Экосистемы в корпоративном обучении / Skillbox Media
На онлайн-конференции сообщества Digital Learning эксперты обсудили, как компании пытаются создать собственные экосистемы из разных цифровых решений.
Содержание:
- Как образуется «зоопарк решений» и какие проблемы он порождает
- Могут ли «бытовые» сервисы стать альтернативой экосистемам
- Кроме сервисов, нужны специалисты, которые умеют с ними работать
- На рынке выигрывают те сервисы, которые предлагают решить конкретные бизнес-задачи
- Ещё четыре тренда, которые заметны на рынке EdTech-сегмента
Как образуется «зоопарк решений» и какие проблемы он порождает
Широкий спектр разрозненных инструментов для внутреннего обучения появился в ответ на запросы клиентов. Например, Денис Сосин, начальник отдела сопровождения цифрового обучения РЖД, сообщил, что за полтора года количество образовательных систем в компании увеличилось до пятнадцати. В связи с этим главной задачей его команды стало создание единой экосистемы, которая включает в себя несколько цифровых решений с общими структурами. Это позволяет эффективно воспроизводить знания и проводить их оценку. Интеграция таких систем способствует оптимизации образовательных процессов и повышению качества обучения внутри организации.
На рынке отсутствует универсальное решение, способное удовлетворить все потребности клиентов в данный момент. Единственным вариантом остается интеграция существующих инструментов. Чудес не будет, поскольку потребности заказчиков продолжают расти параллельно с появлением новых предложений и услуг. Это подчеркивает важность адаптации и гибкости в использовании доступных ресурсов для эффективного удовлетворения запросов клиентов.
Тренд, о котором идет речь, частично обусловлен стратегией product-led growth, которая все чаще применяется IT-компаниями, такими как Dropbox и Miro, считает глава Webinar Group Александр Альперн. Эта стратегия основывается на виральности: разработчики фокусируются не на продаже продукта топ-менеджменту компаний, а на привлечении конечных пользователей — сотрудников, которые начнут использовать продукт самостоятельно и смогут заинтересовать коллег. Когда значительное количество сотрудников одной компании начинает активно использовать продукт, работодателю остается только приобрести корпоративную версию. Таким образом, процесс внедрения происходит не сверху вниз, а снизу вверх, что делает его более естественным и эффективным. Эта модель позволяет компаниям значительно увеличить свою клиентскую базу и улучшить взаимодействие между пользователями и продуктом.
Сотрудники часто находят новые программные решения, регистрируются в них и начинают использовать без каких-либо затрат. В результате они получают определенные преимущества и привлекают своих коллег в эти сервисы. Постепенно, компания оказывается в ситуации, когда значительная часть сотрудников уже активно пользуется данным программным обеспечением. В конечном итоге, организация вынуждена приобретать лицензии, так как сотрудники привыкли к этому инструменту и продолжают его использовать.
Внедрение новых технических решений в компанию может сопровождаться рядом существенных недостатков. Во-первых, это может привести к высокому уровню сопротивления со стороны сотрудников, которые могут быть не готовы к изменениям. Во-вторых, процесс интеграции новых технологий часто требует значительных затрат времени и финансов. Кроме того, недостаточная подготовка персонала для работы с новыми инструментами может вызвать ошибки и снизить общую эффективность работы. Также стоит учитывать риск устаревания технологий и необходимость постоянного обновления систем, что может создавать дополнительные сложности и накладные расходы.
- Каждый сервис, который изначально использовался сотрудниками бесплатно, превращается в платный (для обучения или, например, коммуникации), как только он становится корпоративным.
- Широкий спектр сервисов и их бесконтрольное использование усложняют задачу по хранению данных. При этом «насаждать» какие-то решения становится тяжелее. «Сейчас мы вынуждены учитывать не только количество открытых сервисов обучения, но и то, как вернуть людей в нашу экосистему, внутрь, чтобы данные компании сохранялись внутри неё. Это большая проблема и вызов для тех, кто строит систему обучения: будет она открытая или нет, какие данные будут передаваться вовне, какие будут храниться внутри системы, как они будут взаимодействовать», — объяснил начальник отдела обучения и развития ФГУП ГРЧЦ Александр Беляшин.
IT-гиганты не остаются в стороне, как отметил Альперн. Они внимательно следят за виральными сервисами и принимают меры: либо выкупают их, чтобы интегрировать в свои продуктовые экосистемы, востребованные корпоративными клиентами, либо разрабатывают собственные альтернативы наиболее популярным сервисам. Это позволяет им оставаться конкурентоспособными и удовлетворять потребности бизнеса в инновационных решениях.
Этот тренд может стать решением проблемы «зоопарка», однако крупные платформы не способны быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, отметила бизнес-тренер, директор по развитию OBLAKO Group и CEO «ТренингСпэйс» Тамара Кочарова. В результате рынок вынужден предлагать монопродукты, которые интегрируются в существующие большие сервисы. Как крупные корпорации, так и малый бизнес будут внедрять новые решения в уже имеющиеся системы. Это подчеркивает необходимость гибкости и инноваций в подходах к разработке и внедрению продуктов на современном рынке.
Могут ли «бытовые» сервисы стать альтернативой экосистемам
Систематизация цифровых инструментов и создание сервисных экосистем становятся актуальными в крупных корпорациях, где онлайн-обучение активно внедряется и развивается. Однако на российском рынке значительная часть компаний по-прежнему не осуществляет должной автоматизации процессов. В таких организациях сотрудники часто используют «бытовые» сервисы, которые не предназначены для профессионального использования, такие как Zoom и Telegram. Это ограничивает возможности оптимизации работы и повышения эффективности обучения. Поэтому важно акцентировать внимание на необходимости внедрения специализированных цифровых решений, которые помогут интегрировать обучение и рабочие процессы, обеспечивая более качественное взаимодействие и развитие сотрудников.
По словам Беляшина, существующие платформы могут эффективно решать большинство прикладных задач бизнеса. Он подчеркивает, что если задачи можно решить с помощью этих решений, то нет необходимости в сложной автоматизации. Беляшин также отмечает, что компании стремятся интегрировать пользователей в свои экосистемы, такие как «Яндекс» или «Сбер». Это делается для того, чтобы пользователям было удобнее пользоваться услугами, находясь внутри этих экосистем.
Решить все задачи корпоративного обучения с помощью простых «бытовых» приложений невозможно. Например, Тамара Кочарова привела случай с сервисами видеосвязи, которые, хотя и полезны, не могут полностью удовлетворить потребности в качественном обучении сотрудников. Для эффективного корпоративного обучения требуется специализированный инструментарий, который обеспечивает не только видеоконференции, но и интеграцию различных образовательных ресурсов, управление контентом и анализ результатов.
Конечно, я готов помочь с редактированием текста. Пожалуйста, предоставьте сам текст, который вы хотите изменить.
Образовательный процесс — это не просто использование платформы Zoom. Zoom позволяет лишь общаться, но не отражает сути полноценного обучения. Эффективное обучение направлено на развитие и масштабирование компетенций сотрудников, формируя единые стандарты подготовки. Если каждый будет учиться по своему усмотрению, контроль за процессом станет невозможным. Как можно строить образовательный продукт на основе Zoom, если отсутствует четкое понимание сценария и структуры обучения?
Небольшие и простые образовательные сервисы без привязки к методологии и единой системе обучения не смогут обеспечить необходимое качество образования в долгосрочной перспективе. Александр Беляшин подчеркивает, что даже на запросы заказчиков, такие как создание контента для TikTok, важно учитывать более широкие образовательные цели и подходы. Только интегрируя современные технологии в структуру обучения, можно достичь устойчивых результатов и повысить эффективность образовательного процесса.
Спикер отметил, что трудно оспорить эффективность современных методов обучения, включая платформы вроде TikTok, однако для достижения реальных результатов необходимо продумывать обучение с учетом долгосрочного развития. TikTok может быть полезным инструментом, но без соответствующей экосистемы они рискуют просто отвлекать пользователей и отнимать время, даже если контент сам по себе информативен.
Тренд среди крупных корпораций заключается не только в выборе подходящих инструментов и их организации, но и в создании культуры обучения. Важно, чтобы процесс обучения стал неотъемлемой частью корпоративной среды. В этом контексте использование различных платформ, таких как Slack или TikTok, становится второстепенным. Ярким примером такой культуры служит компания Google, которая активно внедряет инновационные подходы к обучению сотрудников, создавая гибкую и адаптивную среду для развития знаний и навыков.
В организации отсутствует специализированный отдел обучения, и нет четко определенных систем или сценариев. Ответственные за распространение знаний специалисты сосредоточены на том, как создать культуру, способствующую обмену знаниями между сотрудниками. В современных организациях, где знания формируются в реальном времени, важно, чтобы процесс их распространения был простым и естественным, без препятствий. Эксперт отметил, что это также отражается в растущей популярности модели P2P (peer-to-peer) в обучении, которая способствует более эффективному обмену опытом и знаниями среди сотрудников.
Создание собственных сервисных экосистем для обучения сотрудников в компаниях малого и среднего бизнеса может быть целесообразным шагом. Тамара Кочарова утверждает, что использование набора отдельных решений все еще возможно, однако важно учитывать перспективу развития бизнеса. Адаптация к росту и изменениям в потребностях сотрудников играет ключевую роль в эффективности обучения. Интеграция различных инструментов и платформ может обеспечить более целостный подход к обучению, что в долгосрочной перспективе повысит производительность и удовлетворенность сотрудников.
Кроме сервисов, нужны специалисты, которые умеют с ними работать
Переход на онлайн и рост цифровых сервисов привели к серьезной проблеме — нехватке квалифицированных кадров для их эффективного использования, утверждает основатель и генеральный директор компании «Эквио» Алексей Вагин. Даже пользователи, знакомые с базовыми образовательными платформами, зачастую не имеют опыта работы с современными сервисами, включая повседневные инструменты. Вагин подчеркивает, что специалистам важно изучать особенности социальных сетей, чтобы развивать навыки создания качественного контента. Это знание поможет им адаптироваться к быстро меняющемуся цифровому миру и повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.
Основатель Mozlab.ru и Tellsy.pro Олег Замышляев отмечает, что не все специалисты в сфере корпоративного обучения готовы полностью перейти на онлайн-форматы. В результате многие из них используют привычные «бытовые» сервисы как временное решение. Это подчеркивает важность гибкости в подходах к обучению и необходимость адаптации к новым условиям работы. Онлайн-обучение, несмотря на свои преимущества, не всегда является универсальным решением для всех профессионалов в данной области.
В некоторых случаях специалистам сложно адаптироваться к новым условиям работы. Александр Альперн поделился своим опытом, когда после возвращения с удалённого формата его компания столкнулась с трудностями в выборе между использованием стикеров в офлайн-формате и онлайн-досками. Эта ситуация подчеркивает важность гибкости и готовности к изменению рабочих процессов в условиях современного бизнеса.
Для тех, кто стремится эффективно интегрироваться в систему цифрового образования, Тамара Кочарова предлагает три ключевых совета. Во-первых, важно установить четкие цели и определить, что именно вы хотите достичь в процессе обучения. Это поможет сосредоточиться на необходимых ресурсах и инструментах. Во-вторых, необходимо активно использовать доступные онлайн-ресурсы и платформы, которые предлагают качественное образование и поддержку. Наконец, стоит взаимодействовать с сообществом единомышленников, делиться опытом и получать обратную связь, что значительно ускорит процесс обучения и повысит его эффективность. Эти рекомендации помогут вам уверенно войти в мир цифрового образования и максимально использовать его возможности.
Важность изучения технологий и новых продуктов невозможно переоценить. Необходимо не только полюбить эти процессы, но и осваивать их в комплексном подходе. Активные тренировки, направленные на соединение и смешивание различных инструментов, помогут углубить понимание и повысить эффективность работы с современными технологиями. Это позволит не только овладеть новыми навыками, но и адаптироваться к быстро меняющемуся миру технологий, что является ключевым аспектом успешного развития в этой сфере.
Развитие компетенций в роли методолога, тренера, фасилитатора или модератора становится актуальным в современном мире. Важно уметь чётко, лаконично и доступно выражать свои мысли, особенно на камеру. Это навыки, которые способствуют эффективной коммуникации и повышают уровень взаимодействия с аудиторией. Освоение этих компетенций позволяет не только улучшить личные навыки, но и повысить профессиональную ценность в любой сфере деятельности.
При выборе инструментов обучения важно учитывать методологический процесс и цели образовательного процесса. Не стоит следовать за модными тенденциями; гораздо важнее понимать, какую пользу тот или иной сервис может принести для развития сотрудников. Эффективный подход к обучению основан на анализе потребностей и задач, которые необходимо решить. Использование подходящих инструментов способствует повышению качества образования и развитию навыков, необходимых для достижения успеха в профессиональной деятельности.
Она провела аналогию между прошлым и настоящим: когда-то существовали только лекции и лекторы, но с появлением тренингов возникла необходимость переквалификации в тренеров. Сегодня аналогичная ситуация: для успешной деятельности на рынке необходимо адаптироваться и осваивать новые навыки.
На рынке выигрывают те сервисы, которые предлагают решить конкретные бизнес-задачи
При выборе технических решений важно учитывать цели бизнеса и образовательные задачи, а не слепо следовать современным трендам, подчеркнула Кочарова. Олег Замышляев добавил, что основное внимание должно уделяться конкретным бизнес-задачам — главное, чтобы они были успешно решены, а методы достижения результата могут быть второстепенными.
Недавно стартап Growth Space получил значительный раунд инвестиций. Представители компании заявили: «Предоставьте нам ваши ключевые показатели эффективности (KPI), и мы организуем обучение, после чего через несколько недель вы увидите улучшение». Однако в их предложении отсутствуют четкие объяснения методов достижения заявленных результатов. Это иллюстрирует подход многих создателей подобных сервисов, которые обещают результаты без детального описания процесса.
Александр Беляшин отметил, что задача должна быть решена немедленно. В связи с этим растет популярность обучающих сервисов, которые способны обеспечить мгновенные решения.
Текущие тренды показывают, что сервисы, предлагающие долгосрочные решения на срок от пяти до семи лет, часто проигрывают в финансовом плане тем, которые решают актуальные задачи в краткосрочной перспективе. В условиях ограниченного бюджета компании стремятся находить инструменты, которые способны оперативно оценить специалистов и решить текущие проблемы. Долгосрочные сервисы могут оказаться неэффективными, так как технология может измениться в течение десяти лет, и на рынке могут появиться более современные и подходящие решения. Поэтому сейчас многие компании начинают переосмысливать важность постоянного развития технологий и адаптации к текущим потребностям.
Ещё четыре тренда, которые заметны на рынке EdTech-сегмента
Эксперты выделили несколько ключевых технологических трендов в сфере корпоративного обучения. Эти тренды формируют новые подходы к обучению сотрудников, повышая его эффективность и адаптивность. В числе основных направлений можно отметить использование искусственного интеллекта для персонализации учебного процесса, развитие мобильного обучения, а также внедрение виртуальной и дополненной реальности. Эти технологии позволяют создать более интерактивную и вовлекающую образовательную среду, что способствует лучшему усвоению знаний и навыков. Кроме того, акцент на аналитике данных помогает организациям отслеживать прогресс сотрудников и адаптировать программы обучения в зависимости от их потребностей. Внедрение этих трендов становится важным шагом для компаний, стремящихся к повышению конкурентоспособности на рынке.
Денис Сосин отметил, что в период пандемии отрасль столкнулась с необходимостью глубокой интеграции между провайдерами платформ и создателями контента. Существует множество провайдеров, предлагающих платформы, а также те, кто арендует курсы, но единого сервиса, который обеспечивал бы полный путь от точки А до точки Б, на сегодняшний день не существует. Сосин подчеркнул, что именно такой сервис является актуальным трендом в отрасли.
Алексей Вагин поддерживает данную мысль, делясь личным опытом. В компании «Эквио» они сделали акцент не на производстве контента, а на предоставлении провайдерских услуг в этой области для B2B-заказчиков. В компании есть более десяти партнеров, которые профессионально занимаются созданием контента, а также провайдеры, предоставляющие его в аренду. Однако существует определённый менталитет: поставщики опасаются потерять контроль и стремятся понять, кто их клиенты. Мы активно работаем над этой проблемой, но тренд на предоставление контентных услуг неизбежен, так как это удобно для клиентов. В этом году мы наблюдаем рост выручки по этому направлению.
Александр Беляшин уверен, что поставка готового контента не приведет к снижению конкуренции на рынке. По его мнению, всегда найдутся заказчики, которые предпочтут индивидуальные решения, включая уникальные логотипы и примеры работ. Это подтверждает, что потребность в оригинальном контенте останется высокой, несмотря на доступность готовых решений.
Эксперты отмечают, что текущий тренд разнообразия предпочтений клиентов не является негативным. Он способствует сохранению различных форматов систем обучения, платформ и инструментов. Хотя это не предоставляет точного понимания будущего развития рынка, цели бизнеса остаются стабильными: компании стремятся к быстрому и удобному обучению, не обращая внимания на специфику отдельных сервисов. Это подчеркивает необходимость создания универсальных решений, которые будут соответствовать разнообразным потребностям пользователей и обеспечивать эффективное обучение.
Александр Альперн отметил важность обогащения данных — процесса, который добавляет значимую информацию к существующим данным. Этот подход особенно актуален в сфере обучения, так как позволяет работодателям лучше понимать образовательные интересы сотрудников. Накопление и анализ данных помогают выявить возможности для повышения компетенций персонала, включая стороннее образование. Это, в свою очередь, способствует более эффективному управлению талантами и развитию организации в целом.
Алексей Вагин подчеркнул важность экосистем и данных, которые они генерируют, для связи результатов обучения с ключевыми показателями эффективности (KPI). Он привел пример, что лучший продавец в салонах связи не обязательно тот, кто показывает высокие результаты на тестах, а скорее тот, кто быстро выполняет их на минимально необходимом уровне. Это приводит к тому, что его продажи оказываются выше. Такой инсайт открывает новые горизонты в подходах к обучению. По мере интеграции данных мы сможем получить все больше ценных выводов для оптимизации процессов обучения.
Экосистемы будут разрастаться за пределами крупных корпораций и начнут внедряться в государственные структуры. Это произойдет в том случае, если государство возьмет на себя ответственность за создание единой открытой платформы, доступной для всех участников. В таком сценарии внутренними заказчиками станут не только государственные учреждения, но и частные компании. Такой подход позволит оптимизировать взаимодействие между различными секторами и повысить эффективность работы как государственных, так и частных организаций.
Александр Беляшин отметил, что новая платформа обеспечит иной подход к безопасности данных. Она обладает множеством преимуществ. Единая образовательная платформа и цифровой профиль представляют собой будущее, которое предоставит компаниям, как крупным, так и малым, возможность отслеживать результаты компетенций специалистов. Цифровизация дипломов, образования и государственная аккредитация внешних программ являются ключевыми аспектами этого будущего.
Читать также:
- Эксперты рассказали, как продолжает меняться корпоративное обучение
- Как развивают эмоциональный интеллект с помощью чат-бота
- 9 идей для экономичного корпоративного обучения
Профессия HR-бизнес-партнёр
Вы изучите все нюансы работы HR BP и научитесь решать задачи бизнеса с помощью кадров. Сможете спланировать работу HR-отдела на год вперёд и презентовать этот план руководству.
Узнать подробнее