EdTech #Статьи

21 июня, 2025

Новые сервисы для педагогов / Skillbox Media

Желания учителей на самом деле не всегда совпадают с их потребностями, а новые решения — не такие уж и новые.

Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO»

Узнать больше

За новыми технологиями — старые решения

Эксперты единодушны в том, что цифровые инструменты должны соответствовать реальным потребностям учителей. Однако методологи, педагоги и разработчики технологий еще не пришли к общему мнению о том, какие инструменты действительно необходимы для эффективного образовательного процесса. Заместитель руководителя департамента образования и науки Москвы Наталья Киселёва подчеркивает, что потребности педагогов часто заключаются в оцифровке традиционных бумажных материалов. В то же время технические специалисты сталкиваются с иными задачами и отмечают, что образовательное сообщество не всегда различает оцифровку и цифровизацию. Важно наладить диалог между всеми участниками процесса, чтобы создать инструменты, которые действительно помогут учителям и улучшат качество обучения.

Эксперт отметила, что обсуждение между техническими разработчиками и преподавателями-методистами приводит к возникновению проблем в образовательных учреждениях.

Игнорирование мнений педагогов приводит к тому, что они не используют разработки, которые им не нужны. Опыт пандемии продемонстрировал, что навязывание решений без учета реальных потребностей учителей либо оказывается неэффективным, либо реализуется лишь на бумаге. Важно учитывать мнения педагогов для создания действительно полезных и востребованных образовательных инструментов.

Конечно, я готов помочь вам с редактированием текста. Пожалуйста, предоставьте исходный текст, который вы хотите переделать.

При обсуждении внедрения технологий в образовательный процесс важно понимать, что они должны решать актуальные проблемы учителей и учеников. В противном случае такие решения окажутся неэффективными и не принесут пользы. За последние десять лет мы наблюдали множество неудачных технологий как в нашей стране, так и за её пределами. Управляющий партнёр Skyeng Александр Ларьяновский отмечает, что успех технологий в образовании напрямую зависит от их способности удовлетворять реальные потребности пользователей.

Спикер отметил, что многие цифровые решения, признанные новыми в образовательной сфере, на самом деле не являются таковыми. На текущий момент разработчики сосредоточены не на создании принципиально новых инструментов, а на решении двух ключевых задач для системы образования. Эти задачи включают оптимизацию существующих процессов и улучшение взаимодействия между участниками образовательного процесса.

  • Восполнение пробелов. Инструменты, которые только появляются в школах, использовались в других сферах годами, а иногда и десятилетиями. К ним относятся и электронные дневники, и базы данных, и мультимедийный контент. «Просто в сферу образования в силу многих причин, прежде всего консервативности, все эти технологии не попадали», — объяснил Ларьяновский. В качестве примера таких новых для образования «технологий» он назвал режиссуру и драматургию уроков, а также клиентоориентированный подход. «Мы сейчас приносим то, что в других отраслях используется давно, а в образовании используется совершенно недавно. Это то, чем мы на самом деле занимаемся», — добавил эксперт.
  • Накопление данных. Спикер отметил, что пока в образовании, как и в других отраслях, их практически нет — и возможность получить их появилась только недавно. При этом методологи, разрабатывающие программы, работают с очень ограниченной выборкой данных, поэтому на деле не всегда получают нужное качество и нужный результат.
Фото: Gorodenkoff / Shutterstock

В чём заключаются реальные боли педагогов

Эксперты единодушны в том, что при разработке новых цифровых решений для образования необходимо акцентировать внимание не только на мнении педагогов, но и на их ключевых проблемах. Это подход аналогичен разработке любого другого продукта. В области образования можно выделить три основные болевые точки, которые требуют особого внимания.

  • рутинные процессы, отнимающие много времени, — например, проверка домашних заданий и контрольных;
  • невозможность выполнить некоторые элементы программы из-за недостатка ресурсов;
  • нехватка рабочего и личного времени.

Разработчики предлагают разнообразные решения для решения образовательных проблем. Одним из наиболее известных проектов является совместная работа Skyeng и ГК «Просвещение», которая привела к созданию интерактивной рабочей тетради, запущенной весной 2020 года. На сегодняшний день её используют около пяти миллионов школьников, как сообщил Александр Ларьяновский. Успех этого проекта обусловлен несколькими ключевыми факторами: качественным и проверенным контентом, автоматизацией рутинных задач и интуитивно понятным интерфейсом, что делает обучение более доступным и эффективным для пользователей.

Мы решили три ключевые проблемы, что стало залогом нашего успеха. Важно отметить, что между техническими специалистами и педагогами нет четкой границы. Существуют только те, кто внимателен к потребностям своего клиента, и те, кто игнорирует эти потребности. Это внимание к клиенту играет решающую роль в успехе любого бизнеса.

Татьяна Серебрякова, первый заместитель директора департамента АО «Издательство „Просвещение“», подчеркнула важность мониторинга нововведений, которые могут создать трудности для учителей. В этом контексте она представила два новых цифровых сервиса, разработанных компанией, которые призваны облегчить образовательный процесс и повысить эффективность преподавания. Эти инструменты учитывают актуальные потребности педагогов и направлены на улучшение взаимодействия в учебном процессе.

  • «ПроВоспитание». Эту новинку компания планирует протестировать в сентябре: сервис позволяет школам сформировать индивидуальную воспитательную программу для учеников. При этом для пользователей будет доступен календарь запланированных мероприятий и доступ к «банку педагогических идей», которые можно использовать или дополнять самостоятельно. «Нехватка времени на подготовку отчётов, планов, домашних заданий — эта боль закрывается. Сейчас мы говорим о том, что педагогу нужно развязать руки, дать больше времени для творчества, чтобы он ориентировался на достижения принципиально новых личностных, образовательных результатов, ориентировался на учеников в классе и не занимался рутинными операциями, которые с него можно спокойно снять: составлением отчётности, тем, что можно автоматизировать», — пояснила специалист.
  • «Лаборатория проектов». Автоматизированный сервис стал ответом на введение предмета «Индивидуальный проект» в старших классах. «С приходом этого предмета школа тоже претерпела массу боли. Наши практикующие коллеги говорят, что фактически один учитель в классе в состоянии качественно создать эти индивидуальные проекты с четырьмя-пятью учениками, а их больше 30. И автоматизированный сервис, который поможет из готового шаблона, из предложенных тем полностью индивидуальный проект с помощью конструктора собрать, конечно, полезен учителю в первую очередь», — прокомментировала Серебрякова. Сейчас сервис также проходит тестирование.

Все перечисленные сервисы ориентированы на педагогов, а не на детей, что имеет определенное значение. Это акцент на профессиональном развитии и поддержке учителей позволяет улучшить качество образования, предоставляя ресурсы и инструменты для эффективного обучения. Фокус на педагогах способствует созданию более качественной образовательной среды, где учителя могут развивать свои навыки и обмениваться опытом.

Слишком важно не забывать о роли педагога, ведь без него невозможно вырастить новое поколение. Учитель является основой школы, и поэтому наша работа направлена на поддержку педагогов. Мы стремимся облегчить их нагрузку, чтобы они могли больше времени уделять своим ученикам и своему призванию.

Так ли хороша скорость разработки и внедрения

Ситуация с темпами изменений и новыми продуктами в образовательной сфере становится все более актуальной. Пандемия заставила разработчиков оперативно адаптироваться к новым условиям и предложить решения для образовательной отрасли. Например, интерактивная тетрадь была создана всего за шесть дней, как отметил Александр Ларьяновский. Это свидетельствует о высокой скорости реагирования на вызовы времени и необходимости внедрения инновационных технологий в обучение.

В течение полутора месяцев во время пандемии был разработан новый проект — платформа «Сферум», о чем сообщил генеральный директор СП «Цифровое образование» Рубен Акопов. Основная цель «Сферум» заключается в оптимизации коммуникации между всеми участниками образовательного процесса: учениками, педагогами и родителями. В перспективе планируется интеграция «Сферум» с другими сервисами, такими как электронные дневники, контентные системы и портал «Госуслуги». Это позволит создать единое образовательное пространство, что повысит эффективность взаимодействия и улучшит качество образования.

Оперативность разработок цифровых инструментов для образования вызывает искажение в ожиданиях учителей. Они стремятся к тому, чтобы создатели технологий обеспечивали всё большую скорость в разработке и внедрении новых решений. Этот запрос на быстроту может затруднить процесс качественного обучения и внедрения инноваций в образовательный процесс. Важно находить баланс между скоростью разработки и качеством создаваемых инструментов, чтобы они действительно способствовали эффективному обучению.

На недавнем заседании президиума Госсовета по вопросам образования Борис Добродеев, генеральный директор Mail.ru Group, представил проект «Сферум». С 1 сентября он стартовал в восьми тысячах школ 15 регионов России. Добродеев призвал президента к расширению внедрения этого образовательного решения в другие регионы страны, подчеркивая его значимость для повышения качества образования и цифровизации учебного процесса.

Новые технологии создают новые запросы, и примером этого служит опыт Московской электронной школы. В сотрудничестве с Microsoft Teams была упрощена система, позволяющая переходить на уроки напрямую из расписания. После внедрения этой интеграции у педагогов возникли новые пожелания: необходимо было создать разделение на отдельные онлайн-комнаты, добавить функции управления чатами, обеспечить возможность хранения материалов в системе и предоставлять обратную связь в электронный дневник. Такие изменения способствуют более эффективному обучению и взаимодействию между учителями и учениками.

Учителя часто не понимают, что изменения не происходят мгновенно. Развитие инструментов требует времени, а процесс технической разработки и апробации занимает продолжительный период. Киселёва отметила, что необходимо учитывать все этапы внедрения новых технологий в образовательный процесс.

Фото: Rawpixel.com / Shutterstock

Как адаптироваться к новым цифровым решениям

Педагогическому сообществу необходимо время для адаптации к новым изменениям, независимо от их скорости. Татьяна Серебрякова подчеркнула, что ранее все нововведения сначала проходили этап исследований, затем обсуждались в образовательных учреждениях, и только после этого внедрялись на практике. Однако теперь процесс внедрения новых разработок к пользователям изменился.

Новая технология появляется и внедряется в инновационные школы, создавая площадки для образовательной практики. После этого проводится педагогическое исследование, в результате которого удачные примеры формируют новые подходы, фиксируемые в документе. Это иллюстрирует текущую ситуацию в образовательной политике. Учителя сталкиваются с изменениями, и многие из них еще не успели адаптироваться к новым условиям. На сегодняшний день они ожидают нормативных актов, которые помогут им понять, как действовать в новых обстоятельствах и какие шаги предпринимать в будущем.

Пандемия выявила еще одну важную проблему: несмотря на развитие новых технологий, у педагогов часто отсутствуют эффективные методики для проведения уроков в различных форматах. Понятно, что в этом контексте на помощь должны прийти цифровые инструменты, которые не только помогают обучать школьников и студентов, но и способствуют самообразованию учителей. Однако разнообразие профессионального обучающего контента для педагогов достаточно велико, и сориентироваться в нем бывает сложно. Поэтому умение выбирать подходящие ресурсы становится ключевым навыком для специалистов в области образования.

Эксперты уверены, что решение актуальных проблем возможно только через активное взаимодействие и коммуникацию внутри педагогического сообщества. Ольга Суханова, начальник управления исследований и разработки Академии Минпросвещения, привела в качестве примера успешный опыт своего ведомства. Эффективное сотрудничество между педагогами способствует обмену знаниями и внедрению инновационных практик, что в свою очередь улучшает качество образования.

Поле дополнительного профессионального образования претерпевает значительные изменения. Оно расширяется, охватывая не только институты дополнительного профессионального образования, но и методистов и учителей, работающих в школах и демонстрирующих положительные результаты. Академия активно сотрудничает с тьюторами — учителями, которые показывают высокие достижения и готовы делиться своим опытом. Это сотрудничество способствует повышению качества образования и обмену передовыми педагогическими методиками.

Ведомство организует курсы повышения квалификации для наставников, которые впоследствии помогают своим коллегам внедрять современные практики и использовать проверенные разработки. Это формирует систему «горизонтального обучения», которая является популярной моделью peer-to-peer обучения во всем мире. Цифровые технологии значительно упрощают процесс профессиональной взаимопомощи: учитель из любого региона может легко найти поддерживающего коллегу и консультироваться с более опытными специалистами.

Опыт опытных педагогов используется не только учителями, но и разработчиками цифровых решений. В компании «Сферум», например, работают учителя-амбассадоры, которые являются связующим звеном между образовательным сообществом и создателями цифровых продуктов. Это сотрудничество позволяет лучше понимать потребности учителей и адаптировать технологии под реальные условия образовательного процесса.

Нам действительно необходимы специалисты из регионов, с которыми мы можем взаимодействовать. Они могут обмениваться опытом с коллегами и делиться информацией о том, как эффективно используют нашу систему. Учитывая разнообразие подходов, это особенно важно. Мы разрабатываем систему массового обслуживания, которая призвана поддерживать учителей в их работе и облегчать образовательный процесс. Рубен Акопов отметил значимость такого взаимодействия для улучшения качества образовательных услуг.

Разработчики активно взаимодействуют с педагогами-экспертами, получая обратную связь не только по уже существующим продуктам, но и при планировании внедрения новых функций. Такой подход обеспечивает создание цифровых инструментов, которые действительно полезны для учителей. Это позволяет избежать ситуации, когда разработанные решения оказываются ненужными и неэффективными в образовательном процессе.

Фото: Rido / Shutterstock

Когда наступит будущее

Несмотря на внедрение новых технологий и рост популярности горизонтального обучения, переход школ от традиционных методов обучения к цифровым форматам не произойдет мгновенно. Пандемия подтолкнула образовательные учреждения к быстрому усвоению новых инструментов, но полностью адаптироваться к цифровой эпохе требует времени и усилий.

Рубен Акопов утверждает, что полноценная цифровизация в образовании станет реальностью лишь через несколько десятилетий. При этом переход к новой цифровой реальности будет обусловлен не только развитием технологий или повышением квалификации учителей, но и естественной сменой поколений. Спикер отметил, что дети, родившиеся в последние пять-шесть лет, существенно отличаются от нынешних школьников, не говоря уже о тех, кто уже закончил школу. В качестве примера он привёл своего сына, который, увидев точки на ковре, попытался на них нажать. Подобный опыт описала и Наталья Киселёва, рассказав о том, как её ребёнок пытался «раздвинуть» фотографии, чтобы увеличить изображение. Эти примеры подчеркивают, как быстро меняется восприятие технологий у новых поколений, что, в свою очередь, требует адаптации образовательных методов и подходов.

По словам Рубена Акопова, оценить достигнутые результаты можно будет примерно через 20–30 лет. В настоящее время разрабатываются различные инструменты, однако полноценной системы пока не существует.

Александр Ларьяновский подчеркивает, что дать точный прогноз на ближайшее будущее невозможно. Он отмечает, что разработчики цифровых решений для педагогов будут сталкиваться с множеством ошибок в процессе поиска эффективных механизмов. По его мнению, осознание того, как правильно интегрировать офлайн- и онлайн-образование, придет только через два-три года. Важно понимать, что этот процесс требует времени и тщательного анализа, чтобы создать качественные образовательные инструменты.

Татьяна Серебрякова подчеркнула, что важнейшей задачей является обеспечить плавное переключение между традиционными и цифровыми инструментами в образовательном процессе. Она отметила, что если учитель умеет органично интегрировать цифровые технологии в уроки, используя их в нужный момент, то достичь этого уровня удастся довольно быстро. По мнению эксперта, для реализации этой цели потребуется от двух до пяти лет.

Ольга Суханова отметила важность вариативности цифрового контента, особенно в контексте проверки прикладных заданий. Она подчеркнула, что лишь со временем станет ясно, какие инструменты окажутся наиболее востребованными в современных образовательных учреждениях. Адаптация цифровых технологий в учебном процессе требует внимательного подхода к выбору инструментов, способствующих эффективному обучению и развитию учащихся.

По мнению экспертов, педагогам в процессе адаптации к «переходному периоду» следует учитывать несколько ключевых рекомендаций. Эти советы помогут облегчить процесс изменений и повысить эффективность работы в новых условиях. Применение данных рекомендаций способствует более плавному внедрению новых образовательных практик и технологий, а также улучшению взаимодействия с учениками и коллегами.

  • не бояться новых сервисов и цифровизации в целом;
  • терпимее относиться к новым разработкам и ошибкам их создателей;
  • принимать участие в тестировании продуктов;
  • помнить о цели урока и образовательного процесса при использовании новых технологий или сервисов. Слишком большое количество цифровых инструментов не упростит работу и точно не будет отражать современный образовательный процесс.

Конечно, предоставьте, пожалуйста, текст, который вы хотели бы, чтобы я отредактировал и оптимизировал под SEO.

Цифровые инструменты для учителей представляют собой лишь средства для достижения образовательных целей. Подобно тому, как для забивания гвоздей можно использовать молоток, шуруповёрт или дрель, важно понимать, что конечная цель — это то, что мы хотим повесить на этот гвоздь. На рынке появляются новые продукты от различных компаний, что создает разнообразие и выбор для педагогов. Однако учителям необходимо время для изучения и адаптации этих инструментов под свои потребности. Важно предоставить им такую возможность. С другой стороны, учителям нужно осознать, что традиционные методы уже не являются единственным вариантом. Отказ от современных технологий и сервисов было бы неоправданным шагом. Наталья Киселёва подчеркивает, что интеграция цифровых решений в образовательный процесс — это не только необходимость, но и возможность улучшить качество обучения.

Спикер подчеркнула, что развитие невозможно без объединения усилий. Важно, чтобы органы власти, компании-разработчики и образовательные организации, занимающиеся подготовкой педагогов, совместно содействовали учителям в выборе оптимальных решений. Сотрудничество всех заинтересованных сторон является ключевым фактором для успешного внедрения новых подходов в образование.

Читайте также о том, как оптимизировать ваш контент для поисковых систем. Используйте ключевые слова естественным образом, чтобы повысить видимость вашего сайта. Не забывайте о важности мета-тегов и заголовков, которые помогают поисковым системам лучше понимать содержание вашей страницы. Обновляйте свой контент регулярно, чтобы поддерживать его актуальность и соответствие интересам вашей аудитории. Убедитесь, что ваш сайт удобен для мобильных устройств, так как это влияет на ранжирование в поисковых системах. Также стоит обратить внимание на скорость загрузки страниц, так как это важный фактор для пользователей и поисковых систем.

  • Какую стратегию цифровой трансформации подготовили для образования
  • Когда EdTech полезен для школ, а когда — не очень
  • Почему наши школы ещё не стали цифровыми: мнения экспертов
  • 5 особенностей детских онлайн-занятий, которые важно учитывать педагогам