4 ошибки в обучении сотрудников, которые совершают многие компании / Skillbox Media
Иногда проблема не в том, что L&D-отдел мало старается, а в том, что он даже перебарщивает кое в каких стараниях, не уделяя внимание тому, что нужно.
Содержание:
Создавать «зоопарк» образовательных сервисов
С 2020 года на рынке образовательных технологий появилось множество сервисов и инструментов для дистанционного, гибридного и смешанного обучения. Эта ситуация привела к формированию у крупных компаний и университетов так называемых «зоопарков» решений — наборов инструментов, каждый из которых решает свою специфическую задачу. Например, организация может использовать одну внешнюю LMS-платформу в качестве основной для обучения сотрудников, второе решение для онбординга, третье — для оценки компетенций, а также разрабатывать собственные LMS и мобильные приложения. Такой подход создает сложности в управлении и интеграции, что может негативно сказаться на эффективности образовательного процесса. Чтобы избежать подобных проблем, важно выбрать универсальные и интегрированные решения, которые обеспечат единую платформу для всех потребностей в обучении.
По словам Павла Безяева, для эффективного корпоративного обучения все инструменты следует объединить в единую и понятную экосистему. Это позволит различным сервисам интегрировать свои данные. Например, если сотрудник проходит обучение в диалоговом тренажёре, результаты его занятий должны автоматически передаваться в систему управления обучением (LMS). Однако на практике, как отмечает Павел, многие компании сталкиваются с проблемами, когда в их «зоопарках» нет единой авторизации. Сотрудникам приходится создавать отдельные аккаунты для каждого сервиса, что создает неудобства как для обучающихся, так и для специалистов по обучению и развитию (L&D). По мнению спикера, наличие множества разрозненных инструментов не только усложняет путь пользователя, но и затрудняет эффективное управление бюджетом и повышает непрозрачность процессов обучения. Создание интегрированной системы может значительно упростить работу всех участников процесса и улучшить результаты корпоративного обучения.
Павел Безяев рекомендует тщательно оценить набор сервисов, используемых в компании, с целью решения максимального количества задач с минимальным количеством инструментов. Прежде чем внедрять новый сервис, важно рассмотреть, как он впишется в существующий набор решений и как будет взаимодействовать с другими технологиями. Отказавшись от избыточного функционала, компания может значительно улучшить удобство и прозрачность системы обучения. Это не только оптимизирует рабочие процессы, но и повысит общую эффективность команды.
Делать ставку на сложную и дорогую «упаковку» обучения
Современное корпоративное обучение всё чаще обращается к геймификации, что, по мнению эксперта Павла Безяева, может стать излишним. В попытках повысить вовлеченность сотрудников, специалисты по обучению иногда превращают стандартные курсы, такие как охрана труда, в увлекательные истории о спасении мира от злого волшебника, а обучение корпоративным ценностям — в захватывающие космические приключения. Это увлечение может отвлекать от сути обучения и снижать его эффективность. Важно находить баланс между интерактивностью и реальными целями, чтобы обеспечить качественное обучение и развитие сотрудников.
Павел считает, что данный подход имеет несколько недостатков. Во-первых, сосредоточение на играх и сторителлинге часто отвлекает от ключевых аспектов мотивации, таких как смысл и ценности. Это может привести к тому, что участники не осознают важность этих элементов в процессе взаимодействия и достижения целей. Вместо того чтобы углубляться в эмоциональные и смысловые аспекты, акцент смещается на развлекательные элементы, что может снизить общую эффективность мотивации.
Чтобы эффективно обучать людей, важно сначала выяснить, какую ценность представляет это обучение и в чём его реальная необходимость. После этого следует донести эту информацию до обучающихся. Понимание ценности обучения мотивирует взрослых людей на активные действия, и в этом случае не требуются дополнительные игровые элементы. Спикер уверен, что когда взрослые осознают значимость знаний, они сами предпримут шаги для их получения.
При внедрении геймификации компании часто стремятся создать решения, сопоставимые по сложности и стоимости с продуктами, такими как Netflix. Однако, как отмечает Павел Безяев, обучение не может конкурировать с популярными сериалами и видеоиграми из-за значительно меньших бюджетов на образовательные программы в российских компаниях. Инвестиции в разработку масштабной игры с образовательным контентом, по мнению эксперта, нецелесообразны. Более эффективно использовать готовые решения и проверенные механики, которые обеспечивают доступное и качественное обучение без чрезмерных затрат.
Обязательно ознакомьтесь с нашими другими материалами.
При разработке корпоративного обучения важно не потерять фокус на основных целях и задачах. Часто компании увлекаются созданием ярких и привлекательных материалов, но это может отвлечь от главного — эффективности обучения. Чтобы избежать излишней «игры в бантики», необходимо сосредоточиться на содержании и практической ценности программы.
Первым шагом является четкое определение целей обучения. Определите, какие навыки и знания необходимы сотрудникам для достижения успеха в их работе. Далее, создавайте материалы, ориентируясь на реальные потребности вашей аудитории. Используйте практические примеры и кейсы, которые помогут участникам лучше понять материал.
Также важно регулярно оценивать эффективность обучения. Собирайте обратную связь от участников и вносите коррективы в программы. Это позволит вам адаптировать обучение под изменяющиеся потребности бизнеса и сотрудников, а не зацикливаться на формальных аспектах.
Кроме того, внедряйте современные технологии и методы обучения, такие как интерактивные элементы, видеоматериалы и онлайн-платформы. Это сделает процесс обучения более интересным и вовлекающим, но при этом не отвлечет от главной цели — повышения квалификации сотрудников.
В заключение, стремитесь к балансу между креативностью и эффективностью. Помните, что главное в корпоративном обучении — это результат, который достигается за счет практической подготовки и соответствия запросам бизнеса.
Проектировать синхронное онлайн-обучение только в формате лекций и вебинаров
Согласно наблюдениям Павла Безяева, синхронное онлайн-обучение для многих людей представляется лишь «говорящей головой» на экране, нередко с добавлением презентации. Однако следует учитывать, что онлайн-лекции функционируют иначе, чем занятия в аудитории. Учащиеся склонны быстрее отвлекаться, а у лектора значительно меньше возможностей влиять на внимание и вовлеченность слушателей. Эффективность онлайн-обучения требует новых подходов и методов взаимодействия, чтобы удерживать внимание учащихся и способствовать их активному участию в процессе обучения.
Онлайн-обучение должно быть интерактивным, что подразумевает активное взаимодействие учащихся с преподавателем и друг с другом. Для эффективной организации этого взаимодействия необходимо использовать специализированные методики и цифровые инструменты. Интерактивные элементы обучения способствуют повышению вовлеченности студентов и улучшению усвоения материала, что делает процесс обучения более эффективным и увлекательным.
Обучение в виртуальной реальности (VR) может быть особенно эффективным, когда речь идет о тренировке поведения в ситуациях, которые сложно или опасно воспроизводить в реальной жизни. Интерактивные элементы в смешанных или дистанционных курсах могут существенно повысить вовлеченность участников. Спикер отметил, что для этого полезны различные сервисы для проведения квизов и опросов, такие как Wooclap, Aha Slides и «Мой голос». Также была упомянута многофункциональная платформа для онлайн-тренингов «ТренингСпэйс», которая предоставляет инструменты для видеосвязи, работы в малых группах, мозговых штурмов и ролевых игр. Использование таких технологий позволяет создать более динамичную и продуктивную образовательную среду, что особенно актуально в условиях удаленного обучения.
Читать также:
Адаптация практических упражнений из очного тренинга для синхронного онлайн-занятия требует внимательного подхода и учета особенностей дистанционного обучения. Важно сохранить интерактивность и вовлеченность участников, что является ключевым аспектом успешного тренинга.
Для начала, необходимо выбрать подходящие упражнения, которые могут быть легко адаптированы к онлайн-формату. Упражнения, требующие групповой работы, можно реализовать через виртуальные комнаты для обсуждений, где участники смогут взаимодействовать друг с другом.
Используйте инструменты для совместной работы, такие как онлайн-доски или документы, чтобы участники могли вносить свои идеи и предложения в реальном времени. Это поможет создать атмосферу сотрудничества и повысит уровень вовлеченности.
Также важно уделить внимание техническим аспектам. Убедитесь, что все участники имеют доступ к необходимым технологиям и знают, как ими пользоваться. Создание четкой инструкции по использованию платформы для онлайн-занятий также может значительно упростить процесс.
Не забывайте о времени. Виртуальные занятия могут быть более утомительными, поэтому стоит сократить время на выполнение упражнений и сделать перерывы для обсуждений. Это позволит участникам лучше усваивать материал и сохранять концентрацию.
В заключение, успешная адаптация практических упражнений из очного тренинга в онлайн-формат возможна при правильном подходе к выбору упражнений, использованию технологий и организации взаимодействия между участниками.
Не уделять внимание поддержке сотрудников
В корпоративной сфере поддержка обучающихся сотрудников остается недостаточно развитой. Павел Безяев отмечает, что длительные смешанные и дистанционные программы обучения получили распространение только после 2020 года. В то время как в EdTech онлайн-школы активно внедряют и развивают поддержку студентов, в корпоративном секторе роль куратора в онлайн-обучении либо отсутствует, либо выполняется на поверхностном уровне. Это негативно отражается на качестве обучения и общем опыте сотрудников. Для повышения эффективности корпоративного обучения необходимо внедрять более системный подход к поддержке учащихся, что поможет улучшить результаты и удовлетворенность работников.
Павел отметил, что многие корпоративные LMS-платформы не предлагают достаточных инструментов для поддержки учащихся. В связи с этим, для длительных курсов стоит рассмотреть использование event-платформ, предназначенных для организации конференций и других публичных мероприятий. Такие платформы обычно предлагают разнообразные функции для сопровождения участников. Например, Павел Безяев упомянул Event Platform и Talent Rocks, последняя из которых со временем эволюционировала в полноценную LMS.