Что происходит в российском корпоративном обучении: находки, тренды и боли / Skillbox Media
Поговорили с основателем сообщества Digital Learning и организатором одноимённой премии о тенденциях индустрии, а также — о её отношениях с EdTech.
Содержание:
Три главных тренда корпоративного обучения
Павел, согласно опросам, проводимым Digital Learning, а также на основе опыта двух прошедших Премий, можно выделить несколько ключевых трендов в корпоративном обучении. За последние три года в российской практике произошли значительные изменения. Во-первых, наблюдается рост интереса к онлайн-обучению и смешанным форматам, что связано с необходимостью адаптации к удаленной работе. Во-вторых, компании все чаще внедряют персонализированные программы обучения, ориентированные на конкретные потребности сотрудников. В-третьих, акцент смещается на развитие мягких навыков, таких как коммуникация и критическое мышление, что актуально в условиях быстро меняющегося рынка. Эти изменения подчеркивают важность постоянного обновления подходов к обучению и повышению квалификации сотрудников.
Первый тренд, который можно выделить, связан с искусственным интеллектом. В настоящее время уже существуют примеры курсов, созданных с использованием ИИ, которые подаются на Премию Digital Learning. Искусственный интеллект активно применяется для разработки персонажей, дизайна и сторителлинга. Сегодня ИИ используется не только для создания контента, но и в виде ИИ-ботов, которые становятся неотъемлемой частью учебного процесса. По последним данным, около половины российских компаний либо экспериментируют с искусственным интеллектом, либо системно применяют его в обучении. Таким образом, искусственный интеллект уже не является просто трендом, а стал стандартом в сфере образовательных технологий.
Второй тренд в корпоративном обучении заключается в интеграции внешних онлайн-программ в собственные образовательные системы, каталоги и платформы компаний. Этот тренд начал проявляться в прошлом году, и в этом году мы уже фиксируем его активное развитие, количество кейсов увеличивается. Сотрудничество с EdTech стало актуальным, хотя еще два года назад подобных примеров практически не наблюдалось. На сегодняшний день, по результатам опросов, таких кейсов стало около семи процентов, что уже свидетельствует о положительных изменениях в подходах к обучению сотрудников.
Сотрудничество может проявляться в различных формах, включая совместные проекты, партнерство по обмену ресурсами и информацией, а также кооперацию в области исследований и разработок. На практике это может означать объединение усилий для достижения общих целей, таких как улучшение качества продукции или расширение рынка. Компании могут делиться опытом, знаниями и технологиями, что способствует повышению эффективности и инновационности. Кроме того, сотрудничество может включать совместные мероприятия, такие как семинары и конференции, где участники могут обмениваться идеями и находить новые пути для взаимодействия. Важно, чтобы стороны были открыты для диалога и готовы к взаимовыгодным решениям, что способствует созданию долгосрочных и продуктивных отношений.
В качестве примера успешного проекта, победившего в Премии 2023 года в категории «Образовательная экосистема», можно отметить «Маркетплейс обучения с рекомендательной системой» от компании Tele2. Этот проект представляет собой уникальный маркетплейс, который, подобно «Озону», предлагает широкий выбор обучающих материалов и курсов различных форматов. Система позволяет сотрудникам легко находить и выбирать подходящие онлайн-программы, как внутренние синхронные и асинхронные курсы, так и внешние курсы, а также книги. Пользователь может зарегистрироваться на интересующий его курс прямо в системе, и компания автоматически организует его обучение. Данный тренд в сфере образования способствует более эффективному развитию сотрудников и повышению их квалификации.
В последние годы в учебных процессах наблюдаются значительные изменения, связанные с внедрением новых технологий и подходов. Одним из ключевых трендов является использование цифровых платформ и онлайн-образования, которые делают обучение более доступным и гибким. Студенты могут выбирать удобное время и место для занятий, что повышает их мотивацию и вовлеченность.
Кроме того, активно применяется методика смешанного обучения, которая сочетает традиционные формы преподавания с онлайн-курсами. Это позволяет учителям адаптировать материалы под индивидуальные потребности учащихся и создавать более персонализированный подход.
Важным аспектом является также акцент на развитие навыков критического мышления и креативности. Учебные программы пересматриваются с целью интеграции практических заданий и проектов, которые способствуют глубокому пониманию материала.
Таким образом, образовательные процессы становятся более динамичными и ориентированными на потребности современного общества.
Третий заметный тренд заключается в том, что компании начали активно применять программы смешанного обучения. Мы внедрили специальную номинацию для этого направления еще в 2022 году, однако количество заявок на тот момент было значительно ниже по сравнению с другими категориями, а представленные проекты не отличались высокой качеством. С текущими изменениями в подходах к обучению наблюдается растущий интерес к смешанным форматам, что свидетельствует о готовности организаций к новым методам обучения.
Подтверждено, что компетенции в разработке образовательных программ различаются. Существуют специалисты, которые прекрасно создают онлайн-курсы, и те, кто мастерски работает в очном формате. Однако специалистов, которые уверенно владеют обоими подходами, недостаточно. Чаще всего наблюдается смешение различных форматов без четкого понимания их целей, что приводит к недостаточной глубине и ценности таких комбинаций. Необходимость в специалистах, способных объединить лучшие практики обоих форматов, становится все более актуальной для повышения качества образования.
В 2023 году мы наблюдали, как среди победителей и участников Премии осознанно внедряли смешанное обучение. Ясно видно, с какой целью и как это было реализовано. Этот тренд подтверждается результатами опросов, в которых многие респонденты отмечают, что уже используют комбинированные форматы обучения по мере необходимости. Смешанное обучение становится важным элементом образовательного процесса, позволяя эффективно сочетать традиционные и цифровые методы.
Переход на смешанное обучение вызывает интерес и обсуждения. Это не просто модное явление, а ответ на реальный запрос образовательного рынка. Смешанные программы обучения позволяют сочетать преимущества традиционных методов и онлайн-форматов, что делает обучение более гибким и доступным. Запрос на такие программы связан с необходимостью адаптации к новым условиям, технологическими изменениями и потребностями студентов. Современные обучающиеся ищут более индивидуализированные подходы, позволяющие совмещать учебу с работой или другими обязанностями. Смешанное обучение предоставляет возможность не только углубленного изучения материала, но и развития необходимых навыков в цифровом пространстве, что делает его актуальным и востребованным.
Это не просто тренд, а необходимость. Многие методологи сталкиваются с трудностями при переходе к проектированию таких программ из-за сложности их разработки, управления и поддержки. Здесь речь идет о глубоком понимании процесса, а не о временной моде. Это подтверждают примеры победителей и участников различных премий, которые демонстрируют, что для успешного обучения важно устанавливать личные связи между участниками программ, будь то через наставничество или стажировки. В некоторых случаях, особенно в распределенных командах, онлайн-форматы становятся неотъемлемой частью процесса, обеспечивая комфорт как для сотрудников, так и для преподавателей. Методологи уже осознают, какие форматы обучения наиболее эффективны, учитывая их преимущества и недостатки, и принимают обоснованные решения по их внедрению.
Запрос бизнеса на смешанный формат обучения стал актуальным. После 2020 года компании поняли, что, сократив расходы на очные мероприятия, они могут достичь аналогичных результатов в онлайн-формате. Если ранее необходимость проведения программы в онлайн-режиме требовала обоснования, то теперь основным вопросом становится оправдание очного формата, поскольку он влечет за собой дополнительные затраты.
Несмотря на ожидания, отката к исключительно очному обучению после пандемии и снятия ограничений не произошло. По данным опросов, только около 3% участников предпочитают полностью очный формат обучения. Остальные участники выбирают комбинированные подходы, сочетая различные форматы. Этот тренд подчеркивает необходимость адаптации образовательных программ к новым реалиям и предпочтениям учащихся. Комбинированное обучение становится актуальным решением для многих, позволяя гибко подходить к образовательному процессу.
Ознакомьтесь с дополнительными материалами:
Смешанное обучение сотрудников представляет собой уникальный подход, сочетающий традиционные методы обучения с современными цифровыми технологиями. Однако внедрение этого формата может столкнуться с определёнными трудностями. Одной из основных проблем является недостаток мотивации у сотрудников. Многие могут не воспринимать онлайн-компоненты обучения всерьёз или находить их менее эффективными по сравнению с классическими занятиями.
Для преодоления этой трудности важно создать привлекательную и интерактивную обучающую среду. Использование различных форматов контента, таких как видео, интерактивные задания и групповые проекты, может значительно повысить вовлечённость сотрудников. Также стоит уделить внимание индивидуальному подходу, позволяя каждому работнику выбирать темп и стиль обучения, который ему наиболее удобен.
Другой проблемой является необходимость технической подготовки. Не все сотрудники могут легко адаптироваться к использованию новых технологий. Для решения этой задачи стоит организовать предварительное обучение, которое поможет сотрудникам освоить необходимые инструменты. Регулярные тренинги и поддержка со стороны IT-отдела также будут полезными.
Кроме того, важно обеспечить постоянную обратную связь и оценку результатов обучения. Это не только помогает выявить слабые места в программе, но и способствует развитию культуры непрерывного обучения в компании. В конечном итоге, успешное внедрение смешанного обучения требует комплексного подхода, включающего мотивацию, техническую подготовку и систематическую оценку результатов.
Как сегодня отделы обучения взаимодействуют с бизнесом
С учетом современных трендов программы обучения становятся более сложными, и компании все чаще инвестируют в сторонние курсы. Это свидетельствует о том, что организации начинают выделять больше средств на обучение сотрудников. Можно сделать вывод, что взаимопонимание между бизнесом и отделами обучения и развития (L&D) улучшается. Это сотрудничество важно для повышения квалификации работников и достижения стратегических целей компании.
Сейчас наблюдается устойчивый тренд, связанный с повышением эффективности в корпоративном обучении. По результатам опросов и заявок на Премию, три года назад компании не могли должным образом обосновать эффективность своих отделов, продуктов и проектов. Метрики, которые использовались, чаще всего отражали интересы разработчиков образовательных программ, но не бизнес-цели. Например, индекс потребительской лояльности (NPS) или уровень завершения курсов были актуальны для EdTech, так как показывали вероятность возврата клиента и рекомендации курса друзьям. Однако для бизнеса это не имеет значения, поскольку он сам финансирует обучение своих сотрудников. Для компаний важны другие показатели, такие как изменения в поведении сотрудников и рост дохода. Это подчеркивает необходимость фокусироваться на результатах, которые непосредственно влияют на бизнес-показатели.
Три года назад на Премию подавали заявки, которые выглядели впечатляюще, но не демонстрировали реальной эффективности. Зачастую участники удивлялись, почему их высококачественные и дорогостоящие проекты не набрали максимальные баллы. Несмотря на их привлекательность, ни мы, ни представители бизнеса не смогли увидеть реальную эффективность этих проектов. Анализ опросов показал, что многие не углубляются в оценку эффективности, ограничиваясь лишь поверхностными данными о доходимости. Это подчеркивает важность не только красивых цифр, но и реальных результатов, которые могут продемонстрировать истинную ценность проекта.
В настоящее время количество подобных заявок остается на высоком уровне. Это свидетельствует о том, что интерес к данной теме не угасает, а наоборот, возрастает. Многие люди продолжают обращаться с запросами, что подтверждает актуальность проблемы.
Ситуация начала улучшаться еще в прошлом году, когда мы заметили растущий интерес к аналитике и соответствующим инструментам, таким как модель Киркпатрика, которая стала активно применяться. В текущем году большинство работ, представленных на Премию в категории эффективности, демонстрируют значительное углубление в анализ. Теперь участники уделяют этому вопросу не один слайд, а порой и половину всей презентации. Им важно продемонстрировать, что они согласовали свои действия с бизнесом, провели замеры, создали контрольные группы и внесли необходимые коррективы. Это уже свидетельствует о серьезной и системной работе в области оценки эффективности.
Опыт участников, которые неоднократно подают заявки на Премию, играет важную роль в успешности их проектов. Когда они демонстрируют своему бизнесу глубокое понимание своей деятельности и могут представить конкретные результаты, это создает взаимовыгодный эффект. Хотя расчет ROI в сфере обучения часто оказывается затруднительным, участники могут установить четкие цели, например, увеличить количество дополнительных предложений от операторов колл-центра. Если такой результат действительно достигается, и продажи растут, бизнес, как правило, готов выделить больше средств на реализацию новых учебных проектов. С каждым годом масштабы проектов участников Премии продолжают расти, что подтверждает эффективность их подхода.
Переделать текст под SEO важно для повышения видимости в поисковых системах. Оптимизированный контент должен быть информативным и соответствовать запросам пользователей. Убедитесь, что ключевые слова органично вплетены в текст, что улучшает его читаемость и привлекательность. Также стоит учитывать структуру текста: используйте подзаголовки, списки и выделения, чтобы сделать информацию более доступной. Обратите внимание на мета-теги и описание страницы, так как они играют важную роль в SEO.
Читайте также:
Измерение качества корпоративного обучения: четыре эффективных примера
Качество корпоративного обучения играет ключевую роль в развитии сотрудников и успехе компании в целом. Эффективные методики оценки позволяют выявить сильные и слабые стороны учебных программ. Рассмотрим четыре показательных кейса, которые иллюстрируют подходы к измерению качества обучения.
Первый кейс демонстрирует использование опросов и анкетирования сотрудников после завершения обучения. Этот метод позволяет собрать обратную связь о качестве материалов, уровне вовлеченности и полезности полученных знаний. Анализ результатов помогает адаптировать программы под реальные потребности обучаемых.
Во втором кейсе акцент делается на оценке производительности сотрудников до и после обучения. Сравнительный анализ результатов работы позволяет понять, насколько обучение повлияло на эффективность труда и какие навыки были усвоены. Этот подход дает возможность выработать стратегию дальнейшего обучения и развития.
Третий кейс рассматривает внедрение системы KPI (ключевых показателей эффективности) для оценки результатов обучения. Установление конкретных показателей помогает четко определить, какие аспекты обучения требуют улучшения и где достигнуты наилучшие результаты.
Четвертый кейс включает в себя использование технологий для мониторинга процесса обучения. Платформы e-learning с аналитическими инструментами позволяют отслеживать активность сотрудников, их успеваемость и вовлеченность в процесс. Это обеспечивает постоянный контроль за качеством обучения и возможность своевременной корректировки программ.
Измерение качества корпоративного обучения с помощью этих примеров помогает компаниям не только повысить эффективность своих сотрудников, но и улучшить общую атмосферу в коллективе, способствуя росту и развитию организации в целом.
Вопрос о системности применения данного подхода вызывает интерес. В настоящее время он активно используется не только в крупных компаниях, но и в малом и среднем бизнесе. Это стало возможным благодаря доступности технологий и инструментов, которые облегчают внедрение эффективных методов управления и оптимизации процессов. Многие организации осознают важность системного подхода для повышения конкурентоспособности и устойчивости на рынке. Системное применение данного метода позволяет не только улучшить внутренние процессы, но и значительно повысить качество обслуживания клиентов, что является ключевым фактором успеха в любой сфере.
Крупные корпорации, как правило, больше говорят о внедрении инноваций, но реже их реализуют. В таких компаниях работают высококвалифицированные специалисты с обширными знаниями, однако эффективность их работы зачастую оценивается и систематизируется лишь в рамках отдельных локальных проектов. Это происходит, когда существует значимый внутренний заказчик, который требует обоснования для выполнения определенных задач.
В крупных компаниях часто наблюдается отсутствие системного подхода к обучению сотрудников. Несмотря на наличие согласованного бюджета и договорённостей о необходимости функции обучения, процессы остаются неэффективными. Иерархия и сложная структура организации мешают внедрению целостной системы обучения, в результате чего образовательные инициативы функционируют в изолированном, идеализированном пространстве, не принося ожидаемых результатов. Чтобы повысить эффективность обучения, важно разработать стратегию, которая интегрирует образовательные процессы в общую структуру компании, учитывая её уникальные особенности и потребности.
В средних розничных сетях, таких как аптечные сети, наблюдается серьезный подход к измерению эффективности обучения сотрудников. В условиях высококонкурентного рынка, где необходимо быстро реагировать на изменения и иметь глубокие знания о большом количестве товарных позиций, обучение становится ключевым фактором успеха. В одной из таких аптечных сетей внедрены методы сравнения результатов обучения: анализируется, как различается эффективность работы сотрудников, прошедших обучение различными способами — онлайн и офлайн. Хотя эта сеть не является крупной корпорацией, она демонстрирует, что в средних компаниях, благодаря более тесным связям между подразделениями, можно легче выявлять системные кейсы и эффективно применять полученные знания на практике. Это подтверждает важность постоянного совершенствования образовательных программ для повышения конкурентоспособности бизнеса.
Необходимость подсчетов и доказательств эффективности обучения для бизнеса часто вызывает сомнения. Порой создается впечатление, что акцент на измерении влияния обучения на бизнес-метрики исходит больше от профессионалов в области обучения, чем от самих бизнес-стейкхолдеров. Однако для успешного развития компаний важно понимать, как образовательные программы влияют на производительность, мотивацию сотрудников и, в конечном итоге, на финансовые результаты. Эффективные измерения помогают выявить пробелы в знаниях, оптимизировать процессы и достигать стратегических целей. Поэтому внедрение систем оценки обучения является неотъемлемой частью современного бизнеса.
Партнёрство между бизнес-заказчиками и разработчиками образовательных программ является ключевым аспектом успешного обучения. Ответственность не может лежать исключительно на одной стороне. Как отметил Виталий Кураго, руководитель T&D-функции компании «Рольф», важно, чтобы бизнес не воспринимал обучение как разовое мероприятие, а активно участвовал в процессе. Эффективное сотрудничество способствует созданию качественных образовательных решений, которые соответствуют потребностям компании и способствуют достижению её целей.
Функция обучения должна вдохновлять на более глубокое погружение не только в свою специализацию, но и в бизнес в целом. Важно понимать его структуру, разбираться в причинах возникающих проблем и уметь демонстрировать, как обучение может помочь их решить. Кроме того, необходимо быть готовым предложить альтернативные решения, если они не связаны с обучением. Получив положительный результат, в будущем бизнесу не придется доказывать эффективность ваших подходов.
Бизнес — это, прежде всего, люди: руководители, менеджеры и сотрудники с их уникальными проблемами и задачами. Когда руководитель осознает, что отдел обучения и развития или конкретный специалист могут стать надежными партнерами, начинается продуктивное сотрудничество. В противном случае обучение остаётся бесполезным, как несуществующий элемент. Однако, когда обучение нацелено на решение реальных бизнес-проблем, вопрос «Зачем необходимо обучение?» теряет свою актуальность. Фокусируясь на конкретных потребностях и вызовах, обучение становится неотъемлемой частью успешной стратегии развития компании.
Евгений Уйхази, бывший директор по управлению талантами и развитию персонала «Билайн университета», в ответ на вопрос о методах оценки эффективности обучения в компании отметил, что если руководство начинает задавать вопросы о результатах обучения, это может свидетельствовать о проблемах. В таком случае, по его мнению, стоит задуматься о поиске нового места работы.
Если ваша работа необходима для оценки эффективности обучения, и без вашего участия никто не может определить, стало ли лучше или хуже, значит, что-то пошло не так. Вы выполняете свою работу на заказ, но результат остается неудовлетворительным и не вызывает никаких эмоций.
Читайте также:
Корпоративное обучение должно быть системным и интегрированным с бизнес-метриками для достижения максимальной эффективности. Чтобы достичь этого, важно начать с четкого определения целей обучения, которые должны соответствовать стратегическим задачам компании. Необходимо анализировать текущие бизнес-процессы и выявлять ключевые навыки, которые необходимо развивать у сотрудников.
Кроме того, важно внедрить систему оценки эффективности обучения. Это может включать в себя регулярные опросы сотрудников, оценку производительности до и после обучения, а также мониторинг ключевых показателей, таких как рост продаж или улучшение качества обслуживания клиентов.
Систематическое обучение должно быть доступно для всех сотрудников, включая адаптацию программ под разные уровни квалификации. Внедрение современных технологий, таких как онлайн-курсы и платформы для дистанционного обучения, может значительно улучшить доступность и качество подготовки.
Важно также создать культуру непрерывного обучения, где сотрудники будут мотивированы к развитию и получению новых знаний. Это можно сделать через программы наставничества, регулярные тренинги и семинары, а также путем поощрения инициативы сотрудников в обучении.
Оптимизация корпоративного обучения с учетом бизнес-метрик позволяет не только повысить квалификацию сотрудников, но и значительно увеличить общую продуктивность компании.
Павел, за два сезона вручения Премии Digital Learning, безусловно, были интересные кейсы. Некоторые проекты особенно запомнились благодаря своим инновационным решениям и успешным практикам. Например, выделяются проекты, которые внедрили современные технологии в образовательный процесс, что значительно улучшило качество обучения. Эти примеры показывают, как креативный подход и использование цифровых инструментов могут трансформировать традиционное обучение в более эффективный и увлекательный процесс.
Первый проект, который стоит отметить, — это курс по модерации сообществ, включая родительские и соседские чаты. Хотя он не стал победителем Премии, его концепция привлекла внимание многих членов жюри. Обучение было организовано в формате бота в Telegram, что создавало ощущение участия в живом чате и позволило учащимся отрабатывать практические навыки на реальных кейсах. Такой подход к обучению, когда процесс проходит в привычной среде, с которой студенты будут работать в будущем, делает его особенно эффективным. Несмотря на простоту идеи, реализация курса была выполнена на высоком уровне, и я сам был погружен в этот процесс.
Я уже упоминал о втором проекте — маркетплейсе Tele2. Это решение ожидалось мной долгое время, и, наконец, оно стало реальностью. Появление такого маркетплейса открывает новые возможности для пользователей и бизнеса, позволяя им взаимодействовать на одной платформе. Tele2 демонстрирует, как современные технологии могут улучшить опыт покупки и продаж, предлагая удобные инструменты для всех участников рынка.
Мне приятно отмечать, как изменяются одни и те же участники с течением времени. Например, компания Fresh Auto на первой Премии заняла не самые высокие позиции, однако в 2023 году она поднялась на второе место. Это произошло благодаря вниманию к опыту других участников, полученной обратной связи и усердной работе над улучшением своего проекта. Такой подход позволяет им достигать новых высот и устанавливать высокие стандарты в своей сфере.
Что в корпоративном обучении не меняется, хотя стоило бы
В ходе нашего обсуждения изменений и трендов в корпоративном обучении, стоит обратить внимание на устаревшие практики, которые требуют обновления. Несмотря на очевидные преимущества современных методов обучения, некоторые компании продолжают использовать традиционные подходы, которые не соответствуют современным требованиям. Необходимость обновления таких практик обусловлена изменениями в бизнес-среде и потребностями сотрудников. Важно внедрять инновационные технологии и адаптировать программы обучения к актуальным вызовам, чтобы обеспечить эффективность и вовлеченность обучаемых.
В корпоративном обучении по-прежнему существует мнение, что контент необходимо создавать самостоятельно, так как никто не будет его искать и приобретать. За последние три года мы наблюдаем отсутствие видимого прогресса в этом вопросе. Напротив, все больше специалистов утверждают, что разрабатывают контент своими силами. Приводятся различные причины: недоверие к экспертности внешних подрядчиков, сомнения в их методологиях, необходимость кастомизации под уникальные условия компании, а также аргументы о различиях в культуре и спецификациях. На мой взгляд, это приводит к неэффективному расходованию ресурсов. Вместо того чтобы разрабатывать новый курс по деловой переписке, компании могли бы рассмотреть возможность приобретения готового контента, что позволило бы сэкономить время и усилия.
Ситуация с внедрением новых технологий в области обучения и развития (L&D) в России схожа с зарубежной практикой. Последние отчеты британских консалтинговых компаний показывают, что многие компании не спешат адаптировать современные инструменты и технологии для улучшения своих L&D-функций. В России наблюдается аналогичная тенденция, когда организации проявляют осторожность к внедрению инновационных решений. Это может быть связано с недостатком информации о преимуществах новых технологий, а также с опасениями о сложности их интеграции в существующие процессы. Необходимость адаптации технологий для повышения эффективности обучения становится всё более актуальной, и компании должны осознавать важность инвестирования в L&D, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке.
Использование платформ для синхронного обучения вызывает определенные трудности. Например, Zoom, который многие компании начали использовать для обучения сотрудников, изначально не предназначался для этих целей. Вместо этого существуют специализированные учебные платформы, такие как MTS-Link (ранее известный как Webinar) и Training Space. Эти платформы предлагают не просто лекции с презентациями, а целую методологию, включающую специализированные инструменты для онлайн-обучения. Они позволяют сделать процесс обучения более живым и интерактивным, что значительно повышает его эффективность.
Несмотря на наличие различных платформ для онлайн-обучения, Zoom продолжает оставаться предпочтительным выбором для корпоративного обучения, и в этом году его используют около 50% обучающихся. Хотя Zoom внедрил дополнительные функции, такие как виртуальные комнаты, его основное применение в процессе обучения остается неизменным. Чаще всего его используют для презентаций и лекций, где преподаватели просто делятся информацией, часто прибегая к голосованиям и интерактивным элементам в чате. Это подчеркивает важность простоты и доступности платформы, что делает Zoom удобным инструментом для реализации корпоративных образовательных программ.
Это свидетельствует о том, что, хотя мы и перешли в онлайн, многие аспекты этого формата остаются на начальном уровне. Я ожидал, что после появления трудностей с оплатой Zoom в России ситуация изменится, но, к сожалению, этого не произошло. Платформа продолжает оставаться популярной, несмотря на существующие проблемы.
Существуют дополнительные ключевые проблемы в сфере технологий, которые требуют внимания. Одной из таких проблем является кибербезопасность, которая становится всё более актуальной в условиях увеличения числа кибератак. Также важной темой является необходимость адаптации к быстро меняющимся технологиям, что требует от компаний постоянного обновления своих знаний и навыков. Не менее значима проблема цифрового неравенства, которая ведет к ограниченному доступу к технологиям для определённых групп населения. Эти и другие вопросы требуют комплексного подхода и инновационных решений для обеспечения устойчивого развития в технологической сфере.
Проблема построения образовательных экосистем в контексте IT-инфраструктуры является актуальной и требует внимания. На сегодняшний день многие образовательные платформы, такие как WebSoft или iSpring, успешно закрывают основные нужды пользователей. Однако они не всегда могут адаптироваться к новым трендам и специфическим ожиданиям клиентов. С появлением новых сервисов, например, для создания квизов или поддержки смешанных программ, таких как Eventicious, возникает необходимость интеграции этих решений с основными образовательными платформами. К сожалению, вендоры не всегда ориентированы на эту интеграцию, что создает неудобства для пользователей, вынужденных переключаться между различными системами. Эффективное решение этой проблемы позволит улучшить пользовательский опыт и повысить эффективность образовательных процессов.
Ситуация ухудшается, когда создатели образовательных сервисов осознают, что их ниша ограничена и стремятся расширить свою аудиторию. В результате они начинают позиционировать себя как универсальные платформы для обучения, добавляя множество функций. Это создает проблемы для компаний-пользователей, которые еще не завершили интеграцию с уже существующей системой управления обучением (LMS). Появление дополнительных платформ вызывает вопросы у IT-отделов и служб безопасности: зачем использовать три похожие платформы для обучения? Необходимо объяснить, что хотя функции этих платформ могут пересекаться, каждая из них предлагает уникальные возможности, которые могут быть критически важны для различных аспектов обучения.
Переделайте текст, чтобы он соответствовал теме и был оптимизирован для SEO. Сохраняйте основной смысл и избегайте добавления ненужных деталей. Убедитесь, что текст остается информативным и релевантным.
EdTech-сервисы для корпоративного обучения становятся настоящим «зоопарком решений» из-за разнообразия доступных инструментов и платформ. В условиях быстрого развития технологий и увеличения потребностей в обучении внутри компаний, организации сталкиваются с необходимостью выбора среди множества предложений. Это приводит к фрагментации образовательного процесса и снижению его эффективности.
Разнообразие EdTech-решений включает в себя платформы для онлайн-курсов, системы управления обучением (LMS), инструменты для совместной работы и многое другое. Компании стремятся интегрировать разные решения, чтобы удовлетворить уникальные потребности своих сотрудников. Однако такой подход часто создает сложные и непоследовательные системы, что затрудняет доступ к обучению и снижает его качество.
Чтобы избежать превращения корпоративного обучения в «зоопарк решений», организациям необходимо тщательно анализировать свои потребности, выбирать интегрированные решения и обеспечивать единый подход к обучению. Это позволит оптимизировать процессы и повысить эффективность образовательных инициатив, а также улучшить вовлеченность сотрудников в процесс обучения.
Разработка программ обучения для внутрикорпоративных курсов также подвержена влиянию этого хаоса. Непредсказуемые изменения в требованиях и условиях работы могут затруднить создание структурированных и эффективных учебных материалов. Постоянные изменения в бизнес-процессах и ожиданиях сотрудников требуют гибкости и адаптации программ обучения, что делает процесс более сложным. Важно учитывать эти факторы, чтобы обеспечить актуальность и эффективность курсов, способствующих развитию профессиональных навыков и повышению производительности внутри компании.
Сложно удержать в голове структуру обучения, когда программа разбросана по различным сервисам. Оптимально, чтобы пользователи могли бесшовно переходить между ними. Однако сбор статистики о процессе обучения становится затруднительным, когда сервисы не интегрированы между собой, особенно учитывая, что они часто конкурируют. Этот хаос наблюдается как в крупных, так и в небольших компаниях, и ситуация продолжает ухудшаться. Остановиться на одном сервисе сложно, поскольку это может привести к утрате эффективных инструментов для обучения.
Я веду общение с представителями EdTech-сервисов, стараясь донести до них важность понимания потребностей заказчиков. Создание хаоса в образовательных технологиях негативно сказывается на пользователях. Однако многие предпочитают другой подход: надеяться, что со временем они станут настолько востребованными, что пользователи будут выбирать только их платформу, а другие уйдут на задний план. Этот подход, безусловно, рискованный и может привести к нежелательным последствиям. Сосредоточение на потребностях клиентов и создание удобного и интуитивного интерфейса должно быть в центре их стратегии.
Как сегодня работают L&D-специалисты и чему они сами учатся
В сфере обучения и развития (L&D) или обучения и повышения квалификации (T&D) изначально работали специалисты из смежных областей, что приводило к недостатку опыта в обучении. Однако за последние годы наблюдается значительный прогресс в методологиях, используемых в данной области. Многочисленные тренинги и курсы для профессионалов позволили улучшить качество учебных продуктов. Это подтверждается ростом интереса к современным методам обучения и внедрением инновационных технологий. Таким образом, можно утверждать, что уровень профессионализма в L&D и T&D значительно возрос, что способствует созданию более эффективных и качественных образовательных материалов.
Большинство специалистов в сфере корпоративного обучения пришли в эту область не из традиционного образования. Каждый из них имеет уникальный опыт и индивидуальный путь. Однако именно те, кто по-настоящему увлечен своей работой, остаются надолго. Они продолжают развиваться, повышая свою экспертность, и искренне отдаются своему делу.
Индустрия обучения и развития (L&D) продолжает эволюционировать и расти. Всего 10-20 лет назад такая специальность, как L&D, не существовала, а до 1990-х годов в России не было развитого бизнеса. На государственных предприятиях существовали свои программы обучения и развития, но они имели иную структуру, например, госзаказ для вузов был распространён. В настоящее время бизнес сталкивается с проблемой: новые сотрудники не обладают необходимыми навыками, и требуется их переобучение. Мы наблюдаем, как на основе прошедших циклов обучения формируется зрелость в нашей области, и опыт накапливается. Таким образом, индустрия L&D фактически заново зарождается и адаптируется к современным требованиям.
Возможно, через 10-15 лет в этой сфере будет значительно больше специалистов, которые целенаправленно выбрали данное направление и активно развиваются в нем. В настоящее время в вузах начинается подготовка кадров, и новое поколение специалистов приходит с уже готовыми знаниями и навыками, что позволяет избежать повторного изобретения колеса. Это создает более благоприятные условия для развития отрасли и повышения её конкурентоспособности.
В работе внутренних специалистов по обучению и развитию существует несколько ключевых проблем, помимо постоянной нехватки бюджетов и времени на обучение сотрудников. Одной из основных болевых точек является недостаток четкой стратегии и целей в области обучения. Часто программы обучения не соответствуют реальным потребностям бизнеса и не учитывают индивидуальные особенности сотрудников.
Кроме того, важным аспектом является отсутствие системной оценки эффективности обучающих мероприятий. Без анализа результатов сложно понять, какие методы работают, а какие требуют доработки. Это также приводит к снижению мотивации сотрудников, которые не видят практической пользы от обучения.
Еще одной проблемой является ограниченный доступ к современным обучающим ресурсам и технологиям. В условиях быстро меняющегося рынка важно, чтобы специалисты имели доступ к актуальной информации и могли адаптировать свои знания под новые вызовы.
Внутренним специалистам по обучению также часто не хватает взаимодействия с другими подразделениями. Отсутствие коммуникации может привести к тому, что обучающие программы будут разрабатываться изолированно и не будут учитывать реальный контекст работы сотрудников.
Таким образом, для улучшения работы специалистов по обучению и развитию необходимо сосредоточиться на создании четкой стратегии, анализе эффективности программ, доступе к современным ресурсам и налаживании взаимодействия между подразделениями.
В каждой компании существует множество направлений и подразделений, которые стремятся донести до сотрудников свои идеи и достижения. Это создает конкуренцию за внимание, так как каждое из них хочет продемонстрировать свою значимость. В результате возникает борьба за «эфир», когда каждая команда пытается привлечь интерес коллег и выделить свои приоритеты. Важно находить баланс между этими запросами, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие и обмен информацией внутри организации.
Отделу обучения приходится конкурировать с множеством факторов, включая обилие информации, с которой сталкиваются сотрудники. В условиях удаленной работы это становится особенно актуальным. Сотрудники могут оказаться в окружении множества чатов и уведомлений, что затрудняет сосредоточение на обучении и профессиональном развитии. Эффективная организация образовательного процесса в таких условиях требует от отдела обучения применения современных технологий и методов, чтобы привлечь внимание сотрудников и обеспечить их вовлеченность.
Современные обучающие системы требуют использования новых инструментов, привлекательного дизайна и высокого уровня юзабилити. Пользователи уже осознают, что такое качественный продукт, и если им предложить устаревшую или неудобную LMS, это негативно скажется на их восприятии отдела обучения. В одной компании я столкнулся с ситуацией, когда инструкции по открытию и закрытию курса были представлены в виде отдельных файлов. Это создает значительные трудности для тех, кто не может разобраться с такими задачами. Поэтому важно обеспечивать современный и интуитивно понятный интерфейс, чтобы повысить удовлетворенность пользователей и эффективность обучения.
Три ключевых принципа, которые L&D могут перенять у маркетологов
В сфере обучения и развития (L&D) существует множество подходов, которые можно заимствовать у маркетинга для повышения эффективности программ обучения. Во-первых, понимание целевой аудитории является основополагающим. Маркетологи тщательно исследуют потребности и интересы своей аудитории, что позволяет им создавать более эффективные кампании. Аналогично, L&D должно сосредоточиться на анализе потребностей сотрудников, чтобы разрабатывать программы, которые действительно помогают в развитии навыков.
Во-вторых, использование данных и аналитики — еще один принцип, который стоит перенять. Маркетологи активно используют метрики для оценки эффективности своих стратегий. L&D также должно внедрять системы аналитики, которые помогут отслеживать прогресс сотрудников и оценивать результаты обучения. Это позволит вносить изменения в программы на основе реальных данных и улучшать их качество.
Наконец, создание привлекательного контента — это третий принцип. Маркетологи знают, как важен интересный и вовлекающий контент для привлечения аудитории. L&D может использовать аналогичные методы, чтобы сделать обучение более увлекательным и эффективным. Разработка интерактивных материалов, использование мультимедиа и элементов gamification способствуют повышению вовлеченности сотрудников в процесс обучения.
Перенимая эти три принципа у маркетологов, L&D сможет значительно повысить качество своих программ и сделать обучение более целенаправленным и результативным.
L&D-специалисты сегодня проявляют особый интерес к темам, связанным с развитием профессиональных навыков и внедрением современных обучающих технологий. В числе популярных направлений можно выделить адаптивное обучение, которое позволяет персонализировать образовательный процесс в зависимости от потребностей каждого сотрудника. Также актуальны темы использования искусственного интеллекта в обучении, что открывает новые горизонты для создания интерактивного контента и анализа данных об успеваемости. Другим важным направлением является развитие навыков цифровой грамотности, необходимых для работы в условиях быстро меняющейся технологической среды. Эти темы не только способствуют профессиональному росту L&D-специалистов, но и помогают организациям оставаться конкурентоспособными на рынке.
В прошлом году мы провели небольшой кастдев и, несмотря на то, что не обнаружили значительных нововведений, мы зафиксировали интерес к расширению знаний в смежных областях. Например, многие выразили потребность в обучении управлению проектами, как в классическом формате, так и в рамках методологии Agile. Некоторые стремятся развиваться в программировании, другие — в дизайне. Мы также заметили, что L&D-специалисты заинтересованы в освоении смежных профессий, которые могут укрепить их текущие навыки и повысить профессиональную ценность.
Чем выше находится L&D-специалист на карьерной лестнице, тем большую ценность приобретают гибкие навыки. Умение убеждать, активно слушать, доносить свою точку зрения и взаимодействовать с бизнес-стейкхолдерами становятся ключевыми для успешной карьеры в этой области. Специалисты, не осознающие важности этих навыков и полагающиеся исключительно на «хард» компетенции, сталкиваются с трудностями в карьерном росте. Они продолжают удивляться, почему их карьера стагнирует, оставаясь на одних и тех же позициях в разных компаниях. Развитие мягких навыков является критически важным для достижения успеха в L&D и построения эффективного сотрудничества с коллегами и партнёрами.
Переделанный текст:
Обязательно ознакомьтесь с дополнительными материалами:
L&D-специалисту необходимо обладать рядом навыков, помимо проектирования учебных программ. Важным аспектом является умение анализировать потребности обучающихся и организации. Это включает в себя исследование текущих навыков сотрудников и выявление пробелов в знаниях, что позволяет создавать целевые и эффективные курсы.
Кроме того, L&D-специалист должен знать современные методы и технологии обучения, включая e-learning и смешанное обучение. Это знание помогает разрабатывать интерактивные и увлекательные программы, которые повышают вовлеченность участников.
Коммуникационные навыки также играют ключевую роль. Специалист должен уметь эффективно взаимодействовать с различными заинтересованными сторонами, включая руководство, сотрудников и внешних поставщиков обучения. Умение четко доносить идеи и объяснять сложные концепции способствует успешной реализации учебных проектов.
Не менее важным является управление проектами. L&D-специалист должен уметь планировать, организовывать и контролировать процесс обучения, обеспечивая соблюдение сроков и бюджета. Это включает в себя также оценку результатов обучения и постоянное улучшение программ на основе обратной связи.
Таким образом, для успешной работы L&D-специалисту необходимо сочетание аналитических, технических и межличностных навыков, что позволит создавать качественные и результативные обучающие решения.
Опросы Digital Learning и «Эквио», проведенные в предыдущие годы, подтвердили, что специалист по обучению выполняет множество ролей и обязанностей. Вопрос о том, сохраняется ли необходимость в универсальных специалистах в данной области, остается актуальным. В условиях быстро меняющихся технологий и методов обучения, универсальность и способность адаптироваться к новым вызовам становятся ключевыми качествами для профессионалов в сфере образования. Специалисты должны уметь применять разнообразные подходы и инструменты, чтобы эффективно решать задачи и повышать качество обучения.
Многофункциональные специалисты, работающие в небольших компаниях, часто находят свою нишу, углубляясь в одну из ролей. Однако есть и те, кто продолжает выполнять все задачи самостоятельно. В небольших организациях, где важно учитывать каждую копейку, такой универсальный подход становится особенно ценным. Компании, стремящиеся закрыть разнообразные потребности, охотно принимают специалистов, способных справляться с несколькими обязанностями одновременно.
Да, это неизбежно. Вероятно, со временем некоторые функции L&D упростятся, а часть из них перейдет на аутсорсинг. Возможно, будет сокращено количество внутренних курсов, и внимание сосредоточится на более приоритетных задачах. Тем не менее, в ближайшее время текущая ситуация останется стабильной. Современные обучаемые должны обладать универсальными навыками, так как существует множество технологий и разнообразных запросов.