциации у разных людей. Восприятие музыки зависит от личного опыта, культурного фона и даже настроения слушателя. Это разнообразие интерпретаций делает музыку уникальным искусством, способным объединять людей, несмотря на их различия. Музыка способна затрагивать глубинные чувства и вызывать воспоминания, что подчеркивает её универсальность и многогранность.
Множество людей предпочитают слушать музыку во время работы, так как она помогает создать нужное настроение и сосредоточиться на задачах. Однако музыкальные предпочтения у всех разные: некоторые выбирают энергичные композиции, другие отдают предпочтение спокойным мелодиям, кто-то слушает тяжелый рок, а кто-то — поп-музыку. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого человека, чтобы музыка действительно способствовала продуктивности и сосредоточенности.
Длительность звучания «саундтрека» в образовательном курсе имеет значительное значение. Дарья Туча подчеркивает, что постоянное музыкальное сопровождение может вызвать негативные последствия. Участники курса могут привыкнуть к фоновому звуку, в результате чего эмоциональные эффекты, на которые рассчитывали разработчики, окажутся неэффективными. В то же время, постоянный отвлекающий звук может вызывать раздражение у обучающихся. Таким образом, важно тщательно продумывать музыкальное оформление, чтобы оно способствовало улучшению восприятия материала, а не отвлекало от процесса обучения.
Что важно учитывать, если вы решили включить музыку в курс
Вот полезные рекомендации для тех, кто еще не пробовал интегрировать музыку в свои курсы, но желает сделать это. Использование музыки может значительно улучшить восприятие материала и повысить интерес студентов. Начните с выбора подходящей музыкальной композиции, которая соответствует теме курса и создает нужное настроение. Важно учитывать, что музыка должна поддерживать, а не отвлекать от учебного процесса. Экспериментируйте с фоновыми треками, которые помогут создать атмосферу, способствующую концентрации и усвоению информации. Также рассмотрите возможность использования музыкальных упражнений или игровых элементов, чтобы сделать занятия более интерактивными. Не забывайте о правовых аспектах и выбирайте музыку, которую можно использовать без нарушения авторских прав. Постепенно внедряйте музыкальные элементы в свои уроки, следите за реакцией студентов и корректируйте подход в зависимости от их предпочтений.
- Заранее подумайте о том, для каких целей вы используете музыку.
Музыкальные вставки могут преследовать различные цели, такие как концентрация, вовлечение, смена фокуса или создание определенной атмосферы. Главное, чтобы они способствовали достижению образовательных результатов. Однако стоит учитывать, что наличие только плейлиста не является достаточным условием для мотивации студентов к обучению. Важно интегрировать музыку в учебный процесс, чтобы она играла вспомогательную роль, усиливая интерес и активность учащихся. Правильный подход к выбору музыки может значительно улучшить учебный опыт и помочь в достижении целей образовательного процесса.
- Опросите свою целевую аудиторию.
На этапе исследования важно определить музыкальные предпочтения целевой аудитории, чтобы избежать негативной реакции вместо ожидаемого эффекта. Необходимо глубже изучить участников курса, чтобы понять, насколько уместны музыкальные вставки в контенте. Это позволит создать более привлекательный и релевантный материал, который будет соответствовать интересам слушателей и улучшит общее восприятие курса.
- Предупреждайте слушателей курса о том, что в нём есть звуковое сопровождение.
Во-первых, это обеспечивает защиту от неожиданного звукового сопровождения, которое может вызвать дискомфорт. Во-вторых, учитывая разнообразные условия, в которых проходят занятия, звуки могут отвлекать окружающих, находящихся рядом со студентом. Если заранее известен факт наличия звукового сопровождения, каждый сможет подготовиться: отключить колонки или использовать наушники, тем самым создавая комфортную атмосферу для всех участников процесса.
Катерина Голомшток подчеркивает важность предварительного информирования участников о том, что они собираются услышать. Часто бывает так, что звуки неожиданные и вызывают неожиданную реакцию, которая отличается от той, что планировалась изначально. Правильная подготовка помогает создать комфортную атмосферу и настроить участников на нужный лад.
- Добавьте пользователям возможность быстро отключить музыку и управлять громкостью.
Музыкальный фон может как способствовать учебному процессу, так и отвлекать от него. Важно, чтобы каждый учащийся имел возможность самостоятельно решать, включать ли музыку во время занятий. Управление музыкальным сопровождением должно быть интуитивно понятным, удобным и легко доступным на экране. Это позволит создать комфортные условия для обучения и повысить эффективность усвоения материала.
Использование фоновой музыки в контентных блоках курса требует обеспечения возможности для студентов включать или отключать ее. Некоторые участники предпочитают заниматься в тишине или под собственный плейлист. Важно предоставить студентам выбор, чтобы создать комфортную атмосферу для обучения, что способствует более эффективному усвоению материала. Елизавета Лобанова подчеркивает значимость этой практики в образовательном процессе.
Жанна Петросян делится опытом из своей практики командного обучения и фасилитации в вебинарных комнатах. В таких пространствах создается комфортная обстановка, где участники могут отдохнуть и насладиться музыкой, при этом обеспечивается возможность для каждого сосредоточиться на своих задачах, так как музыка не мешает другим. Такой подход способствует повышению эффективности обучения и взаимодействия в группе.
- Выбирайте музыку без слов.
Музыка, используемая в рамках курса, должна быть инструментальной. Наличие слов в песнях может отвлечь внимание и снизить уровень сосредоточенности и вовлеченности участников. Это мнение поддерживает Елизавета Лобанова, подчеркивая важность выбора правильного музыкального сопровождения для создания эффективной образовательной среды. Инструментальная музыка способствует лучшему восприятию информации и помогает сосредоточиться на учебном процессе.
Читайте также:
- Необычная практика: оп-оп, гангнамстайл, или Как k-pop меняет образование
- Как Тейлор Свифт стала человеком года… в образовании
- Как быстро и бюджетно внедрить геймификацию в обучение
- 13 синхронных активностей для асинхронных онлайн-курсов