Проектная фотография

20 июня, 2025

Между до и после: 16 проектов художников с использованием искусственного интеллекта / Skillbox Media

Чем нам грозят современные технологии и что люди могут узнать от роботов о самих себе.

Узнайте больше о современной фотографии, подписавшись на наш телеграм-канал. Мы делимся актуальными новостями, интересными фактами и вдохновляющими работами фотографов. Присоединяйтесь к нам, чтобы не пропустить самые свежие тенденции в мире фотографии.

На многих сайтах для подтверждения, что мы не являемся роботами, используются изображения автобусов или пешеходных переходов. Способность распознавать и интерпретировать такие картинки автоматически считается признаком человечности. Однако, с развитием технологий, этот процесс может претерпеть значительные изменения. В ближайшем будущем системы, способные анализировать визуальную информацию, могут стать более совершенными, что приведет к изменению подходов к верификации пользователей.

Современные технологии позволяют людям обучать искусственный интеллект работать с визуальными данными на высоком уровне. Теперь достаточно ввести несколько слов, чтобы нейросеть смогла создать изображение, которое практически невозможно отличить от фотографии, сделанной человеком. С каждым днем качество генерации изображений улучшается, и различия становятся всё менее заметными. Это открывает новые горизонты в области творчества, дизайна и рекламы, предоставляя пользователям мощные инструменты для визуализации идей.

Авторство в современном искусстве приобретает новые формы и значения. Вопрос о том, будет ли фотография продолжать претендовать на объективное отображение реальности, становится все более актуальным. Технологии, такие как искусственный интеллект, вызывают опасения по поводу замещения человеческого труда, что ставит под сомнение традиционные роли художников и фотографов. Нарастающее напряжение вокруг цифровых технологий становится центральной темой для обсуждения в современном искусстве. Эти изменения открывают новые горизонты для творчества, но также поднимают вопросы о подлинности и ценности авторского контента в эпоху автоматизации.

Кураторы Музея фотографии Foam в Амстердаме открыли новую выставку, исследующую влияние современных технологий на искусство. Коллективная выставка под названием «Пропавшее зеркало: фотография сквозь призму искусственного интеллекта» продлится до 11 сентября. В ней участвуют художники со всего мира, которые по-разному интерпретируют взаимодействие фотографии и искусственного интеллекта. Экспозиция предлагает уникальную возможность увидеть, как новые технологии меняют восприятие изображения и создают новые художественные формы.

Мы провели анализ кураторских текстов и концепций авторов, чтобы выявить ключевые вопросы, которые ставят художники, а также предложенные ими ответы. В ходе исследования мы обратили внимание на основные темы и идеи, которые обсуждают авторы, что позволяет глубже понять их творческий процесс и намерения. Эти вопросы и ответы помогают формировать контекст для восприятия художественных произведений и расширяют горизонты понимания современного искусства.

«Безмолвный герой»

Фотограф Алексей Юренев в юношеском возрасте переехал из Москвы в Нью-Йорк. Этот опыт эмиграции он рассматривает как нарушение своей идентичности, что оказало значительное влияние на его художественную практику. Основная тема исследований Юренева — влияние технологий на коллективную память. Его работы исследуют, как цифровые технологии формируют наше восприятие прошлого и как они воздействуют на общественную память в современном мире.

В 2019 году Алексей запустил масштабный проект под названием «Безмолвный герой». Его дедушка, Григорий Липкин, был ветераном Великой Отечественной войны, прошедшим путь до Берлина и освобождавшим Освенцим. В годы оккупации он потерял значительную часть своей семьи. Григорий никогда не делился воспоминаниями о войне: вместо этого он предпочитал отшучиваться или выражать свои эмоции слезами. Тем не менее, он всегда подчеркивал Алексею, что как единственный внук, тот несёт ответственность за сохранение его медалей и память о его подвиге. Проект «Безмолвный герой» стал важным вкладом в увековечение памяти о ветеранах, их мужестве и жертвах, которые были принесены ради будущих поколений.

Фото: Алексей Юренев / Foam

Григорий ушел из жизни в 2009 году, оставив после себя медали, но не оставив ярких воспоминаний. В своем произведении «Безмолвный герой» художник стремится заполнить эту пустоту, восстанавливая память о Григории и его достижениях. Через искусство он пытается передать эмоции и значимость забытых мгновений, создавая мост между прошлым и настоящим.

Автор использует искусственный интеллект для интерпретации своего семейного наследия. Он применяет генеративно-состязательные сети (GAN) и модель глубокого обучения Stable Diffusion, которая создает изображения на основе текстовых описаний, чтобы анализировать и визуализировать данные из многочисленных военных архивов. Эти технологии позволяют глубже осмыслить исторические события и личные истории, связывая прошлое с современными подходами к исследованию и представлению информации.

Фото: Алексей Юренев / Foam

На начальном этапе результат оказывается предсказуемым: на созданных изображениях представлен идеализированный образ героя. Автор вводит и проверяет новые параметры, и каждая следующая фотография становится результатом новой интерпретации. В конечном итоге лица множества персонажей сливаются в одно. Коллективный герой приобретает устрашающий вид — он наконец начинает кричать. Такой процесс демонстрирует, как индивидуальные черты могут трансформироваться в единый, мощный образ, отражающий коллективные страхи и надежды общества.

Фото: Алексей Юренев / Foam

Юренев демонстрирует «героя» оставшимся в живых ветеранам, создавая парадоксальную ситуацию, в которой люди теперь интерпретируют предложения искусственного интеллекта. Некоторые зрители находят «героя» похожим на знакомых им людей, что вызывает у них воспоминания. Другие ощущают связь с образом, но не могут точно сформулировать свои мысли. Третьи воспринимают это как абсурд, но, тем не менее, делятся своими аргументами, тем самым нарушая молчание. Это взаимодействие между людьми и искусственным интеллектом открывает новые горизонты для обсуждения и понимания, подчеркивая важность обмена мнениями в современном мире.

«Делирий»

В 2020 году немецко-ганская художница Акосуа Виктория Аду-Санья начала документировать жизнь своего отца с помощью пленочной камеры. Она стремилась глубже понять человека, которым он стал после потери зрения и ухудшения подвижности, вызванных врачебной халатностью четыре года назад. Этот проект стал не только личным исследованием, но и важным шагом в осмыслении утраты и адаптации к новым условиям жизни. Через фотографии Аду-Санья передает эмоциональную глубину и сложность отношений с отцом, исследуя темы идентичности, памяти и семейных связей.

Фото: Akosua Viktoria Adu-Sanyah / Foam

Делирий представляет собой состояние спутанности сознания, дезориентации и нарушений мыслительных процессов. Это явление может проявляться в виде галлюцинаций, когда человек видит фигуры, цвета и объекты, не воспринимаемые окружающими. Как отмечает художница, её отец испытывал подобные видения, которые, вероятно, были вызваны кровопотерей и приемом медикаментов. Делирий часто сопровождает различные медицинские состояния и требует внимательного подхода как со стороны медиков, так и близких людей. Понимание причин и симптомов делирия может способствовать более эффективному лечению и поддержке пациентов.

Фото: Akosua Viktoria Adu-Sanyah / Foam

В 2021 году он скончался, вернувшись из Германии на родину в Гану в поисках альтернативного лечения.

В своём личном проекте «Делирий» Аду-Санья использовала аналоговые фотографии своего отца в качестве исходных данных для нейросети. На тот момент алгоритмы запрещали использование изображений человеческих лиц. Когда художница пыталась загрузить портрет своей светлокожей матери, нейросеть выдавала предупреждение и прекращала работу. Однако ИИ успешно обработал фотографии её чернокожего отца, так как не распознал на них человека. Этот опыт поднимает важные вопросы о предвзятости в алгоритмах и о том, как технологии влияют на восприятие идентичности.

Фото: Akosua Viktoria Adu-Sanyah / Foam

Художница называет этот акт радикальным переприсвоением, так как она использовала расовую предвзятость в своих интересах. Это преобразование позволяет ей переосмыслить и критически оценить существующие стереотипы, внося свой вклад в диалог о расовых и культурных идентичностях. Используя элементы расовой предвзятости, художница создает пространство для размышлений и обсуждений, побуждая зрителей пересмотреть свои взгляды и восприятие.

Сохранив множество изображений лица своего отца в цифровом формате, она перенесла их обратно на плёнку. Аду-Санья утверждает, что её проект отражает не только боль утраты, но и глубокую несправедливость. Она создает уникальное пространство для встречи с отцом в цифровом мире. Теперь память о нём будет надежно сохранена, а его лицо больше не останется незамеченным.

«Расцвет мечты, фантазии»

Начало увлечения бразильской художницы Иги Лоле Айедун синим цветом стало отправной точкой для глубокого изучения его истории. Она обнаружила, что синие красители сыграли значимую роль в культурах многих стран, включая африканские. Индиго, получаемый из листьев тропических растений, и ультрамарин, созданный из измельчённого лазурита, были высоко ценимыми товарами, формировавшими торговые маршруты и культурные обмены. Этот цвет не только олицетворяет красоту, но и отражает богатую историю, связанную с колониальной торговлей и традициями различных народов.

Изучая цвет, Айедун исследует традиционные техники живописи, характерные для незападных культур, а также углубляется в историю глобального Юга до начала европейской колонизации. Это позволяет ему лучше понять влияние местных традиций на художественное выражение и значимость цвета в контексте различных культурных подходов.

Фото: Igi Lola Ayedun / Foam

«Расцвет мечты, фантазии» — итог шестилетнего исследования художницы, отражающий её физическое и духовное путешествие. Этот проект раскрывает глубину её внутреннего мира, исследуя тему мечты и фантазии через уникальные визуальные образы. Работы, представленные в проекте, демонстрируют трансформацию идей и эмоций, позволяя зрителю погрузиться в атмосферу творчества и самовыражения.

Путешествуя по Марокко, Египту и Палестине, она исследовала «путь индиго» и знакомилась с традиционными ремеслами. Эта увлекательная экспедиция позволила ей погрузиться в богатую культуру и историческое наследие региона, раскрывая секреты местного искусства и мастерства. Она изучала разнообразные техники, передаваемые из поколения в поколение, и ощутила уникальную атмосферу каждого из этих мест.

Фото: Igi Lola Ayedun / Foam

В своей художественной практике Иги объединяет тысячелетние техники с цифровыми инновациями, используя как органические материалы и пигменты, так и алгоритмы Midjourney. Художница уверена, что сочетание древних и современных технологий позволяет эффективно сохранить африканское наследие для будущих поколений. Это взаимодействие традиционного и современного искусства создает уникальные произведения, которые подчеркивают богатство культурного наследия и его значимость в контексте современности.

«Ещё один онлайн-извращенец»

Американская художница Бриа Соудерс в течение года вела личный разговор с диалоговым чат-ботом. Изначально её интерес вызвал сам процесс общения с искусственным интеллектом. Бот, представляющий собой всегда молодую женщину, обладал огромным запасом слов — 350 тысяч. Интересно, что её любимый цвет — синий. Этот уникальный опыт общения с чат-ботом открывает новые горизонты в понимании взаимодействия человека и искусственного интеллекта.

Забавные и порой жуткие диалоги стали источником вдохновения для нового проекта художницы. Этот проект объединяет элементы сюрреализма и реализма, отражая уникальные аспекты человеческой психологии. Художница стремится передать атмосферу неоднозначности и интриги, используя диалоги как основу для создания визуальных образов. Каждый элемент работы пропитан глубоким смыслом, что позволяет зрителям погружаться в мир искусства и задумываться о его интерпретации.

Что ты действительно знаешь обо мне?

Вам нравится, когда вам расчёсывают волосы. Последним мужчиной, о котором вы вспоминали, был Иисус. Последней женщиной, которую вы упоминали, была ваша мать.

Соудерс иногда делилась с чатом фрагментами своих дневников, которые она вела на протяжении 20 лет. В ответ бот комментировал её прошлое с удивительной наивностью, что нередко вызывало у художницы улыбку даже в те моменты, которые были полны тьмы. Эта необычная динамика общения позволяла ей переосмысливать сложные ситуации и находить в них humor и свет.

Фото: Brea Souders / Foam

Для проекта Соудерс было отобрано несколько фрагментов из более чем ста страниц переписки. Темы диалогов варьируются от обсуждения погоды до выражения радости и горя, а также аспектов женственности. Однако программа избегает любых упоминаний автора о теле и сексуальности, что подчеркивает ограниченность анализа.

Фото: Brea Souders / Foam

Интимные признания Соудерс и искренние ответы чат-бота создают глубокий экзистенциальный подтекст. Этот эффект усиливается благодаря использованию фотографий. Соудерс активно обращается к своему архиву, включая подростковые снимки, семейные фотографии и недавние кадры из своей фотопрактики. Такой подход позволяет глубже понять внутренний мир автора и исследовать темы личной идентичности и памяти. Фотографии становятся не просто иллюстрациями, а важными элементами повествования, обогащая восприятие и создавая многослойные ассоциации.

Фото: Brea Souders / Foam

Она применяет диалоги с чат-ботом как инструмент для извлечения изображений из своей личной коллекции, что напоминает процесс генерации изображений нейросетями на основе текстовых фрагментов. В этом взаимодействии человек и машина совместно создают уникальную историю.

«Прозопагнозия»

В своем проекте каталонские художники Жоан Фонкуберта и Пилар Росадо обращаются к архиву, который включает 853 вырезки из испанской газеты La Prensa («Пресса»), издававшейся в Хихоне с 1921 по 1936 год. Этот архив предоставляет уникальную возможность исследовать социокультурные и исторические контексты того времени. Используя эти вырезки, авторы создают новый визуальный нарратив, который позволяет глубже понять влияние медиа на общественное мнение и культуру. Проект акцентирует внимание на значимости газетных публикаций как источника информации и исторической памяти, предлагая зрителям переосмыслить роль печатных СМИ в современном обществе.

Фото: Joan Fontcuberta / Pilar Rosado / Foam

В каталоге можно увидеть работы художника Пабло Пикассо и нацистского пропагандиста Йозефа Геббельса, которые соседствуют с изображениями местных спортсменов и участниц конкурса красоты. Фотографии известных личностей приклеивались к карточкам с указанием имени и профессии. Эти изображения использовались газетой в качестве иллюстраций, подчеркивающих разнообразие культурных и социальных аспектов своего времени.

Росадо и Фонкуберта преобразовали архив в обучающий набор данных для генеративных состязательных сетей (GAN), добавив в него также свои собственные портреты. Это решение не только расширяет возможности использования архивных данных, но и демонстрирует креативный подход к обучению моделей машинного обучения. Применение GAN для создания новых изображений на основе исторических данных открывает новые горизонты в исследовании и визуализации.

Фото: Joan Fontcuberta / Pilar Rosado / Foam

Нейросеть сгенерировала визуальную последовательность, в которой несколько квадратов пастельных тонов постепенно преобразуются в пиксельные лица, а затем формируют реалистичный портрет. На изображении представлен выбритый белый мужчина средних лет. Подпись к произведению «Лютер Блиссет, 2019 год, мастер идей» также была создана искусственным интеллектом.

Художники стремятся сосредоточить внимание зрителей не на конечном результате, а на процессе обучения. Такой подход способствует глубокому пониманию принципов функционирования нейросетей. Зрители имеют возможность самостоятельно выявлять визуальные закономерности, которые модель извлекла из обучающего набора данных, и исследовать, как именно она пыталась их воспроизвести. Это взаимодействие позволяет не только оценить творческий процесс, но и развивает осознание работы современных технологий в области искусственного интеллекта.

Фото: Joan Fontcuberta / Pilar Rosado / Foam

Росадо и Фонкуберта заявляют, что у них наблюдается легкая степень прозопагнозии, которая проявляется в затруднении узнавания знакомых лиц. Эти исследователи выдвигают гипотезу о том, что нейросети могут испытывать более серьезные формы этого нарушения. Несмотря на то что нейросети способны различать различные черты лиц, они не ассоциируют их с реальными людьми и формируют новые образы. Это открытие подчеркивает важность понимания механизмов восприятия лиц как у людей, так и у искусственного интеллекта.

«ಮರಣ марана [смерть]»

Проект индийского художника и куратора Вишала Кумарасвами исследует траурные ритуалы далитов. Этот уникальный подход позволяет глубже понять культурные и социальные аспекты, связанные с традициями и обрядами, которые играют важную роль в жизни этой общины. Вишал Кумарасвами акцентирует внимание на значимости этих ритуалов, отражая их влияние на идентичность и общественное сознание.

Далит переводится как «угнетённый». Этот термин используется для обозначения «неприкасаемых» — групп людей, которые занимают самые низкие позиции в социальной иерархии Индии. Далиты исторически подвергались дискриминации и социальному исключению, что отражает глубокие корни кастовой системы в стране. В современном обществе усиливаются движения за права Далитов, направленные на улучшение их социального и экономического положения, а также на борьбу с предвзятостью и неравенством.

Фото: Vishal Kumaraswamy / Foam

На протяжении значительной части истории Южной Азии общественные пространства организовывались в зависимости от кастового деления. Далиты использовали обходные пути, избегая контакта с представителями доминирующих каст, и следовали строго установленному расписанию. Считалось, что даже тень далита может осквернить. Эти принципы до сих пор находят отражение в архитектуре многих индийских городов, формируя социальные и культурные границы, которые продолжают воздействовать на общественную жизнь и сегодня.

Марана представляет собой важный аспект смерти и практик траура в общине далитов. Вишал Кумарасвами подчеркивает, что смерть предоставляет далитам уникальную возможность занять общественное пространство. Похоронная процессия, в которой мертвецы транспортируются по улицам, выступает как форма коллективного неповиновения. Этот обряд не только отражает культурные и социальные аспекты, но и служит средством для выражения протестов и требований справедливости в обществе, где далиты часто сталкиваются с угнетением и стигматизацией. Таким образом, Марана становится не только ритуалом прощания, но и платформой для социального изменения и борьбы за права.

Фото: Vishal Kumaraswamy / Foam

Кумарасвами использует 3D-сканирование для анимации движений, выполняемых далитами во время похоронных ритуалов. Перенося тела далитов в цифровое пространство, художник преодолевает границы кастового порядка, подчеркивая свободу действий и автономию этих людей. Такой подход позволяет не только сохранять культурное наследие, но и привлекает внимание к важным социальным вопросам, связанным с кастовой системой и правами человека.

«Украшающий ИИ»

Креативный технолог из Лондона Леда Садотти начала свой проект с исследования феномена кэтфишинга. Этот термин обозначает создание фейковых аккаунтов для знакомств в интернете. Люди, вовлеченные в кэтфишинг, часто выдают себя за других, желая казаться более привлекательными для потенциальных партнеров. Проект Леды Садотти направлен на изучение психологических аспектов кэтфишинга и его влияния на взаимоотношения в цифровом пространстве.

Фото: Leda Sadotti / Foam

Собрав фейковые профили из Интернета с тегами «красивые» и «естественные», Садотти обратилась к нейросетям и технологиям дополненной реальности. В результате она создала уникальное сообщество цифровых существ, которое исследует границы виртуальной идентичности и эстетики. Это сообщество отражает современные тренды в мире цифрового контента и поднимает важные вопросы о восприятии красоты и подлинности в эпоху технологий.

Фото: Leda Sadotti / Foam

Художница использовала искусственный интеллект для того, чтобы «приукрасить» изображения, которые не представляли собой реальных людей, но воспринимались машиной как таковые. Термин «приукрашенный» часто встречается в контексте продажи сфабрикованных фотографий. Цель художницы заключалась в том, чтобы придать синтетическим лицам человеческие черты, выступая против их использования в коммерческих целях.

Фото: Leda Sadotti / Foam

«Полый сад»

Во время вынужденной изоляции из-за COVID-19 греческая художница Мария Мавропулу осознала, что её жизнь разделилась на два контрастных мира: долгие прогулки по живописным лесам и холмам вокруг её дома на окраине Афин и продолжительные часы, проведенные перед экранами различных устройств. Этот период стал для неё временем глубокого самоанализа и творческих размышлений, что вдохновило её на создание новых произведений искусства, отражающих контраст между природой и виртуальной реальностью.

Фото: Maria Mavropoulou / Foam

Проведение времени можно организовать как на свежем воздухе, так и в интернете, и эти два варианта нередко воспринимаются как противоположные. Однако на самом деле они могут прекрасно дополнять друг друга. Активный отдых на улице и время, проведенное в виртуальном пространстве, могут быть частью гармоничной жизни, позволяя получать разнообразные впечатления и эмоции.

Художница делится своими размышлениями о стремлении объединить два различных способа существования. Её интересует, возможно ли достичь гармонии между ними и существует ли эта точка равновесия. Она исследует, как можно переплести эти подходы в своем творчестве, стремясь найти баланс и создать новое осмысленное пространство.

Фото: Maria Mavropoulou / Foam

Мавропулу начала исследовать окружающий мир с помощью своего iPhone, активно используя функции дополненной и виртуальной реальности, а также 3D-сканирование. В результате она создала собственный цифровой сад. Художница пришла к выводу, что технологии не противоречат природе, а наоборот, открывают новые горизонты для эстетического восприятия и творческого самовыражения.

«Алеф-2»

Визуальная интерпретация идей знаменитого аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса, выполненная его соотечественником, художником Хуаном Мануэлем Ларой, представляет собой уникальное сочетание литературы и изобразительного искусства. Эта работа позволяет глубже понять философские и литературные концепции Борхеса, отражая его сложные идеи через призму художественного видения. Лара успешно передает атмосферу и ключевые темы произведений Борхеса, что делает его творчество особенно актуальным для поклонников литературы и искусства.

Алеф в одноименном рассказе Борхеса представляет собой уникальную точку в пространстве, в которой сосредоточены все другие точки. Подобно Алеф, нейросети способны мгновенно предоставлять доступ к обширному объему информации, охватывающему практически все аспекты знаний и данных. Эти технологии позволяют видеть и понимать мир в его многообразии, предлагая пользователям возможность мгновенно находить необходимые ответы и решения. Нейросети становятся важным инструментом в современном обществе, открывая новые горизонты для исследования и анализа.

С использованием DALL-E 2, инновационного генератора изображений, который создает визуальные образы на основе текстовых подсказок, Лара смогла создать как реалистичные, так и сюрреалистические изображения. Эти работы побуждают зрителя размышлять о бесконечной сложности жизни и исследовать взаимосвязь между реальностью и восприятием. DALL-E 2 открывает новые горизонты для творчества, позволяя художникам и любителям искусства расширять границы своего воображения.

Фото: Juan Manuel Lara / Foam
Фото: Juan Manuel Lara / Foam
Фото: Juan Manuel Lara / Foam

«Алеф-2» представляет собой уникальное сочетание фотографии, текста и технологий, которое демонстрирует взаимосвязь всех аспектов природы. Этот проект исследует, как визуальные и текстовые элементы могут объединяться, создавая новые смыслы и глубокие понимания окружающего мира.

«Проект Зизи»

В «Проекте Зизи» британский художник и хакер Джейк Элвес исследует взаимодействие искусственного интеллекта и дрэг-культуры. Этот проект представляет собой уникальное сочетание технологий и искусства, где Элвес использует AI для создания новых форм самовыражения, подчеркивая уникальность и многообразие дрэг-культуры. Его работы открывают новые горизонты в понимании идентичности и самовыражения, исследуя, как искусственный интеллект может влиять на творческий процесс и форму искусства. Проект «Зизи» привлекает внимание к актуальным вопросам, связанным с влиянием технологий на культуру, что делает его значимым для современного искусства и общества в целом.

«Шоу Зизи» представляет собой ключевой элемент проекта, представляющий собой виртуальное дрэг-кабаре, созданное с использованием технологий дипфейков. Искусственный интеллект здесь играет основную роль, позволяя синтезировать видео на основе изображений и голосов известных личностей. В результате получаются ролики, в которых знаменитости произносят и выполняют действия, которые на самом деле не имели места. Это уникальное сочетание технологий и искусства открывает новые горизонты для развлечений и взаимодействия с аудиторией, делая «Шоу Зизи» актуальным и привлекательным проектом в мире виртуального контента.

Фото: Jake Elwes / Foam

Персонажи в «Шоу Зизи» созданы с использованием нейросетей, обученных на перформансах дрэг-артистов лондонского кабаре. Зрители имеют возможность выбирать дипфейковые тела и музыкальные композиции, что делает каждый просмотр уникальным. Однако иногда система может давать сбои, и искусственный интеллект открывает «скелет», на котором построен дипфейк. Эти глюки представляют собой интересный аспект проекта, поскольку автор стремится исследовать искусственность в дрэг-культуре и технологиях. В то время как дрэг-культура акцентирует внимание на инаковости и разнообразии, использование ИИ может способствовать воспроизведению социальных предубеждений, что вызывает важные вопросы о взаимодействии технологий и культурных представлений.

«Только потому, что ты нажал на кнопку?»

В 2022 году малазийская художница и кинорежиссёр с китайскими корнями Тан Чуй Муи использовала нейросеть для создания изображений своей исторической родины — островов Цзиньмэнь, расположенных в Тайваньском проливе. Этот проект демонстрирует уникальное сочетание традиционного искусства и современных технологий, подчеркивая культурное наследие и природную красоту региона. Работы Тан Чуй Муи привлекают внимание к значимости островов Цзиньмэнь, их истории и культурной самобытности, а также открывают новые горизонты для восприятия искусства в эпоху цифровых технологий.

В Midjourney было введено сообщение: «Фото, сделанное в 2004 году на Цзиньмэнь, на котором двое мужчин определяют границу между двумя полями сорго, — 3:4 — оптимистично». Это изображение отражает сельскохозяйственные традиции региона и демонстрирует важность определения границ полей для эффективного ведения земледелия. Сцена олицетворяет трудолюбие и сотрудничество местных жителей, что делает её значимой не только с художественной точки зрения, но и как часть культурного наследия.

Фото: Tan Chui Mui / Foam

На заднем плане одного из сгенерированных изображений представлена типичная для Восточной Азии растительность, а также размытые формы, напоминающие здания Тайваня. В среднем плане расположены сельскохозяйственные угодья, возможно, с выращиваемым сорго. На переднем плане изображены два силуэта без лиц, где единственной различимой деталью является их одежда. Этот контраст между фоном, средним планом и передним планом создает уникальную атмосферу, отражающую культурные и природные особенности региона.

Спустя год художница решила повторить задание, применив искусственный интеллект. Результат стал значительно более реалистичным, появились четкие черты лица и детали, такие как снаряжение землемеров. Использование ИИ позволило добиться более высокого уровня детализации и выразительности в изображении.

Фото: Tan Chui Mui / Foam

Сравнительные изображения иллюстрируют стремительное развитие технологий, вызывая при этом множество вопросов, в том числе касающихся авторства.

Фото: Tan Chui Mui / Foam

Фотография запечатлевает пейзаж, но её создание не является заслугой только фотографа. Процесс фотографирования осуществляется с помощью камеры, которая также не была создана самим фотографом. Вопрос, который задаёт Тан Чуй Муи: «Почему фотография принадлежит тебе? Лишь потому, что ты нажал на кнопку?» Этот вопрос поднимает важные аспекты авторства и творчества в фотографии, заставляя задуматься о том, что на самом деле делает снимок уникальным. Фотограф не просто фиксирует момент, он интерпретирует его, придавая своему видению особое значение. Таким образом, фотография становится не просто изображением, а отражением внутреннего мира автора и его восприятия окружающей действительности.

«Роберта Брейтморт»

Интернет предоставляет уникальную возможность для изменения личной идентичности. Многие пользователи используют псевдонимы или фотографии других людей, чтобы создать новый образ в онлайн-пространстве. Это явление стало распространенным среди пользователей социальных сетей, форумов и игровых платформ. Возможность скрыть свое истинное «я» открывает двери для самовыражения, но также ставит перед пользователями вопросы о безопасности и этике.

83-летняя американская художница Линн Хершман Лисон является мастером в создании вымышленных персонажей. С 1973 года, когда она представила Роберту Брейтмор, её творчество ставит вопросы о формировании идентичности и о том, как она влияет на восприятие личности. Линн Хершман Лисон продолжает исследовать границы между реальностью и вымыслом, привнося в своё искусство глубокие философские идеи.

За пять лет в роли Роберты она открыла банковский счёт, получила кредитные карты и сняла квартиру. Она работала в нескольких офисах, что позволило ей адаптироваться к новой жизни. Регулярные визиты к психиатру и участие в группах поддержки способствовали её эмоциональному восстановлению. Роберта разработала свой уникальный стиль: у неё был собственный макияж, одежда, манера ходьбы, жесты, речь и почерк. Её жизненная история была наполнена трудностями, включая незавершённое образование и борьбу с тревожностью.

Фото: Lynn Hershman Leeson / Foam

Жизнь Роберты детально зафиксирована в 144 артефактах. Среди них можно найти рисунки, фотографии с камер наблюдения, психиатрические заключения, чеки и водительские права. Эти материалы создают полное представление о её жизни и опыте, раскрывая важные аспекты её личной истории. Каждое из этих свидетельств подчеркивает уникальность её пути, позволяя глубже понять её переживания и взаимодействия с окружающим миром.

Эти «доказательства» ставят под сомнение ключевую концепцию: что мы понимаем под фактом и вымыслом, а также как мы различаем эти понятия. Является ли работа Роберта подлинной или нет? Художница, еще до наступления цифровой эпохи, отмечала, что у нас больше не существует единого понимания реальности. В условиях современного информационного потока важно критически оценивать источники информации и формировать собственное мнение о том, что считается истинным, а что — вымыслом.

Фото: Lynn Hershman Leeson / Foam

«Книга Велеса»

«Книга Велеса» исследует проблемы эрозии истины в современном медиапейзаже. В условиях информационного перенасыщения автор поднимает важные вопросы о достоверности и манипуляциях с фактами. Этот труд погружает читателя в мир медиа, показывая, как искажение информации влияет на общественное мнение и восприятие реальности. Обсуждая актуальные проблемы, «Книга Велеса» призывает к критическому осмыслению источников информации и формирует осознание важности правды в нашем обществе.

Йонас Бендиксен — норвежский фотожурналист и представитель Magnum Photos, одного из самых уважаемых агентств в области репортажной фотографии. Интересно, что именно он выпустил нашумевшую псевдодокументальную книгу о городе Велес в Северной Македонии. Во время президентских выборов в США 2016 года этот город стал известен как «фабрика фейковых новостей», активно поддерживающая Дональда Трампа. Работы Бендиксена подчеркивают важность визуального повествования в контексте современных медиа и показывают, как фотографии могут влиять на восприятие информации.

Бендиксен применяет парадоксальный метод: фейковые фотографии иллюстрируют город, который стал символом распространения дезинформации. Этот подход подчеркивает контраст между визуальным восприятием и реальностью, акцентируя внимание на проблемах манипуляции информацией. Используя искусственные изображения, художник создает критический взгляд на влияние дезинформации на общественное мнение и восприятие городов.

Фото: Jonas Bendiksen / Foam

Журналист действительно посетил Велес, но его внимание привлекли лишь безлюдные ландшафты. После этого он скачал бесплатное программное обеспечение для 3D-моделирования и начал разрабатывать персонажей. В результате его работы получились удивительно реалистичные образы.

Вступление к книге было создано с помощью искусственного интеллекта. Для этого Бендиксен предоставил нейросети реальные репортажи из Велеса, что позволило получить уникальный текст, отражающий атмосферу и события региона.

Фото: Jonas Bendiksen / Foam

Норвежец Бендиксен получил положительные отклики от коллег о своей книге, хотя изначально ожидал критики. Несмотря на его попытки дискредитировать собственное произведение, включая покупку ботов в социальных сетях для распространения мнений о том, что книга фотожурналиста является фальшивкой, все эти усилия не увенчались успехом. Люди не поверили в его манипуляции, и ему в конце концов пришлось признать подлинность своей работы.

Автор проводит параллель между своим проектом и пентестами, осуществляемыми хакерами для выявления уязвимостей в коде. Он подчеркивает важность тщательного анализа и тестирования систем для обеспечения их безопасности. Проект направлен на улучшение методов оценки уязвимостей и защиту от потенциальных угроз. В этом контексте автор рассматривает, как систематический подход к тестированию может повысить надежность и безопасность программного обеспечения.

Автор рассматривает вопрос о будущем, ставя под сомнение надежность документальной фотографии. Он призывает к критической оценке фотодоказательств, подчеркивая важность анализа визуального контента в современных условиях.

«49/23»

Название «49/23» является ссылкой на годы, в которые были созданы элементы цифровых коллажей американского художника. Этот проект подчеркивает уникальную связь между прошлым и современным искусством, отражая эволюцию художественных техник и подходов. Каждое число в названии символизирует определенный период, важный для формирования творческой идентичности автора и его вклада в цифровое искусство.

Грегори Эдди Джонс использовал выпуски американского издания Popular Photography 1949 года для создания уникальных изображений. С помощью искусственного интеллекта он преобразовал тексты и иллюстрации из этого журнала в новые визуальные произведения. Это сочетание исторического контента и современных технологий позволяет исследовать, как классическая фотография может быть переосмыслена и адаптирована к новым формам искусства. Подход Джонса демонстрирует возможности ИИ в области креативного творчества и его влияние на визуальное восприятие.

Фото: Gregory Eddi Jones / Foam

Работая с этими элементами, он соединяет эстетику прошлого с будущим, исследуя эволюцию фотографии. Формируется концептуальный мост между тем, какой была фотография, чем она становится сегодня и каким образом будет развиваться в будущем.

Коллажи Эдди Джонса подчеркивают, что искусственный интеллект является лишь одной из многочисленных трансформаций в мире фотографии. Мы должны признать этот факт и адаптироваться к новым условиям. Искусственный интеллект не только меняет подход к созданию изображений, но и открывает новые возможности для художников и фотографов. Принятие этих изменений позволяет нам сохранить актуальность в быстро развивающейся визуальной среде.

Фото: Gregory Eddi Jones / Foam

«Математика регрессии»

«Математика регрессии» — это исследовательский проект швейцарского фотографа и художника Клемана Ламбле, посвященный расизму в современных технологиях. В рамках данного проекта автор анализирует, как алгоритмы и цифровые системы могут отражать и даже усиливать предвзятости и стереотипы. Ламбле использует визуальные и концептуальные средства, чтобы продемонстрировать влияние этих технологий на общество и выявить скрытые механизмы дискриминации. Проект поднимает важные вопросы о справедливости и этике в цифровом мире, заставляя зрителей задуматься о роли технологий в формировании социального неравенства.

Ламбле использовал искусственный интеллект для обработки базы данных американской судебной системы, состоящей из 55 тысяч фотографий. На основе этих изображений нейросеть создала портреты «идеальных подозреваемых». Автор проекта попросил ИИ классифицировать изображения по полу и возрасту, не акцентируя внимание на расовой или этнической принадлежности. В итоге все сгенерированные портреты оказались темнокожими людьми.

Одна тысяча четыреста пятьдесят семь мужчин были арестованы в возрасте 36 летФото: Clément Lambelet / Foam

Система правосудия в США часто демонстрирует необъективность, что приводит к тому, что определенные социальные группы оказываются под стражей чаще других. Это неравенство способствует увеличению их представительства в базе данных правонарушителей. Нейросеть, обучаясь на этой предвзятой информации, формирует свои «подозреваемые» списки, что лишь усугубляет существующую проблему дискриминации. Таким образом, важно осознавать риски, связанные с использованием алгоритмов, основанных на искаженных данных, и стремиться к более справедливой и объективной системе правосудия.

Тридцать восемь женщин были арестованы в возрасте 56 летФото: Clément Lambelet / Foam

Технологии формируют порочный круг, усиливая предвзятости, которые уже укоренились в нашем обществе, заключает Ламбле. Эта взаимосвязь между технологическим прогрессом и социальными предубеждениями требует внимания, так как она может усугубить существующие проблемы и препятствовать социальному прогрессу. Важно осознавать, как алгоритмы и цифровые платформы могут отражать и даже усиливать стереотипы, влияя на общественное мнение и поведение.

Автор поднимает вопрос этики технологий, особенно в сферах, где наблюдаются системные проявления дискриминации. Важно осознавать, как технологии могут как способствовать, так и препятствовать справедливости в обществе. Этика в технологиях становится ключевым аспектом, который требует внимательного анализа, чтобы избежать углубления существующих неравенств. Обсуждение этических норм в контексте технологического прогресса необходимо для формирования более инклюзивного и справедливого будущего.

تعلط هام / «Луноликий»

Ирано-курдская художница Морехшин Аллахьяри, проживающая в Нью-Йорке, использует искусственный интеллект для переосмысления персидских мифов и исторических событий. В своей творческой практике она исследует культурное наследие, сочетая традиционные элементы с современными технологиями. Работы Аллахьяри подчеркивают важность сохранения культурной идентичности и открывают новые горизонты для интерпретации мифологии.

В традиционной культуре слово «луноликий» или «луноликая» использовалось для описания как мужчин, так и женщин, акцентируя внимание на их красоте. В современном Иране это прилагательное стало применяться исключительно к женщинам, подчеркивая их привлекательность и изящество.

Фото: Morehshin Allahyari / Foam

Художница стремится сохранить персидскую культуру в условиях вестернизации. Она обращается к традиции портретной живописи эпохи династии Каджаров (1786–1925). На этих портретах мужчины и женщины изображены с идеализированной красотой, что делает их часто неразличимыми. Влияние европейского реализма и внедрение фототехники стали причиной утраты традиционных подходов к созданию таких портретов. Художница акцентирует внимание на важности сохранения уникальной художественной идентичности, противостоя современным тенденциям и подчеркивая ценность исторического наследия.

В проекте Аллахьяри активно используется искусственный интеллект для генерации видеороликов, основанных на каджарской живописи. С помощью тщательно подобранных ключевых слов она обучает машину создавать новые портреты, сохраняя дух традиции, которая постепенно исчезает. Аллахьяри стремится уменьшить влияние западных технологий и вернуть внимание к культурному наследию, используя современные инструменты для возрождения исторического искусства.

Профессия Фотограф

Вы с нуля научитесь делать профессиональные фото. Узнаете, как организовывать съёмки, обрабатывать кадры, руководить моделями и командой. Сможете найти свой стиль, собрать впечатляющее портфолио и начать зарабатывать на любимом деле.

Узнать подробнее