Проектная фотография

20 июня, 2025

Цианотипия DIY: синяя печать своими руками в домашних условиях / Skillbox Media

Как печатать прекрасные синие снимки в домашних условиях.

Фотограф и специалист по ручной фотопечати. Химик, работающий в научно-исследовательском институте. Автор творческого блога «БЕЗНОГNМ», где делится своими наработками и идеями в области фотографии и науки.

Что такое цианотипия

Цианотипия представляет собой один из самых доступных методов альтернативной печати. Этот процесс позволяет получить уникальные монохромные отпечатки, окрашенные в разнообразные оттенки синего цвета, который считается одним из самых привлекательных. Цианотипия не только проста в освоении, но и дарит потрясающие визуальные результаты, что делает её популярным выбором среди фотографов и художников, стремящихся к экспериментам в печати.

Цианотипия представляет собой контактный метод фотопечати, при котором полноразмерный негатив помещается непосредственно на слой химической эмульсии. Эта эмульсия может быть нанесена на различные поверхности, включая бумагу, ткань, дерево и пластик. Благодаря своей универсальности цианотипия привлекает внимание художников из разных областей, включая фотографов и дизайнеров одежды. Этот метод позволяет создавать уникальные и выразительные изображения, что делает его популярным выбором для творческих проектов.

В процессе печати задействованы два основных вещества: краска и растворитель. Краска обеспечивает яркость и насыщенность цветового изображения, а растворитель играет ключевую роль в его нанесении, обеспечивая необходимую текучесть и равномерное распределение краски по поверхности. Эти компоненты взаимодействуют между собой, что напрямую влияет на качество и долговечность отпечатков. Правильный выбор и сочетание этих веществ имеют решающее значение для достижения высокой четкости и яркости печати, что особенно важно в различных сферах, от художественной до коммерческой печати.

  • гексацианоферрат(III) калия K3[Fe (CN)6], или красная кровяная соль;
  • цитрат железа(III)-аммония FeC6H5O7·(NH4)2C6H6O7. Его ещё называют железо(III) лимонноаммиачное.

Эти два химических соединения взаимодействуют следующим образом: железо лимонноаммиачное реагирует на свет, а красная кровяная соль проявляет изображение, делая его видимым. При смешивании растворов под ультрафиолетовым светом происходит реакция, в результате которой образуется синий нерастворимый пигмент — берлинская лазурь. Этот процесс используется в различных областях, включая фотографию и искусство, благодаря своей способности создавать четкие и насыщенные изображения.

При взгляде на химические формулы может возникнуть страх, но не спешите закрывать эту статью. На самом деле, это всего лишь два химических вещества в бутылках. Процесс печати с использованием этих химикатов отличается вариативностью, что позволяет творческим людям проявлять свою импровизацию и индивидуальность. Такой подход в химической печати открывает новые горизонты для экспериментов и самовыражения.

Что вам понадобится для печати

  • Красная кровяная соль. Внимание: не путайте с жёлтой кровяной солью — она не подойдёт.
  • Железо лимонноаммиачное. Я настоятельно советую поискать лимонноамиачное железо именно зелёного цвета (а не красно-коричневого): эта модификация обеспечивает более предсказуемый результат, и цвет оттиска получается более чистым и насыщенным.
  • Лимонная кислота — продаётся в любом продуктовом магазине.
  • Перекись водорода 3% — продаётся в аптеке.
  • Сода пищевая (не обязательно).
  • Ацетон (не обязательно).
  • Дистиллированная вода (и только дистиллированная).

Красную кровяную соль и лимонноаммиачное железо можно легко найти в специализированных химических магазинах. Ацетон доступен в строительных магазинах, где он продаётся вместе с другими растворителями. Эти вещества широко используются в различных промышленных и бытовых целях, поэтому их закупка не вызывает сложности.

Фото: Константин Коликов

Каждый реактив и раствор требуют использования отдельных ёмкостей, шприцев и ложек, чтобы избежать их смешивания и сохранить первоначальные свойства веществ. Избегайте металлической посуды, так как металл может вступать в реакцию с растворами, что негативно скажется на их характеристиках. Правильное хранение и использование лабораторных материалов обеспечит точность экспериментов и надежность получаемых результатов.

  • Набор пластиковых ложек — чтобы отмерять реактивы для взвешивания и перемешивать растворы. Для перемешивания можно использовать стеклянные палочки, если вы счастливый обладатель такой роскоши.
  • Три стеклянные ёмкости — чтобы смешивать растворы. В идеале — три химических стакана.
  • Две тёмные ёмкости из пластика или стекла — для хранения растворов.
  • Набор шприцев, от маленьких до крупных. Размер зависит от того, сколько эмульсии вы будете наносить и на какую поверхность.
  • Весы — кухонные или аналитические, электронные.
  • Перчатки для защиты рук: красная кровяная соль — вещество токсичное. Сгодятся обычные латексные перчатки из аптеки.
  • Акварельная бумага плотностью не меньше 200 г/м². Я использую бумагу «Рыбачка», ООО «ЛХПБП».
  • Малярная кисть. Лучше всего купить кисть из жёсткой щетины. Вместо неё можно использовать художественные спонжи.
  • Плёнка для печати негатива. В продаже много прозрачных плёнок для печати, выбор зависит от того, какой у вас принтер. Я использую Lomond для чёрно-белых копиров. Если у вас струйный принтер, ищите плёнку для струйных принтеров.
  • Любой источник ультрафиолета. Солнечный свет тоже подойдёт. Я использую три УФ-лампы Camelion E27 26W.
  • Два прозрачных стекла размером не меньше 35 × 30 см. Между стёкол мы поместим лист А4 — так, чтобы с каждой стороны осталось дополнительное пространство.
  • Набор канцелярских зажимов — пригодятся большие и средние, минимум по четыре штуки каждого размера. С их помощью мы будем зажимать лист с негативом между стёклами.
  • Фольга алюминиевая, без рисунков и гравюр.
  • Кюветы или любые прямоугольные резервуары, где свободно поместится лист А4. Вам понадобится как минимум три кюветы — если планируете много печатать, лучше иметь ещё больше. Свои ёмкости я купил в хозяйственном.
Фото: Константин Коликов

После подготовки всех необходимых материалов можно приступить к работе. Рекомендуется выполнять процесс цианотипии в вечернее время, при искусственном освещении или в затемнённом помещении. Хотя цианотипия не является особенно светочувствительным методом и реактивы сохраняют свою эффективность достаточно долго, лучше избегать частого воздействия света на готовые материалы. Это поможет гарантировать более высокое качество конечного результата и продлит срок службы ваших реактивов.

Приготовление растворов

Внимание! Обратите свое внимание на важные аспекты, которые могут повлиять на вашу жизнь. Мы предлагаем актуальную информацию и полезные советы, которые помогут вам сделать правильный выбор. Не упустите возможность узнать больше о ключевых темах и оставайтесь в курсе последних событий. Будьте внимательны к деталям и не позволяйте важной информации ускользнуть от вас.

При работе с реактивами обязательно используйте защитные перчатки. Это важно для обеспечения безопасности и предотвращения контакта кожи с химическими веществами. Надежная защита рук помогает избежать возможных аллергических реакций и раздражений, а также минимизирует риск травм. Соблюдение данного правила является обязательным условием для безопасного проведения экспериментов и работы в лаборатории.

Если вы приобрели готовые наборы для цианотипии с растворами необходимой концентрации, можете пропустить данный этап.

Тем, кто решился освоить процесс самостоятельно с нуля, потребуется следующее оборудование: весы, две пластиковые ложки, две ёмкости для взвешивания реактивов, две ёмкости для смешивания растворов и две тёмные бутылочки для хранения готовых растворов. Правильное оборудование обеспечит точность и безопасность в процессе работы.

Для приготовления раствора лимонно-аммиачного железа, далее именуемого как раствор А, необходимо взвесить 20 г твердого вещества и растворить его в 100 мл дистиллированной воды. Необходимо тщательно перемешивать раствор до достижения полной прозрачности, что обеспечит однородность и стабильность конечного продукта.

Для приготовления раствора красной кровяной соли, далее именуемого раствором Б, необходимо взвесить 8 г твердого вещества. Затем растворите его в 100 мл дистиллированной воды. После этого тщательно перемешайте раствор до достижения прозрачности.

Перелейте каждый раствор в отдельные тёмные ёмкости. Храните полученные растворы в темноте и избегайте их нагревания, чтобы сохранить их свойства и эффективность.

Эти 200 мл растворов, состоящих из 100 мл каждого компонента, достаточно для печати ста фотографий размером 15 × 20 см. Если вы планируете выполнять крупные проекты, рекомендуется смешивать большее количество твёрдых веществ с увеличенным объёмом воды для достижения оптимальных результатов.

Фото: Константин Коликов

Смешивание растворов, получение эмульсии

На данном этапе вам понадобятся три шприца и чистая стеклянная емкость. Эти инструменты являются необходимыми для выполнения дальнейших шагов. Убедитесь, что шприцы стерильные, а ёмкость тщательно очищена, чтобы избежать загрязнений и обеспечить безопасность процесса.

Металлические иглы шприцев необходимо удалить.

Отмерьте равные объемы раствора А и раствора Б с помощью чистых шприцев. Слейте оба раствора в емкость и тщательно перемешайте. Ваша эмульсия готова. Теперь возьмите третий, более крупный шприц и наполните его получившейся смесью.

Избегайте приготовления большого объема эмульсии, так как она быстро теряет свою эффективность, даже при хранении в темном месте. Рекомендуется готовить новую порцию эмульсии непосредственно перед печатью и использовать её сразу. Это обеспечит наилучшие результаты и стабильное качество печати.

Нанесение эмульсии на поверхность

Для выполнения следующего этапа работы вам потребуется большой шприц, заполненный эмульсией, которую вы подготовили ранее. Также вам понадобится малярная кисть или художественный спонж для нанесения.

Для достижения наилучших результатов при печати изображений с использованием эмульсии, начните с того, чтобы капнуть её в центр бумажного листа. Практика показывает, что распределение эмульсии по всей поверхности может привести к появлению тёмных кругов на финальном отпечатке. Для печати изображения размером 15 × 20 см обычно достаточно 20 капель эмульсии, что составляет примерно 1 мл. Однако количество эмульсии может варьироваться в зависимости от вашей идеи, желаемого размера отпечатка и текстуры используемого материала. Не бойтесь экспериментировать, чтобы найти оптимальные пропорции и достичь желаемого результата.

Возьмите кисть и равномерно нанесите эмульсию на бумагу, используя широкие и плавные движения. Представьте себя в роли Тома Сойера, который красит забор. Этот процесс требует аккуратности и внимательности, чтобы добиться однородного покрытия. Старайтесь не оставлять пробелов или подтеков, чтобы результат был эстетичным и привлекательным.

Совет — это рекомендация или указание, направленное на помощь в принятии решений или решении проблем. Советы могут касаться различных аспектов жизни, включая здоровье, карьеру, личные отношения и финансовое планирование. Получение совета может значительно повысить шансы на успех в различных ситуациях. Важно выбирать надежные источники информации и учитывать мнения экспертов, чтобы советы были действительно полезными и эффективными. Рассматривая различные точки зрения, можно принимать более взвешенные решения и избегать распространенных ошибок.

Необходимо тщательно промыть все шприцы и кисти сразу после подготовки листов к печати. Это гарантирует их долговечность и предотвращает загрязнение. Своевременная очистка инструментов обеспечивает качественный результат работы и избегает смешивания красок.

Фото: Константин Коликов

Сушка

Некоторые художники используют фен для сушки акварельной бумаги, но я предпочитаю другой метод. Я оставляю изделие в тёмной и хорошо проветриваемой комнате на один час. Это время вполне достаточно для того, чтобы бумага высохла. Высушенные листы не обязательно использовать сразу; их можно хранить в тёмном месте. Я однажды печатал на листах, которые хранились почти месяц, и результат оказался вполне удовлетворительным, хотя пришлось немного сократить время экспонирования. Такой подход позволяет добиться качественных результатов без риска повреждения бумаги.

Подготовка негатива

Для выполнения данной задачи вам потребуется компьютер с установленным программным обеспечением Photoshop, принтер и прозрачная пленка для печати. Если у вас есть ацетон, не забудьте взять его с собой, а также несколько кювет. В этом тексте я объясню, как именно я использую эти материалы.

Для подготовки негативного изображения откройте его в Photoshop и преобразуйте в черно-белый формат. С монохромным изображением можно проводить различные эксперименты, например, увеличивать яркость и контрастность. Учтите, что в итоговой цианотипии резкость и контрастность будут ниже, чем у цифрового оригинала. Тёмные участки изображения на бумаге будут ещё темнее, поскольку в отличие от монитора, бумага не обладает подсветкой.

Фото: Константин Коликов

После обработки черно-белого позитива необходимо выполнить инверсию изображения, используя сочетание клавиш Ctrl/Cmd + I. Этот процесс преобразует позитивное изображение в негативное, что может быть полезно для различных художественных и технических целей. Инверсия позволяет получить обратные цвета, что открывает новые возможности для творчества и анализа изображений.

Скриншот: Константин Коликов

Откройте настройки печати и выберите нужный масштаб. Чтобы точно отрезать отпечатанный кадр с окрашенной рамкой, отметьте опцию «Центральные метки обреза». Это обеспечит точность при обрезке и сохранит целостность изображения.

Перейдите в раздел «Управление цветом» и выберите параметр «Обработка цветов». Установите, чтобы цветом управлял Photoshop. Для печати выберите черно-белый режим и укажите тип бумаги как «плёнка» или аналогичный вариант.

Скриншот: Константин Коликов

Отправьте документ на печать.

Лазерные принтеры, в отличие от струйных, имеют некоторые ограничения при нанесении тонера на пленку. Однако существует способ улучшить качество печати на пленке с помощью лазерного принтера. В этом тексте я поделюсь эффективными методами, которые помогут добиться более высокого качества печати.

Перед тем как вносить изменения, рекомендуем сначала протестировать печать с негативного изображения. Качество печати напрямую зависит от характеристик принтера и используемого картриджа. Это позволит вам оценить текущие возможности устройства и выявить возможные проблемы перед началом улучшений.

Налейте ацетон в кювету и осторожно положите на поверхность напечатанный негатив. Важно, чтобы негатив не погружался в ацетон, так как это приведет к удалению тонера. Для этого используйте другую кювету, чтобы прикрыть негатив сверху, и оставьте на двадцать минут. Пары ацетона воздействуют на тонер, что приводит к его частичному размягчению. В результате тонер становится более плотным и менее светопроницаемым.

Фото: Константин Коликов

В Photoshop для печати документов нажмите комбинацию клавиш Ctrl/Cmd + P. В открывшемся окне настроек печати установите отметку в пункте «Метки приводки». Это позволит добавить необходимые метки для точной обрезки и выравнивания при печати.

Для достижения максимального эффекта используйте два экземпляра негативного изображения вместо одного. Совместите их с помощью меток привязки. Двойной негатив обеспечит более высокий контраст и увеличит плотность тонера, что позволит ультрафиолетовому свету не проникать через материал и предотвратит возникновение нежелательных засветов. Такой подход улучшит качество печати и повысит четкость готового изображения.

Скриншот: Константин Коликов
Скриншот: Константин Коликов

Негатив готов к использованию.

В процессе цианотипии используется негатив для того, чтобы контролировать области изображения, которые не должны быть окрашены в синий цвет. Тонер закрывает эти участки, предотвращая их взаимодействие с ультрафиолетовым излучением. В результате, они не подвергаются реакции и остаются неокрашенными. По завершении процесса промывки непрореагировавшая эмульсия легко удаляется, оставляя только те участки, которые пропустили ультрафиолет. Прозрачные области пленки позволяют свету достигать эмульсии, и в итоге она приобретает характерный синий цвет, известный как берлинская лазурь. Такой подход позволяет художникам и фотографам добиться желаемых эффектов и точности в своих работах, создавая уникальные изображения.

Экспонирование

Мы подошли к ключевому этапу процесса — здесь начнёт разворачиваться волшебство печати. Для этого вам понадобятся УФ-лампы, стеклянные поверхности, канцелярские зажимы и фольга. Этот набор инструментов позволит вам создать качественные и уникальные печатные изделия. Обратите внимание на правильное использование каждого элемента, чтобы добиться наилучших результатов в вашей работе.

Для процесса фотографической печати начните с подготовки стёкол. На нижнее стекло разместите лист с высохшей эмульсией. Затем аккуратно положите негатив, после чего накройте его вторым стеклом. Закрепите конструкцию с четырёх сторон канцелярскими зажимами. В результате у вас получится что-то похожее на сэндвич, готовый для дальнейшей обработки.

Теперь поместите данную конструкцию под ультрафиолетовый источник для экспонирования. Убедитесь, что лампы расположены так, чтобы бумага подвергалась равномерному облучению. Это обеспечит оптимальный результат и улучшит качество конечного продукта.

Перед включением ламп рекомендуется создать колпак-отражатель из листов фольги, при этом отражающая сторона должна находиться внутри. Накройте лампы таким колпаком: фольга эффективно отразит ультрафиолетовое излучение и сохранит его для максимальной засветки. Если вы используете домашний солярий, разместите его лампами вниз горизонтально на листе. Солярий является отличным источником ультрафиолетового излучения и обеспечивает равномерную засветку, что делает его идеальным для достижения желаемого эффекта.

Включите лампы. Я оставляю их включёнными на одну минуту и тридцать секунд.

Время экспонирования определяется экспериментально. Для его точного определения рекомендуется провести тестовую печать. Возьмите ручку или карандаш и разделите лист с эмульсией на несколько секторов, проводя линии. Подпишите каждую секцию с указанием времени экспонирования. Последовательно засвечивайте каждый сектор, постепенно увеличивая время экспонирования, при этом закрывайте остальные сектора чёрной бумагой. Этот метод позволит вам точно установить оптимальное время экспонирования для получения наилучших результатов.

Если вы уже освоили основы и стремитесь научиться планировать результаты с высокой точностью, обратите внимание на создание калибровочной кривой. Этот метод позволит вам детально анализировать данные и улучшить предсказуемость ваших результатов. Калибровочная кривая помогает визуализировать связь между переменными и обеспечивает более точные прогнозы, что особенно полезно в научных исследованиях и аналитике.

Совет — это рекомендация или наставление, которое помогает людям принимать решения или справляться с различными ситуациями. Важно помнить, что советы могут быть основаны на личном опыте, знаниях или профессиональной экспертизе. Они могут касаться различных аспектов жизни, включая здоровье, финансовые вопросы, отношения и карьеру. Получая совет, стоит учитывать мнение нескольких источников, чтобы сформировать более полное представление о ситуации. Эффективные советы часто сопровождаются практическими примерами и стратегиями, что позволяет лучше понять, как применить их на практике. При выборе совета также важно учитывать, что он должен соответствовать вашим индивидуальным обстоятельствам и целям.

Во время работы с лампами необходимо своевременно убирать растворы со стола, так как ультрафиолетовое излучение может негативно сказаться на их качестве. Обеспечение правильного хранения и защиты растворов поможет сохранить их свойства и продлить срок службы.

Качественно экспонированное изображение выглядит как цифровой оригинал, при этом детали четко различимы как в светлых, так и в темных областях. Отличная работа! Теперь освободите лист для печати и переходите к следующему этапу процесса.

Фото: Константин Коликов

Обратите внимание на важные аспекты, которые могут повлиять на ваше решение. Мы рекомендуем тщательно изучить информацию и учесть все детали, чтобы сделать осознанный выбор. Внимательное отношение к нюансам поможет вам избежать нежелательных последствий и достичь желаемых результатов. Не упустите возможность получить полезные советы и рекомендации, которые сделают ваш опыт более успешным и продуктивным.

Экспонирование является ключевым этапом в процессе цианотопии. Важно учитывать различные параметры, такие как выбор материалов для печати, использование реактивов от разных производителей, тип бумаги и настройки обработки негатива в Photoshop. Также стоит обратить внимание на характеристики тонера принтера. Все эти факторы непосредственно влияют на продолжительность экспонирования и, как следствие, на качество конечного результата. Правильная настройка каждого из этих элементов поможет достичь оптимального баланса и улучшить итоговые изображения.

Промывка и проявка

Для проявления изображения вам понадобятся три кюветы (можно использовать больше), лимонная кислота, перекись водорода и водопроводная вода. В этом процессе важно следовать определенным шагам для достижения наилучшего результата. Сначала подготовьте все необходимые материалы. Затем в одной из кювет разместите лимонную кислоту, во второй — перекись водорода, а в третьей — водопроводную воду. После этого аккуратно смешайте растворы, следя за тем, чтобы они не вступали в реакцию до момента проявления. Осторожно поместите изображение в приготовленный раствор, наблюдая за процессом. Время проявления зависит от условий, поэтому следите за изменениями и готовьте изображение к финальной обработке.

Поместите снимок в кювету и установите ее под холодный поток воды. Альтернативный вариант — оставить снимок в стоячей холодной воде. Некоторые используют горячую воду, но лучшим методом считаю постоянную промывку холодной водой с помощью душевой лейки. Установите воду на слабый напор и направьте душ в кювету, промывая снимок в течение 10 минут. Этот процесс обеспечивает бережное очищение без риска повреждения.

Фото: Константин Коликов

Пока происходит промывание и проявление печати, вы можете наблюдать за этим процессом. В это время приготовьте два раствора. В одной кювете растворите половину чайной ложки лимонной кислоты в одном литре воды. В другой кювете смешайте 25 мл перекиси водорода с одним литром воды, для точности можете использовать шприц для отмеривания.

После 10 минут промывки поместите печать в кювету с раствором лимонной кислоты на 3–5 минут. Рекомендуется слегка потряхивать кювету с лимонной кислотой, так как это способствует более эффективному удалению желтого налета и остатков солей. Такой подход гарантирует более качественную очистку и улучшает внешний вид печати.

После обработки кюветы с лимонной кислотой рекомендуется повторно промыть печать в течение шести минут. Это обеспечит эффективное удаление остатков кислоты и поможет сохранить качество печати.

После второй промывки поместите снимок в кювету с перекисью водорода. Этот шаг позволит изображению мгновенно обрести резкость и контрастность. Некоторые художники предпочитают не использовать перекись, так как изображение может самостоятельно улучшить контрастность во время сушки. Тем не менее, я рекомендую использовать перекись: это гарантирует, что ваше изображение будет иметь желаемый вид, даже если вы печатаете на нестандартном материале. Кроме того, перекись позволяет сразу выявить дефекты, что значительно упрощает процесс редактирования.

После обработки кюветы с перекисью необходимо снова промыть образец в течение шести минут. Это обеспечит удаление остатков перекиси и гарантирует точность последующих анализов. Правильное промывание важно для достижения надежных результатов в лабораторных исследованиях.

Фото: Константин Коликов

Извлеките изображение и повесьте его для сушки. Я использую деревянные прищепки для крепления печати к верёвке. Если вы планируете тонировать снимок, начните этот процесс сразу, пока изображение ещё влажное.

Перед тем как обрезать изображение, дайте ему высохнуть в течение суток. Это гарантирует, что лист будет полностью сухим и предотвратит возможные искажения при обрезке.

Если печатный лист свернулся или деформировался, рекомендуется положить его под пресс. Это поможет вернуть документ в первоначальное состояние и предотвратить дальнейшие искажения. Использование пресса – эффективный способ исправления дефектов бумаги, что особенно важно для сохранения качества печатных материалов.

Поздравляем вас с успешной печатью вашего первого цианотипа! Этот процесс является важным шагом в освоении техники цианотипии, которая позволяет создавать уникальные изображения с характерным синим оттенком. Теперь у вас есть возможность экспериментировать с различными объектами и текстурами, чтобы создать свои собственные произведения искусства. Продолжайте развивать свои навыки в этой увлекательной области и наслаждайтесь творческим процессом.

Фото: Константин Коликов
Фото: Константин Коликов

Как ещё можно проявлять изображение

Я назвал последний этап «Промывка и проявка» не случайно — в этом процессе два действия объединены в одно. Это делает цианотипию одним из самых простых методов печати. Процесс промывки и проявки позволяет быстро получить качественный результат, что привлекает как новичков, так и опытных печатников. Цианотипия, благодаря своей доступности и простоте, становится отличным выбором для создания уникальных изображений.

Процесс нанесения раствора А на лист можно разделить на две ключевые стадии. В первую очередь мы равномерно наносим раствор А на поверхность листа, а затем сушим его. Важно учитывать светочувствительность лимонноаммиачного железа, поэтому сушку листа следует производить в темном помещении, чтобы избежать нежелательных реакций.

После экспонирования изображения мы переходим к процессу проявки, который осуществляется в кювете с раствором Б. Этот метод дает возможность регулировать интенсивность цвета и тона в зависимости от времени проявки. Например, если изображение было переэкспонировано, но вы хотите, чтобы детали в теневых участках оставались видимыми, вы можете контролировать процесс проявки. Наблюдая за тем, как изображение набирает тон, вы сможете остановить проявку в тот момент, когда результат вас устроит. После этого важно тщательно промыть изображение, чтобы зафиксировать достигнутый эффект.

Данный последовательный процесс печати предоставляет возможность наносить изображения не только на бумагу, но и на разнообразные материалы, такие как стекло и глянцевая плитка. В следующем материале мы подробно обсудим эту тему, раскрывая особенности печати на различных поверхностях и преимущества каждого из методов.

Тонирование

Тонирование цианотипов — это не обязательный этап, и синева выглядит великолепно даже без него. Однако вирирование, или тонирование, представляет собой простой и увлекательный процесс. Не существует универсальной техники тонирования цианотипов, что позволяет вам проявить творческий подход и реализовать любые идеи. Исследуйте различные методы и оттенки, чтобы создать уникальные произведения искусства. Тонирование может значительно обогатить вашу работу и добавить глубину изображению, открывая новые горизонты для самовыражения.

В большинстве рецептов для создания тонеров используются источники танинов, такие как чай, кофе и вино. Эти дубильные вещества позволяют преобразовывать ярко-синие снимки в черно-белые, а также в оттенки серого, коричневого или фиолетового. Использование чистых танинов также возможно и эффективно для достижения различных цветовых эффектов на фотографиях. Тонирование с помощью танинов не только меняет цветовую гамму, но и придаёт изображениям уникальный характер и глубину.

Изменение цвета на зелёный требует значительных усилий, так как это связано с использованием дополнительных реактивов. Чтобы узнать, какие именно реактивы необходимы, рекомендуется обратиться к специализированным группам в социальных сетях или искать информацию в англоязычном интернете. Это поможет получить актуальные рекомендации и советы от опытных специалистов в данной области.

В этом разделе я объясню, как выполнить простое тонирование. Тонирование — это эффективный способ изменить цвет и визуальные характеристики материала. Правильное тонирование может значительно улучшить внешний вид и защитить поверхность от внешних воздействий. Важно следовать определённым шагам, чтобы добиться наилучшего результата. В процессе тонирования необходимо учитывать тип материала, который вы собираетесь обрабатывать, а также выбрать подходящие тонирующие средства. Это поможет достичь желаемого эффекта и продлить срок службы изделия.

  • Термос — минимум одна штука.
  • Кюветы — минимум три штуки.
  • Сода стиральная (не пищевая).
  • Чёрный или зелёный чай, или кофе (молотый или растворимый), или грудной сбор №4.

Выбор источника танина существенно влияет на цвет вина. Танин — это полифенольное соединение, которое вносит вклад не только в структуру, но и в визуальные характеристики напитка. Разные источники танинов, такие как кожура винограда, семена и дубовые бочки, могут придавать вину различные оттенки. Например, танин, полученный из дуба, может добавить вино теплые золотистые и медовые тона, в то время как танин из кожуры винограда может усилить красные и фиолетовые оттенки.

Кроме того, уровень экстракции танинов во время процесса виноделия также влияет на цвет. Более высокая экстракция приводит к более насыщенному и глубокому цвету, что особенно важно для красных вин. Важно отметить, что взаимодействие танинов с другими компонентами вина, такими как кислоты и сахара, также играет ключевую роль в формировании финального цвета. Правильный выбор источника танина и контроль за его экстракцией позволяют виноделам создавать вина с желаемыми цветовыми характеристиками, что является важным аспектом в производстве качественных напитков.

  • Чёрный чай даёт натуральную сепию и лёгкий фиолетовый оттенок.
  • Зелёный чай даёт более глубокий чёрный цвет, но оттенок становится немного красным.
  • С кофе в теории можно добиться натурального чёрно-белого, без оттенков, но кофе, как и режим тонирования, надо правильно подбирать.
  • Грудной сбор даёт очень интересный желтоватый чёрно-белый оттенок, похожий на результат коллодионного процесса.
Фото: Константин Коликов

Объём напитка зависит от выбранного сорта чая или кофе. Я использую 5–6 пакетиков (10–12 грамм) чёрного или зелёного чая. Для кофе я ориентируюсь на глаз, поскольку ещё не нашёл идеальную концентрацию для тонирования. Если вы решили использовать грудной сбор, рекомендуется взять шесть пакетиков. Залейте выбранный продукт кипятком в термосе и дайте настояться в течение одного часа.

Пока тонирующий раствор настаивается, можно подготовить кювету со стиральной содой. Для этого потребуется 1/3 чайной ложки соды на 0,5 литра воды. Стиральная сода не очень хорошо растворяется в холодной воде, поэтому лучше предварительно растворить ее в небольшой емкости с теплой водой, а затем довести объем до одного литра в кювете. Такой подход обеспечит лучшее растворение соды и позволит достичь оптимального результата.

Если вы решили использовать грудной сбор, то в этом случае стиральная сода не требуется. Грудной сбор уже содержит все необходимые ингредиенты для достижения желаемого эффекта, поэтому добавление соды будет излишним.

За 10 минут до процесса тонирования цианотипа рекомендуется поместить лист в кювету с водой для его размягчения. Это обеспечит более равномерное нанесение тона и улучшит качество конечного результата.

Тонирующий раствор аккуратно выливается в кювету. Будьте внимательны, чтобы избежать ожогов.

Окунув цианотип на несколько секунд в кювету с раствором стиральной соды, сразу поместите его в тонер.

По длительности я придерживаюсь следующего подхода: сначала определяю ключевые моменты, которые необходимо осветить, затем выделяю время на каждую часть. Это позволяет мне эффективно планировать и управлять временем, чтобы покрыть все важные аспекты. Такой метод помогает избежать спешки и гарантирует, что все темы будут подробно рассмотрены. Оптимизация временных затрат также способствует более качественному восприятию информации аудиторией.

При первом тонировании, особенно если раствор очень горячий, важно соблюдать осторожность. Высокая температура может привести к неприятным ощущениям или даже повреждению волос. Рекомендуется перед началом процедуры провести тест на небольшом участке, чтобы убедиться, что температура и состав краски подходят для вашего типа волос. Также стоит учитывать, что правильная подготовка и использование качественных продуктов помогут достичь желаемого результата без негативных последствий. Тщательное соблюдение инструкций и рекомендаций профессионалов сделает процесс более безопасным и эффективным.

  • чай или кофе — 5 минут;
  • грудной сбор — 10 минут.

Если вы продолжаете использовать раствор, его температура снижается, что приводит к увеличению времени обработки. Второе тонирование также требует внимания к температуре раствора, так как это напрямую влияет на результаты. Обеспечьте стабильную температуру для достижения однородного цвета и улучшения качества покрытия. Поддерживайте оптимальные условия для работы с растворами, чтобы получить желаемый эффект при тонировании.

  • чай или кофе — 10 минут;
  • грудной сбор — 15 минут.

Третье тонирование занимает у меня от 15 до 20 минут и более.

Тонирование холодным раствором может быть выполнено на более длительный срок, что может привести к различным результатам. Этот метод позволяет добиться более глубокого и стойкого эффекта, однако результаты могут варьироваться в зависимости от индивидуальных характеристик материала и условий применения.

Фото: Константин Коликов

Тонирование изображения можно осуществить без добавления стиральной соды. В этом случае полученный оттенок будет отличаться от оригинала, что также может быть интересным. Например, при длительном тонировании черным чаем цвет на изображении станет насыщенным и глубоким, напоминая «торфяной» эффект. В то же время, можно оставить печать в растворе соды на продолжительное время, что приведет к созданию золотисто-желтого оттенка. Не бойтесь экспериментировать с различными методами и ингредиентами, чтобы добиться уникальных результатов в тонировании изображений.

Сушку листьев следует проводить аналогично процессу, который мы использовали после их промывки. Подвесьте листья на прищепках в хорошо проветриваемом месте на срок около суток. В течение следующих двух дней после завершения сушки изображение будет постепенно изменяться, становясь более контрастным и насыщенным. Этот этап важен для достижения качественного результата и сохранения всех оттенков цвета.

При тонировании наблюдается легкое окрашивание белых участков, что приводит к общему повышению контрастности. Этот фактор необходимо учитывать при создании негатива и процессе печати. Правильное понимание этих нюансов поможет достичь желаемого результата и улучшить качество изображений.

Полезные советы

В данном случае изображение выглядит тусклым по сравнению с цифровым оригиналом, так как значительная часть эмульсии была смыта. Исправить такой результат невозможно: остается только либо выбросить снимок, либо смыть изображение. Позже я объясню, как это сделать. Чтобы избежать подобных проблем в будущем, можно увеличить время экспонирования. Это поможет сохранить яркость и контрастность изображения.

Недоэкспонированное, нормальное и переэкспонированное изображения с временной шкалойФото: Константин Коликов

Изображение переэкспонировано, если оно выглядит слишком тёмным и детали в тенях неразличимы. Это происходит из-за избытка пигмента, который образуется в результате реакции эмульсии под воздействием ультрафиолетового света. Исправить данную проблему можно следующими способами:

Во-первых, используйте программное обеспечение для редактирования изображений, чтобы увеличить яркость и контрастность. Во-вторых, примените инструменты для восстановления деталей в тенях. Также можно воспользоваться функцией коррекции экспозиции, чтобы сбалансировать освещение.

Следует помнить, что при редактировании важно сохранять естественность изображения, чтобы избежать артефактов и сохранить текстуры. Используйте слои и маски для более точной обработки, что позволит сохранить оригинальные детали изображения. Правильная коррекция переэкспонированных изображений поможет улучшить их качество и сделать более привлекательными для просмотра.

  • Попробуйте промывать изображение дольше. Бумагу некоторых типов промыть сложнее. А ещё можно дольше держать её в лимонной кислоте — она тоже осветляет изображение.
  • Можно также растворить в отдельной кювете пищевую соду (в холодной воде) и окунуть туда отпечаток. Я беру от 30 до 100 г на 1 л воды. Чем выше температура воды и концентраций соды в ней, тем быстрее и интенсивнее осветляется изображение. Минус использования соды: теряется контроль над процессом и увеличивается риск получить переосветлённое изображение.Если всё сделано верно, снимок приобретёт фиолетовый оттенок и потеряет резкость, но заметно осветлится. Здесь главное — не передержать, иначе вы смоете печать.
  • Можно точечно нанести раствор пищевой соды на тёмные участки художественной кистью и смывающими движениями высветлить нужный участок.

Иногда печать может оказаться неудачной, но сам материал все еще может быть полезен. Например, если вы печатали на футболке или шопере, вы можете использовать такие вещи для создания уникальных и оригинальных изделий. Не стоит выбрасывать неудачные работы — их можно переработать, добавив новый дизайн или украсив другими элементами. Таким образом, вы не только снизите количество отходов, но и создадите что-то новое и интересное.

Растворите пищевую соду в кювете. Для более эффективного результата можно использовать 200 г соды и добавить теплую или горячую воду, если материал устойчив к высокой температуре, например, ткань. Поместите печать в полученный раствор и оставьте до полного растворения эмульсии. Этот метод поможет эффективно очистить печать и вернуть ей первоначальный вид.

Хозяйственное мыло и стиральный порошок могут быть отличной альтернативой содовому раствору. Берлинскую лазурь эффективно нейтрализуют любые щелочные вещества, и выбор конкретного средства зависит от материала, с которым вы работаете. Например, поверхностно-активные вещества в порошке могут негативно сказаться на текстуре бумаги, в то время как для тканей они подойдут идеально. Правильный выбор моющего средства поможет сохранить качество материалов и обеспечить эффективное удаление загрязнений.

Экспериментируйте с пропорциями воды и веществ в растворах. Например, при смешивании двух частей раствора А и одной части раствора Б вы получите контрастное и яркое лазурное изображение, однако детали могут стать менее различимыми. В то время как при сочетании одной части раствора А с двумя частями раствора Б контрастность изображения уменьшится, но вы получите интересный серо-голубой оттенок, при этом детали будут более чёткими. Такой подход позволяет выявить разнообразие визуальных эффектов и улучшить качество печати.

Фото: Константин Коликов

При первой промывке изображений в водопроводной воде рекомендуется добавлять лимонную кислоту. Это особенно полезно для пользователей, сталкивающихся с щелочной и жесткой водой, так как лимонная кислота эффективно нейтрализует щелочные компоненты. Для приготовления раствора используйте 1/2 чайной ложки лимонной кислоты на 1 литр воды. Такой подход не только улучшает качество промывки, но и способствует долговечности изображений.

Вы можете применять 5%-й раствор уксуса, который, как показывают исследования, вымывает меньше пигмента по сравнению с жёсткой водопроводной водой. Однако, на мой взгляд, эффективность уксуса зависит от материала. Если поверхность шероховатая и впитывающая, пигмент на таком материале будет более устойчивым.

Какие проблемы могут возникнуть

Цианотипия — это доступный и надежный процесс, который не вызывает значительных проблем. Основное внимание следует уделить выбору поверхности для нанесения эмульсии. В этом тексте мы рассмотрим наиболее распространенные трудности, с которыми могут столкнуться мастера цианотипии.

Поверхность печатного материала может быть слишком гладкой или иметь низкое сцепление, что иногда приводит к проблемам при печати. Например, я сталкивался с подобными трудностями, используя бумагу марки Brauberg. В таких случаях я начал быстро промывать изображение, и результаты оказались весьма интересными. Рекомендую попробовать изменить метод промывки, использовав кислоты, что может улучшить качество печати и достичь более выразительных эффектов.

Круги на фотографиях возникают из-за неравномерного распределения капель эмульсии, что часто происходит при нанесении капель по всей поверхности листа. К сожалению, исправить эту проблему не получится. Однако есть положительный момент: круги могут исчезнуть самостоятельно во время сушки или в процессе контрастирования в ванне с перекисью водорода. Если же после этих этапов темное пятно все еще остается на снимке, его удалить не удастся. В таком случае рекомендуется сделать еще один снимок — в следующей попытке результат может оказаться удачным.

Фото: Константин Коликов

Существует две основные причины, которые могут привести к неудаче.

  • Большая часть УФ-излучения приходится на более тёмный участок. При следующей попытке поставьте лампы на равном расстоянии друг от друга и от изображения.
  • Вы недостаточно хорошо распределили эмульсию по поверхности материала.

Если вы регулярно печатали с одной и той же бумагой, растворами, концентрациями и временем экспонирования, но столкнулись с проблемами, вероятнее всего, причина кроется в состоянии ваших растворов. Возможно, вы оставили растворы открытыми на свету, что могло привести к их порче. Также не исключено, что вы использовали грязный шприц или металлический инвентарь, что негативно сказалось на результате. Обратите внимание на эти аспекты, чтобы избежать ошибок в дальнейшем.

Лайфхак — это полезный совет или хитрость, позволяющая упростить повседневные задачи и повысить эффективность. Лайфхаки помогают оптимизировать время и ресурсы, делая жизнь более удобной. В современном мире, где информация и технологии стремительно развиваются, лайфхаки становятся особенно актуальными. Они могут касаться различных сфер: от организации рабочего пространства до приготовления пищи. Использование лайфхаков не только облегчает выполнение рутинных дел, но и открывает новые возможности для креативного подхода к решению вопросов. Внедряя лайфхаки в свою жизнь, вы сможете значительно повысить свою продуктивность и улучшить качество повседневных задач.

Для проверки качества раствора используйте фонарик, направив его на стенку ёмкости. Если раствор выглядит мутным при просвете, рекомендуется заменить его. Это поможет обеспечить эффективность и безопасность применения раствора.

Профессия Фотограф

Вы с нуля научитесь делать профессиональные фото. Узнаете, как организовывать съёмки, обрабатывать кадры, руководить моделями и командой. Сможете найти свой стиль, собрать впечатляющее портфолио и начать зарабатывать на любимом деле.

Узнать подробнее