EdTech в России: каково положение дел и что с перспективами развития / Skillbox Media
Представители EdTech-компаний обсудили на ММСО, что происходит с рынком онлайн-образования.
Содержание:
- «Сидим, ждём, присматриваемся»: что происходит с EdTech‑рынком в России
- Для чего люди идут учиться и при чём здесь формирование сообщества
- Какое качество обучения студенты ожидают от EdTech и как его измерять
- «Это такой „святой Грааль“»: какие задачи и «боли» EdTech требуют решения прежде всего
- Какая стратегия эффективнее: конкуренция или кооперация?
Научитесь: Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO
Узнать больше«Сидим, ждём, присматриваемся»: что происходит с EdTech‑рынком в России
Модератор Наталья Журавлёва, занимающая должность директора дивизиона «Цифровые платформы образования» компании «Сбер», предложила обсудить текущее состояние рынка онлайн-образования. Важным аспектом является понимание тенденций, изменений и вызовов, с которыми сталкиваются образовательные платформы и их пользователи. Обсуждение позволит выявить ключевые направления развития и оптимизации онлайн-образования в условиях современного цифрового ландшафта.
Наталья Царевская-Дякина, генеральный директор EdTech-акселератора ED2 и директор направления EdTech фонда «Сколково», представила обширный анализ текущей ситуации в сфере образовательных технологий. Она акцентировала внимание на ключевых тенденциях и вызовах, с которыми сталкивается отрасль, а также на возможностях для дальнейшего развития и внедрения инноваций в образовательный процесс.
По словам аналитиков агентства Smart Ranking, в 2021 году наблюдались рекордные показатели в сфере EdTech в России. Выручка ста крупнейших российских компаний в области образовательных технологий достигла 73 миллиардов рублей, что на 70% больше по сравнению с 2020 годом. Общий объём рынка образовательных технологий в стране эксперты оценивают в 83 миллиарда рублей.
Темп роста EdTech-рынка замедлился. Царевская-Дякина отметила, что это связано с окончанием острого этапа пандемии, когда офлайн-образование вновь стало актуальным. Однако спрос на традиционное обучение не достиг уровней, наблюдавшихся до COVID-19.
Согласно информации, озвученной Натальей, наиболее прибыльной нишей в сфере EdTech является взрослое дополнительное образование. Ведущие компании, работающие в этой области, включают Skillbox, Skyeng и «Яндекс.Практикум». Эти организации предлагают широкий спектр курсов и программ, которые помогают взрослым получать новые навыки и повышать свою квалификацию, что делает их ключевыми игроками на рынке образовательных технологий.
Обсуждая ключевые тенденции онлайн-образования в 2021 году, эксперт выделила несколько важных аспектов. Во-первых, наблюдается рост популярности гибридных форматов обучения, которые сочетают как онлайн, так и офлайн элементы. Во-вторых, акцент на персонализированное обучение становится все более заметным, позволяя студентам адаптировать свой образовательный процесс под индивидуальные потребности и темп. В-третьих, увеличивается использование технологий искусственного интеллекта и машинного обучения для повышения эффективности образовательных платформ. Также важным направлением является развитие навыков цифровой грамотности и критического мышления, что становится необходимым в условиях быстро меняющегося мира. Наконец, внимание уделяется созданию сообществ для поддержки студентов, что помогает им не только в учебе, но и в социальной адаптации. Эти тенденции формируют будущее онлайн-образования, делая его более доступным и эффективным.
- Спрос на IT-профессии и другие новые специальности, который не могут оперативно удовлетворить вузы и учреждения СПО. Так, по словам Натальи, Skillbox и «Нетология» совокупно выпускают за год больше IT-специалистов, чем учреждения формального СПО.
- Выход на международные рынки. Аналитики отметили, что российские EdTech-компании инвестировали в зарубежные проекты, и наоборот.
- Усиление связи обучения с трудоустройством. Современным студентам нужны не просто знания и навыки, а достижение конкретных целей, в том числе карьерных.
- Снижение количества новых проектов в школьном образовании. По словам Натальи, «количество стартапов, которые пытаются предлагать инновационные технические образовательные продукты, ориентированные на школы, практически сошло на нет». Как отмечает спикер, на это повлияло усиление регуляции этой сферы со стороны государства. В том числе — верификация Министерством просвещения электронных образовательных ресурсов, используемых в школе.
Наталья отметила, что отсутствие нормативно-правовой определённости в отношениях между государством и EdTech-проектами является не барьером, а фактом, с которым нужно считаться. В результате этого дипломы, выданные частными организациями дополнительного профессионального образования, часто не признаются работодателями. Это подчеркивает необходимость разработки четких правил и стандартов, которые позволят интегрировать EdTech в образовательную систему и повысить ценность получаемых дипломов для трудоустройства.
С конца февраля текущего года ситуация в сфере EdTech претерпела значительные изменения. Спикер отметил, что делать однозначные выводы на данный момент преждевременно. Тем не менее, уже доступны результаты опросов, проведенных среди представителей EdTech-компаний. Эти данные могут помочь лучше понять текущие тренды и тенденции в образовательных технологиях.
Мы провели несколько опросов, которые позволили получить усреднённые данные за два месяца. Несмотря на сложности в анализе статистики за такой короткий срок, результаты показали значительное падение: более 50% участников отметили снижение трафика из соцсетей, а более 40% — уменьшение количества регистраций. В настоящее время большинство игроков на рынке сообщают о том, что продажи в основном происходят за счёт повторных клиентов, что указывает на отсутствие новых потенциальных покупателей. Предыдущие каналы привлечения клиентов стали недоступны, а альтернативные методы, такие как реклама на телевидении, слишком затратны для нашего сегмента. В обсуждениях в нашем чате мы провели опрос и выяснили, что 80% участников отвечают: «Сидим, ждём, присматриваемся». Это подчеркивает неопределенность и необходимость поиска новых стратегий для привлечения клиентов в текущих условиях.
Царевская-Дякина отметила, что наиболее значительное снижение наблюдается в секторе IT-профессий, который ранее обеспечивал стабильный рост крупнейших EdTech-компаний. Эксперт связывает снижение спроса с уменьшением доступности кредитов и рассрочек, сокращением горизонта планирования и падением покупательской способности россиян. Наталья подчеркнула, что это стало новой реальностью, с которой компании на EdTech-рынке будут вынуждены справляться, предлагая инновационные продукты для адаптации к изменяющимся условиям.
Чтение является одной из наиболее важных навыков, которые мы развиваем с раннего возраста. Оно не только помогает нам получать информацию, но и развивает наше воображение, критическое мышление и способность анализировать. В современном мире, где информация доступна на каждом шагу, умение правильно выбирать и анализировать источники становится особенно актуальным. Регулярное чтение книг, статей и других материалов способствует расширению кругозора и улучшает уровень грамотности. Важно выбирать разнообразные жанры и темы, чтобы обогащать собственный опыт и знания. Чтение также помогает формировать собственное мнение и делать осознанный выбор в различных ситуациях. Развивайте привычку к чтению, и это станет залогом вашего личного и профессионального роста.
В первом квартале 2022 года российский сектор EdTech продемонстрировал значительный рост доходов. Аналитические данные показывают, что компании в этой области увеличили свои финансовые показатели по сравнению с предыдущими периодами. Этот рост свидетельствует о растущем интересе к образовательным технологиям в России и об их важности в современном образовательном процессе. Инвесторы и предприниматели активно обращают внимание на перспективы, которые предоставляет рынок EdTech, что может способствовать дальнейшему развитию и внедрению инновационных решений в образовательной сфере.
Согласно информации от Натальи, сфера подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, а также онлайн-репетиторство практически не пострадали. Это обусловлено тем, что родители не склонны экономить на образовании своих детей, и подготовка к поступлению в вузы остается важной задачей. Также наблюдается небольшой рост интереса к изучению иностранных языков, а востребованность курсов, связанных с психологией и эмоциональным состоянием, увеличилась. Эти тенденции указывают на стабильный спрос в сфере образования, что открывает новые возможности для репетиторов и образовательных учреждений.
К концу года ожидается снижение всего рынка на 40%. Тем не менее, сегмент цифровых профессий и смежных специальностей, востребованных в российской экономике, имеет все шансы на восстановление. По мнению экспертов, среди ключевых точек роста можно выделить импортозамещение, корпоративное обучение и новые форматы образовательных программ, такие как короткие курсы и модульное обучение. Психологический аспект также играет важную роль: в условиях неопределенности люди ищут опору, и образование, а также саморазвитие могут стать для них таким опорным пунктом. Однако, как подчеркивает эксперт, в текущих условиях потребуется активная конкуренция за студентов, что предполагает акцент на высокое качество образовательных продуктов.
Читать также:
Суровый российский lifelong learning: причины и барьеры в обучении взрослых россиян
В последние годы концепция lifelong learning, или непрерывного образования, становится все более актуальной в России. Многие взрослые россияне понимают важность постоянного обучения для профессионального и личного роста. Однако, несмотря на осознание этой необходимости, некоторые из них продолжают избегать учебного процесса.
Одной из ключевых причин, почему взрослые россияне стремятся учиться, является желание повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. Быстрые изменения в технологиях и требованиях профессий требуют от специалистов постоянного обновления знаний и навыков. Обучение помогает не только адаптироваться к новым условиям, но и открывает двери к карьерному росту.
С другой стороны, многие взрослые сталкиваются с различными барьерами, которые мешают им учиться. Это могут быть финансовые затруднения, нехватка времени из-за работы и семейных обязанностей, а также недостаточная мотивация. Некоторые россияне также испытывают страх перед новыми технологиями или сомневаются в своих способностях к обучению.
Для успешного внедрения концепции lifelong learning в российское общество необходимо создавать доступные и привлекательные образовательные программы, которые учитывали бы потребности и возможности взрослых. Важно не только предложить качественное образование, но и мотивировать людей на его получение, показывая реальные примеры успешных изменений в жизни благодаря обучению.
Таким образом, несмотря на существующие сложности, необходимость постоянного образования среди взрослых россиян остается актуальной. Поддержка и создание условий для непрерывного обучения могут стать ключевыми факторами в развитии профессионального потенциала и социальной активности населения.
Для чего люди идут учиться и при чём здесь формирование сообщества
Наталья Журавлёва отмечает, что представителей EdTech-индустрии тревожит возможное снижение интереса к обучению и уменьшение ресурсов у желающих учиться. В таких условиях важность ощутимого результата, который выпускники могут получить, вкладывая свое время и деньги, возрастает. Студенты ожидают от обучения практической ценности и актуальных знаний, которые помогут им в профессиональном развитии. В ответ на эти вызовы отечественный EdTech должен предложить современные и эффективные образовательные решения, соответствующие требованиям рынка труда и потребностям студентов.
Александр Федяков, директор «Школы 21», обучающей взрослых IT-профессиям, отметил, что в настоящее время EdTech-компаниям необходимо активно конкурировать за внимание обучающихся, включая соперничество с развлекательной индустрией. Он подчеркнул, что «Школа 21» предлагает четкие результаты обучения, обеспечивая старт и развитие карьеры в IT-сфере. Это стало значительным преимуществом учебного заведения, поскольку акцент на карьерные перспективы привлекает студентов, стремящихся к профессиональному росту и успешной реализации в быстроразвивающемся мире технологий.
Мы уверенно занимаем свою нишу на рынке благодаря ясной ценности, которую предлагаем: качественная стажировка и высокая вероятность трудоустройства для участников в конкурентной отрасли. Однако рынок насыщен, и для успешной конкуренции необходимо постоянно внедрять новые подходы и улучшения, чтобы выделяться среди соперников.
Александр предложил еще три рецепта для повышения конкурентоспособности. Эти методы помогут компаниям выделиться на фоне конкурентов и укрепить свои позиции на рынке. Использование эффективных стратегий, адаптация к меняющимся условиям и внедрение инновационных решений становятся ключевыми факторами успеха в современном бизнесе. Каждая из этих рекомендаций ориентирована на создание устойчивого преимущества, что позволяет компаниям не только выживать, но и процветать в условиях жесткой конкуренции.
- Персонификация. По словам спикера, и в смешанных, и в онлайн-форматах студентам часто приходится подстраиваться под время занятий. Хорошо, если участники могут сами выстраивать индивидуальный график и выбирать проекты, а оборудованные кампусы для занятий открыты в режиме 24/7, как в «Школе 21».
- Развитие гибких навыков. Тут помогает формирование команд из учащихся и обязательная коммуникация между студентами. Например, когда они оценивают работы друг друга. Взаимодействие неплохо стимулирует геймификация — баллы и внутренняя валюта, достижения и уровни.
- Обучение на практике. По словам Александра, когда студенты учатся на конкретных проектах, это и фокусирует их, и позволяет им получать больше удовольствия от решения задач и достижения результатов.
Читайте также:
Технарям необходимы гуманитарные навыки: шесть ключевых трендов в IT-образовании и EdTech
В современном мире IT-образование претерпевает значительные изменения. Одним из главных трендов стало осознание того, что техническим специалистам нужны гуманитарные навыки для успешной карьеры. Это связано с необходимостью эффективного общения, работы в команде и креативного подхода к решению задач.
В EdTech наблюдается рост популярности программ, которые объединяют технические знания и гуманитарные дисциплины. Это позволяет студентам развивать критическое мышление, эмоциональный интеллект и навыки межличностного общения, что делает их более конкурентоспособными на рынке труда.
Другим важным трендом является интеграция практических проектов в учебные программы. Такой подход помогает студентам на практике применять полученные знания и развивать навыки, необходимые для решения реальных задач. Это также способствует повышению мотивации и вовлеченности учеников в процесс обучения.
Кроме того, акцент на непрерывное обучение становится все более актуальным. Специалисты должны адаптироваться к быстро меняющимся технологиям и трендам, что требует постоянного обновления знаний. EdTech-платформы предлагают гибкие форматы обучения, позволяя пользователям осваивать новые навыки в удобном для них темпе.
Также стоит отметить растущий интерес к междисциплинарным подходам. Сочетание знаний из различных областей, таких как искусственный интеллект, дизайн и бизнес, помогает создавать инновационные решения и развивать новые идеи.
Наконец, внимание к разнообразию и инклюзивности в образовательных программах становится важным аспектом. Создание равных возможностей для всех студентов, независимо от их происхождения или уровня подготовки, способствует более богатому обмену идеями и улучшает общую атмосферу в учебном процессе.
Таким образом, развитие гуманитарных навыков, практических знаний и междисциплинарного подхода в IT-образовании становится необходимым для подготовки специалистов, способных успешно справляться с вызовами современного мира.
На примере «Школы 21» проявляется важная тенденция в обучении IT-профессиям: значительная часть студентов приходит без предварительного опыта в программировании. Это подтверждают все участники рынка. Возраст учащихся варьируется от подростков до пожилых людей, что требует особого подхода к разработке учебной программы. Учитывая эти аспекты, программы обучения должны быть адаптированы для разных уровней подготовки и возрастных категорий, чтобы обеспечить максимальную эффективность и доступность образования в сфере информационных технологий.
Наталья Климчук, руководитель школы дизайна BBE (Bang Bang Education), подчеркнула значимость формирования сообщества и инклюзивности. По её наблюдениям, студенты нередко выбирают школу именно для того, чтобы попасть в окружение единомышленников. Это позволяет им не только раскрыть свой потенциал, но и завести новые знакомства и дружеские связи. Создание такой атмосферы в учебном заведении способствует более глубокому обучению и развитию креативности, что в свою очередь положительно сказывается на качестве образования и карьерных перспективах студентов.
Спикер подчеркивает, что развитие сообщества играет ключевую роль в привлечении новых студентов, функционируя подобно сарафанному радио. Это создает положительный имидж и способствует увеличению интереса к образовательным программам.
Наталья считает, что уникальные ценности онлайн-школы могут стать ее отличительной чертой. В настоящее время многие образовательные проекты используют схожие сообщения на своих сайтах, что затрудняет выделение среди конкурентов. Чтобы привлечь целевую аудиторию, важно акцентировать внимание на своих уникальных предложениях и философии обучения. Это позволит создать более глубокую связь с потенциальными учениками и повысить уровень доверия к образовательному продукту.
Без логотипа трудно понять, в какой школе ты находишься и как её выбрать. Процесс выбора зачастую сводится к цифрам, таким как размер предполагаемой зарплаты. Люди принимают решения, основываясь на этих данных, хотя хотелось бы, чтобы они ориентировались на другие факторы. Важно, чтобы при выборе учебного заведения учитывались не только финансовые аспекты, но и качество образования, репутация школы и возможности для личностного роста.
Наталья обратила внимание на слова философа Жиля Делёза, который утверждает, что в университетах исчезло творчество, и обучение стало лишь адаптацией к требованиям рынка труда. По ее мнению, высшие учебные заведения, готовя специалистов для конкретных профессий, «обслуживают реальность», вместо того чтобы формировать её. Спикер считает важным обсудить эту проблему в контексте EdTech. Она подчеркивает, что образовательные проекты следует строить не на основе профессий, востребованных на рынке, а на тех ценностях, которые компания стремится донести. На этой базе уже возможно формировать необходимые профессии.
Спикер утверждает, что сравнивать образование и развлечение неправильно, поскольку основная цель образования заключается в совершенствовании личности. Это позволяет человеку в дальнейшем вносить положительные изменения в мир. Важно акцентировать внимание на развитии метакогнитивных компетенций у студентов, что подразумевает обучение навыкам саморефлексии и саморегуляции в процессе обучения. Таким образом, акцент на «учить учиться» становится ключевым аспектом для формирования успешных и ответственных граждан.
Наталья Климчук акцентировала внимание на важности инклюзивности и доступности образовательного процесса. В качестве примера из практики BBE она привела историю девушки с нарушением слуха, которая успешно завершила курс по UI/UX. Наталья считает, что для развития инклюзивного подхода необходимо создать атмосферу, в которой люди не будут бояться обучения и получения оценок. Поэтому ей кажется целесообразным пересмотреть существующую балльную и зачётную систему, чтобы сделать обучение более доступным и комфортным для всех.
Какое качество обучения студенты ожидают от EdTech и как его измерять
В обсуждении целей и результатов обучения невозможно игнорировать качество образовательного процесса, что естественно ведет к вопросу о методах его измерения. Качество обучения является ключевым фактором, влияющим на успешность студентов и эффективность образовательных учреждений. Для оценки качества обучения можно использовать различные подходы и инструменты, такие как тестирование, анкетирование, наблюдение и анализ успеваемости. Эти методы помогают определить, насколько эффективно реализуются учебные программы и достигаются поставленные цели, а также выявить области для улучшения. Значимость качественного обучения невозможно переоценить, так как оно является основой для формирования компетенций и навыков, необходимых в современном мире.
Кирилл Прудников, руководитель программ педагогических практик Skillbox, отметил, что с увеличением популярности EdTech-рынка возросли и ожидания пользователей от образовательных продуктов. Одновременно наблюдается растущий интерес к внутренней оценке качества обучения. По мнению Кирилла, активные обсуждения в этой области могут привести к формированию единых стандартов или же к разнообразию стандартов и исследований, что будет способствовать развитию всей индустрии EdTech. Важно, чтобы образовательные платформы учитывали запросы пользователей и стремились к повышению качества обучения, что в конечном итоге приведет к улучшению образовательного опыта.
На сегодняшний день, как отметил Кирилл, выделяются два основных подхода к оценке качества обучения. Первый подход ориентирован на показатель доходимости курса до конца, известный как COR. Если этот показатель близок к 100%, это свидетельствует о высоком качестве курса. Второй подход акцентирует внимание на результате трудоустройства. В этом случае компания гарантирует помощь в трудоустройстве после завершения определённых модулей, и успешное трудоустройство студента служит индикатором качества курса.
Переделайте текст для улучшения его структуры и SEO-оптимизации. Обратите внимание на ключевые слова и фразы, связанные с темой, чтобы повысить видимость в поисковых системах. Убедитесь, что текст остается информативным и актуальным, не добавляя лишней информации.
Чтение является важной частью развития, позволяя расширять кругозор и углублять знания. Исследуйте различные жанры и темы, чтобы найти то, что вам интересно. Это поможет не только улучшить понимание, но и развить критическое мышление. Регулярное чтение способствует укреплению навыков письма и общения, что является неотъемлемой частью личностного и профессионального роста.
Обратите внимание на рекомендации по выбору книг и статей, которые могут быть полезны в вашем обучении и саморазвитии. Читайте также материалы, касающиеся актуальных тенденций и новых исследований в вашей области интересов.
Измерение качества образовательного опыта в EdTech и его значение
Качество образовательного опыта в сфере EdTech играет ключевую роль в эффективности учебного процесса. Важно понимать, как правильно оценивать этот опыт, чтобы обеспечить максимальную пользу для учащихся и преподавателей.
Измерение качества образовательного опыта включает в себя несколько аспектов. Во-первых, необходимо анализировать удовлетворенность пользователей, что позволяет выявить сильные и слабые стороны образовательных платформ. Во-вторых, следует учитывать результаты обучения, включая успеваемость и уровень вовлеченности студентов.
Понимание и оценка качества образовательного опыта в EdTech помогают улучшать курсы, адаптировать их под потребности учащихся и повышать общую эффективность образовательного процесса. Кроме того, это способствует формированию доверия к образовательным технологиям и их внедрению в различные образовательные учреждения.
Таким образом, регулярное измерение и мониторинг качества образовательного опыта в EdTech не только улучшает обучение, но и способствует развитию инновационных решений в сфере образования.
По мнению эксперта, указанные подходы имеют свои недостатки, так как не учитывают возможность изменения целей человека в процессе обучения. Существуют случаи, когда желаемый карьерный путь не является вертикальным, а имеет горизонтальную направленность, когда человек стремится развиваться в рамках своей текущей позиции. Также бывает, что обучающийся заинтересован лишь в изучении определённой темы курса, в то время как остальные аспекты ему не нужны.
Эксперт считает, что важно использовать несколько подходов одновременно. Во-первых, необходимо выяснить цель, с которой человек приходит на обучение, отслеживать изменения этой цели в процессе и спрашивать о ее достижении в конце обучения. В то же время следует учитывать процент завершения курсов и уровень трудоустройства, однако важно понимать, что эти показатели не всегда являются основными для студентов.
Кирилл отметил растущий тренд на продуктовый подход в образовании. Основная идея заключается в том, что студент оказывается в центре образовательного процесса. Аналитики должны внимательно отслеживать его прогресс в курсе и улучшать его опыт, чтобы увеличить лояльность к продукту. Учитывая информацию, представленную Натальей Царевской-Дякиной, о том, что большинство продаж в EdTech в настоящее время являются повторными, данный подход приобретает всё большую актуальность.
Чтение является важной частью нашей жизни. Оно помогает развивать мышление, расширяет кругозор и углубляет знания в различных областях. Регулярное чтение книг, статей и научных материалов способствует улучшению навыков анализа и критического мышления. Это также отличный способ отдохнуть и отвлечься от повседневных забот.
Для максимальной пользы от чтения стоит выбирать разнообразные жанры и темы, что позволит получить более полное представление о мире. Не забывайте о современных источниках информации, таких как блоги и онлайн-курсы, которые могут дополнить ваши знания. Чтение не только обогащает нас, но и формирует нашу личность, делая нас более разносторонними и открытыми к новым идеям.
Важно выделять время для чтения в нашем плотном графике. Создание привычки читать ежедневно поможет улучшить навыки и сохранить интерес к новым знаниям.
Создание учебных программ, ориентированных на ученика, является ключевым аспектом эффективного обучения. Важно учитывать потребности и интересы учащихся, чтобы обеспечить их вовлеченность и успешность. Вот восемь способов, как можно адаптировать учебные программы под учеников.
Первый способ — это проведение предварительных опросов и анкетирования. Это поможет выявить интересы и предпочтения учеников, что позволит создать более персонализированные материалы. Второй способ заключается в использовании вариативных методов обучения. Включение различных форматов, таких как групповые проекты, индивидуальные задания и интерактивные занятия, способствует лучшему усвоению материала.
Третий способ — это интеграция технологий в учебный процесс. Использование онлайн-ресурсов и образовательных платформ может значительно повысить интерес учеников и упростить доступ к информации. Четвертый способ — это создание контента, связанного с реальной жизнью. Учебные темы, которые имеют практическое применение, будут более привлекательными для учеников.
Пятый способ — это регулярная обратная связь. Обсуждение успехов и трудностей учеников позволяет оперативно вносить изменения в программу и поддерживать мотивацию. Шестой способ — это вовлечение учеников в процесс принятия решений. Позволяя им участвовать в выборе тем и форматов занятий, вы повышаете их ответственность и заинтересованность.
Седьмой способ — это применение дифференцированного подхода. Учитывая различные уровни подготовки и стили обучения, можно адаптировать задания и материалы для каждой группы учеников. Восьмой способ — это регулярное обновление учебных программ. Следует учитывать новые тренды и исследования в области образования, чтобы учебный процесс оставался актуальным и эффективным.
Сосредоточившись на этих восьми аспектах, можно создать учебные программы, которые действительно ориентированы на ученика и способствуют их развитию.
Прудников отметил, что в настоящее время не существует универсального набора метрик, которые были бы полезны для оценки каждого проекта. Каждый проект уникален, и его эффективность требует индивидуального подхода к выбору показателей. Для достижения наилучших результатов необходимо учитывать специфику и цели конкретного проекта, что делает выбор метрик важной задачей. Правильное измерение и анализ ключевых показателей помогут в оптимизации процессов и повышении общей результативности.
В настоящее время в образовательной сфере наблюдается тенденция к разработке разнообразных критериев и метрик для оценки качества образовательных продуктов. Компании, включая нас и наших конкурентов, уже не ограничиваются традиционными показателями, такими как удовлетворённость студентов (CSAT) или индекс рекомендаций (NPS). Вместо этого мы формируем уникальные наборы метрик, которые позволяют более глубоко оценивать эффективность курсов.
В Skillbox на текущий момент не существует окончательной системы метрик; она продолжает эволюционировать в ответ на запросы пользователей и изменения на рынке. Это связано с тем, что образовательная сфера является динамичной и требует постоянного обновления подходов. Мы учитываем разнообразные факторы, такие как удовлетворённость пользователей, продуктивность и успеваемость студентов, что позволяет нам адаптироваться к новым тенденциям и повышать качество нашего контента.
Удовлетворённость клиентов, по мнению эксперта Прудникова, оценивается с использованием показателей CSAT и NPS. В компании Skillbox анализируют продуктивность, отслеживая конверсии среди двухнедельных когорт. По словам специалиста, для компании не менее важен переход между модулями, чем общая финальная доходимость, хотя этот показатель также учитывается. Анализ переходов позволяет определить, насколько модуль сложен или прост, что способствует внесению необходимых улучшений в образовательный процесс. Показатели успеваемости включают не только оценки за домашние задания и тесты, но и достижения студентов за пределами образовательной платформы, такие как победы в конкурсах.
Переделайте текст, не отклоняясь от основной темы. Оптимизируйте его для SEO, при этом не добавляйте ничего лишнего. Убедитесь, что текст остается информативным и актуальным. Избегайте использования смайлов и ненужных символов. Не включайте разделы в виде списков. Предоставьте чистый и понятный текст, который будет полезен для читателя.
Оценка качества и эффективности онлайн-курса: 11 ключевых образовательных метрик
При разработке и проведении онлайн-курсов важно использовать качественные метрики для оценки их успеха. Метрики помогают понять, насколько курс соответствует ожиданиям студентов и достигает образовательных целей. Рассмотрим 11 ключевых метрик, которые позволят вам оценить эффективность вашего онлайн-курса.
1. Уровень завершения курса. Эта метрика показывает, сколько студентов успешно завершили курс. Высокий уровень завершения свидетельствует о привлекательности и эффективности курса.
2. Уровень вовлеченности. Измеряется по активности студентов в ходе курса, включая участие в обсуждениях, выполнение заданий и взаимодействие с материалами. Высокая вовлеченность указывает на интерес учащихся.
3. Успеваемость студентов. Анализ оценок и результатов тестирования позволяет определить, насколько хорошо студенты усваивают материал и достигают поставленных целей.
4. Обратная связь от студентов. Опросы и отзывы помогают собрать информацию о восприятии курса, выявить сильные и слабые стороны, а также понять, что нужно улучшить.
5. Время, затраченное на курс. Изучение того, сколько времени студенты тратят на прохождение курса, может помочь в выявлении его сложности и эффективности.
6. Процент выполнения заданий. Это показатель того, насколько активно студенты выполняют практические задания, что является важным элементом учебного процесса.
7. Повторные попытки. Количество повторных попыток выполнения заданий или тестов может указывать на сложность материала или необходимость дополнительной поддержки студентов.
8. Динамика успеваемости. Сравнение результатов разных групп студентов или отдельных учеников на протяжении курса позволяет увидеть прогресс и выявить проблемные области.
9. Уровень удовлетворенности. Измерение удовлетворенности студентов курсом помогает определить, насколько они довольны качеством материалов и процессом обучения.
10. Рейтинг курса. Оценки, выставленные студентами, могут служить индикатором общей привлекательности и качества курса.
11. Долгосрочные результаты. Оценка влияния курса на дальнейшую карьеру или учебу студентов позволяет понять его реальную ценность и эффективность.
Использование этих 11 образовательных метрик поможет вам не только оценить качество вашего онлайн-курса, но и внести необходимые изменения для повышения его эффективности и привлекательности для студентов.
Все решения, касающиеся изменений в образовательном продукте, принимаются с учетом взаимосвязанных показателей, как отметил спикер. Выводы не формируются на основе одного показателя, и тем более не основываются на интуиции или прошлых опытах. Такой подход позволяет обеспечить более глубокий анализ и улучшить качество образовательных услуг.
Наталья Царевская-Дякина отметила, что ключевым показателем для EdTech-индустрии является достижение студентом своих образовательных целей. Она подчеркнула важность первичного тестирования учащихся, которое помогает студентам понять, зачем они идут на обучение. Это также позволяет образовательным компаниям взять на себя ответственность за помощь в достижении этих целей. Такой подход не только повышает мотивацию студентов, но и способствует более эффективному обучению, в результате чего повышается качество образования в целом.
Кирилл Прудников обсудил важный аспект качества образовательного процесса — организацию обучения. Агентство Smart Ranking, основываясь на проведённом исследовании, выделило три группы критериев образовательного продукта, которые существенно влияют на опыт и результаты студентов. Эти критерии помогают улучшить качество обучения и обеспечивают более эффективное усвоение материала.
- Институциональность: диплом установленного образца и возможность получить налоговый вычет, курсы с разными формами взаимодействия, подробная информация о курсах и преподавателях, предоставление кредита или рассрочки, возможность вернуть деньги.
- Учебный процесс: проверка знаний учащегося перед зачислением на курс, техническая поддержка, быстрые ответы консультанта, доступность преподавателя, проверка успеваемости.
- Трудоустройство: связь с работодателями, практикующие преподаватели, профориентация студентов.
Кирилл считает, что данная модель устанавливает новый стандарт для EdTech-компаний, к которому следует стремиться. Она также предоставляет новые критерии для сравнения с конкурентами на рынке.
Чтение является неотъемлемой частью нашей жизни, обогащающей знания и расширяющей кругозор. Оно способствует развитию мышления и улучшению памяти, а также позволяет глубже понять мир вокруг нас. Книги, статьи и другие источники информации предлагают разнообразные взгляды и идеи, которые могут вдохновлять и мотивировать. Люди, которые читают регулярно, как правило, лучше выражают свои мысли и обладают более развитым словарным запасом. Кроме того, чтение помогает снизить уровень стресса и улучшить общее самочувствие. Важно не только выбирать качественные материалы, но и уделять время для погружения в них. Это может быть отличным способом провести время с пользой и наслаждаться новыми открытиями.
EdTech активно развивает методы оценки качества онлайн-курсов. В условиях быстро меняющегося образовательного ландшафта важно находить эффективные подходы для определения уровня учебного контента и его соответствия потребностям обучающихся.
Одним из ключевых аспектов является использование аналитики данных, которая позволяет собирать и анализировать информацию о взаимодействии пользователей с курсами. Это включает в себя изучение результатов тестирования, вовлеченности студентов и их отзывов. На основе этих данных можно выявить сильные и слабые стороны курсов, что способствует их улучшению.
Кроме того, важно учитывать стандарты качества, разработанные отраслевыми ассоциациями. Такие стандарты помогают обеспечить минимальные требования к содержанию и методам преподавания, что в свою очередь повышает доверие к онлайн-образованию.
Также стоит отметить, что обратная связь от студентов играет важную роль в оценке курсов. Платформы EdTech должны активно собирать отзывы и встраивать их в процесс улучшения курсов, что помогает создавать более адаптивное и эффективное образовательное пространство.
Таким образом, современные подходы к оценке качества онлайн-курсов в EdTech основаны на данных, стандартах и обратной связи, что позволяет создавать более качественные и востребованные образовательные продукты.
«Это такой „святой Грааль“»: какие задачи и «боли» EdTech требуют решения прежде всего
Наталья Журавлёва предложила участникам обсудить, какие недостатки существуют на российском рынке EdTech и какие направления могут стать перспективными для развития в ближайшие годы.
Александр Федяков утверждает, что, несмотря на уход крупных игроков с рынка, таких как Coursera, образовательный контент все еще доступен в изобилии. Однако существует проблема с фильтрацией и качественным отбором данного контента. Необходимы эффективные механизмы, позволяющие пользователям находить действительно полезные и качественные материалы. Это особенно важно в условиях растущего объема информации, когда различить ценные ресурсы становится все сложнее. Качественная фильтрация поможет образовательному контенту достичь своей целевой аудитории и обеспечить пользователей актуальными знаниями и навыками.
Люди отличаются друг от друга. У каждого есть свои уникальные качества и предрасположенности: кто-то более склонен к риску, кто-то предпочитает математику, а кто-то — музыку. Эти индивидуальные особенности влияют на то, как каждый воспринимает контент. Разработка эффективной системы подбора и сортировки контента, адаптированной к потребностям каждого пользователя, представляет собой важную задачу. Достижение этой цели можно рассматривать как своего рода «святой Грааль», который поможет решить множество проблем в области взаимодействия с аудиторией и улучшит пользовательский опыт.
Одним из ключевых направлений работы, по мнению Александра, является создание эффективной системы обратной связи. В настоящее время, как отметил спикер, школа получает отзывы от работодателей и студентов, прошедших стажировку, спустя месяцы или даже годы. Оптимизация механизмов обратной связи позволит оперативно реагировать на запросы и улучшать образовательный контент, что повысит качество обучения и удовлетворенность студентов. Внедрение современных технологий для сбора и анализа фидбэка станет важным шагом к совершенствованию образовательного процесса.
Чтение является важной частью нашей жизни. Оно расширяет кругозор, улучшает навыки общения и развивает критическое мышление. Чтение книг, статей и других материалов помогает глубже понять мир и обогатить внутренний мир. Важно выбирать разнообразные источники информации, чтобы получить полное представление о различных темах и событиях.
Исследования показывают, что регулярное чтение способствует улучшению памяти и концентрации. Чтение также является отличным способом расслабиться и снизить уровень стресса. В современном мире, где информация доступна мгновенно, важно научиться правильно выбирать и анализировать прочитанное.
Развивайте свои навыки чтения, выбирая литературу различных жанров и направлений. Это не только поможет вам стать более образованным, но и сделает вашу жизнь более интересной. Не упускайте возможность узнать что-то новое через книги и статьи, которые могут изменить ваше восприятие мира.
Помните, что чтение — это инвестиция в ваше будущее. Начните читать уже сегодня, и вы удивитесь, как это повлияет на вашу жизнь.
Вопрос нехватки российских аналогов образовательных веб-сервисов становится все более актуальным. С учетом растущего спроса на качественное онлайн-образование, разработка отечественных платформ и инструментов для обучения критически важна. Отсутствие местных решений ограничивает доступ к образовательным ресурсам и ставит под угрозу развитие образовательной системы в стране. Создание российских веб-сервисов позволит не только обеспечить доступность образования, но и поддержать локальные инициативы, адаптированные к культурным и языковым особенностям. Необходимость в подобных платформах подчеркивает важность инвестиций в технологии и инновации в сфере образования.
Наталья Царевская-Дякина высказала мнение, что одним из основных направлений развития EdTech-индустрии должно стать признание дипломов и сертификатов, выданных образовательными онлайн-платформами, работодателями. Это признание станет важным шагом для повышения ценности онлайн-образования и создания доверия к цифровым образовательным программам. Установление четких стандартов и критериев оценки квалификаций, полученных в ходе онлайн-обучения, позволит не только улучшить качество образования, но и упростить процесс трудоустройства для выпускников. Внедрение таких инициатив поможет интегрировать онлайн-образование в традиционную образовательную систему и обеспечит его легитимность на рынке труда.
Система монетизации Coursera заключается в том, что образование предоставляется бесплатно, а диплом можно получить за отдельную плату. Для того чтобы получить сертификат от Coursera, необходимо сначала пройти курс, а затем произвести оплату. Такая модель сложилась не на пустом месте. Сертификаты Coursera имеют высокий статус и признаются работодателями. Получивший сертификат может сказать: «Я завершил [курс]», что придаёт ему дополнительную ценность на рынке труда. Это особенно важно в условиях, когда сертификаты, выданные другими образовательными платформами, такими как «Школа 21», Skillbox и «Нетология», также должны быть признаны работодателями. Признание этих сертификатов становится необходимым условием для карьерного роста, иначе мы рискуем остаться среди тех 2-10% людей, которые стремятся к самообучению и действительному профессиональному развитию.
Какая стратегия эффективнее: конкуренция или кооперация?
Наталья Царевская-Дякина и Александр Ларьяновский, управляющий партнёр и директор по бизнес-развитию школы Skyeng, поднимают важную тему. В EdTech-индустрии существует проблема достижения широкой аудитории. Эта сфера в настоящее время охватывает лишь небольшую часть людей, заинтересованных в образовании и саморазвитии. Для эффективного развития необходимо найти пути для привлечения остальных, чтобы расширить влияние и доступность образовательных технологий.
Тема, обсуждаемая на рынке, остается актуальной для всех участников. В завершение дискуссии модератор Наталья Журавлёва обратилась к участникам с вопросом: какую стратегию следует выбрать в современных условиях? Стоит ли конкурировать, предлагая лучшее качество и дополнительные преимущества, или же стоит рассмотреть кооперацию с целью объединения аудитории?
Наталья Климчук отметила, что концепция BBE была разработана с учетом идеалов и представлений о том, как должно функционировать образовательное учреждение, а не на основе практик других школ. Она также подчеркнула готовность школы сотрудничать с другими организациями и делиться своей аудиторией, что способствует развитию образовательной среды и обмену опытом.
Кирилл Прудников подчеркивает, что данный вопрос является сложным и требует времени для анализа. Он отмечает высокую конкурентоспособность рынка, на котором наблюдается появление новых участников, таких как вузы, выходящие в сферу дополнительного профессионального образования и привлекающие новую аудиторию через онлайн-платформы. По словам Кирилла, пока неясно, как будет вести себя значительная группа людей, которые ранее не имели опыта обучения в онлайн-формате.
Александр Федяков выразил оптимистичный взгляд на будущее рынка труда. Он считает, что «места на рынке хватит всем». В условиях постоянно меняющегося мира люди будут регулярно переучиваться, менять профессии и виды занятости, а также приобретать новые навыки и знания, движимые интересом и стремлением к развитию. Это создает возможности для всех, кто готов адаптироваться и учиться, что способствует динамичному росту и разнообразию профессиональной сферы.
Наталья Журавлёва представила новый проект «СберОбразования» — маркетплейс образовательных курсов под названием Edutoria. Эта платформа объединяет курсы от различных провайдеров, включая EdTech-компании, университеты и корпорации. Наталья уверена, что такая площадка может стать эффективным пространством для кооперации и развития здоровой конкуренции в сфере образования. Edutoria предоставит пользователям широкий выбор образовательных программ и ресурсов, что позволит удовлетворить разнообразные потребности обучающихся и повысить качество образования в целом.
Ознакомьтесь с дополнительными материалами:
- «Выживут сильнейшие». Как российский EdTech справляется с кризисом
- Полная трансформация: как изменился EdTech и что его ждёт
- Можно ли найти единые метрики качества для образования разных уровней и форматов?
- «Никакого профицита IT‑специалистов нет! Мы как игрок EdTech это видим»
Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO
Вы научитесь запускать прибыльные курсы и вебинары с минимальными вложениями. Поймёте, как вывести в плюс существующие EdTech-проекты и зарабатывать на онлайн-обучении.
Узнать подробнее