Корп обучение #Статьи

21 июня, 2025

Почему участники онлайн-занятия не понимают условия задания? Разбираем 5 причин / Skillbox Media

К каждой причине идёт совет, как сделать так, чтобы все всё поняли, не отвлекались во время объяснения и серьёзно подошли к выполнению задания.

Слишком долгие объяснения

Обычно это звучит так: «Сейчас мы распределимся по командам для выполнения задания. После завершения работы мы вернёмся в общий зал, чтобы обсудить результаты. Затем я попрошу вас…»

Мой опыт и опыт моих коллег показывают, что слушатели способны удерживать внимание на инструкциях примерно 30 секунд. За это время можно озвучить лишь небольшой фрагмент заранее подготовленного текста. Чем дольше преподаватель будет говорить о сути предстоящего задания, тем больше возникнет однотипных вопросов. Эти повторяющиеся запросы отнимают время, которое можно было бы посвятить практике, особенно если на занятии присутствует большое количество участников. Обеспечивая более сжатую и структурированную подачу информации, можно повысить эффективность обучения и сократить количество вопросов, оставляя больше времени для практических заданий.

Упрощайте информацию. Преподаватели и ведущие вебинаров иногда заостряют внимание на одних и тех же моментах, избыточно разъясняя материал и добавляя не всегда уместные истории. Избавляйтесь от лишних деталей, чтобы не терять суть занятия. Это не только сделает его более динамичным, но и позволит участникам лучше сосредоточиться на главном. Четкость и лаконичность в подаче информации способствуют более глубокому вовлечению в процесс обучения.

Разделяйте информацию на небольшие блоки, избегая избыточности. Следуйте принципу «хороша ложка к обеду»: предоставляйте только ту часть инструкции, которая необходима для выполнения следующего шага. Части инструкции для каждого следующего этапа должны быть представлены непосредственно перед его началом. Это позволит лучше усваивать материал и повысит эффективность выполнения задач.

Кадр: фильм «Злое» / New Line Cinema / Atomic Monster Productions

Представьте, что ваша задача заключается в том, чтобы команда разработала новые идеи для бизнес-продукта, рассчитала бюджет и создала прототип. Первая часть задания будет следующей: «Ваша команда имеет пять минут для работы в вебинарной комнате. Ваша цель — за это время придумать и записать на онлайн-доске пять идей нового продукта». Только после того, как участники вернутся с готовыми идеями, можно переходить ко второй части задания — обсуждению бюджета, а затем предложить им разработать прототип.

Рассказ вместо демонстрации

Обычно процесс выглядит следующим образом: первая команда собирает жалобы клиентов, а затем вторая команда классифицирует их по типологии DISC. Важно помнить, что D обозначает доминирование, что позволяет выявить основные проблемы и потребности клиентов. Эта схема помогает не только организовать информацию, но и эффективно реагировать на запросы, улучшая качество обслуживания и повышая удовлетворенность клиентов.

Когда вы говорите, участники становятся пассивными слушателями. Даже если вы подробно объясняете детали выполнения задания, это может привести к скуке среди слушателей. Им будет трудно оставаться сосредоточенными, особенно если речь идет о сложных играх с несколькими ролями. Чем больше условий и нюансов, тем сложнее воспринимать информацию. Чтобы избежать этого, важно сделать ваше объяснение более интерактивным и вовлекающим, что поможет удерживать внимание участников и облегчить понимание задания.

Не просто информируйте, а демонстрируйте и привлекайте участников к выполнению задания. Позвольте одному человеку или группе сразу приступить к выполнению поставленной задачи, с вашей поддержкой или без неё. Это не только способствует вовлечению участников, так как наблюдать за процессом гораздо интереснее, чем просто слушать лекцию, но и предоставляет вам, как преподавателю, возможность увидеть задание с точки зрения новичка. Это поможет вам выявить недостатки или сложности в инструкции и оперативно внести необходимые правки.

Подготовьте несколько демонстрационных заданий. В процессе могут возникнуть вопросы или недопонимания, и в таких случаях вы сможете предложить аналогичное задание для лучшего усвоения материала. Это позволит избежать использования основной задачи, предназначенной для самостоятельной работы участников, лишь для демонстрации процесса. Оценивать пробные версии демонстрационных заданий нецелесообразно, за исключением простых замечаний, таких как «да, всё правильно» или «нет, здесь следует внести небольшие изменения», чтобы не вызывать у слушателей лишнего стресса. Основная цель заключается в том, чтобы удостовериться, что участники понимают, как правильно выполнить задание.

Накладки из-за неподготовленности

Часто можно услышать: «Секундочку, я открою программу. Она загружается. Пока она грузится, скопируйте ссылку из чата в браузер… Подождите, это не та ссылка, я отправлю новую! Опять что-то зависло…» Такие ситуации часто возникают из-за медленного интернета или проблем с программным обеспечением. Чтобы избежать подобных неудобств, стоит заранее проверить стабильность соединения и убедиться, что все необходимые ссылки актуальны. Это поможет ускорить процесс и минимизировать задержки.

Кадр: фильм «10 причин моей ненависти» / Touchstone Pictures / Mad Chance

Преподаватели иногда испытывают соблазн сэкономить время и усилия, полагая, что накопленный опыт в проведении онлайн-занятий позволяет обойтись без тщательной подготовки. Однако риск технических неполадок всегда существует. Пока преподаватель решает возникшие проблемы, внимание слушателей отвлекается на более интересные вещи. В результате, даже не начав инструктаж участников, вы уже теряете их интерес. Подготовка к онлайн-занятиям критически важна для поддержания вовлеченности и эффективности обучения.

Для успешного объяснения подготовьте все необходимые материалы заранее. Убедитесь, что текст инструкции или объяснения доступен, а все важные ссылки, вкладки и программы уже открыты и протестированы. Рекомендуется провести репетицию процесса, желательно с тестовой группой, чтобы учесть возможные нюансы. Также полезно разработать сценарий занятия и иметь его под рукой на протяжении всего процесса. Это поможет структурировать информацию и повысит эффективность объяснения.

Несвоевременная отправка ссылок

Я отправлю ссылку на доску в Miro в чат, а сейчас давайте обсудим, как будет организована работа в группах.

Фраза «Откройте ссылку в чате» часто используется преподавателями, но может вызвать трудности. Когда вы отправляете ссылку на внешний ресурс, например, на онлайн-доску, участники с высокой вероятностью сразу же перейдут по ней. В то время как вы пытаетесь донести ключевые моменты задания, слушатели будут отвлечены изучением содержимого доски и размещенных на ней стикеров, что ведет к потере новой информации. Чтобы избежать этого, важно заранее объяснить, когда и как следует использовать ссылки, чтобы сохранить внимание студентов на основной теме.

Отправляйте ссылку только после того, как предоставите все необходимые инструкции. Это поможет избежать недоразумений и обеспечит более эффективное взаимодействие. Правильная последовательность действий способствует лучшему пониманию и выполнению поставленных задач.

Вопрос «Всё ли вам понятно?»

Друзья, вы получили все необходимые инструкции. Есть ли у вас вопросы или что-то осталось непонятным?

Часто, когда задается вопрос «Всё ли понятно?», участники склонны подтверждать, что они всё поняли, даже если это не так. Формулировка вопроса настраивает на согласие, и некоторые могут стесняться задать уточняющий вопрос. Другие просто могут пропустить важные моменты объяснения, что в конечном итоге приводит к путанице. В результате, значительная часть времени, отведенного на выполнение задания, уходит на выяснение, что именно требуется от участников. Это подчеркивает важность ясной коммуникации и необходимости создания атмосферы, в которой участники будут чувствовать себя комфортно, задавая вопросы и проясняя свои сомнения.

В конце вашего объяснения задайте конкретные вопросы, которые помогут участникам воспроизвести полученные инструкции. Это могут быть как закрытые вопросы с вариантами ответов «да» или «нет», так и открытые вопросы, на которые можно ответить коротко и просто. Например: «Куда мы сейчас пойдём передвигать стикеры?» — «В Miro».

Вопросы такого рода способствуют лучшему усвоению материала и вовлечению участников в процесс. Убедитесь, что ваши вопросы четко сформулированы и связаны с темой обсуждения.

Кадр: фильм Sex Appeal / American High

Задав три ключевых вопроса, вы сможете проверить, насколько информация была усвоена участниками. Если аудитория вам уже знакома, полезно учитывать её предыдущий опыт и задавать вопросы с неожиданными элементами. Например, если ваша группа ранее работала с конкретной доской Miro по постоянной ссылке, а теперь ссылка изменилась, большинство участников скорее всего пойдут по знакомому пути. В этом случае в конце занятия можно спросить: «На какой доске в Miro мы будем работать сейчас?» При этом не забудьте отправить новую ссылку участникам после того, как вы объясните первый этап инструкции. Такой подход поможет более эффективно проверить усвоение материала и адаптировать дальнейшую работу.

Как выглядит хорошее объяснение задания

Сценарий эффективного объяснения включает в себя несколько ключевых элементов. Во-первых, необходимо четко определить основную идею, которую вы хотите донести до аудитории. Во-вторых, важно использовать простые и понятные примеры, которые помогут иллюстрировать вашу мысль. Кроме того, следует учитывать уровень подготовки слушателей, чтобы информация была доступной и понятной. Наконец, завершение должно содержать краткое резюме основных пунктов, что позволит закрепить полученные знания. Такой подход гарантирует, что ваше объяснение будет восприниматься с интересом и пониманием.

Преподаватель начинает занятие, сообщая ученикам о первой части задания. Он говорит: «Вам предстоит войти в вебинарную комнату со своей командой. Ваша цель — выполнить определённую задачу. У вас есть пять минут на её выполнение. Не забудьте зафиксировать результаты на доске Miro. Ссылка будет доступна в чате комнаты».

Шаг 2. Преподаватель задает вопросы для активизации обсуждения и проверки усвоения материала. Эти вопросы направлены на углубление понимания темы и стимулирование критического мышления у студентов. Правильно сформулированные вопросы помогают выявить уровень знаний и вовлеченность учащихся, создавая возможность для дальнейшего изучения материала. Такой подход способствует более глубокому осмыслению тем и развивает навыки аргументации и обсуждения.

  • Сколько у вас времени на задание? (Пять минут).
  • Что нужно сделать за это время? (Суть задания).
  • Где нужно зафиксировать результат? (На доске).
  • На какой доске? (На доске по ссылке).

Когда участники возвращаются через пять минут, преподаватель предоставляет им более сложную часть задания. Для наглядного объяснения он привлекает одну из команд, демонстрируя процесс выполнения. Если во время демонстрации возникают трудности или недопонимания, преподаватель оперативно вносит коррективы, уточняя условия задания. Убедившись, что все группы понимают суть задания, он отправляет их по комнатам для его выполнения.

Читать также:

  • Синхрон или асинхрон? Какой формат выбрать для своего курса
  • Роль преподавателя на синхронном онлайн-занятии: как её видят учёные
  • Как опыт онлайн-обучения изменил привычные офлайн-занятия
  • Как составить отличное задание для студентов онлайн-курса