7 условий, которые обеспечивают доходимость на курсе и применение новых навыков в работе / Skillbox Media
Какие меры помогают повысить доходимость участников до 97% (реальный кейс) и помочь им внедрить изученное в работу.
Содержание:
Минимально необходимая и достаточная теория
Многие начинающие разработчики учебных программ совершают распространённую ошибку, перегружая свои курсы избыточной информацией. Они стремятся охватить все аспекты темы в одном курсе. Это происходит по двум основным причинам. Во-первых, эксперты опасаются, что не предоставят достаточного объёма знаний, и поэтому каждая деталь кажется им критически важной. Во-вторых, маркетологи предпочитают продвигать курсы с обширными программами, так как это создает иллюзию высокой ценности и привлекательности для потенциальных студентов. Однако такая стратегия может привести к путанице и снижению эффективности обучения. Оптимальный подход заключается в создании структурированных и целенаправленных курсов, которые фокусируются на ключевых концепциях и навыках, необходимых для успешного освоения темы.
В современном мире люди сталкиваются с избытком информации, что затрудняет её усвоение. Важно отбирать только самые значимые и полезные материалы, представляя их в доступной форме. Не стоит бояться повторений и детального объяснения, поскольку обучающиеся имеют разные стили восприятия и скорости освоения новых знаний. Исходя из моего опыта, рекомендуется ориентироваться на тех, кто испытывает трудности, а не на тех, кто легко усваивает информацию. В онлайн-формате пользователи могут отвлекаться и пропускать важные моменты, поэтому повторения будут полезны для всех участников.
Чтобы эффективно донести информацию, важно использовать больше примеров и реальных историй. Яркие иллюстрации помогают сделать содержание более понятным, поскольку абстрактные идеи становятся более конкретными. Кроме того, такие примеры способствуют лучшему запоминанию, так как яркие образы остаются в памяти. Использование практических случаев и личных историй помогает аудитории не только понять материал, но и эмоционально связаться с ним, что увеличивает вероятность усвоения информации.
Четырёхступенчатая модель тренировок
Курс — это не только теория, но и практическое применение новых знаний. На любых курсах предусмотрены упражнения и практические задания. Однако в своей системе я применяю не один-два, а четыре различных типа упражнений. При этом два из них, первый и четвертый, встречаются в тренингах и курсах довольно редко. Это позволяет глубже усвоить материал и развить навыки, что делает процесс обучения более эффективным.
Начало любого обучения должно включать упражнения, которые помогают участникам осознать свои пробелы в знаниях и навыках. Такие задания выявляют ошибки и недочеты в их действиях, что способствует более глубокому пониманию темы. Осознание этих недостатков усиливает ценность процесса обучения и мотивирует участников к дальнейшему развитию.
В теме делегирования я предлагаю интересное задание, которое на первый взгляд может показаться простым. Например, дайте своему помощнику задание срочно приобрести туфли для неожиданного вечернего делового мероприятия. У вас есть всего одна минута, чтобы четко сформулировать задачу, после чего вы не сможете внести уточнения, так как начнется важное совещание, и у вас не будет возможности отвлекаться на сообщения или звонки помощника. Это упражнение помогает развивать навыки делегирования и учит четкости в коммуникации, что особенно важно в бизнесе.
На занятии мы совместно анализируем предложенные формулировки, и участники курса осознают, что в каждой из них имеются определенные недочеты. Эти недостатки могут привести к тому, что воображаемый помощник не сможет подобрать подходящие туфли в реальной ситуации. Зафиксировав проблему — «Оказывается, я не умею правильно ставить задачи!» — участники с большим интересом воспринимают теоретические аспекты постановки задач по системе SMART. Это позволяет им понять важность четкой и структурированной формулировки задач для достижения успешных результатов.
Суть данного упражнения заключается в том, что студенты должны применить новые знания, полученные на курсе, на практике и добиться конкретного результата. К примеру, после объяснения методики постановки задач по SMART, я могу предложить участникам курса заново сформулировать задачу для своего воображаемого помощника. Это упражнение позволит закрепить изученный материал и развить навыки эффективной постановки задач.
Когда учащиеся успешно справляются с новыми заданиями, важно продолжать их мотивировать и побуждать к повторной практике. Это создает у них ощущение уверенности в своих силах: «Мне это нравится, у меня хорошо получается, и я вижу положительные результаты». В результате они будут использовать новый навык даже после завершения обучения. Для этого я предоставляю участникам дополнительные учебные кейсы, такие как задачи по постановке целей, которые помогают им развивать навыки. Даже если эти кейсы не напрямую связаны с их профессиональной деятельностью, они все равно способствуют укреплению и отработке необходимых умений.
Цель данного подхода — укрепить навыки учащихся через использование персональных примеров из их жизни. Продолжая обсуждение постановки задач, можно предложить такие задания, как «Сформулируйте две задачи на основе вашего реального опыта для ваших сотрудников» или «Запишите аудиофайл, в котором вы устно ставите задачу своему подчинённому». Это позволит учащимся не только применить свои знания на практике, но и развить навыки эффективного общения и деловой письменности.
Спиральное возвращение к изученному
Курсы часто организованы в виде последовательных тематических модулей: изучив одну тему, мы переходим к следующей. Однако для того чтобы усвоенный материал не забывался, необходимо регулярно возвращаться к ранее изученным темам. Существует несколько эффективных методов для повторения и закрепления знаний, которые помогут улучшить процесс обучения и сохранить информацию в долгосрочной памяти.
Онлайн-встречи для анализа ключевых ошибок и проведения тренировок с отставанием имеют свою специфику. Суть заключается в том, что мы сначала предоставляем теоретический материал по определённой теме. Практические занятия и разборы по этой теме проводятся не сразу, а на следующей неделе, когда будет рассмотрена новая тема. Такая схема работы стимулирует учащихся повторить изученный материал перед предстоящими онлайн-встречами и тренировками. Даже если участники не успели подготовиться, они будут вынуждены вновь погрузиться в предыдущую тему во время занятий, что способствует более глубокому усвоению материала и повышению общей эффективности обучения.
Отсроченная обратная связь от наставника является ключевым элементом образовательного процесса на нашем курсе. В то время как многие образовательные учреждения стремятся предоставить учащимся обратную связь как можно быстрее, мы придерживаемся другого подхода. Мы намеренно увеличиваем срок ожидания ответа от наставника до трех дней. Этот метод позволяет учащимся более глубоко погрузиться в изучаемый материал. Когда куратор предоставляет разбор задания, участник курса вынужден заново ознакомиться с темой, что способствует ее лучшему усвоению. Особенно это важно, когда наставник предлагает доработать или переработать задание. Мы рекомендуем заранее объяснять студентам, почему обратная связь занимает время, чтобы избежать ненужного напряжения в ожидании ответа. Таким образом, мы создаем более продуктивную и осознанную образовательную среду.
Чтение является важным аспектом нашей жизни, который способствует развитию мышления и расширению кругозора. Оно помогает не только углубить знания, но и улучшить навыки коммуникации. Регулярное чтение книг, статей и научных исследований обогащает наш словарный запас и тренирует аналитическое мышление. В современном мире, где информация доступна в различных форматах, важно выбирать качественные источники. Это позволит вам не только получать актуальные знания, но и формировать собственное мнение. Читайте разнообразные материалы, чтобы оставаться в курсе последних тенденций и расширять свои горизонты.
Учёные обнаружили, что интервальное повторение значительно улучшает запоминание информации. Это метод обучения основан на принципе распределения повторений, который позволяет мозгу лучше усваивать и сохранять знания. Исследования показывают, что информация, представленная с перерывами, активирует различные участки мозга, что способствует более глубокой и долговременной обработке данных. Таким образом, использование техники интервального повторения становится эффективным инструментом для студентов и всех, кто стремится к эффективному освоению материала.
Метод «бусы» заключается в том, чтобы при изучении одной темы делать отсылки к другим темам курса, тем самым создавая связанные между собой знания. Это может быть напоминанием о материал, который был изучен ранее, или же «спойлером» для будущих тем. Например, если при выполнении задания учащиеся сталкиваются с трудностью, которую они пока не могут решить, вы можете сказать: «Обратите внимание на эту проблему: именно ей будет посвящён последний модуль нашей программы, где мы подробно её проанализируем». Это создает интерес и ожидание у студентов, побуждая их с нетерпением ждать дальнейших занятий. Такой подход не только помогает связать темы курса, но и способствует более глубокому пониманию материала.
Игра на вылет, известная у нас как «Битва боссов», вводится во второй половине курса, который длится два месяца. Эта игра занимает две недели и является необязательной; мы приглашаем к участию только тех, кто проявил интерес. Основная образовательная цель «Битвы боссов» заключается в том, чтобы вернуть участников к ранее изученному материалу и, что более важно, приучить их применять новые навыки в реальной жизни.
Суть игры заключается в том, что участники ежедневно отправляют в чат отчёт о применении освоенных навыков. Каждый вечер необходимо отчитываться о том, что именно из изученного было использовано в течение дня. Можно указывать и нули, если ничего не было применено, но главное — это регулярность отправки отчётов. Участник, который не отправил отчёт, выбывает из игры. На практике я заметил, что мысль о необходимости отправки отчёта вечером способствует повышению осознанности и побуждает использовать навыки на практике. Победитель получает титул «Биг Босса» и памятный подарок, что делает игру более увлекательной и значимой, чем просто начисление баллов.
Групповая динамика и коллективная ответственность
Когда я столкнулась с проблемой низкой активности участников курса, я решила внедрить партнёрские батлы. Суть метода заключается в случайном распределении участников на пары и введении системы парной ответственности: если один из партнёров не выполняет задание, другой получает штрафные баллы. В то время как выполнение задания одним партнёром приносит плюсы обоим. Эта система создала определённое напряжение, поскольку участники начали активно взаимодействовать и подталкивать друг друга к выполнению заданий. Неловкость тех, кто не выполнял задания, усиливала желание исправить ситуацию ради партнёров, что в итоге привело к значительному росту вовлечённости.
Я заметила, что у данной системы есть недостаток: те, кто удачно подобрал партнёра, испытывают восторг, в то время как другие сталкиваются с проблемами в сотрудничестве. К сожалению, не все люди открыты для взаимодействия, что может привести к демотивации. Поэтому я решила перейти от партнёрских батлов к практике командных батлов. Это решение позволило создать более сплочённые группы, где участники могли поддерживать друг друга и достигать лучших результатов. Командные батлы способствуют развитию навыков сотрудничества и коммуникации, что, в конечном итоге, усиливает общий успех.
В данном варианте курса участники делятся на группы по 10-15 человек, и результаты каждого участника непосредственно влияют на общие показатели команды. Это исключает зависимость от добросовестности одного человека, позволяя искать и мотивировать «потеряшек» совместно с другими активными участниками. Все команды соревнуются между собой по итоговым баллам, что создает здоровую конкуренцию. Этот формат курса стал настоящим открытием: участники активно вовлекаются в процесс, появляется азарт, и они стремятся занять первое место. Благодаря этому значительно увеличиваются показатели вовлеченности и завершенности курса.
Баллы за прохождение уроков и выполнение заданий начисляются каждому участнику индивидуально и затем учитываются в общекомандном зачёте. Существуют следующие правила: за выполнение задания в срок начисляется 2 балла, если задание выполнено с опозданием — 1 балл, а в случае невыполнения задания — 0 баллов. Также предлагаются дополнительные задания, выполнение которых является добровольным и приносит дополнительные баллы. Творческие задания, которые необходимо выполнить всей командой, способствуют сплочению участников. Одним из таких заданий является создание видеовизитки для команды. Это может показаться простой задачей, однако она всегда вдохновляет участников и стимулирует креативное мышление.
Команда, которая наберет максимальное количество баллов, в конце получает приз. Мы никогда заранее не раскрываем, что это будет, и это всегда остается сюрпризом. Причина заключается в том, что приз не должен становиться самоцелью, а восприниматься как приятный бонус. Мы акцентируем внимание не на самом призе, а на коллективной активности и взаимодействии команды. Если приз объявить заранее, это может сместить фокус на него, и те, кому он не понравится, могут потерять мотивацию. Наша цель — создать атмосферу командного духа и совместного участия, где награда остается приятным дополнением к общей активности.
Набранные командой баллы в конечном итоге конвертируются в виртуальную валюту. Команда имеет возможность самостоятельно принимать решения о том, как распределить эту валюту.
Наставники
Командная мотивация играет важную роль в достижении высоких результатов, но этого недостаточно для обеспечения полной вовлеченности участников. На нашем курсе предусмотрены наставники, которые осуществляют контроль, напоминают о важных задачах, отвечают на возникающие вопросы и предоставляют персональную обратную связь. Это позволяет им выполнять функции трекеров и кураторов. Один наставник сопровождает не более десяти участников, что обеспечивает индивидуальный подход. Благодаря этому многие участники выражают благодарность наставникам, отмечая, что без их поддержки они не смогли бы успешно завершить курс.
Основная идея заключается в том, что необходимо обеспечить постоянный контроль и связь с каждым участником. Для этой цели подходят кураторы или трекеры, однако в нашем проекте Strong Manager поддержка участников осуществляется наставниками, которые являются действующими руководителями. Наставничество на нашем курсе не является основной деятельностью. Все наставники ранее прошли наш курс и выбрали эту миссию — помогать новым учащимся.
Я называю это миссией, поскольку основной интерес наших наставников не заключается в финансовой выгоде. Хотя они получают определенное вознаграждение за свою работу и дополнительную «премию» за успешное завершение курса их подопечными, эти суммы значительно ниже их обычных зарплат. Некоторые из них даже удивлялись, узнав, что за это платят. По моим наблюдениям, главными мотивациями наших наставников являются: желание помочь другим, стремление к передаче знаний и личностному развитию.
- Поддерживать себя в хорошей управленческой форме (по принципу: хочешь в чём-то хорошо разбираться, научи этому другого).
- Быть в окружении осознанных и развивающихся руководителей.
- Быть в моём поле как эксперта.
- Самореализовываться (многим важно отдавать, делиться опытом).
- Повышение своего статуса, уверенности в себе.
- Быть в команде наставников (да, это сам по себе тоже мотиватор, потому что мы проводим регулярные встречи наставников, обучаем их с внутренним коучем).
Отбор на данную роль прошёл через тщательный конкурсный процесс. Из 30 желающих было выбрано восемь человек, а позже к ним присоединились ещё двое. Это подтверждает, что у профессионалов существует реальная внутренняя потребность делиться опытом и выступать в роли наставников.
Для эффективной работы системы наставничества необходимо её грамотно организовать. Прежде всего, наши наставники работают с нами на протяжении нескольких лет, что обеспечивает преемственность и накопление опыта в этой роли. Во-вторых, мы разработали стандарты и руководства для наставников, в которых изложены рекомендации по предоставлению обратной связи и методам работы с различными типами учащихся. К таким типам относятся «отшельники», «звёзды», «агрессоры», «хитрецы», которые выполняют задания лишь для формальности, и «почемучки», проявляющие активный интерес к материалу. В-третьих, наши наставники проходят специальное обучение, а также получают поддержку от старшего наставника, который контролирует их работу и помогает справляться с эмоциональными трудностями, связанными с этой ролью. Такой подход обеспечивает качественное наставничество и способствует успешному обучению учащихся.
Онлайн-школы часто предлагают одни и те же курсы с различными тарифами, включая опции с наставничеством и без него. Ранее мы также практиковали такую модель, но впоследствии решили перейти к единому тарифу, который включает обязательное закрепление персонального наставника. Наш опыт показал, что между продажей различных тарифов и единственного нет значительной разницы в выручке. Однако качество обучения и уровень усвоения материала с персональным наставником значительно выше, что положительно сказывается на результатах студентов. Такой подход обеспечивает более глубокое понимание материала и позволяет каждому учащемуся получать индивидуальную поддержку, что в конечном итоге ведет к большему успеху в обучении.
Профилактика возражений
На начальном этапе курса крайне важно четко изложить участникам, как будут организованы процессы обучения и какие правила будут действовать. Учащиеся часто приходят с определенными ожиданиями, и если они не совпадают с реальностью, это может вызвать недовольство и снизить мотивацию, что в свою очередь негативно скажется на вовлеченности и успешности курса. Поэтому организаторам следует заранее сформировать реалистичные ожидания. Например, в нашем курсе предусмотрена отсроченная обратная связь от наставников, что является осознанным методологическим подходом. Если участникам не объяснить цель этого процесса, они могут воспринимать его как задержку и выражать недовольство. Таким образом, прозрачность и четкое информирование о правилах и процессах обучения помогут избежать недопонимания и повысить уровень удовлетворенности участников.
В Strong Manager мы просим всех участников, приобретающих курс, подписать «кодекс участника», в котором изложены основные правила. Это стандартная процедура, подтверждающая, что каждый ознакомлен с правилами и согласен их соблюдать в течение обучения. Данная формальность помогает предотвратить возможные недоразумения и возражения, если в процессе обучения возникнут какие-либо вопросы или несоответствия с правилами.
Правило доверия в обучении основано на простом принципе: когда вы выбираете наш курс, вы доверяете мне как эксперту и автору программы. Вы соглашаетесь следовать предложенной системе обучения, которая направлена на достижение ваших целей. Это доверие является основой эффективного обучения и позволяет мне гарантировать качественный образовательный процесс.
Важно не просто формально получить подписи участников о том, что они ознакомлены с условиями, но и обеспечить полное понимание правил. Мы сразу же объясняем основные моменты устно и неоднократно возвращаемся к ним в процессе обучения. Основная идея заключается в том, что участники пришли не просто для просмотра видеоуроков, а для серьёзного активного обучения. На курсе создана система, в которой каждый элемент — будь то урок или упражнение — имеет свою важную роль. Все компоненты курса работают в едином ключе, чтобы помочь вам достичь наилучшего результата. Поэтому прохождение всех заданий является обязательным условием.
Если участник отказывается выполнять задания из-за отсутствия видимой пользы, важно объяснить, что каждое из них играет ключевую роль в общей структуре курса. Мы подчеркиваем значимость выполнения всех этапов и напоминаем об основополагающем принципе доверия к системе обучения. Это доверие позволяет участникам извлечь максимальную пользу из курса и достичь своих целей.
Усталость от выполнения заданий — это основная проблема, с которой сталкиваются студенты в процессе обучения. Мы прямо предупреждаем: «В какой-то момент вы можете ощутить реакцию: „Эти упражнения надоели, зачем они нужны, я и так всё понял(а)“. Это нормальное состояние, однако важно его преодолеть, так как задания в этом курсе имеют свою цель и действительно необходимы для глубокого усвоения материала».
Геймификация с баллами и виртуальной валютой
В конце курса набранные баллы конвертируются в виртуальную валюту, которую можно использовать для частичной оплаты других продуктов в «Лавке инструментов руководителей». Это позволит вам приобрести наши товары со скидкой. Кроме того, доступ к материалам курса сохраняется на два месяца после его завершения. Однако за определенное количество баллов вы можете продлить доступ до одного года.
Важно отметить, что руководители обычно имеют высокий уровень дохода, поэтому возможность приобретения товаров со скидкой за счет виртуальной валюты для них не столь значима, как для студентов. Тем не менее, у нашей аудитории руководителей наблюдается психологический эффект от накопления баллов. Эти баллы становятся для них осязаемым доказательством прогресса в обучении, отражая их «капитал знаний». Этот процесс не только мотивирует продолжать обучение, но и придаёт уверенность в своих силах. Руководители ощущают удовлетворение от достигнутых результатов и стремление завершить начатое, что способствует их профессиональному росту и развитию.
Ещё три условия
Существуют дополнительные простые методы, которые могут усилить, дополнить или поддержать ранее упомянутые условия. Эти приёмы помогут улучшить общую эффективность ваших действий и способствуют достижению поставленных целей. Их применение позволит вам более эффективно использовать имеющиеся ресурсы и оптимизировать рабочие процессы.
- Удостоверение о прохождении курса. На курсе всегда есть некоторое число участников, которым принципиально важно получить корочку. Зная, что для них это значимый мотиватор для завершения обучения, разумно установить минимально необходимый порог для этого, чтобы люди добрались до конца не просто так, а всё-таки вынесли, кроме корочки, ещё и знания с навыками. Например, можно установить, что для получения сертификата об окончании нужно выполнить все задания курса и пройти финальный тест.
- Бонусный модуль. Это полезная для участников курса тема обучения, интерес к которой мы подогреваем на протяжении всей программы, но открываем этот урок в конце лишь тем, кто завершил основной курс.
- Поддерживающие воркшопы. Их мы вводим в моменты спада групповой динамики. Дело в том, что групповая активность не может сохраняться всегда на одном уровне — у неё естественным образом случаются спады, ведь у людей есть ещё жизнь и работа за пределами нашей программы обучения. В период спада мы приглашаем коуча для проведения воркшопа по мотивации, он рассказывает, как найти в себе силы и мотивацию, когда кажется, что «всё, надоело, больше не могу».
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее