Корп обучение #Статьи

20 июня, 2025

Что такое мастермайнд / Skillbox Media

Фактически это одна из форм взаимного обучения (peer-to-peer). Мастермайнды не предполагают привычных ролей преподавателя и учащихся.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

Чем мастермайнд отличается от других групповых форматов

Мастермайнд отличается от других форматов групповой работы и обучения, таких как стратегические сессии, групповое наставничество и мастер-классы, благодаря своим уникальным принципам. Эти ключевые особенности являются основой концепции мастермайнда, и их соблюдение критично для сохранения его сути. Рассмотрим их подробнее.

Принцип 1 заключается в том, что для достижения успеха необходимо четко понимать свои цели и задачи. Это позволяет сосредоточиться на важнейших аспектах и избегать ненужных отвлечений. Осознание своих целей помогает выстраивать стратегию и определять приоритеты, что в свою очередь способствует более эффективному использованию ресурсов и времени. Четко сформулированные цели также служат мотивацией, поддерживая стремление к их достижению. Успех приходит к тем, кто знает, куда движется, и принимает обоснованные решения на каждом этапе своего пути.

По мнению Анастасии Руденко, профессионального модератора мастермайндов, бизнес-тренера, коуча и сооснователя школы и сообщества Mastermind Groups, равенство участников является ключевым аспектом формата мастермайнда. Это равенство позволяет каждому члену группы вносить свой вклад, делиться опытом и получать ценную обратную связь. Важно, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и уверенно, что способствует более глубокому взаимодействию и эффективному решению задач. Мастермайнд как формат основан на взаимной поддержке, где каждый участник играет важную роль в развитии других, что делает такие встречи не только полезными, но и вдохновляющими.

Фото: Austin Distel / Unsplash

Мастермайнд отличается от других форм группового обучения, таких как групповое наставничество, мастер-классы и воркшопы. В этих традиционных форматах четко определены роли: обучающиеся и обучающие, такие как эксперты, преподаватели и наставники. В отличие от них, мастермайнд использует подход peer-to-peer, где участники равны и обмениваются знаниями и опытом, что способствует более глубокому обучению и развитию. Этот формат создает уникальную среду для совместного роста и вдохновения, позволяя каждому участнику вносить свой вклад в общую динамику группы.

Конечно, я готов помочь с редактированием текста. Пожалуйста, предоставьте мне текст, который вы хотите изменить.

В мастермайнде отсутствует роль единственного эксперта, который передает знания остальным участникам. Каждый из участников обладает уникальным опытом и знаниями, которые они делятся с другими. Таким образом, в процессе взаимодействия происходит взаимное обучение и обмен опытом. Этот формат способствует развитию навыков и углублению понимания различных тем, создавая атмосферу сотрудничества и поддержки.

В мастермайнд-группе обязательно должен быть модератор. Его задача — организовать процесс, контролировать соблюдение правил и фасилитировать взаимодействие участников. При этом модератор не выступает в роли эксперта, а сосредотачивается на создании продуктивной атмосферы для обсуждений и обмена идеями. Это позволяет участникам более эффективно делиться опытом и получать поддержку друг от друга.

Для обеспечения принципа равенства участники мастермайнд-группы подбираются по определённым критериям, таким как схожие цели, опыт и сфера деятельности. Например, в группе начинающих предпринимателей все участники находятся на одном этапе развития бизнеса, но представляют различные отрасли. Это позволяет каждому участнику делиться уникальным опытом, что обогащает обсуждение и способствует более глубокому анализу различных подходов и решений. Такой формат взаимодействия обеспечивает взаимную поддержку и стимулирует рост каждого члена группы, создавая атмосферу доверия и сотрудничества.

Принцип 2 подразумевает важность последовательности и логики в действиях. Это основа, на которой строится эффективное выполнение задач и достижение поставленных целей. Следование этому принципу позволяет организовать рабочие процессы, минимизировать ошибки и значительно повысить продуктивность. Кроме того, применение данного принципа способствует улучшению взаимодействия внутри команды, так как каждый участник понимает свои обязанности и последовательность действий. Важно помнить, что четкая структура и ясные этапы работы — залог успеха в любом проекте.

Данный принцип тесно связан с предыдущим и акцентирует внимание на том, что в рамках мастермайнда участники не получают готовые алгоритмы или инструкции по действию. Основная цель — это обмен опытом: «Я решил эту задачу вот так». Как отмечает Анастасия Руденко, ценность такого подхода заключается в том, что участники получают широкую перспективу, видя различные способы, которыми другие подходят к решению аналогичных проблем или достижению целей. В этом процессе никто не принимает решения за участника; каждый самостоятельно выбирает из представленного опыта то, что может быть полезно в его конкретной ситуации. Таким образом, мастермайнд способствует развитию индивидуального подхода и критического мышления, позволяя каждому находить уникальные решения в зависимости от своих обстоятельств.

Педагог и методолог онлайн-курсов Елена Куклина в ходе вебинара «Мастермайнд-группы как инструмент повышения эффективности онлайн-обучения» подчеркнула, что обмен опытом в таких группах способствует снижению внутреннего сопротивления и напряжения, часто возникающего в процессе традиционного обучения. Это особенно важно для взрослых обучающихся, обладающих значительным жизненным и профессиональным опытом, так как попытки изменить их привычные подходы к обучению могут вызывать негативные эмоции. Мастермайнд-группы помогают создать более комфортную атмосферу для обучения, способствуя лучшему усвоению материала и повышению общей эффективности образовательного процесса.

Оптимизация текста для SEO — важный аспект веб-контента. Читатели ищут информацию, и ваша задача — предоставить им качественный, информативный и релевантный материал. Используйте ключевые слова, связанные с темой, чтобы повысить видимость в поисковых системах. Убедитесь, что текст структурирован, логичен и легко читаем. Добавьте внутренние ссылки на другие страницы вашего сайта, чтобы улучшить навигацию и удержание пользователей. Не забывайте об уникальности контента, ведь это также влияет на его ранжирование. Пишите для людей, но учитывайте и требования поисковых систем. Такой подход поможет вам привлечь больше посетителей и повысить интерес к вашему ресурсу.

Взрослые, обучающиеся в различных сферах, часто сталкиваются с множеством страхов, которые могут препятствовать их обучению и развитию. Эти страхи могут включать страх неудачи, страх быть осмеянным, страх перед новыми знаниями и незнакомыми технологиями. Педагогические дизайнеры должны учитывать эти аспекты, создавая обучающие программы и материалы.

Для преодоления этих страхов важно создать поддерживающую атмосферу, где обучающиеся смогут чувствовать себя комфортно и уверенно. Использование интерактивных методов обучения, таких как групповая работа и ролевые игры, может помочь снизить уровень тревожности. Также стоит акцентировать внимание на том, что ошибки — это часть процесса обучения, и они могут привести к значительному развитию.

Регулярная обратная связь играет ключевую роль в этом процессе. Педагогические дизайнеры могут внедрить механизмы, позволяющие участникам получать конструктивные комментарии о своих успехах и недостатках, что поможет им лучше справляться с внутренними страхами. Кроме того, важно предоставить ресурсы для саморазвития, такие как онлайн-курсы и обучающие видео, чтобы обучающиеся могли работать в своем темпе и чувствовать себя более уверенно.

Таким образом, понимание страхов взрослых обучающихся и разработка стратегий для их преодоления помогут педагогическим дизайнерам создать эффективные и поддерживающие обучающие среды.

Принцип 3 заключается в том, что для достижения максимальной эффективности необходимо учитывать все аспекты процесса. Это включает в себя как стратегическое планирование, так и оперативное управление. Важно понимать, что каждый элемент системы влияет на общий результат. Применение этого принципа позволяет оптимизировать ресурсы и повысить продуктивность. Эффективное взаимодействие всех компонентов способствует созданию более устойчивой и конкурентоспособной структуры. Таким образом, следуя этому принципу, можно добиться значительных успехов в реализации поставленных целей.

Мастермайнд предлагает участникам возможность взаимодействовать в защищенной и поддерживающей среде, где отсутствуют осуждение, оценки и критика. В таком формате участники могут открыто делиться как своими достижениями, так и сложностями, не боясь негативной реакции. Это создает атмосферу доверия, способствующую обмену опытом и идеями, что является ключевым аспектом успешного мастермайнда. Участие в такой группе помогает развивать личные и профессиональные навыки, расширять сеть контактов и находить новые решения для различных задач.

Анастасия делится своим опытом, подчеркивая важность поддержки в процессе достижения целей. Она говорит о том, что участники могут открыто делиться своими трудностями, не опасаясь осуждения. Вместо этого они получают поддержку и совместно ищут решения. Уникальная ценность такой среды заключается в том, что участники наблюдают за тем, как другие люди сталкиваются с проблемами на пути к своим целям, испытывают неудачи, переживают разочарования и апатию, но при этом вновь находят в себе силы для действий. Это создает атмосферу, в которой участники не сдаются и продолжают преодолевать трудности на пути к своим целям.

В мастермайнд-группе каждый участник имеет уникальный запрос и стремится к своей личной цели, что отличает ее от стратегических сессий или мозговых штурмов, где внимание сосредоточено на одном общем вопросе. Этот формат позволяет каждому участнику получать индивидуальную поддержку и обмениваться опытом, что способствует более глубокому пониманию собственных целей и путей их достижения. Мастермайнд-сессии создают пространство для взаимной поддержки и вдохновения, что делает их эффективным инструментом для личностного и профессионального роста.

Принцип 4 в контексте управления проектами или бизнеса играет ключевую роль в достижении успеха. Этот принцип подразумевает необходимость четкой организации процессов и соблюдения стандартов, что способствует улучшению качества работы и снижению рисков. Эффективное применение данного принципа позволяет командам лучше координировать свои действия, а также оптимизировать ресурсы и время, затрачиваемое на выполнение задач. Установление ясных целей и регулярный мониторинг их выполнения помогут повысить производительность и достичь желаемых результатов. Таким образом, следуя этому принципу, организации могут значительно увеличить свою конкурентоспособность на рынке.

Участник мастермайнда не может ограничиваться пассивным слушанием. Важным аспектом является активное участие в обсуждениях и работе группы. Оптимально, когда каждый член команды вносит равнозначный вклад, что позволяет всем получить сопоставимую пользу от совместной работы.

Анастасия Руденко отмечает, что принцип активности в мастермайнд-группах заключается не только в том, что участники выносят свои запросы на обсуждение и рассматривают запросы других членов группы. Важной составляющей является трекинг действий, направленных на решение проблем или достижение целей. Модератор выделяет каждому участнику несколько минут во время сессии, чтобы они могли поделиться предпринятыми шагами, промежуточными результатами и трудностями, с которыми столкнулись. Это создает атмосферу поддержки и взаимопомощи, способствует более глубокому анализу ситуации и поиску эффективных решений.

Трекинг не подразумевает внешнего оценивания, его основная цель — выявить достижения и недостатки участника. Этот процесс помогает проанализировать причины успехов и неудач, расставить приоритеты и получить необходимую поддержку. Участники также имеют возможность наблюдать за стратегиями других, что способствует обогащению их собственного опыта и развитию навыков.

Читайте также:

Современные подходы в образовании акцентируют внимание на студенте как ключевой фигуре в процессе обучения. Эти методы предполагают активное вовлечение учащихся в образовательный процесс, что способствует развитию их критического мышления, самостоятельности и ответственности за собственное обучение.

Вместо традиционной передачи знаний от преподавателя к студенту, современные практики акцентируют на взаимодействии, сотрудничестве и обмене опытом. Это включает в себя использование технологий, таких как онлайн-курсы и интерактивные платформы, что делает обучение более доступным и гибким.

Проектное обучение и практические задания позволяют студентам применять теоретические знания на практике, что усиливает их понимание материала и делает обучение более эффективным. Таким образом, современные образовательные подходы формируют активного и самостоятельного ученика, способного принимать решения и адаптироваться к изменяющимся условиям.

В результате, студенты становятся не просто получателями знаний, а участниками процесса, что значительно повышает качество образования и его соответствие современным требованиям.

Как проходит классический мастермайнд

Анастасия Руденко подчеркивает, что мастермайнд является универсальным форматом, который можно адаптировать под различные цели и задачи. Этот подход позволяет эффективно использовать взаимодействие участников для достижения конкретных результатов.

Ключевыми аспектами при организации мастермайнда являются принципы формирования группы и цели, которые участники стремятся достичь. Важно определить, что именно объединяет участников: это могут быть начинающие предприниматели, желающие развивать свой бизнес, или мамы в отпуске по уходу за ребёнком, планирующие возвращение в профессиональную сферу. Мастермайнд также может быть организован внутри компании или сообщества, например, для повышения квалификации руководителей или поддержки выпускников конкретного онлайн-курса. Четкое понимание целевой аудитории и целей группы поможет создать эффективную атмосферу для обмена знаниями и опытом, что, в свою очередь, приведет к успешному развитию каждого участника.

Специфика мастермайнд-группы определяет ключевые параметры, такие как длительность работы, частота и продолжительность встреч, а также их сценарий. Например, группа может встречаться каждые две недели на протяжении трёх месяцев, проводя встречи по два часа. Этот график обсуждается организатором с участниками на этапе формирования группы. По словам Анастасии Руденко, по истечении установленного срока участники иногда выражают желание продолжить встречи, возможно, изменив их регулярность. В некоторых случаях мастермайнд-группы становятся бессрочными, что позволяет им существовать годами, пока формат взаимодействия остаётся актуальным и полезным для всех участников.

Численность участников в мастермайнд-группе варьируется и может значительно влиять на эффективность встреч. Традиционно классический мастермайнд включает 5-6 человек, что позволяет каждому участнику активно участвовать в обсуждениях и обмене идеями. Однако, как подчеркивает эксперт Анастасия, формат можно адаптировать в зависимости от целей и потребностей группы. Это может быть группа из 10 участников, а в некоторых случаях и до 50 человек, что расширяет возможности для совместного обучения и обмена опытом. Гибкость в формировании состава группы делает мастермайнд доступным для различных форматов и целей.

Структура отдельной встречи может варьироваться в зависимости от особенностей группы. Тем не менее, обычно выделяют три основных блока, которые присутствуют в каждой встрече. Эти блоки обеспечивают эффективное взаимодействие и помогают достичь поставленных целей.

  • Ретроспектива (по 2–3 минуты на человека). На этом этапе участники делятся тем, что произошло с момента предыдущей встречи, рассказывают об успехах и неудачах, о своих выводах.
  • Работа над запросами участников (по 20–30 минут на человека). Это основной блок, предназначенный для обсуждения текущих вызовов и вопросов: «Я сделал вот это и столкнулся вот с тем-то. Как вы поступали в таких случаях?» Как раз на этом этапе участники обмениваются опытом, делятся возможными решениями и предлагают взгляд со стороны.
  • Подведение итогов и планирование (по 2 минуты на человека). К концу встречи участники поочерёдно определяют, что из полученного во время обсуждения они применят на практике, какие шаги предпримут до следующей мастермайнд-сессии.

Какую роль в мастермайнде играет модератор

В мастермайнд-группе необходим модератор, чьи обязанности можно разделить на две основные категории. Первая категория включает в себя организацию и ведение обсуждений, что позволяет участникам сосредоточиться на своих целях и задачах. Модератор следит за тем, чтобы каждый имел возможность высказаться и чтобы обсуждение шло в конструктивном русле. Вторая категория функций связана с поддержкой атмосферы доверия и сотрудничества в группе. Модератор создает безопасное пространство, где участники могут открыто делиться своими идеями и получать обратную связь. Эффективный модератор способствует развитию группы, обеспечивая продуктивное взаимодействие и достижение поставленных целей.

  • Организаторские — продумать принципы и цели сбора группы, отобрать участников (это отдельная очень важная задача), выбрать место и время для встреч, договориться с участниками о правилах. В общем, сделать так, чтобы группа регулярно встречалась и не распалась раньше срока.
  • Фасилитационные — управлять взаимодействием в группе. Следить за тем, чтобы во время встреч соблюдались принципы мастермайнда — чтобы среда оставалась безопасной и безоценочной, чтобы все принимали активное участие. Контролировать тайминг сессий, направлять и фокусировать обсуждение, чтобы оно не превращалось в хаос, фиксировать главные идеи.
Фото: Monkey Business Images / Shutterstock

Главная задача модератора мастермайнда заключается в том, чтобы обеспечить участникам устойчивый прогресс к их целям в комфортной и безопасной атмосфере. Ключевые навыки, которыми должен владеть модератор, включают не только организационные способности, но и активное слушание. Участникам часто необходима поддержка в «распаковке» и структурировании их опыта или в формировании корректных запросов на встречи, поскольку от качества этих запросов зависит общая эффективность мастермайнда. Важным аспектом работы модератора является умение в целеполагании и планировании, что позволяет ему помогать участникам не только ставить цели, но и разбивать их на промежуточные задачи с конкретными шагами. Кроме того, модератор должен быть способен управлять групповой динамикой и предотвращать потенциальные кризисы, так как иначе группа может прекратить свое существование после нескольких первых встреч. Эффективный модератор мастермайнда создает пространство для роста, где участники могут делиться опытом и достигать своих целей вместе.

Узнайте больше о нашей теме. Мы предлагаем качественный контент, который будет полезен для вашего понимания. Наши материалы охватывают различные аспекты, позволяя вам глубже погрузиться в предмет. Следите за нашими обновлениями, чтобы не пропустить важную информацию и советы, которые могут помочь вам в вашей деятельности. Будьте в курсе последних тенденций и получайте полезные рекомендации.

Организация группового обучения требует тщательного подхода для достижения максимальной эффективности. Вот шесть советов, которые помогут вам успешно спланировать и провести такое обучение.

Во-первых, определите цели обучения. Четко сформулированные цели помогут участникам понять, что они должны достичь в процессе занятия.

Во-вторых, выберите подходящий формат обучения. Это может быть как оффлайн, так и онлайн-формат, в зависимости от предпочтений участников и доступных ресурсов.

В-третьих, создайте интерактивную среду. Включение групповых заданий, обсуждений и ролевых игр значительно повысит вовлеченность участников и улучшит усвоение материала.

В-четвертых, учитывайте уровень знаний участников. Разнообразие в опыте и навыках участников требует адаптации содержания курса для обеспечения максимальной пользы для всех.

В-пятых, обеспечьте обратную связь. Регулярное получение отзывов от участников поможет вам корректировать процесс обучения и учитывать их потребности.

В-шестых, не забывайте о мотивации. Создание положительной атмосферы и признание успехов участников вдохновит их на активное участие в обучении.

Следуя этим советам, вы сможете организовать эффективное групповое обучение, которое будет полезно и интересно для всех участников.

Как применять мастермайнд в обучении

Анастасия Руденко утверждает, что мастермайнд можно применять в различных контекстах, но для этого необходимо соблюдать четыре ключевых принципа. Внедрение мастермайнда в традиционное обучение может быть сложным из-за существующей вертикальной иерархии между преподавателем и учащимися. Это приводит к односторонней передаче знаний, что противоречит идее взаимного обмена опытом, характерного для мастермайнда. Таким образом, для успешного использования данного подхода в образовательном процессе необходимо пересмотреть традиционные методы и создать условия для равного участия всех участников.

Анастасия считает, что мастермайнд может быть эффективным инструментом поддержки учащихся после завершения обучения. Этот формат позволяет не только обмениваться знаниями и опытом, но и способствует созданию кадрового резерва в компании. Учебные группы, основанные на принципах мастермайнда, помогают участникам развивать свои навыки, устанавливать полезные контакты и решать актуальные профессиональные задачи. Таким образом, мастермайнд становится важным элементом в процессе обучения и развития сотрудников, обеспечивая их уверенность и готовность к новым вызовам в карьере.

Лидерские программы для будущих руководителей предоставляют уникальные возможности для обучения и развития управленческих навыков. Участники проходят подготовку, после чего становятся частью кадрового резерва. Однако для более эффективного развития им не хватает постоянной поддержки и возможности обмена опытом. В этом контексте внедрение мастермайнд-групп становится особенно актуальным. Объединяя участников лидерской программы, мастермайнд позволяет обсуждать реальные ситуации из практики, делиться успешными подходами и находить решения общих проблем. Это взаимодействие не только способствует росту управленческих компетенций, но и удовлетворяет потребность начинающих руководителей в общении с коллегами на равных. Мастермайнд становится ценным инструментом для создания сети поддержки и развития в профессиональной среде.

Мастермайнды могут быть полезными для выпускников онлайн-курсов, предоставляя им платформу для взаимодействия и обмена опытом. Эти группы единомышленников помогают выпускникам делать первые шаги в новой профессии, а также активно применять полученные знания на практике. Участие в мастермайндах способствует развитию профессиональных навыков, созданию полезных контактов и получению обратной связи, что значительно повышает шансы на успешное трудоустройство.

Мастермайнды могут быть эффективно интегрированы в образовательный процесс, а не только использоваться как дополнительный формат после обучения. Доценты кафедры информационных технологий и физико-математического образования НТГСПИ, Надежда Бужинская и Елена Васева, предлагают внедрить мастермайнды в структуру онлайн-обучения вузов. По их мнению, такая неформальная групповая работа способствует лучшему пониманию и запоминанию учебного материала, так как студенты могут объяснять друг другу сложные темы простыми словами. Мастермайнды также мотивируют студентов достигать образовательных целей. В рамках этих встреч студенты могут прорабатывать трудные темы, решать домашние задания, проводить анализ кейсов и обмениваться опытом. Внедрение мастермайндов в образовательный процесс может значительно повысить качество обучения и вовлеченность студентов.

Фото: Alfa Photostudio / Shutterstock

Для формирования комфортной атмосферы для студенческих мастермайндов необходимо учитывать несколько ключевых факторов. Во-первых, важно создать доверительную обстановку, где каждый участник сможет свободно выражать свои мысли и идеи. Во-вторых, следует обеспечить регулярность встреч, что поможет укрепить связи между участниками и углубить обсуждения. Кроме того, важно разнообразить форматы мероприятий, чтобы поддерживать интерес и вовлеченность студентов. Наконец, необходимо поощрять активное участие всех членов группы, что позволит каждому внести свой вклад и обогатить общий опыт. Соблюдение этих условий поможет создать эффективную и продуктивную среду для обучения и обмена идеями в рамках студенческих мастермайндов.

  • Ограничить роль преподавателя. На первых встречах преподавателю, конечно, понадобится собрать студентов, объяснить им назначение группы, познакомить с принципами и правилами мастермайнда. Однако с течением времени преподавателю будет целесообразно передать роль модератора кому-то из студентов, а самому занять позицию наблюдателя или вовсе отказаться от встреч.
  • Планировать расписание встреч, но не содержание отдельной встречи. По мнению Надежды Бужинской и Елены Васевой, «общение в мастермайнд-группе должно быть свободным, без ограничений». А заранее определённые темы отдельных встреч или строгий план их проведения будут создавать для студентов рамки и могут негативно повлиять на их активность. Однако преподаватель может влиять на тему встречи косвенно — например, на предшествующем мастермайнду занятии давать учащимся сложную проблему или кейс, неоднозначный вопрос, подстёгивающий обсуждение.
  • Использовать доступные для всех средства взаимодействия. Важно убедиться, что участие в мастермайнд-группе требует минимальных технических и программных средств — например, использовать для этого общедоступные сервисы Google Meet или Discord. Можно также предложить студентам создать чат, где они смогут общаться между встречами.
  • Поддерживать инициативу. Это условие проистекает из принципов взаимного обмена опытом и активного участия каждого. В студенческой мастермайнд-группе они должны соблюдаться так же, как и в классическом варианте — участники поочерёдно делятся своими идеями и мнениями по теме встречи, рассказывают о трудностях, с которыми столкнулись в процессе обучения, предлагают пути решения обсуждаемой задачи. Также важно, чтобы каждый участник мог предложить ту или иную тему для очередной встречи.
  • Правильно формировать группы. Оптимальное число участников, по мнению авторов статьи, — 3–6 человек. В небольших группах студентам будет проще самоорганизовываться и концентрироваться на теме обсуждения. Первоначально группы собирает преподаватель, ориентируясь на интересы студентов — например, с помощью анкетирования.
  • Целесообразно оценивать результаты. В перспективе мастермайнд-группа студентов переходит на самоуправление, да и сам формат не подразумевает оценивания. Однако преподаватель может оценить эффективность такой групповой работы на лекционных и семинарских занятиях — например, с помощью тестов, опросов, практических заданий.

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее