Корп обучение #Статьи

21 июня, 2025

Учебные мероприятия: 10 классических форматов / Skillbox Media

Что такое лекция и семинар, знают все, а вот есть ли разница между мастер-классом и воркшопом, тренингом и кейс-стади?

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

Каждая учебная программа включает не только стандартные лекции, но и интерактивные мероприятия, способствующие закреплению знаний, отработке навыков и углублению в учебный материал. Существует широкий выбор форматов обучения, и мы выделили десять наиболее популярных примеров. Эти примеры помогут вам ориентироваться и понять, чем отличаются на первый взгляд схожие активности.

Семинар

Классический семинар включает в себя несколько кратких выступлений и докладов по определенной теме, после которых следует дискуссия среди участников. Некоторые семинары могут проходить в формате обсуждений без предварительных докладов. Обычно такие мероприятия проводятся регулярно и сосредоточены на одной учебной дисциплине или объединены общей междисциплинарной темой. Например, Институт образования Высшей школы экономики организует междисциплинарный семинар «Нейронауки об образовании». На каждом семинаре выступает эксперт, который делится знаниями по темам, связанным с нейронауками и их влиянием на процесс обучения. Такие семинары способствуют углублению понимания того, как люди учатся, и позволяют участникам обмениваться идеями и опытом.

Семинары являются популярным форматом обучения в высших учебных заведениях, что обусловлено их эффективностью в углублении знаний студентов. Подготовка докладов и последующие обсуждения позволяют глубже понять материал. Однако семинары также проводятся в школах и на онлайн-курсах, где они могут принимать различные формы. Например, занятия, на которых студенты обсуждают выполненные домашние задания или прочитанные книги, также относятся к семинарскому формату. Этот подход способствует активному вовлечению учащихся в учебный процесс и развитию аналитических навыков.

Мастер-класс

Мастер-класс как формат обучения зародился в музыкальной сфере, где известные исполнители и композиторы поочередно слушали выступления менее опытных музыкантов и предоставляли им ценные рекомендации. Этот подход к обучению стал популярным и в других областях, позволяя специалистам делиться опытом и навыками с начинающими профессионалами. Мастер-классы способствуют более глубокому пониманию предмета, а также развивают творческие способности участников, создавая уникальную атмосферу для обмена знаниями и идеями.

Мастер-класс в сфере образования — это мероприятие, проводимое признанными экспертами, которые делятся своими знаниями и навыками. Участники получают возможность не только наблюдать за процессом, но и активно участвовать в практических заданиях, получая обратную связь от специалистов. Мастер-классы могут быть частью образовательного курса или отдельным событием, подходящим для аудитории с различным уровнем подготовки. Основные преимущества мастер-классов заключаются в передаче уникального опыта и предоставлении индивидуального внимания каждому участнику, что способствует глубокому усвоению материала и развитию практических навыков.

Кадр: фильм «Тар» / Universal Pictures / Focus Features

Мастер-классы не имеют строгих стандартов по количеству участников и длительности. В зависимости от выбранной дисциплины и подхода, время проведения может варьироваться от одного-двух часов до целого дня. Такой гибкий формат позволяет адаптировать мастер-классы под потребности участников и особенности темы, что делает их более эффективными и удобными.

Воркшоп

В русскоязычном пространстве формат воркшопа часто воспринимается как нечто загадочное. По сути, воркшоп представляет собой рабочую мастерскую, что подтверждает и само название на английском языке — workshop. В этом формате обучения участники под руководством модератора-эксперта не только получают новые знания, но и сразу применяют их на практике, создавая конкретный продукт. В отличие от мастер-класса, где акцент делается на опыт мастера, в воркшопе роль ведущего заключается в том, чтобы направлять участников и поддерживать их активную работу на протяжении всего занятия. Такой подход позволяет глубже освоить материал и развить практические навыки, что делает воркшопы эффективным инструментом для обучения и профессионального роста.

Форма и содержание воркшопа могут варьироваться в зависимости от цели и аудитории. Например, на занятии для начинающих фотографов участники будут по-разному интерпретировать одну и ту же сцену, а затем обсуждать свои результаты. На воркшопе по созданию детективных сюжетов писатели будут работать в небольших группах, разрабатывая интересные сюжетные повороты для своих произведений. В других случаях воркшоп может представлять собой дискуссию, направленную на решение конкретной проблемы, когда специалисты по истории совместно анализируют и описывают определённое явление в жизни страны. Такие мероприятия способствуют обмену опытом и идеями, а также углубляют понимание обсуждаемых тем.

Воркшопы подходят для любой аудитории, включая детей и взрослых, независимо от уровня подготовки. Отсутствие строгих временных рамок позволяет гибко подходить к организации мероприятий. Однако количество участников зачастую ограничивается, поскольку оптимальная группа для эффективного обучения должна быть небольшой.

Тренинг

Тренинг — это практическое занятие, на котором участники совершенствуют уже имеющиеся навыки или осваивают новые под руководством профессионального тренера. Мероприятие включает в себя серию упражнений, которые связаны общей темой и конкретной целью. Хотя на тренинге может быть представлена небольшая теоретическая информация, его основная задача заключается в практическом применении знаний и умений. Тренинги часто используются для развития личной эффективности, командного взаимодействия и профессиональных компетенций, что делает их важным инструментом в обучении и развитии.

Существует множество видов тренингов, однако большинство из них сосредоточены на развитии гибких навыков и психологии. На тренингах по личностному росту участники учатся осознанному подходу к себе и своей жизни, в то время как бизнес-тренинги фокусируются на таких аспектах, как тайм-менеджмент, лидерство и личная эффективность. В отличие от воркшопов, где участники создают осязаемые объекты под руководством наставника, тренинги обычно не дают физического результата. Вместо этого их итогом становится приобретение новых навыков, которые могут существенно улучшить как личную, так и профессиональную жизнь.

Митап

Митап, что в переводе с английского языка означает «встреча», точно отражает свою суть. Это неформальное мероприятие, предназначенное для обмена опытом и мнениями между участниками. Обычно митапы проходят в течение одного-двух часов, в ходе которых участники представляют короткие доклады или презентации, после чего проводится обсуждение озвученных идей. Митапы становятся отличной возможностью для профессионалов и энтузиастов в разных областях делиться своими знаниями, находить единомышленников и налаживать полезные контакты.

Ключевая особенность митапа заключается в его целевой аудитории, которая ориентирована на представителей одного сообщества или структуры. Например, встреча разработчиков в области корпоративного обучения может считаться митапом. Однако если в мероприятии участвуют разработчики, учителя и преподаватели вузов, то это уже будет тематическая конференция. Митапы могут быть как внутренними, когда участники представляют одну организацию, так и внешними, когда участники приходят из разных структур, но работают в одной сфере. Митапы предоставляют уникальную возможность для обмена опытом и идеями среди профессионалов, что способствует развитию сообщества и улучшению профессиональных навыков.

Кадр: сериал «Супермаркет» / Spitzer Holding Company / The District

Митапы обычно организуются для обсуждения лучших практик и интересных кейсов. Этот формат идеально подходит для нетворкинга, обмена знаниями и анализа последних трендов в отрасли. Участники имеют возможность установить полезные контакты, получить актуальную информацию и поделиться своим опытом, что способствует развитию профессиональных навыков и расширению кругозора.

Мастермайнд

Мастермайнд представляет собой встречу группы единомышленников, сосредоточенную на поддержке и обмене опытом. Этот формат был введен Наполеоном Хиллом в 1937 году в его книге «Думай и богатей», которая стала одной из первых в жанре нон-фикшен, посвященных достижению успеха. Хилл описал мастермайнд как «координацию знаний и усилий двух или более людей, работающих над общей целью в духе гармонии». Мастермайнд-сессии помогают участникам развивать идеи, находить решения проблем и получать поддержку в личных и профессиональных начинаниях. Этот подход способствует не только развитию навыков, но и формированию крепких связей между участниками.

Участники мастермайнда обсуждают возникающие сложности, обмениваются мнениями, идеями и инсайтами. Такие мероприятия часто проводятся для специалистов одной области или включаются в учебные программы, позволяя студентам ощутить себя частью сообщества. Это дает возможность осознать, что они не одиноки в своих переживаниях, а также поделиться сомнениями и страхами. Мастермайнды не имеют жестких тематических рамок и объединяют участников на основе общего опыта. Они особенно популярны в сфере бизнес-образования и корпоративного обучения для управленцев, способствуя обмену знаниями и развитию профессиональных навыков.

Мастермайнд обладает уникальными особенностями, которые делают его эффективным инструментом для обмена опытом и решения проблем. Прежде всего, для успешного проведения мастермайнда необходим опытный фасилитатор, который не только установит правила общения, но и будет контролировать их соблюдение. Это создает атмосферу доверия и открытости, что крайне важно для продуктивного обсуждения. Кроме того, мастермайнды имеют временные ограничения, обычно продолжаясь около двух часов, и число участников не превышает семи человек. Это условие позволяет каждому участнику получить возможность высказаться, а обсуждение конкретной темы занимает примерно 15 минут. Такие параметры способствуют глубокому анализу и качественному взаимодействию между участниками, что делает мастермайнд ценным инструментом для профессионального и личностного роста.

Кейс-стади

Кейс-стадии представляют собой метод обучения, основанный на анализе конкретных ситуаций, в которых необходимо применять полученные знания и навыки. Этот подход подразумевает использование теоретических основ для решения практических задач, часто заимствованных из реального опыта или созданных на его основе. Кейс-стадии наиболее распространены в бизнес-среде и среди студентов юридических факультетов, однако данный метод обучения с успехом можно адаптировать и для других областей. Использование кейс-стадий способствует развитию критического мышления, аналитических способностей и навыков принятия решений, что делает его ценным инструментом в образовательном процессе.

Кейс-стадии делятся на два основных типа. Первый тип включает анализ учебного кейса с уже существующим решением: участники изучают предоставленные материалы, выявляют сильные и слабые стороны решения, а затем формируют выводы на основе анализа. Второй тип предполагает отсутствие готового решения, и участникам необходимо разработать и предложить собственные идеи и подходы к решению поставленной задачи. Такой подход способствует развитию критического мышления и креативности, что делает кейс-стадии ценным инструментом в обучении и профессиональном развитии.

Кейс-сессии и учебные кейсы в корпоративном обучении представляют собой эффективный инструмент для развития навыков сотрудников. В данной статье мы рассмотрим, как правильно организовать кейс-сессии и составить учебные кейсы, чтобы обеспечить максимальную пользу для участников. Эффективная структура кейсов помогает углубить понимание реальных бизнес-ситуаций и развить критическое мышление. Узнайте больше о лучших практиках создания учебных кейсов и организации кейс-сессий, которые помогут вашему бизнесу достичь новых высот.

Хакатон

Хакатон — это конкурс, в котором участники формируют команды для решения сложных задач или разработки проектов за ограниченное время, обычно от 8 до 72 часов. Основные характеристики хакатонов заключаются в том, что команды работают над реальными задачами, предоставленными заказчиками, и могут рассчитывать на призовой фонд для победителей. Интенсивность работы также является важной особенностью, так как участники часто трудятся без перерывов на протяжении нескольких дней, оставаясь на площадке мероприятия. Хакатоны способствуют развитию навыков командной работы, креативности и быстрого принятия решений, что делает их популярными среди разработчиков, дизайнеров и предпринимателей.

Кадр: фильм Bring out the branston / Nikki Holbrow

Хакатоны изначально возникли в IT-среде, где программисты и дизайнеры решали задачи, связанные с разработкой приложений и созданием сайтов. Со временем этот практический формат обучения распространился за пределы IT-отрасли. Сегодня хакатоны организуются для методистов, маркетологов и предпринимателей, предоставляя им возможность развивать навыки, обмениваться опытом и генерировать инновационные идеи. Этот подход позволяет участникам эффективно решать реальные задачи и находить творческие решения в различных сферах.

Хакатон представляет собой уникальное событие, сосредоточенное на решении актуальных и сложных задач. В отличие от других мероприятий, в нем участвуют люди, обладающие необходимыми знаниями и навыками в определенной области. Участие в хакатоне предоставляет возможность не только выиграть приз, но и получить бесценный опыт, включая навыки командной работы. Участники создают рабочие проекты, которые могут стать важной частью их портфолио, а также устанавливают полезные связи, которые могут пригодиться в будущем. Кроме того, хакатон является отличной платформой для привлечения внимания потенциальных работодателей.

Хакатон может выступать как независимое мероприятие или быть интегрированным в учебный курс. Например, его можно использовать для защиты студенческих проектов, что способствует развитию навыков командной работы и практического применения знаний.

World Cafe (мировое кафе)

Мировое кафе — это метод организации обсуждений, который позволяет участникам глубже погрузиться в конкретные темы. В рамках этого формата в зале размещаются несколько столов, за каждым из которых находится модератор, являющийся активным участником обсуждения. На каждом столе имеется лист бумаги или специальная доска с обозначенной проблемой или вопросом для обсуждения. Участники перемещаются от одного стола к другому, уделяя каждой теме 10–15 минут под руководством модератора. Все высказанные идеи фиксируются, и в завершение мероприятия они представляются всей группе. Этот формат способствует обмену мнениями, генерации новых идей и эффективному решению проблем, что делает мировое кафе популярным инструментом в образовательных и бизнес-контекстах.

«Столики в кафе» могут восприниматься как условность, однако их суть заключается в создании временных рамок для постоянного обсуждения актуальных вопросов, на которые не существует единственно верного ответа. Беседы участников должны проходить в неформальной обстановке, в атмосфере доверия и дружелюбия, позволяя каждому свободно выражать своё мнение. Такие групповые обсуждения приносят пользу как взрослым, так и детям, способствуя развитию критического мышления и навыков общения.

Вебинар

Вебинар — это термин, который в настоящее время обозначает мероприятие, проводимое в онлайн-формате в режиме реального времени. Под вебинаром могут подразумеваться различные форматы, такие как лекции, семинары, мастер-классы, тренинги и митапы. Изначально данное слово использовалось для обозначения семинаров, проводимых онлайн. Сегодня, когда в анонсах мероприятий указывается, что это будет вебинар, подразумевается, что участники смогут слушать выступления одного или нескольких экспертов по определенной теме, а затем участвовать в дискуссии и задавать вопросы. Вебинары становятся все более популярными благодаря своей доступности и возможности взаимодействия с профессионалами в различных областях.

Редакция выражает благодарность Евгении Ращупкиной, основательнице проекта LXD Hero и автору телеграм-канала LX Notes, за её экспертную помощь в подготовке данной статьи.

Изучайте также:

  • 13 синхронных активностей для асинхронных онлайн-курсов
  • Как провести вебинар и какие типичные трудности могут быть
  • Как организовать нетворкинг на онлайн-курсе
  • 6 полезных советов по организации гибридного тренинга (офлайн плюс онлайн)

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее