Корп обучение #Статьи

20 июня, 2025

Креативное решение задач в корпоративном обучении: 5 методов / Skillbox Media

Они помогут найти решение, когда стандартными способами задачи обучения не решить, а новые идеи надо найти быстро.

Корпоративное обучение должно функционировать эффективно, следуя установленным правилам и обеспечивая предсказуемые результаты. Несмотря на очевидные преимущества стандартизированного подхода, существует ряд недостатков. Ограничения и постоянная рутина могут подавлять стремление к инновациям, которые необходимы для роста и развития новых идей. Важно находить баланс между структурой и креативностью, чтобы корпоративное обучение не только соответствовало стандартам, но и способствовало внедрению свежих идей и подходов.

Шеннон Типтон, основательница консалтинговой компании Learning Rebels, автор книги «Прорывное обучение» и T&D-специалист с двадцатилетним опытом, в своём блоге призывает коллег активно применять метод креативного решения проблем. Этот подход помогает эффективно справляться со сложными задачами и разрабатывать новые стратегии работы. Она представила пять успешных методов, которые помогут в этом процессе. В следующем тексте мы кратко рассмотрим суть этих методов.

Формулирование идей

Формулирование идей является ключевым этапом в процессе дизайн-мышления, который направлен на решение различных задач. На этом этапе важно создать как можно больше идей за ограниченное время, исключая критику и страх высказать свои мысли. Здесь уместно делиться даже самыми необычными и, казалось бы, нелепыми концепциями. Такой подход способствует выявлению инновационных решений и стимулирует креативность участников процесса.

Кадр: сериал «Офис» / Universal Television / Deedle-Dee Productions

Шеннон Типтон утверждает, что данный метод эффективен для сбора ценных инсайтов от пользователей, сотрудников, стейкхолдеров и заказчиков обучения. Этот подход способствует вовлечению всех заинтересованных сторон в процесс, что позволяет формулировать новые стратегии, которые ранее могли не рассматриваться. Использование данного метода помогает выявлять скрытые потребности и предлагает инновационные решения для улучшения качества обучения и повышения его эффективности.

В Школе бизнеса Северо-Западного университета предлагаются различные методы организации сессий по генерации идей. Эти подходы являются хорошо известными и часто используются в практической деятельности. Такие сессии помогают участникам развивать креативное мышление и находить инновационные решения для бизнес-проблем. Каждый из предложенных методов имеет свои особенности и направлен на активизацию групповой работы, что способствует более эффективному обмену идеями и выработке оригинальных концепций. Использование проверенных техник позволяет оптимизировать процесс создания новых идей и повысить продуктивность командной работы.

  • Мозговой штурм: участники высказывают свои идеи и на ходу совершенствуют предложения друг друга за ограниченный срок. Их задача — сгенерировать как можно больше идей, а затем выбрать наиболее релевантные.
  • Метод «6-3-5»: шесть человек записывают по три идеи на отдельные листки бумаги — на это у них есть пять минут. Затем они передают листок соседу по команде, а уже он дорабатывает чужое предложение. Всё это проходит в полной тишине, чтобы никто из участников не выделялся, а все идеи были равноправны.
  • «Пять почему»: ведущий сессии обозначает какую-то проблему: например, снизились продажи в последнем квартале. К ней добавляют вопрос «почему». Когда группа приходит к ответу, уже к нему добавляется такой же вопрос. Например, «Снизились продажи в последнем квартале. Почему?» — «Потому что у отдела продаж не было времени изучить новый скрипт… Почему?» — «Потому что руководство не выделяет сотрудникам достаточно времени для обучения…». Процесс, конечно, может быть бесконечным, но на самом деле уложиться в несколько вопросов вполне реально. Главное, соблюдать правило о критике — высказывания и обсуждение должны быть свободными, ведь это не попытка найти виноватых.

Существуют общие рекомендации для проведения сессий, которые также будут полезны для креативной групповой работы в целом. Прежде всего, важно создать комфортную атмосферу, которая будет способствовать свободному обмену идеями. Участники должны чувствовать себя уверенно, чтобы свободно делиться своими мыслями. Также стоит заранее определить цель сессии и обеспечить наличие всех необходимых материалов, чтобы процесс прошел эффективно. Необходимо поощрять разнообразие мнений и подходов, что поможет генерировать более креативные идеи. Регулярные перерывы в работе помогут поддерживать высокий уровень энергии и снизить усталость участников. Важно фиксировать все идеи, независимо от их качества, так как даже самые необычные мысли могут стать основой для успешных решений. Кроме того, стоит завершить сессию обсуждением и анализом полученных результатов, чтобы определить дальнейшие шаги и реализовать лучшие идеи.

  • Заранее подготовить вводные данные — от бюджета до заранее проанализированных потребностей сотрудников.
  • Встречаться с командой в непривычном месте. Например, одна американская страховая компания арендовала залы в коворкинге, чтобы сотрудники сосредоточились на инновациях и не отвлекались на типичные офисные задачи, а ещё получили заряд вдохновения.
  • Ограничить число участников встречи. Так, создатель Amazon Джефф Безос использует «Правило двух пицц»: людей должно быть столько, чтобы двух пицц хватило на всех.
  • Создать расслабленную атмосферу (не просто так лучшие идеи приходят к нам в душе или в ещё более уединённых местах!).
  • Подготовить список вопросов, которые начинаются с «А как мы можем..?»

Изучите также:

Проектирование онлайн-курса с использованием принципов дизайн-мышления является эффективным подходом для создания увлекательного и полезного образовательного опыта. Дизайн-мышление фокусируется на потребностях пользователей, что позволяет создавать курсы, которые максимально соответствуют ожиданиям и интересам участников.

Первым шагом в этом процессе является исследование целевой аудитории. Необходимо понять, кто ваши студенты, какие у них потребности, проблемы и ожидания от курса. Это может включать опросы, интервью и анализ существующих данных.

Далее следует этап генерации идей. На этом этапе важно brainstorm’ить и собирать идеи для содержания курса, форматов материалов и методов взаимодействия. Используйте креативные техники, чтобы собрать разнообразные идеи, которые могут привлечь внимание студентов.

После этого необходимо создать прототип курса. Это может быть минимально жизнеспособный продукт, который включает в себя основные элементы курса. Прототип поможет вам быстрее получить обратную связь от пользователей и выявить недостатки до окончательной реализации.

Следующий шаг заключается в тестировании курса. Проводите пилотные запуски, чтобы собрать мнения участников и выявить, что работает, а что требует доработки. Обратная связь на этом этапе критически важна для улучшения качества курса.

Наконец, не забывайте о постоянном улучшении. После запуска курса продолжайте собирать отзывы и вносить изменения на основе полученных данных. Это позволит вашему онлайн-курсу оставаться актуальным и востребованным на протяжении времени.

Таким образом, проектирование онлайн-курса с использованием дизайн-мышления обеспечивает глубокое понимание потребностей студентов и создает образовательный опыт, который действительно имеет значение.

Метод SCAMPER

SCAMPER — эффективный метод мозгового штурма, предназначенный для обновления и актуализации различных материалов, таких как учебные программы или курсы. Этот подход позволяет провести аудит курса или продукта, используя нестандартные методики, что способствует генерации новых идей и улучшению существующих решений. Применение SCAMPER помогает командам выявить возможности для инноваций и оптимизации, что делает его незаменимым инструментом в образовательной и бизнес-среде.

Название представляет собой аббревиатуру, которая включает в себя ключевые этапы анализа и мозгового штурма. Этот процесс помогает глубже понять задачу, выявить основные проблемы и разработать эффективные решения. Этапы анализа и мозгового штурма способствуют генерации идей, улучшают креативное мышление и оптимизируют подход к решению различных задач. Использование такой структуры позволяет командам работать более слаженно и продуктивно, что в итоге приводит к более качественным результатам.

  • Substitute — замена. На первом этапе команда размышляет, что можно заменить в уже существующем продукте, чтобы его усовершенствовать.
  • Combine — соединение. Что в курсе или, например, инструкции можно упростить? Возможно, стоит объединить лонгрид и презентацию по схожей теме в одну программу? Смысл в том, чтобы взять несколько аспектов готового продукта (иногда не очень-то сочетаемых) и придумать, как заставить их работать иначе, ещё проще и эффективнее.
  • Adapt — адаптация. На этой фазе стоит проанализировать сам процесс создания продукта (курса, тренинга): как сделать его более гибким? Как это повлияет на результат работы?
  • Modify — изменение. Как изменить продукт, чтобы он эффективнее решал задачи?
  • Put to another use — применение в новом ключе. Можно ли программу, курс, тренинг, инструкцию задействовать в какой-то другой сфере?
  • Eliminate — исключение. Какой элемент из продукта можно безболезненно исключить, что будет наименее значимой потерей?
  • Reverse — разворот. Можно ли поменять местами элементы продукта, чтобы улучшить результаты? Например, можно поменять местами теорию и практику, а можно сначала дать тест, а потом уже курс. Суть этого шага в том, чтобы поставить процесс с ног на голову, если это необходимо для совершенствования.

Освобождающие структуры

Освобождающие структуры представляют собой набор из 33 методов, разработанных для эффективной групповой работы. Шеннон Типтон подчеркивает, что эти методы идеально подходят как для организации командной деятельности, так и для проведения учебных тренингов в корпоративной среде. Применение освобождающих структур способствует повышению вовлеченности участников, улучшению коммуникации и достижению более качественных результатов в обучении и командной работе.

Кадр: сериал «Наследники» / HBO Entertainment / Gary Sanchez

Каждая структура представляет собой готовую инструкцию к действию. Например, метод «1-2-4» предлагает участникам встречи рассмотреть определённую проблему. Сначала каждый участник проводит одну минуту, размышляя над собственным решением. Затем они формируют пары и обсуждают свои идеи в течение двух минут. После этого участники объединяются в четвёрки, и обсуждение продолжается уже четыре минуты. В конце ведущий собирает информацию от каждой группы о наиболее привлекательной идее. Весь процесс занимает 12 минут и может быть повторен несколько раз. Данная структура способствует активному вовлечению участников, улучшает качество обсуждений и позволяет выявить наиболее интересные решения.

Полный список этих структур и рекомендации по их использованию переведены на русский язык и доступны для всех желающих. Вы можете найти их, например, по следующей ссылке.

Сумасшедшие восьмёрки

Методика «Сумасшедшие восьмёрки» заключается в генерации восьми идей за восемь минут. В процессе участвуют члены команды, которые заранее готовят листы бумаги и делят их на восемь квадратов. Участникам предоставляется одна минута на запись каждой идеи, что приводит к проведению восьми раундов в течение всего времени. Рекомендуется прикрепить полученные результаты на одну общую доску, которая может быть как физической, так и онлайн. По завершении этого этапа каждый участник представляет свои идеи, а остальные члены команды выделяют наиболее привлекательные и перспективные. Этот подход способствует активному вовлечению участников и эффективному обмену креативными решениями.

По мнению Шеннона, данная методика способствует повышению креативности в разработке учебных материалов и эффективному решению сложных задач в педагогическом дизайне. Это позволяет создать более engaging и эффективные программы обучения, которые лучше удовлетворяют потребности учащихся. Использование данной методики может также привести к улучшению учебных результатов и более глубокому усвоению материала.

Интеллект-карты

Интеллект-карты представляют собой эффективный инструмент для организации и структурирования идей, что способствует нахождению оптимальных решений для различных проблем. Они широко применяются как в образовательном процессе, так и в его разработке. В корпоративной среде интеллект-карты помогают проектировать учебные курсы, формулировать четкие результаты обучения и визуализировать сложные концепции. Использование интеллект-карт улучшает понимание материала и способствует более глубокому усвоению информации, что делает их незаменимыми в современных методах обучения и профессионального развития.

Метод состоит в создании детализированной иерархической структуры, в центре которой находится определённая идея, проблема или концепция. На первом уровне располагаются ключевые подразделы, а на втором уровне они наполняются деталями и дополнительной информацией. Например, можно разработать структуру учебного курса по сложной теме с использованием интеллект-карт, что также позволит эффективно распределить роли и задачи в команде разработки. Такой подход способствует лучшему пониманию материала и упрощает организацию работы, что повышает её эффективность.

Читайте также:

  • Книжная полка: «Найти идею», Генрих Альтшуллер
  • 9 техник фасилитации для продуктивной работы в группах
  • 6 книг, которые помогут в обучении и развитии сотрудников
  • 3 принципа, которым L& D стоит научиться у маркетологов