Корп обучение #Статьи

20 июня, 2025

Как донести ценность обучения с помощью сторителлинга по фреймворку SCQA / Skillbox Media

Это способ погрузить людей в тему курса так, чтобы сформировать у них чёткое понимание, зачем им нужна эта программа.

Корпоративные программы обучения часто воспринимаются как необходимость, а не как реальное желание. Это создает недостаток мотивации и снижает ощущение ценности от процесса обучения, что, в свою очередь, влияет на уровень вовлеченности сотрудников. Чтобы изменить эту ситуацию, важно создать такие условия, которые будут способствовать не только профессиональному росту, но и личной заинтересованности в обучении. Необходимо сделать акцент на практической значимости знаний и умений, которые сотрудники получают в ходе обучения, что поможет повысить их мотивацию и вовлеченность.

Для эффективного решения данной проблемы важно в самом начале учебной программы четко и доступно объяснить аудитории, какую пользу она получит от курса. В этом поможет фреймворк SCQA, который, хотя и был изначально разработан для составления отчетов для топ-менеджеров, может быть успешно применен и в образовательном процессе. Неха Дивакарла, директор учебных программ компании VMware, одного из крупнейших разработчиков программного обеспечения для виртуализации, делится своим опытом использования этого фреймворка в своих статьях для Learning Guild. Она подчеркивает, что правильное применение SCQA позволяет педагогам более эффективно структурировать информацию и донести её до обучающихся, что, в свою очередь, повышает качество обучения.

Что за фреймворк SCQA

SCQA — это эффективный инструмент для создания бизнес-сторителлинга, который обеспечивает логичное и последовательное донесение информации. Метод был разработан американской писательницей и консультантом по коммуникациям Барбарой Минто в начале 1980-х годов. Она предложила структуру, разбивающую сообщение на четыре ключевых элемента, что позволяет более эффективно передавать идеи стейкхолдерам и руководству в контексте бизнес-коммуникации. Использование SCQA помогает повысить ясность и убедительность сообщений, что становится особенно полезным в условиях современной деловой среды.

Название фреймворка представляет собой аббревиатуру, составленную из первых букв названий его основных компонентов.

  • Situation (Ситуация). Дискуссия или сообщение начинаются с общего описания ситуации: например, известных фактов и событий. Если переводить это в категорию обычных историй, то аналогом ситуации будет завязка, в которой обозначаются герои, место и время действия.
  • Complication (Сложность). За описанием ситуации следует описание проблемы, которую необходимо решить (а в некоторых случаях и сроки этого решения). Если продолжить аналогию со сторителлингом, то в любой истории сложностью будет сюжетный поворот — препятствие, с которым сталкиваются герои.
  • Question (Вопрос). Проблема приводит к вопросу, как её решить. Желательно, конечно, чтобы аудитория к этому моменту уже вовлеклась и сама этим вопросом задавалась.
  • Answer (Ответ). Ответ вытекает из вопроса, который, в свою очередь, вытекает из сложности. С точки зрения сторителлинга ответ представляет собой развязку.

Хотя на первый взгляд это может показаться не связанным с обучением, Неха Дивакарла адаптирует этот фреймворк для образовательной сферы.

  • Ситуация — служит для того, чтобы обозначить учебный контекст.
  • Сложность — обозначает пробелы в знаниях или навыках.
  • Вопрос — формирует необходимость в обучении, то есть учебные цели.
  • Ответ — учебный контент.

С помощью метода SCQA вы можете эффективно продемонстрировать сотрудникам ценность обучения, повысить их вовлеченность и мотивировать участников процесса. Этот подход помогает четко структурировать информацию, что позволяет легче усваивать материал и понимать его значимость. Внедрение SCQA в обучение способствует созданию более продуктивной атмосферы и повышению результатов обучения.

Как использовать фреймворк SCQA на практике

Нета Дивакарла демонстрирует, как метод SCQA (Ситуация, Компликация, Вопрос, Ответ) используется в её практике при разработке курса по развитию лидерских навыков. Этот подход позволяет структурировать информацию и эффективно донести ключевые идеи до участников. Применение SCQA помогает определить текущее состояние, выявить проблемы и сформулировать важные вопросы, на которые курс предоставляет ответы. Таким образом, Нета эффективно использует этот метод для повышения качества обучения и развития лидерских качеств у слушателей.

Фото: insta_photos / Shutterstock

На этапе «Ситуация» педдизайнер устанавливает контекст для учащихся, который становится отправной точкой всего курса. Контекст может варьироваться в зависимости от конкретной ситуации, актуальной для вашей аудитории. В этом разделе важно описать, в каких условиях функционирует компания и ее сотрудники, представить конкретный рабочий кейс и объяснить значимость темы. Также стоит упомянуть предыдущий опыт участников обучения, что поможет создать более глубокое понимание материала и повысить вовлеченность. Правильно сформулированный контекст способствует более эффективному обучению и помогает учащимся лучше осознать ценность получаемых знаний.

В программе обучения лидерству важно подчеркнуть, что многие лидеры продолжают использовать устаревшие модели управления и сталкиваются с трудностями в адаптации к современным, быстро меняющимся условиям работы, отмечает Неха Дивакарла. Актуальность подходов к лидерству требует пересмотра традиционных методов и внедрения инновационных стратегий, что поможет эффективно справляться с вызовами современной экономики и обеспечивать успешное руководство командами.

Объяснение можно расширить, добавив пример, в котором лидер занимает центральную позицию, помогая команде справиться с сложной ситуацией. Такой подход позволит слушателям увидеть конкретные преимущества, которые они могут получить от обучения. Важно подчеркнуть, что эффективное лидерство способствует не только решению возникающих проблем, но и формированию командного духа, повышению мотивации и улучшению общей рабочей атмосферы. Пример успешного лидерства может продемонстрировать, как правильные действия лидера способны привести к значительным результатам и укрепить доверие внутри команды.

На данном этапе выявляются пробелы в знаниях и навыках участников, которые необходимо устранить для достижения поставленных целей. В рамках программы по лидерству можно проанализировать текущие подходы в компании и определить, какие изменения необходимы для достижения успеха и каким образом он будет выглядеть. Это позволяет участникам программы понять, почему существующие практики не соответствуют современным требованиям и какие преимущества принесет освоение новых методов, предложенных в программе, считает эксперт.

При обсуждении проблем лидерства, с которыми сталкиваются студенты в своей профессиональной деятельности, важно акцентировать внимание на реальных трудностях в поддержании баланса между различными стилями руководства, командной динамикой и ожиданиями заинтересованных сторон. Это создает основу для актуальной проблемы, которую учащимся необходимо решить. Такой подход повышает вовлеченность, демонстрируя, как знания и навыки, полученные в процессе обучения, могут быть непосредственно применены в их работе.

После определения проблемы возникает вопрос: каким образом ее можно решить? На данном этапе педагогический дизайнер формулирует учебные цели и демонстрирует учащимся, что их ожидает в рамках программы или курса. Это позволяет сосредоточить внимание на основных элементах обучения, что способствует более эффективному усвоению материала и повышению заинтересованности студентов.

Для успешного формирования вопроса необходимо уделить внимание его точности и соответствию поставленным целям. В контексте курса по лидерству Неха Дивакар предлагает рассмотреть вопросы, которые могут способствовать более глубокому пониманию темы и активному вовлечению участников. Важно, чтобы вопросы были четкими, конкретными и направленными на достижение желаемых результатов. Это поможет не только в обучении, но и в развитии лидерских качеств.

  • Как лидеры могут укреплять доверие, поддерживать чёткое общение и эффективно руководить разнообразными командами как лично, так и удалённо?
  • Какие модели лидерства лучше всего работают в современных децентрализованных командах?

Учебный контент является основным компонентом курса и отвечает на ключевые вопросы обучающихся. Однако для его успешной реализации необходимо соблюдение двух важных условий, на которые акцентирует внимание автор статьи.

Контент должен точно отвечать на заданный вопрос. Например, если вопрос касается стилей лидерства, содержание курса должно быть непосредственно связано с этой темой и предоставлять полезную информацию. Это обеспечит соответствие ожиданиям аудитории и повысит ценность курса.

Во-вторых, как вопрос, так и ответ должны быть направлены на решение проблемы, обозначенной в начале. При этом нет никаких ограничений по форматам обучения и методам подачи контента.

Изучайте также:

Истории с сюжетом и персонажами играют важную роль в освоении сложных научных концепций. Они позволяют сделать абстрактные идеи более доступными и понятными. Используя narrativные элементы, такие как персонажи и их переживания, можно создать визуальные образы, которые облегчают понимание сложных тем.

Научные концепции, такие как квантовая механика или теория относительности, могут казаться трудными для восприятия. Однако, когда их облекают в форму увлекательной истории, они становятся более наглядными. Персонажи, сталкивающиеся с научными загадками, могут помочь читателю или зрителю лучше осознать и усвоить информацию. Это делает обучение более интерактивным и увлекательным.

Кроме того, истории способны вызывать эмоциональный отклик, что также способствует лучшему запоминанию информации. Когда человек эмоционально вовлечен в процесс, он легче воспринимает новые знания и идеи. Таким образом, использование сюжетов и персонажей в обучении не только облегчает восприятие сложных тем, но и делает обучение более эффективным и запоминающимся.

Для каких курсов можно использовать этот фреймворк

В отдельной памятке автор представила методику применения фреймворка SCQA для курсов различных форматов. В частности, для асинхронного онлайн-курса по проджект-менеджменту она разработала пошаговую схему, которую могут использовать педдизайнеры. Эта схема помогает структурировать содержание курса, делая его более понятным и доступным для участников. Применение SCQA позволяет эффективно организовать материал, сосредоточив внимание на ключевых аспектах и обеспечивая логическую последовательность изложения.

  • Ситуация — педдизайнер продумывает сценарий, в котором показана проблема управления распределённой командой.
  • Сложность — педдизайнер обозначает основные вызовы. Например, это работа в разных часовых поясах или особенности коммуникации в онлайн-пространстве.
  • Вопрос — вопросом в таком курсе может быть, например, такой: «Как проджект-менеджер может объединить команду?»
  • Ответ — собственно, сам онлайн-курс с модулями по стратегиям и инструментам управления распределённой командой, кейс-стади.

Неха предлагает альтернативный подход к синхронному тренингу, нацеленному на развитие лидерских качеств и гибкости. В данном случае важен порядок действий бизнес-тренера, который проводит этот курс. Специалист должен четко определить цели тренинга, создать атмосферу доверия и вовлеченности, а также использовать интерактивные методы обучения. Эффективное управление групповой динамикой и предоставление обратной связи играют ключевую роль в процессе. Тренер также должен адаптировать программу к потребностям участников, обеспечивая практическое применение полученных знаний. Таким образом, подход Неха акцентирует важность структурированного и гибкого подхода в обучении.

  • Ситуация — преподаватель кратко рассказывает слушателям об особенностях лидерства во время трансформации бизнеса.
  • Сложность — преподаватель обозначает проблему сопротивления изменениям в командах.
  • Вопрос — преподаватель ставит вопрос: «Какие методы может использовать руководитель, чтобы преодолеть сопротивление?»
  • Ответ — преподаватель раскрывает модели лидерства, проводит групповые обсуждения и ролевые игры.

Финальный пример иллюстрирует коучинговую программу, предназначенную для топ-менеджеров, реализуемую в смешанном формате. Программа сочетает в себе элементы индивидуального коучинга и групповых сессий, что позволяет участникам получать максимальную пользу. В рамках обучения топ-менеджеры смогут развивать ключевые управленческие навыки, улучшать стратегическое мышление и повышать эффективность командной работы. Данный формат способствует обмену опытом между участниками и созданию сети профессиональных контактов. Коучинговая программа направлена на достижение конкретных результатов и помогает руководителям справляться с современными вызовами в бизнесе.

  • Ситуация — сценарий, который показывает, что руководители компании часто принимают важные решения на основе неполной информации.
  • Осложнение — кейсы на основе реальных ситуаций, демонстрирующие сложности, с которыми сталкиваются лидеры (например, баланс рисков, фокусирование на стратегии, управление в стрессовой ситуации).
  • Вопрос — вопросы, поддерживающие рефлексию, например: «Как управленцы могут сохранять спокойствие и принимать решения в трудных условиях?»
  • Ответ — серия интерактивных модулей, обсуждений и вовлекающих заданий, а также персонализированный коучинг, сфокусированный на моделях по принятию решений и техниках управления стрессом.

Примеры Нехи Дивакарлы наглядно иллюстрируют, как фреймворк SCQA может быть эффективно применен в различных контекстах. Хотя он не является универсальным решением всех проблем, этот подход способен значительно упростить процесс создания последовательной и логичной истории для студентов. Использование SCQA помогает подчеркнуть значимость и актуальность конкретного курса, делая его более привлекательным и понятным для учащихся.

Изучайте дополнительные материалы:

  • Чем заменить нудные курсы: модель проектирования 5Di
  • Как создать условия для формирования у сотрудников желаемого поведения
  • Прямо как в кино: 4 сценарные фишки, которые пригодятся методистам
  • Приёмы нарративного дизайна: как сделать так, чтобы онлайн-курс захватил внимание студента

Узнайте больше об образовании, подписавшись на наш телеграм-канал. Мы делимся актуальной информацией, полезными советами и интересными материалами. Присоединяйтесь к нам и оставайтесь в курсе последних новостей в сфере образования.

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее