EdTech #Статьи

20 июня, 2025

Тренды 2023 года для ДПО: мнения игроков рынка EdTech / Skillbox Media

Представители индустрии рассказали, какие тенденции проявились в уходящем году и перейдут в 2024-й.

Что будет со спросом на курсы по профессиям и навыкам

Эксперты рынка EdTech ожидают его значительный рост. Дмитрий Крутов прогнозирует увеличение на 15-20%. Несмотря на предстоящие сложности, связанные с ключевой ставкой, которые могут повлиять на масштабирование и возможности рассрочек для клиентов, рынок продолжит развиваться. Успех EdTech-компаний будет зависеть от их способности адаптироваться к меняющимся условиям и находить инновационные решения для привлечения и удержания пользователей.

Рост сектора EdTech может быть ограничен общим снижением покупательной способности населения. Однако данный сегмент продолжает привлекать новых студентов, так как все больше людей осознают его значение как важного инструмента социальной мобильности для взрослых. Этот аспект становится всё более актуальным, и ожидается, что данная тенденция сохранится и в 2024 году.

Генеральный директор Skillbox уверен в значительном потенциале для роста образовательных компаний, так как рынок ещё не полностью охвачен, а работа ведётся с ограниченной аудиторией. Одним из направлений для расширения является увеличение сегмента пользователей старше 35 лет. Это связано с изменением восприятия возможного освоения новой профессии в этом возрасте, что может привести к изменению жизни и увеличению дохода. Однако основной потенциал для роста, по мнению Дмитрия Крутова, заключается в фокусировке на формальном образовании, включая колледжи и вузы. Он прогнозирует, что EdTech-бизнес будет активно развиваться в этом направлении. «Это касается не только высшего и среднего профессионального образования, но и расширения в области дополнительного профессионального образования», — добавляет он.

Марианна Снигирёва прогнозирует рост рынка EdTech в 2024 году на уровне 15–20%. Она отмечает, что потребность в подготовке диджитал-кадров остаётся актуальной, однако эффект пандемии, который способствовал значительному увеличению интереса к онлайн-образованию, постепенно уходит в прошлое. CEO компании «Нетология» подчеркивает, что почти все россияне — 99% — осведомлены о возможности онлайн-обучения. Однако число желающих пройти курсы не увеличивается, а даже немного снижается. Это связано с несколькими факторами: часть аудитории уже реализовала свои образовательные планы, а некоторые россияне продолжают испытывать недоверие к онлайн-программам из-за негативного личного опыта или плохих отзывов от других студентов. Кроме того, в текущем году наблюдается снижение уровня безработицы, что также снизило интерес к получению диджитал-профессий.

Суровая реальность российского lifelong learning: причины, по которым взрослые россияне продолжают обучение или отказываются от него

В России концепция lifelong learning становится все более актуальной. Взрослые россияне сталкиваются с необходимостью постоянного самообразования, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке труда. Однако многие из них по-прежнему не принимают участие в обучении.

Основные причины, по которым россияне продолжают учиться, включают желание улучшить свои профессиональные навыки, сменить сферу деятельности или адаптироваться к изменениям в мире технологий. Современные работодатели все чаще ищут кандидатов с актуальными знаниями и умениями, что подталкивает людей к обучению.

С другой стороны, существует множество факторов, препятствующих обучению. Это может быть нехватка времени, финансовые ограничения или недостаток информации о доступных образовательных программах. Кроме того, некоторые взрослые россияне могут не осознавать важность постоянного обучения или бояться перемен.

Таким образом, для успешного развития концепции lifelong learning в России необходимо преодолеть барьеры, мешающие взрослым людям заниматься самообразованием. Акцент на доступности, качестве и разнообразии образовательных возможностей поможет привлечь большее количество людей к обучению и повысить общий уровень знаний в стране.

Илья Курмышев связывает увеличение спроса на диджитал-услуги с нехваткой квалифицированных специалистов в этой области. В условиях растущей конкуренции и стремительного развития технологий компании сталкиваются с трудностями в поиске подходящих кадров. Это создает благоприятные условия для роста рынка и увеличивает потребность в обучении и подготовке новых диджитал-специалистов.

Мы ожидаем увеличения спроса на специалистов, поскольку в цифровой экономике продолжается нехватка кадров. Классическое университетское образование не в состоянии быстро закрыть этот пробел. Увеличение потребности на рынке и перспективы трудоустройства в цифровых отраслях будут стимулировать людей к смене профессии и освоению новых навыков в программировании, анализе данных, маркетинге, менеджменте и веб-дизайне. Во второй половине 2023 года мы наблюдали рост числа людей, готовых к смене работы и обучению в этих востребованных областях.

Павел Мосейкин утверждает, что рынок дополнительного профессионального образования (ДПО) продолжит демонстрировать рост. В то же время он отмечает, что рынок EdTech в целом, включая ДПО, достиг стадии зрелости, что приводит к проявлению сезонных колебаний. Третий и четвёртый кварталы традиционно становятся наиболее активными периодами для EdTech и ДПО, поскольку с приближением осени люди начинают задумываться о повышении квалификации, что вызывает рост спроса на образовательные продукты во всех сегментах. Павел прогнозирует, что по итогам года сегмент ДПО сохранит ведущие позиции по объёму выручки — согласно данным Smart Ranking, он уже занимает лидирующие позиции в первые три квартала. Ожидается, что к концу 2023 года сегмент продолжит показывать положительную динамику роста, составив около 30%.

Холдинг Ultimate Education ожидает, что положительная динамика в сфере взрослого профессионального образования сохранится в следующем году. Спрос на такие образовательные программы остается высоким благодаря дефициту кадров на рынке труда и растущему интересу россиян к смене профессии и повышению квалификации. Павел Мосейкин и Дмитрий Крутов выделяют ключевые факторы, способствующие росту спроса. Среди них — активное распространение концепции lifelong learning, или обучения на протяжении всей жизни, а также изменчивость рынка труда, которая требует постоянного повышения квалификации и готовности к смене профессии. Эти тенденции создают благоприятные условия для развития профессионального образования и повышения конкурентоспособности специалистов.

Кадр: фильм «Статус Брэда» / Sidney Kimmel Entertainment / Plan B Entertainment

Денис Гузеев ожидает положительной динамики на рынке, связанной с стремлением людей адаптироваться к новым условиям. Однако он предупреждает, что в отдельных нишах возможен переход от роста к стагнации. Это подчеркивает необходимость внимательного мониторинга изменений в различных секторах, чтобы своевременно реагировать на возникающие вызовы.

Анализируя отдельные сегменты, такие как обучение программированию, можно заметить признаки стагнации спроса. В период с апреля по июль 2023 года наблюдалось снижение интереса аудитории к данному направлению. Однако с августа 2023 года спрос начал восстанавливаться и демонстрировать рост по сравнению с тем же периодом прошлого года. Основными факторами, способствующими стагнации, являются уход многих зарубежных работодателей с российского рынка и сокращение найма начинающих специалистов российскими компаниями.

Денис отмечает, что на рынке труда, особенно в сфере IT, по-прежнему существует нехватка квалифицированных специалистов. В связи с этим он считает, что одним из ключевых факторов роста может стать акцент на повышении квалификации и предоставлении практико-ориентированного образования для молодых профессионалов. Развитие программ дополнительного обучения и тренингов поможет подготовить кадры, способные соответствовать современным требованиям отрасли и эффективно решать возникающие задачи.

Чтение является важным аспектом нашей жизни. Оно не только развивает мышление и расширяет кругозор, но и способствует эмоциональному развитию. Чтение книг, статей и других материалов обогащает наш словарный запас и улучшает навыки коммуникации. Важно выбирать качественные источники информации, чтобы получать знания, которые будут полезны в повседневной жизни и работе. Регулярное чтение также помогает снизить стресс, улучшает концентрацию и способствует более глубокому пониманию окружающего мира. Поэтому уделяйте время чтению и выбирайте разнообразные жанры для изучения. Это не только полезно, но и приятно.

Нормативное поле, которое необходимо проработать: как интегрировать EdTech в государственное образование

Интеграция технологий в образовательный процесс становится все более актуальной, и EdTech играет ключевую роль в этой трансформации. Однако для успешного взаимодействия EdTech и государственного образования необходимо создать четкое нормативное поле. Это позволит обеспечить качественное внедрение технологий, соблюдая интересы всех участников образовательного процесса.

Ключевыми аспектами для эффективного сотрудничества являются разработка единых стандартов, обеспечение доступа к образовательным ресурсам и создание системы мониторинга и оценки эффективности внедряемых технологий. Важно также учитывать потребности учащихся и педагогов, а также обеспечивать необходимую подготовку специалистов для работы с новыми инструментами.

Таким образом, создание продуманной нормативной среды станет основой для успешной интеграции EdTech в государственное образование, что в свою очередь приведет к улучшению качества обучения и подготовке учащихся к современным вызовам.

Какие сложности сейчас есть на рынке ДПО

Дмитрий Крутов отмечает, что ключевой проблемой рынка является его незавершённая инвестиционная продуктовая фаза. Это означает, что многие компании и инвесторы ещё не адаптировались к современным требованиям и возможностям инвестиционного продукта. В результате рынок не может достичь полного потенциала, что сдерживает развитие и инновации. Для успешного перехода на следующий уровень необходимо сосредоточиться на создании и внедрении качественных инвестиционных продуктов, которые отвечают потребностям и ожиданиям пользователей.

У нас имеется обширная аудитория и значительный потенциал, однако для внедрения необходимых технологических изменений нам требуется адекватное финансирование. Технологические решения, которые будут определять будущее, требуют серьезных разработок, что подразумевает значительные инвестиции, масштабные команды и сложные продукты. Это инвестиции в будущее, которые позволят нам оставаться конкурентоспособными и удовлетворять растущие потребности нашей аудитории.

Дмитрий отмечает, что новые правила требуют от компаний достижения прибыльности для обеспечения своей устойчивости и развития. В то же время необходимо трансформировать продукт, чтобы повысить результативность студентов и улучшить показатели трудоустройства. «На нас сейчас лежит тройная нагрузка — развитие продукта, повышение прибыльности и рост», — подытоживает он.

Читайте также:

Эксперты ожидают затяжной инвестиционный кризис в глобальной сфере EdTech. В условиях экономической нестабильности и неопределенности многие инвесторы пересматривают свои стратегии вложений в образовательные технологии. Это может привести к снижению финансирования стартапов и компаний, работающих в этой области. Важно понимать, что такая ситуация требует от участников рынка адаптации и переосмысления бизнес-моделей. Несмотря на трудности, существует потенциал для инноваций и развития, что может привести к новым возможностям для роста в будущем.

Марианна Снигирёва подчеркивает, что главной сложностью на рынке труда является нежелание работодателей развивать и обучать своих сотрудников. Это препятствует формированию квалифицированных кадров и создает дефицит специалистов, способных эффективно выполнять свои обязанности. Без инвестиций в обучение и профессиональный рост работников, компании рискуют потерять конкурентоспособность и не смогут адаптироваться к изменениям в отрасли. Проблема требует внимания, так как успешное развитие бизнеса во многом зависит от квалификации и мотивации персонала.

В настоящее время в IT-сфере наблюдается интересная ситуация. С одной стороны, существует значительное количество вакансий, в то время как квалифицированных специалистов не хватает. С другой стороны, на рынке наблюдается избыток соискателей, что создает дисбаланс. Компании стремятся нанимать специалистов среднего и старшего уровня, в то время как большинство ищущих работу — это начинающие специалисты. Для получения необходимого опыта им требуется как минимум год реальной работы. Решение данной проблемы заключается в необходимости начала найма начинающих специалистов. Вероятно, это вопрос времени, когда компании начнут более активно привлекать джунов для решения своих задач и развития команды.

Павел Мосейкин подчеркивает важность организации эффективного диалога между образовательными учреждениями и бизнес-сектором, включая работодателей. Такой подход позволит определить наилучшие методы для быстрого и экономичного повышения квалификации специалистов, что, в свою очередь, улучшит соответствие образовательных программ требованиям рынка труда. Создание партнерских отношений между образованием и индустрией способствует адаптации учебных курсов к актуальным потребностям бизнеса, что является ключевым фактором для успешной профессиональной подготовки.

Для успешного взаимодействия бизнеса и образовательных учреждений необходимо, чтобы компании активно участвовали в образовательном процессе. Это включает в себя предоставление развернутой обратной связи о качестве подготовки студентов, четкое формулирование ожиданий от молодых специалистов, а также возможность прохождения практики и стажировок, которые будут связаны с реальными бизнес-задачами. Активное участие в образовательных программах и развитие сотрудничества с карьерными центрами также играют важную роль. Генеральный директор Ultimate Education подчеркивает, что такой подход способствует повышению качества образования и лучшей подготовке студентов к требованиям современного рынка труда.

Денис Гузеев выделяет несколько причин, замедляющих рост спроса на онлайн-курсы. К внешним факторам относятся стагнация интереса к IT-образованию, высокая закредитованность аудитории, а также повышение ключевой процентной ставки, что влияет на стоимость кредитов и доступность кредитных продуктов для студентов. Внутренние факторы заключаются в нехватке квалифицированных кадров на EdTech-рынке с необходимой экспертностью, а также в сложности найма специалистов, обладающих предпринимательским мышлением. Также наблюдается дефицит профессионалов в области продуктового маркетинга и опытных менеджеров, что негативно сказывается на развитии онлайн-образования.

Генеральный директор «Нетологии» подчеркивает нехватку кандидатов на руководящие должности в области бизнес-развития и продаж. В то же время, генеральный директор Skillbox отмечает улучшение ситуации с кадрами. Он связывает это с растущим осознанием людей о том, что сфера EdTech является не только прогрессивной, но и социально ответственной.

Переделайте текст, но оставайтесь в рамках темы. Не добавляйте ничего лишнего. Подготовьте текст с учетом SEO и добавьте необходимую информацию. Избегайте использования смайлов и лишних символов. Не включайте разделы, такие как 1, 2, 3 или *; просто предоставьте чистый текст.

Читайте также:

Образование является в своей основе некоммерческой сферой, однако в современных реалиях наблюдается тенденция к его коммерциализации. Это приводит к изменению принципов и целей образовательного процесса, что вызывает обеспокоенность у многих экспертов. Важно сохранить образовательные ценности и обеспечить доступность знаний для всех слоев населения, несмотря на растущее влияние рынка. Коммерциализация образования может негативно сказаться на качестве обучения и доступе к важным ресурсам. Необходимо обратить внимание на сохранение основного назначения образования — развитие личности и общества, а не извлечение прибыли.

Какие тренды и задачи перейдут из 2023-го в 2024-й

Дмитрий Крутов обозначил главной целью на предстоящий год увеличение эффективности как в коммерческой, так и в продуктовой сферах. Это стремление к оптимизации процессов и улучшению результатов станет основным приоритетом для достижения успеха.

Наша цель заключается в максимально эффективном использовании инструментов, способствующих повышению производительности студентов. Если человек стремится быстро найти новую работу, мы обязаны применить все доступные ресурсы для достижения этой цели. Мы понимаем важность быстрого трудоустройства и нацелены на то, чтобы каждый студент смог успешно реализовать свой потенциал на рынке труда.

Дмитрий подчеркивает, что речь идет не только об искусственном интеллекте и скоринге, но и о развитии коучинга, менторских программ и комьюнити-менеджмента. Автоматизация процессов для повышения эффективности также имеет большое значение, и в Skillbox активно работают в этом направлении. «Мы анализируем, как на нашем уровне — с учетом сотен тысяч студентов — можно повысить эффективность операционных процессов: как ускорить и улучшить проверку домашних заданий, как контролировать качество работы множества преподавателей, как организовать учебные группы, как оптимально структурировать асинхронный и синхронный форматы, а также как регулировать уровень сложности учебного материала», — говорит Дмитрий.

Илья Курмышев прогнозирует, что большинство компаний в EdTech-индустрии будет сосредоточено на достижении не только устойчивого роста, но и на создании прибыльного бизнеса. Это также подразумевает оптимизацию моделей монетизации и улучшение качества образовательных продуктов, что позволит повысить конкурентоспособность на рынке.

Развитие сегмента B2B и курсов повышения квалификации для практикующих специалистов остается в центре внимания компании «Яндекс Практикум». В рамках маркетинговой стратегии акцент будет сделан на укреплении лояльности и построении долгосрочных отношений с пользователями. Аудитория становится все более критичной к маркетинговым обещаниям и реже делает импульсивные покупки. Вместо этого, пользователи более осознанно подходят к выбору продуктов в сфере онлайн-образования, уделяя внимание ключевым аспектам при принятии решения.

Павел Мосейкин отмечает, что рынок EdTech будет постепенно смещаться в сторону B2B и B2G, что подразумевает акцент на разработке продуктов для корпоративных клиентов и активное сотрудничество с образовательными учреждениями. В сегменте B2C наблюдается изменение потребительских моделей. «Эпоха импульсивных покупок завершилась: студенты становятся все более требовательными. Важно, чтобы коммуникационная стратегия бренда играла ключевую роль, а традиционные маркетинговые методы отходили на второй план. Прежде чем сделать выбор, люди тщательно исследуют репутацию образовательной компании в профессиональном сообществе, обращая внимание на отзывы и успешные кейсы», — поясняет он. Павел также выделяет ключевые тенденции, которые, по его мнению, будут продолжать развиваться на рынке дополнительного профессионального образования.

  • Адаптация прежних и применение новых технологий и подходов. Инструменты, которые работали два-три года назад, уже неэффективны, считает директор Ultimate Education, поэтому компаниям нужно постоянно дополнять и адаптировать свои методологические и образовательные подходы.
  • Акцент на качество. На рынке наблюдается значительный сдвиг от роста, обусловленного количеством, к росту, обусловленному качеством. Это значит, что EdTech-компании всё больше фокусируются на разработке персонализированных, эффективных образовательных решений.

На современном перенасыщенном рынке недостаточно просто разработать качественный продукт. Ключевым аспектом является создание сообщества вокруг бренда, которое объединяет людей с общими интересами и формирует лояльность к нему. Будущее EdTech, по нашему мнению, принадлежит нишевым проектам, которые глубоко интегрированы в индустрию. Эти проекты способны трансформировать отрасль изнутри, формируя сильные профессиональные сообщества, привлекая лучших экспертов и разрабатывая образовательные программы, соответствующие реальным запросам рынка. Генеральный директор холдинга Ultimate Education подчеркивает важность такого подхода для достижения успеха в образовательной сфере.

Одной из ключевых задач для EdTech-компаний является расширение их присутствия в регионах. Это позволяет не только увеличить охват аудитории, но и адаптировать образовательные продукты под специфические требования местного рынка. Кроме того, активное взаимодействие с бизнесом играет важную роль в создании практико-ориентированного образования, что способствует повышению качества обучения и подготовке специалистов, соответствующих современным требованиям трудового рынка. Эффективная интеграция образовательных программ с потребностями бизнеса поможет EdTech-компаниям улучшить свои предложения и увеличить конкурентоспособность.

Денис Гузеев выделил ключевые тренды в развитии B2B-сегмента, среди которых внедрение искусственного интеллекта в образовательные процессы и укрепление GR-направления. Эти тренды играют важную роль в формировании современных бизнес-стратегий, способствуя оптимизации обучения и улучшению взаимодействия с государственными органами. Внедрение ИИ позволяет компаниям адаптировать образовательные программы под индивидуальные потребности, а активизация GR-направления помогает наладить эффективные коммуникации с ключевыми стейкхолдерами.

Читайте также:

Эксперты в области образовательных технологий (EdTech) выделили ключевые тренды в сфере дополнительного профессионального образования (ДПО) на 2023 год. В условиях стремительного развития технологий и изменения потребностей рынка труда, образовательные учреждения и компании должны адаптироваться к новым условиям.

Среди основных трендов можно отметить увеличение популярности онлайн-курсов и гибридных форматов обучения, что позволяет обучающимся получать знания в удобном для них режиме. Также наблюдается рост интереса к персонализированным образовательным программам, которые учитывают индивидуальные потребности и цели обучающихся.

Кроме того, внедрение искусственного интеллекта и аналитики данных в образовательные процессы становится всё более актуальным. Эти технологии позволяют создавать более эффективные и адаптивные курсы, а также отслеживать прогресс обучающихся.

Не менее важным является акцент на развитие мягких навыков, таких как критическое мышление и коммуникация, которые становятся необходимыми для успешной карьеры в современных условиях.

В 2023 году также наблюдается усиление сотрудничества между образовательными учреждениями и работодателями, что способствует более тесной интеграции теории и практики. Эти тренды формируют новое лицо дополнительного профессионального образования, ориентированного на потребности современного рынка.

Некоторые события, произошедшие в 2023-м, сильно повлияют на 2024-й

Мы провели опрос среди экспертов в области EdTech, чтобы выяснить, какие события уходящего года они считают значимыми сигналами о возможных будущих изменениях и новых трендах, которые могут развиться на EdTech-рынке в следующем году. Полученные данные помогут лучше понять направления, в которых будет двигаться образовательная технология, а также выявить ключевые аспекты, на которые стоит обратить внимание. Это исследование позволяет предсказать, как инновации и изменения в образовательной среде могут повлиять на развитие EdTech в будущем.

Генеральный директор Skillbox подчеркнул важность создания площадок для диалога между формальными институтами, бизнесом и государственными структурами. Он прогнозирует, что в 2024 году эта тенденция продолжится, ожидая появления новых платформ для обмена идеями и решениями. Особое внимание он уделяет тому факту, что и государство, и частные компании способны демонстрировать значительные результаты, что подчеркивает необходимость сотрудничества между ними.

Кадр: фильм «Отставной» / Faliro House Productions / Greek Film Centre

Павел Мосейкин отметил значимость создания Ассоциации цифровых инноваций в образовании (РАЦИО), которая объединила ключевых игроков в сфере EdTech. Эта ассоциация станет платформой для обмена опытом и внедрения современных технологий в образовательный процесс, что позволит улучшить качество обучения и адаптировать его к потребностям современного общества.

Денис Гузеев напомнил о предложении, озвученном в июне, касающемся введения сертификации для онлайн-курсов. Это нововведение может повысить доверие к образовательным платформам и улучшить качество предоставляемых знаний. Сертификация позволит пользователям выбирать курсы с учетом их надежности и актуальности, что, в свою очередь, будет способствовать развитию онлайн-образования.

Инициатива направлена на решение известных проблем онлайн-образования, однако реализация данной инициативы вызывает множество вопросов. В частности, основным препятствием является определение критериев, по которым будет оцениваться качество онлайн-курсов, а также процесс самой оценки. Если курс не соответствует новым стандартам, но при этом обеспечивает положительный результат для студентов, например, содействует трудоустройству или помогает освоить заявленные навыки, возникнет вопрос: можно ли такой курс считать некачественным?

В 2023 году GR-директор образовательной платформы «Нетология» Валентина Куренкова выделила ряд важных событий, способных оказать влияние на рынок в следующем году. Эти события могут изменить образовательные тенденции, повлиять на спрос на онлайн-курсы и сформировать новые требования к образовательным программам. Анализ этих факторов поможет лучше подготовиться к изменениям и адаптироваться к новым условиям на рынке образования.

  • Возбуждение скандального дела о мошенничестве против Аяза Шабутдинова. Государству потребуется усилить контроль за выдачей образовательных лицензий и содержанием договоров, считает Валентина. Поэтому появилась необходимость чётко разделить понятия «обучение» и «информационно-консультационные услуги». А задача созданной в 2023 году ассоциации РАЦИО — как раз в том, чтобы предложить формулировки для последующих нормативных актов.

Законопроекты, позволяющие студентам вернуть деньги за онлайн-курсы, не решают проблему качества образовательных услуг. Если обучающийся сможет в любой момент отказаться от курса и получить полный возврат средств, это снизит его мотивацию к обучению. В случае нежелания учиться или неудачи на итоговом экзамене он сможет заявить о низком качестве услуг и потребовать возврат денег. Валентина Куренкова отмечает, что такие изменения заставят компании стремиться угодить слушателям, что приведёт к снижению качества образования. В результате это может способствовать выпуску неквалифицированных специалистов, что противоречит государственной политике в сфере образования. Обеспечение качества образовательных услуг должно оставаться приоритетом для всех участников процесса.

  • Усиление контроля за рекламой. Валентина обратила внимание на то, что изменения в законе о рекламе стали появляться всё чаще: они коснулись маркировки, содержания и языка рекламных материалов. Основная цель — повысить прозрачность. То есть, видя какую-то информацию, человек должен осознавать, что это реклама, и понимать все её условия. Это, очевидно, затрагивает и сферу образования, подчёркивает GR-директор образовательной платформы «Нетология».
  • Ужесточение контроля за сбором персональных данных. Согласно законопроекту, который недавно внесли в Госдуму, компании, имеющие возможность собирать персональные данные, могут столкнуться с усиленным контролем и угрозой штрафов за их утечку и нецелевое использование. Государство может перенести работу с персональными данными на государственные платформы, а внешние организации обязать получать к ним ограниченный доступ для конкретных целей. Так что сейчас компаниям необходимо тщательнее следить за изменениями в этой сфере.
  • Сфокусированность государства на среднем профессиональном образовании. Появление онлайн-программ среднего профобразования, обновление профстандартов, усиление курса на занятость, стабильное финансирование федерального проекта «Профессионалитет» — всё это, по мнению Валентины, подтверждает, что внимание государства к СПО усиливается.

Технологии искусственного интеллекта в образовании ожидают регуляция, считает Валентина Куренкова. Она утверждает, что внедрение ИИ в образовательные процессы требует четких норм и стандартов для обеспечения безопасности и эффективности. Регулирование поможет избежать возможных рисков, связанных с использованием ИИ в обучении, и обеспечит защиту прав студентов и преподавателей. Важно создать условия для гармоничного интегрирования технологий в образовательную среду, чтобы они способствовали развитию критического мышления и творческих способностей учащихся.

Существуют два основных сценария развития применения искусственного интеллекта в образовательной сфере. В первом сценарии использование ИИ-технологий будет строго регламентировано, что ограничит их внедрение в создание и использование образовательных продуктов, а также в системы генерации изображений и чат-боты. Во втором сценарии искусственный интеллект станет привычным элементом образовательного процесса, его применение укоренится на рынке образования и со временем станет неотъемлемой частью обучения. Это откроет новые возможности для студентов и преподавателей, улучшая качество образования и делая его более доступным и индивидуализированным.

Главные события в сфере образования связаны с увеличением государственного контроля и активным участием государства в образовательных процессах. Это влияние проявляется в различных формах, включая разработку новых стандартов, программ и инициатив, направленных на улучшение качества образования. Усиление контроля со стороны государства может способствовать более эффективному управлению образовательными учреждениями и обеспечению равного доступа к образовательным ресурсам.