Судьба LXP: почему эти системы, похоже, оказались всего лишь хайпом / Skillbox Media
То ли они не оправдали ожиданий корпоративного обучения, то ли корпоративное обучение на самом деле в таких системах и не нуждалось.
Чего ждали от LXP и почему затея провалилась
Изначально LXP-провайдеры представляли свои платформы как инновационный способ обучения сотрудников. В отличие от традиционных методов, которые включают обязательные курсы, акцент делается на потребности и интересы самого учащегося. Платформы предлагают удобный и интуитивно понятный интерфейс, что делает процесс обучения более доступным и привлекательным. Применяемые подходы являются неформальными и ориентированными на личные предпочтения пользователей. Функционал платформы включает в себя разнообразные инструменты, которые помогают адаптировать обучение под индивидуальные цели и задачи, обеспечивая тем самым более эффективное усвоение материала и развитие навыков.
- Фокус на навыках — как с привязкой, так и без привязки к конкретной роли.
- Возможность выбирать обучение — если в традиционных LMS-системах конкретные курсы и тренинги сотрудникам назначали менеджеры по обучению и развитию, то в LXP контент автоматически подбирает сама система на основе данных о конкретных учащихся.
- Большие библиотеки контента от сторонних провайдеров — Крейг Вайс отмечает, что на первых порах LXP включали предложения минимум от десяти сторонних поставщиков, подходящие под разный бюджет (в том числе с бесплатными опциями).
- Система рекомендаций, сгруппированных в плейлисты и подборки по разным принципам — от нужных навыков и знаний до самого популярного контента.
Читать также:
Корпоративное обучение становится все более важным аспектом развития бизнеса. В современных условиях организации стремятся использовать новейшие технологии для повышения эффективности обучения сотрудников. Рассмотрим шесть самых перспективных технологий, которые могут значительно улучшить процесс корпоративного обучения.
Во-первых, виртуальная реальность (VR) и дополненная реальность (AR) открывают новые горизонты для обучения, позволяя сотрудникам погружаться в иммерсивные ситуации. Это особенно актуально для тренингов, связанных с безопасностью, продажами и обслуживанием клиентов.
Во-вторых, искусственный интеллект (AI) позволяет создавать персонализированные учебные программы, анализируя данные о производительности сотрудников. Это помогает адаптировать содержание курсов под индивидуальные потребности и уровень знаний каждого сотрудника.
Третья технология – мобильное обучение. С помощью мобильных приложений сотрудники могут получать доступ к учебным материалам в любое время и в любом месте. Это особенно удобно для организаций с удаленными командами.
Четвертая перспектива – использование платформ для онлайнового обучения. Эти платформы позволяют проводить обучение в формате вебинаров, что делает процесс более гибким и доступным. Сотрудники могут учиться в удобное для них время и получать обратную связь от тренеров.
Пятая технология – геймификация. Внедрение игровых элементов в обучение помогает повысить мотивацию сотрудников. Конкурсы, баллы и награды делают процесс обучения более увлекательным и эффективным.
Наконец, анализ больших данных (Big Data) в обучении позволяет организациям оценивать эффективность программ и выявлять области для улучшения. Сбор и анализ данных о предпочтениях сотрудников и результатах обучения помогает компаниям оптимизировать свои подходы к обучению.
Таким образом, применение этих шести технологий в корпоративном обучении способствует повышению эффективности, вовлеченности и удовлетворенности сотрудников, что в конечном итоге приводит к росту продуктивности и конкурентоспособности бизнеса.
Автор статьи утверждает, что одно из предложений оказалось маркетинговой уловкой. Менее чем за год обязательное обучение, по словам Крейга Вайса, «вышло за дверь и вернулось через окно». Например, идея индивидуальных плейлистов, основанных на рекомендациях, не сработала, потому что в списках рекомендованных материалов доминировали обязательные курсы, а не те, которые действительно интересуют и помогают пользователям. Некоторые платформы решили отключить эту функцию, в то время как другие передали её разработку искусственному интеллекту. Однако, если алгоритм разрабатывается сторонним провайдером, заказчик рискует получить неэффективные рекомендации, которые не соответствуют интересам сотрудников, как отмечает Крейг Вайс. Это подчеркивает важность создания персонализированного обучения, которое будет учитывать реальные потребности и интересы пользователей.
Библиотеки курсов в LXP, и на платформах, которые себя таковыми называют, значительно сократились. Даже возможность их использования доступна не везде. Это важный момент, поскольку на зарубежном рынке, в отличие от российского, существует множество провайдеров корпоративного контента с широким разнообразием. В таких условиях компании реже создают собственный контент.
Ключевая проблема заключается в том, что само понятие LXP стало инструментом маркетинга. Платформы, которые позиционируют себя как LMS, уже включают некоторые функции LXP, тогда как многие платформы, заявляющие о себе как о LXP, могут не обладать этими функциями. Название используется свободно, но на самом деле настоящих «учебных платформ на основе опыта» крайне мало, как утверждает Крейг Вайс. Это создает путаницу для пользователей, которые ищут эффективные решения для обучения. Важно понимать различия между LMS и LXP, чтобы выбрать подходящую платформу, соответствующую потребностям организации.
LXP можно сравнить с революционными телевизионными каналами, которые на момент своего появления выделялись уникальным контентом и инновационным подходом к вещанию. В США таким примером является MTV, а в России — канал «2×2», который, вероятно, помнят многие миллениалы. Однако со временем эти каналы трансформировались, заменив оригинальную концепцию на стандартные форматы с ток-шоу, рекламой и редкими вкраплениями прошлых успешных программ. Аналогичным образом развивается и рынок учебных платформ. Важно, чтобы современные образовательные системы не теряли свою изначальную креативность и продолжали предлагать пользователям актуальный и разнообразный контент, способствующий эффективному обучению и развитию.
Система изначально обещала стать инновационной и эффективной. Она была представлена как обучающая платформа с уникальным подходом. Однако разработчики не смогли реализовать свой потенциал, сосредоточившись на формальном обучении и игнорируя потребности учащихся и гибкие методы обучения. Крейг Вайс подчеркивает, что это привело к утрате первоначальной идеи, что негативно сказалось на эффективности системы.
Какова судьба LXP на российском рынке
В России платформы LXP (Learning Experience Platform) изначально не снискали такой популярности, как в других странах. Это связано с особенностями местного рынка, где многие компании предпочитают разрабатывать собственные системы дистанционного обучения и контент к ним. Кроме того, доля бизнеса, активно использующего централизованные системы для онлайн-обучения, остается относительно невысокой. В результате, внедрение LXP в российском сегменте происходит медленнее, чем за рубежом, где подобные решения уже зарекомендовали себя как эффективные инструменты для повышения качества обучения и развития сотрудников.
Провайдеры предлагают не только LXP, но и комбинированные решения, в которые обязательно включено обучение. Это делает российский и зарубежный рынки схожими. Эксперт в области корпоративного обучения и основатель сообщества Digital Learning Павел Безяев в комментарии для Skillbox Media подчеркивает, что платформы, изначально позиционировавшиеся как LXP, на самом деле предоставляют функции, удобные для пользователей LMS. Это указывает на тенденцию к интеграции различных образовательных инструментов, что позволяет организациям более эффективно управлять процессами обучения и развития сотрудников.
Павел подчеркивает, что не стоит ожидать быстрого расцвета систем LXP. Он считает, что в ближайшем будущем скорее ускорится развитие уже популярных LMS, которые будут интегрированы с искусственным интеллектом. Эти LMS станут аналогом LXP, предлагая функционал рекомендательного обучения и индивидуальные образовательные траектории. Эксперт отмечает, что такой подход позволит улучшить качество обучения и сделать его более персонализированным.