В чём трудность смешанного обучения сотрудников и как её преодолеть / Skillbox Media
Опытные организаторы корпоративного обучения поделились, как избежать подводных камней в разработке смешанных программ.
Содержание:
Что представляет собой смешанное обучение и в чём его трудности
Смешанное обучение часто воспринимается как неопределённое понятие, так как не существует единого его определения. Эксперты, такие как Владимир Казаков, выделяют различные комбинации смешанного обучения, что подтверждает его многообразие. Смешанное обучение объединяет традиционные методы обучения с современными цифровыми технологиями, создавая гибкие и эффективные подходы к образовательному процессу. Это позволяет адаптировать обучение под особенности каждого студента, повышая его вовлечённость и результативность.
- офлайн и онлайн, когда часть программы проходят удалённо, а часть — в едином учебном пространстве;
- синхрон и асинхрон, когда часть программы люди проходят самостоятельно, а другую часть — в составе группы;
- полностью самостоятельно и в контакте с другими людьми — преподавателями или соучениками.
В таких ситуациях могут возникать различные проблемы, которые негативно влияют на успешное завершение образовательного процесса.
Создание комфортного пользовательского опыта для учащихся представляет собой значительную задачу, как отметил Владимир Казаков. Важно, чтобы этот опыт не отталкивал студентов от курса на ранних этапах. Удобные экосистемы онлайн-сервисов и плавный переход между различными форматами обучения могут значительно облегчить этот процесс, однако не все учреждения имеют доступ к таким возможностям. Поэтому специалистам по корпоративному обучению необходимо находить баланс, учитывая специфические цели и задачи каждого курса, чтобы обеспечить максимальную вовлеченность и удовлетворение участников.
Во-вторых, смешанное обучение может сталкиваться с проблемами мотивации участников, утверждает Елена Тихомирова. Разнообразие форматов обучения может как сближать, так и отдалять слушателей, особенно когда речь идет о синхронном и асинхронном обучении. Синхронный формат способствует более тесному взаимодействию, тогда как асинхронный может создать ощущение дистанции. В первом случае учащийся самостоятельно занимается материалом, во втором — его успехи зависят от преподавателя. Снижение уровня контакта между участниками курса может негативно сказаться на процессе обучения и его результатах.
Слишком широкий выбор методов и инструментов может привести к перегрузке. Сотрудники могут не усвоить весь объем информации, заложенной в программу. Светлана Борисова подчеркивает: «Обучение не должно нарушать привычный уклад жизни человека, оно должно интегрироваться в его повседневность». В этом контексте полезно обратиться к опыту инфобизнеса: чем лучше мы понимаем потребности наших клиентов, тем выше вероятность успешной интеграции обучения. Возможно, стоит предоставить участникам некий «котелок» знаний — пусть они выбирают, что им необходимо. Существует риск, что мы предложим слишком много информации, а человек усвоит лишь небольшую часть, что может привести к недовольству заказчика по поводу неэффективного использования ресурсов. Тем не менее, иногда такая ситуация тоже может быть приемлемой.
Здесь представлены различные темы для чтения. Важно ознакомиться с полезной информацией, которая может расширить ваши знания и помочь в решении актуальных вопросов. Мы предлагаем разнообразные материалы, которые охватывают все аспекты интересующей вас темы. Погружение в предлагаемые статьи обеспечит вам получение ценной информации и новых идей. Обязательно ознакомьтесь с нашими рекомендациями, чтобы не пропустить важные детали и актуальные тренды. Чтение полезных статей поможет вам оставаться в курсе событий и принимать обоснованные решения.
Смешанное обучение сотрудников: оптимальное сочетание очных тренингов и онлайн-форматов
Смешанное обучение становится все более популярным подходом в корпоративном обучении. Этот метод сочетает традиционные очные тренинги с современными онлайн-форматами, что позволяет создать гибкую и эффективную программу обучения для сотрудников.
Очные тренинги обеспечивают возможность взаимодействия, обсуждения и практической работы, что способствует лучшему усвоению материала. В то же время онлайн-форматы предлагают удобство и доступность, позволяя обучаться в любое время и в любом месте.
Смешанное обучение позволяет адаптировать процесс обучения под индивидуальные потребности сотрудников. Компании могут использовать онлайн-курсы для теоретических знаний, а очные занятия — для практических навыков и командной работы. Такой подход не только повышает уровень вовлеченности сотрудников, но и способствует более глубокому пониманию материала.
Внедрение смешанного обучения требует тщательного планирования и выбора подходящих инструментов. Важно учитывать предпочтения сотрудников и их уровень подготовки. Правильное сочетание форматов обучения поможет улучшить результаты и повысить квалификацию команды, что в свою очередь приведет к росту продуктивности и успеху компании.
Смешанное обучение — это не просто тренд, а необходимый шаг к эффективному развитию сотрудников в условиях быстро меняющегося рынка.
Что помогает повысить доходимость в смешанных программах
Эксперты предлагают ряд рекомендаций, которые могут существенно повысить общую эффективность корпоративного курса в смешанном формате. Эти советы также могут быть успешно применены к обучению в любых других форматах. Важно учитывать, что правильная организация учебного процесса, использование современных технологий и активное вовлечение участников способствуют улучшению усвоения материала и повышению мотивации обучающихся.
Для решения проблемы с приближением и отдалением слушателей необходимо четко донести до них преимущества программы. Важно акцентировать внимание на том, как участие в программе может positively повлиять на их жизнь, улучшить навыки и расширить возможности. Эффективная коммуникация о ценности программы поможет создать доверие и привлечь большее количество заинтересованных участников.
Люди должны видеть непосредственное применение изученного материала. Теория не способна этого обеспечить. Именно практика побуждает человека задумываться о текущей ситуации. Основой проектирования смешанного обучения является создание условий для осмысленной практики, которая происходит на каждом этапе обучения, что способствует более глубокому усвоению знаний. Елена Тихомирова подчеркивает важность такого подхода, который позволяет интегрировать теоретические знания с практическим опытом.
Практика после каждой темы или юнита должна отвечать на актуальные рабочие вопросы. Это способствует формированию мотивации — стремления к получению дополнительных знаний, что в свою очередь помогает сохранить обучение на правильном пути. Регулярная практика необходима, так как учащегося могут отвлечь различные обстоятельства: неожиданные рабочие задачи или жизненные ситуации могут выбить из колеи. Обеспечение непрерывного обучения и практики позволяет минимизировать влияние этих прерываний и поддерживать высокий уровень вовлеченности.
Спикеры единодушны в том, что ключевым фактором успешного смешанного обучения является общение. Владимир Казаков отметил несколько инструментов, способствующих этому процессу. Один из них — возможность офлайн-общения, что помогает создать живую атмосферу. «Наилучшие результаты достигаются там, где присутствует хотя бы небольшая часть офлайн-взаимодействия. ‘Химия’ между участниками играет важную роль. Хотя её не всегда удаётся достичь, присутствие людей в малых группах, даже если они находятся в разных городах, значительно способствует эффективности обучения», — поделился своим мнением эксперт.
Второй инструмент — это платформа для общения, которая включает учебные чаты для обмена опытом. Третий инструмент — обратная связь формата peer-to-peer, где участники могут взаимодействовать в групповой практике. Это может включать задания, которые проверяют другие участники, такие как эссе или проекты, а также мастермайнды. Эти методы способствуют более глубокому пониманию и развитию навыков через коллективное обучение и поддержку.
Даже в условиях, когда невозможно организовать групповую работу, можно создать её впечатление. Светлана Борисова ссылается на исследование, проведенное в Стэнфордском университете. В рамках эксперимента участникам предстояло самостоятельно решить задачу. Одной группе сообщили, что в определённый момент им могут дать подсказку исследователи, а другой группе — что помощь может поступить от других участников. Это показывает, как восприятие источника информации может влиять на результаты и мотивацию участников.
Участники первой группы получали анонимные подсказки, в то время как участники второй группы, помимо подсказок, имели информацию о том, от кого они якобы исходят. На самом деле все подсказки были предоставлены организаторами, но участники думали, что их источником являются одногруппники. Исследование показало, что те, кто полагал, что работает в команде и получает поддержку от других, проявляли большую готовность к длительной работе над заданием и показывали лучшие результаты, чем участники первой группы, которые действовали в одиночку. Это указывает на то, что работа в команде, а также вера в сотрудничество, значительно повышают мотивацию и эффективность выполнения задач.
Читать также:
Построение peer-to-peer-обучения в компании
Peer-to-peer-обучение представляет собой эффективный способ обмена знаниями и опытом между сотрудниками. Этот подход способствует развитию навыков, повышает вовлеченность и создает культуру сотрудничества. Чтобы успешно внедрить peer-to-peer-обучение в вашей компании, необходимо учитывать несколько ключевых аспектов.
Во-первых, создайте безопасную и открытую атмосферу, где сотрудники могут свободно делиться своими знаниями и опытом. Поддерживайте инициативу сотрудников, предлагая им проводить обучающие сессии или мастер-классы. Это не только укрепит командный дух, но и позволит каждому участнику развивать свои коммуникативные навыки.
Во-вторых, используйте современные технологии для организации процесса обучения. Платформы для совместной работы, видеоконференции и онлайн-курсы помогут сделать обучение более доступным и удобным. Создайте внутреннюю базу знаний, где сотрудники смогут оставлять свои материалы и делиться полезными ссылками.
Кроме того, важно установить систему обратной связи. Это поможет оценить эффективность обучения и выявить области, требующие улучшения. Регулярные опросы и обсуждения позволят адаптировать процесс обучения под нужды сотрудников.
Наконец, не забывайте о поощрении участия в peer-to-peer-обучении. Признание и вознаграждение за активное участие могут стать дополнительной мотивацией для сотрудников. Поддерживайте культуру обмена знаниями, и это принесет значительные преимущества вашей компании в долгосрочной перспективе.
В условиях реального смешанного обучения важно учитывать различные аспекты организации образовательного процесса. Владимир Казаков привел успешный пример, как он выстраивал обучение для выпускников вузов с акцентом на развитие навыков работы с клиентами в «Райффайзенбанке». Обучение проходило в режиме самообучения, включая онлайн-занятия, лонгриды и тесты. Важным элементом программы стало проведение общей ознакомительной встречи, на которой студенты были объединены в команды. Несмотря на отсутствие совместных учебных проектов, участники активно общались в групповых чатах и соревновались между мини-коллективами. По словам спикера, такой подход способствовал значительному улучшению результатов обучения и развитию командного взаимодействия.
Геймификация в смешанном обучении является эффективным инструментом, способствующим повышению мотивации участников. Владимир Казаков отметил, что смешанное обучение — это длительный процесс, который занимает несколько месяцев. Для некоторых людей элементы геймификации могут стать стимулом, который поможет им завершить программу. Геймификация не всегда включает в себя сложные игровые сценарии; достаточно ввести элементы соревновательности, чтобы создать интерес и вовлеченность. Важно использовать эти методики для улучшения учебного процесса и достижения лучших результатов.
Ограничение на прохождение части программы только в офисе может затруднять процесс обучения. Возможность учиться онлайн в любое время значительно упрощает этот процесс. Владимир Казаков отметил, что на его практике снятие таких ограничений всегда оказывало положительное влияние на учебный процесс и результаты студентов. Онлайн-формат обучения предоставляет гибкость и доступность, что способствует более эффективному усвоению материала.