Итоги-2022 для EdTech-рынка / Skillbox Media
Главные тренды сферы по версии EdCrunch Reload.
Содержание:
Научитесь: Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO
Узнать большеСессия «Тренды глобального EdTech в условиях замедления рынка», организованная с поддержкой агентства Smart Ranking, стартовала EdTech-треком на ежегодной конференции EdCrunch, посвященной новым технологиям. Участники конференции, проходившей в Алматы (Казахстан) и онлайн, обсудили ключевые тенденции развития мирового рынка онлайн-образования и образовательных технологий, а также выделили наиболее актуальные из них для российской реальности.
Как развивается мировой рынок EdTech
Среди самых успешных EdTech-компаний в мире преобладают американские фирмы. По словам Дарьи Рыжковой, CEO и основательницы аналитического агентства Smart Ranking, в настоящее время половина из 50 крупнейших мировых образовательных технологий базируется в США. Это подчеркивает значительное влияние и лидерство США в сфере образовательных технологий, что делает их ключевыми игроками на глобальном рынке EdTech.
Количество крупных китайских компаний в сфере EdTech сокращается, однако их пример наглядно иллюстрирует характерную для этой индустрии гигантоманию. Десять крупнейших китайских EdTech-компаний демонстрируют выручку, сопоставимую с 25 ведущими игроками рынка США. Это свидетельствует о значительном потенциале и конкуренции в сфере образовательных технологий, где китайские компании продолжают занимать весомую позицию на глобальной арене.
EdTech-компании на развивающихся рынках демонстрируют устойчивый рост. В числе 50 крупнейших компаний четыре представляют Латинскую Америку, а две — Индию. За последний год наблюдается тенденция активного продвижения на эти рынки игроков из других стран, включая Россию. Это свидетельствует о растущем интересе к образовательным технологиям в регионах с развивающейся экономикой и потребностью в инновационных решениях для образования.
Крупнейшие EdTech-компании мира зарабатывают в основном на онлайн-образовании и образовательном программном обеспечении. Образовательные приложения и гаджеты занимают лишь 6% рынка. В сегменте обучения наибольшую долю составляет взрослое образование, которое составляет 46%. Детское образование занимает 36%, а обучение иностранным языкам — 18%.
В течение года рынок демонстрирует рост на уровне 17%, однако по сравнению с 2020–2021 годами наблюдается замедление темпов. Это замедление частично связано с резким падением китайского рынка, которое произошло после введения в 2021 году новых ограничений со стороны властей для компаний в сфере образовательных технологий, работающих в области школьного образования. Эти изменения оказали значительное влияние на глобальные тренды в EdTech, что требует дополнительного анализа и адаптации к новым условиям.
По словам Дарьи Рыжковой, китайский «шторм» оказал значительное влияние на венчурные инвестиции в сфере образования. В 2022 году объем инвестиций в EdTech по всему миру составил около 5 миллиардов долларов США, что является резким снижением по сравнению с 15 миллиардами долларов в 2021 году. В России инвестиции в EdTech-компании также пережили резкое сокращение: в 2022 году они упали в четыре раза из-за военных действий в Украине.
Почему темпы роста снижаются
Эксперты отмечают, что замедление роста EdTech-рынка обусловлено естественными причинами. Михаил Мягков, основатель и генеральный директор Maximum Education, считает, что резкий рост инвестиций и активное развитие сектора были вызваны интересом непрофильных инвесторов в период хайпа 2020–2021 годов. С ослаблением коронавирусных ограничений и снижением интереса к онлайн-обучению эти инвесторы начали покидать рынок. Таким образом, EdTech-рынок возвращается к своему привычному состоянию, что может открыть новые возможности для устойчивого роста и инноваций в сфере образования.
Сокращение инвестиций и общий экономический спад создают дополнительные трудности для выхода на рынок новых EdTech-компаний. Ситуация усугубляется по мере развития этой сферы, что делает конкуренцию ещё более жесткой. Новым игрокам в области образовательных технологий необходимо адаптироваться к изменяющимся условиям рынка и искать инновационные подходы для привлечения клиентов и инвестиций.
Согласно мнению Михаила Мягкова, в сфере EdTech успех имеют компании, которые первыми выходят на рынок с инновационным продуктом или адаптируют уже существующие решения, улучшая их. Например, стартапы могут создать более качественный продукт по сравнению с уже доступными на рынке или масштабировать успешные идеи. Однако в текущих условиях стартапы сталкиваются с трудностями в обоих подходах. Разработка принципиально нового продукта становится всё более сложной задачей из-за уменьшения количества свободных ниш на рынке. В то же время, начинающим командам часто не хватает ресурсов для улучшения и масштабирования уже существующих решений.
Тренд: компании перерастают сегменты рынка, в которых стартовали
Генеральный директор «Яндекс Практикума» Илья Курмышев отмечает, что для крупных игроков экономики сложности, с которыми сталкиваются стартапы, могут стать выгодными. В условиях экономического спада действующие компании получают преимущество из-за снижения числа новых конкурентов. Однако даже при сохранении доминирования на B2C-рынке, где осуществляется обучение индивидуальных клиентов, этого недостаточно для дальнейшего роста. Крупные компании стремятся выйти за пределы этого сегмента, что подчеркивает необходимость в новых стратегиях и подходах к развитию.
Переход EdTech-компаний к работе с корпоративными (B2B) и государственными (B2G) заказчиками стал значимым мировым трендом. Как подчеркнул Дэвид Поркаро, вице-президент по обучению и инновациям General Assembly (США), индивидуальные клиенты часто сталкиваются с нехваткой ресурсов для оплаты своего образования. В связи с этим лидеры образовательного рынка переключают своё внимание с отдельных студентов (B2C) на компании, заинтересованные в найме специалистов с необходимыми навыками и в повышении квалификации своих сотрудников. Этот сдвиг позволяет EdTech-компаниям эффективно использовать свои ресурсы и предлагать решения, которые отвечают потребностям бизнеса и государственной сферы.
В странах с развитым государственным регулированием образования, таких как Франция и Сингапур, программы профессионального переобучения часто поддерживаются финансово государством. В России также существуют подобные инициативы, например, программа «Содействие занятости» и проект «Цифровые профессии», хотя в настоящее время последний находится на стадии заморозки. Эти программы направлены на повышение квалификации работников и адаптацию их к современным требованиям рынка труда, что особенно актуально в условиях быстро меняющейся экономической ситуации.
Российские EdTech-компании активно участвуют в государственных проектах по переподготовке кадров и налаживают сотрудничество с государственными университетами, что представляет взаимный интерес. Генеральный директор Skillbox Дмитрий Крутов отмечает, что многие российские университеты осознают желание студентов быстро освоить востребованные профессии для обеспечения стабильного дохода. Чтобы создать такие возможности и сохранить свою аудиторию, многие учебные заведения открыты к сотрудничеству с EdTech-компаниями. Эти инициативы способствуют развитию образовательных программ и повышению качества образовательных услуг, что, в свою очередь, отвечает требованиям современного рынка труда.
Изучайте дополнительные материалы:
С каждым годом растет количество людей, выбирающих онлайн-курсы для получения профессиональных навыков вместо традиционного образования в вузах. Основной причиной этого выбора является гибкость, которую предлагают онлайн-обучение. Учащиеся могут самостоятельно планировать свое время и учиться в удобном для них темпе.
Кроме того, онлайн-курсы чаще всего предлагают более актуальные и практические знания, которые соответствуют требованиям современного рынка труда. Это позволяет студентам быстрее адаптироваться к быстро меняющимся условиям и быть более конкурентоспособными.
Экономия также играет важную роль: обучение на онлайн-курсах зачастую обходится дешевле, чем получение диплома в университете. Учащиеся избегают дополнительных расходов на транспорт, проживание и учебные материалы, что делает онлайн-обучение более доступным.
Кроме того, онлайн-формат позволяет получить доступ к курсам, разработанным ведущими специалистами и компаниями, что открывает новые возможности для карьерного роста.
Таким образом, комбинация гибкости, актуальности знаний и экономии делает онлайн-курсы привлекательным выбором для многих людей, стремящихся к профессиональному развитию.
Тренд: фокус на трудоустройство и запросы работодателей
В обсуждениях представителей российских EdTech-компаний, работающих в области дополнительного профессионального образования для взрослых, процент трудоустроенных выпускников является одной из ключевых метрик, отражающих качество обучения. Эта статистика позволяет оценить эффективность образовательных программ и их соответствие требованиям рынка труда. Успешное трудоустройство выпускников не только подтверждает актуальность полученных знаний, но и демонстрирует высокий уровень подготовки специалистов, что в свою очередь способствует росту репутации образовательных учреждений и организаций в сфере EdTech.
Дмитрий Крутов подчеркивает, что EdTech восстанавливает доверие людей к эффективности образования. Этот тренд объясняет рост интереса к онлайн-профессиональному обучению в развивающихся странах. В условиях быстро меняющегося мира, доступ к качественным образовательным ресурсам становится ключевым фактором для карьерного роста и профессионального развития. Онлайн-платформы предоставляют возможность развивать навыки и получать знания в удобном формате, что особенно важно для людей, стремящихся улучшить свою квалификацию и адаптироваться к требованиям рынка труда.
Илья Курмышев подчеркивает, что ключевым преимуществом EdTech в сфере профессионального обучения является обеспечение надежного входа в выбранную профессию, что способствует успешному трудоустройству. Платформы EdTech предлагают актуальные курсы и программы, которые соответствуют требованиям рынка труда, что делает обучение более целенаправленным и эффективным. Таким образом, студенты получают не только знания, но и практические навыки, необходимые для успешной карьеры.
Курмышев подчеркнул, что тренд на обучение, ориентированное на конкретные профессиональные задачи, становится особенно заметным в сотрудничестве с корпорациями. Наблюдается интеграция EdTech и HRTech, поскольку в корпоративном обучении невозможно отделить процесс обучения от HR-процессов, таких как оценка сотрудников и управление талантами. Это взаимодействие позволяет компаниям более эффективно развивать навыки своих сотрудников, соответствующие актуальным требованиям рынка.
Многие аспекты, которые ранее развивались внутри корпораций, теперь интегрируются в масштабные EdTech-продукты. Спикер обозначил эту синергию как продукт будущего для многочисленных участников рынка образования и технологий. Эта трансформация открывает новые возможности для развития и внедрения инновационных решений в образовательный процесс.
Изучите также:
Корпоративные университеты не торопятся налаживать сотрудничество с EdTech по нескольким причинам. Во-первых, многие компании предпочитают развивать внутренние программы обучения, что позволяет им удерживать контроль над качеством и содержанием учебного процесса. Во-вторых, существует опасение, что интеграция технологий может потребовать значительных инвестиций и изменения устоявшихся процессов. Кроме того, корпоративные университеты могут сомневаться в эффективности EdTech решений, учитывая быстрое развитие технологий и необходимость постоянной адаптации программ.
Также стоит отметить, что нехватка квалифицированных специалистов в области цифрового обучения создает дополнительные барьеры для внедрения EdTech в корпоративные университеты. Многие организации не готовы рисковать, внедряя новые подходы к обучению, пока не увидят ясные доказательства их эффективности.
Тем не менее, с учетом стремительного роста технологий и изменения потребностей рынка, корпоративные университеты могут быть вынуждены пересмотреть свои подходы. Сотрудничество с EdTech может открыть новые возможности для улучшения качества обучения и повысить конкурентоспособность компаний в долгосрочной перспективе.
Тренд: человекоцентричность за счёт технологий и не только
Выбор целевой аудитории для EdTech-компании существенно влияет на содержание и структуру образовательных программ. Дэвид Поркаро в ходе дискуссии подчеркнул, что если курс разрабатывается по заказу корпорации или университета, он в первую очередь ориентирован на потребности заказчика, а не на интересы студентов. Это подчеркивает важность понимания целевой аудитории при создании образовательных материалов, чтобы обеспечить их актуальность и эффективность.
Для достижения успешных результатов в обучении ключевым фактором является вовлечённость учащихся. В связи с этим в сфере EdTech наблюдается растущий тренд на человекоцентричность. Компании акцентируют внимание на потребностях студентов, стремясь создать более адаптивные и персонализированные образовательные решения. Это позволяет не только повысить мотивацию учащихся, но и улучшить качество усвоения материала, что в конечном итоге способствует более эффективному обучению.
Дмитрий Крутов подчеркивает, что компании, такие как Skillbox, переходят в новую стадию развития, ориентированную на потребности человека в обучении. На этапе формирования бизнеса акцент был сделан на создании продукта, завоевании рынка и производстве контента. Сегодня компании готовы внедрять более комплексные решения, направленные на индивидуальные образовательные траектории, что способствует повышению скорости, эффективности и вовлеченности пользователей. Ключевым показателем результативности в этом контексте становятся карьерные изменения и успешное трудоустройство.
При разработке образовательных программ необходимо учитывать возможности обучающей аудитории. Некоторые студенты готовы посвящать много времени интенсивному обучению, в то время как другим требуется упрощенный подход. Непонимание потребностей и сценариев пользователей может привести к разочарованию как у учащихся, так и у создателей контента. У первых могут возникнуть завышенные ожидания, в то время как вторые сталкиваются с трудностями в процессе разработки курсов. В связи с этим важным аспектом является создание адаптивных учебных траекторий и использование IT-инструментов для анализа того, как пользователи усваивают информацию и достигают поставленных целей. В данный момент Skillbox активно работает над улучшением этих процессов, что позволит повысить эффективность обучения и удовлетворенность студентов.
Наша главная задача — сделать дополнительное профессиональное образование доступным и понятным для всех. Мы стремимся предотвратить завышенные ожидания относительно продолжительности обучения и потенциального дохода. Важно на начальном этапе предоставить качественную оценку возможностей и предложить широкий выбор образовательных траекторий. Мы также будем поддерживать обучающихся в процессе, предоставляя рекомендации на основе анализа их активности и поведения.
Для успешного трудоустройства студентов важно повысить их вовлечённость в учебный процесс, так как более активные учащиеся демонстрируют лучшие результаты при поиске работы. Важным шагом в этом направлении является интеграция студентов в новую для них профессиональную среду. Открытие офлайн-центров и развитие креативных сообществ играют ключевую роль в этом процессе, обеспечивая студентам возможность взаимодействовать с работодателями и коллегами, а также развивать свои навыки в реальных условиях. Таким образом, создание таких пространств способствует не только профессиональному росту студентов, но и улучшает их шансы на успешное трудоустройство.
Другие участники обсуждения отметили, что современные технологии способствуют превращению учащегося в центр образовательного процесса. Однако они также подчеркнули, что не следует ожидать мгновенных результатов.
Михаил Мягков подчеркнул, что развитие технологий искусственного интеллекта в образовании должно происходить поэтапно. Важно автоматизировать отдельные аспекты практики, регулярно анализируя полученные результаты и проводя эксперименты. По его мнению, радикальные изменения в EdTech и персонализация обучения невозможны из-за сложности этой задачи. На процесс обучения влияют как внешние, так и внутренние факторы, что требует аккуратного и продуманного подхода к внедрению новых технологий.
Дэвид Поркаро поделился своим опытом работы с различными провалившимися системами искусственного интеллекта в сфере образования. По его мнению, попытки создать универсальную технологию для управления образовательным процессом студентов оказались неэффективными. Вместо этого наибольший успех демонстрируют специализированные системы, которые обеспечивают индивидуальную обратную связь для каждого ученика. Это подчеркивает важность персонализированного подхода в образовательных технологиях, который может значительно повысить качество обучения и удовлетворенность студентов.
Узнайте больше о наших материалах и рекомендациях по теме. Мы предлагаем полезную информацию и советы, которые помогут вам глубже разобраться в вопросе. Наши статьи помогут вам найти ответы на самые актуальные вопросы и расширить ваши знания. Не упустите возможность ознакомиться с интересными публикациями, которые могут быть вам полезны.
- «Выживут сильнейшие». Как российский EdTech справляется с кризисом
- 7 глобальных трендов и рисков развития EdTech-технологий
- Крутые идеи: подборка интересных иностранных EdTech-проектов
Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO
Вы научитесь запускать прибыльные курсы и вебинары с минимальными вложениями. Поймёте, как вывести в плюс существующие EdTech-проекты и зарабатывать на онлайн-обучении.
Узнать подробнее