20 июня, 2025
Теория фотографии: что читать / Skillbox Media
12 основательных и очень основательных книг, которые помогут лучше понимать фотографию. Или отказаться от этой затеи.
Содержание:
- «Фотография как…»
- «Фото и кино»
- «О фотографии»
- «Краткая история фотографии»
- Camera Lucida
- «Фотографическое: опыт теории расхождений»
- «Фотография. Между документом и современным искусством»
- «Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм»
- «Фотография и её предназначение»
- «Как смотреть на мир»
- «Фотография как современное искусство»
- «…измы. Как понимать фотографию»
«Фотография как…»
Российский бестселлер в области теории фотографии представляет собой уникальное издание, которое глубоко исследует основные концепции и техники фотосъемки. Книга предлагает читателям ценные советы по композиции, освещению и использованию различных камер, а также анализирует работы известных фотографов. Это издание будет полезно как начинающим, так и опытным фотографам, стремящимся улучшить свои навыки и углубить понимание искусства фотографии. Обладая практическими рекомендациями и теоретическими основами, эта книга становится важным ресурсом для всех, кто интересуется фотографией.
Александр Лапин — фотограф, чьи произведения искусства находятся в музеях России и США, а также в частных коллекциях. Он также стал известен как педагог и исследователь в области художественной и документальной фотографии. Его работы отличает уникальный стиль и глубокое понимание визуального искусства, что делает его значимой фигурой в фотомире.
Труд автора сосредоточен на закономерностях восприятия изображений и анализе фотографии. Хотя книгу «Фотография как…» часто интерпретируют как руководство по правилам композиции, сам автор утверждает, что в ней отсутствуют какие-либо строгие правила, поскольку их, по сути, не существует. Основное, что должен развивать фотограф, — это способность видеть: как во время съёмки, так и при анализе готового снимка.
Книга предназначена для подготовленной аудитории, которая уже обладает хорошими навыками в фотографии. Автор считает, что читать её стоит тем, кто уверенно освоил основные техники, принимал участие в фотоконкурсах и теперь сталкивается с более сложными вопросами.
Что же такого уникального в Брессоне, что делает его искусство доступным для одних, но недостижимым для других? Настоящее искусство — это вопрос, который волнует многих. Куда двигаться в творческом поиске? Эта книга может стать важным ориентиром для тех, кто ищет ответы на эти вопросы и стремится развиваться в своем искусстве. Она предлагает глубокое понимание творческого процесса и может помочь читателям найти свой путь в мире искусства.
Книга, впервые опубликованная в 2003 году, неоднократно переиздавалась.
«Фото и кино»
Если вы хотите узнать, как это произошло, вы можете погрузиться в детали событий и фактов, которые привели к этому моменту. Понимание контекста и причин поможет вам лучше осознать, что именно случилось и почему это важно. Исследуйте различные источники информации, чтобы получить полное представление о ситуации и ее последствиях.
В книгу включены статьи Осипа Брика, посвященные фотографии, кинематографу и театру, которые были впервые опубликованы в период с 1923 по 1934 годы. Эти материалы представляют собой ценный вклад в изучение искусства и культурной жизни того времени, отражая взгляды автора на важнейшие аспекты визуального искусства. Статьи Брика остаются актуальными и интересными для современного читателя, исследующего историю и теорию искусства.
Брик, теоретик русского авангарда, также проявлял себя как практик молодого искусства, занимаясь киносценаристикой и фотографией. Его вклад в развитие этих направлений способствовал формированию новых художественных концепций и подходов. В качестве киносценариста он стремился экспериментировать с формой и содержанием, что отражало дух времени и стремление к инновациям в искусстве. Фотография для Брика стала не только средством самовыражения, но и способом запечатлеть уникальные моменты культурного переворота, происходившего в России в начале XX века.
В своих статьях автор подчеркивает важность изучения фотографии для всех, кто связан с кино. Он акцентирует внимание на фотомонтаже как значимом методе в искусстве, рассматривая работы таких мастеров, как Александр Родченко и Дзига Вертов. Также он анализирует западные модернистские эксперименты, демонстрируя их влияние на развитие визуального языка. Важной темой является и роль советского искусства, которое стремится отражать реальность жизни, в отличие от буржуазного искусства, сосредоточенного на развлечении.
Необходимо донести до иностранцев, что мы окончательно отказались от устаревших эстетических концепций. Мы больше не черпаем художественные вдохновения из психоанализа и декоративных традиций. Наши поиски сосредоточены на законах биомеханики и конструктивности, а также на трудовых и производственных процессах, которые формируют современное искусство.
Вопрос о том, полезна ли фотопрактика, вызывает сомнения. Однако интерес к этому процессу однозначно присутствует. Практика в фотографии может существенно улучшить навыки и повысить уровень мастерства. Регулярные занятия позволяют развивать творческое видение и технические способности, что способствует созданию качественных снимков. Поэтому, несмотря на сомнения, стоит уделить время фотопрактике для достижения лучших результатов.
«О фотографии»
Сборник философских эссе 1970-х годов, который пользуется большой популярностью среди фотографов. Этот уникальный литературный труд объединяет глубокие размышления о искусстве и восприятии, предоставляя читателям возможность переосмыслить свою практику и подход к фотографии. Эти эссе раскрывают философские аспекты визуального искусства, вдохновляя творцов на новые идеи и эксперименты. Сборник остается актуальным и по сей день, служа источником вдохновения для многих поколений фотохудожников.
Сьюзен Сонтаг, выдающаяся американская писательница, занимает важное место среди ведущих интеллектуалов XX века. Её работы в области художественной критики сохраняют свою актуальность и значимость даже спустя многие десятилетия. Анализируя культурные и социальные явления, Сонтаг предложила глубокие и оригинальные взгляды, которые продолжают вдохновлять и вызывать обсуждения в современном обществе.
В сборнике «О фотографии» Сьюзен Сонтаг предвосхищает эпоху социальных сетей, обсуждая явления «загрязнения» сознания изобилием изображений и проблемы, связанные с фотозависимостью. Ее идеи подчеркивают влияние визуального контента на восприятие реальности, а также важность критического отношения к множеству представленных образов в современном мире.
Малларме, выдающийся эстет XIX века, утверждал, что все в мире стремится стать частью книги. В современном контексте можно сказать, что всё существует для того, чтобы быть запечатлённым на фотографии. Фотография сегодня стала важнейшим способом запечатления реальности, передачи эмоций и идей, а также создания визуальных историй. Каждый момент, каждое событие и каждый объект имеют потенциал быть запечатлёнными, превращаясь в часть визуального нарратива. Таким образом, мир, окружающий нас, становится не только объектом восприятия, но и материалом для творчества в области фотографии.
В своих эссе Сюзан Сонтаг анализирует фотографирование как акт, в котором участвуют все стороны процесса. Она утверждает, что запечатлеть человека на фотографии — это в определенном смысле его убийство. Сонтаг глубоко и поэтично размышляет о фотографии и её воздействии на зрителя, делая свои идеи доступными для широкой аудитории. Ее работы подчеркивают не только эстетическую, но и этическую сторону фотографии, заставляя нас задуматься о том, как изображения влияют на наше восприятие реальности.
«Краткая история фотографии»
Вальтер Беньямин — выдающийся немецкий теоретик культуры и ключевая фигура в европейской философии XX века. В данный сборник включены три его знаковых эссе: «Краткая история фотографии», «Париж — столица девятнадцатого столетия» и наиболее известная работа «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости». Эти тексты исследуют влияние технологий на искусство, а также культурные и социальные аспекты городской жизни в XIX веке. Беньямин глубоко анализирует, как технические достижения изменяют восприятие искусства и его роль в обществе.
Искусство преобразуется в новую форму существования в современном обществе, становясь массовым и тиражируемым. В этом процессе ключевую роль играет фотография, которая способствует распространению художественных идей и делает искусство доступным для широкой аудитории. Фотография не только фиксирует моменты, но и формирует новые визуальные нарративы, влияя на восприятие искусства в цифровую эпоху.
Эссе, написанные в 1930-е годы, касаются воспроизведения искусства и актуальны в современную эпоху, когда информация копируется и распространяется с невероятной скоростью. Работы Вальтера Беньямина продолжают привлекать внимание читателей, их активно издают и переиздают. Это можно объяснить не только его значительным влиянием на теорию искусства, но и уникальным стилем его текстов, который издатель характеризует как «теория, прорастающая из чувственных изображений». Беньямин поднимает важные вопросы о природе искусства и его восприятия в условиях массового воспроизведения, что делает его работы востребованными и сегодня.
Camera Lucida
В жизни нет места фразе «не хочу», вместо этого всегда присутствует необходимость в слове «надо». Понимание этого принципа помогает нам сосредоточиться на приоритетах и выполнять задачи, которые действительно важны. Четкое осознание своих обязательств и целей позволяет достигать успеха и развиваться. Необходимость выполнять определенные действия часто является движущей силой, которая помогает преодолевать трудности и двигаться вперед. Успешные люди понимают, что иногда нужно делать то, что не хочется, ради достижения желаемых результатов.
Приступая к чтению классических произведений Ролана Барта, стоит вспомнить известную фразу из детства. Это занятие может быть непростым, но оно имеет большое значение для понимания его идей и концепций. Чтение Барта открывает новые горизонты в мире литературы и теории, позволяя глубже осознать культурные и философские аспекты его работ.
Камера Люцида является заключительным произведением французского философа Ролана Барта. В 1977 году, размышляя над фотографиями своей матери после её смерти, он заметил одно изображение, которое оказало на него особое влияние. Это особое ощущение он назвал punctum. Именно от этого неуловимого элемента зависит, станет ли фотография значимой. Серия эссе Барта представляет собой его попытку определить сущность фотографии как самостоятельного художественного медиума.
Ворота в мир теории фотографии и её основополагающие принципы.
«Фотографическое: опыт теории расхождений»
Третий выдающийся теоретик фотографии, а точнее, выдающаяся теоретик.
Сборник эссе Розалинд Краусс, одной из ведущих исследовательниц современного искусства, впервые вышел в 1990 году и стал важным вкладом в теорию фотографии. Работы Краусс сравнивают с трудами таких авторов, как Вальтер Беньямин иRoland Barthes. Её анализ искусства и фотографии открывает новые горизонты для понимания визуальной культуры и вносит значительный вклад в развитие теоретических подходов к искусству. Краусс подчеркивает важность контекста и интерпретации в восприятии фотографий, что делает её книгу незаменимым ресурсом для студентов и исследователей в области искусства.
Краусс исследует развитие фотографии в контексте современного искусства. Она фокусируется на творчестве отдельных художников, но её работа не является анализом художественных произведений. Эти произведения служат лишь отправной точкой для обсуждения контекста, в котором функционирует фотография и формируется наше восприятие изображений. В этом обсуждении Краусс вводит понятие «фотографическое», которое представляет собой теоретический объект, отличающийся от «фотографии как объекта исследования». Это позволяет глубже понять, как фотография взаимодействует с современными художественными практиками и влияет на наше восприятие визуального мира.
Важное чтение, в ходе которого предстоит ознакомиться с такими понятиями, как симулякр, индекс и дискурсивное пространство, позволит глубже понять современные теории и концепции. Эти термины играют ключевую роль в анализе культуры и медиа, а также в исследовании взаимодействия между реальностью и её представлениями. Понимание симулякра поможет осознать, как копии и модели формируют наше восприятие действительности. Индекс, в свою очередь, станет основой для изучения влияния знаков и символов на наше мышление и поведение. Дискурсивное пространство откроет горизонты для анализа социальных взаимодействий и власти в различных контекстах. Таким образом, это чтение не только расширит ваши знания, но и углубит понимание сложных взаимосвязей в современном мире.
Книга была издана в России в 2014 году, что увеличивает вероятность ее наличия на рынке перепродажи.
«Фотография. Между документом и современным искусством»
Фундаментальное исследование французского теоретика и историка фотографии считается одним из важнейших событий в сфере экспертной литературы, по мнению его российских издателей. Эта работа вносит значительный вклад в понимание истории и теории фотографии, что делает ее незаменимым ресурсом для специалистов и любителей искусства.
Фотография transcends its role as merely a tool for documenting reality. Снимки превращаются в объекты созерцания, а наше восприятие их становится одновременно чувственным и философским. Андре Руйе исследует историческое развитие фотографии, начиная с её появления в середине XIX века, через расцвет фотодокументалистики, и заканчивая современным слиянием фотографии с искусством. Этот путь подчеркивает, как фотография, изначально предназначенная для фиксации моментов, сегодня стала важным средством самовыражения и философского размышления.
Книга была впервые издана в 2005 году, а на русском языке она стала доступна в 2014 году благодаря петербургскому издательству «Клаудберри». На данный момент новых изданий не выпущено. Рекомендуем искать экземпляры на платформе «Авито» и в букинистических магазинах.
«Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм»
Одно из самых глубоких современных исследований в области искусства.
Некоторые сравнивают эту книгу с Библией не только из-за её значимости. Для того чтобы начать чтение, требуется время для подготовки, а процесс может затянуться на годы, поскольку она состоит из глав, которые можно изучать по частям. Однако, если вы хотите глубже понять современное искусство, без этой книги не обойтись.
Книга исследует ключевые моменты в искусстве с 1900 года, рассматривая не только значимые произведения, но и важные выставки, а также фундаментальные тексты. В ней подробно анализируются основные теоретические подходы к описанию искусства, что позволяет глубже понять его эволюцию и контекст. Это издание станет ценным источником информации для всех, кто интересуется современным искусством и его развитием.
Безусловно, книгу следует прочитать целиком, однако её структура дает возможность выбрать индивидуальную тактику изучения. Например, можно сосредоточиться на истории фотографии. Такой подход позволяет глубже понять развитие фотографического искусства и его влияние на культуру и общество.
Книга, состоящая из произведений пяти авторов, содержит 130 глав и весит почти четыре килограмма, что делает её идеальным выбором для вдумчивого чтения в комфортном кресле. На русском языке издание выпустили музей «Гараж» в сотрудничестве с издательством Аd Marginem.
«Фотография и её предназначение»
Сборник британского писателя и арт-критика Джона Бёрджера включает его эссе, посвященные фотографии. Основная тема работы — исследование послевоенной фотографии ХХ века. Бёрджер анализирует влияние войны на визуальную культуру и рассматривает, как фотографии отражают изменения в обществе и восприятии реальности. Его глубокие размышления помогают лучше понять значимость фотографии как искусства и способа документирования истории.
Тексты, созданные в основном в 1960-х годах, отражают непосредственные реакции свидетелей на значимые события, которые со временем приобрели историческую важность. К числу таких событий относится публикация книги Сьюзен Сонтаг «О фотографии», а также смерть революционера Эрнесто Че Гевары. Эти моменты стали знаковыми в культурном и социальном контексте того времени, оставив глубокий след в общественном сознании и повлияв на дальнейшее развитие искусства и политики.
Обстоятельства смерти Че Гевары остаются неизвестными. Однако, анализируя действия тех, кто оказался в его окружении после его смерти, можно получить представление о их менталитете. Сначала тело было скрыто, затем выставлено на показ, после чего его захоронили в безымянной могиле без таблички. Позже тело было откопано и сожжено. Перед сожжением у трупа отрезали пальцы рук для идентификации. Это может свидетельствовать о наличии серьезных сомнений в том, действительно ли убитый был Че Геварой. Также возможно, что сомнений не было, но существовал страх перед телом. Лично я склонен верить во вторую версию.
Цель трансляции фотографии 10 октября заключается в разоблачении мифа. Тем не менее, влияние, которое она оказала на множество людей, оказалось совершенно иным. Эта дата станет важной в истории, подчеркивая, как восприятие изображений может варьироваться в зависимости от контекста. Анализируя реакцию аудитории, мы увидим, как визуальный контент способен формировать общественное мнение и влиять на мировосприятие.
Книга была впервые опубликована в 2014 году. Бёрджер создал этот сборник с учетом интересов российских читателей. С тех пор произведение переиздавалось дважды, а последнее переиздание состоялось в 2024 году.
«Как смотреть на мир»
Каждую минуту на платформу YouTube загружается более 300 часов видео со всего мира. Это включает в себя разнообразный контент — от забавных мемов, которые мы делимся с друзьями, до серьезных новостных репортажей. Мы находимся в эпохе, когда объем создаваемого и потребляемого визуального контента превышает все возможные прогнозы. Эта динамика меняет не только наше восприятие информации, но и способы ее распространения и потребления.
Мы окружены множеством изображений. Но что именно мы воспринимаем, глядя на фотографии? Как избыток визуального контента влияет на нашу повседневную жизнь? Как современные изменения формируют наше восприятие мира?
Николас Мирзоев, профессор медиапредметов в Нью-Йоркском университете, начал работу над созданием «путеводителя по визуальной культуре». Этот проект направлен на исследование визуальных аспектов нашей повседневной жизни. В условиях современного мира, насыщенного изображениями и медиа, важно понимать влияние визуальной культуры на наше восприятие и поведение. Путеводитель будет служить ценным ресурсом для студентов, исследователей и всех, кто интересуется взаимодействием медиа и общества. С помощью этого проекта Мирзоев стремится пролить свет на ключевые элементы визуальной культуры и их значение в современном контексте.
В своей книге Мирзоев исследует теорию культуры, историю искусства, а также социологические исследования и анализ медиа. Текст книги отличается насыщенностью, динамикой и порой юмором. Например, профессор анализирует стандартную схему селфи, предостерегая читателей от чрезмерного увлечения, что может привести к эффекту «дакфейс». Такой подход делает материал актуальным и интересным для широкой аудитории, что способствует лучшему пониманию современных тенденций в культуре и искусстве.
Книга была опубликована в США в 2015 году, а в России её выход состоялся в 2019 году.
«Фотография как современное искусство»
Современная арт-фотография — это уникальное направление в искусстве, которое сочетает в себе элементы творчества, концептуальности и технического мастерства. Она не просто фиксирует реальность, а интерпретирует её, передавая эмоции, идеи и уникальный взгляд автора. Арт-фотография может варьироваться от абстрактных композиций до портретов, от пейзажей до социальных комментариев, отражая разнообразие человеческого опыта и восприятия мира.
Важным аспектом современного арт-фото является использование новых технологий и методов, таких как цифровая обработка, фотомонтаж и инсталляции. Это позволяет фотографам экспериментировать с формой и содержанием, создавая произведения, которые могут вызывать неоднозначные чувства и провоцировать обсуждения.
Современные арт-фотографы часто работают в рамках социальных и культурных контекстов, исследуя темы идентичности, памяти, природы и технологий. Их работы становятся частью диалога о мире, в котором мы живем, и могут влиять на общественное мнение, становясь инструментом изменений.
Таким образом, арт-фотография — это не просто искусство, а способ самовыражения и коммуникации, который продолжает развиваться и обогащать современное искусство.
Куратор и писательница Шарлотта Коттон провела анализ фотографий почти 250 авторов, стремясь ответить на важный вопрос о природе фотографии. Вместо традиционной классификации по жанрам, Коттон систематизировала работы по темам, акцентируя внимание на авторском замысле и концептуальном содержании. Это позволяет глубже понять художественные намерения фотографов и их подход к визуальному искусству.
Книга признана отличным пособием для изучения концептуальной фотографии. Она предлагает читателям глубокое понимание основ и принципов этого жанра, помогая развить творческое мышление и навыки визуального самовыражения. Благодаря тщательно подобранным примерам и понятным объяснениям, данное издание станет полезным как для начинающих, так и для опытных фотографов, стремящихся улучшить свои работы и углубить знания в области концептуальной фотографии.
Первое издание книги было выпущено в 2004 году. Через 15 лет автор, исследователь, обновила и расширила содержание, добавив новый материал. Русскоязычное издание книги впервые стало доступно в 2020 году благодаря издательству Ad Marginem.
«…измы. Как понимать фотографию»
Каждая глава представляет собой уникальное направление в искусстве, раскрывающееся с разных углов зрения.
Книга Эммы Льюис исследует эволюцию фотографии, охватывая её технические, концептуальные, художественные и жанровые аспекты. Автор подробно анализирует, как менялись подходы к фотографии на протяжении времени, а также влияние новых технологий и художественных течений на формирование этого вида искусства. Работа Льюис представляет собой ценное руководство для всех, кто интересуется историей и развитием фотографии.
Текст написан понятным языком и содержит множество интересных фактов.
Фотографы находили вдохновение в городских улицах, поскольку эта среда открывала широкие возможности для творческих экспериментов. В 1950-х годах Анри Картье-Брессон, стремясь отразить суть ночной жизни и исследуя эстетические аспекты, сформулировал свою ключевую концепцию «решающего момента». Этот термин обозначает мгновение, когда эстетическое восприятие и повествовательные элементы сцены гармонично соединяются.
Текст будет интересен не только тем, кто занимается съемкой, но и всем, кто стремится расширить свои знания и навыки.
Профессия Фотограф
Вы с нуля научитесь делать профессиональные фото. Узнаете, как организовывать съёмки, обрабатывать кадры, руководить моделями и командой. Сможете найти свой стиль, собрать впечатляющее портфолио и начать зарабатывать на любимом деле.
Узнать подробнее