Корп обучение #Статьи

20 июня, 2025

Чему сегодня учить руководителей и рабочих: 3 наблюдения от экспертов / Skillbox Media

Руководителям нужны новые компетенции, рабочим — софт-скиллы. Но главное — не это.

Новые компетенции для руководителей

Участники дискуссии отметили растущий спрос на новый тип руководителей. В условиях современного рынка необходимы лидеры, способные адаптироваться к изменениям и эффективно управлять командами. Новый стиль руководства требует от менеджеров не только профессиональных навыков, но и способности к инновациям, а также умения мотивировать сотрудников. Успешные руководители должны быть готовы к новым вызовам и проявлять гибкость в принятии решений.

Андрей Шобанов, заместитель директора Корпоративного университета РЖД по научно-методической работе, отметил изменение в подходах к воспитанию руководителей. Ранее акцент делался на формировании лидеров-командиров, способных вести коллектив к решению важных стратегических задач с максимальным вовлечением. Однако в современных условиях требования изменились. Теперь организациям необходимы лидеры-аналитики и лидеры-эксперты, которые играют роль стратегов. Эти специалисты должны разрабатывать планы и формировать информационную среду, способствующую пониманию ключевых задач и методов их достижения. Такой подход позволяет более эффективно справляться с вызовами современности и достигать поставленных целей.

Директор Университета Банка России Андрей Афонин также поддерживает эту точку зрения. В ходе обсуждения опыта банка он выделил три важные компетенции для лидеров в ближайшие годы. К ним относятся человекоцентричность и цифровая грамотность, однако ключевым аспектом является визионерство. Это означает умение не только предвидеть будущее, но и предлагать оригинальные решения и стратегии для решения комплексных проблем конкретной компании, а также для её дальнейшего развития. В условиях быстро меняющегося мира такие качества становятся необходимыми для успешного руководства и достижения конкурентных преимуществ.

Андрей осознает, что хороший визионер — это редкость, однако считает, что в каждой компании должно быть несколько таких специалистов. Возможно ли развить визионерские качества у руководителя? Эксперт отметил, что вместе с коллегами пришел к выводу, что определенные компоненты визионерства действительно можно развивать. Хотя конкретные аспекты не были уточнены, этот процесс может значительно улучшить стратегическое мышление и инновационное развитие компании.

Изучение новых тем и получение информации являются важными аспектами личностного и профессионального роста. Читайте статьи, блоги и книги, чтобы расширить свои знания и навыки. Постоянное самообразование помогает оставаться в курсе последних тенденций и улучшает ваши компетенции. Регулярно обновляйте свои источники информации, следите за новыми публикациями, чтобы не упустить важные изменения в вашей области интересов. Чтение не только обогащает ваш словарный запас, но и развивает критическое мышление, что способствует более глубокому пониманию окружающего мира.

Шесть ключевых трендов в обучении персонала на 2023-2024 годы

В 2023-2024 годах обучение персонала претерпевает значительные изменения, основанные на новых технологиях и подходах. Одним из главных трендов становится использование гибридного обучения, которое сочетает онлайн-курсы с традиционными методами. Это позволяет обеспечить гибкость и доступность образовательных материалов.

Виртуальная реальность и дополненная реальность также находят все большее применение в обучении. Эти технологии создают иммерсивные условия для сотрудников, что способствует более глубокому пониманию и запоминанию информации.

Персонализированное обучение является еще одним важным направлением. Ориентируясь на индивидуальные потребности каждого сотрудника, компании могут более эффективно развивать навыки и компетенции своих работников.

Искусственный интеллект и машинное обучение начинают активно внедряться в образовательные платформы, что позволяет автоматически адаптировать контент под уровень знаний и предпочтения пользователей.

Социальное обучение продолжает набирать популярность, так как сотрудники все чаще обращаются к коллегам за помощью и советами. Это способствует созданию более сплоченной команды и обмену опытом между членами коллектива.

Наконец, акцент на ментальном здоровье и благополучии сотрудников становится неотъемлемой частью образовательных программ. Компании все больше понимают, что здоровье работников напрямую влияет на их продуктивность и вовлеченность.

Эти тренды формируют будущее обучения персонала, делая его более адаптивным, технологичным и ориентированным на человека.

Фокус на обучение «софтам» рабочих

Андрей Шобанов отметил, что обсуждая «софт-скиллы» и надпрофессиональные компетенции, мы часто сосредотачиваемся на менеджерах и руководителях, забывая о работниках, которые трудятся непосредственно в цехах или на путях. У этих сотрудников также есть потребности в развитии данных навыков. Специалисты в области корпоративного обучения долгое время игнорировали эту тему, полагая, что чем ниже сотрудник находится на иерархической лестнице, тем меньше ему нужны софт-скиллы. Однако важно понимать, что развитие коммуникации, командной работы и других надпрофессиональных компетенций необходимо для всех уровней сотрудников, так как это способствует повышению эффективности и улучшению рабочих процессов.

Слева направо: директор Университета Банка России Андрей Афонин, директор Корпоративного университета НЛМК Полина Колесова, замдиректора Корпоративного университета РЖД Андрей Шобанов и проректор по обучению «СберУниверситета» Александр ШаталовКадр: официальная страница «СберУниверситета» во «ВКонтакте»

Ситуация изменяется: в современных моделях компетенций для сотрудников производства, таких как в РЖД, акцентируется внимание на навыках коммуникации, аналитического и системного мышления. В связи с этим, эксперты подчеркивают необходимость разработки стратегий для эффективного формирования этих и других гибких навыков у работников. Развитие таких навыков станет ключевым фактором для повышения производительности и конкурентоспособности в отрасли.

Современные условия работы кардинально изменяют подход к профессиональной деятельности. Переход на цифровые технологии затрагивает не только офисные пространства, но и непосредственно рабочие места. В некоторых случаях цифровизация происходит даже быстрее на местах, чем в офисах. В связи с этим в ближайшие 3–5 лет можно ожидать значительного акцента на адаптацию к новым условиям работы и использованию современного оборудования.

Корпоративный университет сталкивается с вызовом не только в обучении «софт-скиллам», но и в масштабах этого обучения. Андрей Шобанов подчеркивает, что в компании РЖД насчитывается 70 тысяч руководителей и 630 тысяч сотрудников, что требует особого подхода к обучению. Формальные курсы не смогут полностью удовлетворить потребности организации, поэтому необходимо разработать эффективные механизмы вовлечения работников в процесс обучения. «Это задача, которую мы будем решать в ближайшие годы», — отметил спикер. Важно создать систему, которая позволит каждому сотруднику развивать необходимые навыки и повышать свою квалификацию, что, в свою очередь, будет способствовать общему развитию компании и повышению ее конкурентоспособности.

Развитие «мотивации смысла»

Полина Колесова, директор Корпоративного университета НЛМК, отметила важный тренд в области корпоративной культуры — акцент на мотивации сотрудников. В настоящее время наблюдается переход от мотивации, основанной на потребностях, к мотивации, ориентированной на смысл. Это означает, что внимание смещается с развития конкретных навыков на комплексное развитие личности. Колесова подчеркнула, что обучение является важной частью этого процесса: оно связано не только с приобретением знаний и навыков, но и с личностным развитием, которое включает в себя как профессиональные, так и человеческие аспекты. Таким образом, корпоративные университеты должны адаптироваться к новым реалиям и сосредоточиться на всестороннем развитии своих сотрудников.

Работа корпоративного университета, по мнению эксперта, заключается в интеграции культуры, образования и управления знаниями. В компании НЛМК особое внимание уделяется культурному аспекту, который является ключевым элементом в развитии сотрудников и повышении их профессиональной эффективности. Такой подход помогает создать гармоничную среду для обучения и роста, что в свою очередь способствует укреплению корпоративной культуры и повышению уровня вовлеченности персонала.

Развитие мотивации через значимый опыт сотрудников возможно благодаря внедрению разнообразных инициатив. Полина Колесова рассказала о создании корпоративного театра, который стал важным инструментом для формирования ярких эмоций и нового опыта у сотрудников. Эта инициатива, по ее словам, способствует развитию креативного и нестандартного мышления, а также умения выходить за рамки привычного. Корпоративный театр отвечает на вопросы «Что, если?» и «Как можно сделать иначе?», тем самым стимулируя сотрудников мыслить вне стандартных решений и подходов.

Читайте также:

  • Работодатели рассказали про планы и бюджеты на обучение в 2024 году
  • Зачем компании приглашают лекторов-космонавтов и искусствоведов
  • Культура обучения в компании: что это, зачем нужна и как её построить
  • Цифры: что будет с рабочими местами и обучением сотрудников до 2027 года