Корп обучение #Статьи

20 июня, 2025

Корпоративное обучение: чем запомнился 2024-й и чего ждать в 2025-м / Skillbox Media

Эксперты рассказали, на что стоит обратить внимание специалистам по обучению и развитию персонала.

Чем запомнится 2024-й: наставничество, работа с молодёжью и, конечно, ИИ

В 2024 году эксперты отметили несколько ключевых трендов и направлений, которые активно развивались и, вероятно, будут продолжать свое развитие в 2025 году. Эти тренды могут существенно повлиять на различные отрасли и сферу жизни, открывая новые возможности для бизнеса и потребителей. Следовательно, важно оставаться в курсе этих изменений, чтобы эффективно адаптироваться к новым условиям и использовать возникающие перспективы.

Первый тренд заключается в осознании бизнесом важности корпоративного обучения. Директор Академии iSpring Татьяна Галкина отмечает, что стейкхолдеры начинают осознавать, что обучение является ключевым бизнес-процессом, и готовы выделять на него ресурсы. По её словам, этот рост становится заметным из года в год. С каждым годом увеличивается спрос на внутренние «академии» и корпоративные университеты, а также на базы знаний, что подчеркивает актуальность и значимость корпоративного обучения в современных условиях.

Конечно, напишите, пожалуйста, текст, который нужно переделать, и я помогу вам с его корректировкой под SEO.

Несколько лет назад корпоративные университеты воспринимались как прерогатива крупных компаний. В настоящее время даже небольшие предприятия осознают важность создания единых стандартов, базы знаний и подходов к выполнению задач и обучению сотрудников. Запрос на разработку внутренних академий растет, что свидетельствует о понимании необходимости системного подхода к обучению и развитию персонала. Корпоративные университеты становятся важным инструментом для повышения квалификации, улучшения эффективности работы и формирования единой корпоративной культуры.

Второй важный тренд — продуктовый подход в обучении. Татьяна Галкина подчеркивает, что всё больше компаний начинают разрабатывать курсы с акцентом на реальную пользу, а не просто для соблюдения формальностей или по случайным запросам. Лидер сообщества Digital Learning Павел Безяев поддерживает эту точку зрения, указывая на то, что в последние годы российские специалисты по корпоративному обучению всё активнее применяют бизнес-метрики для оценки эффективности своих программ. Это свидетельствует о стремлении улучшить качество обучения и сделать его более целенаправленным и результативным.

Третий тренд заключается в систематической работе с молодежью и развитии карьерного консультирования, что не является чем-то новым. Привлекая потенциальных сотрудников еще на этапе школьного или вузовского обучения, российские компании стремятся решить проблему нехватки кадров. Валерий Леонтьев, CEO компании «Лабмедиа», отмечает, что в его практике такие программы в основном ориентированы на профориентацию. Эффективные профориентационные программы помогают молодежи лучше понять свои сильные стороны и выбрать подходящее направление для развития карьеры, что в свою очередь способствует созданию квалифицированного кадрового резерва для бизнеса.

Карьерное консультирование в рамках программ внутренней мобильности, направленных на сотрудников компании, стремящихся к профессиональному росту и развитию, стало особенно актуальным в 2024 году. Этот процесс способствует повышению удовлетворенности работников, улучшению их квалификации и увеличению вовлеченности в корпоративные цели. Эффективное карьерное консультирование помогает выявить скрытые таланты сотрудников и предоставляет им возможности для дальнейшего карьерного продвижения внутри организации, что, в свою очередь, способствует удержанию кадров и снижению текучести. Таким образом, программы внутренней мобильности остаются важным аспектом стратегического управления человеческими ресурсами в современных компаниях.

Четвёртый тренд — наставничество. С 2021 года тема наставничества продолжает набирать популярность и интерес, что свидетельствует о его растущей значимости в образовательной сфере. Многие обучающие проекты ориентируются на создание школ наставничества, что становится важным драйвером роста ценности обучения. Татьяна Галкина отмечает, что в следующем году сотрудники будут мотивированы становиться наставниками и менторами, поскольку с 1 марта 2025 года вступят в силу изменения в Трудовом кодексе, обязывающие компании оплачивать работу наставников. Кроме того, исследование, проведённое сообществом предпринимателей Club 500 и платформой hh.ru, показывает, что сотрудники российских компаний готовы делиться своим опытом, что также подчеркивает важность и актуальность наставничества в современном бизнесе.

Кадр: фильм «Стажёр» / RatPac-Dune Entertainment / Waverly Films

Пятый тренд — внедрение искусственного интеллекта (ИИ) в обучение и рабочие процессы. Валерий Леонтьев подчеркивает, что ИИ-инструменты активно используются в качестве ассистентов, которые помогают в обучении. Недавнее исследование, проведенное Digital Learning и «Эквио» в 2024 году, показало, что 39% российских компаний уже экспериментируют с генеративным ИИ, а 2% интегрировали его в свои рабочие процессы. Павел Безяев отмечает, что компании, находящиеся на стадии экспериментов, скорее всего, начнут использовать генеративные нейросети на постоянной основе к 2025 году. Переход большинства организаций к использованию этих технологий становится неизбежным, что открывает новые возможности для повышения эффективности и оптимизации работы.

Провайдеры, особенно крупные компании, активно развивают сервисы на основе нейросетей. По словам Валерия Леонтьева, пользователи в скором времени смогут воспользоваться новыми инструментами по привлекательным ценам. Однако, использование ChatGPT в ряде проектов становится все более сложным или невозможным по различным причинам. Это открывает возможности для появления альтернативных решений и сервисов, отвечающих современным требованиям пользователей.

С развитием искусственного интеллекта спикер выделяет два ключевых тренда. Первый тренд заключается в локализации больших языковых моделей, что происходит не только на уровне стран, но и на уровне отдельных компаний. Второй тренд связан с потребностью бизнеса в курсах по обучению работе с искусственным интеллектом. Для достижения качественных результатов важно уметь формулировать точные и ясные запросы. В связи с этим можно ожидать роста популярности образовательных программ, направленных на освоение навыков работы с ИИ.

Читайте наши материалы также:

За последние три года российское корпоративное обучение претерпело значительные изменения. Ключевыми факторами трансформации стали развитие технологий, изменение подходов к обучению и потребности бизнеса. Внедрение онлайн-платформ и цифровых инструментов сделало обучение более доступным и гибким. Компании начали активно использовать вебинары, видеокурсы и интерактивные тренинги, что позволяет сотрудникам обучаться в удобное время и в комфортной обстановке.

Кроме того, акцент сместился с традиционных методов на практические навыки и компетенции, которые непосредственно влияют на производительность труда. Методологии обучения стали более ориентированными на результат, что способствует повышению вовлеченности сотрудников и улучшению качества усвоения материала.

Также наблюдается рост интереса к индивидуализированным программам обучения, которые учитывают уникальные потребности и карьерные цели каждого сотрудника. Это позволяет компаниям формировать более эффективные команды и достигать лучших результатов.

Таким образом, российское корпоративное обучение продолжает эволюционировать, адаптируясь к современным требованиям рынка и обеспечивая компании необходимыми инструментами для успешного развития кадров.

Что ждать в 2025-м: рескиллинг и ещё больше ИИ

Татьяна Галкина выделяет несколько ключевых направлений, которые, по её мнению, будут важны в наступающем году. Эти тренды стоит учитывать как бизнесу, так и индивидуальным специалистам, стремящимся оставаться актуальными на рынке. Следите за изменениями в этих областях, чтобы быть в курсе последних тенденций и адаптировать свои стратегии.

  • Рескиллинг (переквалификация).

Текущий тренд на рынке труда обусловлен дефицитом кадров и сложностями в процессе найма. Бизнес все больше сосредоточится на развитии программ внутренней мобильности и обучении текущих сотрудников. Это требует создания непрерывных траекторий обучения и развития, охватывающих как гибкие навыки, так и профессиональные компетенции. Рескиллинг станет важным инструментом для снижения текучести кадров. В этом контексте персонализация, то есть индивидуальные траектории развития сотрудников, приобретет еще большую значимость.

  • Смешанное обучение.

Эксперты предсказывают увеличение числа корпоративных программ в смешанном формате в 2024 году. Уже в текущем году этому формату предрекали высокую популярность, и ожидается, что в будущем он продолжит набирать обороты. Татьяна Галкина отмечает, что в проектировании образовательных программ всё чаще будет использоваться проблемно-ориентированный подход, особенно по модели 4С/ID. Однако Валерий Леонтьев подчеркивает, что компаниям есть возможности для улучшения, так как качество большинства курсов, участвовавших в премии Digital Learning в этом году, он оценивает как среднее. Это открывает перспективы для повышения эффективности обучения и создания более качественного контента.

  • Больше ИИ — и больше вопросов к его использованию.

В 2025 году сообщество специалистов по корпоративному обучению столкнётся с вызовами, связанными с использованием генеративного искусственного интеллекта. Одной из ключевых задач станет ускорение процесса создания контента без потери качества. Татьяна Галкина акцентирует внимание на том, что главная цель заключается в поддержании высокого уровня качества разрабатываемых курсов. Даже при использовании нейросетей необходимо тщательно управлять итоговым результатом, чтобы гарантировать, что стандарты качества остаются на высоком уровне. Эффективное применение генеративного ИИ может стать мощным инструментом для улучшения образовательного контента, однако контроль над процессом и конечным продуктом остаётся критически важным.

Качество контента — это не единственный аспект, с которым столкнутся методисты и разработчики. Они также должны учитывать различные риски, включая риск недоверия к созданному искусственным интеллектом контенту. Это недоверие может повлиять на восприятие и принятие материалов целевой аудиторией, что в свою очередь отразится на эффективности образовательного процесса. Важно разработать стратегии для повышения доверия к ГИИ контенту, включая прозрачность в его создании и предоставление пользователям возможности оценивать и комментировать материалы.

Генеративный искусственный интеллект (ИИ) окажет значительное влияние на навыки и обучение IT-персонала, как указывает анализ компании McKinsey. С внедрением генеративных ИИ-технологий произойдет трансформация подходов к обучению и развитию профессиональных компетенций. IT-специалисты будут вынуждены адаптироваться к новым требованиям, которые включает использование ИИ в повседневной работе.

Основные изменения коснутся автоматизации рутинных задач, что позволит IT-работникам сосредоточиться на более сложных и креативных аспектах своей деятельности. Это приведет к необходимости освоения новых навыков, таких как работа с алгоритмами ИИ, анализ данных и управление проектами в контексте применения ИИ-технологий.

Обучение IT-персонала будет необходимо пересмотреть, чтобы включить в него курсы по генеративному ИИ и его практическому применению. Также возрастет значение непрерывного образования, так как технологии быстро развиваются, и специалистам потребуется постоянно обновлять свои знания. В итоге, генеративный ИИ не только изменит навыки IT-персонала, но и создаст новые возможности для профессионального роста и развития в данной области.

Что ждёт провайдеров корпоративного обучения в 2025-м

Валерий Леонтьев выделил несколько вызовов, которые касаются не только отделов обучения, но и внешних провайдеров. Эксперт прогнозирует, что в 2025 году на рынке появятся «мегаплатформы» от крупных разработчиков, таких как «Сбер» и «Яндекс». Это будут платформы для HR и системы управления обучением (LMS). По словам спикера, провайдерам необходимо адаптироваться к этим изменениям и искать способы эффективного взаимодействия с новыми условиями.

Необходимость поддержания единых стандартов учебных курсов остается актуальным вызовом. Эксперты отмечают, что с ростом популярности платформ, созданных крупными разработчиками, такими как «Сбер», возникает мнение о ненужности единого стандарта для курсов на этих платформах. Однако, как подчеркивает Валерий Леонтьев, «не нужно чинить то, что не ломалось». Отказ от таких стандартов, как SCORM, может привести к негативным последствиям, таким как потеря качества обучения и сложности в интеграции различных образовательных ресурсов. Поддержание единства в стандартах является критически важным для обеспечения эффективности и совместимости учебных материалов.

В современном мире программное обеспечение не может существовать в изоляции. Мы стремимся предлагать российские решения, однако важно помнить о международных стандартах, таких как SCORM. Этот стандарт обеспечивает совместимость и удобство использования курсов на различных платформах. Поддержка SCORM является необходимой, и не следует пытаться изменить его принципы, так как он уже эффективно функционирует. Мы успешно разрабатываем курсы, которые упаковываем в формат SCORM, что позволяет нам не беспокоиться о совместимости при их использовании. Вопрос интероперабельности курсов не требует радикальных изменений, так как текущие стандарты полностью удовлетворяют наши потребности.

Павел Безяев подчеркивает, что проблема с необходимостью использования множества различных сервисов для обучения остается актуальной. Эти сервисы зачастую не интегрированы в единую экосистему, что затрудняет извлечение и объединение данных. По мнению Павла, это станет одной из главных задач следующего года, как и в предыдущие годы.

Третий вызов заключается в необходимости соблюдения стандартов качества сторонних библиотек. EdTech-сообщество на протяжении нескольких лет стремится выйти на B2B-рынок через маркетплейсы для обучения, однако к этим сервисам по-прежнему возникают вопросы. Обеспечение высокого качества контента и надежности технологий является ключевым фактором для успешного внедрения таких платформ в бизнес-среду. Для повышения доверия со стороны пользователей важно разработать четкие критерии оценки и механизмы контроля качества предлагаемых ресурсов.

Конечно, я готов помочь вам с улучшением текста. Пожалуйста, предоставьте исходный текст, который вы хотите изменить.

Существует все больше запросов о том, что на маркетплейсах предлагается множество курсов. Однако сотрудники, которые их проходят, часто не достигают значительных результатов или сталкиваются с минимальным эффектом. Валерий считает, что нам, как сообществу, необходимо обратить внимание на эту проблему и найти пути ее решения.

Он подчеркивает необходимость повышения качества курсов в сфере диджитал-обучения, так как его недостаточный уровень может привести к дискредитации этой области. Эксперты считают, что качество обучения зависит не только от провайдеров, но и от заказчиков, которые на российском рынке пока не проявляют достаточной требовательности. Конкуренция в этом сегменте также остается на низком уровне. Павел Безяев отмечает, что такие крупные игроки рынка EdTech, как Skillbox и «Нетология», уже достигли значительных успехов в разработке качественных продуктов для корпоративного обучения, однако спрос на эти решения всё еще остается ниже ожидаемого уровня.